Межгосударственный совет по противодействию коррупции доклад

Обновлено: 04.07.2024

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации в режиме видеоконференции состоялось VI заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Российскую Федерацию представила делегация во главе с Генеральным прокурором Российской Федерации Игорем Красновым, который является членом Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Также в мероприятии приняли участие делегации членов Совета от Республики Армения во главе с Генеральным прокурором Артуром Давтяном, Республики Беларусь во главе с Генеральным прокурором Андреем Шведом, Республики Казахстан во главе с Председателем Агентства по противодействию коррупции Маратом Ахметжановым, Киргизской Республики во главе с Генеральным прокурором Курманкулом Зулушевым, Республики Таджикистан во главе с первым заместителем директора Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Сухробом Сафарзодой. Делегацию Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств возглавил директор организационного департамента Игорь Граховский. Кроме того, на заседание приглашена делегация от Республики Молдова во главе с заместителем начальника управления по международному сотрудничеству Национального центра по борьбе с коррупцией Стелой Русу.

В течение последних двух лет деятельность Совета проводилась под председательством Республики Беларусь и была обусловлена выполнением решений, в том числе принятых на заседании в 2019 году в Минске.

В ходе заседания председательство в Совете было передано Республике Казахстан, а председателем Совета определен Марат Ахметжанов – Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции.

Выступая с докладом, Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов поблагодарил белорусских коллег за эффективное председательство в Совете в течение двух последних лет, пожелав плодотворной работы и успехов Марату Ахметжанову в качестве нового председателя Совета.

Генпрокурор России подчеркнул системный и последовательный характер антикоррупционной политики в нашей стране, отметив, что менее месяца назад Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан уже шестой по счету Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Игорь Краснов акцентировал, что прокуратуре отведена ведущая роль в реализации большинства предусмотренных Национальным планом мероприятий.

Участники заседания представили передовые новеллы законодательства своих стран, направленные на противодействие коррупции, обсудили вопросы совершенствования международного сотрудничества по вопросам выявления коррупционных правонарушений вне рамок уголовного преследования и результаты выполнения международных договоров, заключенных в рамках СНГ, обсудили иные вопросы повестки дня, в том числе реализацию совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы. По итогам мероприятия членами Совета утвержден План работы на 2022 год, приняты решения об определении нового секретариата и о проведении очередного заседания в 2022 году в Кыргызской Республике.

3 Изображения

Рубрики

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

8 сентября 2021, 14:02

Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов принял участие в VI заседании Межгосударственного совета по противодействию коррупции

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации в режиме видеоконференции состоялось VI заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Российскую Федерацию представила делегация во главе с Генеральным прокурором Российской Федерации Игорем Красновым, который является членом Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Также в мероприятии приняли участие делегации членов Совета от Республики Армения во главе с Генеральным прокурором Артуром Давтяном, Республики Беларусь во главе с Генеральным прокурором Андреем Шведом, Республики Казахстан во главе с Председателем Агентства по противодействию коррупции Маратом Ахметжановым, Киргизской Республики во главе с Генеральным прокурором Курманкулом Зулушевым, Республики Таджикистан во главе с первым заместителем директора Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Сухробом Сафарзодой. Делегацию Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств возглавил директор организационного департамента Игорь Граховский. Кроме того, на заседание приглашена делегация от Республики Молдова во главе с заместителем начальника управления по международному сотрудничеству Национального центра по борьбе с коррупцией Стелой Русу.

В течение последних двух лет деятельность Совета проводилась под председательством Республики Беларусь и была обусловлена выполнением решений, в том числе принятых на заседании в 2019 году в Минске.

В ходе заседания председательство в Совете было передано Республике Казахстан, а председателем Совета определен Марат Ахметжанов – Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции.

Выступая с докладом, Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов поблагодарил белорусских коллег за эффективное председательство в Совете в течение двух последних лет, пожелав плодотворной работы и успехов Марату Ахметжанову в качестве нового председателя Совета.

Генпрокурор России подчеркнул системный и последовательный характер антикоррупционной политики в нашей стране, отметив, что менее месяца назад Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан уже шестой по счету Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Игорь Краснов акцентировал, что прокуратуре отведена ведущая роль в реализации большинства предусмотренных Национальным планом мероприятий.

Участники заседания представили передовые новеллы законодательства своих стран, направленные на противодействие коррупции, обсудили вопросы совершенствования международного сотрудничества по вопросам выявления коррупционных правонарушений вне рамок уголовного преследования и результаты выполнения международных договоров, заключенных в рамках СНГ, обсудили иные вопросы повестки дня, в том числе реализацию совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы. По итогам мероприятия членами Совета утвержден План работы на 2022 год, приняты решения об определении нового секретариата и о проведении очередного заседания в 2022 году в Кыргызской Республике.


25 октября 2013 года на заседании Совета глав государств СНГ в г. Минске главы 6 государств (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) подписали Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (далее – МСПК, Совет).

МСПК является органом отраслевого сотрудничества СНГ и предназначен в рамках своей компетенции для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, а также обзора реализации обязательств государств – участников Соглашения в сфере противодействия коррупции и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами.

Совет руководствуется в своей деятельности Уставом и другими основополагающими документами СНГ, договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, двусторонними и многосторонними соглашениями о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового (финансового) законодательства, Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ, а также Положением об МСПК.

Совет подотчетен в своей деятельности Совету глав государств СНГ.

Членами Совета являются руководители (полномочные представители) уполномоченных компетентных и (или) специализированных органов государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции.

Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым членом МСПК на основе принципа ротации в порядке русского алфавита в течение не более одного года, если иное не будет установлено решением Совета. Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями.

В настоящее время Председателем Совета является Ахметжанов Марат Муратович, Председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы).

Сопредседателями Совета являются:

Швед Андрей Иванович, Генеральный прокурор Республики Беларусь,

Зулушев Курманкул Токторалыевич, Генеральный прокурор Кыргызской Республики.


Задачи, функции и права

Задачи, функции и права Совета ограничиваются государствами – участниками Соглашения.

Основными задачами МСПК являются:

определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции;

оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств;

координация программ технического содействия в сфере противодействия коррупции.

Основными направлениями деятельности Совета в сфере противодействия коррупции являются:

содействие сближению и гармонизации национального законодательства;

разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества;

координация взаимодействия компетентных органов, а также заинтересованных органов СНГ;

обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов.

В целях выполнения возложенных на него задач в сфере противодействия коррупции МСПК

осуществляет следующие функции:

участие в разработке целевых программ и предложений по приоритетным направлениям сотрудничества;

содействие обмену информацией;

рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров по антикоррупционным программам;

рассмотрение вопросов проведения совместных научно-исследовательских работ;

и обладает следующими правами:

принимать решения и рекомендации, направленные на развитие сотрудничества и взаимодействия компетентных органов;

вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ подготовленные МСПК проекты документов, а также информацию о выполнении решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, касающихся деятельности МСПК;

координировать деятельность других органов отраслевого сотрудничества СНГ, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов противодействия коррупции;

создавать при необходимости временные рабочие группы;

привлекать для выполнения отдельных работ ученых и специалистов;

направлять в заинтересованные органы СНГ информацию по вопросам противодействия коррупции, а также публиковать ее в печатных изданиях органов СНГ;

решать иные вопросы в пределах своей компетенции.


Организация деятельности

Основной формой деятельности МСПК являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе его председателя или по предложению не менее трех членов Совета. Повестка дня заседания формируется на основе соответствующих решений высших органов СНГ, самого Совета и предложений членов МСПК.

Член Совета, не имеющий возможности прибыть на заседание, вправе делегировать своего представителя, наделенного полномочиями принимать решения на заседании МСПК.

В состав Совета с правом совещательного голоса могут входить руководитель Секретариата МСПК, представитель Исполнительного комитета СНГ, а также руководители секретариатов заинтересованных органов отраслевого сотрудничества СНГ.

В заседаниях Совета могут

участвовать в качестве наблюдателей:

представители международных организаций,

представители иных заинтересованных государств,

официальные лица принимающего государства,

представители уставных органов СНГ,

представители органов отраслевого сотрудничества СНГ, государственных органов и общественных организаций государств – участников СНГ – по вопросам, относящимся к их деятельности.

При принятии решений действует принцип: одно государство – один голос. Решения МСПК по принципиальным вопросам принимаются на основе консенсуса. Любой член Совета может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения, а также для присоединения данного члена МСПК к принятому решению в будущем. Решения, принимаемые в ходе заседания, подписываются членами Совета, присутствующими на заседании.

Председатель МСПК:

осуществляет общее руководство деятельностью Совета, его Секретариата и временных рабочих групп;

проводит заседания МСПК;

содействует выполнению решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ о противодействии коррупции;

подписывает документы от имени МСПК;

представляет в установленном порядке интересы Совета;

поддерживает и развивает по поручению МСПК контакты с органами Содружества СНГ, международными организациями и их структурами в пределах своей компетенции;

содействует взаимодействию между компетентными органами государств – участников Соглашения, осуществляющими противодействие коррупции;

осуществляет иные действия, связанные с обеспечением деятельности МСПК.

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляется Секретариатом. Расходы, связанные с финансированием заседаний Совета, осуществляются за счет соответствующих органов государственной власти принимающего государства.

Функции Секретариата выполняет уполномоченный компетентный и (или) специализированный орган государства – участника Соглашения, руководитель (полномочный представитель) которого председательствует в Совете, совместно со структурным подразделением Исполнительного комитета СНГ. Соответственно, руководителем Секретариата является представитель указанного органа, а его заместителем – представитель Исполнительного комитета СНГ.

Руководителем Секретариата МСПК является руководитель департамента нормотворчества и международного сотрудничества Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) Базарбаева Айгуль Амангельдиевна (тел. 8 10 7 172 909085), заместителем - советник отдела по сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, терроризмом и наркоугрозой департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Малашевич Игорь Иванович (тел. 8 017 215 49 77).

Государства - участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

учитывая, что коррупция представляет угрозу безопасности Сторон,

придавая важное значение развитию сотрудничества в противодействии коррупции и стремясь к его координации,

признавая, что борьба с коррупцией требует использования совместных и эффективных форм, методов и средств,

считая, что взаимодействие в вопросах противодействия коррупции способно принести значительную пользу в решении задачи по искоренению коррупции,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Образовать Межгосударственный совет по противодействию коррупции (далее - Совет).

Статья 2

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Межгосударственном совете по противодействию коррупции согласно приложению, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 3

Каждая Сторона при сдаче депозитарию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу, сообщает данные о члене Совета.

О замене члена Совета Сторона в течение месяца письменно уведомляет депозитарий.

Статья 4

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих для нее из других международных договоров, участницей которых она является.

Статья 5

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующего уведомления.

Статья 6

По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующим протоколом, вступающим в силу в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Соглашения.

Статья 7

Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства, разделяющего его цели и принципы, путем передачи депозитарию документа о присоединении.

Для государства - участника Содружества Независимых Государств настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.

Для государства, не являющегося участником Содружества Независимых Государств, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием последнего уведомления о согласии всех государств - участников настоящего Соглашения на такое присоединение.

Статья 8

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.

Совершено в городе Минске 25 октября 2013 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику

За Республику Армения

За Республику Беларусь

За Республику Казахстан

За Кыргызскую Республику

За Республику Молдова

За Российскую Федерацию

За Республику Таджикистан

За Республику Узбекистан

Приложение
к Соглашению об образовании
Межгосударственного совета
по противодействию коррупции
от 25 октября 2013 года

Положение о Межгосударственном совете по противодействию коррупции

I. Общие положения

1. Межгосударственный совет по противодействию коррупции (далее - Совет) является органом отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств и предназначен в рамках своей компетенции для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, а также обзора реализации обязательств государств - участников Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (далее - Соглашение) в сфере противодействия коррупции и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами.

2. Совет руководствуется в своей деятельности Уставом Содружества Независимых Государств, договорами и решениями, принятыми в рамках Содружества Независимых Государств, Общим положением об органах отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств и настоящим Положением.

3. Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств, другими органами Содружества Независимых Государств, государственными органами государств - участников Соглашения, а при необходимости - с международными организациями и их структурами.

4. Совет подотчетен в своей деятельности Совету глав государств Содружества Независимых Государств.

5. Совет организует свою работу на основе принятых им планов.

6. Совет ежегодно предоставляет в Исполнительный комитет Cjдружества Независимых Государств информацию о своей деятельности.

II. Основные задачи, направления деятельности и функции Совета

7. Основными задачами Совета являются:

определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции;

оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств - участников Соглашения;

координация программ технического содействия в сфере противодействия коррупции между государствами - участниками Соглашения.

8. Основными направлениями деятельности Совета являются:

содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств - участников Соглашения;

разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества государств - участников Соглашения в сфере противодействия коррупции;

координация взаимодействия компетентных органов государств - участников Соглашения, а также заинтересованных органов Содружества Независимых Государств по вопросам противодействия коррупции;

обеспечение реализации принятых в рамках Содружества Независимых Государств документов в сфере противодействия коррупции.

9. Основными функциями Совета являются:

участие в разработке целевых программ и предложений по приоритетным направлениям сотрудничества государств - участников Соглашения в сфере противодействия коррупции;

содействие обмену информацией по вопросам противодействия коррупции;

рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров по антикоррупционным программам государств - участников Соглашения по подготовке и переподготовке кадров по указанным программам;

рассмотрение вопросов проведения совместных научно-исследовательских работ по проблемам в сфере противодействия коррупции, представляющим взаимный интерес.

10. Совет осуществляет иные функции, входящие в его компетенцию.

III. Права Совета

11. Совет имеет право:

принимать решения и рекомендации, направленные на развитие сотрудничества и взаимодействия компетентных органов государств - участников Соглашения по вопросам противодействия коррупции;

вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств подготовленные Советом проекты документов, а также информацию о выполнении решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, касающихся деятельности Совета;

координировать деятельность других органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов противодействия коррупции;

создавать при необходимости временные рабочие группы;

привлекать для выполнения отдельных работ ученых и специалистов;

направлять в заинтересованные органы Содружества Независимых Государств информацию по вопросам противодействия коррупции, а также публиковать ее в печатных изданиях органов Содружества Независимых Государств;

решать иные вопросы в пределах своей компетенции.

IV. Организация деятельности Совета

12. Членами Совета являются руководители (полномочные представители) уполномоченных компетентных и (или) специализированных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия коррупции. Каждое государство имеет в Совете один голос. Член Совета, не имеющий возможности прибыть на заседание, вправе делегировать своего представителя, наделенного полномочиями принимать решения на заседании Совета.

Представители государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, но присоединившихся к Соглашению, участвуют в работе Совета с правом совещательного голоса.

В состав Совета с правом совещательного голоса могут входить руководитель Секретариата Совета, представитель Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, а также руководители секретариатов заинтересованных органов отраслевого сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

13. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым членом Совета на основе принципа ротации в порядке русского алфавита в течение не более одного года, если иное не будет установлено решением Совета. Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями.

В случае временного отсутствия председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей.

14. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в год.

15. По мере необходимости могут созываться внеочередные заседания Совета.

Внеочередное заседание Совета созывается председателем по его инициативе или по предложению не менее трех членов Совета.

16. Место проведения заседания Совета определяется по предварительной договоренности членов Совета.

17. Порядок созыва заседаний Совета, их проведения, кворум, процедура принятия решений и рекомендаций, а также другие вопросы его деятельности определяются регламентом, утвержденным Советом.

18. Председатель Совета:

осуществляет общее руководство деятельностью Совета, его Секретариата и временных рабочих групп;

проводит заседания Совета;

содействует выполнению решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о противодействии коррупции;

подписывает документы от имени Совета;

представляет в установленном порядке интересы Совета;

поддерживает и развивает по поручению Совета контакты с органами Содружества Независимых Государств, международными организациями и их структурами в пределах своей компетенции;

содействует взаимодействию между компетентными органами государств - участников Соглашения, осуществляющими противодействие коррупции;

осуществляет иные действия, связанные с обеспечением деятельности Совета.

Настоящая Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции (далее – Концепция) разработана в соответствии с п. 1.1.1.1 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 25 октября 2013 года.

Принятие Концепции обусловлено необходимостью дальнейшего системного и согласованного развития сотрудничества государств – участников СНГ в целях обеспечения скоординированных действий в сфере противодействия коррупции.

Государства – участники СНГ, принимая Концепцию, основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, положениях национального законодательства государств – участников СНГ, руководствуются международными правовыми актами СНГ в сфере противодействия коррупции, в том числе:

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года;

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года;

Соглашением об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 года;

принимают во внимание:

I. Общие положения

Целью Концепции является дальнейшее расширение, укрепление и совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции.

Концепция направлена на развитие правовых и организационных основ сотрудничества в противодействии коррупции, а также определяет принципы, цели и задачи, основные направления и формы сотрудничества.

Совершенствование взаимодействия в области предупреждения коррупции между государствами – участниками СНГ является одним из важнейших направлений дальнейшего наращивания усилий международного сообщества по противодействию этому опасному явлению.

Под противодействием коррупции в Концепции понимается комплексная, системная деятельность государств – участников СНГ, органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая разработку и реализацию в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и населением социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие коррупционных преступлений и правонарушений, стимулирование активности должностных лиц, служащих и граждан в неприятии указанных явлений, а также своевременное выявление и устранение обстоятельств, способствующих данным преступлениям и правонарушениям.

Положения Концепции являются основой для разработки в рамках СНГ международных договоров, а также межгосударственных программ в сфере противодействия коррупции.

II. Принципы и цели сотрудничества

Сотрудничество государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции осуществляется на основе принципов:

уважения суверенитета государств – участников СНГ и их национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права;

приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина;

взаимной ответственности за выполнение принятых обязательств.

Целями сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции являются:

укрепление доверия между компетентными органами государств – участников СНГ;

создание в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств – участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий в данном направлении;

углубление и расширение международного сотрудничества;

партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;

установление антикоррупционных стандартов в государствах – участниках СНГ с учетом уровня, определенного международными правовыми актами, заключенными в рамках СНГ;

доступ к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и реализации антикоррупционной политики, с учетом соблюдения принципа неразглашения данных предварительного расследования в рамках международных договоров и национального законодательства;

использование в сфере противодействия коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

III. Задачи сотрудничества

Задачами сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции являются:

гармонизация понятий и категорий, используемых в процессе противодействия коррупции, создание условий для эффективного сотрудничества государств – участников СНГ в правовом регулировании взаимодействия в данной сфере;

выработка согласованных стратегий и совместных мер в сфере противодействия коррупции;

определение согласованных приоритетов взаимодействия в сфере противодействия коррупции;

содействие взаимодействию компетентных органов государств – участников СНГ в данной сфере;

осуществление деятельности по совместной разработке и реализации антикоррупционных мероприятий;

повышение эффективности сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии коррупционных преступлений, выявлении и установлении лиц, их совершающих или совершивших, а также в розыске лиц, скрывающихся от уголовного преследования, в целях привлечения их к уголовной ответственности;

обмен информацией о коррупционных преступлениях и правонарушениях, а также лицах, их совершивших, с учетом соблюдения принципа неразглашения данных предварительного расследования в рамках международных договоров и национального законодательства;

оказание правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях в рамках международных договоров и национального законодательства, а также сотрудничество в выявлении коррупционных преступлений и получении необходимой информации относительно лиц, причастных к совершению таких преступлений, до возбуждения (регистрации) уголовного дела;

признание и исполнение решений судов государств – участников СНГ по уголовным делам о возмещении ущерба от коррупционных преступлений в рамках международных договоров и национального законодательства;

гармонизация антикоррупционных норм национального законодательства государств – участников СНГ;

формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

осуществление сотрудничества в целях совершенствования противодействия коррупции, усиления защиты прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства;

развитие международной правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ;

информационное и научное обеспечение сотрудничества;

опубликование докладов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики;

научное обеспечение и методическое сопровождение реализации основных направлений взаимодействия в сфере противодействия коррупции;

создание и функционирование информационных систем, ориентированных на противодействие коррупции;

активизация антикоррупционного просвещения граждан;

принятие совместных мер по предупреждению, выявлению и пресечению международных переводов активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений;

повышение эффективности сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в противодействии легализации доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, а также принятие совместных мер по их розыску, аресту, изъятию, конфискации и возврату.

IV. Основные направления сотрудничества

Основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции являются:

совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в противодействии коррупции;

разработка и реализация совместных программ и планов по противодействию коррупции;

осуществление согласованных мер в сотрудничестве с международными организациями в сфере противодействия коррупции;

оказание взаимной консультативной помощи в разработке национальной системы мер противодействия коррупционным преступлениям и правонарушениям;

содействие обеспечению неотвратимости ответственности за коррупционные преступления и правонарушения;

оценка эффективности совместных усилий, предпринимаемых компетентными органами государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в противодействии коррупционным преступлениям и правонарушениям;

совершенствование модельного законодательства СНГ в сфере противодействия коррупции.

V. Основные формы сотрудничества

Основными формами сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции являются:

обмен информацией о состоянии коррупционной преступности;

выполнение запросов об оказании правовой помощи, поступающих от компетентных органов государств – участников СНГ, по вопросам противодействия коррупции в рамках международных договоров и национального законодательства;

выработка предложений по совершенствованию правового обеспечения, форм и методов совместной деятельности по противодействию коррупции;

обмен нормативными правовыми актами, научными, учебными и методическими пособиями по проблемным вопросам противодействия коррупции;

официальные визиты и рабочие встречи;

координационные совещания по актуальным вопросам противодействия коррупции;

проведение международных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров;

внедрение интернет-технологий в процесс многоуровневого взаимодействия в сфере противодействия коррупции;

обмен опытом работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений, проведение совместных семинаров, консультаций и совещаний;

разработка унифицированных понятий и терминов, используемых в области противодействия коррупции;

обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов, осуществляющих противодействие коррупции, в том числе на базе соответствующих высших учебных заведений государств – участников СНГ;

заключение международных договоров о сотрудничестве в сфере противодействия коррупции;

другие востребованные формы взаимодействия.

VI. Информационное и научное обеспечение сотрудничества

Информационное и научное обеспечение сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции включает:

проведение научно-практических конференций, семинаров, консультаций и совещаний по вопросам развития международного сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции;

разработку методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений;

проведение совместных научных исследований по проблемам противодействия коррупционным проявлениям;

подготовку предложений, направленных на формирование антикоррупционной модели поведения государственного служащего.

VII. Материально-техническое и финансовое обеспечение сотрудничества

Материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение развития сотрудничества в сфере противодействия коррупции осуществляется государствами – участниками СНГ в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальном бюджете на соответствующие цели, а также за счет других источников, если иное не предусмотрено законодательством государства – участника СНГ.

Подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

VIII. Механизм реализации положений Концепции

Контроль за исполнением решений, принятых в рамках настоящей Концепции, на национальном уровне осуществляется компетентными органами государств – участников СНГ.

Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии коррупции и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ осуществляются Исполнительным комитетом СНГ.

Читайте также: