Международно правовой статус журналистов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Основная обязанность журналиста — обеспечение конституцион­ного права граждан на получение информации. В статусе журнали­ста реализуются его социальные задачи как специалиста по сбору, анализу и обработке социально значимой информации. Особенность профессии журналиста заключается в творческом характере и эле­ментах публичной службы.

Кстати, необходимо заметить, что в законах ряда стран с разви­той системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналиста.

Права и обязанности журналиста определяются нормами пя­той главы Закона о СМИ — права и обязанности, связанные: 1) с по­лучением информации; 2) распространением информации; 3) произ­водством и выпуском средства массовой информации.

К первой группе относятся права и обязанности, которые реали­зуются в ходе поиска и сбора информации:

· право посещать органы государственной власти и местного само­управления, государственные и муниципальные организации и учреждения, унитарные предприятия, органы общественных объ­единений либо их пресс-службы;

· право искать, запрашивать и получать информацию;

· право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

· право получать доступ к документам и материалам, за исключе­нием их фрагментов, содержащих сведения, составляющие госу­дарственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

· право копировать документы и материалы при условии соблюде­ния авторских прав и других исключительных прав (интеллекту­альной собственности);

· право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением слу­чаев, когда это запрещено законом;

· право посещать специально охраняемые места стихийных бедст­вий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоп­лений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвы­чайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;

· право проверять достоверность сообщаемой ему информации;

· обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших инфор­мацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цити­руемого высказывания, если оно оглашается впервые;

· обязанность сохранять конфиденциальность информации и ее источника;

· обязанность ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

· обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостовере­ние или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Ко второй группе относятся права и обязанности, которые реа­лизуются в процессе передачи информации от журналиста к аудито­рии СМИ:

· право распространять информацию;

· право публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собствен­ности);

· обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации;

· обязанность получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распро­странение в средстве массовой информации сведения о личной жизни гражданина от него самого или от его законных представи­телей.

К третьей группе относятся права и обязанности, реализуемые внутри редакции в процессе производства и выпуска СМИ:

· обязанность соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

· обязанность ставить в известность главного редактора о возмож­ных исках и предъявлении иных предусмотренных законом тре­бований в связи с распространением подготовленного им сообще­ния или материала;

· обязанность отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с на­рушением закона.

Особо следует указать обязанность журналиста при осуществле­нии профессиональной деятельности уважать права, законные инте­ресы, честь и достоинство граждан и организаций, а также право журналиста на защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лица, выполняющего общественный долг. Их нельзя однозначно отнести к какой-либо одной из перечисленных групп, поскольку они касаются как получения, так и распространения ин­формации, а также производства и выпуска СМИ.

Но в большинстве случаев журналист не является непосредст­венным очевидцем событий и получает необходимые ему сведения от того или иного должностного лица либо от другого источника информации. В таком случае он имеет право проверить достовер­ность того, что сообщил ему источник. Например, должностное лицо прислало ответ на запрос информации. Журналист вправе не пове­рить тому, что содержится в ответе, и проверить, насколько он соот­ветствует действительности. Это право журналиста, но не обязан­ность.

Проверка достоверности информации становится обязанностью лишь в том случае, если журналист сообщает аудитории то, что ста­ло ему известно от источника, не указывая при этом сам источник. В таком случае он как бы берет на себя роль очевидца, хотя таковым не является, и как очевидец обязан отвечать за достоверность сооб­щаемой им информации.

Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, обще­ственным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности. Закон допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. Это означает, что устное обращение журналиста, например, к мэру или министру с просьбой дать интервью, есть не что иное, как запрос информации в устной форме. Следовательно, ответы интервьюируемого на вопросы журналиста следует рассматривать как ответ на запрос информации. Данный тезис особенно важен с учетом того, что закон освобождает журналиста от ответственности за содержание информации, если она получена в ответ на запрос информации.

Закон предусматривает четыре основных варианта реагирования на запрос информации.

Первый. Предоставление информации. Запрашиваемую ин­формацию обязаны предоставлять руководители соответствующих органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции.

Второй. Отказ в предоставлении информации. Он возможен только в том случае, если запрошенная информация содержит све­дения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вру­чается представителю редакции в трехдневный срок со дня получе­ния письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

Третий. Отсрочка в предоставлении информации. Такой вари­ант будет законен, если запрашиваемые сведения не могут быть пре­доставлены в семидневный срок со дня получения письменного за­проса. Уведомление об отсрочке вручается в том же порядке и в те же сроки, что и уведомление об отказе. В тексте должны быть указа­ны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, а также дата, к которой требуе­мые сведения будут готовы.

Четвертый. Волокита с использованием всевозможных бюро­кратических ухищрений.

Закон предоставляет редакции юридическую возможность обжа­ловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответст­вующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Если суд признает обжалуемое решение или действие неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязывает устранить допущенное нарушение (предоставить запро­шенную информацию) и возместить редакции понесенные убытки, включая неполученные доходы — упущенную выгоду.

Работая над репортажами из зон вооруженных конфликтов, журналисты подвергаются повышенному риску оказаться ранеными, убитыми, взятыми под стражу и похищенными. Робин Гайсс, юридический советник МККК, рассказывает о защите, которую предоставляет международное гуманитарное право мирным гражданам, не принимающим участия в боевых действиях, к числу которых относятся и журналисты.


С какими основными опасностями сталкиваются журналисты, работающие в зонах вооруженных конфликтов?

Мне хотелось бы начать с того, что МККК постоянно выражает обеспокоенность в связи с растущим числом актов насилия в отношении журналистов и других представителей прессы. Эта проблема особенно обострилась в недавних конфликтах. Стало очевидным, что представители прессы подвергаются все большему риску прямых нападений в нарушение международного гуманитарного права.

Журналисты и другие представители прессы, работающие в зонах боевых действий, сталкиваются со многими опасностям. В силу природы своей работы, они неизбежно подвергаются опасностям: вместо того, чтобы бежать из зоны боевых действий, они туда стремятся. Тем не менее, одна из самых серьезных опасностей, которая их подстерегает, это намеренные акты насилия, направленные против них.

Какая защита предоставляется представителям прессы в соответствии с международным гуманитарным правом?

Являются ли нападения на журналистов в ситуации вооруженного конфликта военными преступлениями?

Являясь мирными жителями, журналисты пользуются защитой международного гуманитарного права от прямых нападений до тех пор, пока они не принимают прямого участия в боевых действиях. Несоблюдение этих правил представляет собой серьезное нарушение Женевских конвенций и До полнительного протокола I. Более того, намеренное нападение на мирных жителей, будь то в рамках международного или немеждународного вооруженного конфликта, также приравнивается к военному преступлению, в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда.

Дает ли статус военного журналиста дополнительную защиту?

Журналисты и другие представители прессы подвержены большому риску незаконного взятия под стражу по причинам безопасности. И это как раз та сфера, в которой различие между " военными корреспондентами " (статья 4А (4) Третьей Женевской конвенции) и " журналистами " имеет важное значение (статья 79 Дополнительного протокола I). И те, и другие относятся к категории мирных граждан, но только военные корреспонденты могут получить статус военнопленных. Военные корреспонденты формально имеют право на сопровождение вооруженных сил. Благодаря этому, попадая в плен, они получают такой же правовой статус, как и участники вооруженных сил. По этой причине военные корреспонденты пользуются защитой Женевской конвенции III, что предусмотрено Дополнительным протоколом I и международным гуманитарным правом.

Могли бы вы пояснить, в чем заключается различие между военным корреспондентом и "прикомандированным к военной части журналистом"?

Понятие " прикомандированного к военной части журналиста " современное. Оно впервые появилось во время вторжения в Ирак в 2003 году и с тех пор получило всемирное распространение. Это понятие не фигурирует ни в одном положении международного гуманитарного права и, насколько я знаю, четко не определено. Однако, можно говорить о том, что военные корреспонденты, как правило, называются " прикомандированным к военной части журналистами " . Для того, чтобы стать военным корреспондентом в понимании междуна родного гуманитарного права, обязательна официальная аккредитация в вооруженных силах. Таким образом, если прикомандированным к военной части журналист получил официальную аккредитацию, с правовой точки зрения он становится военным корреспондентом.

А что вы можете сказать о журналистах и представителях прессы, которые не квалифицируются как военные корреспонденты?

Ошибочно думать, что другие представители прессы, попадая в руки воюющих сторон, не имеют никакой защиты. Напротив, правовая защита, на которую они имеют право, достаточно сильна. На это зачастую не обращают внимания. Прежде всего, если они не являются гражданами страны, которая их удерживает, они получают возможность пользоваться защитой, предусмотренной Женевской конвенцией IV. Помимо того, в любых обстоятельствах журналисты и другие представители прессы пользуются, как минимум, фундаментальными гарантиями установленными статьей 75 Дополнительного протокола I, которая запрещает, в частности, насильственный действия, создающие угрозу жизни или здоровью людей, находящихся во власти сторон в конфликте, пытки любого рода, посягательства на человеческое достоинство и взятие в заложники. Помимо этого, она предоставляет гарантии честного судебного разбирательства по отношению к заключенным, задержанным за наказуемые преступления. Содержащиеся под стражей представители прессы пользуются одними и теми же фундаментальными гарантиями, вне зависимости от того, происходит ли их задержание в связи с международным или немеждународным вооруженным конфликтом. Являясь мирными гражданами, журналисты во время немеждународного вооруженного конфликта пользуются защитой общей для всех Женевских конвенций Статьи 3, Дополнительного протокола I и обычного международного права.

Какие конкретные шаги предпринимает МККК для оказания помощи журналистам, находящимся на опасных заданиях?

МККК также проводит учебные курсы по международному гуманитарному праву и предоставляет поддержку национальным обществам Красного Креста и Красного Полумесяца в организации курсов по методам оказания первой помощи для журналистов.

Обеспечивают ли существующие законы защиту журналистов в достаточной степени? Есть ли способ расширить эту защиту?

Существующее законодательство предоставляет достаточную защиту. Оно представляет собой надежную и реальную базу для защиты представителей прессы, когда они работают на поле боя. Самая серьезная проблема заключается не в нехватке правил, а в неспособности имплементировать существующие правила и систематически расследовать, наказыв ать и преследовать нарушения.

МККК старается добиться более четкого соблюдения существующих правил. Достижение этой цели требует тщательной подготовки тех, кто должен имплементировать их на местах. Помимо этого, необходимо сделать так, чтобы люди, нарушающие существующие правила, были призваны к ответу, и если их вина будет доказана - наказаны. Люди несут уголовную ответственность за любые военные преступления, которые они совершают, и каждая сторона в конфликте должна уважать и соблюдать международное гуманитарное право.

Какую деятельность осуществляет МККК для достижения своих целей?

Мы постоянно стремимся сделать все возможное для того, чтобы добиться более широкой известности и четкого соблюдения всех тех правил, которые защищают журналистов и мирных граждан, в целом. Помимо проведения обучающих семинаров по международному гуманитарному праву, которые мы организуем, мы участвуем в самых различных мероприятиях и экспертных консультациях. Приведу такой пример. Во время 14-й регулярной сессии Совета ООН по правам человека МККК участвовал в дискуссии о защите журналистов во время вооруженного конфликта.

Конечно, мы сотрудничаем с другими организациям, работающими в этой области и обмениваемся с ними мнениями. Недавно, например, мы встречались со специальным репортером ООН по защите права на свободу слова для обсуждения защиты представителей прессы во время вооруженного конфликта.

Вы думаете, что предпринимаемые меры по совершенствованию защиты представителей прессы, работающих в ситуациях вооруженного конфликта, достаточны?

Приведу вам один пример тех конкретных шагов, которые мы предпринимаем в этой области. На последней сессии Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца, которая прошла в Женеве в ноябре 2007 года, мы предложили представителям обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, их Международной Федерации, МККК, а также государствам-участникам Женевских конвенций добровольно подписать личные или совместные гуманитарные обязательства предпринять все возможные шаги для обеспечения того, чтобы представители прессы, работающие в зонах вооруженных конфликтов, пользовались уважением и защитой, предоставляемой мирным жителям в соответствии с международным гуманитарным правом. Им также предлагалось взять на себя обязательство распространять знания о правилах и принципах международного гуманитарного права, которые применимы к журналистам.

Однако, как это часто бывает, приходится констатировать, что еще очень многое нужно сделать как в плане принятия на себя обязательств, так и их имплементации. К настоящему времени это обязательство подписали правительства лишь шести стран и руководство девяти национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных между государствами.

Для распространения продукции иностранного периодического издания, т. е. имеющего постоянное место пребывания учредителя или редакции вне его пределов, а равно финансируемого другими государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение соответствующего органа по делам печати и информации (в Российской Федерации – Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций), если иной порядок распространения не установлен договором между этими странами.

Иностранные представительства средств массовой информации создаются в порядке, установленном соответствующими нормативными актами этого государства. В Российской Федерации аккредитация зарубежных корреспондентов осуществляется Министерством иностранных дел РФ. Иностранные корреспонденты, не аккредитованные в Российской Федерации в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности как представители иностранного юридического лица.

Журналисты, прошедшие в установленном порядке аккредитацию или иной порядок, необходимый для возможности работать на территории иностранного государства, пользуются следующим основным перечнем прав журналиста:

1) искать, запрашивать, получать и распространять полученную информацию;

2) быть принятым должностным лицом иностранного государства;

3) проверять достоверность полученной информации;

4) делать записи с использованием средств видео-, фото-, стереозаписи;

5) получать доступ к документам и материалам, за исключением документов и материалов, содержащих государственную тайну;

6) посещать государственные органы, учреждения и иные организации иностранного государства в соответствии с режимом работы данных организаций;

7) излагать личные суждения и оценки в связи с полученной информацией;

8) распространять полученные материалы с комментариями или без под собственным именем, псевдонимом или вообще без подписи. Государственные органы аккредитуют журналистов при соблюдении определенного порядка и правил аккредитации. Если правила аккредитации были нарушены, журналист получает шанс лишиться ее.

Обязанности журналиста, аккредитованного в иностранном государстве, заключаются в следующем:

1) соблюдать конфиденциальность информации определенного рода;

2) соблюдать достоверность информации, ее искажение не допускается;

3) действовать в соответствии с уставом организации, направившей его для работы в иностранное государство;

4) предъявлять редакционное удостоверение при посещении иностранных организаций и учреждений;

5) уважать законные права и интересы иностранных организаций и учреждений, а также обычаи и нравы народов иностранных государств. Государство обязано гарантировать защиту чести и достоинства журналиста иностранного государства, аккредитованного для работы на территории этого государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 362. Следователь, руководитель следственного органа, процессуальный статус. Начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус.

Вопрос 362. Следователь, руководитель следственного органа, процессуальный статус. Начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус. Следователь.Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное

27. Международный суд ООН

27. Международный суд ООН Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право:• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;• быть принятым

46. ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

46. ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА Журналист обязан:• соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;• проверять достоверность сообщаемой им информации;• удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об

50. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

50. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ Международный арбитраж – один из старейших способов разрешения международных споров, организованный на основе соглашения сторон и заключающийся в разбирательстве спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых

52. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

52. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН Универсальным судебным органом является Международный суд ООН. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей ООН, государства в полной мере сознают роль

3.1. Юридические основы деятельности журналиста

3.1. Юридические основы деятельности журналиста Практически каждое средство массовой информации рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-нибудь из героев его публикаций или программ подает в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В последнее

Права и обязанности журналиста в России

Присутствие журналиста в зале судебного заседания

Присутствие журналиста в зале судебного заседания Конституцией РФ закреплена гласность судебного разбирательства, то есть его открытость, за исключением некоторых случаев. Российское законодательство, в частности уголовно-процессуальное (ст. 241 УПК РФ),

Организация справочного аппарата журналиста-расследователя

Организация справочного аппарата журналиста-расследователя Конкретная реализация справочного аппарата определяется масштабами решаемых задач и выделенными на его поддержание ресурсами. Справочный аппарат должен, по возможности единообразно, решать, как минимум, две

Компромат или жизнь. История исчезновения киевского журналиста

Компромат или жизнь. История исчезновения киевского журналиста 1 Журналист Георгий Гонгадзе пропал в Киеве 16 сентября 2000 года. Его останки, найденные полтора месяца спустя, не преданы земле до сих пор. Точка в этой истории не поставлена. Гибель журналиста стала

Глава V. Права и обязанности журналиста

Глава V. Права и обязанности журналиста Статья 47. Права журналистаЖурналист имеет право:1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их

Защита журналистов в международном гуманитарном праве.

Когда Женевские конвенции были обновлены после Второй мировой войны, положение о военных корреспондентах было решено оставить и расширить. Статья 4A Женевской конвенции III об обращении с военнопленными предусматривает, что:

  1. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца. [4]

Таким образом, с прикомандированными военными корреспондентами, попавшими в плен во время освещения международного конфликта, необходимо обращаться как с военнопленными – это положение усиливает защитные меры Гаагской конвенции 1907 г. и Женевской конвенции 1929 г.

Косвенно этот пункт … уточняет статус военных корреспондентов, находящихся под защитой статьи 4А п. 4 Третьей конвенции: они являются гражданскими лицами. В действительности, статья 50 [Протокола I] включает категории лиц, приведенные в определении гражданских лиц, данном в статье 4A п. 4 Третьей конвенции. [5]

ношение, использование или поднятие оружия, участие в военных или агрессивных актах, действиях, маневрах или операциях, вооруженных столкновениях или сражениях, участие в наступлении на неприятельские силы, снаряжение или оборудование, передача военной информации для немедленного использования воюющей стороной, транспортировка оружия в непосредственной близости от зоны военных действий, а также служба в качестве охранников, агентов разведки, дозорных или наблюдателей, действующих от имени вооруженных сил. [10]

Однако, далее суд исключает определенных лиц и действия из сферы непосредственного участия, в том числе: продажа продуктов питания и лекарств для незаконных комбатантов; обеспечение общего стратегического анализа, материально-технической и другой общей поддержки, в том числе денежной помощи; и ведение пропаганды.

Наконец, Международный комитет красного креста провел всестороннее, хотя достаточно противоречивое исследование о непосредственном участии. Согласно его Разъяснительному руководству непосредственное участие определяется следующим образом:

все лица, которые не являются членами вооруженных сил государства или организованных вооруженных группировок, относящихся к одной из сторон в конфликте, являются гражданскими лицами. По этой причине они пользуются защитой от прямых нападений за исключением случаев и до тех пор, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях. [12]

В соответствии с Разъяснительным руководством, для того чтобы квалифицировать как непосредственное участие, конкретное действие должно соответствовать следующей совокупности критериев:

  1. действие, по всей видимости, направлено на подрыв военного потенциала одной из сторон вооруженного конфликта или, другими словами, на причинение смерти, ущерба или уничтожение людей или объектов, защищенных от непосредственного нападения (порог вреда);
  2. должна присутствовать прямая причинно-следственная связь между действием и ущербом, причиненного в результате этого действия, или от скоординированной военной операции, неотъемлемой частью которой это действие является (прямой причинной связи);
  3. действие должно быть специально предназначено для непосредственного причинения требуемого порога вреда в поддержку одной из сторон конфликта и в ущерб другим (военного отношения). [13]

Эти критерии призваны гарантировать, что лица, которые занимаются второстепенными или вспомогательными функциями, такими как администрирование или снабжение, не будут выбираться в качестве объектов нападений.

В соответствии с международным гуманитарным правом в международных вооруженных конфликтах содержание защиты военных корреспондентов и журналистов может меняться. Военные корреспонденты, аккредитованных при военных частях, получают право на обращение как с военнопленным. Таким образом, если они будут захвачены в плен во время военных действия, они получают основные права, включая право гуманного обращения, защита от актов насилия, включая пытки, медицинские и научные эксперименты, оскорбления и публичного унижения; право на доступ к медицинскому обслуживанию, минимальные стандарты в отношении условий содержания, право общения со своими семьями, право на получение помощи от таких организаций как Красный Крест, и право на основные гарантии правосудия, если будут преданы суду. Право на обращение как с военнопленным, осуществляются без ущерба для их основного статуса гражданского населения.

Примечания.

Похожие записи

Химическое оружие — это любое химическое вещество, специально предназначенное для смертельного поражения или умышленного

Военное преступление — это серьезное нарушение нормы международного гуманитарного права в контексте вооруженного конфликта,

Читайте также: