Междисциплинарный подход в образовании доклад

Обновлено: 28.06.2024

Междисциплинарный подход в обучении детей с ОВЗ как путь целостного развития личности

В условиях модернизации системы образования РФ возникает необходимость организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

Равный доступ к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, осуществляется с учетом заключений психолого- медико-педагогических комиссий, определяющих создание специальных условий для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития.

Решение вопросов определения сроков начала и завершения интегрированного образования осуществляется ПМПК индивидуально по каждому обучающемуся с учетом согласия его родителей (законных представителей) и в соответствии с критериями отбора детей для интегрированного обучения. Данные критерии включают в себя три основные позиции:

возможности ребенка — степень выраженности проблем в развитии, зона ближайшего развития, компенсаторные возможности, эмоционально-личностные особенности;

готовность конкретного образовательного учреждения осуществлять помощь в реализации особых потребностей обучающегося (воспитанника) — кадровый потенциал, материально-технические возможности, методическая база;

готовность социума к интегративным процессам — возможности родителей для оказания помощи ребенку, степень толерантного отношения сверстников к проблеме, уровень готовности педагога к решению проблем внутриколлективной коммуникации (межличностных взаимоотношений).

В образовательных учреждениях организуется систематизированная работа специалистов по сопровождению образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, основанная на принципах междисциплинарного взаимодействия. Наиболее действенной формой организации деятельности команды специалистов является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

Виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения:

комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов;

разработка содержательной части индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных мероприятий, способствующих адаптации ребёнка с ОВЗ);

моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно- развивающих программ, учитывающих особенности психофизического развития детей, проведение коррекционно-развивающих занятий;

мониторинг образовательной и социальной адаптации всех обучающихся инклюзивных классов;

динамическая оценка эффективности коррекционно-развивающих занятий и мероприятий по социальной адаптации ребёнка с ОВЗ;

выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

Реализуя сопровождение ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве, специалистами разрабатывается комплекс коррекционно-развивающих мероприятий отражённых в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание или направление коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и его семьёй.


В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Наши обучающиеся ежедневно находятся в огромном потоке информации, поэтому от преподавателя в столь сложных условиях требуется мастерство и творческое начало, чтобы на каждом уроке поддерживать у обучающихся устойчивый интерес к приобретению новых знаний и учёбе в целом. Мотивация обучения алгебре и геометрии является одной из актуальных проблем преподавания в средней школе, так как эти предметы для большинства обучающихся являются трудными. Нестандартные формы урока — это одно из средств разрешения этой проблемы, т. к. всё необычное всегда кажется более интересным и увлекательным.

Что же такое интегрированный урок? Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующим им учебных предметам. Под интегрированным уроком понимают одновременно и цель и средство обучения. Как цель интегрированный урок способствует целостному восприятию окружающей нас действительности во всём её многообразии и великолепии; как средство обучения он способствует приобретению новых знаний. Интегрированные уроки являются эффективным средством обучения и позволяют добиться качественных результатов обучения с применением более совершенных методов, приёмов, форм и новых современных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

− способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся к изучаемым предметам и целостной научной картины мира, рассмотрению явления с нескольких сторон;

− в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, утомляемость;

− не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

− вовлекают каждого обучающегося в активную, творческую работу, формируя в большей степени общеучебные умения и навыки;

− позволяют обобщить и систематизировать приобретённые знания;

− обеспечивают новый психологический климат для обучающихся и преподавателей в процессе обучения.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

Перечислим основные причины возникновения и использования интегрированных уроков.

Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у обучающихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков обычно ведут двое преподавателей — предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет обучающимся видеть взаимозависимость различных наук. Среди школьных предметов трудно назвать такие, которые обладали бы таким широким диапазоном межпредметных связей, как география и математика. География — наука комплексная, она основывается как на естественных науках, так и на общественных, которые изучают законы развития общества. География невозможна и без такого сложного предмета, как математика, когда надо произвести расчёты на определение расстояния между объектами, построить графики изменения температуры, установить продолжительность дня и ночи в зависимости от широты места, вычислить коэффициент увлажнения и т. п.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для самостоятельной работы обучающихся. Интегрированный урок требует от преподавателей тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения с обучающимися. Педагоги больше дадут обучающимся, если откроются им как личности многогранные и увлечённые. Таким образом, интегрированные уроки являются средством получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний, направлены на развитие эрудиции, на соединение получаемых знаний в единую систему. Интегрированные уроки должны способствовать созданию целостности мировосприятия — единства мира и человека, живущего в нём и познающего его, единство земли и космоса, природы и человека. Подготовка и проведение интегрированных уроков для преподавателей — предметников — дело непростое, необходимо преподнести учебный материал так, чтобы обучающимся было всё понятно и интересно.

В рамках интегрированного урока можно не только показать межпредметные связи и их применение, но и организовать работу с такими мыслительными операциями как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. д.

Например, предлагается задание обучающимся: Выведите самостоятельно уравнение сферы радиуса R с центром C (, используя формулу для вычисления расстояния между двумя точками с заданными координатами. Найдите расстояние от произвольной точки M(x,y,z) до C ( (MC = . Если точка M лежит на сфере, то MC = R. R = так, как любая точка сферы, то уравнение сферы = . Если же точка M не лежит на данной сфере, то MCR, т. е. координаты точки M не удовлетворяют уравнению = . Следовательно, в прямоугольной системе координат уравнение сферы радиуса R с центром C ( имеет вид .

Проверка работ обучающихся, записать уравнение сферы на доске.

На этапе закрепления умений и навыков в качестве самостоятельной деятельности обучающимся предлагается выполнить задания комбинированного теста.

Вычеркните ненужные слова текста в скобках.

1. а) Сфера — это (фигура, плоскость, поверхность), состоящая из (множества, всех) точек пространства, расположенных на (одинаковом, заданном, на данном) расстоянии от (некоторой, центральной, данной) точки.

б) Радиусом сферы называется (линия, прямая, отрезок), соединяющая центр сферы с (заданной, какой-либо) ее точкой.

2. Диаметр сферы — это (два радиуса, лежащие на одной прямой; хорда, проходящая через центр окружности; отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр).

3. Центр сферы — это (точка, куда ставится ножка циркуля при начертании сферы; середина сферы; точка, равноудаленная от всех точек поверхности, состоящей из всех точек пространства).

4. а) Шар — это (абстрактная фигура, геометрическая фигура, тело), ограниченное (замкнутой линией, множеством точек, сферой).

б) Шар может быть получен вращением (полуокружности, полукруга, треугольника) вокруг его (оси, гипотенузы, диаметра).

в) Сфера образуется в результате вращения (полукольца, полуокружности, круга).


5. Лежит ли А (-2; 1; 4) на сфере, заданной уравнением .

6. Точки А и В принадлежат шару. Принадлежит ли этому шару любая точка отрезка АВ?

7. Практическая работа: Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах

Длина 1° меридиана =111 км

  1. Определяем координаты Мехикос.ш., з.д.
  2. Определяем расстояние до экватора. (Для этого широту умножаем на 111, т. к. в 1° меридиана =111 км. 19° * 111=(до экватора)

Для этого мы из 90° - 19°= 71°. Далее измеряем расстояние до полюса в км, для этого: 71° * 111= (до северного полюса, т. к. Мехико находится в северном полушарии)

3. Определяем расстояние до 0° меридиана. (Теперь мы берем долготу и умножаем на длину дуги одного градуса параллели, которую мы берем в атласе, отмечена белым кружочком с красными цифрами. Брать нужно ближайшую длину дуги, находящуюся к городу. К Мехико ближайшая длина дуги 104,6; 99° * 104,6= (до 0° меридиана)

Проверка заданий самостоятельной работы (Обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг у друга по предложенному образцу, оценивают работы)

а) Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки. б) Радиусом сферы называется отрезок, соединяющий центр сферы с её точкой.

Диаметр сферы — это отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через ее центр.

Центр сферы — это точка, равноудаленная от всех точек поверхности.

а) Шар — это тело, ограниченное сферой. б) Шар может быть получен вращением полукруга вокруг его диаметра.

До экватора 2109 км,до С.полюса 7881 км

Подводя итоги, хочется отметить, что интегрированные уроки позволяют лучше систематизировать знания по математике и географии, так как обладают большей информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных заданий, позволяют вовлечь каждого обучающегося в активную работу на каждом этапе урока. С другой стороны, интегрированные уроки стимулируют преподавателей — предметников к профессиональному росту, к повышению уровня мастерства в проведении данных уроков.

Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный урок, урок, обучающийся, сфера, центр сферы, MCR, ближайшая длина дуги, Радиус сферы, современное общество, учебный материал.

Похожие статьи

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей.

Современный урок как основополагающий компонент.

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал.

Практика проведения интегрированных уроков.

Интегрированный урок — особый тип урока, объединяющего в себе обучение

Интегрированный урок по трем предметам помогает узнать и понять суть явления

Материал 3 уроков удается в более оптимальной и эффективной форме представить за 1–2 занятия.

Образовательные технологии на уроках географии в условиях.

На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно

Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы.

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго.

Все задания содержали материал, который был наиболее актуален для учеников, которые

Типы уроков географии и особенности их структуры

На вводном уроке учитель знакомит с особенностями структурного построения учебника, обращая внимание учащихся на особенности текста и внетекстовых компонентов в усвоении учебного материала. Далее учитель информирует учащихся о том, какие дополнительные.

Интегрированный урок математики с применением игровых.

Интегрированный урок с применением современных технологий позволяет добиться более качественных результатов обучения.

Урок повторения и обобщения знаний наряду с интеграцией позволяет применять игровую и групповую форму учебной работы.

Похожие статьи

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей.

Современный урок как основополагающий компонент.

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал.

Практика проведения интегрированных уроков.

Интегрированный урок — особый тип урока, объединяющего в себе обучение

Интегрированный урок по трем предметам помогает узнать и понять суть явления

Материал 3 уроков удается в более оптимальной и эффективной форме представить за 1–2 занятия.

Образовательные технологии на уроках географии в условиях.

На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно

Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы.

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго.

Все задания содержали материал, который был наиболее актуален для учеников, которые

Типы уроков географии и особенности их структуры

На вводном уроке учитель знакомит с особенностями структурного построения учебника, обращая внимание учащихся на особенности текста и внетекстовых компонентов в усвоении учебного материала. Далее учитель информирует учащихся о том, какие дополнительные.

Интегрированный урок математики с применением игровых.

Интегрированный урок с применением современных технологий позволяет добиться более качественных результатов обучения.

Урок повторения и обобщения знаний наряду с интеграцией позволяет применять игровую и групповую форму учебной работы.


Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В настоящее время образование претерпевает существенные изменения в содержании и методике обучения студентов, это продиктовано современными требованиями рынка труда. В результате перемен в профессиональном образовании одно из важных мест в процессе обучения студентов занимает межпредметные связи. Они способствуют лучшему формированию понятий, явлений внутри отдельных предметов или спецдисциплин. Полное представление о межпредметных понятиях невозможно дать студентам на занятиях какой-либо одной дисциплины.

Сформировать у студента целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, делать знания практически более значимыми и применимыми в других областях науки, дать возможность применять эти умения и знания в конкретных ситуациях, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни, помогают межпредметные связи. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения студентов колледжа.

В современных учебных заведениях с увеличением учебной нагрузки, информации, подлежащей усвоению в период обучения в колледже, с необходимостью подготовки студентов к работе по самообразованию, существенное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности студентов, что выступает проблемой настоящего исследования.

Осуществление междисциплинарного подхода на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность студента, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия преподавателей разных предметов в достижении и воспитательного эффекта обучения. Очень многие педагоги представляют междисциплинарного подхода как модель непостоянную, несистемную, которую можно использовать при изучении тех или иных тем учебного материала эпизодически. Однако, видно, что этот процесс постоянный, целостный, объединяющий общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и профессиональный модуль в единую систему. Междисциплинарный подход в процессе преподавания предмета необходимо усложнять познавательными задачами, расширять возможности творчества познавательной деятельности, применяя всё многообразие дидактических средств в целях формирования профессионально-творческого потенциала студентов.

Большинство студентов колледжа не осознают цели изучения общеобразовательных дисциплин (физика, математика). В результате изучения у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в конкретных заданиях, применять эти знания для решения задач, связанных с будущей специальностью.

Перечислю основы не проблемы, с которыми я встречалась в техникуме:

Междисциплинарный подход позволяет:

  • сформировать у студентaцелостную научную картину мирa;
  • установить связь в изучении и исследовании основ наук с трудовой и профессиональной подготовкой студентов;
  • позволяет получить наиболее глубокие и устойчивые знaния о профессии;
  • оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
  • преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний.

В процессе подготовки к занятиям с использованием междисциплинарного подхода, требуется значительное количество времени и тесного взаимодействия всех преподавателей.

Анализируя полученные результаты наблюдений можно сделать вывод о необходимости использования междисциплинарного подхода в практике преподавателя. Их актуальность заключается в следующем:

  • смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного занятия;
  • упрощение подготовки к занятию преподавателя;
  • расширение возможностей иллюстративного сопровождения занятия;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности студента;
  • подготовка печатных материалов для преподавателя и студенты.

Рациональное использование междисциплинарного подхода позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.

С помощью многосторонних междисциплинарных подходов не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Именно поэтому междисциплинарный подход является важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов в учебных заведениях СПО.

В связи с развитием информатизации и интеллектуализации производственных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях традиционная технология обучения, ориентированная в основном на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Необходимо совершенствование технологий образования в направлении улучшения формирования интеллектуальной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в средней технической школе является непрерывная система научно-технического творчества студентов (далее сокращенно - НТТС), как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Система НТТС в Тульском государственном коммунально-строительном техникуме является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.

Основной задачей НТТС является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в магистратуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе – олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары. Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности.Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду на основе межпредметных связей, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста.

Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.

Междисциплинарный подход позволяет определить главные пункты содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студента.

Интеграция дисциплин позволила: уйти от повторений в процессе изложения учебного материала по различным дисциплинам; повысить уровень профессиональной направленности предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; устранить фрагментарность знаний; формировать системно-целостный взгляд на мир. Применение технологии интегрированного обучения в процессе подготовки специалистов среднего звена является одним из направлений, реализующих основную цель профессионального образования: подготовки высококвалифицированного, компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно, готового к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

Саитова Л.Р.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СТАНОВЛЕНИЯ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Постижение единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможны посредством одного учебного предмета, что делает очевидным необходимость установления междисциплинарных, содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями.

Вопросы взаимодействия человека и окружающего мира, взаимосвязь его многосоставных процессов издревле находили место в работах философов Демокрита, Пифагора, Платона и др. Так, для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего.

Обращаясь к философско-методологическим аспектам междисциплинарного подхода, следует отметить, что ведущей здесь является методология, опирающаяся на законы диалектики, сформулированные Гегелем [2].

В дидактических трудах Дж. Дьюи также прослеживаются идеи междисциплинарного подхода. Ученый призывал к формированию личности посредством творческого постижения культур в исторических средах, отдавая ведущую роль в образовании социокультурному контексту и реализации принципа взаимосвязи теории и практики. Особое место в его концептуальном видении занимала идея соединения труда и обучения, которая позже была неоднократно апробирована как в отечественной, так и зарубежной истории педагогики.

Одним из первых широкомасштабных практических опытов междисциплинарного подхода в обучении явилась советская трудовая школа, у истоков которой стояли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. В советской школе междисциплинарные связи использовались для соединения обучения с жизнью, с производительным трудом учащихся [1].

О необходимости междисциплинарности и многомерности в образовании рассуждал и Р. Штайнер, основоположник вальдорфской школы. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей, что помогало им не только в освоении знаний отдельных областей, но и в умении самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Основатели французской школы Анналов (Новая историческая наука) М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и другие настаивали на ликвидации барьеров между разными сферами интеллектуального труда, призывая специалистов пользоваться опытом смежных научных дисциплин [3].

Анализ литературы показывает, что о междисциплинарности в образовании широко стали писать с начала 50-х годов XX века. Значительным этапом развития междисциплинарного подхода становятся идеи, рассматриваемые в исследованиях по психофизиологии человека, отразивших взаимозависимость психической и практической деятельности человека. Так, исследования Б.Г. Ананьева убедительно доказывают, что деятельность человека, направленная на познание и преобразование предмета является основой формирования логических связей и отношений его сознания. В своих работах М.Н. Скаткин, Г.С. Костюк, В.В. Давыдов показывают, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала.

В 60-е гг. XX века развернулись исследования в области межпредметных связей. Межпредметные связи рассматривались как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков (Г.И. Батурина); как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов (В.Н. Максимова).

В период 70-х годов проблема междисциплинарного подхода в обучении становится одной из центральных в дидактике, а в работах 80-х годов высвечивается еще один аспект проблемы, где особое внимание уделяется воспитательному потенциалу междисциплинарности (Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, В.М. Коротов).

На рубеже двух столетий не иссякает интерес к проблеме реализации междисциплинарного подхода в образовании. В рамках нашего исследования особый интерес представляют труды ученых Н.А. Аминова, О.Ю. Афанасьевой, М.Н. Берулавы, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишняковой, А.И. Гурьев, Т.Н. Кичак, Л.И.Новиковой и др.

Анализ истории междисциплинарного подхода в образовании позволяет выделить три основных этапа его становления и развития:

- использование комплексных программ обучения;

- теоретическая разработка межпредметных связей;

- практика межпредметной интеграции.

Особый контекст идея междисциплинарности приобретает в свете компетентностного подхода к образованию, основной целью которого становится освоение набора компетенций. Это означает не отказ от дисциплинарного овладения знаниями, а насыщение его приемами междисциплинарной подачи учебного материала, формирующими междисциплинарное мышление. Поэтому в наши дни, когда происходит трансформация общественных отношений, совершенствование информационных технологий, расширение многофункциональности труда, расширение полифункциональных знаний, умений, способов умственных действий и применение их в новых жизненных ситуациях речь должна идти о переходе к новому этапу – этапу разработки и реализации идей междисциплинарного подхода в компетентностном формате.

Литература

1. Абдулаева, П.З. Реализация междисциплинарной технологии в формировании информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки: дис… канд. пед. наук: 13.00.08 / Абдулаева, П.З. – Махачкала, 2005. – 164 с.

2. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. – М.: Совершенство, 1998. – 192 с.

Читайте также: