Доклад приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Обновлено: 02.07.2024
Обратиться к этой тематике нас (заставила) жизненная ситуация: создалась необходимость вернуться в тысячелетние корни народной культуры нашего русского народа. Для того чтобы помочь ребенку войти в мир взрослых полноценным, достойным, духовно-развитым человеком, нужно обратиться к истоками наших предков, таким образом чтобы ребенок ощутил связь с народной культурой.
Детям нужно донести до создания, что они являются носителями русской культуры, воспитать в национальных традициях.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Новизна опыта
Заключается в том, чтобы:
- формировать национальное самосознание
- развитие творческих способностей
- формирование у детей представлений о многообразии народных культур
- создание предметно-развивающей среды
- формирование художественных потребностей, эстетического вкуса
Приобщение детей к традиционной народной культуре в нашем
детском саду происходит посредством:
- родительское собрание, мастер классы, гостиные, круглый стол
- НОД, наблюдение, игры, кружковая работа
- консультации для педагогов, родителей
- праздники, досуги и развлечение
- посещение музеев, творческих выставок
Большое значение в организации работы по ознакомлению с традиционной народной культурой является и работа с педагогами. Используем такие формы работы, как:
- методические объединения, педсоветы
- изучение передового опыта
Диагностика позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Методы проведения диагностики детей
- наблюдение за детьми;
- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- игровые тестовые задания, дидактические игры;
- вопросы поискового характера;
- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);
- рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);
Также ведется активное сотрудничество с родителями, используем различные формы работы :
- беседы с родителями
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, много для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы например с народной культурой. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.
И ответить на эти и подробные вопросы – значит восстановить связь времен. Вернуть утраченные ценности.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию через педагогику естественного развития.
ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
1. Свобода выбора.
Свобода выбора формирует в человеке веру в себя, самоуважение, дает возможность идти своим путем, делая открытия, ошибаясь и, извлекая уроки из ошибок, полагаясь на собственные силы, то есть, естественно развиваясь. Только человек, свободный в выборе, может обрести веру в себя, а, поверив в себя, стать по настоящему самостоятельным. В триединстве эти условия формируют цели и задачи саморазвития.
Цель: естественное, свободное развитие человека – творца, исследователя, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового.
Задачи: создание оптимальных условий для естественного, свободного развития человека :
1. Обеспечение триединой основы формирования качеств воспитанников, которые они могут сформировать в себе только сами.
2. Ориентация на полезность и ценность предлагаемых знаний и умений для практики жизни, обращение внимания воспитанника на возможности всех сфер, где ему предстоит проявляться: Человек, его внутренний и внешний мир: семья, социум, природа, мир.
3. Подведение воспитанника к осознанию целей и задач, направленных на конечный результат: построение качественных отношений во всех сферах Бытия – есть формирование качественной (счастливой жизни в настоящем и будущем).
Основой педагогики естественного развития является метод сопричастности.
После того, как дети раскроют свой образ, своё видение изучаемого явления, воспитатель суммирует, систематизирует все высказывания детей, как бы расширяя образ каждого.
В этом случае воспитатель наводящими вопросами обращает внимание детей на не видимые стороны изучаемого явления, побуждая их к мысли, к анализу и – собственному открытию мира.
Таким образом, педагог не привносит свой образ, а работает с образом каждого ребенка, раскрывая его своим видением и создавая условия для его развития.
Метод непосредственного проживания
Метод непосредственного проживания в какой-либо социо культурной ситуации основан на психологии человека, он ставит целью формирование внутреннего мира растущего человека, основанном на его осознании, понимании, сопоставлении и следуемых тем со своими внутренними, нравственными установками. Он основан на обращении человека, ребенка, к самому себе, к своему опыту жизни, что позволяет человеку выделить себя из окружающего мира как значимую, ответственную единицу, живое необходимое миру живое существо чей опыт оказывается, интересен и нужен людям.
Этот метод признан помочь человеку понять себя, окружающих людей, мир естественной природы и мир искусственный, созданным им самим, определиться в этом мире.
Алгоритм проведения НОД
1. Чем интересен этот календарный день в текущем цикле жизни?
2. Введение. Подготовка к восприятию (слово, иллюстрации, песня, стихотворение, беседа).
3. Непосредственное проживание в какой-либо ситуации.
4. Выход из ситуации непосредственного проживания.
6. Итог нашей деятельности.
7. Домашнее задание.
Ребенок получает в начале опыт собственной жизни, затем идет освоение предшествующего поколения, проходит путь развития человеческой культуры, осмысление опыта этого развития. Естественное развитие в совместной жизни всех поколений, т. е. передача опыта идет постепенно, с нагрузкой для ребенка от его рождения до взросления.
1. Заложить основы воспитания здорового, разумного, доброго, душевного, духовного человека, способного видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир, природу, людей, мотивированного на познание и творческое развитие.
2. Дать воспитанникам первоначальное, наиболее полное представление об окружающем мире и социуме, разъяснить непреложные законы Добра, Любви и духовно-нравственные ценности нашего мира, показать в нем человека как ответственного, самостоятельного индивидуума, влияющего на жизнь общества.
3. Способствовать формированию и накапливания устойчивых знаний, умений и навыков, необходимых в практике жизни, для адаптации в любых социальных условиях.
Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому мы создали небольшой уголок русской избы с утварью и атрибутами. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.
В непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, хороводы и т. д.).
Приучая ухо ребенка к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями.
Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам песни. … и с русскими народными инструментами – гармонью и балалайкой.
деятельность по ознакомлению с народной утварью
Много разных интересных игр на тему старины могут придумать дети, и особенно интересно им самим обыграть предметы быта, которые были у наших предков.
Игры с такими нетрадиционными атрибутами, дают не только знания и умения, но и помогают создавать атмосферу доброжелательности, уважения к прошлому нашего народа.
Приобщая детей к народной культуре, мы знакомим детей и с русскими народными играми, знакомим детей с русским народным костюмом, имеется картотека загадок, пословиц, поговорок, подборка соответствующей литературы.
Знакомим детей с традиционными и обрядовыми праздниками
Народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.
Знакомство с ними обогащает детскую душу.
Учим мальчиков пользоваться инструментами: молотком, пилой, клещами, напильником.
Воспитываем у детей в процессе работы по дереву : настойчивость, целеустремленность в достижении поставленной цели.
Воспитываем желание трудиться, так как их труд имеет конечный результат.
Дети умеют правильно отметить нужные размеры деталей, пользуясь линейкой, умеют замечать места распилов.
Наша цель состоит в том, чтобы ребенок получил удовольствие от труда, и тогда у него формируется стойкий положительный результат.
• Приоритет духовного пронизывает и народный календарь, служащий канвой годового цикла жизни.
• Почти каждый день народного календаря чем-то значим.
• Дети знакомятся с сезонными явлениями, различают времена года, учатся их характеризовать, находить особенности.
В группе находятся календарь природы, где отражен мир животных, растений, художественное слово о временах года, малый народный фольклор.
Дети учатся узнавать животных не только по картинкам, но с учетом места жительства, их можно видеть в природе и в домашних условиях.
Приоритетом в воспитательной работе нашего детского сада является приобщение дошкольников к культуре русского народа для духовного и интеллектуального развития личности на твердых убеждениях Добра и Любви.
Веселое гулянье, народ великодушный,
Во всем велик: трудиться, так трудиться.
Плясать и петь так вдоволь, до упада…
Праздники являются вершиной, венцом всех трудовых дел в Годовом народном календаре.
Праздники помогают близко подойти к традициям народа, дают возможность окунуться в народный язык, в атмосферу художественного творчества, в этический и духовный мир народа.
Праздничная культура опирается на сложившиеся обычаи и обряды, приуроченных к какому-либо празднику.
Каждое празднество состояло из нескольких частей, действий, присущих только данному случаю.
Знакомим детей с русской национальной игрушкой – матрешкой. С глиняной народной игрушкой, вышивкой, ко Дню матери делаем куколки-крутанки.
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такая непосредственно-образовательная деятельность, досуги, развлечения способствуют и социальному развитию детей.
Результатами проведенной работы являются :
• использование детьми в активной речи потешек, считалок;
• умение играть в русские народные подвижные игры;
• знание сказок и сказочных героев, узнавать их в изобразительном искусстве;
• осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;
• знание истории русского народного костюма;
• использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
• бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества;
• знание народных промыслов.
Спасибо за внимание!
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.
Одним из принципов ФГОС ДО является познавательное развитие, которое включает в себя раздел — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Осознанное формирование нравственно-этических чувств должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую в младшей группе.
Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.
Знакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми (НОД, игровая деятельность, экскурсии, праздники, театрализованная и самостоятельная деятельность);
принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:
Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; народные праздники; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
Использует в игре предметы быта русского народа;
Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Например, предлагаю следующую работу по образовательным областям:
Дидактические игры: по русскому народному прикладному творчеству – разрезные картинки, пазлы и т.д
Сюжетно — ролевые игры.
Совместную деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов; игры на шумовых народных инструментах.
Т.к. дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички, то их можно использовать в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями могут быть различными:
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
цель : ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси, и следующие задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
Культура русская щедра и многолика,
Разнообразна как природная краса
Талантами и мудростью велика,
И необьятна словно небеса.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры времени свободного не остается. А кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги. Они рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. Это Сухомлинский ,Усова, Князева, Коморава. Их опыт бесценен!
Воспитуя детей духовно нравственно обращаясь к устокам русской народной культуры пожно выделить несколько этапов это устное народное творчество ,театролизрванная деятельность,художественное творчество,прикладное искусство.
Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее- активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
В процессе подготовки и проведения забытых календарных праздников, таких как,: Рождество (Святки), колядки, Покров и традиционные народные праздники мы ставим перед собой следующие задачи: -изучить историю народных праздников;- узнать о местных традициях в праздновании народных праздников;- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.
4 Говоря о приобщении к истокам русской народной культуры через устное народное творчество можно сказать ,что у ребенка формируется потребность в художественном слове. И здесь ставится следующая цель цель : ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси, и следующие задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
В работе я использую все виды фольклора. При знакомстве детей с устным народным творчеством, я приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.
Художественное творчество
Цель: - развивать творческую активность и эстетический вкус; - знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием; - показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи: - знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства; - изучить характерные особенности каждого промысла; - развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства; - воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни; - формировать у детей и духовный патриотизм.
Ожидаемый результат: - дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи; - у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей; - гордость за свой народ, свою культуру.
5 В группе создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. В процессе создания появился уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры.
В развивающей среде группы появяются куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
6 взаимодействие с родителяи
Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.
7Каждый из педагогов нашего учреждения работает по своему направлению и имеет свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности. Я нашла таких людей!
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников .И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.
На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.
Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. В наше время давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Зачастую сами воспитатели недооценивают присказки, заклички, сказки, народные игры и т.д.
Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии
работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих
Интеграция образовательных областей
Новизна данной технологии состоит в том, что она раскрывает развивающие функции устного народного творчества народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Исходя из этого, технология построена на духовно – нравственном и эстетическом воспитании дошкольников с учетом культурных традиций русского народа.
Актуальность технологии обусловлена тем, что в настоящее время малые фольклорные формы недостаточно широко используются в работе с детьми. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падения интереса к нему. В то время, как развивается наука и техника, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою яркость, самобытность, эмоциональность.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Цель развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;
Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.
• Знакомить детей с русскими народными промыслами.
• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.
• Знакомить детей с русскими народными праздниками.
• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.
Развивающие:
• Сформировать интерес у детей к истории Руси.
• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.
• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.
• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.
Воспитательные:
• Прививать любовь к устному народному творчеству.
• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.
• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.
• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.
• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.
Читайте также: