Методологический аппарат научного исследования презентация и доклад

Обновлено: 15.06.2024

Презентация на тему: " Методологический аппарат исследования Основные понятия." — Транскрипт:

1 Методологический аппарат исследования Основные понятия

2 Введение в тему В каждом исследовании выделяются методологическая и процедурная части. В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии.

3 Введение в тему Процедурную часть составляет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста работы.

4 Введение в тему Над перечисленными элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя. Рассмотрим каждый из элементов методологии исследования.

5 Проблема исследования В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в исследуемой области и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей. Т.е. исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

6 Тема исследования Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Точно сформулировать тему исследования достаточно трудно. Размышляя над темой, автор отвечает на вопрос: как назвать работу, чтобы в формулировке темы отражалась проблема исследования?

7 Объект исследования С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет. Под объектом подразумеваются реальные процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, нужно ответить на вопрос: что исследуется?

8 Предмет исследования Под предметом подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, отражающие его целостные свойства, т.е. изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот.

9 Предмет исследования Размышляя над предметом исследования, необходимо ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование? С объектом и предметом исследования тесно связаны его цели и задачи.

10 Цель исследования Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закономерность, концепция, классификация, модель, описание, система, средство, теория, условие и пр.

11 Задачи исследования Из цели исследования вытекают и его задачи. Автор должен ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Задачи могут описываться терминами: анализ, выявление, изучение, проверка, конкретизация, обобщение, описание, определение, разработка и др.

13 Гипотеза исследования В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Чтобы сформулировать гипотезу автор размышляет над вопросом: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

14 Актуальность исследования Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, обосновать актуальность и необходимость исследования выбранной темы. Размышления должны быть направлены на решение вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

15 Актуальность исследования Чтобы доказать актуальность исследования, нужно прежде всего знать современное состояние проблемы в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в новом или дополнительном исследовании.

16 Методологический аппарат исследования ПРОТИВОРЕЧИЕ => ПРОБЛЕМА => ТЕМА => ОБЪЕКТ => ПРЕДМЕТ => ЦЕЛЬ => ЗАДАЧИ => ГИПОТЕЗА

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методологический аппарат научного исследования. Презентация на заданную тему содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

КОМПОНЕНТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА Проблема тема актуальность объект исследования предмет цель задачи гипотеза научная новизна теоретическая и практическая значимость для науки и практики защищаемые положения

Проблема исследования область неизвестного в научном знании, “белое пятно на карте науки” В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию (В.В. Краевский).

Тема исследования Актуальные и заключающие в себе противоречия темы: Самоутверждение личности в разновозрастном коллективе Взаимосвязь управления и самоуправления в воспитательной системе Подросток как объект и субъект воспитания Стандарт и творческий поиск как компоненты педагогической деятельности В следующих темах проблема заключена в завуалированном виде и обнаруживается при ее расшифровке, истолковании: Формирование экологической культуры школьников Эвристические возможности новых информационных технологий (В.И. Загвязинский )

Актуальность исследования (практическая и научная актуальность темы) Актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Показатели актуальности Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение во-первых, отвечает насущной потребности практики, во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Объект исследования (что рассматривается? ) Объект исследования в педагогике и психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя (В.И. Загвязинский)

Предмет исследования (как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются? ) предмет исследования конкретнее по своему содержанию (в отличии от объекта): в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта

Цель исследования цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Задачи исследования Задача – звено, шаг, этап в процессе достижения цели В.И. Загвязинский: три группы задач 1. Историко-диагностическая - связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определение и уточнение понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследований; 2. Теоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; 3. Практически-преобразовательная – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

В.П. Давыдов: первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обос­нованием и т. п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта; вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития; третья – со способами его преоб­разования, опытно-экспериментальной проверки; четвертая – с выявлени­ем путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследу­емого явления, процесса, то есть с прикладными аспектами работы, пятая – с прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных категорий работников образования.

Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Дисс. . канд. пед. наук. Брянск, 1999 Цель: выявить педагогические условия успешного применения дидактических игр, обеспечивающие развитие профессионально значимых качеств личности обучающегося в процессе изучения иностранного языка. Задачи: – с позиции личностно-ориентированного обучения проанализировать психолого-педагогическую теорию организации дидактической игры и определить ведущие условия их влияния на развитие профессионально значимых качеств будущего специалиста; – спроектировать и реализовать систему дидактических игр на занятиях иностранного языка в вузе, обеспечивающую развитие профессионально значимых качеств будущего специалиста; – экспериментально выявить и обосновать педагогические условия и факторы, обеспечивающие успешность становления профессионально значимых качеств будущего специалиста в процессе игровой учебной деятельности; – разработать методические рекомендации в помощь преподавателям иностранного языка по использованию дидактических игр для развития профессионально значимых качеств обучающихся в вузе.

Гипотеза исследования Гипотеза ( от греч. – hypothesis – “основание, предположение”) – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата. Оно означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности Гипотеза – это “главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике”(В.А. Ядов).

Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых. во-вторых. в-третьих. может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых. во-вторых. в-третьих. Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины.

методологические требования к гипотезе логическая простота и непротиворечивость вероятность широта применения концептуальность научная новизна верификация

практические рекомендации для описания гипотезы – она не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше); – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений; – гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу яв­лений; – требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота; – соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.

Научная новизна Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.). Нужно различать два способа представления научной новизны результатов исследования: описание новизны и ее содержательное изложение.

примеры описания научной новизны результатов исследования “выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний” “определена эффективность игровых приемов обучения, применяемых в контексте современной методики руководства детской изобразительной деятельностью”

Пример: “Определены дидактические основания требований к всесторонней проверке усвоения теоретических знаний в общественных науках. К их числу относятся: а) конкретизированный перечень целей изучения теоретических знаний в общественных науках; б) типология теоретических знаний, обеспечивающая всестороннюю их проверку у учащихся; в) требование усвоения знаний до готовности их к творческому применению”.

Значимость результатов исследования для науки и практики Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непос­редственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Критерий готовности результатов психолого-педагогического исследования к использованию и внедрению а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия; б) результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны психолого-педагогические указания, методические предписания; в) результаты не готовы к внедрению.

Защищаемые положения На защиту, как правило, выносятся те положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы. Таким образом, на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для диссертационной работы их может быть не более 3–5, а для курсовой и дипломной работы не более 2–3.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ научного ИССЛЕДОВАНИЯ Если же говорить современн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ научного ИССЛЕДОВАНИЯ Если же говорить современн.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АППАРАТ
научного ИССЛЕДОВАНИЯ

Если же говорить современным языком системного анализа,
то это будет «Проектирование научного исследования

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМЫСЕЛ (как правило письменно.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ (показывае.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

(показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В НАУКЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ
(несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ («знание о незнан.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (то, что противосто.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
(то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЬ (то, что в самом общем виде дол.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ
(то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ (Научное предпол.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Наиболее употребите.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее употребительный вариант:
ИЗУЧИТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ .
ОБОСНОВАТЬ МОДЕЛЬ .
В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МОДЕЛИ.
РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯОГЛАВЛЕНИЕ Наиболее употребительный вари.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наиболее употребительный вариант:
ВВЕДЕНИЕ
Гл.1. Проблема . в теории и практике
1.1 Состояние проблемы .
1.2 Обоснование модели . *
Гл.2. Как тема исследования
2.1 Детальное описание модели
2.2 Опытно-экспериментальная проверка модели.
2.3 Рекомендации по использованию модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯНа защиту выносятся (ответ на вопрос: «ч.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ алгоритм, аппарат.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ
алгоритм, аппарат (дидактические, методические аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (дидактические, прогностические, графовые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы (не учебные программы); процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели; этапы и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретическая значимость исследования (.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -
ДИАЛЕКТИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА*

* Как известно, теории выступают в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий.

Методы научного исследования (полный спектр)

Методы научного исследования
(полный спектр)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯИсследовательские подходы 2 значения В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательские подходы
2 значения
В первом значении исследовательский подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельный подход) и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯВо втором значении исследовательский по.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются по пяти парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования:
содержательный и формальный подходы;
логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы);
качественный и количественный подходы;
феноменологический и сущностный подходы;
единичный и общий (обобщенный) подходы.

2 в 5ой степени = 32 варианта !

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ> ПРОБЛЕМА> ОБЪЕК.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ>
ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ >
ПРЕДМЕТ > ЦЕЛЬ > ГИПОТЕЗА >
>ЗАДАЧИ> НОВИЗНА


№ слайда 1

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по

№ слайда 2

Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам

№ слайда 3

Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного

№ слайда 4

Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук). Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук). Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.

Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того и

№ слайда 5

Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода. Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации исследования. Методика – это совокупность способов и приемов познания.

Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преоб

№ слайда 6

Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного субъекта. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении задач исследования, достижении определенного результата в исследовательской деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и

№ слайда 7

Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной п

№ слайда 8

Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и

№ слайда 9

Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы Выбирать только научно обоснованные методы, которые могут обеспечить поучение и анализ объективных данных, характеризующих явления и процессы Предварительно изучить возможности каждого метода для получения объективных данных при решении задач исследования Не искажать последовательность и суть действий

В зависимости от сферы применения и степени общности: В зависимости от сферы при

№ слайда 10

В зависимости от сферы применения и степени общности: В зависимости от сферы применения и степени общности: всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; частные – для родственных наук; специальные – для конкретной науки, области научного познания.

В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы с

№ слайда 11

В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. В зависимости от содержания изучаемых объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания: методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней

наблюдение, наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, со

№ слайда 12

наблюдение, наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

аксиоматический, аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), форма

№ слайда 13

аксиоматический, аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализация, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

диалектический, диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые

№ слайда 14

диалектический, диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.


№ слайда 15

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основ

№ слайда 16

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Пример: геометрия Евклида

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.

№ слайда 17

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления. Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления. Математика спрашивают, можно ли данный прямоугольник вписать в данный круг. Он отвечает, что может ответить на это лишь гипотетически: вписать можно, если радиус круга равен половине гипотенузы. Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными. Выдвижение догадки отбор из множества выведение следствия экспериментальная проверка

В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной о

№ слайда 18

В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками. Пример: мелодия, представленная нотами; процесс описанный уравнением

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его о

№ слайда 19

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами. Абстрагирование — это мысленное отвлечение от отдельных свойств предмета и его отношений с другими предметами. Пример: движение мы начинаем изучать с того, что абстрагируемся от всех видов криволинейного движения, затем от всех видов ускоренного движения, оставляя для рассмотрения чистую инерциальную форму Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе

№ слайда 20

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в

№ слайда 21

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупнос

№ слайда 22

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. Взгляд на изучаемый объект как систему предполагает принятие допущения о его относительной независимости от других объектов и самодостаточности с точки зрения его функционирования как целого по присущим ему внутренним законам. о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых (не редуцируемых) к сумме законов функционирования его отдельных элементов. Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей математической теории систем, теории функций комплексного переменного, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.

Системный подход имеет два аспекта: Системный подход имеет два аспекта: познават

№ слайда 23

Системный подход имеет два аспекта: Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) конструктивный (используемый при создании систем). При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру. При проектировании системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация - цель - функция - состав и структура - внешние условия. Конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга.

Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую нево

№ слайда 24

Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально. Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально. Если в таком мысленном эксперименте представления об объекте получают, исключая какое-то условие, необходимое для его реального существования, то этот метод представляет идеализацию.

Математическая гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции опреде

№ слайда 25

Математическая гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную. Математическая гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на неизученную.


№ слайда 26

Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом

№ слайда 27

Проводится для установления фактического исходного состояния перед экспериментом основным, преобразующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта, его задача в другом: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным основанием для формулирования целей и задач исследования.

Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Преобраз

№ слайда 28

Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Преобразующий эксперимент формирует новые, заданные качества у объекта. Программа экспериментальной работы, методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществляются прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, опытами, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств. Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма проте

№ слайда 29

непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп; варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению; систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики; параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Читайте также: