Менеджер продуктов в области ит доклад

Обновлено: 06.07.2024


Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.

В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Кто такой продакт-менеджер

Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.

Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования. Другая — такие.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Так выглядит типичный менеджер продукта

Какую роль выполняет product manager

Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.

Продакт-менеджер придумал что-то крутое

Следовательно, роль product manager в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.

Какими навыками должен обладать менеджер продукта

Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.

Построение коммуникаций

Product manager регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:

предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;

проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;

рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;

итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.

Какие обязанности выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:

формирование практических выводов;

выведение требований к продукту;

создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;

продвижение и реализация продукта.

Зона ответственности продакт-менеджера:

проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;

реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;

проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;

проработка маркетинговых коммуникаций;

взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;

работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;

формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;

вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);

создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;

ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;

составление графика и определение эксплуатационных требований;

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:

Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.

Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.

Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.

Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.

Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.

Контроль и оценка выполненной работы.

Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.

Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.

Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера

Работу product manager оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.

Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.

Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:

Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.

Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.

Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.

Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.

ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы product manager по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.

Рынок профессии

В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:

максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.

Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.

Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.


Составители стандарта не бюрократы с их канцеляритом, а конкретные представители ИТ-компаний (в пояснительной записке к стандарту описан весь цикл подготовки стандарта и участники проекта по подготовке). Стиль изложения, конечно, довольно формальный, но для чтения и понимания сложностей нет.

Стандарт может помочь:

  • При составлении должностных инструкций и текстов вакансий
  • Для оценки своего уровня и формирования планов профессионального саморазвития
  • Для подготовки программ сертификации и обучения

В целом, стандарт официально отвечает на вопрос: чем должен заниматься менеджер ИТ-продукта (в контексте владельца продукта).

Конечно, реальная практика не всегда совпадает с официальным текстом, но суть продуктового менеджмента в документе передана.

Ниже представлена основная информация из стандарта: все трудовые функции с детализацией и необходимые умения по каждому уровню менеджера продуктов. Первоисточники в PDF можно скачать в конце статьи.

Стандарт выделяет 4 уровня продуктовых менеджеров в зависимости от возлагаемых функций (A, B, C, D):

A. Младший менеджер ИТ-продукта — Сопровождение развития существующего продукта

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:

1. Сопровождение продуктовых исследований

  • Составление портретов потребителя продукта
  • Проведение интервью
  • Разработка анкет
  • Обработка результатов анкетирования
  • Ведение реестров гипотез о проблемах потребителя и решениях
  • Разработка методики экспериментов на проверку гипотез
  • Проведение экспериментов, проверяющих гипотезы
  • Составление реестров конкурирующих продуктов
  • Составление реестров отличительных свойств конкурирующих продуктов
  • Сбор отзывов потребителей о продукте и его конкурентах
  • Анализ отзывов потребителей о продукте и его конкурентах

2. Разработка требований к продукту

  • Сбор идей о требованиях к продукту из различных источников
  • Изучение концепции и бизнес-плана продукта
  • Разработка реестра ключевых свойств продукта
  • Разработка функциональных требований к продукту
  • Разработка сценариев использования продукта
  • Создание макетов интерфейса продукта
  • Разработка требований к качеству продукта
  • Разработка нефункциональных требований к продукту
  • Проведение рабочих сессий по обсуждению требований
  • Организация распределения приоритетов требований к продукту

3. Сопровождение дизайна, разработки и выпуска обновлений продукта

  • Консультирование команды разработки по требованиям
  • Рецензирование дизайн-решений на соответствие требованиям
  • Контроль качества реализации требований
  • Подготовка информации о составе изменений в версии продукта

4. Сопровождение разработки планов развития и продвижения продукта

5. Поддержка продаж продукта

  • Создание черновых описаний продукта для покупателей
  • Проведение демонстрации возможностей продукта
  • Консультирование потенциальных покупателей по возможностям продукта
  • Ведение реестра вопросов потенциальных покупателей

НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ:

  • Проводить интервью потребителей продукта
  • Обрабатывать количественные данные продуктовых исследований
  • Алгоритмизировать деятельность
  • Проводить совещания
  • Разрабатывать требования
  • Расставлять приоритеты в области требований
  • Проводить ручное тестирование программного обеспечения
  • Создавать коммерческие тексты
  • Проводить публичные выступления
  • Проводить переговоры

B. Менеджер ИТ-продукта — Управление продуктом

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:

1. Управление продуктовыми исследованиями

  • Выбор методов проведения исследований
  • Выбор подрядчиков для исследований
  • Планирование исследований
  • Организация проведения исследований
  • Контроль хода проведения исследований
  • Анализ результатов исследований

2. Определение продукта, управление дизайном и требованиями к продукту

  • Создание и проверка гипотез о проблемах заинтересованных лиц и возможных решениях с использованием информационных технологий
  • Создание концепции и бизнес-модели продукта
  • Обоснование и защита бизнес-модели, концепции и бизнес-плана перед инвесторами
  • Получение финансирования на проверку концепции
  • Проверка концепции продукта через прототипирование
  • Анализ результатов проверки концепции
  • Пересмотр, уточнение и доработка бизнес-модели, концепции и бизнес-план продукта
  • Защита обновленного пакета бизнес-документов
  • Получение финансирования на разработку продукта
  • Постановка и прием задачи на создание дизайна продукта
  • Постановка и прием задачи на разработку требований к продукту
  • Управление приоритетами требований к продукту
  • Управление изменениями требований к продукту

3. Создание и управление планом развития продукта

  • Определение горизонта планирования развития продукта
  • Определение ключевых этапов, контрольных точек и целевых значений показателей продукта в них
  • Распределение ключевых свойств продукта по этапам его развития
  • Защита плана развития продукта перед инвесторами
  • Управление изменениями в плане развития продукта

4. Заказ разработки продукта, контроль ее хода и приемка продукта

  • Создание задачи на разработку продукта
  • Планирование разработки продукта совместно с лицом, ответственным за разработку
  • Контроль хода разработки продукта
  • Проведение промежуточной и итоговой приемки результатов разработки продукта

5. Координация планов разработки и продвижения продуктов и согласованной работы соответствующих подразделений

  • Проведение встреч и выработка совместных планов с участием лиц, ответственных за разработку и продвижение продукта
  • Выявление и разрешение проблем в планах, ходе работ и взаимодействии подразделений разработки и продвижения продукта

6. Планирование и организация вывода продукта и его обновлений на рынок

  • Разработка плана маркетинговых мероприятий
  • Организация работы по проведению мероприятий по продвижению продукта

7. Экспертное сопровождение и анализ продаж продукта

  • Сопровождение продаж продукта
  • Консультирование продавцов по сложным вопросам о продукте
  • Анализ результатов продаж продукта
  • Анализ отзывов потенциальных покупателей продукта

8. Управление показателями успешности и развитием продукта

  • Контроль ключевых показателей продукта
  • Анализ причин отклонения от плана
  • Выработка ключевых решений о развитии продукта
  • Создание требований к развитию продукта
  • Организация программы работ по развитию продукта

9. Организация вывода продукта с рынка

  • Принятие решений об окончании жизненного цикла продукта
  • Планирование мероприятий по выводу продукта с рынка
  • Организация мероприятий по прекращению поддержки, развития и выводу продукта с рынка

НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ:

  • Управлять проектами малой и средней сложности
  • Разрабатывать бизнес-планы
  • Создавать концепции
  • Осуществлять стратегическое планирование
  • Планировать проекты
  • Разрабатывать маркетинговые планы
  • Управлять маркетинговыми проектами
  • Продавать ИТ-продукты
  • Планировать и управлять программами проектов

C. Старший, ведущий менеджер ИТ-продукта, менеджер серии продуктов — Управление серией продуктов и группой их менеджеров

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:

1. Заказ и анализ результатов технологических исследований в интересах серии продуктов

  • Постановка задачи на технологические исследования
  • Заказ технологических исследований
  • Координирование технологических исследований
  • Прием результатов технологических исследований
  • Анализ результатов технологических исследований

2. Разработка бизнес-планов, ценовой политики и стратегии развития серии продуктов

  • Определение статей расходов и доходов серии продуктов
  • Построение расчетов и прогнозов расходов и доходов серии продукта
  • Разработка ценовой политики серии продуктов
  • Разработка стратегии развития серии продуктов

3. Заключение партнерских соглашений и развитие отношений с партнерами

  • Поиск потенциальных партнеров
  • Проведение переговоров с потенциальными партнерами
  • Заключение соглашений о партнерстве
  • Организация проведения совместных акций
  • Пересмотр условий соглашений о партнерстве

4. Управление бюджетом серии продуктов

  • Определение статей расходов и доходов серии продуктов
  • Определение норм расходов и доходов
  • Подготовка и согласование с инвесторами и спонсорами предложений по объемам финансирования серии продуктов
  • Контроль расходов и доходов серии продуктов
  • Перераспределение доходов серии продуктов между статьями расходов

5. Управление группой менеджеров продуктов

  • Определение требований к позиции менеджера продуктов с учетом специфики организации
  • Отбор кандидатов на позиции менеджеров продуктов
  • Разработка стандартов качества работы менеджера продуктов
  • Разработка квартальных и годовых планов развития серии продуктов
  • Разработка годовых планов повышения квалификации менеджеров продуктов
  • Постановка задач по развитию продуктов их менеджерам
  • Консультирование менеджеров продуктов по выполнению задач развития
  • Контроль выполнения задач развития продуктов на тактическом и стратегическом уровнях

6. Продвижение продуктов

7. Заказ и контроль выполнения программы проектов по созданию, развитию, выводу на рынок и продажам продуктов

  • Формирование заказа программы проектов по созданию, развитию, выводу на рынок и продаже продуктов
  • Передача заказа в ответственные подразделения
    Координирование выполнения программы проектов
  • Прием результатов отдельных этапов работ программы

8. Управление патентами на технологии, создаваемые в рамках продуктов

  • Заказ патентной экспертизы технологических разработок организации
  • Инициирование формирования патентных заявок на новые технологии, создаваемые в рамках продуктов
  • Разработка политики выдачи лицензий на использование запатентованных технологий партнерами и клиентами
  • Предоставление возможности лицензирования использования запатентованных технологий партнерами и клиентами согласно лицензионной политике

9. Разработка предложений по приобретению и продаже технологических, продуктовых и прочих интеллектуальных активов и организаций

  • Исследование существующих на рынке технологий, продуктов и организаций, как потенциальных активов для приобретения
  • Формирование предложений по приобретению привлекательных для целей и интересов организации сторонних активов
  • Анализ бизнес-эффективности существующих у организации активов
  • Формирование предложения по продаже неэффективных активов организации

НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ:

  • Ставить задачи
  • Разрабатывать бизнес-планы
  • Проводить переговоры
  • Управлять бюджетом
  • Проводить интервью соискателей
  • Убеждать собеседника
  • Проводить публичные презентации
  • Планировать и управлять программами проектов
  • Ставить задачи на патентную экспертизу
  • Проводить оценку ценности актива

D. Менеджер портфеля продуктов, директор по продуктам — Управление портфелем продуктов и подразделением управления продуктами:

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:

1. Управление исследованиями новых рынков

  • Формирование задачи на исследование новых рынков
  • Постановка задачи на исследование рынков подчиненным, коллегам и подрядчикам
  • Контроль хода выполнения исследований
  • Прием результатов исследований
  • Передача результатов исследований руководителям линеек продуктов для использования в задачах их развития
  • Разработка идей создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований

2. Управление портфелем продуктов

  • Определение продуктов-кандидатов для вхождения в портфель продуктов организации
  • Разработка систем метрик успешности продуктов портфеля
  • Организация сбора информации о значениях метрик успешности продуктов портфеля
  • Контроль показателей успешности продуктов портфеля
  • Перераспределение позиционирования, свойств и бюджетов между продуктами портфеля
  • Исключение продуктов из портфеля организации

3. Развитие процессов и практик управления продуктами и их интеграции с остальными процессами организации

  • Организация исследования лучших мировых практик и процессов в области управления продуктами
  • Управление описанием процессов и практик управления продуктами в организации
  • Управление развитием процессов и практик управления продуктами

4. Подбор и прием на работу менеджеров продуктов и управление их деятельностью

  • Организация разработки моделей компетенций менеджеров продуктов
  • Организация поиска и отбора менеджеров с необходимыми компетенциями, их приема на работу и увольнения
  • Организация разработки программ профессионального развития и повышения квалификации менеджеров продуктов

5. Организация продажи и покупки активов, способствующих увеличению успешности портфеля продуктов

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Менеджер информационных технологий. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Кто же такой Менеджер по информационным технологиям? Менеджер по информационным технологиям является руководителем работ по внедрению информационных систем в организациях различных отраслей экономики, их адаптации к условиям деятельности и оперативным адекватным изменениям в интересах развития бизнеса и роста его эффективности.

Навыки/личные качества В любом случае главная черта ИТ-сервис-менеджера — понимание интересов бизнеса (заказчиков и пользователей ИТ-услуг), возможностей и ограничений ИТ-службы и используемых ИТ-решений, а также умение сопоставить и совместить одно с другим. Главная черта ИТ-сервис-менеджера — понимание интересов бизнеса (заказчиков и пользователей ИТ-услуг), возможностей и ограничений ИТ-службы и используемых ИТ-решений, а также умение сопоставить и совместить одно с другим. Также необходимы навыки эффективной коммуникации, ориентированность на интересы клиента, организационные способности, аналитические и творческие способности. В коммерческих ИТ-компаниях, где потребителями ИТ-услуг оказываются клиенты компании, сервис-менеджеру пригодится также и коммерческая жилка, умение привлечь и удержать клиента.

Перспективы Основные направления развития в компании — управление процессами, система менеджмента качества, бизнес-аналитика, управление проектами. Все перечисленные направления могут быть реализованы как в структуре управления ИТ-службы, так и в структуре управления компании в целом. Основное направление развития на рынке труда, помимо аналогичных должностей в других компаниях, — обучение и консалтинг в области управления ИТ-услугами. Подобные вакансии появляются в специализированных ITSM-компаниях и у крупных интеграторов, развивающих собственные ITSM-практики.

Вывод Мне очень понравилась эта профессия потому что в ней можно развиваться творчески, есть карьерный рост. Именно по этому я пойду учиться на Менеджера информационных технологий.

Профессия продакт-менеджера — одна из самых востребованных в IT. В первой половине 2021 у неё была наибольшая зарплатная медиана .

В то же время вокруг профессии продакта есть мифы: высокий порог входа, необходимость технического образования, сложность в обучении.

Чтобы развеять эти и другие мифы, мы пообщались с тремя экспертами, которые поделились успешными карьерными историями.

Эти истории не о том, как заработать много денег и уехать жить на райский остров. Они о том, что для работы продактом не обязательно знать высшую математику и иногда для старта в профессии достаточно найти полезные курсы, книги, людей и компанию.

Чтобы помочь вам понять все о профессии продакт-менеджера, мы подготовили материал о том, кто такой продакт-менеджер, что он делает и как им стать .

От программистки к продакт-менеджеру

надежда буцаева продакт-менеджер aliexpress

Где ты работаешь сейчас

Я работаю в индустрии e-commerce на позиции Buyer Experience Product Manager в AliExpress .

В компании я отвечаю за байерский опыт или опыт покупки. Сейчас мой фокус — это работа с отзывами. Ранее я отвечала за часть продукта на стыке байерского опыта и промо.

Если обобщить мою деятельность, то я оптимизирую конверсии и эффективность цифрового продукта, а также помогаю компании достигать ее целей через изменения в этом продукте.

Человеку не из IT-сферы я бы объяснила это так: продакт-менеджер помогает увеличивать прибыль и достигать целей компании через цифровой продукт.

Какая зарплата у продакта

Люди в IT зарабатывают на порядок больше, чем те, кто занят в традиционных сферах, даже если они связаны с инжинирингом. Например, строительство.

Моя первая зарплата на старте карьеры в IT была больше, чем уровень дохода всех моих однокурсников. С того момента прошло 11 лет, и моя нынешняя зарплата выше первой в восемь-девять раз.

Кем мечтала быть в детстве

В детстве мечтала стать адвокатом, профессиональной бегуньей, звездой и дизайнером. Сегодня я понимаю, что мои детские желания во многом реализовались в профессии продакт-менеджера.


Адвокат. Как адвокат докапывается до сути, так и продакт-менеджер докапывается до истины, проводя A/B-тестирование и проверяя гипотезы.

Профессиональная бегунья. Спортивное рвение — важная черта для продакта. Если в тебе нет драйва, стремления к победе и желания вести других, то на позиции продакта будет сложно.

Звезда. Менеджеры часто являются центральным звеном в проектах и играют если не главную, то одну из ключевых ролей.

Дизайнер. Мое стремление к прекрасному также нашло себя в продакт-менеджменте. Я хочу делать красивый продукт не только в эстетическом плане, но и в плане пользовательского опыта.

Где ты училась

Так сложилось, что физико-математический лицей оказался одним из лучших учебных заведений в Таганроге.

Параллельно с учебой в институте я стала студенткой-партнером Microsoft. Мы с другом организовывали митапы для разработчиков. Это было классно, и тогда я поняла, что у меня получается выстраивать коммьюнити.

Как ты стала проджект-менеджером

П опросилась на стажировку программистом в аутсорсинговую компанию.

Я никогда не работала программистом, но умею писать код. Даже участвовала в олимпиадах по программированию, а также вышла на всероссийский финал конкурса от Microsoft Imagine Cup с командой инженеров-однокурсников.

Я не рассчитывала, что во мне увидят лидерский скиллсет и вместо позиции программиста предложат роль Second Project manager. На этой позиции я проработала год. У меня был проект на восемь человек и заказчик из Греции, который не очень хорошо говорил по-английски. Еще хуже в начале говорила я, но английский потом подтянула.

Позже я переехала в Москву и начала работать проджект-менеджером в в онлайн-сервисе по покупке авиабилетов и бронированию отелей Anywayanyday . У меня хорошо получалось выстраивать процессы, вести проекты и налаживать коммуникацию с разработчиками. Но при этом я хотела больше самостоятельности в принятии ключевых решений по продукту.

Всегда было не интересно делать то, что мне говорят. Хотелось попасть туда, где люди решают, каким именно будет продукт. Потому после Anywayanyday я устроилась в стартап. Решала задачи на стыке проджект- и продакт-менеджера: интервьюировала пользователей, менеджерила техническую команду, рисовала прототипы, нанимала людей — отвечала за продукт целиком, хотя на тот момент на рынке практически не было такой профессии, как продакт-оунер.

Далее, благодаря моему опыту работы с сообществами и близости к стартап-комьюнити, меня пригласили в Digital October — запускать акселератор Generation S и инкубатор API Moscow.

Как ты стала продакт-менеджером

Во время работы в Digital October я курировала платные мероприятия и тогда нащупала то, что мне интересно — монетизацию. Поэтому, придя на собеседование в Superjob, я просто показала свои кейсы и получила оффер.

Это было первое место, где я официально называлась продакт-менеджером.

За время моей работы в компании мы много добились: вырастили конверсии в первые оплаты через цепочки писем и изменения в структуре тарифов, оптимизировали главную страницу, подрастив прокси-метрики просмотра резюме и постинга вакансий.

Мой путь продакта в e-commerce начался с Lamoda . Дальше был — AliExpress , где я работаю на данный момент. Для меня это — квинтэссенция всего, что я делала до. Здесь я научилась не бояться иностранной речи и работы в другой культурной среде. Именно тут я вела самые большие, сложные и высокорисковые проекты.

Как ты прокачивала навыки

Пробовала проходить курсы на Coursera, но мне становилось скучно. Там не было практических заданий и того драйва, который испытываешь, когда от твоих решений растет график продаж.

Как стать продакт-менеджером

как стать продакт-менеджером

Какой именно у вас диплом не влияет на то, станете вы продактом или нет. Самые полезные знания я получила, когда начала работать. О дипломе меня никто не спрашивал, а если спрашивали, то очень удивлялись, когда я говорила, что программистка по образованию.

Подружитесь с таблицами и цифрами. Мне в работе помог технарский ум: математическое мышление, умение работать с данными и таблицами. Для меня это не просто цифры, а реальные люди и продажи.

Я часто вижу, что люди не из технических специальностей боятся таблиц, цифр и всего, что с этим связано. Но сегодня с цифрами нужно уметь обращаться не только продакт-менеджерам, но и креативным маркетологам, сммщикам и редакторам. Приходится считать бюджет, стоимость полученного лида и конверсии.

Учитесь работать с гипотезами. Продакт должен уметь перекладывать высокопарные концепции на четкие гипотезы, проверять их и стремиться делать это дешево.

Развивайте насмотренность. Человек, который занимается продуктом, не обязан быть дизайнером, но будет плюсом, если у вас есть общее представление и понимание композиции. Это поможет эффективнее договариваться с дизайн-командами и видеть хороший интерфейс, который создает минимум когнитивной нагрузки для пользователя.

Задавайте себе вопросы:

  • Почему мне это понравилось или не понравилось?
  • Как можно решить этот пользовательский кейс за меньшее количество действий?

Учите иностранные языки. Знание одного-двух иностранных языков кратно увеличивает шансы удачного трудоустройства. Поэтому заведите себе страницы на LinkedIn и бордах типа Upwork.

Маркетолог, системный аналитик и тестировщик — позиции, с которых проще перейти в продакт-менеджеры.

Общая рекомендация для свитчеров: соберите все свои проекты, которые можно отнести к продуктовым, и упакуйте их в продуктовые кейсы для портфолио. За этим не обязательно должен стоять именно цифровой продукт. Главное распишите, что вам удалось улучшить, до каких цифр вырастить, какие гипотезы вы проверяли и что это дало компании.

Чтобы помочь вам разобраться, как подать свой опыт через призму новой профессии, мы вместе с Денисом Кульковым, Head of Operations в skillsetter, составили подробный гайд Как попасть на собеседование без опыта в новой профессии .

Гайд по лучшим статьям skillsetter

В нашем блоге уже больше 150 статей про рост продуктов и карьеру в IT. Для удобной навигации мы объединили их в тематические подборки.

От политолога к продакт-менеджеру

никита артемчук продакт-менеджер prom.ua

Где ты работаешь сейчас

Я работаю в компании Prom.ua. Это самый большой маркетплейс Украины. У нас целая группа проектов, которые сосредоточены вокруг e-commerce.

Моя задача, как Chief Product Officer — налаживать процессы работы всех продакт-менеджеров компании. Ответственность разделена между мной и CEO. Он определяет, что мы делаем, а как мы это делаем вместе — определяю я.

В вакансиях для IT-сферы есть разделение: Product Manager и Product Marketing менеджер. В чём особенность их работы в маркетинге? Отвечает ли продакт менеджер за привлечение? Кто занимается улучшением конверсий в воронке привлечения: маркетолог или продакт?

Юрий Бранковский, ex-Product manager VCV, Planner 5D, Mego Travel, член жюри хакатонов Emerge и Epam engineering jam, часто сталкивался в своём опыте с этими вопросами и, отвечая на них, пришёл к определённому видению структуры команды привлечения и роста и подходу "воронка как продукт".

1989_oooo.plus.jpg

На ранних этапах развития стартапа, когда уже есть некий MVP (минимально жизнеспособный продукт), продакт проверил Product Market Fit, есть подтверждение ценности продукта - начинается тестирование каналов привлечения.

Это нужно, чтобы понять, можно ли свести экономику продукта с теми конверсиями, которые получаются в результате привлечения трафика. В такой ситуации продакт чаще всего отвечает за привлечение, так как на данном этапе привлечение является сложно отделимой частью продукта, узким горлышком. А так как менеджер отвечает за продукт в целом, то его задача это узкое место расшить.

Другое дело, когда продукт начинает расти, есть продажи, каналы привлечения необходимо масштабировать - тогда возникает разделение на команды маркетинга и продукта (и продаж, если в бизнес-модели есть этап продаж). И продакт менеджер, запускавший продукт, чаще фокусируется уже на его дальнейшем развитии, на создании команды и построении процессов.

Когда компания уже становится более крупной, то продукт перестаёт быть чем-то обособленным и превращается в компанию как продукт. Каждое из направлений становится её частью. Причём, этих частей может быть много, например:

  • Привлечение
  • Продажи
  • Продукт (основной)
  • Удержание пользователей
  • Кросс-продажи
  • Growth hacking
  • Найм
  • Финансы
  • Бухгалтерия
  • Разработка
  • Поддержка

Список может быть очень длинным, и в каждом направлении может быть продакт, который помогает внедрять продуктовый подход в том или ином направлении. Давайте на примере воронки привлечения посмотрим, как продуктовый подход помогает настраивать процессы.

Рассмотрим вариант, когда в компании есть этап привлечения и продаж.

Итак, для определения списка продуктов и структуры продуктовой команды маркетинга, необходимо разбить привлечение и продажи на этапы.

Привлечение

Цель: регистрация.

67879.JPG

Маркетолог отвечает за конверсию в регистрацию, но что тогда должен делать продакт? Задача продакта - обеспечить эту конверсию и кратно вырастить за счёт технологических решений, интеграций, упрощения воронки и прочее. Например, могут быть следующие продукты:

  • Система сбора данных пользователей (парсинг в интернете) и сопоставление с данными клиентов, лидов, чтобы делать более точный таргетинг и look a like сегменты;
  • Система сбора информации о контактах с пользователем (своего рода CRM касаний с пользователем), чтобы строить цепочки касаний;
  • Лендинги, конструкторы лендингов, интеграция лендингов с CRM компании;
  • Игры.

Таким образом, маркетологи отвечают за креативы, настройку кампаний, CTR и конверсии в регистрацию, а продакт маркетинга разрабатывает продукты, которые могут обеспечить кратный рост или резко снизить стоимость привлечения Customer Marketing Cost.

При этом, для таких продуктов необходимо обязательно считать ROI, чтобы не заниматься дорогостоящими разработками ради мизерных улучшений. Также продакт менеджер отвечает за работоспособность ресурсов. Например, не допускать ситуаций, когда маркетологи начали масштабную кампанию, а лендинг перестал отвечать на запросы.

Продажи и онбординг

Цель: оплата

  • Обучение работе с продуктом;
  • Разговор с менеджером продаж;
  • Демо продукта (или пробные уроки, как в онлайн-школах, например);
  • Оплата.

Отдел продаж отвечает за конверсии в оплату, но и как в случае с привлечением, у продакта есть задача обеспечения работы отдела продаж, страницы оплаты, поиска технологических и продуктовых решений для кратного увеличения конверсии или снижения Cutomer Sales Cost.

Снимок2.JPG

Иллюстрация Unblast - Free Resources for Designers

Например, какие могут быть продукты:

Как видно, непосредственно к ИТ продукту относится биллинг и страница оплаты. Остальные продукты - экосистема продуктов маркетинга, которые обеспечивают продажи и качество сопровождения потенциальных клиентов до оплаты, что улучшает компанию как продукт. Хотя непосредственно решением своей проблемы (обучение, развлечение, покупки и так далее) пользователь ещё не начал заниматься.

Однако этот опыт очень важен для формирования отношения к продукту. Если продукт "плохой", сырой, но команда привлечения очень сильная, это может скрасить первое негативное привлечение. Если продукт классный, но команда привлечения и продаж не выстроила как следует CJM пользователя и не создала необходимые для этого продукты, то пользователь может просто "не дойти" до этапа использования продукта.

Маркетинг и продажи - достаточно креативные направления. И людям с творческим мышлением сложно перестраиваться и начинать мыслить более структурно, использовать продуктовые инструменты. Однако какие инструменты продуктологии могут быть полезны и маркетологам?

75687.JPG

  • Интервью с пользователями;
  • CJM;
  • Скоринг проектов относительно потенциальной выручки;
  • Планирование;
  • АБ-тестирование;
  • Research;
  • Agile-методологии.

Для построения продуктовых процессов в маркетинге очень важно, чтобы у продакта был союзник в лице директора по маркетингу, иначе менеджера могут воспринимать как раздражителя. Сначала необходимо показать ценность продуктового подхода для коллег. Когда я выстраивал процессы в департаменте, я провёл ряд интервью с руководителями подразделений и определил основные проблемы, с которыми они сталкиваются.

Например, множество встреч, в которых руководители начинают путаться. Простой выход - сделать общий календарь встреч департамента, который можно добавить в рабочий и быть в курсе всех событий. Также в календарь департамента можно добавить напоминания о дедлайнах планирования, общих встречах компании.

Или, например, другая проблема - трата большого количества времени на поиск информации и планирование. Можно быстро создать вики департамента и шаблоны планирования, чтобы руководители не искали часами необходимую информацию, а сосредоточились на результатах. Какой продуктовый подход был использован в данном случае? Глубинное интервью и MVP. После этих простых шагов руководители стали воспринимать меня как союзника, и охотнее стали выделять время на общение о продуктах маркетинга.

Также продуктовый подход - определение и расшитие узких мест - можно использовать для "прокачки" маркетинговой воронки и воронки продаж. Правда, тут есть нюанс: продакт обязательно должен работать в паре со стейкхолдерами - директором по маркетингу, продажам, коммерческим директором. Ведь в данном случае продакт является исполнителем.

Также продакт, который отвечает за конверсии в воронке, может становиться инициатором исследований и интервью, которые подсвечивают проблемы в маркетинге. Например, в реферальной программе мы определяли, что пользователи не до конца понимают, как пользоваться программой, и когда получат бонус. Как следствие - мы сделали простую инструкцию и описание шагов и повысили конверсию в регистрацию и оплату.

Резюме

Маркетинг и Продакт-менеджмент могут стать очень эффективным союзом, однако важно не забывать про разделение ролей и ответственность. Продакт концентрируется на технологической составляющей привлечения, которая может существенно снизить затраты на привлечение и повысить конверсии этапов, а исследования и АБ-тесты - улучшить скрипты продаж, лендинги компании.

При внедрении продуктовых подходов в маркетинг важно заручиться поддержкой стейкхолдеров и вначале стоит решить несколько простых проблем, чтобы показать ценность.

Также можно на конкретном, понятном маркетологам и менеджером продаж примере, показать эффективность продуктового подхода (например, как скоринг кампаний позволил бы отказаться от заведомо неэффективных и сэкономить бюджет).

Читайте также: