Доклад работа с родителями в дополнительном образовании

Обновлено: 28.06.2024

Система дополнительного образования призвана раскрывать, поддерживать и развивать таланты и способности детей; способствовать становлению и росту ребёнка как личности, личности самостоятельной, творческой, всесторонне развитой.

Каждый ребёнок – это индивидуальность, маленький микрокосм, со своими взглядами, привычками, характером. И роль педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь этой индивидуальности раскрыться, проявить себя, найти своё место в жизни. К каждому ребёнку необходимо найти подход, выстроить работу с ним таким образом, чтобы старания педагога приносили наибольшую пользу.

Достичь этого нелегко, но возможно. И существенную помощь в раскрытии способностей и талантов ребёнка могут сыграть, конечно же, самые близкие люди – его родители.

Не секрет, что далеко не все родители охотно вникают в подробности увлечений своего чада. Они могут уделять время проверке оценок, выставленных в дневник, да и то не часто. Бывает, что родители даже не посещают родительские собрания, и классному руководителю стоит большого труда достучаться до них, донести проблемы ребёнка.

Что уж говорить о дополнительном образовании! Занятия в кружках организованы на добровольной основе, поэтому воспринимаются некоторыми родителями как нечто, зависящее от настроения: захотелось ребёнку, он пришёл на занятия, а не захотелось, так пусть и не идёт.

Как известно, самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Но заинтересовав родителей, сделав их своими союзниками, педагог получает такую мощную поддержку! Ведь никто не имеет такого авторитета у ребёнка, как его мама и папа. Семья становится союзником педагога, а объединение усилий создаёт самые комфортные условия для развития ребенка.

Какие же задачи стоят перед педагогом в этом направлении? Прежде всего, нужно установить с семьёй обучающегося партнёрские отношения. Очень важно чтобы педагог и родители действовали согласованно, чтобы влияние авторитета педагога и семьи были взаимодополняемыми. Должна быть создана атмосфера эмоциональной поддержки, общности интересов. Объединение усилий педагога и родителей будут способствовать полноценному развитию ребёнка.

В своей работе я применяю различные формы работы с родителями. Предлагаю вам ознакомится с некоторыми из них.

Анкетирование, диагностика . Как правило, эту форму работы я использую на родительских собраниях. На первом ознакомительном родительском собрании я выясняю запросы родителей, их ожидания от процесса обучения, пожелания и предложения. В конце учебного года вопросы анкеты отображают удовлетворенность работой педагога, творческого объединения, учреждения образования. Анкетирование можно проводить как в традиционной форме, так и в интернете, например, на странице кружка. Обобщённые результаты анкетирования сохраняются на протяжении всего периода обучения группы.

Индивидуальная консультация (беседа) . Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Такая форма общения с родителями позволяет выработать оптимальную тактику реализации творческого потенциала ребёнка. Часто бывает, что после беседы родители начинают по-другому воспринимать увлечённость своего ребёнка, а ребёнок, обретя поддержку родителей, лучше раскрывается в творчестве.

Прежде всего, обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Это сразу располагает родителей к вам. Обязательно улыбайтесь, приветливое выражение лица говорит о том, что вы искренне рады встрече и готовы к сотрудничеству. Задавайте им вопросы, это подтверждает, что вы заинтересованы в решении проблемы. Умейте слушать родителей. Если вам приходится говорить о неприятных инцидентах, начните с похвалы. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Учитывайте личные интересы родителей.

Дни открытых дверей .

Организация совместных досуговых мероприятий.

Это основная форма работы с родителями, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. Однако, если собрание носит формальный характер, результат будет нулевым. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, использовать информацию, которая их заинтересует.

В своей работе я практикую проведение совместных родительских собраний, на которых родители знакомятся с творчеством своих детей. Мы готовим небольшое представление (агитбригаду, визитку), видео презентацию, в которых стараемся продемонстрировать, чему научились и чего достигли дети за учебный год.

На родительских собраниях мы благодарим родителей, которые оказывают помощь учреждению, нашему объединению за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, как в печатном варианте, так и на страницах сайта учреждения.

Главное, к чему должен стремиться педагог - найти общий язык с родителями, стать их союзником в воспитании и развитии их ребёнка, раскрытии его творческих способностей.

Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школ, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями дополнительного образования. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

ВложениеРазмер
Работа с родителями в дополнительном образовании 31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в дополнительном образовании

Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.

В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель работы с родителями обучающихся - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:

С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.

Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:

1 . Групповые формы:

  • Дни открытых дверей
  • Конференция
  • Родительское собрание
  • Творческие мастерские
  • Государственно-общественные формы работы
  • Совместная игровая деятельность

2. Индивидуальные формы:

  • Анкетирование, диагностика
  • Посещение семьи на дому
  • Индивидуальная консультация (беседа)
  • Просветительская работа

Остановимся на вышеперечисленном более подробно:

Интерактивные формы работы .

Анкетирование, диагностика проводятся для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.

Посещение семьи на дому . Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.

Залог успешной консультации:

  1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
  2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
  3. Улыбайтесь.
  4. Называйте родителей по имени и отчеству.
  5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).
  6. Держите паузу.
  7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
  8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
  9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей .
  10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
  11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
  12. Учитывайте личные интересы родителей.

Совместная игровая деятельность. Оптимальным пространством для реализации части идей является игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей. Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Традиционные формы работы .

Родительское собрание . Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. Просветительская работа. Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации :

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организации дополнительного образования с семьями воспитанников.

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа с родителями в учреждениях дополнительного образования

Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в ОДОД построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи сотрудничества с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В системе образования активно используются четыре формы работы с семьей:

Остановимся подробно на каждой из них.

1. Интерактивные формы работы.

Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Посещение семьи на дому. В рамках ОДОД эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к ОДОД, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Залог успешной консультации

1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

4. Называйте родителей по имени и отчеству.

5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

6. Держите паузу.

7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

12. Учитывайте личные интересы родителей.

2 . Традиционные формы работы.

Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями в системе ОДОД, является организация совместных досуговых мероприятий .

Во многих объединениях родители — частые гости и на внеурочных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни Центра, объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении Центра и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами Центра.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в ОДОД, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.

4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь Центру, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д.

5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол (Приложение 1). На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.

6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.

3. Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ОДОД) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

• Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

• Групповые выставки детских работ (периодически).

• Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

• Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.

• Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

• Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

• Золотые фонды. Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

 Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.

4. Государственно-общественные формы работы.

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

И, подводя итоги, мне хочется вас ознакомить с некоторыми правилами, касающимися эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни ОДОД, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией ОДОД.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

II. Практический блок.


Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат.

Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия

Специфика МОУ ДО Дома детского творчества, как и всех учреждений дополнительного образования, состоит в том, чтобы выполнить государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовному и нравственному становлению, создать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи.

Грамотное сочетание новых и традиционных форм работы с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, укрепляет связь между родителями и детьми, повышает у детей способность и активность к сотрудничеству, творческому самовыражению.

Поэтому с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями в Доме творчества проводятся педагогические советы и методические объединения, где мы стараемся использовать активные формы обучения, а также обмен опытом между педагогами.

Ориентируясь на разнообразия форм общения с родителями, а также на свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают родителей в образовательное пространство учреждения.

Обязательными, являются информационно- аналитические и наглядно-информационные формы:

– анкетирование, опросы, отзывы и т. д.

– информационные проспекты, стенды, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей и т. д.

В качестве наглядно-информационного материала востребованы родителями записи концертов, детских праздников, фильмов про жизнь детей в Доме детского творчества.

Также, в последнее время с активным внедрением интерактивных форм общения, администрация и педагоги стали использовать интернет — ресурсы, где освещается деятельность учреждения и объединений. Результативной стала форма интернет — консультаций.

Таких высоких результатов деятельности педагогов и качества творческих работ детей невозможно добиться без моральной и материальной поддержки родителей.

Все мы понимаем, что родители не обязаны финансировать учебно-воспитательный процесс, но при грамотном подходе педагогов к разрешению данной проблемы, этот вопрос решается.

–в ШРЭР — приобретается канцелярия;

–в отделе ДПТ — материалы для изготовления творческих изделий;

–в танцевальных, хоровых и эстрадных коллективах — изготавливаются костюмы к концертным номерам, находятся средства для участия в конкурсах и фестивалях;

–в физкультурно-спортивном отделе — средства для выезда на соревнования;

–в туристско- краеведческом отделе — средства на приобретение спортивного снаряжения.

Именно тогда, когда родители видят результаты обучения своих детей на концертах, выставках, соревнованиях, они готовы оказывать финансовую поддержку учреждению.

Традиционной формой работы в учреждение остаются родительские собрания, но меняется содержание их проведения.

Учащиеся собираются вместе с родителями в зале.

Современный педагог всегда находится в поиске новых интересных граней сотрудничества с семьей. Поэтому каждый отдел Дома творчества выбирает для себя, наиболее эффективные формы общения с родителями.

У нарядной елки дети дарят родителям музыкальные новогодние подарки, младшие ребята — рисунки и поделки. Встреча продолжается за праздничным столом, с песнями, играми и конкурсами.

В школе раннего-эстетического развития проводится многогранная работа, которая включает кроме индивидуальных, наглядных и информационных форм коллективные.

Досуговое направление в работе с родителями на сегодняшний день является самым популярным, востребованным, привлекательным и полезным. Это:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Статья по теме . Семья и УДО - грани сотрудничества МОУ ДО ДДТ\фото к статье\открытое занятие для родителей в Школе раннего эстетического развития.JPG

В физкультурно-спортивном отделе для повышения профессионального уровня и спортивного мастерства учащихся, родители привлекаются к соревновательной деятельности, как к ее организации, так и непосредственно к участию в соревнованиях.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Статья по теме . Семья и УДО - грани сотрудничества МОУ ДО ДДТ\фото к статье\Семейный турнир по шашкам.JPG

Популярной и востребованной формой работы с родителями в нашем учреждении является организация и проведение массовых, досуговых мероприятий: совместные праздники, конкурсно-игровые программы, концерты. В течение года их проводится большое количество.

Организация и проведение праздников в Доме творчества — это радость, торжество, веселье, которое разделяют родители и дети. В ноябре 2018 года наш уютный, маленький и всеми любимый Дом, отметил пятидесятилетний юбилей и, конечно же, в подготовке данного событийного мероприятия активное участие приняли и родители.

Организацией досуговой деятельности в учреждении занимается массово-организационный отдел.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Статья по теме . Семья и УДО - грани сотрудничества МОУ ДО ДДТ\фото к статье\Календарь воспитательных мероприятий Творчество день за днем.jpg

Данная форма работы с детьми, родителями и педагогами введена в практику в течение двух лет.

Календарь рассчитан на девять учебных месяцев с сентября по май. В нем отмечены различные международные, всероссийские, профессиональные, государственные и другие праздники и события.

Каждый год в календаре выбираются наиболее интересные, массовые и важные с воспитательной точки зрения даты (одна, две в месяц), разрабатывается положение о проведении данных праздников, где участниками становятся учащиеся всех объединений Дома детского творчества, педагоги и конечно родители.

При поддержке родителей учащиеся

– вспомнили о важности изучения и сохранения родного языка,

– и стали участниками многих других интересных дел.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Статья по теме . Семья и УДО - грани сотрудничества МОУ ДО ДДТ\фото к статье\Социальная акция Живая стена.JPG
C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Статья по теме . Семья и УДО - грани сотрудничества МОУ ДО ДДТ\фото к статье\совместные занятия учащихся и родителей на уроках рукоделия.JPG

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется отметить:

на наш взгляд, Дом детского творчества не должен дублировать деятельность средних образовательных учреждений, проводя массовые обучающие родительские собрания и используя традиционные формы работы с ними. Нам хочется видеть родителей не только заказчиками учебно-воспитательного процесса, но и партнерами. А партнерство предполагает совместную, прежде всего — творческую деятельность педагога, детей и их родителей, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.

Коллектив ДДТ понимает, что родители доверили нам самое дорогое — своих детей.

И мы стараемся оправдать их доверие.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детское творчество, ребенок, педагог, День, объединение, творческий подход, традиционная форма работы, учебно-воспитательный процесс, дополнительное образование.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок

В работе педагога дополнительного образования можно выделить три необходимых

4. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных.

Система работы с родителями в творческом объединении.

Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого ребенка своим видом

В основу работы с родителями положен принцип их равного участия в воспитательной деятельности, наряду с педагогом.

Образовательная организация дополнительного образования.

В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую.

Развитие творческого потенциала детей в сфере.

Система дополнительного образования детей обеспечивает творческое развитие

Причем процесс социализации в данной системе образования опосредован творчеством

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного.

Художественно-творческая деятельность в системе.

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация. Похожие статьи.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения.

Дополнительное образование детей

Творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое.

Развитие творческой личности ученика в рамках.

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия. дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное.

Творчество в деятельности современного педагога

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне.

К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса.

Развитие воспитательной компоненты в творческих.

Развитие воспитательной компоненты в учреждении дополнительного образования (УДО), на мой взгляд, необходимо рассматривать с точки зрения вариативного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в детских творческих объединениях.

Читайте также: