Международное экологическое движение доклад

Обновлено: 15.05.2024

Система Организации Объединенных Наций с ее потенциалом и опытом в различных сферах международного сотрудничества в области охраны ОПС и развития обладает уникальными возможностями для реализации действий по решению глобальных экологических проблем и оказанию содействия правительствам различных стран в прогнозировании ЧС природного и техногенного характера и преодоления их последствий. В этих целях в рамках ООН созданы специальные струк­туры. К числу таковых относятся, прежде всего, Комиссия по окружающей среде ООН - ЮНЕП, организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Европейская экологическая комиссия ООН - ЕЭКА ООН и др. Огромную роль в решении экологических проблем глобального уровня играют Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирный фонд дикой природы (ВФДП), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Международный совет научных союзов (МСНС) и его научный комитет по проблемам окружающей среды, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие.

Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. В круг ее задач входят: координация всех видов международной природоохранной деятельности, мониторинг окружающей природной среды, разработка научных основ управления ресурсами биосферы, поиск путей решения острых проблем современности (сокращение биологического разнообразия, деградация почв, вырубка лесов и т.п.).




С 1986 г. началось выполнение Международной геосферно-биосферной программы (МГБП), которая имеет задачу изучения Земли как целостной природной системы. Работы в рамках этой программы выполняются с широ­ким привлечением космических средств наблюдения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) приняла рекомендации о переходе человечества к устойчивому развитию и указала на необходимость решения для этого трех стратегических задач, стоящих перед мировым сообществом.

Первая - ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся одновременно и главными потребителями природных ресурсов и загрязнителями ОПС. Вторая - разумное ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах Азии и Африки. Третья - предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами. Были выделены наиболее важные аспекты, характеризующие глобальную экодинамику с позиции озабоченности: пресная вода, океаны и моря, сельское и лесное хозяйство, энергетика, транспорт, токсиканты, отходы, радиоактивные отходы, опустынивание, биоразнообразие, туризм, развивающиеся государства на малых островах, природные бедствия, техногенные катастрофы.

Российская Федерация является активным участником международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. Среди многосторонних нормативных актов договорного типа, в которых принимает участие Россия, наиболее известны:

• Конвенция об охране фауны и флоры в природном состоянии,

• Конвенция об охране природы в Западном полушарии,

• Международная конвенция по китобойному промыслу,

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения ,

• Соглашение об охране полярных (белых) медведей,

• Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения,

• Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния,

• Конвенция ООН по морскому праву,

• Конвенция об охране озонового слоя,

• Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии,

• Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением,

• Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий ,

• Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер,

• Рамочная конвенция ООН по изменению климата,

• Конвенция по биологическому разнообразию,

• Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря,

• Конвенция о защите Черного моря от загрязнения,

• Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении,

•Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Система Организации Объединенных Наций с ее потенциалом и опытом в различных сферах международного сотрудничества в области охраны ОПС и развития обладает уникальными возможностями для реализации действий по решению глобальных экологических проблем и оказанию содействия правительствам различных стран в прогнозировании ЧС природного и техногенного характера и преодоления их последствий. В этих целях в рамках ООН созданы специальные струк­туры. К числу таковых относятся, прежде всего, Комиссия по окружающей среде ООН - ЮНЕП, организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Европейская экологическая комиссия ООН - ЕЭКА ООН и др. Огромную роль в решении экологических проблем глобального уровня играют Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирный фонд дикой природы (ВФДП), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Международный совет научных союзов (МСНС) и его научный комитет по проблемам окружающей среды, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие.

Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. В круг ее задач входят: координация всех видов международной природоохранной деятельности, мониторинг окружающей природной среды, разработка научных основ управления ресурсами биосферы, поиск путей решения острых проблем современности (сокращение биологического разнообразия, деградация почв, вырубка лесов и т.п.).

С 1986 г. началось выполнение Международной геосферно-биосферной программы (МГБП), которая имеет задачу изучения Земли как целостной природной системы. Работы в рамках этой программы выполняются с широ­ким привлечением космических средств наблюдения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) приняла рекомендации о переходе человечества к устойчивому развитию и указала на необходимость решения для этого трех стратегических задач, стоящих перед мировым сообществом.

Первая - ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся одновременно и главными потребителями природных ресурсов и загрязнителями ОПС. Вторая - разумное ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах Азии и Африки. Третья - предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами. Были выделены наиболее важные аспекты, характеризующие глобальную экодинамику с позиции озабоченности: пресная вода, океаны и моря, сельское и лесное хозяйство, энергетика, транспорт, токсиканты, отходы, радиоактивные отходы, опустынивание, биоразнообразие, туризм, развивающиеся государства на малых островах, природные бедствия, техногенные катастрофы.

Российская Федерация является активным участником международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. Среди многосторонних нормативных актов договорного типа, в которых принимает участие Россия, наиболее известны:

• Конвенция об охране фауны и флоры в природном состоянии,

• Конвенция об охране природы в Западном полушарии,

• Международная конвенция по китобойному промыслу,

• Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения ,

• Соглашение об охране полярных (белых) медведей,

• Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения,

• Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния,

• Конвенция ООН по морскому праву,

• Конвенция об охране озонового слоя,

• Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии,

• Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением,

• Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий ,

• Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер,

• Рамочная конвенция ООН по изменению климата,

• Конвенция по биологическому разнообразию,

• Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря,

• Конвенция о защите Черного моря от загрязнения,

• Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении,

•Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Необходимость согласовывать использование природных ресурсов с соседними странами, а также вопросы, касающиеся миграции животных, осознали еще в 19 веке. Поэтому европейские государства заключили ряд двусторонних соглашений и международных конвенций: о ловле устриц (Франция и Англия, 1839), об охране полезных птиц (Австро – Венгрия и Италия, 1875) и морских котиков (Россия, США и Япония,1897), о регулировании лова рыбы в Северном море (1882) и на участках Дуная, пограничных между Россией и Румынией (1902) и др.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ист.docx

Международное экологическое движение

История международного природоохранного движения

Необходимость согласовывать использование природных ресурсов с соседними странами, а также вопросы, касающиеся миграции животных, осознали еще в 19 веке. Поэтому европейские государства заключили ряд двусторонних соглашений и международных конвенций: о ловле устриц (Франция и Англия, 1839), об охране полезных птиц (Австро – Венгрия и Италия, 1875) и морских котиков (Россия, США и Япония,1897), о регулировании лова рыбы в Северном море (1882) и на участках Дуная, пограничных между Россией и Румынией (1902) и др.

В начале 20 века предпринимаются попытки координации действий общественности в разных странах по сохранению природных ресурсов. Важный этап этого движения – первая Конференция по международной охране природы, созданная по инициативе швейцарского защитника природы Поля Саразина в 1913 году в Берне (Швейцария), в которой участвовали делегаты из 17 стран, в том числе и из России (академик И. П. Бородин). Конференция осудила массовое уничтожение животных и истощение других природных ресурсов, образовала Консультативную комиссию по международной защите природы. Однако из-за двух мировых войн осуществление идеи данной конференции задержалось на 35 лет.

30 сентября 1948 года во французском городке Фонтенбло вблизи Парижа при поддержке ЮНЕСКО был создан международный союз охраны природы (МСОП), активно действующий по настоящее временя.

В послевоенные годы появилось еще несколько авторитетных организаций природоохранной направленности: Программа при ООН по окружающей природе (ЮНЕП), Всемирный фонд охраны дикой природы (ВВФ), Фонд ООН по проблемам народонаселения, Гринпис, Римский клуб и многие другие. Благодаря их деятельности население мира узнало о глобальных и региональных экологических проблемах, об их масштабах и последствиях для природы и человечества.

Современный этап международного природоохранного движения, охватывающий три последних десятилетия 20 века, характеризовался дальнейшей его глобализацией, активным участием всех государств в решении социально – экологических проблем на мировом уровне. Началом этого процесса стала Конференция ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 5 июня 1972г.). Именно эта дата ежегодно отмечается как Всемирный день защиты окружающей среды. Решения Стокгольмской конференции стали важным ориентиром для правительств, государственных органов и общественных объединений в координации действий по сохранению и улучшению окружающей среды, по разумному использованию природных ресурсов Земли. Принятая конференцией Декларация принципов провозгласила требование сочетать социально – экономическое развитие с мерами, направленными на сохранение природной среды, всестороннее учитывая при этом интересы как экономически развитых, так и развивающихся стран.

Конференция, в которой участвовало свыше 18 тысяч делегатов и экспертов из 179 стран, провозгласила свод принципов, определяющих права народов на развитие и их обязанности по сохранению общей окружающей среды: люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; нынешнее развитие не должно осуществляться во вред будущих поколений; для достижения устойчивого развития общества защита окружающей среды не может рассматриваться в отрыве от него; государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли; экологические вопросы наиболее эффективно решаются с участием всех заинтересованных граждан; устойчивое развитие требует глубокого научного познания экологических проблем; мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.

Современный этап международного природоохранного движения завершается оформлением механизмов и процедур реализации решений Всемирного форума в Рио – де – Жанейро (1992г.).

Принципы международного экологического сотрудничества

Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.) именно экологическая на сегодняшний день является самой актуальной. Ряд ее проблем возможно и нужно решать в пределах отдельно взятого государства или региона. Но в целом экологическая безопасность жителей Земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Для этого требуется единое понимание проблемы экологического кризиса планеты и совместные скоординированные действия всех стран и народов по его преодолению.

Объектами международно – правовой охраны окружающей среды признаются природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возникают и развиваются экологические отношения.

Среди международных объектов охраны окружающей среды выделяются 2 категории: 1) не входящие и 2) входящие в юрисдикцию отдельных государств. Первые – это воздушный бассейн, Ближней космос, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Указанные объекты охраняются и используются в соответствии с нормативами международного экологического права. Те природные объекты, которые не вошли в категорию международных охраняемых объектов, могут при необходимости выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности.

Международно – правовые объекты природы, входящие в юрисдикцию конкретных государств, - это объекты на их территории, которые включены в число мирового природного наследия, занесены в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря, озера.

Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН 1972 года по проблемам окружающей среды.

Первый принцип (основной): государства в праве использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащими за пределами национальной территории.

Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и, чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получило все человечество.

Принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды дополнены Всемирной хартией природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 года:

1. биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;

2. производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения;

3. ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются;

4. невозобновимые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом запасов, возможности рациональной переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем;

5. должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов;

6. необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;

7. районы, пришедшие в упадок в результате деятельности человека, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием поддержания благосостояния проживающего в этом районе населения.

К настоящему времени сложились два вида международной эколого – правовой ответственности государств: политическая и материальная. Распространенной формой ответственности являются санкции (меры принудительного воздействия к государству – нарушителю).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения тем или иным государством своих международных обязательств, которое причинило материальный ущерб мировому сообществу или отдельным его членам. Выделяют следующие разновидности материальной ответственности:

- репарация (возмещение экологического ущерба в денежном выражении);

- реституция (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества);

- субституция (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного).

За международное эколого– правовое нарушение к государству нарушителю может быть применена ресторация, то есть восстановление последним прежнего состояния какого – либо природного объекта, например, качества воды, которая подвергалась загрязнению по его вине.

Международные экологические организации (межправительственные, неправительственные)

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем.

Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решении проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения:

ЮНЕП (от англ. UNEP – United Nations Enviromental Program – Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 года и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ФАО (от англ. FAO – Food and Agricultural Organization UN – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 году, занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), созданная в 1946 году с целью заботы о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) – утверждена в 1951 году как специализированное учреждение ООН, природоохранные функции которой связаны с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе:

- оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;

- изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ (международная организация труда). Организована в 1919 году при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда с уменьшением загрязнения биосферы.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) утверждено в 1957 году. Осуществляет свою деятельность по договору ООН, но не является ее специализированным учреждением.

Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский союз, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Хельсинский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и другие.

Международные природоохранные организации играют огромную роль на данном этапе развития общества. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу и, по существу, должны спасти, прежде всего, самого человека.

Содержание

Введение. 3
Развитие природоохранной деятельности на современном этапе. 4
Международные организации системы
ООН. 8
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Работа содержит 1 файл

Реферат Международное природоохранное движение.doc

Федеральное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Магаданский педагогический государственный университет

Реферат по экологии по теме:

Развитие природоохранной деятельности на современном этапе. . 4

Международные организации системы

Список использованной литературы. 15

Международные природоохранные организации играют огромную роль на данном этапе развития общества. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу и, по существу, должны спасти, прежде всего, самого человека. Я считаю, что с помощью всех этих международных природоохранных организаций человек защищает, прежде всего, себя от результатов собственной деятельности. Ведь громкие заявления о том, что близится глобальная катастрофа, и что если мы не примем меры по спасению окружающей среды, то жизнь на планете погибнет, мягко говоря, не соответствуют действительности. Что бы ни случилось, жизнь на планете не погибнет. Ведь наша Земля за 5 миллиардов лет своего существования переживала и не такие катастрофы. И случись сейчас даже ядерная война, то Жизни, пускай в виде бактерий и спор, все равно сохранится. И через сотни миллионов лет опять возродится в не меньшем, чем сейчас разнообразии .

Таким образом, если мы хотим выжить, то в первую очередь мы должны позаботиться об окружающем нас мире, а сделать это мы можем лишь сообща. И первыми шагами в этом направлении и является деятельность различных международных природоохранных организаций. Сейчас в мире существует огромное количество различных организаций, объединений, форумов, которые ставят перед собой цель защитить природу.

Однако, как ни странно, мы, зачастую, даже не представляем чем занимается та или иная организация, а многие никогда даже не слышали о большинстве из них. А в литературе, как я убедился на собственном опыте, чаще всего можно встретить лишь две крайность: или простое упоминание названия какой либо организации, или полная характеристика деятельности какой либо из них. Это и подтолкнуло меня к написанию этой работы.

Развитие природоохранной деятельности на современном этапе

Проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле. Современное поколение становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологические установки возможно создание экономических и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряжённости.

Экологические проблемы сегодняшнего дня не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развитья, ориентированный на достижение экономического прогресса. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. До недавнего времени тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.

Однако рост ради роста лишён смысла, Критерием прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей, что немыслимо без налаживания разумных взаимоотношений Человека с Природой. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля. И, к счастью, всё больше и больше людей начинают осознавать это.

Сначала, как уже говорилось ранее, меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.

В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for

Nature Conservation (IUCN) - The World Conservation Union. Участники: более

952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса).

Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.

В1971 году Юнеско принята специальная программа "Человек и биосфера" (МАЕ) - UNESCO Programme "Man and Biosphere" (MAB). Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность: подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образовании.

В мире действует ряд заключённых Договоров и Программ по охране окружающей среды. В 1982г. была принята конвенция ООН по морскому праву, где обеспечивались меры по защите и сохранению морской среды, мирового океана и его ресурсов.

Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций выступающих под эгидой ООН (к которым относится и ЮНЕСКО), в первую очередь созданной в декабре 1972г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде - ЮНЕП. ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде - United Nations Environment

Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели:

предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально - экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.

Ярким примером принятой стратегии стала реализация одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы наблюдения, предназначенной фиксировать изменения в биосфере. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) - Global Environment Monitoring System (CEMS). Год создания: 1974г. Участники: 140 стран мира. Цели: координация и содействие международным действиям по мониторингу и оценке окружающей среды; оказание поддержки в создании новых станций мониторинга, сбор и распространение данных о состоянии атмосферы и климата, загрязнении окружающей среды.

Основная деятельность: объединение многочисленных данных (по землепользованию, климату, социально-экономическому развитию) на основе технологии геоинформационных систем; предоставление консультативных услуг по управлению информационными ресурсами.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания.

Большую роль в разработке международным сообществом стратегии

А теперь я немного оторвусь от непосредственной характеристики самих международных природозащитных организаций и вкратце скажу об их видах и способах классификации. Конечно, может возникнуть вопрос, а надо ли вообще их как-то классифицировать и разделять, ведь, как следует из названия, они все занимаю одной и той же проблемой - охраной окружающей среды?

Да, проблема одна, однако решают её по-разному, что зачастую зависит от того, что это за организация. Чуть раньше я ухе приводил описание некоторых международных организаций, так ЮНЕП наряду с ЮНЕСКО и многими другими организациями относится к международным организациям системы ООН. А, к примеру, МСОП, как и ВВФ - фонд дикой природы или ГРИНПИС относятся к неправительственным организациям. Кроме того выделяются межправительственные, финансовые организации уделяющие внимание вопросам экологии и др.

А ещё имеются различные системы наблюдения и мониторинга, а также различные информационные службы, собирающие и распространяющие данные мониторинга состояния окружающей среды, например ГСМОС и другие. Огромно значение имеют кроме того научные и учебные заведения занимающиеся вопросами охраны окружающей среды.

Международные организации системы ООН

ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.

ПРООН - Программа ООН по развитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств.

Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов.

Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.

КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г.

Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карибский бассейн 10, Западная Европа и др. Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций

ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль уровня загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.

Помощь по экологии

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды:

Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

Неправительственные международные организации

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200—500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

  • Международный союз по охране природы — МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) — создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП — инициатор ведения Красных книг.
  • Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF — World Wide Fund for Nature) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн. долл. США.
  • Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.
  • Римский клуб (РК) — международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности — организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.

Членство в Римском клубе ограничено (100 чел.). Это люди, не занимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран.

В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Федоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами — М.С. Горбачев и Б.Е. Патон.

Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.

К началу 1980-х годов было создано более десятка крупномасштабных моделей развития мира. Наиболее известны модели Дж.Форрестера, Д.Медоуза с соавторами, Месаровича-Пестеля, Глобал 2000, латиноамериканская, британская, японская и мировая (ООН).

Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.


В связи с быстрыми темпами развития науки и техники в 20–21 веках, усилилось негативное влияние на нашу планету. Начало всему этому дают достижения в области медицины, которая ведет к неуклонному росту населения Земли. Раньше, когда медицина не была столь доступной и совершенной, как в данный период, люди целыми селами, семьями умирали от всякого рода болезней. Сегодня актуальной проблемой для всех людей является плохая экологическая обстановка.

Под экологической политикой мы понимаем всю совокупность мер, используемых для обеспечения долгосрочной экологической безопасности с учетом экономических возможностей и социальных потребностей общества. Это определение не единственное и не общепринятое. Н. Ф. Реймерс выделил две области в сфере экологической политики 1) глобальную — проведение международно-правовых, политических ограничений в социально-экономическом развитии, а также запасов стран: 2) государственную — социально-экономическую, построенную на понимании позитивных и негативных факторов, связанных с экологическим состоянием территории, акватории и воздушного пространства страны и имеющихся в их пределах природных ресурсов. В настоящее время формируется еще сферы, экологической политики — территориальная (в том числе муниципальная) и локальная [1].

Экологическое движение — социально-политический феномен, возникший в условиях усиления воздействия общества на природу, как результат взаимодействия всех социальных групп, заинтересованных в сохранении природы во имя будущих поколений. Движение вобрало в себя коллективную обеспокоенность состоянием окружающей среды и объединило совместную деятельность по предотвращению экологических угроз отдельных индивидов, социальных групп, общественных объединений.

Цели, задачи и методы экологического движения и создания экологических организаций зависят от форм и идеологических основаниях, на которых базируется конкретная организация. Научные экологические организации ставят цели научного изучения состояния окружающей среды, составление сценариев и научно обоснованных моделей будущего состояния социоэкосистемы. Общественные организации заняты, в основном, просветительской работой, защитой населения и отдельных экосистем от произвола властей, информированием населения, организацией акций протеста. Экологические партии ставят цель вхождения в высшие органы государственной власти, продвижения своих программных заявлений в национальные проекты, лоббирование экологических интересов населения.

К задачам экологических организаций относится:

- формирование групп интересов и групп давления на социально-политические институты;

- формирование экологической политической элиты общества;

- формирование экоцентрического экологического сознания;

- охрана окружающей среды, исчезающих видов животных и растительности;

- изменение стереотипов повседневного поведения граждан, продвижение экосообразного образа жизни;

- широкое экологическое образование, просвещение и информирование населения.

Методы экологического движения:

- митинги, акции протеста, пикеты, бойкоты;

- публикации в СМИ; — конференции, форумы, парламентские слушания;

Большинство экологических организаций декларируют свою аполитичность. Доминирующими направлениями являются распространение экологической информации, установление связей с другими экологическими организациями, экологический мониторинг. Менее распространенными являются такие направления, как лоббирование экологических интересов, акции протеста [3].

В инициативах ЮНЕП принимает участие Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный в 1948 году. Эта неправительственная международная организация представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций — всего свыше 500 членов. От России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и Всероссийское общество охраны природы.

В целом ряде программ ЮНЕП участвует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946 году. ВОЗ занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте влияния состояния окружающей среды; осуществляет санитарный мониторинг; обобщает данные о заболеваемости людей; проводит экспертизу окружающей среды; участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни людей.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 году, также принимает участие в целом ряде проектов по природной среде. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация при ООН (ФАО), образованная в 1945 году, в рамках своей компетенции сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП, занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве, охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря ее инициативе принята Всемирная почвенная хартия, проводятся международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов.

Международная морская организация (ММО), созданная в 1948 году, взаимодействует с ЮНЕП и другими организациями, принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими токсичными веществами. В состав ММО входит Комитет защиты морской среды.

Важные природоохранные функции возложены на Всемирную метеорологическую организацию при ООН (ВМО), созданную в 1947 году. Ее задача — изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Организация действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), работу которой координирует ЮНЕП. Глобальная система мониторинга окружающей среды имеет пять действующих программ: состояние атмосферы, здоровье человека, Мировой океан, трансграничные загрязнения, возобновляемые ресурсы [4].

1. Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник, М., изд-во Мысль, 1990.

2. Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике/М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев//Вопросы современной науки и практики. -Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. -2007. -№ 3(9).

3. Яо, Л. М. Социальная экология: учебное пособие/ Л. М. Яо. — Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. — 280 с.

4. Марфенин Н. Н.. Устойчивое развитие человечества. Изд-во МГУ, М. 2007 г., стр. 9.

5. Марфенин Н. Н. Фомин С. А. Ресурсы экополитики в современной России // Россия в окружающем мире: 2003. М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Россия, морская среда, природная среда, экологическая политика, экологическое движение, экологическое образование, Арктический Совет, сельское хозяйство, экологический мониторинг.

Читайте также: