Международные споры понятие и виды доклад

Обновлено: 02.07.2024

Сущность мирного урегулирования международных споров

Одной из главных составляющих мировой системы коллективной безопасности принято считать мирное урегулирование международных споров. В наше время растет производство различных видов оружия, использование которого может повлечь исчезновение мировой цивилизации. В связи с этим, всем государствам мира запрещено решать возникшие споры при помощи войны и надлежит строго придерживаться данного правила.

В 1982 году Декларация о мирном разрешении международных споров получила единодушное одобрение 37-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, которая признает решающей роль Совета Безопасности в мирном урегулировании споров (п. 1 разд. I). Она гласит, что именно переговоры служат тактичным и действенным способом улаживания споров (и. 10 разд. I).

Принцип мирного разрешения споров продолжил свое совершенствование в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этом Совещании была подписана Декларация принципов определяющая целостную связь данного принципа с принципом запрета на использование силы и угроз.

Данная декларация обязывает государства в кратчайшие сроки решать споры между собой и не применять различные акции, чтобы не усугубить конфликт.

Понятия спор и ситуация

Разногласия между странами не стоит спешить называть спором. В отличие от ситуации, в параметрах спора изначально присутствуют экспоненты, потому как его зарождение связано с одинаковыми взаимными претензиями стран в отношении предмета спора.

Ситуация же, в свою очередь, имеет более широкое значение. Ситуация может быть всегда, независимо от спора: до его появления, в момент и после его решения. Практическим значением этого разграничения является процесс их рассмотрения в Совете Безопасности. При рассмотрении ситуации сторона имеет право не воздерживаться от голосования, а при рассмотрении спора принимающая в нем участие сторона отказывается от выбора.

Средства решения международных споров

Международно-правовые средства разрешения международных споров — это всевозможные законные инструменты, методы для мирного решения конфликтов между странами, не прибегая к помощи армии.

Мирные способы урегулирования споров между странами можно подразделить на:

  • в первую очередь – ведение переговоров (между двумя и более сторонами или на международных симпозиумах);
  • межнациональные мероприятия, способствующие примирению (благодеяния и медиация, следственные и согласительные комиссии);
  • мировой арбитражный и правовой процесс (мировое судейство; Международный суд ООН);
  • разрешение споров в межнациональных альянсах.

Государство независимо в праве выбора того или иного способа разрешения конфликта.

Одним из наиболее важных и эффективных средств мирного урегулирования межгосударственных споров принято считать именно переговоры.

Этот многогранный, радикальный и результативный метод по праву стоит на первом месте 33 ст. Устава ООН. Важность переговоров состоит в том, что, какой бы мирный способ не выбрало государство, избежать диалога не удастся. В момент проведения переговоров происходит обсуждение спорной ситуации, возникшей между странами. Стороны обозначают при этом процесс и выбор метода для решения конфликта.

Переговоры помогают спорящим сторонам получить более четкое представление о соображениях друг друга и встречных исках и, в результате, достигнуть решения, удовлетворяющее всех участников спора. Это можно считать их достоинством.

Переговоры можно разделить на следующие виды:

  • по лицам — такие переговоры проходят между главами стран, властями, либо заведомо поверенными на то кандидатами (обсуждение главнейших межнациональных проблем доверенно переговорам, проводимым на наивысшем уровне, поскольку они имеют определяющую роль);
  • по количеству участвующих — две и более стороны (в частности, в пределах межнациональных конгрессах);
  • по характеру осуществления — в устной или письменной форме (например, посредством политической связи);
  • по природе анализируемой проблемы — военно-стратегические, экологические, экономические, торговые и прочие.

Процедуру начала, ведения и срока проведения переговоров нельзя назвать упорядоченной, поскольку в мировом законодательстве не существует порядка, регулирующего данный способ разрешения споров.

Одновременно с этим страны обязаны соблюдать ряд очевидных всеобщих взглядов:

  • диалог нужно вести, принимая во внимание независимое равноправие участников переговоров. Например, результат от переговоров не будет достигнут в случае, если одни из участников захватит некую часть местности другого;
  • переговоров быть не может, если одно из государств осуществляет прессинг (психологическое, идеологическое и экономическое давление) в отношение другого или же выставляет требование с сопутствующими угрозами;
  • переговоры необходимо вести с учетом обоюдных потребностей сторон, на основе паритета, почтительного отношения к их независимости, следуя принципу мирного сосуществования.

Одной из вариаций переговоров признаются консультации, проходящие как на двусторонней основе, так и на многосторонней. Данные рекомендации необходимо проводить для определения коллективной точки зрения сторон по интересующим их проблемам, а также, касательно, межнациональных вопросов, которые представляют обоюдный интерес. Существуют специальные соглашения о таких консультациях (с Францией, Англией, Италией, Канадой и другими странами), включенные в договорно-правовую практику России. Специальная форма консультаций применяется с целью мирного разрешения межнациональных разногласий.

Бывают такие случаи, когда разногласия возникают между странами, не состоящими в официальных дипломатических отношениях. И, соответственно, возникает необходимость в обращении за помощью к третьим государствам. Такая помощь может быть оказана в виде посредничества или добрых услуг. То, что в принятии решения по спору участвует независимая третья сторона, и, не имеющая отношения к спорящим, является единым обстоятельством при урегулировании споров между странами посредством мирных действий.

Процесс добрых услуг и посредничество

Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. регулирует процесс добрых услуг и посредничества, поскольку между этими понятиями можно увидеть конкретные отличия. Различия характеризуются особенностью участия в решении конфликта третьего государства, его правовой позиции и последовательностью появления мирных способов.

Добрые услуги направлены на установление прямых контактов и начало непосредственных переговоров между спорящими сторонами. Добрые услуги могут быть оказаны третьей стороной в качестве, например, совета по своей воли, либо по просьбе одного или нескольких конфликтующих государств.

Посредничество предполагает наивысшую роль участия третьего государства в разрешении споров. Отличие добрых услуг от посредничества заключается в:

  • методе их возникновения;
  • прав и обязанностей посредника;
  • итоговой цели действий посредника.

Посредник наделяется немалыми полномочиями для исполнения своих обязанностей с согласия спорящих государств, это также является отличительной чертой посредничества от добрых услуг.

Посредник – это миротворец, его задача не вершить суд, а найти взаимоприемлемое для обеих сторон решение, интенсивно влияя на развитие переговоров.

К наиболее важным показателям посредничества относятся участие в переговорах и предложение своих рекомендаций по сути спора. Помимо имеющихся прав у посредника есть и некоторые установленные обязанности:

  • содействовать конфликтующим государствам в разрешении спора;
  • оказывать помощь одному участнику, при этом не нанося вред другому;
  • относиться уважительно к чести, достоинству и независимым правам спорящих государств.

Помощь в переговорах может быть оказана в виде рекомендаций, предложений, советов, информации не только по сути спора, но и методики его решения. Тем не менее, конечный вердикт по существу спора выносят участники прений.

Общеизвестные события 1966 г. произошедшие между Индией и Пакистаном стали поводом для оказания добрых услуг и посредничества нашей страной. По итогам встречи участников спора, с оказанием содействия СССР, была подписана Ташкентская декларация, которая предусматривала мероприятия по ликвидации последствий конфликта, урегулирование спора исключительно мирными способами, возврат войск на прежние позиции. Также, согласно декларации, следовало возобновить экономические и торговые отношения и не вовлекать друг друга в свои дела. В 1971 — 1972 гг. наше государство в очередной раз предоставило добрые услуги Индии и Пакистану, по итогам которых спорящие стороны подписали соглашения о прекращении вооруженных столкновений и нормализации взаимоотношений. Но Правительство СССР не только оказывало, но и принимало добрые услуги и посредничество Генерального секретаря ООП из-за кризиса в районе Карибского моря.

Следственные и согласительные комиссии

Порядок создания и функционирования следственных и согласительных комиссий регламентируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Подписывается специальное соглашение между спорящими сторонами, на основании которого создаются эти самые комиссии, в большинстве случаев состоящие из граждан спорящих сторон с участием избранных лиц государств, не принимающих участие в споре.

Решение комиссий по сути спора определяется посредством голосования в присутствии всего состава комиссии, и они носят рекомендательный характер для спорящих сторон.

В практике международных отношений имеет место первый в мировой истории опыт создания и обращения к следственным и согласительным комиссиям. В 1905 году, по настоянию Великобритании, была создана следственная комиссия, которая расследовала военный инцидент у Доггер-банки, когда российская эскадра открыла огонь по британским рыболовецким судам, посчитав, что это были японские миноносцы. Комиссия была на стороне России, однако же основные выводы оказались не в ее пользу, и Россия согласилась компенсировать урон, причиненный британским рыбакам.

В практике ведения внешней политики Российским государством появился новый вид согласительных комиссий — институт пограничных представителей для урегулирования пограничных происшествий и конфликтов. Этот институт по своей сути является уникальной формой регулярной согласительной процедуры.

Международный спор

Международный спор — это сформулированное расхождение во мнениях субъектов международного права в отношении фактов, права или политики, при котором требование или заявление одной стороны встречается с возражением, встречным требованием или отвергается другой стороной.

Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спора можно выделить следующие:

  • субъектный состав участников спора: государства, международные межправительственные организации;
  • разногласие должно быть конкретизировано, т.е. оно должно иметь вполне определенное содержание;
  • разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора.

Международные споры являлись и являются неизбежным элементом международных отношений во все времена. Как бы ни старалось международное сообщество искоренить самые истоки конфликтов, конфликты и споры будут возникать снова и снова. В этих условиях становится актуальным развитие и совершенствование механизмов и процедур, призванных на основе международного права предотвращать и разрешать споры.

Классификация и виды международных споров.

Классификация международных споров может производится по различным основаниям:

  • по характеру спора: юридические или политические;
  • по объекту или предмету спора: территориальные, торговые, инвестиционные, экологические и т. д.;
  • по степени опасности для международного мира и безопасности: угрожающие международному миру и безопасности или не угрожающие международному миру и безопасности;
  • по географическому охвату: локальные, региональные, глобальные;
  • по числу субъектов: двусторонние или многосторонние;
  • по видам субъектов: споры между государствами или споры с участием международных организаций;
  • по уровню представительства сторон: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

Международный спор и спорная ситуация.

Спорная ситуация представляет собой столкновение интересов государств, не сопровождающееся взаимным предъявлением явных претензий, но порождающее напряженность в отношениях между ними.

Спорная ситуация понятие более широкое чем международный спор. Общее между ними – существование столкновения интересов государств. Однако в отличие от ситуации международный спор характеризуется наличием в отношениях государств четко сформулированных, взаимно предъявляемых претензий в отношении одного и того же предмета спора.

В основе любого спора лежит спорная ситуация, но не каждая ситуация перерастает в спор. Спорная ситуация появляется до возникновения спора и может продолжаться после его урегулирования.

Различие между спором и ситуацией также имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации — не обязан. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст. 36), а также условия разрешения спора (ст. 37).

Международный спор и международный конфликт.

Международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основным признаком спорной ситуации является наличие разногласия (взаимонесовместимых, взаимоисключающих целей и интересов); международного спора — наличие претензии одной стороны спора, отвергнутой другой. Признаком конфликта также является наличие разногласия, сопровождающегося резким обострением отношений между сторонами. Обострение ситуации обычно проявляется в поведении сторон конфликта.

Конфликт не является обязательным спутником международного спора или спорной ситуации. Спорная ситуация, как и международный спор, могут протекать без нагнетания международной обстановки, без крайнего обострения разногласий, хотя эскалация отношений может произойти в любой момент.

Спорная ситуация перерастает в международный спор, когда стороны сформулируют свои претензии и предъявят их друг другу (или одна сторона другой) и претензии будут взаимно отвергнуты (или одной из сторон). Ни предъявление претензий, ни их отклонение еще не порождает конфликта. Если стороны не склонны доводить обострение отношений до предела, разногласия могут быть урегулированы в рамках конструктивного сотрудничества.

Международный спор переходит в стадию международного конфликта, когда одна из сторон (или обе) осознают наличие непосредственной опасности для важных для себя интересов. Собственно конфликт начинается с момента первого столкновения сторон. Такое столкновение не обязательно проходит с использованием вооруженной силы. Оно может сопровождаться устными угрозами, демаршами, ультиматумами, введением санкций и другими неконструктивными способами разрешения проблемы, когда разногласия между сторонами обостряются до предельного. Именно такого рода международные споры можно назвать международными невооруженными конфликтами. Если для его разрешения применяются вооруженные силы, то спор становится вооруженным конфликтом.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Лишь с началом XX в. стал развиваться процесс формирования принципа мирного разрешения международных споров.

Устав Лиги Наций, принятый в 1918 г., налагал на государств-членов этой организации более жесткие обязательства: не начинать войну, пока не пройдет три месяца со дня принятия решения относительно определенного спора международным арбитражем, судом или Советом Лиги Наций. В 1920 впервые был создан всемирный судебный орган – Постоянная палата международного правосудия.

Первым в истории международного права документом, предусматривавшим запрещение применения силы при разрешении международных споров, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога).

Принцип мирного разрешения международных споров окончательно оформился лишь в 1945 г. с принятием Устава ООН, ст. 2 которого устанавливает, что государства должны разрешать свои споры мирными средствами и только мирные средства являются единственно правомерными.

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Конкретные средства мирного урегулирования международных споров государства выбирают по обоюдному согласию в соответствии с обстоятельствами и характером спора.

В том случае, если спорящие государства не могут урегулировать свой спор при помощи одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Средства мирного разрешения международных споров.

Наиболее распространенные и общепризнанные средства мирного разрешения международных споров перечислены в статье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Можно выделить дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров, характеризующиеся тем, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон, за которыми остается принятие окончательного решения; и судебные средства, отличающиеся тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением, а сами стороны ограниченны в возможности влиять на процесс рассмотрения спора. На практике различие между этими методами скорее теоретическое, нежели реальное: конкретный процесс урегулирования может сочетать элементы различных методов.

Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров.

Переговоры — это процесс обсуждения и согласования позиций сторон, направленный на достижение взаимоприемлемого решения спорных вопросов. Переговоры, как правило, являются основным элементом любого процесса урегулирования разногласий: использование других методов, включая судебное разбирательство, обычно предваряется, сопровождается и организуется в рамках какого-либо переговорного процесса. Выбирая данную технику, стороны сохраняют максимальный контроль как над процессом урегулирования спора, так и над его результатом. Несомненно, переговоры являются наиболее доступным, гибким и эффективным средством мирного разрешения международных споров.

Добрые услуги и посредничество — это способы мирного решения международных споров, в которых государства, неспособные самостоятельно наладить между собой необходимые контакты, обращаются с просьбой к третьей нейтральной стороне или принимают ее предложение о содействии в проведении переговоров. В случае добрых услуг роль третьей стороны обычно сводится к простому привлечению спорящих сторон к прямым переговорам и помощи в их проведении. В случае посредничества посредник принимает более активное участие в переговорах: поддерживает конструктивный характер общения, ищет возможности для компромисса, вносит предложения от своего имени, помогает выработать и сформулировать параметры будущего соглашения.

Обследование (установление фактов) и примирение — это методы мирного урегулирования международных споров, которые применяются в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования или примирения создается международная следственная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон, иногда возглавляемая представителем третьего государства или международной организации. При обследовании работа следственной комиссии ограничиваться лишь установлением фактов, в то время как примирение кроме выяснения фактических обстоятельств, предполагает выработку конкретных рекомендаций сторонам спора. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Судебные средства разрешения международных споров.

Арбитражное разбирательство — это передача спора на рассмотрение третьей стороне (арбитру). Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно. Спорящие стороны сами определяют все стороны деятельности арбитража, включая его формирование, предмет спора, процесс и применимое право. Хотя решение арбитража, как правило, является юридически обязательным, стороны могут договориться, что оно будет иметь лишь рекомендательный характер.

Судебное разбирательство — это передача спора на рассмотрение в Международный Суд или другой постоянно действующий судебный орган, призванный решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. Как и в случае арбитражного разбирательства, если учредительные документы суда позволяют, стороны могут договориться не о юридически обязательном решении, а о консультативном или экспертном заключении, либо о декларативном суждении, определяющим принципы, которыми стороны должны руководствоваться при разрешении своего спора.

Урегулирование споров международными организациями.

В отдельных случаях стороны могут обратиться к ООН, или к другой международной или региональной организации за содействием в разрешении их спора; либо ООН или другая международная организация может по собственной инициативе вмешаться в спор между государствами с целью его мирного урегулирования. Иногда вмешательство международной организации может запросить третья сторона. Такое содействие может, в частности, осуществляться в форме добрых услуг, посредничества, обследования или примирения. Права и обязанности сторон международного спора и полномочия организации регламентируются в уставах и других учредительных актах соответствующих организаций, впоследствии уточняются и развиваются на основе их практики.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.

1) споры и ситуации, угрожающие международному миру и безопасности;

2) споры и ситуации, не угрожающие международному миру и безопасности.

Международные споры классифицируются по объек-туспора, по степени опасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного суда ООН правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Споры о принадлежности определенного участка территории какому-либо государству составляют особую категорию споров.

Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.

1) споры и ситуации, угрожающие международному миру и безопасности;

2) споры и ситуации, не угрожающие международному миру и безопасности.

Международные споры классифицируются по объек-туспора, по степени опасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).




Согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного суда ООН правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Споры о принадлежности определенного участка территории какому-либо государству составляют особую категорию споров.

В современном законодательстве нет четкого определения международного спора. Исходя из позиции Международного суда ООН, можно говорить, что международный спор − это комплекс взаимных притязаний стран и их представителей по вопросам права или свершившихся фактов.

Понятие международного спора

В основе конфликтов между странами лежат территориальные, географические, социальные претензии.

Организация Объединенных Наций делит разногласия на 2 категории:

  • Споры – это взаимные претензии стран по одному предмету.
  • Ситуации – это разногласия между государствами без предъявления претензий.

Схожим признаком является столкновение интересов сторон.

Обратите внимание! В зависимости от вида разногласия определяется степень участия сторон в голосованиях по вопросам, связанным с разрешением конфликта. В ситуациях стороны имеют право голоса, в спорах – нет.

Правовые средства решения споров

Юридический способ разрешения международного спора − это обращение сторон в арбитраж (международный третейский суд).

Существует 2 вида международного арбитража: институционный и ad hoc.

Международные третейские суды, действующие на постоянной основе, относятся к институционным. Судебный орган состоит из арбитров, которых выбирают страны-участницы, и суперарбитра, который избирается ими же или может быть назначен независимой третьей стороной, которая не принимает участия в споре.

К Ad hoc относятся третейские суды, созданные для разбора определенного спора. Стороны заключают между собой соглашение, в котором прописывают: кто будет арбитрами при разрешении их конфликта, где будет происходить разбирательство, на каком языке

Решение арбитража основано на законодательной базе и обязательно для сторон.

Рассмотрение споров в международных организациях

Еще одним средством разрешения международного спора является судебная процедура в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются созданные для привлечения к международной уголовной ответственности физических лиц за совершения преступлений против человечества.

К наиболее известным международным судам относятся:

Рассматривает только споры между странами, состоит из пятнадцати судей, представляющих правовые системы мира.

В юрисдикцию входят как иски государств, так и частных компаний. Арбитры избираются странами участниками спора. Членами суда являются более 100 государств. Слушания проходят за закрытыми дверями, по желанию сторон решения могут не придавать огласке.

Рассматривает дела государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя от стран-членов.

Данный судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года после ратификации Европейской конвенции по правам человека россияне также могут туда обращаться.

Виды международных споров

Существует несколько классификаций международных споров. По видам субъектов:

  • между государствами;
  • между частными компаниями.

По количеству субъектов:

По степени опасности для мира конфликты бывают угрожающие мировой безопасности или нет. По географии распространения - мировые, региональные и локальные.

Одной из основных классификаций является деление споров, закрепленное в уставе ООН. В соответствии с данным документом международные споры бывают правовые и политические.

Обратите внимание! К юридическим относятся споры о размере возмещения, которое причитается за нарушение международного обязательства, о толковании соглашения между субъектами международных правоотношений и так далее.

Мирное урегулирование международных споров

Мирное разрешение спора − это один из основных принципов международного права, основанный на добросовестности, обязанности сотрудничества и отказе в применении силы.

В соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных столкновений есть пять способов разрешения международных споров:

Процедура состоит из 5 этапов: выступление с инициативой о проведении, достижение договоренности об обстоятельствах переговоров (месте проведения, количестве участников, датах, времени), выработка процедуры ведения, непосредственно сами переговоры и принятие акта по итогам.

Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними;

Имеют своей целью установление контактов со сторонами конфликта. По просьбе сторон или по собственной инициативе третья сторона, не имеющая интересов в споре, предлагает свои услуги. Согласие или отказ от доброй услуги не является недружественным актом;

Добрые услуги часто переходят в посредничество. Между собой они отличаются объемом прав у посредника и целями его деятельности. Субъекты международного конфликта пытаются разрешить конфликт при непосредственном участии посредника и на основании его рекомендаций по существу спора. Для этого они приглашают посредника по собственной воле. Основная задача посредничества найти компромисс между конфликтующими сторонами. Но, посредник − это не судья и, поэтому окончательное решение принимают участники спора;

При возникновении разногласий в оценке обстоятельств, которые привели к спору, создается комиссия. Она проводит собственное расследование. Процедура включает в себя: опрос свидетелей, изучение документов, посещение определенных мест (например, при расследовании причин авиакатастроф). По итогам работы комиссия составляет доклад, который носит рекомендательный характер.

В 1995 году ООН приняли правила примирительной процедуры между государствами. Способ заключается в выяснении обстоятельств дела и принятии конкретных рекомендаций для сторон-участников конфликта.

Если у вас возникли вопросы к юристу-международнику, задайте их по телефону или через онлайн-чат.

Следует разграничить такие понятие, как международный спор и международная ситуация:

  • Международная ситуация– состояние напряженности между двумя или несколькими государствами. (Ситуация шире спора);
  • Международный спор – противоречие между несколькими государствами по вопросу факта или права.

Практическое значение такого разграничения состоит в процессе их рассмотрения в СБ ООН. При рассмотрении спора стороны должны воздержаться от голосования, при рассмотрении ситуации воздержание от голосования не требуется.

Виды международных споров

  • Непосредственные переговоры;
  • Добрые услуги и посредничество;
  • Следственные и согласительные комиссии;
  • Решение споров судом;
  • Решение спора в международной организации.

Непосредственные переговоры и консультации

Непосредственные переговоры – установление непосредственного контакта между спорящими государствами для разрешения международного спора

Виды непосредственных переговоров:

  • По количеству участников – двусторонние или многосторонние;
  • По субъектам ведения переговоров – правительство, главы государств, уполномоченные лица;
  • По форме проведения – письменные и устные;
  • По характеру рассматриваемых вопросов – экономические, социальные, политические и т.д.
  • Консультации – разновидность непосредственных переговоров, целью которых является предупреждение возникновения международных споров. Консультации чаще всего проводятся в соответствии с ранее заключенным соглашением.

Добрые услуги и посредничество

Когда возникает спорная ситуация между государствами, не имеющими между собой официальных отношений, то спорящие государства могут обратиться к третьим государствам с просьбой оказать помощь в виде добрых услуг или посредничества. Либо третьи государства сами могут предложить оказать добрые услуги.

Добрые услуги – имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами.

Посредничество – имеет своей целью установление прямых контактов между конфликтующими государствами, при этом степень участия третьего государства более высока чем при добрых услугах. Третье государство вносит различные предложения по урегулированию ситуации или спора. При этом предложения посредника не являются обязательными. Стороны сами принимают решение прислушиваться или нет к советам третьего государства. Также посредник не может оказывать помощь одной стороне в ущерб другой.

Международные следственные и согласительные комиссии

Комиссии создаются на основе особо соглашения между государствами

Следственные комиссии – комиссии, имеющие своей задачей точное установление фактов связанных со. спором

Согласительные комиссии – помимо установления точных фактов спора, имеют своей задачей внесение предложений для урегулирования спора.

Комиссии не решают спор, а лишь помогают его решить конфликтующим государствам.

Международная судебная процедура. Ее место и роль в системе мирных способов разрешения международных споров

Судебная процедура для разрешения международных споров чаще всего проводится в 2 органах:

Международный арбитраж (третейский суд) – разбирательство конкретного спора третьей стороной (арбитром). Это временный судебный орган, который образуется с согласия обеих сторон. Решения третейского суда обязательны!

Существует постоянная палата третейского суда, которая помогает государствам создавать третейские суды. В палату третейского суда входят по 4 представителя от каждого государства, участника конвенции об образовании данной палаты.

Практика показывает, что третейские суды прежде всего разбирают споры юридического характера между государствами.

Международный суд – главный судебный орган ООН.

На него возложено 2 функции:

  • Разрешение юридических споров
  • Вынесение консультативных заключений.

Суд состоит из 15 судей. Официальными языками являются английский и французский.
Субъектами спора могут быть только суверенные государства. Суд не может рассматривать споры, субъектами которых является международные организации и частные лица.

Для рассмотрения дела судом все государства, участвующие в споре, должны выразить согласие на рассмотрение дела судом.

Читайте также: