Механизм взаимодействия власти и общества доклад

Обновлено: 30.06.2024

Открытость власти является одним из способов решения множества вопросов, возникающих и у власти и у общества. Данная модель управления предполагает принципы и механизмы вовлечения граждан в активное участие в управленческие решения, упрощения взаимодействия между властью и обществом , повышение прозрачности деятельности органов власти [ 6.16 ] .

В процессе интеграции общественного сознания и повышения уровня доверия граждан в информационном обществе отношения государственной власти со средствами массовой информации и применения новых технологий в коммуникациях между гражданами и государством представляется в виде модели. Основные элементы коммуникации: государственная власть, государственные средства массовой информации, частные средства массовой информации, иностранные средства массовой информации, Интернет [ 6.2 ] . Среди основных функций средств массовой информации в информационной обществе при построении данной модели учитывается: коллективное выражение общественного мнения и предоставление коммуникации через более расширенные формы.

Назначение информационных технологий в модели обеспечивает повышение информационного обмена, способствует созданию многофункциональной и диалоговой связи между партнерами по обмену и передачи информации, также расширение полем деятельности со стороны средств массовой информации и их активизация.

Основными принципами в модели являются: достоверность информации, своевременность ее предоставления, необходимый объем информации, доступность информации в первую очередь для целевой аудитории и также широкому кругу пользователей, повышение скорости передачи информации с применением новых технологий. Задачами управления в модели являются государственный контроль , осуществление государственной информационной политики, активное взаимодействие между государством и обществом посредством информационного воздействия. Механизмами организационного взаимодействия являются государственная пропаганда и осуществление государственной информационной политики. Среди форм взаимодействия с населением в модели выделяются: пресс-службы, применение интернет -ресурсов, использование электронной почты в качестве канала обратной связи, пресс-конференции, брифинги, "круглые столы" [ 6.2 ] [ 6.25 ] .

Перед властью стоит не просто проблема реализации задуманного проекта, но и "проблема восстановления доверия к социальным институтам, в первую очередь – к институтам государственной власти и местного самоуправления". На рис. 5.1 представлено взаимодействие элементов, которые формируют взаимодействие между обществом и властью на примере реализации государственного проекта.

ИКТ позволяют государству изменить способы реализации своих функций и взаимодействия со своими гражданами. Граждане в свою очередь также имеют возможность благодаря использованию информационных технологий получить доступ для обсуждения вопросов и влияния на государственную политику [ 6.45 ] . С другой стороны, ИКТ увеличивают скорость получения информации о потребностях населения и направлены на улучшение коммуникаций между обществом и властью. При активном развитии информационных технологий существующие традиционные способы взаимодействия и коммуникации теряют свою эффективность. Благодаря данным трансформациям в практику взаимодействия между властью и обществом внедряются альтернативные способы. До недавнего времени общественные отношения в основном характеризовались однонаправленностью связи, в настоящий момент происходят существенные изменения в направлении двусторонней связи между государством и населением. Новые средства коммуникации, такие как блоги, социальные сети и др. стали активно распространяться в коммуникации вместе с традиционными [ 6.38 ] .

Внедрение инструментов социальных медиа позволяет государству эффективнее решать существующие вопросы отчуждения граждан на основе участия в принятии решений и построении интерактивного диалога [ 6.37 ] . Одной из причин снижения уровня доверия считается информационная асимметрия , которая возникает из-за отсутствия конструктивных коммуникаций и участия граждан. С развитием информационного общества ставится вопрос о восстановлении доверия граждан к государству посредством эффективной двусторонней связи, которая оказывает существенное влияние на взаимопонимание и сотрудничество между властью и обществом.

Внедрение инструмента социальных сетей в общественных отношениях обладают, в том числе рядом преимуществ: низкая стоимость , низкий барьер времени и пространства, легкость доступа и законность процессов коммуникации [ 6.43 ] .

Социальные сети в государственном секторе зарубежных стран нашли активное применение в различных сферах жизнедеятельности: обмен важной информацией о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях; мобилизация сбора средств нуждающимся в помощи; предоставление информации о программах и услугах органов государственной власти; улучшение качества государственных услуг ; оценка и мониторинг общественного мнения [ 6.29 ] ; расширение прав и возможностей граждан при участии в деятельности государства [ 6.39 ] ; обеспечение прозрачности деятельности государства со стороны граждан [ 6.38 ] .

Применение в качестве инструмента взаимодействия с гражданами социальных сетей органам государственной власти необходимо учитывать соблюдение следующих условий: осторожность в использовании социальных сетей; предоставление актуальной и своевременной информации; наличие управленческой функции в социальных сетях; эффективное использование канала связи [ 6.39 ] . Выгоды от применения социальных сетей органами государственной власти определяются, во-первых, сокращением дистанции между гражданами и государством [ 6.44 ] , во-вторых, более глубоким анализом групп граждан и их потребностей [ 6.39 ] . Определено, что люди положительно настроены и готовы сотрудничать с органами государственной власти, и что они доверяют свою личную информацию больше государственным службам, чем коммерческим [ 6.40 ] . Таким образом, устойчивый успех в развитии предоставления электронных государственных услуг населению и формирования современного открытого государства можно достичь с помощью использования онлайн социальных сетей. Формирование и восстановление доверия к государственной власти в условиях информационного общества осуществляется с помощью инструментов интернет -коммуникаций, как сайты и социальные сети.

Выделяется несколько моделей взаимодействия между властью и обществом в условиях информационного общества:

Важность предоставления качественных государственных услуг обеспечивается ускорением предоставления информации путем концепции "открытого правительства", которое позволяет удовлетворять потребности новой экономики и запросы пользователей ресурсов (возможность получать и интерпретировать информацию). В управленческой модели ИКТ взаимодействие между властью и обществом в значительной степени рассматривается как количественное улучшение по сравнению с предыдущим, которое обеспечивалось уровнем технологий, соответствующим тому периоду. Деятельность государственных органов является более эффективной, если коэффициент полезного действия означает увеличение скорости обслуживания в сочетании со снижением затрат. Применение информационных технологий предполагает избавление от проявляющихся элементов бюрократии в государственных структурах, которая определяется в качестве одной из основных причиной недовольства гражданина [ 6.34 ] .

Данная модель представляет собой взаимодействие между органами власти и общества на основе голосования, доступа избирателей и других заинтересованных сторон к правительству. "Кнопочное демократия", "электронное голосование" является реализацией прямой демократии, которая предполагает прямой и непосредственный контакт между гражданином и государством, где ИКТ облегчают данный вид коммуникации. С помощью использования информационных технологий органы власти могут запросить мнение граждан по конкретным вопросам и ввести их решение в разработку политики. Данная модель представляется как облегчение прямого доступа к власти.

В то время как первые две модели взаимодействия подчеркивают вертикальные потоки коммуникации, модель участия представляет собой более сложную систему взаимодействий, характеризующейся разнонаправленностью и интерактивностью [ 6.35 ] .

В информационном обществе в различных городах существуют механизмы взаимодействия правительства с населением, которые осуществляются с помощью электронных сервисов. На рис. 5.2 представлены уровни вовлеченности граждан в существующих правительственных сервисах и уровень развития механизмов сотрудничества с гражданами.


Рис. 5.2. Развитие государственных сервисов при взаимодействии с гражданами в информационном обществе

Информационные сервисы представляют собой концентрацию существенной информации для граждан о деятельности государства (например, информационные сайты). Примером транзакционных сервисов являются порталы государственных услуг, где является односторонняя связь . В качестве коммуникационных сервисов выделяются специальные порталы, где происходит двусторонняя связь между гражданином и государством, проведение голосований по существующим вопросам, сбор мнений и т.д. Максимальный уровень вовлеченности граждан соответствует сервисам, которые выполняют коммуникационные функции, минимальный уровень присутствует на информационных сервисах, где гражданин выступает только в качестве потребителя информации. Транзакционные государственные сервисы являются переходным между информационными и коммуникационными сервисами. В общемировой практике развития механизмов сотрудничества граждан и власти в условиях информационного общества наибольшее распространение имеют информационные сервисы, а наименьшую коммуникационную, так как они имеют более сложную систему реализации [ 6.17 ] .

Среди перспектив развития взаимодействия между населением и государством выделяются следующие:

  • обеспечение баланса профессиональных и гражданских сервисов, которые направлены на информационный обмен и обслуживания граждан, развитие высокого уровня прозрачности коммуникаций между обществом и властью;
  • формирование профессионально-гражданских сервисов коммуникации, которые курируются и анализируются со стороны государства;
  • обеспечение сочетания офлайн-практик с онлайн-инициативами.

Задачами и показателями эффективности работы коммуникационного сервиса являются: повышение комфортности жизни населения; совершенствование деятельности государственных структур; развитие коммуникации участников всех сторон городского развития; аналитика и интерпретация данных по использованию сервиса [ 6.17 ] .Формирование общественного сознания и уровня доверия к государству определяется путем взаимодействия между представителями органов власти и населения, и также с учетом активного воздействия средств массовой информации на людей, направленных на решение существующих вопросов [ 6.41 ] . При этом в современном обществе предъявляются разные требования к доверию. Помимо противоположной стороны взаимодействия, высоким уровнем доверия должны обладать программы, сервисы и др., которые необходимы для реализации взаимодействия в электронной среде [ 6.8 ] .

Сервисное государство

В нашей стране в качестве одного из приоритетов развития происходит переход к модели сервисного государства . Данный переход требует радикального изменения механизмов взаимодействия между государством (в лице органов исполнительной власти) и населением. Граждане в данной модели являются не объектом выполнения государственных функций, а рассматриваются как потребители государственных (муниципальных) услуг. В таком случае государственные функции имеют ценность лишь как инструмент удовлетворения потребностей населения. Приоритетными являются потребности и интересы граждан, сервисное государство является, таким образом, клинтоориентированным. В практику систем государственного и муниципального управления происходит внедрение управленческих технологий, заимствованных из коммерческой сферы. Сервисному государству присущи следующие характеристики: основной показатель эффективности государственного и муниципального управления является удовлетворенность качеством услуг; открытость, прозрачность власти; высокий уровень доверия к власти со стороны населения; социальная направленность; наличие двусторонней коммуникации между властью и обществом. В связи с этим, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные органы в своей деятельности должны применять инструменты маркетинга [ 6.26 ] .

В современном маркетинге ключевым элементом является потребитель и его потребности. Поэтому необходимо многостороннее исследование потребителей. Первоначально необходимо рассмотреть существующие сегменты потребителей. Также важной частью анализа потребителей является изучение факторов, воздействующих на потребителя.

Гост

ГОСТ

Взаимодействие власти и гражданского общества – это механизм, призванный обеспечивать поиск возможностей для достижения гражданского и политического согласия, а также оказывать помощь в преодолении кризисных ситуаций в отношениях государства и общества, создании эффективно функционирующих взаимоотношений исполнительных и законодательных органов власти, развитии общественных и государственных начал в управлении.

Сущность взаимодействия власти и гражданского общества

Задачи публичной власти в условиях современного общества состоит в регулировании различных общественных процессов. Результатом этого регулирования является формирование механизма взаимодействия власти и гражданского общества. Эффективное функционирование механизма взаимодействия власти и гражданского общества ставит сложную задачу перед публичной властью, требует значительных усилий по его организации. Эксперты считают, что экономически развитые страны достигают значительных успехов в развитии государства именно за счет эффективного взаимодействия власти и институтов гражданского общества.

Высокая активность взаимодействия власти и гражданского общества характерна для стран с высокоразвитой экономикой, например, таких, как Германия, США, Франция, Великобритания, Канада, Швейцария и так далее. Также к активному использованию механизма взаимодействия власти и общественных институтов присоединяются быстрорастущие страны, например, Южная Корея, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур и так далее.

Взаимодействие власти и гражданского общества имеет несколько трактовок. В частности, одни специалисты понимают под ним процесс взаимного учета и согласования разных социальных интересов. Также взаимодействие рассматривается в качестве взаимообусловленных процессов воздействия разных социальных групп на другие группы. Предлагается трактовка взаимодействия как управляемого процесса реализации связей, построенного на основе специфического и общего в деятельности власти и гражданского общества, для достижения качественно нового уровня взаимодействия.

Проблемы взаимодействия власти и гражданского общества

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие власти и гражданского общества представляет собой двусторонний сложный процесс, предполагающий воздействие власти на движения, общественные организации, политические партии через систему государственных учреждений, органов власти, экономическую среду. С другой стороны, общественные институты способны оказывать влияние на властные органы за счет активного вовлечения граждан в государственном управлении, непосредственное влияние на деятельность законодательных и исполнительных органов власти.

К числу наиболее значимых проблем взаимодействия власти и гражданского общества можно отнести неготовность власти делиться своими властными полномочиями с обществом при принятии государственных и муниципальных управленческих решений. Власть в силу своей природы стремится к абсолютизму, в результате чего попытки общества вмешаться в процесс государственного управления вызывают противодействие со стороны властных структур.

Еще одной проблемой взаимодействия власти и гражданского общества является пассивная позиция граждан по отношению к процессу государственного и муниципального управления. Гражданами зачастую игнорируются даже такие значимые формы участия населения в государственном и муниципальном управлении, как выборы, референдумы. Еще меньшая активность наблюдается в реализации гражданских инициатив, иных формах участия граждан в управлении обществом.

Также проблема взаимодействия власти и гражданского общества является попытки манипулировать этой власти, предпринимаемые обеспеченными слоями населения или политическими партиями, движениями.

Взаимодействие власти и гражданского общества также может отличаться перекосами в сторону крупных корпоративных структур, обладающих различными эффективными средствами влияния на властные структуры. Это ведет к лоббированию интересов отдельных социальных групп или бизнес-структур, что отрицательно сказывается на общественных отношениях в целом.

Перспективы взаимодействия власти и гражданского общества

К числу наиболее значимых перспектив взаимодействия власти и гражданского общества относится развитие института гражданских инициатив группового и индивидуального характера. Этот механизм призван обеспечивать активное участие граждан в процессе управления обществом и государством.

Взаимодействие власти и гражданского общества должно активно поддерживается властными структурами, иначе добиться его эффективной реализации невозможно.

Государственная власть должна поощрять активное участие граждан в управлении государством, в принятии государственных решений, в том числе на локальном уровне власти.

Государственная власть должна воспитывать население, побуждая его к проявлению активной жизненной позиции в условиях современного общества. Необходимо развивать политическую культуру граждан, способную обеспечить реальность представительства интересов населения в процессе государственного и муниципального управления.

К числу значимых перспектив развития взаимодействия власти и гражданского общества выступает формирование различных общественных советов, наделенных реальными функциями по осуществлению контроля за действиями органов государственной и муниципальной власти. Также эти общественные советы могут быть наделены правом законодательной инициативы, позволяющим им вносить на рассмотрение органов власти проекты различных нормативных актов.

Государственные и муниципальные власти должны активно исследовать общественное мнение по различным вопросам управления государством, регионом или муниципальным образованием. Исследования общественного мнения должны носить регулярный характер, способствовать выработке привычки у граждан выражать это мнение.

Переход в XX в. на постиндустриальный этап развития в ходе информационной революции определил принципиально новый подход к осознанию государственного управления как актуального системного общественного явления. Именно на данном этапе развития при переходе к информационному обществу происходит трансформация социально-экономической и в определенной степени политической организации демократического общества, а также структурное изменение соотношения существенно более значимым в социальном и политическом регулировании.

Изменяется роль информационной сферы в общественной жизни, и она из вспомогательной переходит в разряд важнейших с точки зрения государственного управления и государственной политики. С информационной революцией связано структурное изменение соотношения властей в обществе, и вполне обоснованно можно говорить о выходе на первый план в социальном регулировании в тесном переплетении с другими типами власти (административной, политической, экономической) информационной власти.

Информационные процессы уже сегодня являются важнейшей, неотъемлемой составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности любого общества и государства, а также играют определяющую роль в обеспечении взаимодействия между людьми, различными социальными стратами и общественными структурами, между гражданским обществом и властью. В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телепатической связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как создают удобства и снимают многие технологические, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами интеграции мирового сообщества, интенсивным расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным свободным перемещением по планете.

В этом смысле общественно-политическое структурирование общества – одна из первоочередных задач всех ветвей российской власти, суть которой заключается в создании соответствующей правовой базы и обеспечении на ее основе благоприятных условий, включая возможную государственную поддержку, для деятельности различных политических, общественных, профессиональных и корпоративных структур, а также контроля за строгим соблюдением этими организациями Конституции и действующего законодательства. К сожалению, в сложившейся в России политической ситуации законодательство в сфере общественно-политического структурирования общества является зоной активного столкновения противоборствующих политических интересов, что существенно тормозит процесс формирования гражданского общества. Однако рано или поздно это проблема должна быть решена, должна быть обеспечена четкая правовая регламентация деятельности общественно-политических структур общества.

Широко и эффективно используемый в демократических государствах механизм взаимодействия с общественностью общепризнан неотъемлемой частью и важнейшей функцией государственного управления. Этот механизм в меньшей степени нуждается в нормативном правовом обеспечение, а в большей – в организационном. В структуре органов государственной власти должны быть созданы специализированные подразделения по связям с общественностью, обеспечивающие регулярное представление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализующие воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. При этом необходима централизованная координации их деятельности для обеспечения единства проводимой информационной политики.

Вместе с тем структуризация системы органов государственной власти в соответствии с функционально обоснованным распределением прав, ответственности и обязанностей является непременным условием действительно эффективной, с точки зрения достигаемых результатов, информатизации государственного управления, т.е. внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, средств вычислительной техники и связи. Именно это составляет основу современных технологий государственного управления и обеспечивает достижение принципиально нового качества процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Небезынтересно отметить, что от состояния, доступности, эффективности использования и соответствия потребностям общества совокупности всех информационных ресурсов, включая государственные и негосударственные, зависит не только развитие информационной сферы государства, но и государства и общества как таковых.

Для того чтобы общество и государство развивались без социальных взрывов и потрясений, необходимо, чтобы общество адекватно реагировало на прямые регулирующие воздействия власти и адаптировалось к условиям и правилам развития, определяемым этими воздействиями. Для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества вся система органов власти должна постоянно осуществлять дополнительное информационное взаимодействие с обществом, публично разъясняя свои решения и действия, а общество, его институциональные структуры и отдельные граждане, должно иметь возможность открыто выражать власти свое коллективное и личное отношение к ее решениям и действиям.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что информационное пространство государства, в котором протекают процессы информационного взаимодействия (информационные процессы), представляет собой, прежде всего, совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления.

Поэтому постоянное информационное взаимодействие между гражданским обществом и государственной властью, между различными административно-территориальными и национальными образованиями, между всеми ветвями и структурами центральной и местной власти является важнейшим условием устойчивого развития государства, сохранения его единства и целостности.

Лютых А.А., доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета.

Россия переживает сложный период в своей истории. Растет неудовлетворенность большинства россиян проведенными и проводимыми в стране реформами. У Б.Н. Ельцина и его правительства в 90-е гг. ХХ в. была прекрасная возможность "войти в историю", создав мощный фундамент для построения демократического социального общества, учитывающего многовековые традиции, духовность народа. Почему бы богатства страны, полезные ископаемые, вырученные от их продажи доходы не распределять с учетом интересов каждого россиянина? Однако власть пошла по другому пути. Политика по искусственному созданию класса крупной буржуазии, олигархии привела к глубокому разочарованию большинства россиян действиями правительства, к расслоению общества, которого не знала история. По количеству миллиардеров мы вышли на второе место в мире, а по уровню жизни оказались среди слаборазвитых стран .

См.: Доклад о развитии человечества (ООН) // Новая газета. 2005. N 20; Труд. 2003. 5 сент.

Владимир Путин принял руководство государством, когда существовала реальная угроза распада страны. После назначения на пост Председателя Правительства он подчеркивал, что Россия исчерпала свой лимит на социально-экономические и политические потрясения. Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России. История предоставила В. Путину уникальный шанс стать в полном смысле спасителем России. С одной стороны, ситуация требовала от него принятия решительных мер, направленных на предотвращение катастрофической ситуации, укрепления государственной власти, а с другой - В. Путин был ставленником узкой группы лиц, чьи интересы часто шли вразрез с интересами общества и государства. Это противоречие оказалось трудноразрешимым. Общество с появлением нового лидера возлагало на него надежды, связанные с очередной попыткой вывода страны из кризиса.

За время пребывания у власти В. Путина удалось остановить набиравшие силу процессы деградации власти, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. В стране был восстановлен конституционный порядок, заново отстроена вертикаль федеральной исполнительной власти. Наметилась тенденция конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной власти, повысилась эффективность законотворческой работы парламента. Восстановлено единое правовое пространство страны. В то же время власть часто ведет борьбу со следствием, зачастую не первого, а второго порядка. Поэтому в ее структурах отсутствует действенный механизм разрешения социально-экономических противоречий, основанный на диалектическом подходе к причинно-следственным связям. Так, в ответ на призыв Президента заняться борьбой с беспризорностью и безнадзорностью бывший вице-премьер В. Матвиенко заявила о том, что она лично будет ездить по московским вокзалам и собирать беспризорных детей. А Министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов после принятия Закона N 122-ФЗ по монетизации зачастил поездками по аптекам. Это наглядный пример подмены причины следствием. При подобном подходе трудно решать стоящие проблемы. Ведь дело не только в количестве детских домов, куда можно собирать детей, и количестве лекарств, хотя это важно, а главное - в укреплении российской семьи, в организации действенной помощи семье и нуждающимся, инвалидам, малоимущим, пенсионерам, чтобы все они могли жить достойно, купить лекарства, растить детей. Со стороны государства в этом отношении делается еще крайне мало.

Важным направлением в деятельности российской власти является установление отношений с отечественной бизнес-элитой, которая в течение 1990-х гг. беззастенчиво распоряжалась природными богатствами страны, пользуясь бесконтрольностью со стороны Правительства, отсутствием четкой законодательной базы. До настоящего времени во взаимоотношениях государственной власти с бизнес-элитой много неясного, до конца не оформленного. Нет четких принципов взаимодействия двух ведущих системообразующих участников большой политики. Власть то переходит в решительное наступление на крупный бизнес, то выдает ему индульгенцию для дальнейших действий в прежних формах. Как, например, объяснить покупку государством нефтяной компании "Сибнефть", приобретенной недавно у олигарха Р. Абрамовича. Даже министры А. Кудрин и Г. Греф были удивлены странностью такой сделки. Кто же тогда дает "добро" на такие покупки? Правительство продало эту компанию десять лет назад за 100 миллионов долларов, а купили в 130 раз дороже, за 13 миллиардов долларов .

Богомолов О.Т. Кто у нас неандерталец? // Литературная газета. 2005. N 51.

Российская бизнес-элита, получая огромные доходы, заинтересована в вечном сохранении системы, обеспечивающей ей поистине райскую жизнь. Чиновники всех уровней в данной системе принимают нужные этой элите решения, которые идут вразрез с интересами народа и государства. Политики в такой ситуации осуществляют, как правило, посредничество между бизнесом и чиновниками. СМИ и некоторые политологи, деятели искусства обеспечивают данной системе идеологическое прикрытие, насаждая в массовом сознании либерально-демократические ценности в искаженном виде. Только народ, работники образования, здравоохранения, науки и культуры остаются вне системы, к их нуждам государственная власть прислушивается очень редко. Вот и сейчас к выборам 2008 г. обещают повысить заработную плату одному из двенадцати врачей, а также выделить один грант одному из двухсот учителей . Эти факты показывают, как отдалилась власть от народа.

Будберг А. У барьера. Станут ли нацпроекты спасением для России? // Московский комсомолец. 2006. 4 - 11 янв.

Поэтому среди серьезных проблем в современной России стоит вопрос о выработке механизма контроля власти со стороны общества. Иными словами, без эффективного контроля общества за действиями властных структур - от принятия решений до их практической реализации - невозможно ни построение провозглашенного в Конституции РФ правового государства, ни формирование гражданского общества. Проблема ответственности власти важна и потому, что, претендуя на статус демократического, российское общество и государство мало что делают для обеспечения необходимого контроля за деятельностью власти, а то, что делается в этом направлении, не приносит желаемых результатов. Например, как сейчас формируется Общественная палата страны? Оказывается, все кандидатуры в эту палату от регионов должны пройти согласование с руководством центрального федерального округа. В палате оказалось больше половины москвичей, тесно связанных с правящей элитой . Это вполне объяснимо, власть не хочет делиться своими функциями с обществом, оставляя за собой монопольное право на принятие и реализацию управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Цепляев В. Общественная палата: почему там нет простых людей? // Аргументы и факты. 2005. N 52.

Поэтому выработка контроля снизу должна начинаться с достижения максимальной открытости, прозрачности власти, которая выбирается народом и должна служить его интересам. Все государственные чиновники, включая Президента, являются избранными народом управленцами, призванными отстаивать и защищать народные интересы. В современном российском обществе ситуация оказалась перевернутой с ног на голову - общество, народ существуют для обслуживания интересов власти, власть же живет и функционирует по своим собственным, ею же придуманным, законам. Должно быть наоборот. В противном случае, как это и происходит, власть и общество оказываются живущими в противоположных политических системах, не понимают интересов друг друга, что вносит дисбаланс в социально-политические отношения. Поэтому необходимо сузить количество функций, принимаемых властными структурами без согласования с обществом.

Ушли в прошлое, в период начального демократизма первой половины 1990-х гг., референдумы разных уровней, дававшие власти полномочия решать задачи от имени народа, отсутствует практика плебисцитов, декларированная только на бумаге. Не сложился механизм регулярных отчетов представителей разных ветвей власти перед обществом, а не только во время предвыборных кампаний, когда число подобных мероприятий становится чрезмерным и назойливым.

Развитие и углубление демократических процессов предусматривает формирование гражданского общества, в котором инициатива принятия важных социально значимых решений исходила бы от граждан, их организаций и представителей. Однако именно такие представительские функции и полномочия граждан в современном обществе ничтожны, так как они идут вразрез с интересами бюрократических структур власти, блокирующих любые меры по расширению гласности, открытости властных структур. Особенно это наглядно проявляется во внешней политике России. Вызывает удивление, когда Правительство РФ реализует энергоресурсы некоторым странам в два-три раза дешевле, чем мировые цены, а также объявляет о списании долгов то одному, то другому государству. В то же время кредиторы из стран Запада взимают с России не только долги СССР, но и большие проценты с них. Неспособность нынешней власти разобраться в происходящих в современном мире процессах привела к тому, что ни одна из важнейших внешнеполитических целей не была достигнута. Не произошло интеграции России в мировое и европейское пространство, не удалось привлечь крупные инвестиции в российскую экономику, не удалось предотвратить расширение НАТО на Восток. Обострились противоречия со странами Центральной и Восточной Европы, бездействует Договор о коллективной безопасности со странами СНГ . Ухудшились отношения с Западом после поддержки руководством авторитарного режима Ислама Каримова в Узбекистане, не допустившего мировое сообщество к расследованию андижанских событий, где погибли сотни людей, в том числе дети и старики. Недавно принятое решение о продаже тоталитарному режиму Ирана ракетно-зенитных комплексов рассматривается развитыми странами как вызов со стороны России всему цивилизованному миру. К сожалению, последствия такой политики практически не просчитываются. Да и кто персонально готовит эти решения в России, узнать невозможно, нет общественного контроля, нет прозрачности в этом и нет ответственных. Приходится признать, что важнейшие решения в России принимаются без широкого обсуждения в обществе, без проведения независимой экспертизы. Например, на чье мнение опирается российская власть, время от времени поднимая вопросы о новых союзах с государствами. Во время недавней встречи Президента России В.В. Путина в Петербурге с президентами Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на московском телевизионном канале ТВЦ проводился опрос телезрителей, где выяснялось отношение россиян к новым союзам. В прямом эфире на вопрос: "К чему приведут новые союзы России с бывшими союзными республиками СССР, к обогащению или разорению?" - 80 процентов из позвонивших граждан заявили, что приведут к разорению. Примечательно то, что против союза с Белоруссией большинство россиян не возражают, но власть уже более десяти лет не решает этот вопрос. Неужели боится появления такого харизматического лидера, как А. Лукашенко, на политической арене России. Как известно, в политике нет друзей, а доминируют лишь интересы. Поэтому главной задачей общества является создание системы, при которой у чиновников государственные интересы превалировали бы над личными.

Кортунов С.В. Принятие внешнеполитических решений в России и США // Международные процессы. Т. 2. 2004. N 2.

Без установления механизма контроля со стороны общества за деятельностью власть имущих невозможно становление эффективной системы управления, достижение существенных результатов в развитии государства, общества, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности каждого конкретного человека.

В целях повышения эффективности функционирования властных структур целесообразно в оценке их деятельности руководствоваться объективными критериями, основанными на ведущих социально-экономических показателях, на качестве жизни населения, на росте или снижении реальной заработной платы, покупательной способности, динамике рождаемости и смертности, продолжительности жизни, уровне безработицы. От этих критериев напрямую должна зависеть оценка способности представителей властных структур осуществлять управление государством, его подразделениями, регионами, коллективами. Благополучие власти должно непосредственным образом зависеть от благополучия и благосостояния населения. Только при таком подходе, при максимальной открытости, прозрачности власти общество может получить значительные импульсы для дальнейшего развития.

В целях повышения эффективности деятельности государства необходимо изменить методологию взаимодействия власти и общества. Государственная власть должна представлять собой аппарат государственных служащих, нанимаемых обществом (народом) для выполнения управленческих функций, осуществляемых в интересах народа. Подлинно демократическое состояние государства таково, при котором власть любого уровня подчинена интересам народа, реализует в своем курсе его политическую волю, глубинные социально-экономические интересы. Если этого не происходит, власть превращается в замкнутую закрытую политическую систему, касту чиновников, отгороженную от общества, не отвечающую его интересам.

Для повышения авторитета, усиления реальной, а не формальной роли в обществе российская государственная власть должна оставаться свободной от влияния олигархических группировок и кланов. Лидеры олигархических кланов сегодня руководят рядом субъектов РФ - областями и краями, контролируют управленческие государственные структуры. Данное обстоятельство свидетельствует, что государственная власть все более утрачивает реальную власть в стране. Это подтверждают и социологические исследования: 83 процента респондентов полагают, что власть в России контролирует узкий круг лиц, неподконтрольных народу. Только 6 процентов опрошенных считают, что власть в стране контролирует народ .

Ильичев Г. Вся власть народу // Известия. 2005. 10 июня.

В целях совершенствования деятельности Федерального Собрания РФ, повышения действенности принимаемых законов было бы целесообразно публиковать не только в центральной, но и в местной печати списки поименного голосования в Государственной Думе, особенно по наиболее важным федеральным законам, затрагивающим интересы широких слоев общества, а также авторов разрабатываемых законов, чтобы избиратели знали о позициях своих депутатов. Целесообразно поставить денежное содержание депутатов и государственных чиновников в зависимость от роста благосостояния общества - от средней или минимальной зарплаты, сделать вопросы их материального обеспечения максимально открытыми. Сейчас заработная плата чиновников превышает заработную плату учителей, врачей, работников науки и культуры в шесть и более раз. Кто назначал им такие зарплаты? В последние годы головной болью правящей элиты является постоянная борьба за имеющиеся огромные сырьевые ресурсы, полезные ископаемые, которые в условиях существующей системы работают не на развитие российского общества, а на удовлетворение личных потребностей нескольких десятков олигархов и лоббирующих их интересы политиков. Этот образовавшийся в последнее десятилетие могущественный класс на словах заявляет о поддержке демократии, а на деле не желает ничего менять, ожесточенно борется против развития гражданского общества, против вступления России в какие-либо союзы с развитыми странами. Причин такого поведения несколько, и главная, на наш взгляд, заключается в том, что вхождение в союзы с высокоразвитыми странами ведет в первую очередь к обретению обществом фундаментальных ценностей, основанных на демократических традициях, ведущих страну к прозрачности в экономике, финансовой и банковской сферах, в чем не заинтересована правящая элита России. Таким образом, основным противником развития гражданского общества является олигархический капитализм, где сплоченно действуют за свои корыстные интересы олигархи и чиновники.

И последнее. В российском обществе всегда было обостренное чувство социальной справедливости. На рубеже 1980 - 1990-х гг. борьба с оторвавшейся от народа номенклатурой привела к отстранению КПСС от власти. К сожалению, менталитет российской политической элиты не меняется - она по-прежнему руководствуется только ей понятной идеологией. Поэтому перспективы возрождения России зависят от активной позиции каждого гражданина России по защите своих интересов, от эффективности взаимодействия общества и власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Файлы: 1 файл

текст диплома.docx

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований, права и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства – иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано, прежде всего, с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. /33/

Среди ученых - обществоведов как в нашей стране, так и на Западе существует много разных подходов к изучению данного феномена, но до сих пор нет единого мнения относительно его сущности, происхождения и исторических границ.

Публицисты, политики, а иногда и ученые используют этот термин, вкладывая в него абсолютно разное содержание. Современные представления о гражданском обществе – результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.

Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы. На протяжении последних десятилетий тема гражданского общества срослась не только с представлениями о демократии и правовом государстве, но и с представлением об открытом обществе, основанном на политическом плюрализме, гражданском консенсусе и партнерстве разных групп населения, на широких связях институтов и ассоциаций с общественностью. /32/

В связи с характерными особенностями российского бытия как бытия, объединяющего в себе традиции и формы восточных и западных типов государственных устройств одновременно, в связи с долгосрочным действием тоталитарной системы в России в ХХ веке понятие гражданское общество у нас в стране появилось сравнительно недавно. В современной России гражданское общество рассматривается в качестве ключа, открывающего дверь в мир свободы и прав человека, в качестве рычага становления демократии и рыночной экономики, в качестве пути к правовому государству.

Взаимоотношения общества, государства и права, проблематика гражданского общества, находящаяся сегодня в центре внимания ученых многих стран, приобретает особую актуальность и для России. Подвергается обсуждению как принципиальная возможность, так и специфика формирования гражданского общества в нашей стране.

Поскольку процесс формирования гражданского общества в современной России протекает в отсутствии многих условий, одним из которых является готовность и желание самих людей включиться в этот процесс, исследования субъективного аспекта гражданского общества обладают для России сегодня и научной, и практической актуальностью.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества – сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов.

Основная цель дипломной работы заключается в выявлении граней взаимодействия государства и общества. Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:

  1. тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
  2. сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;
  3. проанализировать законодательную основу данных понятий;

Так же, в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени.

Предмет исследования – структура, механизмы функционирования, тенденции развития гражданского общества и демократического государства в России. Объект исследования - гражданское общество и демократическое государство в современной России.

1 Основные конституционные принципы взаимоотношения

общества и государства

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Понятие государство связанно с двумя более широкими понятиями - общество и власть.

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. /57/

Поэтому можно выделить две разновидности общества. К первым относятся неразвитые общества, то есть общества с еще не сложившимися, не утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами. Ко вторым развитые общества, то есть с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.

Также можно классифицировать общество на другие группы. К первым относятся общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества). Ко вторым относятся общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)). /63/

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их волей и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", то есть осуществляется через аппарат власти, институты организованного государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, то есть обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе - постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простой организации политической власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей./89/

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

- "уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

- развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;

- все большее преобладание республиканской формы правления;

- эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам./65/

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.

В передовых демократических странах в области политико- государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:

  1. государство все больше становится "государством человека", в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
  2. все общество, а не только государственное - выступает в качестве правового;
  3. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
  4. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод. /66/

Государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условиях демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется, так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо - обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны. /53/

Нормативно-правовую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных государств, международных организаций.

Особое значение для раскрытия темы имеют Конституция Российской Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития России до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и иные законы и нормативные акты Российской Федерации.

    1. Взаимоотношение общества и государства, правовые проблемы,

    возникающие в результате этого содружества

    Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут лишаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти. /52/

    Первоначально конституции регулировали: первый блок регулировал права и свободы человека и гражданина, защищал человека от произвола государства; второй блок определял организацию высшей власти основанной на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей; третий блок определял политико- территориальное устройство, виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

    Читайте также: