Методика дом дерево человек доклад

Обновлено: 05.07.2024

Сама методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Она изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем разглядели возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.

Напомним, что для рисунка необходимы:

бумага нелинованная, белая, выбранного стандарта

карандаш простой средней мягкости

Что надо сделать? Нарисовать дом, дерево и человека. Остановитесь и нарисуйте свой рисунок. А затем читайте интерпретацию.

Интерпретация рисунка дома

Возможно три варианта дома:

многоэтажное здание обязательно с антенной. Это самый редкий вариант, который человек рисует. Но этот вариант рисуют те, для которых семья имеет чисто номинальное значение. Антенна – обязательный атрибут такого рисунка – признак формальной связи. Интерпретируется наличие антенны, даже если она встречается в других вариантах изображения дома.

Традиционный дом – это самый распространенный вариант. Его рисует 90% испытуемых;

В качестве иллюстрации экзотичного варианта рисунка дома можно продемонстрировать работу современного польского художника Яцека Йерка.

Интерпретация рисунка дома

Необходимые детали, которые должны быть нарисованы:

хотя бы одна видимая стена;

Надо обращать внимание, если одна из этих деталей отсутствует. Поскольку это тоже является диагностическим признаком.

Смешанные варианты дома

Представлены два варианта домов в смешанном стиле:

промежуточный вариант между традиционным и экзотичным домом

промежуточный вариант между домом-зданием и традиционным домом

И в том, и в другом случае отдельные признаки интерпретируется, как если бы дом был традиционным.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Отображение в продуктах графической деятельности человека психологических особенностей их автора. Проективные психографические методы диагностики индивидуальных показателей личности. Интерпретация комплексного рисуночного теста "Дом. Дерево. Человек".

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.05.2016
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Проективные психографические методы

2.3 Процедура проведения

2.3.2 Процесс рисования

2.3.3 Пострисуночный опрос

В продуктах графической деятельности человека отображаются индивидуально-психологические особенности их автора -- субъекта деятельности. Следовательно, научный анализ рисунков и письма может стать источником психологической информации о человеческой индивидуальности.

Графические методы позволяют выявлять не только устойчивость индивидуальных показателей личности, но и их изменчивость под действием ряда факторов, что само по себе важно для практической диагностики. Например, такие параметры, как нажим, наличие штриховки, размер рисунка, могут значительно меняться в зависимости от состояния человека, в то время как собственно психологический тип, общая манера исполнения рисунка могут оставаться устойчивыми. (1)

1. Проективные психографические методы

Проективные методики - группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Существенным признаком проективных методик является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать, развивать. (3 с.49)

Психографические методы, входящие в состав проективных методик, получили довольно широкое распространение в исследовательских лабораториях, в клинической практике, на предприятиях, в школах. Однако психографические тесты не могут похвастаться высокой надежностью данных. Критерии эффективности методов пока не однозначны.

Оценке достоверности графических методов на первых этапах использования уделялось большое внимание. Они проверялись с помощью множества различных методик. В итоге были получены весьма устойчивые данные как по субъективной, так и по экспертной валидности (они оказались порядка 0,9). (5)

Очевидно, что у данного вида диагностики есть преимущество по сравнению с вербальными психодиагностическими средствами -- она легче располагает человека к самому обследованию, позволяет существенно расширить как возрастной диапазон ее применения, так и возможности межкультурного использования, а также позволяет обойти те трудности, которые возникают при попытках построения психологического портрета личности посредством вербального общения.

Практическая ценность таких методик состоит в относительной простоте и привлекательности для обследуемых самой психодиагностической ситуации. (4 с.474)

Самой главной проблемой, которая возникает в процессе проведения психографического тестирования становится необходимость максимально освободить клиента от критического осмысления происходящего (на время выполнения задания). Этой потребностью и продиктована инструкция, которую дают испытуемому: рисовать абсолютно простые и индифферентные изображения. У взрослого человека сразу появляются предположения, будто это игра в детство, что и освобождает его от излишнего сопротивления.

Если же человек наотрез отказывается рисовать, это значит, что он испытывает сильное беспокойство -- опасается того, что его проблемы, мысли и желания будут раскрыты, в том числе и для него самого. Значит, человек не желает разрешать собственные проблемы. (5)

графический индивидуальный психологический личность

2.1 Описание

Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека.

2.2 Применение

Доступность предмета и формы обусловила широкое применение теста -- его используют в работе и со взрослыми, и с детьми, и с группами.

Методика более продуктивна при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что за ней закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости. Кроме этого методику можно применять для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще недостаточно изучена.

По мнению Бука, рисунки позволяют судить об аффективной сфере личности, индивидуальных потребностях, уровне психосексуального развития и т.д.

Тест целесообразно применять в начале психологической консультации потому, что он может показать какова основная проблема консультируемого.

Существует несколько вариантов проведения и анализа теста.

Так, Р. Бернс, применяя эту методику просил обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной сцене. Он опирался на идею о сочетании этих элементов: согласно ей взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, можно увидеть, что на самом деле происходит в жизни испытуемого. (6 с.23)

Со временем психологи представили другой принцип трактовки теста. Согласно ему акцент делается на последовательности, в которой рисуются дом, дерево и человек. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для индивида -- жизненная энергия. Тем более, что в упрощенной форме дерево символизирует витальную энергию и тягу к жизни. Если вначале изображается дом, то на первое место человек ставит безопасность, успех или, наоборот, пренебрегает этими понятиями.

2.3 Процедура проведения

2.3.1 Инструкция

Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя что он не художник, исследователь должен убедить испытуемого, что предложенный метод - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки.

Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него, так называемого пострисуночного опроса. (3)

2.3.2 Процесс рисования

Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать следующие аспекты:

1. Касающиеся времени:

а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;

б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали);

в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок (например, дома);

2. Названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисован испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей, возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми. Точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонения испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом.

3. Все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом;

4. Любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления, и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Однако в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и будут скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

При индивидуальном исследовании по каждому рисунку можно задавать неограниченное количество проективных вопросов, которые касаются выявленных проблем пациента. (5)

2.3.3 Пострисуночный опрос

После того, как невербальная фаза теста завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза теста может быть более продуктивной. (3)

Время проведения пострисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части, то его завершение лучше перенести на следующий сеанс.

Пострисуночный опрос преследует две цели:

1) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности;

2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков. (2)

2.3.4 Интерпретация

Между тем, каждый рисунок в своем развитии проходит определенные этапы, и каждый из них может быть подвергнут как качественному психологическому анализу, так и количественной обработке данных.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделения отдельных деталей.

Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются аспекты оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивными (если во время работы над рисунком испытуемый подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева, человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Прогностические рисуночные методики сами по себе являются мощным психотерапевтическим методом, позволяющим обойти контроль сознания человека, и позволяющим выяснить процессы работы бессознательного, минуя критическую настроенность исследуемого, а это весьма важный аргумент в пользу их применения. Поскольку клиент не знает основ интерпретации, он и не может повлиять на смысл изображаемого. Кроме того, простота и быстрота процедур допускает их эффективное использование в качестве методов предварительной экспресс-диагностики.

Сделать тест по-настоящему эффективным способен только грамотный консультант. Во многом интерпретация зависит от самого исследователя, который должен обладать раскрепощенными ассоциативными возможностями, опытом работы, а также соблюдать правила профессиональной этики.

Графические методы могут применяться в консультативной, психотерапевтической работе, в клиническом направлении, в судебно-психологической экспертизе, в прогнозировании социального поведения, а также в сфере управления персоналом и профориентации.

Список литературы

1. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

2. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. М., 1995. - 50 с.

3. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией

М.К. Акимовой - СПб.: Питер, 2005. - 304с.

4. Психологическое тестирование. 7-е изд. / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

5. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Романова. -- М.: Аспект Пресс, 2011. -- 400 с. 270-291

6. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 478 с.

Подобные документы

Рисуночный тест-метод психоанализа. Выделенная деталь рисунка. Пространство в рисунке. Линия в рисунке. Интерпретация рисунков на примере теста "Дом-Дерево-Человек". Тест "Дом-Дерево-Человек". Интерпретация теста "Дом-Дерево-Человек". Проявление эмоций.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 23.11.2008

Проведение психодиагностического исследования личности подростка 11 лет. Изучение методики оценки личности с помощью теста "Дом-дерево-человек" и методики диагностики внутрисемейных отношений с помощью теста "Рисунок семьи". Анализ результатов тестов.

лабораторная работа [35,1 K], добавлен 12.09.2010

Анализ индивидуально-психологических особенностей с использованием методики исследование личности "дом-дерево-человек" Дж. Бука. Оценка влияния патологического влечения к азартным играм на состояние близких к патологическому игроку родственников.

практическая работа [19,7 K], добавлен 13.12.2013

Совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Биологические, генетически заданные предпосылки личности. Выработанные привычки и предпочтения. Набор основных психофизических черт и особенностей человека.

презентация [1012,7 K], добавлен 10.12.2012

Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

курсовая работа [82,3 K], добавлен 14.08.2010

Человек как субъект исследования в психологии, понятие и критерии его универсальности. Критерии и структура внутреннего мира личности, его слои и характеристика, порядок формирования системы индивидуальных черт. Факторы, влияющие на развитие личности.

контрольная работа [44,9 K], добавлен 08.01.2010

Человек как открытая информационная система. Понятие "репрезентативная система". Характеристика проявлений типологических особенностей личности в общении. Возможность выявления у человека его ведущей репрезентативной системы.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 1. ДЕТАЛИ
2. Качество. Каждый элемент изображений
интерпретируется в соответствии со своей
символикой, которая в основной очевидно
функциональна (окна и двери – сфера
контакта, руки – сфера действия, земля –
сфера защищенности и стабильности и т.д.).
В методических указания по методике
оценка качества деталей занимает большую
часть текста.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 1. ДЕТАЛИ
3. Уместность. Поскольку испытуемого просят
нарисовать только дом, дерево и человека, то
можно подвергнуть логическому сомнению
уместность любой детали, которая не является
реально неотъемлемой частью каждого из
перечисленных объектов. Примерами лишних
деталей (которые, по-видимому, представляют
собой потребность испытуемого структурировать
ситуацию) являются следующие: для рисунка дома –
дерево во дворе, для рисунка дерева – птица на нем
или животное около него, для рисунка человека –
дверь, в которую он стучит и т. п. Считается, что
деревья (или кусты), нарисованные возле дерева
или человека, часто олицетворяют людей (обычно
членов семьи испытуемого), а расстояние между
ними часто символизирует близость или
отдаленность в их взаимоотношениях.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 1. ДЕТАЛИ
4. Акцентирование. Оно может быть как позитивным, так и
негативным. Существует несколько форм позитивного
акцентирования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное
внимание несущественным деталям, например окно, расчерченное на
множество клеток и похожее на сетку. Может проявляться навязчивая
потребность в подкреплении какой-либо детали; испытуемый
возвращается к ней снова и снова, иногда даже после завершения
рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную
тревогу, а конкретно – свидетельствовать о фиксации на данном
объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или
представлен в символическом виде), действии или отношении.
Негативное акцентирование также может быть передано несколькими
способами: 1) испытуемый может стереть нарисованную деталь
частично или полностью; 2) может вычеркнуть одну из основных
деталей рисунка.
Примеры акцентирования на такой детали дома, как труба на крыше:
а) над трубой изображаются густые клубы дыма; б) тщательно
прорисовывается сама труба и (или) материал, из которого она
сделана; в) выделяется контур трубы. Подобное акцентирование
может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным
символом и другие проблемы подобного рода.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 1. ДЕТАЛИ
5. Последовательность деталей. Здесь основное внимание
уделяется реальной последовательности в рисовании деталей
дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что любое
изменение обычного порядка изображения деталей будет
забыто, если не делать своевременных записей.
6. Эротические проявления. Исследователь должен проверить
все три рисунка на предмет наличия эротических деталей,
изображенных реально или символически. Дерево,
нарисованное на вершине дугообразного холма, по-видимому,
нередко означает орально-эротическую фиксацию, часто вместе
с потребностью в материнской защите.
7. Согласованность. Исследователь должен определить
относительную согласованность деталей как в каждом рисунке,
так и между всеми тремя рисунками. Если между ними
существует значительная разница – например, когда в двух из
них использовано большое количество деталей, не
согласующееся с их незначительным числом в третьем, ему
необходимо обязательно обратить на это внимание.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 2. ПРОПОРЦИИ
Б. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен
обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какоголибо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная дверь, которая
имеет гораздо меньшие размеры по сравнению со средним окном в доме,
интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать коголибо к своим истинным чувствам.
Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками
(совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно,
проявляет тем самым потребность в компенсации физического
несовершенства.
В. Отношение между фрагментами рисунка. Зависимый,
несамостоятельный испытуемый может нарисовать дерево с огромной, но
плохо сформированной кроной и маленьким стволом (что интерпретируется
как проявление чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным
стремлением получить удовольствие от окружающего мира).
Г. Согласованность. Не следует ожидать полной пропорциональной
согласованности между фрагментами рисунка, так же как и
пропорциональности отдельных фрагментов. Однако если замечена
рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и
исследователь должен постараться найти этому объяснение.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 3. ПЕРСПЕКТИВА
В. Положение фрагмента относительно рисунка в целом. Случаи
отклонения от нормы, которые рассматриваются в этом разделе, связаны с
нежеланием испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной
взаимосвязи. Например: 1) две большие ступени, ведущие к глухой стене дома
(как признак недоступности испытуемого); 2) дерево, у которого только одна из
нескольких ветвей соединяется со стволом.
Второй основной тип отклонения от нормы – это прозрачность деталей.
Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по
количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали.
Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности
испытуемого, предполагается, что они представляют собой проявление неких
символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием
эмоциональных и (или) органических факторов. Конечно, при условии, что
испытуемый не является умственно отсталым.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 3. ПЕРСПЕКТИВА
Е. Способ изображения. Исследователь должен обратить внимание на два
момента: 1) применение нетипичных способов штриховки; 2) применение
правдоподобного и реалистичного изображения.
Прежде всего, исследователь должен научиться различать нормальный и
ненормальный тип штриховки (который, как предполагают, всегда служит
показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть
следующие моменты: 1) количество времени, затраченного на штриховку; 2)
нажим; 3) подкрепление штриховки – произвольный возврат к штриховке в
процессе работы над данным рисунком или над следующими либо на этапе
пострисуночного опроса. Нормальная штриховка (используется тогда, когда
присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается)
наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.
Попытки уклонения, с одной стороны, и погрешности в изображении
действительности – с другой, расцениваются соответственно – первая как
потенциально, а вторая как фактически патоформная реакция.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 4. ВРЕМЯ
Предполагается, что, определив как количество времени, затраченного
испытуемым, так и продуктивность его использования в процессе рисования и
последующего опроса, исследователь может узнать, насколько значим для
испытуемого данный рисунок в целом или составляющие его части.
А. Отношение общего количества затраченного времени к качеству
рисунков.
Б. Отношение качества рисунка к количеству затраченного времени.
В. Латентный период, предваряющий рисование.
Г. Пауза в процессе рисования.
Д. Пауза в комментариях.
Е. Согласованность.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 5. КАЧЕСТВО ЛИНИЙ
Среднестатистический индивид не должен испытывать больших затруднений
при рисовании прямых линий. Углы и кривые линии в его рисунке должны быть
четко прорисованы, а процесс их рисования – контролируемым.
А. Моторный контроль.
Б. Нажим.
В. Тип линии.
Г. Согласованность.

ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: 6. САМОКРИТИЧНОСТЬ
Самокритичностью считается: а) критическая позиция испытуемого и б) его
готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправильным.
Способность к объективной оценке, критике и умение пользоваться такой
критикой – одни из тех интеллектуальных функций, которые в первую очередь
страдают от чрезмерной эмоциональности и (или) процессов, связанных с
органическим поражением мозга. Из этого следует, что полезно
анализировать дефекты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и
определять, какие корректирующие шаги он предпринимал, и насколько они
были успешны.
Считается (и критический опыт, по-видимому, оправдывает это
предположение), что самокритичное отношение хорошо интегрированного
индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя
рисунками.
Полное отсутствие попыток испытуемого со средним или более высоким
интеллектуальным уровнем внести изменения в рисунок не очень высокого
качества фактически является патоформным случаем.

ПОСТРИСУНОЧНЫЙ ОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (И где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет этот человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

ПОСТРИСУНОЧНЫЙ ОПРОС О ДЕРЕВЕ
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5. А (если испытуемый считает, что дерево живое): а) что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? б) Нет ли у
дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? В) в чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? г) Как вы
думаете, когда это произошло? Б (если испытуемый считает, что дерево мертвое): а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель
дерева? б)
Как вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже – на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется: оно расположено выше вас, ниже или находится на одном уровне
с вами?
Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер.
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер.
Др15. Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет вас думать это дерево?
Др18. О чем оно вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву)
был человек, то кто бы это мог быть?

ПОСТРИСУНОЧНЫЙ ОПРОС О ДОМЕ
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это ваш дом? (Если нет, то чей?)
Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был вашим и вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:
а)
Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?
б)
С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже или примерно на одном
уровне с вами?
Д9. О чем вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Для чего нужна труба на крыше?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего
отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Анализ дома. Прорисованный вдали дом является показателем существования у испытуемого чувства отверженности.
Акцентированные линии стен характеризуют испытуемого как человека, стремящегося сохранить контроль за действиями и
эмоциями. Дверь находится сбоку дома и является показателем ухода испытуемого от проблем, отрешенности от внешнего
мира, избегания трудных ситуаций. Также автору характерно отчуждение, уединение, неприступность, нежелание реально
видеть окружающий мир. На рисунке дверь открыта, поэтому испытуемый испытывает потребность во внимании, которое
окажут ему другие люди. С этими людьми испытуемый может вести себя откровенно. Густой дым, который идет из трубы,
указывает, что у испытуемого существует внутреннее напряжение, возможно, внутреннее противоречие. У нарисованного
дома крыша имеет тонкий контур и означает чрезмерный контроль над сферой фантазий. Труба нарисована косо по
отношению к крыше – это показатель регрессии для взрослого человека. Погода на рисунке хорошая, солнечная, теплая –
означает, что испытуемый воспринимает окружающую среду как доброжелательную. Рисунок дома выходит за левый край
листа и указывает, что испытуемый акцентирует внимание на прошедших событиях и испытывает страх перед будущими
событиями. Переживания прошлых событий и событий, которые произойдут, являются эмоциональными.
Анализ человека. Нарисованный человек имеет большую голову, тем самым испытуемый стремится подчеркнуть, что
высокий уровень интеллекта является значимым в деятельности людей. Шея тонкая и длинная указывает на регрессию
испытуемого. Мелкие по отношению ко всему телу плечи свидетельствуют о недостаточности физической силы
испытуемого. Подчеркнутые маленькие уши означают нежелание испытуемого слышать критику в свой адрес. Крупные руки
указывают на потребность испытуемого к общению, умению находить с другими людьми общий язык. При этом руки
являются сильными, что свидетельствует о характерной для испытуемого агрессивности, энергичности. Ноги расставлены в
стороны, что говорит о существовании пренебрежения к некоторым социальным явлениям, неподчинение законам и
правилам, принятым в обществе или игнорирования их совсем. Большое количество острых углов и закругленных линий
характеризуют испытуемого как человека агрессивного с плохой адаптацией, женственного. Энергичные штрихи позволяют
охарактеризовать испытуемого как настойчивого. Присутствующая в рисунке ритмичная штриховка говорит о
чувствительности испытуемого, сочувствии другим людям, раскованности. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о
хорошем воображении, женственности испытуемого.
Анализ дерева. На рисунке корни обозначены чертой и являются показателем детскости в отношениях с некоторыми
людьми. Круглая крона дерева означает экзальтированность испытуемого, его эмоциональность. Поднятые вверх ветви
дерева – энтузиазм, стремление к власти. Листва дерева является закрытой, тем самым испытуемый демонстрирует
стремление оградить свой внутренний мир. Прямые линии ствола указывают, что испытуемый является находчивым, долго
не думает о тревожащих его событиях. Ствол расширяется к низу и демонстрирует, что испытуемый стремится занять среди
своего окружения надежное положение.
В результате о личности испытуемого можно сказать, что он является человеком с большим количеством черт. Он является
женственным, чувствительным, агрессивным. Кроме этого испытуемый имеет амбивалентные качества, с одной стороны,
стремится к другим людям, пытается найти общий язык, а с другой – пренебрегает принятыми в обществе нормами и
правилами, стремится к уединению. Отличительной чертой в поведении испытуемого является регрессия. В некоторых
ситуациях поведение является детским, что связано со стремлением оградить свой внутренний мир от окружающих и
нежеланием слышать от окружающих критику в свой адрес. В целом, можно отметить энергичность, настойчивость,
доброжелательное отношение к окружающему миру, раскованность, энтузиазм.

Дом на заднем плане и четкий ствол у дерева указывают на наличие у
испытуемого тревоги, чувства ответственности, подозрительности.
Вытянутая шея человека и не перпендикулярная крыше дома труба
свидетельствуют о регрессии испытуемого в определенных ситуациях.
Наличие большого числа цветов (8 цветов) характеризует испытуемого
как эмоционального человека.
Неровные линии и штрихи на рисунке свидетельствуют о грубости
испытуемого, импульсивности, дерзости, склонности к высокомерию.
Возможно, это объясняется тем, что испытуемый стремится
подчинять себе людей вследствие страха быть отверженным, забытым,
кроме этого у испытуемого может присутствовать страх осуждения.
Закругленные линии и нажим на карандаш свидетельствуют о
женственности, энергичности и настойчивости.
Наличие штриховки слева направо символизирует мотивацию к чемулибо, также в зависимости от ситуации и интересов испытуемого он
может проявлять либо активность, либо пассивность. Такая же
ситуация наблюдается и в случае зависимости испытуемого от других
людей, т. е. если он захочет, то может зависеть от другого человека, а
может и пойти против мнения других.

тест дом дерево человек, тест дом дерево человек расшифровка, расшифровка теста дом дерево человек, психологический тест дом дерево человек

Данный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.

Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.

Цель данной методики:

- оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;

- получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.

Инструкция для проведения тестирования:

Психолог. "Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится."

Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.

При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:

- интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;

- наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;

- общее время, на рисование;

- в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).

- все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные исследуемым в процессе рисования;

- обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.

После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.

Интерпретация теста дом дерево человек

Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает

Тест полностью, его интерпретацию и подробную расшифровку каждого элемента можете скачать ниже.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.

Дом - Дерево - Человек

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве:
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как Вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как Вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами?
Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево?
Др18. О чем оно Вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме:
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами?
Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он Вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой:
1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;
2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью. Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Читайте также: