Методы прогнозирования в менеджменте доклад

Обновлено: 04.07.2024

Целью работы является изучение прогнозирования, его задач, методов, функций и так далее .
В соответствии с намеченной целью в работе были сформулированы и поставлены следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия прогнозирования;
-изучить методы прогнозирования;
-рассмотреть классификации прогнозирования;
-определить этапы разработки прогноза;
-обозначить проблемы прогнозирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность прогнозирования: методы, функции, принципы и классификация 5
1.1 Сущность прогнозирования 5
1.2 Классификации прогнозирования и его методы 10
2.3 Математическое прогнозирование, как основной метод разработки прогноза 15
2.5 Взаимосвязь прогнозирования и бизнес-планирования 19
Глава 2. Процесс создания прогноза и его проблемы 23
2.1 Этапы разработки прогноза на практике 23
2.2 Проблемы прогнозирования и факторы неопределенности 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Бодруг_курсовая.doc

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов

Курсовая работа
На тему:
Студент: ___________________, Бодруг Александра Васильевна

руководитель: ______________, Пензина Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель

(подпись) (Ф.И.О., степень, звание, должность)

Введение

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех предприятия. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Прогнозирование—это умение предвидеть ожидаемого хода событий и изменений в будущем. Так как каждое решение—это проекция в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми связана реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования.

Прогнозирование является очень важным процессом в управлении предприятием, так как на его основе осуществляется планирование, а значит и принятие управленческих решений, непосредственно влияющих на состояние хозяйствующего субъекта.

Целью работы является изучение прогнозирования, его задач, методов, функций и так далее .

Объектом работы следует считать процесс прогнозирования, как этап принятия управленческих решений.

В соответствии с намеченной целью в работе были сформулированы и поставлены следующие задачи:

-рассмотреть основные понятия прогнозирования;

-изучить методы прогнозирования;

-рассмотреть классификации прогнозирования;

-определить этапы разработки прогноза;

-обозначить проблемы прогнозирования.

Основными методами создания курсовой работы явилась работа с научной и учебной литературой.

Глава 1. Сущность прогнозирования: методы, функции, принципы и классификация

1.1 Сущность прогнозирования

В данной работе будет рассмотрено понятие прогнозирования в менеджменте, цели формы и методы прогнозирования, а так же будет подробнее изучен процесс прогнозирования и его проблемы. Для начала рассмотрим различные понятия прогнозирования.

Прогнозирование- это специально научное исследование перспектив развития какого –либо явления. 1

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. 2

Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. 3

Прогнозирование — это вероятностное определение хода дальнейших событий. 4

Зачастую понятие прогнозирование путают со схожем ему понятием планированием. Но между словами просматриваются существенная разница. Если прогнозирование– это отражение будущего, то планирование- это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. 5

Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.

Одной из первых работ предшествовавших формированию прогнозирования как современной науки, является опубликованное известным американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов. 6

Джифиллан также внес существенный вклад в создание науки прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как одного из способов заработать деньги. Помимо прочего, прогнозирование выделяют как отдельную функцию менеджмента.

Под функцией прогнозирования понимают процесс формирования научно обоснованного суждения о возможных состояниях рассматриваемого объекта в будущем и альтернативных путях и сроках их достижения. 7

Рассмотрим основные цели, задачи и структуру прогнозирования. Цель прогнозирования – это построить предположения о направления, специфики развития социально-экономических систем, а также выявление тенденций и перспектив развития. Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления—контроля. Исходя из этого можно сделать вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).

К задачам прогнозирования относятся:

    • постановка возможных целей хозяйствующего субъекта
    • постановка достижимых целей субъекта
    • определение соответствия поставленных целей общественным интересам
    • распределение перспективных и текущих задач
    • оценка вариантов прогнозов
    • оценка последствий альтернативных решений
    • анализ ситуаций, при появлении новых проблем
    • оценка перспектив развития
    • помощь в регулировании и улучшении экономической ситуации хозяйствующего субъекта

    Субъектом прогнозирования являются руководство коммерческих предприятий, государственные органы на всех уровнях, а также фирмы и эксперты, специализирующиеся на анализе экономической ситуации и составлении прогнозов .

    Объект прогнозирования- это социально-экономические, научно-технические и экологические процессы, влияющие на функционирование социально-экономических систем.

    Предметом прогнозирования является выявление всевозможных вариантов развития социально-экономических систем в будущем, выявление трендов и закономерностей.

    К функциям прогнозирования относятся:

        • анализ социально-экономических и научно-технических процессов, влияющих на функционирование хозяйствующего субъекта;
        • оценка нынешнего состояния предприятия;
        • определение тенденций развития социально-экономической системы;
        • определение проблем, возникновение которых возможно в будущем;
        • выявление альтернативных вариантов развития системы;
        • формирование научной базы для обоснования выбора того или иного направления развития объекта и принятие оптимального решения в целях эффект воздействия на развитие экономики в целом;
        • формирование научного суждения о вариантах развития социально-экономической системы.

        Прогнозирования базируется на суждении о том, прошлое и нынешнее состояние экономики определяет ее будущее состояние. Но в то же время невозможно учесть все обстоятельства, поэтому существует элемент неопределенности. Прогнозирование необходимо исключительно из-за наличия этого элемента. То есть единство определенности и неопределенности будущего является основополагающей предпосылкой прогнозирования.

        Далее рассмотрим важнейшие постулаты прогнозирования, то есть принципы прогнозирования:

          1. Принцип системности. То есть необходимость рассмотрения взаимосвязи общего прогноза системы и прогнозов ее элементов. Это помогает выработать непротиворечивый прогноз как для элементов системы, так и для нее в целом;
          2. Принцип научной обоснованности. То есть построение прогнозов на основе законов развития общества и экономики, научных исследований, а так же опыта других социально-экономических систем
          3. Принцип целенаправленности. То есть прогнозирование подразумевает постановку целей для хозяйствующего субъекта;
          4. Принцип адекватности(соответствия). То есть определение и оценка вариантов развития системы на основе реальных событий с их точной имитацией;
          5. Принцип вариантности. То есть существования различных вариантов развития социально-экономической системы из-за невозможности предвидеть все обстоятельства;
          6. Принцип согласованности. То есть отражает зависимость прогнозов всей системы и ее элементов, а также прогнозов на длительный и короткий периоды;
          7. Принцип непрерывности (адаптации). То есть необходимость исправлять прогноз при получении новых данных о хозяйствующем субъекте;
          8. Принцип достоверности. То есть необходимость точности и обоснованности прогноза;
          9. Принцип эффективности. То есть получения большей выгоды от составления и использование прогноза, чем затраты на его разработку.

        Результатом процесса прогнозирования является составления прогноза. Прогноз- это предвиденное состояние в определенный момент будущего, которое основано либо на анализе тенденций социально-экономического развития за соответствующий период в прошлом (обычно 2-3 кратный) по сравнению с периодом прогноза и экстраполирования этих тенденций, либо на использовании нормативных расчетов. 8

        Подводя итоги хочется отметить разницу между планированием и прогнозированием. На мой взгляд самое полное определение говорит о том, что это опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем является.

        Прогнозирование является очень важным этап в управлении социально-экономической системой, так как является основой для планирования.

        Стоит отметить, что существуют специфические функции, задачи, цели и принципы прогнозирования на которых основывается весь процесс.

        1.2 Классификации прогнозирования и его методы

        При прогнозировании применяется множество методов как общих, так и специфических. Количество методов и приемов применяемых для прогнозирования превысило 200. 9 Рассмотрим сперва общие методы:

          • Исторические метод. Каждое явлении рассматривается в взаимосвязи с историческим периодом;
          • Комплексный метод. Рассмотрение явлений с учетом их зависимости от внешних и внутренних факторов;
          • Системный метод. Исследование закономерностей прогнозов в многоступенчатых социально-экономических системах;
          • Структурный метод. Рассмотрение структуры и причины возникновения рассматриваемого явления;
          • Системно-структурный метод. Рассмотрение явления и как единого развивающегося целого, и как множества составляющих элементов, находящихся во взаимодействии.

          Специфические методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

          Интуитивные методы используются тогда, когда нет возможности проанализировать большое количество факторов из-за сложности явления. В данном методе используется оценка экспертов, а как дополнение могут использоваться данные об объекте, данные о различных аналогиях и результаты статистических исследований. Чаще всего используются данные методы:

            • Применение метода аналогии означает выявления общих черт в развитии различных процессов социально-экономических систем и процессов другой природы, техники, области науки, которые могут быть математически описаны.
            • При использовании опережающего метода исследуется динамика развития научно-технической информации.
            • Статистический метод основан на анализе и обработке количественной информации об объекте исследования, и выявлении математических закономерностей.

            Эти методы помогают оценить социально-экономическую систему, но не в полном объеме. Для расширения понимания явления прибегают к помощи специалиста-аналитика, которые обладает информацией, не пригодной для формализации. Интуитивные метод, применяемый аналитиками, основывается на экспертных оценках. Эти оценки в свою очередь делятся на индивидуальные и коллективные. Экспертные оценки получаются при помощи следующих методов:

            Далее происходит обработка экспертных оценок.

            Итак, интуитивные метод применяется в комплексе с формальными методами. Используется в случае, когда необходима субъективном мнение экспертов, вне зависимости от точных расчетов, прогнозов и т.д.

            Гост

            ГОСТ

            Общая характеристика методов прогнозирования в менеджменте

            Методы прогнозирования в менеджменте – это способы, позволяющие на основании накопленного опыта и научной базы данных предсказывать будущее, связанное с управленческими процессами.

            Прогнозирование является сложным процессом, в ходе которого приходится решать множество разных вопросов. Для того, чтобы его осуществить, нужно применять разнообразные методы прогнозирования. За историю менеджмента как науки их было выработано очень много, но не все они приобрели популярность.

            При управлении бизнесом прогноз будет полезен только в том случае, если все его компоненты были тщательно продуманы, а ограничения признаны и учтены. Укажем основные рекомендации по поводу того, как составить хороший прогноз. Итак, менеджеру нужно:

            • задаться вопросом, основой для каких решений послужит прогноз. Это повлияет на его точность. Для одних решений точность в 10% вполне достаточна, для других даже 1% - непозволительно высокая вероятность ошибки,
            • определить события, которые нужны для обеспечения достоверности прогноза, и объективно оценить вероятность их наступления,
            • выделить компоненты прогноза,
            • четко определиться с источниками данных,
            • оценить полезность прошлого опыта для построения прогноза. Если ситуация меняется очень быстро, то он может оказаться бесполезен или даже вреден, прошлые события не смогут служить надежной базой прогнозирования. Во внимание необходимо принимать и легкость сбора достоверной информации о прошлом опыте,
            • определить структуру прогноза. К примеру, в случае прогнозирования объемов продаж может быть полезно отдельно оценить разные рыночные сегменты (устоявшиеся и растущие, а также вероятность появления новых потребителей).

            Методы экспертных оценок и экстраполяции

            Суть метода экспертных оценок состоит в том, что прогноз базируется на мнении одного специалиста или их группы. В основе такого мнения лежит их профессиональный, научный или практический опыт. Строго говоря, это целая группа методов:

            Готовые работы на аналогичную тему

            • метод ассоциаций, связанный с изучением схожих по свойствам объектов (по одному из которых имеется достаточно информации),
            • метод бинарных (парных) сравнений. Заключается в сопоставлении экспертами альтернатив и выборе из каждой пары наиболее предпочтительной (в случае прогнозирования – наиболее вероятной),
            • метод векторов предпочтений. Похож на метод парных сравнений, только эксперт анализирует не две альтернативы, а весь набор,
            • метод фокальных объектов. Базируется на перенесении признаков аналогов, отобранных случайным образом, на изучаемый объект,
            • индивидуальный экспертный опрос. Опрос проводится в формате интервью или анализа экспертных оценок. Заказчик беседует с экспертом, при этом перед экспертом ставятся вопросы, имеющие значение для достижения цели программы. При анализе экспертной оценки производится индивидуальное заполнение формуляра, разработанного заказчиком. По итогам заполнения проблемная ситуация подвергается всестороннему анализу. Эксперт оформляет свои соображения в формате отдельного документа,
            • метод средней точки. При использовании этого метода готовятся два альтернативных варианта, один из которых менее предпочтительный. Эксперт должен предложить третий вариант, оцениваемый лучше менее предпочтительного, но хуже более предпочтительного из имеющихся.

            В основе метода экстраполяции лежит идея о том, что нужно изучить сложившиеся в прошлом и действующие в настоящем тенденции развития предприятия, а затем перенести их на будущее. Экстраполяция бывает двух типов:

            • формальная экстраполяция, при которой исходят из предположения о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития,
            • прогнозная экстраполяция, предполагающая увязку настоящего развития с гипотезами о динамике предприятия с учетом предполагаемого изменения влияния на него различных факторов.

            Методы экстраполяции дают хорошие результаты при применении на начальных этапах прогнозирования, поскольку позволяют выявить тенденции изменений различных показателей. Эта информация может использоваться в дальнейшем как исходная для других методов.

            Метод моделирования и экономического анализа

            Под моделированием понимают конструирование модели на основе предварительного изучения процесса или объекта, выделения его существенных характеристик и признаков.

            При прогнозировании с использованием модели можно выделить этапы:

            • разработка модели,
            • экспериментальный анализ,
            • сопоставление предварительного прогнозного расчета и фактических данных о состоянии объекта или процесса,
            • уточнение и корректировка модели.

            Экономический анализ состоит в том, что имеющие место на предприятии экономические процессы или явления расчленяют на части, а затем выявляют взаимосвязи этих частей и их влияние на процесс в целом, его развитие. Анализ позволяет раскрыть сущность рассматриваемого процесса, предположить, по каким закономерностям он изменяется и будет изменяться в будущем.

            Балансовый, нормативный и программно-целевой методы

            Балансовый метод строится на разработке балансов.

            Баланс – это система показателей, в которой первая часть характеризует ресурсы по источникам их привлечения, а вторая – распределение расходов по направлениям, при этом части должны быть равны между собой.

            Балансовый метод позволяет воплотить принципы сбалансированности и пропорциональности, важные для разработки прогнозов, увязать потребности с возможностями.

            Нормативный метод – один из основных методов прогнозирования. В настоящее время ему стало придаваться большое значение. Его сущность заключается в технико-экономических обоснованиях прогнозов с использованием нормативов и норм. Последние применяются при расчете потребности в ресурсах, а также показателей их использования.

            Суть программно-целевого метода заключается определении основных целей развития предприятия, разработки взаимосвязанных мероприятий по их достижению в заранее определенные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами, а также с учетом эффективного их использования.

            Читайте также: