Матриархат и патриархат доклад

Обновлено: 13.05.2024

Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костёр для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.

Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А также многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей всё равно выживало и оставляло за собой потомство.

Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Всё делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.

Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период. В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племён кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют всё большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.

Хороший коммент к статье оставила Анастасия:

"При матриархате появилось уважение к старшим, женщине, всем сородичам и гостям, было развито гостеприимство, обряды посвящения во взрослую жизнь, уважение традиций, женщины брали инициативу в вопросах сватовства, было отвращение к инцесту, существовало нравственное осознание родства, самоотверженное отношение к труду и защите рода, скромность, появилось множество правил, регламентирующих как проявление уважения, так и гигиену и др., появились традиции врачевания, и т.д.
К сожалению, с приходом патриархата в обществе появилась не только защита хозяйства, но и насилие в роду, притеснение творческого потенциала молодежи, уход от традиций добропорядочности к традиции повиновения и притеснения женщин, многоженство вместо парного брака, женщина становится обменной монетой, появляются кровосмесительные браки и т.п. Также возникает экономическое неравенство и вражда между семьями и племенами. Религиозные институты со всем широкими традициями отпевания грехов и принесения денег властьимущим божественным помазанникам также появляются в этот период. Вот и делайте выводы о лидирующем положении патриархата, его целесообразности и желательности в обществе
".

Современная борьба женщин с культурой несомненно просматривается в феминизме. Вообще, тенденция к уравниванию антикультурна, а требующее абсолютного равенства полов феминистское движение приводит к самому радикальному подрыву устоявшихся культурных основ. Пропагандируемая неразличимость полов уже стимулировала однополые браки и ослабление воспитательной функции семьи. Новое самосознание женщин и их новая роль в социуме являются одним из факторов падения рождаемости. Самое же главное заключается в том, что противокультурная тенденция феминизма не затормаживается на равенстве, а идет гораздо дальше, — пытается возродить когда-то преодоленный матриархат с его сексуальной и прочей свободой для женщин и низведением мужской половины в положение лишь используемого средства, с полным разрушением устоявшейся тысячелетиями культуры вместе с цивилизацией.

Строго родовой жизни еще нет. Женщины отлавливают мужчин, подчиняя их и используя, — ибо они, женщины, от природы, как правило, наделены большей, нежели мужчины, способностью властвовать; непокорных, неспособных, неумелых мужчин убивают или изгоняют. Культура весьма примитивна, причем женщины не обужены культурными ограничениями и запретами, последние держат в рамках только мужчин.

Предположим, например, что в жизни человеческих популяций наступал, и не раз, очень тяжелый период для выживания, когда мужские занятия — добыча пропитания, оборона и т. п. — оказывались на первом плане, и более того, — от лишних ртов старались избавляться (у этнографов есть факты). Тем самым возникала удобная для культурного переворота ситуация: правила жизни теперь мог диктовать мужчина, так как существование популяции зависело целиком от него. А вот другой вариант (не исключающий предыдущий). В условиях плотной заселенности, — в местах очень удобных для жизни, — возникает необходимость отделения и охранения территорий, а следовательно и разделения популяций на роды и племена. Такое разделение — наиболее естественный способ размежевания своих и чужих, способ, основанный на признаке кровного родства: люди, принадлежащие одной кровнородственной группе, в чем-то похожи (специальные маркировки своих в виде раскрасок, татуировок и т. п. должны были появиться позже). Но похожесть будет иметь место, если количество детопроизводящих мужчин невелико, в идеале это будет один мужчина. Так, наряду с матерью, взамен случайных производителей, появляется отец, становящийся со временем вождем племени или рода. Его право первого совокупления (в более позднем обычае — благословения) с любой женщиной, желающей обзавестись мужем, в том или ином виде бытует в течение тысячелетий.

Несмотря на огромную социальную свободу и эстетическое влияние женщины в масскультуре, её образные характеристики двойственны и противоречивы. И эта двойственность отнюдь не исчерпывается потерей сакрального статуса матери и снижения женского образа до уровня красивой сексуальной самки.

Столь же агрессивна и другая составная часть образа женщины в массовой культуре, которая столь активно тиражируется в различной визуальной продукции, где женщина предстаёт как киллер, демоница, носительница греха и зла. Однако идейные корни этого образа не связаны с машинными технологиями масскультуры. Они имеют древние истоки и по существу являются десакрализованной пародией библейского образа грешной Евы (или апокрифического образа первой женщины Лилит).

В мифологизированном сознании массовой культуры женщина, таким образом, предстаёт и как сексуальный символ с гипертрофированной половой телесностью, и как почти бесполая фригидная кукла, и как злобная фурия, несущая смерть.

В своём сакральном образе доброй матери, хранительницы очага, любящей детей и всё живое, предстающей как связующее звено между трансцендентным и материальным мирами, женщина в массовой культуре не востребована. Если этот образ и прорывается в информационные потоки масскультуры, то как отголосок либо прежнего культурного развития (через традиционные институты, например религию), либо других традиционных культур. В любом случае этот образ не актуален для современной массовой культуры. Даже если придерживаться оптимистической точки зрения, что массовая культура фактически принимает на себя функции первичной, неспециализированной инкультурации личности и может рассматриваться как некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на постиндустриальном этапе социальной эволюции, то придётся констатировать, что прежний образ женщины разрушен, а новой позитивной трансформации этого важнейшего для культуры архетипа не произошло.

Представления о женщине в массовой культуре десакрализованы, примитивизированы, раздвоены, стремятся к нивелированию пола и уничтожению его основной природной функции, то есть проникнуты ненавистью к женщине, а не любовью. Вряд ли возможно рождение элементов новой культуры на основе ненависти, хотя бы потому, что это противоречит онтологическим законам жизни.

Роль и статус Мужчины и женщины в обрядовой культуре мордвы:

Рассмотрим роль мужчины и женщины в культуре на примере культуры мордвы.

людям, особенно в ритуалах, связанных с культом плодородия (в том числе и рождением новых членов крестьянского сообщества). Это было связано с тем, что именно эта группа являлась основной трудовой силой, и от нее зависело воспроизводство самого этноса. Мужские обрядовые функции были связаны с обеспечением удачи в основных полевых работах (пахоте, бороновании, севе). На общем сходе взрослых мужчин выбирался

Таким образом, в традиционных обрядах мордвы четко прослеживались ритуальные роли семейных мужчин и женщин. С распадом прежней структуры общины обрядовые действия теряли свое значение, и все более становились играми, где главными действующими лицами были молодежь и дети. В настоящее время на первый план вновь выдвинулось старшее поколение, которое сохраняет память о народных традициях и практически выполняет все обрядовые функции.

Заключение

Литература:

1. Асланов К. Археологические исследования на Апшероне в 1974 г. Б.,1975.

2. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов. Б., 1983

3. Мовсумова Л.Л. Проблемы женщины в духовной культуре Азербайджана. Б., 1996.

4.Нариманов И.Г. Культура древнейшего земледельческого скотоводческого поселения Азербайджана. Б., 1987. Принципы семейных и партнёрских взаимоотношений мужчины и женщины, автор: Л.И. Тетерников. Кандидат химических наук, г. Москва

5. “Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Матфей,5,46)”.

Матриархат – это когда в доме главой является жена, а патриархат – это власть мужчины над женщиной. В современных разговорах эти два понятия чаще всего употребляются именно в таких упрощенных значениях. Однако, такое употребление является некорректным и неправильным.

Матриархат и патриархат – это не просто выяснение, кто главный в семье, это форма общества с установленными правилами управления и проживания. Для того, чтобы разобраться в истинном смысле этих слов, обратимся к истории.

Жилищем древних людей служила пещера, прикрытая снаружи ветками, посредине пещеры располагался очаг. В древности от огня зависела жизнь, с его помощью готовили еду, он давал защиту от холода и диких животных. Женщина была хранительницей очага, пока мужчина был на охоте.

Древние приспособления для охоты были очень примитивными, поэтому кроме того, что на добычу еды уходило очень много времени, смертность во время охоты также была очень велика. В то же время женщины растили детей, собирали съедобные корни и ягоды, запасали ветки для поддержания огня. Они же приводили в пригодный для еды вид добычу, которую мужчина приносил с охоты. Женщина выполняла основную роль в ведении быта и поэтому была главой племени, ее авторитет был непререкаем.

Но понятие матриархат заключается не только в распределении социальных ролей между мужчиной и женщиной. Основные черты, характерные для этой формы общества:

  • Наследование проходило по материнской линии (матрилинейность). То есть, имущество, статус и титулы передавались от матери к дочери.
  • После свадьбы муж переходил в род жены, а также принимал ее родовое имя (матрилокальность).
  • Женщина имела право иметь несколько мужей, женщины одного рода могли иметь отношения со всеми мужчинами этого рода (многомужество).
  • Женщине принадлежало решающее слово при решении всех вопросов, семейных и политических.

Около 10 тыс. лет назад люди начали переходить от собирательного к земледельческому виду хозяйствования.

Мужчины стали приносить детенышей убитых на охоте зверей. Люди начали приручать животных и от охоты переходить к скотоводству.

По мере развития земледелия и скотоводства , люди перестали кочевать в поисках пропитания. Роль мужчин, также как и их популяция, стала возрастать. На плечи сильного пола ложилось гораздо больше функций, чем просто охота. Мужчины стали изготавливать инструменты для ведения домашнего хозяйства, заниматься пахотным земледелием. Скотоводство также требовало активного участия мужчин. Возникла необходимость в более укрепленных жилищах, а также защите от нападения других племен.

В социальной жизни общества также стали происходить перемены. Люди стали образовывать более крепкие парные союзы. Теперь мужчина забирал женщину в свое поселение, при этом процесс переселения не всегда был добровольным. Женщина физически слабее мужчины, кроме этого роды и уход за детьми делали женщину зависимой от мужчины материально и в плане защиты.

У парных союзов появлялась отдельная от родовой собственность и мужчина стремился передать ее своим детям.

Так начался переход к патриархату в семье. Конечно, он был длительным и совсем не простым. Эти изменения в порядке наследования и локальности поселения были одной из самых радикальных революций в сознании человечества.

Установление патриархата в семье способствовало установлению патриархата в обществе. Матриархальная родовая община стала распадаться на отдельные семьи, общая собственность трансформировалась в частную, начались сословные конфликты, зарождались процессы формирования государства.

В этих условиях власть стала принадлежать старшему поколению мужчин-отцов. При этом власть распространялась не только на женщин, но и на других мужчин, то есть на всех членов общества.

Люди окончательно перешли к патриархату, как форме социальной организации.

Кроме того, что мужчина теперь занимает доминирующее положение в семье, важно отметить еще несколько ключевых характеристик:

  • - старшее поколение мужчин-отцов имеет власть над всеми другими членами общества мужского и женского пола
  • - старшее поколение имеет власть над младшим, родители над детьми
  • - мужья имеют власть над своими жёнами
  • - общество разделяется на бедных и богатых
  • - одни люди эксплуатируют других

В современном мире существует небольшое количество народов, где формой общества является матриархат, а также ряд народов, где сохраняется патриархат.

Но в целом, сегодня матриархат или патриархат – это, скорее, крайности. Нынешняя модель общества более демократична. Замужество теперь не повод менять фамилию или место жительства. Женщины и мужчины в равной степени могут быть добытчиками в семье или уходить в декретный отпуск. Решения принимаются в согласовании друг с другом. Представительницы женского пола имеют право голоса, могут работать на тех же должностях, что и мужчины; равно как и мужчинам дозволены издревле женские занятия.

Как возник матриархат, а за ним патриархат

Человек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырех пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в нее вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического (древнекаменного) периода , когда первобытный человек не имел еще домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.

Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костер для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.

Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А так же многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей все равно выживало и оставляло за собой потомство.

Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Все делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.

Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания.

Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период . В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племен кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют все большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.

первобытное общество: матриархат и патриархат

В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье , наступило Новое время.

Читайте также: