Меры государственного регулирования земельных отношений доклад

Обновлено: 30.06.2024

Правовое регулирование, которое обеспечивает надлежащий правопорядок для использования.

Как объект правового регулирования земля может быть представлена тремя институтами:

Общий объект – это земля как часть окружающий среды, обладающей соответствующими свойствами в сфере юрисдикции РФ (ГЗФ).

Родовой объект – это земля представлена категориями земель (часть единого ГЗФ, используемая по основному целевому назначению и имеющая определенный или особый режим использования и охраны)

Целевое назначение – господствующая цель в использовании земельного участка, порядок использования, вид использования. Господствующая цель не исключает другие пути использования, которые необходимы для хозяйственной эксплуатации участка.

Конкретный объект – угодье – это земельный участок предоставленный и используемый для определенных целей (по непосредственному целевому назначению).

В отличие от категории не допускают сопутствующего использования. исключение, временное сооружение на пашне – угодье пашня, хотя там и сарай. Угодье делится на сельскохозяйственные и несельскохозяйтсвенные.

Распределение земель по категориям достаточно давно.

Отнесение земель к категориям и их перевод означает для каждого конкретного земельного участка установление порядка, условий и пределов его эксплуатации для конкретных целей. Нарушение установленного режима влечет соответствующие санкции.

Без согласия правообладателя органы государственной власти и местного самоуправлении могут переводить земли в другие категории в двух случаях.

-создания особоохраняемых природных территорий

-установление черты населенного пункта.

Решение органов власти оформляется актом. В правительстве два субъекта 1 месяц, 14 дней.

Существуют ограничения по переводу земель из категории в категорию:

-запреты федерального законодательства

-запреты государственно-экологической экспертизы

-несоответствие испрашиваемых целей использования земель документам территориального планирования, градостроительной и прочих видам документации.

Решение о переводе земель сельскохозяйственного значения принимает только субъект федерации. Для земель иных категорий, если они в муниципальной или частной собственности может переводится органами местного самоуправления.

Специфика государственного регулирования отдельных категорий единого государственного земельного фонда

Площадь категории 23,5% ГЗФ, по ленинградской области 19,6%.

Как объект правового регулирования имеют тройственную характеристику. В составе этой категории земли предоставленные для сельскохозяйственных нужд за пределами границы населенного пункта: -коммерческим сельскохозяйственным организациям для ведения сельскохозяйственного производства (ст77ЗК).

-гражданам для организации КФХ, ЛПХ, садоводства, огородничества, животноводства и др.

-общинам малочисленных народов и этнических групп для сохранения традиционного образа жизни и промыслов (ФЗ №49 от 7.05.2001г)

-производственным, учебно-опытным и опытным хозяйствам, научно-исследовательским центрам, сельскохозяйственным ВУЗам, ПТУ и образовательным сельским школам для сельскохозяйственного производства, для научно-исследовательских и учебных целей.

-некомерческим организациям в потребительские кооперативы, казачьим обществам для ведения подсобного хозяйства

-фонд перераспределения земель.

Земли этой категории должны охраняться количественно и качественно. Количественно – минимилизация площади отвода для несельскохозяйственных целей и выбор участка стоимостью ниже среднего по району.

Отводы сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд возможны в исключительных случаях (ст.7 закона о переводе предусматривает 7 случаев:

-консервация земель (при деградации)

-создание особоохраняемых территорий

-установление и изменение границ населенных пунктов, при этом участки сельскохозяйственных угодий обычно включаются в зону сельскохозяйственного использования населенных пунктов и они используются как и раньше до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

В соответствии с законом о государственным регулировании плодородия сельскохозяйственных и иных несельскохозяйственных нужд, сельскохозяйственные угодья признаются непригодными в следующих случаях:

-деградация земель в результате культурного или антропогенного воздействия,

Загрязнения почв или их заражения в качествах оказывающих на окружающую среду и плодородие окружающих сельскохозяйственных земель,

-длительное не использование в следствие чего воспроизводство плодородия является экономически невыгодным,

-включение непригодных для сельскохозяйственного производства земель в состав категорий ГЛФ, ГВФ, государственного земельного запаса,

-строительство линейных объектов, если кадастровая стоимость земель на 30 и более %-ов ниже среднерайонного уровня и объекты размещаются вдоль дорог и границ полей севооборотов. Оценку кадастровой стоимости должны проводить Роснедвижимость в соответствии с правилами №316 от 08.04.2008.

-выполнение международных обязательств, обеспечение обороны, добычи полезных ископаемых, содержание объектов культурного наследия, строительства культурно-бытовых и социальных объектов при отсутствии иных вариантах размещения, недопустимо проводить перевод если стоимость этих угодий на 30 и более процентов выше среднерайонного уровня и если эти угодья особоценный (ст.79 ЗК).

На не сельскохозяйственного действия перечисленных ограничений не распространяются.

Оборот земель регулируется особым законом, при этом должно сохраняться целевое назначение и должно соблюдаться ограничение на наличие этих земель в руках одного землепользования.

Земли населенного пункта -1,1% 15 галава ЗК ст.83-86.ГК, ЖК ст32

ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления 6.10.2003. земли в границах населенного пункта, земли других категорий.

Эти земли находятся в ведении органов местного самоуправления. Границу поселения обычно устанавливает субъект федерации, при этом в проекте границы указываются основания для изменения категории земель. Границы и описания местоположения и из какой категории переводится. Органы местного самоуправления и их администрации в городах осуществляют государственное регулирование, но не выполняют функции хозяйственной эксплуатации, т.к. сами землей не пользуются.

Ведомственные органы государственного регулирования это отделы по ЖКХ министерства регионального развития. Планирование использования земель (функции) вместо схемы землеустройства другие схемы. Особенность: земля является пространственным базисом и местом проживания людей, важны границы и коммуникации. Порядок использования земель этой категории определяется зонированием территории населенного пункта путем введения градостроительных регламентов.

Контроль земель этой категории осуществляется при помощи выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию, путем утверждения и согласования соответствующих проектов, путем повседневного контроля строительных работ.

Земли спец. Назначения: гл.16 ЗК ст 87-93

Дать полную исчерпывающую классификацию невозможно. Предоставляются государственным предприятиям в пользование и аренду, а не государств собственность и аренду.

Земли этой категории имеют свою специфику использовании, которая соответствует специфике отрасли, не образуют единого массива, эти земли могут быть землями сельскохозяйственного использования (служебные недели). Не обязательно располагаются за чертой поселения. Вокруг земель этой категории (ст.87 п.3) для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий эксплуатации объектов могут быть установлены с особым режимом использования (внутренние или наружные).

Кодекс внутреннего водного транспорта 7.03.2001

Воздушный кодекс 19.05.1997г

Кодекс торгового мореплавания 30.08.99

Земли особоохраняемых территорий и объектов 2%

- природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, особоценные земли. 17 глава ст.94 – 100 ЗК.

Общность правового режима этих земель обусловлена следующими обстоятельствами:

-отнесение этих земель и объектов к объектам общенационального достояния в силу их особого значения для государства и общества

-необходимостью исключения из народнохозяйственного оборота в силу особой ценности природно-исторических объектов

-наличие перспективной цели такого исключения из оборота

-необходимость правового регулирования исключения из народнохозяйственного оборота

Ст.94-95 и устанавливается в соответствии с правовым статусом расположенных на них объектов

Изъятие в острых случаях. Жесткий режим использования. жесткое регулирование процесса изъятия

Перевод регулируется ст.10 закона о переводе. Осуществляется при наличии положительного заключения государственно-экологической экспертизы, а возможны и др. экспертизы, если использование этих земель по их нынешнему назначению, в виду утраты их особоценного назначения.

Лесной фонд – 64%

Наибольшая по площади ст.101 ЗК, лесной кодекс.

Режим использования этой категории подчинен режиму использования лесов.

6ст-охране и воспроизводству в соответствии с целевым назначением земель

7ст-определение лесного участка

В федеральной собственности 8ст.

10-по целевому назначению.

21статья – перечень объектов не связанных с ведением лесного хозяйства, для которых допускается использование земель лесного фонда (геология, гидротехнические сооружения, линейные объекты, лепоперерабатываюшая, туризм, религиозная деятельность) для всех перечисленных землепользований является срочным заканчивается ликвидацией объекта и рекультивации земель.

23ст.-состав земель ГЛФ, лесничества и лесопарки

10глава – управление в области использования и охраны лесов

91ст-государсвтенный лесной реестр

-92статья-государственый кадастровый учет лесных участков

12 глава – контроль

15 глава – защитные леса

102 статья – для леса, категории защитности лесов:

1.на особоохраняемых территориях

Правовой режим ст.103-107ЛК

Государственное регулирование земель этой категории осуществляют органы специальной и общей компетенции федерального подчинения (министерство сельского хозяйства и Рослесхоз).

Направление государственного регулирования:

-установление правовых режимов и отнесение лесов к категориям

-осуществление мероприятий обеспечивающих лесопользователем своих прав и обязанностей (государственного лесного контроля).

Перевод земель в нелесные осуществляется за плату на основе положения «О размере и порядке взывания платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие лесного фонда №278 20.04.2002.

Основные методы государственного регулирования леспользования:

-обеспечение нормирования лесопользования

-обеспечение экологической безопасного лесопользования

Перевод земель лесного фонда 11ст. закона о переводе:

-в соостветствии с лесоустроительной документацией

-установление и изменение границ поселений

-иные (невозможность использования, нужды обороны, сельскохозяйственной энергетики, культуры, использования недр).

102ЗК, Водный кодекс

К водному фонду относятся водоемы, ледники, гидротехнические сооружения

Министерство природы-Росвод ресурсы, министерство сельского хозяйства, министерство транспорта, Минздрав)

-поверхностные: моря, водотоки, водоемы, болота, родники, гейзеры, ледники, снежники

-подземные: подземные воды

Земли находятся в государственной собственности кроме двух видов объектов: пруды и обводненные карьеры.

65ст. – водоохранные и водозащитные зоны.

Публичный водный сервитут.

Перервод допускается в 4-х случаях (12 ст)

-установление и изменения границ населенного пункта

-создание особоохраняемых территорий

-размещение объектов государственного и муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения

-прекращение существования водных объектов, изменение русла

При наличии положительного заключения государственной экспертизы.

6,5% не попавшие в другие категории, не предоставлены или до 1 года в государственной и муниципальной собсвтенности ст.103 ЗК.

Фонд перераспределения земель не входит (ст80с/х)

Глава 7 ст – 54 о прекращении права собственности в т.п. принудительное – способы попоадения в земли запаса.

За счет земель этой категории создаются специальный земельный фонд для наделения землями различных обществ, беженцев, для ИЖС, для лиц крайнего севера.

Проводится резервирование для строительства.

Перевод возможен только после формирования земельного участка.

Понятие и содержание государственного регулирования земельных отношений

Государственное регулирование земель предполагает предоставление свободы выбора хозяйствования на земле для субъектов земельных отношений и недопустимости вмешательства их в деятельность (гл.6 ЗК).

Государственное управление можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель путем принятия экономико-правовых мер, это те взаимоотношения которые основаны на обоюдной заинтересованности рационального использования и охраны земель, они применяются путем введения чисто экономических правовых институтов, институт платности использования земель (зависимость ставки платежей, зависит от качества земель установления льгот, меры поощрения использования земель и другие экономические меры).

Практически управление земельным фондом проявляется в виде регулирования земельных отношений, путем осуществления функций регулирования, являющихся одновременно функцией управления. Это значит, государственное регулирование является механизмом управления, однако государственное регулирования включает не только правоприменительное управление, но и правотворческий процесс.

В настоящее время управление является совокупностью функций учета анализа планирования и регулирования земельными ресурсами.

Содержание государственного регулирования земельных отношений состоит в создании государственных органов, и наделении их соответствующей компетенцией, закрепление форм и методов регулирования, а также функций которые эти органы должны выполнять.

Юридическим основанием регулирования отношений является суверенная власть государства элементом которого является территориальное верховенство, обладающее властным с характером (ст.3). правовые институты базируются на нормах права (совокупность правил поведения, которые определяются для участника правоотношений определяются государством).

Носителем государственной власти является многонациональный народ РФ, диллидирующий свою власть соответствующим органам, органам местного самоуправления.

Принципы осуществления государственного регулирования земельных отношений:

1.Четкое разграничение функций между государственным планированием и органами на местах;

2.Недопустимость вмешательства одних органов в функции других.


Государственное регулирование земельных отношений это объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью. Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;

защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

обеспечение безопасности и обороны страны:

Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование). Существуют следующие принципы земельного законодательства (схема 1 [1, с.81]).

Имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на состояние земель при их использовании и охране.

ведение земельного кадастра;

всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;

дифференцированность учета земель;

единство методики учета;

проведение землеустроительных работ;

изъятие земель, используемых с нарушениями закона;

принудительный выкуп земель для общественных нужд;

экономическое и налоговое стимулирование;

ответственность за нарушение земельного законодательства;

введение нормативов деятельности на земельных участках;

меры по рекультивации земель;

в отношении объектов землепользования;

в отношении субъектов земельных отношений;

проверки, экспертизы проектов использования земель;

мониторинг использования земель;

соблюдение целевого характера использования земель;

установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;

установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;

государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;

установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;

изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;

разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;

изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;

разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;

иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;

изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;

установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;

разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;

Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются: планирование и прогнозирование использования земель, зонирование земель, распределение и перераспределение земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования, мониторинг земель и контроль за правильным их использованием, разрешение земельных споров.

Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).

Основные термины (генерируются автоматически): охрана земель, Российская Федерация, государственное регулирование, земельное законодательство, отношение, земля, окружающая среда, участок, местное самоуправление, правовой режим земель.

Похожие статьи

В статье анализируется правовая охрана земель на основе законодательства Российской Федерации. Затронуты особенности правовой охраны земель, способы защиты и охраны этих земель.

Особенности правового режима земель лесного фонда.

Особенности регулирования земель запаса в Российской Федерации. Сравнительный анализ правового режима бесхозяйного имущества в Российской Федерации и зарубежном законодательстве.

Порядок образования земельных участков: изменения.

Особенности гражданско-правового режима земельных участков из состава земель промышленности. Особенности установления границ земельных участков и государственная ре-гистрация прав на спорные земельные участки.

Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля.

Однако объектом земельных отношений является не земля, а индивидуализированный земельный участок, в отношении которого установлен определенный правовой режим.

Особенности принципов земельного права | Статья в журнале.

по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Характеризуя данную особенность, необходимо учитывать, что земельным законодательством определяются не один.

земельный участок, РФ, земля, ГК РФ, природный ресурс, целевое назначение, недвижимое имущество, окружающая природная среда, Российская Федерация, признак.

Особенности правового обеспечения охраны земель.

Ключевые слова: почва, земля, законодательство, охрана земель, рациональное использование, земли сельскохозяйственного назначения.

Законодательное определение охраны земель закреплено в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации [2] (далее.

Правовая охрана земель: цели и задачи. Рекультивация земель

рекультивация земель, правовая охрана земель, охрана земель, земля, сокращение площади, деятельность народов, основа жизни, окружающая среда, использование земель, хозяйственная деятельность человека.

Основные проблемы применения земельного законодательства.

Гост

ГОСТ

В современной России регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и Земельным кодексом По данной теме мы уже выполнили реферат Земельное право подробнее , а также нормативными актами субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее и органов местного самоуправления. Правовые нормы других отраслей законодательства, касающиеся земельных отношений, должны соответствовать действующему земельному праву.

Земля представляет собой уникальный природный ресурс, и вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в нашей стране. Отмена государственной монополии, развитие института частной собственности, полная трансформация системы землепользования требует адекватного управления огромным земельно-ресурсным потенциалом нашей страны.

Государственная политика в сфере земельных отношений

Земельная политика представляет собой особую сферу деятельности, связанную с управлением социальным и экономическим развитием страны в его пространственном аспекте. А стратегия земельной политики – это долгосрочные и наиболее принципиальные планы государства и его органов управления в регионах, направленные на разрешение главных задач территориального развития России.

Основной целью государственной земельной политики в нашей стране является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития государства, повышение качества жизни населения, обеспечение каждому гражданину гарантированных стандартов жизни независимо от места проживания. Государственная земельная политика является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема организации эффективной системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в необходимости обеспечения рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, поиске оптимальных организационных структур и форм управления.

Все эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой активности и повышение эффективности использования земли, которая служит гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала, что в условиях рыночных отношений важно каждому владельцу или арендатору участка.

Для России, которая относится к числу стран наиболее обеспеченных земельными ресурсами, понимание специфики регулирования земельных отношений представляет повышенный интерес. Развитие института частной собственности на землю коренным образом меняет не только социальное бытие граждан, но и жизнь всего общества.

Механизм регулирования земельных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Механизм регулирования земельных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные задачи регулирования земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений представляет собой систему мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых и экономических действий.

Организационно-правовой базис и экономические взаимоотношения субъектов земельного права регламентирует государственное регулирование. Опыт большинства развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм регулирования формируется в рамках существующего законодательства и в интересах граждан. Выделяют следующие основные задачи государственного регулирования земельных отношений:

  1. повышение эффективности использования земельных ресурсов;
  2. улучшение системы охраны земель;
  3. сохранение и улучшение экологического состояния территорий;
  4. создание правовых, экономических и организационных предпосылок для успешного функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей.

Государственное регулирование земельных отношений в России исполняет следующие функции:

  1. определение использования земли в качестве природного, социального и хозяйственного объекта;
  2. формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;
  3. наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях;
  4. обеспечение равенства участников земельных отношений и защита их прав;
  5. недопущение противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
  6. охрана земли и окружающей природной среды от возможной порчи и нарушений;
  7. пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые законом права и интересы других лиц.

Методы регулирования земельных отношений

Процесс государственного управления земельными ресурсами осуществляется с помощью:

  1. разработки и реализации законодательных и нормативно-правовых актов, федеральных и региональных программ и планов, а также отдельных мероприятий и решений органов государственной власти России и субъектов Федерации;
  2. проведения государственной плановой, финансовой и инвестиционной политики;
  3. обеспечения требований законодательства и нормативно-методических документов;
  4. экономического стимулирования охраны и рационального использования земельных ресурсов;
  5. надзора за состоянием земель, рациональным их использованием и охраной, привлечения к ответственности виновных в нарушении законодательства;
  6. государственного лицензирования, сертификации и страхования;
  7. разъяснения населению принципов государственной земельной политики, прав и обязанностей владельцев или арендаторов.

Федеральное земельное законодательство По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное и региональное земельное законодательство. подробнее устанавливает общие для всех субъектов РФ начала регулирования земельных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу участков, землеустройству. Соотношение нормативных актов региональных правительств и органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определенными законодательством РФ.

Управление земельными ресурсами включает в себя планирование их использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный земельный кадастр.

собственнос ть без из менения в уст ановленно м порядк е их целевог о назна чения.

Миров а я прак тика выработала четкие мех анизмы эк ономиче ских

отношений в землепользов ании. Как часть приро дног о к омплек са земля

является до сто янием наро да в целом, но как прост ранственный базис и как

средство произво дств а она мо жет быть об ъект ом собственно сти о тдельног о

индивидуум а или лю дей. Из этог о вовсе не следу ет , чт о в данно м случае земля

становит ся средство м наживы и спеку ляции. Опять же практик а выработала

мех анизмы г о с у дарств енного рег у лирования и пре с е чения этих нег ативных

Центральным звено м в процесс е преобразов ания аграрных о тношений

на рациональной о снове были и о ст аются земельные отношения и механиз мы

реа лизации земельной собственно сти. С появ лением частной собственно сти на

землю образовался рынок земли. С ейчас земельные участки можно купить или

про да ть. Пробле ма в то м, что в современной Р о ссии спрос на земли не

о дноро ден. Для нашей ст раны харак терен крайне повышенный спро с на земли

располо женные вокр уг крупных г оро дов, в самих г ородах, курор тных зонах, а

также на земли имеющие запасы сырья для добычи полезных иск о паемых.

Одной из в ажнейших сост ав л яющих землепользов ания яв ляетс я определение

стоимости земли для организации сельск о х озяйственног о произво дств а. С

о дной ст ороны земля эт о о снова жизни челове че ства, с друг ой ст ороны для

сельск о х озяйственных организаций она не польз уется спро сом из-за низк ой

рыно чной стоимо сти. Расширяет ся проце сс криминализации необ основанног о

Причин, по к оторой сло жилась непро ст ая ситу ация в аграрной с фере

немало, но о сновной яв ляет ся аграрная политика, прово димая федеральным

центром. С ельск ох озяйственные тов аропроизво дители обречены на убыто чное

произво дство. Взять, х от я бы, к пример у , диспаритет цен на с ельх озпро дукцию

и про дукцию про мышленног о произво дств а. В западных странах для

обеспечения прим ерног о ценовог о равенств а, существ уют различные дотации.

Для сравнения размер по ддерж ки фермерам на 1 га с ельск о х озяйственных

земель со ст авляет: в США - 69 долл., Канаде - 83, странах ЕС - 943, Швейцарии

- 4214, а в Р о ссии - всего 6 долл. В связи с этим необ х о димо иметь какие-т о

приемлемые по лож ения (решения) по использ ованию рыно чной стоимости

Кадастровая оценк а земель с ельск ох озяйственного наз на чения

представляет собой к о мплек с мероприятий, направ ленных на определение

стоимости земельных участк ов по химиче ским, физиче ским и технологич е ским

свойств ам, клима тиче ским и прост ранственным факт орам, в лияющим на их

пло доро дие, у добство обработки и ме стополо ж ение. Она должна отражать,

Прове денная кадастровая оценка сельск ох озяйственных уг о дий

определила сре днюю стоимость 1 гектара, к оторая оказалась суще ственно

заниженной и нам ног о от личается от рыно чной стоимости. По это му рыночная

стоимость - это наиболее веро ятная цена про дажи участка на к онк урентном и

открыт ом рынке при о сознанных дейс твиях покупа теля и про давца, х орошо

инфор мированных и не испытывающих давления чрезвычайных обстоя тельств.

Отсю да рыноч на я стоимо сть не все г да зависит от ка че ства и ме стопо ло жения

земельног о участка. На нее воз действ ует огро мно е к о личе ство факт оров, из-за

к оторых рыночная стоимость мож ет зна чительно к олеба ться в ту или иную

У быто чность с ельск ох озяйственных предприятий оказыв ает

непо средственное влияние на к а че ство обрабатыв аемых земель. От с ут ствие

ма териальных сре дств, приво дит к то му , что земли использ уются не

рационально. При минимальной обработк е и ли её о тсутствии снижается

пло доро дие пашни, увеличиваются площади по дверженные во дной и ветровой

эрозиям, расширяются м асшт абы загрязнения по чв тяж елыми м ет аллами,

нефтью, пе стицидами и про чее. У лучшение ситу ации не ск оро произойдет , х о тя

и действ ует целевая программа "Со хранение и во сстано вление пло доро дия почв

земель с ельск ох озяйственног о назна чения и агроландшафт ов к ак национальног о

до сто яния Р о ссии на 2006 - 201 1 г о да и на период до 2012 г о да". Даже не смо т ря

на то, чт о по отчет у минист ра за 2010 г о д, вс е о сновные, запланиров анные

действия были выполнены. В графике 1 показано вне с ение минеральных и

органиче ских у добрений в расчете на 1 г ектар [12].

Как пишет в своей ст а тье докт ор эк оно миче ских на ук, профе ссор А.

Югай необ х о димо перераспределить средства, по ступающие о т плательщик ов

Государственное регулирование земельных отношений — это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Существуют два видагосударственного регулирования земельных отношений:

1) Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

2)Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель.

Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:

обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;

защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

обеспечение безопасности и обороны страны:

рациональное использование земель.

Основные принципы земельного законодательства (Статья 1).

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Билет 24. ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ-общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами. Участниками З.о. являются РФ, ее субъекты, муниципальные образования, юридические лица и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут быть участниками З.о. на условиях, предусмотренных Земельным кодексом. Объектами З.о. являются земельные участки и права на них.

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.

Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права — нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам..

Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой системе и роли в регулировании общественных отношений, законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное. Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчинены нормам земельного права.

Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.

Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых располагаются в порядке, отражающем систему земельного права.

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает:

-арендную плату за землю;

-рыночную цену земли;

-залоговую цену земли;

-компенсационные платежи при изъятии земель;

-компенсационные выплаты при консервации земель;

-платежи за повышение качества земли;

-штрафные платежи за экологический ущерб;

-налоговое обложение при гражданском земельном обороте;

-плату за право аренды и т. д.

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:

-обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;

-разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;

-использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);

-учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;

-стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;

Читайте также: