Математика в византии доклад

Обновлено: 08.07.2024

Византийские богословы внесли весомый вклад в разработку православ­ного вероучения. При этом они опира­лись на античную философию, исполь­зуя, в отличие от европейских схолас­тов, работы не только Аристотеля, но и других античных ученых. Напрасно ломали головы над решением пробле­мы: как лучше познавать Бога — разу­мом или верой? По-разному отвечали также на вопрос: Бог или судьба управля­ют Вселенной и человеческой жизнью.

Византийские наука и техника значи­тельно опережали западноевропейские.

Византийский ученый Лев Математик положил начало алгебре, заменив цифровые символы буквенными. Он изобрел световой теле­граф, много хитроумных механизмов, которыми поражались иностран­цы. Это были подвижные статуи, механические певчие птицы и т. п.

X в. Из рассказа итальянского посла о приеме иностранных дипломатов во дворце императора Константина VII Багрянородного

Перед троном императора стояло медное, однако позолоченное дерево, ветви которого пестрели всякими птицами, сделанными из бронзы и также позолоченными. Птицы пели, каждая свою особую мелодию. Трон императора был устроен так искусно, что сначала казался низеньким, почти на уровне земли, потом несколько выше и, наконец, будто зависал в воздухе. Испо­линский трон окружали, словно дежурные, медные или деревянные. позолоченные львы, которые безумно били своими хвостами о землю, откры­вали пасть, двигали языком и громко рычали. После того, как я. в третий раз склонился перед императором, приветствуя его почтительно, я поднял голову и увидел императора уже совсем в другой одежде, почти под потол­ком зала, тогда как только что я видел его на троне на небольшом расстоя­нии от земли. Я не мог сообразить, как это случилось. Должно быть, его подняло вверх какое-то механическое устройство.

Михаил Пселл — богослов, филолог, правовед, физик, астроном, био­лог. Умело приспосабливался к политической обстановке — пережил девять императоров, даже стал первым министром.

Астрономические наблюдения — наблюдения, связанные с астро­номией, то есть наукой о небесных телах.

Астрология — учение, согласно которому по расположению небес­ных тел можно предсказать будущее, судьбу человека.

Лев Математик (около 790—869). Получив, отчасти самостоятельно, блестящее образование, он стал около 820 года учителем одной из школ Константинополя. Его репутация в науках, особенно в геометрии, была такова, что халиф аль-Мамун попросил императора Феофила позволить Льву приехать в Багдад для преподавания Евклидовой геометрии, но император отказал халифу. Лев изобрел оптический телеграф, основанный на синхронизированных водяных часах, который позволял сразу узнавать в Константинополе о том, что происходило на границе, в горах Тавра. В 840 году Лев был провозглашен архиепископом Фессалоник. Будучи освобожден от сана в 843 году, он вернулся к преподаванию. В 855—860 годах Барда, начавший восстанавливать Университет в Константинополе, поручил управлять им Льву, который там также преподавал философию. Лев Математик был самым ярким ученым, которого только знала Византия до начала XIV века.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 399-400.

Лев Математик — прославленный архиепископ Фессалоник в IX в., известный своими математическими познаниями далеко за пределами империи. Родился около 790 г. в Константинополе, умер после 869 г. там же. Состоял в родстве с иконоборческим патриархом Иоанном VII Грамматиком. Получил первоначальное образование в столице империи, затем изучал богословие, риторику, философию и арифметику на о. Андрос, работал с рукописями в богатейших библиотеках ряда византийских монастырей. Сам собрал большую библиотеку, включавшую сочинения Архимеда, Евклида, Птолемея. После этого Лев возвратился в Константинополь, открыл собственную школу и стал обучать наукам молодых учеников. Наиболее обширными познаниями Лев отличался в философии, математике и астрономии. Лев Математик впервые начал применять буквы в качестве алгебраических символов, благодаря его трудам именно византийцы первыми в Европе в XII в. начали употреблять арабские цифры, а у них это переняли итальянцы. Он придумал систему сигнальных башен, огнями оповещавших столицу об арабских набегах, построил знаменитые автоматы в императорском дворце (поющие птицы, рычащие львы, возносящиеся троны). Со временем слава Льва Математика распространилась даже за пределы империи. Багдадский халиф Мамун просил императора Феофила послать Льва Математика в Багдад для просвещения арабских ученых и обещал взамен передать императору 20 кентинариев золота и навсегда отказаться от войны с империей. Но император не счел возможным лишить Византию столь прославленного мудреца. Рукоположенный в архиерейский сан в 840 г., Лев Математик три года занимал кафедру архиепископа Фессалоник. Там он снискал уважение паствы агрономическими советами землепашцам, позволившими значительно увеличить урожай зерновых культур. Однако в 843 г., когда в империи было восстановлено иконопочитание, Лев был смещен за иконоборческую ориентацию с архиепископской кафедры. Он возвратился в столицу, где продолжал заниматься научной деятельностью. Со временем он отказался от своих иконоборческих заблуждений и совершенно примирился с Православной Церковью. До конца своей жизни возглавлял государственную Высшую школу, открытую в Магнаврском дворце. В те годы учениками Льва Математика были Фотий, будущий константинопольский патриарх, и просветитель славян св. Кирилл.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.556.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Развитие математической теории приостановилось в Греции задолго до возникновения Восточной Римской империи 3 . В рассматриваемый период математика развивается в соответствии с практическими потребностями. Кроме того, продолжалось изучение и комментирование древних авторов, особенно Евклида и Архимеда.

Видным математиком этого периода был Феон, отец знаменитой Ипатии, комментировавший математические сочинения древних и преподававший в Александрии. Философ-неоплатоник Прокл (V в.) составил комментарии к сочинениям древних математиков. Домнин (V в.) написал трактат по арифметике. В Александрии же получил образование профессор Константинопольского университета Стефан Александрийский (первая половина VII в.), читавший лекции по философии Платона и Аристотеля, по арифметике, геометрии, астрономии и музыке.

Что касается практического применения математических знаний, то здесь наиболее важным было усовершенствование астролябии Синесием Киренским, который составил и специальный трактат об этом важнейшем для навигаторов приборе. Трактаты об устройстве и применении астролябии писали также упомянутый уже выше Стефан Александрийский и философ Иоанн Филонов (конец VI в.), профессор Константинопольского университета. Наконец, следует назвать имена двух выдающихся математиков VI в. — Анфимия из Тралл и Исидора Милетского, практически применивших свои познания в области архитектуры при постройке храма св. Софии в Константинополе; Анфимий был также склонен к теоретическим изысканиям, свидетельством чего может служить его сочинение о зажигательных зеркалах, сохранившееся только в отрывках.

Слон. Мозаика Мартирия Селевкии. Антиохия. VI в.

Космографические и богословско-философские взгляды Косьмы встретили решительный отпор со стороны александрийского философа, современника Косьмы, Филопова, который отстаивал античные взгляды на вселенную, восходившие к Аристотелю. Острая полемика между Косьмой и Филопоном во многом отражает философско-богословскую борьбу в Александрии VI в.

Характерным для той переходной эпохи является и то, что Косьма, при всем его христианском фанатизме и ненависти к эллинской науке, сам не смог избежать в известной мере воздействия аристотелевской философии и учения стоиков 7 .

Борьба слона со львом. Мозаика, украшавшая пол Большого дворца в Константинополе. Вторая половина VI в. (?)

Медведи. Мозаика, украшавшая пол Большого дворца в Константинополе. Вторая половина VI в. (?)

В VI в. Иероклом было составлено географическое обозрение Восточноримской империи под названием Συνεχδημος 9 ; в нем перечислено 64 провинции и 912 городов; это сочинение имело большое значение в развитии политической географии эпохи. Некоторые сведения географического характера встречаются в исторических трудах IV—VII вв. Например, в произведениях Прокопия содержатся неоценимой важности данные по географии империи и сопредельных с ней земель, в том числе об Африке, Италии, Испании, далеких Англии и Скандинавии, о Балканском полуострове, Кавказе и многих других странах и народах.

Ботаника в этот период известна лишь практическая. Единственным сочинением о растениях, распространенным в Византии, был трактат врача Диоскорида (II в.), в котором растения описаны с точки зрения их применения в медицине. Рукописи этого трактата представляют особый интерес, так как они обычно снабжены реалистическими изображениями растений.

Химия в IV—VII вв. развивалась наиболее плодотворно в практическом своем применении — поэтому для изучения ее истории важны рецепты, использовавшиеся ремесленниками в процессе производства. К сожалению, записей таких рецептов на греческом языке почти не сохранилось. Известны лишь рецепты некоторых красителей и лекарств. Сирийские источники упоминают о существовании специальных руководств, которыми пользовались ремесленники 10 . Теория химии развивалась в пределах алхимии, считавшейся тайной, священной наукой о трансмутации металлов с целью производства и увеличения объема серебра и золота, а также о философском камне — чудодейственном средстве, которое якобы должно было превращать в золото другие металлы, служило бы панацеей от всех болезней, способствовало продлению жизни. Несомненно, что в ранней Византии были известны специальные знаки для обозначения химических веществ; эти знаки не имели магического характера, но заменяли современные нам химические формулы 11 .

Наиболее замечательным достижением практической химии в то время было изобретение греческого огня, на длительное время давшего Византии преимущество в морских сражениях. Греческий огонь был предложен в Константинополе сирийским архитектором Каллинником в 678 г.; этот состав включал в себя нефть, смешанную с асфальтом, смолами и иными горючими веществами, а также с негашеной известью; смесь воспламенялась от соприкосновения с водой и успешно применялась против вражеских кораблей; правда, арабы вскоре научились защищать свои корабли от греческого огня, покрывая их до ватерлинии свинцовыми листами 12 .

Основой медицинских знаний на протяжении всего существования Византийской империи служили сочинения двух великих медиков древности: Гиппократа (ок. 460—377 гг. до н. э.) и Галена (131—201 гг.). Извлечения из сочинений этих двух античных авторов входили во вновь составлявшиеся компиляции и сохранились во множестве списков 13 .

В эллинистическое время наибольшей известностью пользовалась александрийская медицинская школа, сохранившая свою былую славу вплоть до VII в. Особое внимание уделялось в Александрии изучению анатомии, и в этой области были достигнуты определенные успехи. Христианство задержало дальнейшее развитие анатомии, так как церковь воспрещала производить вскрытие человеческих трупов. Антиохийские врачи славились как терапевты.

В VI в. врачом Аэцием из Амиды, учившимся в Александрии, было написано руководство по медицине (в 16 книгах). Аэций — первый византийский врач-христианин, на что имеются прямые указания в его книге. Так, по мнению этого врача, для удаления из горла или гортани попавших туда посторонних предметов рекомендуется обращаться к помощи св. Власия; в некоторых рецептах упоминается изготовляемый в церкви ладан.

В первой половине VII в. врачом Иоанном Александрийским и Стефаном Александрийским были составлены комментарии к Гиппократу и Галену. В Александрии получил медицинское образование и Павел Эгинский (625—690), составивший руководство по хирургии. Все перечисленные сочинения носят компилятивный характер, авторы лишь добавляли к достижениям античной медицины некоторые наблюдения, касавшиеся симптоматики болезней и фармакологии.

Запрещение Юстинианом какого-либо критического исследования текстов, включенных в Corpus juris civilis, сперва в известной мере затормозило развитие юриспруденции, научное творчество юристов. Однако уже при Юстиниане запреты всячески обходились. В школах права велась интенсивная работа по переводу свода законов на греческий язык для того, чтобы сделать кодекс доступным большинству населения Византийской империи.

Создание Свода законов Юстиниана породило большую научную литературу. Она включает греческие переводы отдельных частей Corpus juris civilis, сокращенные извлечения(επιτομη, συντομος)H3 законодательства Юстиниана, различные толкования и парафразы, словари, объясняющие латинские термины, которые встречаются в законодательных предписаниях, сочинения по частным вопросам права. Наиболее выдающиеся работы юристов второй половины VI в. были связаны с комментированием Дигест, изучение которых дало особенно плодотворный импульс юридической мысли. Уже сами составители Дигест — профессора права Феофил и Дорофей — под видом составления греческих индексов и парафраз занялись фактическим комментированием Дигест. Вскоре за ними, еще при жизни Юстиниана, другой профессор права — Стефан, также прикрываясь составлением индекса, написал обширный греческий комментарий к Дигестам, основанный на читанных им лекциях и содержащий много выдержек из произведений других юристов, в частности Феофила. Греческий парафраз Институций, написанный Феофилом, и греческие комментарии к Кодексу Юстиниана, составленные в VI в. Фалалеем, Исидором и Анатолием, приобрели широкую известность в империи и за ее пределами. Между 570—612 гг. была выполнена работа по комментированию Дигест и их научному изучению; она известна по схолиям к Василикам как произведение Анонима. И хотя с созданием Corpus juris civilis юридическая мысль в Византии на долгие столетия как бы замкнулась в кругу изучения этого грандиозного памятника, все же научное творчество в области юриспруденции не прекращалось: развитие права как науки продолжалось и в последующие столетия 14 .

Животные. Мозаика из дома охоты. Антиохия. Устер Музей VI в.

Особую роль играло юридическое образование 17 , поскольку юристы были очень нужны в государственном аппарате. Право являлось одним из главных предметов преподавания в Афинской, Александрийской и Бейрутской школах. Самой прославленной из них была школа в Бейруте, достигшая своего высшего процветания в V в. В основу преподавания в высших школах права было положено изучение текстов юристов классической эпохи. Уголовное право и судопроизводство не изучались. Метод преподавания был целиком экзегетическим и страдал беспорядочностью и неполнотой. В результате обучения студенты не получали никаких практических навыков. Между тем потребность в знающих юристах-практиках в империи была весьма значительна, юридическое образование требовалось и для государственной службы. Необходимость реформы юридического образования стала особенно настоятельной после завершения при Юстиниане работ по кодификации права. Эта реформа состояла в категорическом запрещении изучать что-либо, кроме Corpus juris civilis. Именно новое, кодифицированное право стало теперь единственным предметом изучения.

Реформа преподавания права, проведенная при Юстиниане, дала, видимо, некоторые положительные результаты. Не только расширился круг изучаемых студентами правовых вопросов, но и преподавание сделалось более конкретным, приблизилось к нуждам юридической практики. Поскольку единственным действующим правом стал Corpus juris civilis, естественно, что для образованного судьи или адвоката в его практической деятельности прежде всего надо было хорошо усвоить именно этот Свод законов.

Прямых свидетельств о преподавании в византийских учебных заведениях истории как самостоятельной дисциплины почти не сохранилось. Лишь Феофилакт Симокатта в предисловии к своему известному сочинению ставит историю наравне с философией в единый ряд наук и указывает, что историю преподавали в Константинопольском университете. Об изучении истории в учебных заведениях можно судить также на основании многочисленных кратких исторических компендиев, сохранившихся во многих средневековых рукописях; такие компендии, видимо, служили учебными пособиями.

Под влиянием христианства изменился не только взгляд на назначение истории 18 , но и содержание исторических сочинений. В основу изучения истории была положена Библия; к почерпнутому из Библии материалу христианские авторы, считавшие себя одновременно наследниками древней Эллады, добавляли и мифы, и переложения поэм Гомера, и пересказы произведений древних трагиков. Изложение истории в соответствии с требованиями церкви влекло также за собой включение в исторические сочинения сведений о всех известных в то время народах, предполагало рассмотрение судеб всего человечества от мифического сотворения Адама.

Исторические знания распространялись в Византии не только в собственно исторических сочинениях или в хрониках. Комментарии к поэмам Гомера, к Библии и прочим произведениям, изучавшимся византийцами, содержали множество исторических сведений, имен действительно существовавших и мифических личностей, которые воспринимались как реально жившие. Одним из важнейших и наиболее распространенных приемов комментирования библейских текстов было сопоставление преданий (или изречений) Ветхого завета с событиями, упоминаемыми в Новом завете.

Изучение прошлого Эллады и сопоставление ветхозаветной истории с новозаветной способствовали распространению взгляда на исторический процесс как на поступательное движение общества.

Развитие филологических наук было тесно связано с потребностями образования, и происходило преимущественно в процессе изучения и комментирования произведений античной литературы, а позднее также — произведений ранней христианской литературы.

Влияние Хировоска на последующих византийских грамматиков было незначительным вплоть до XV в., когда его сочинениями воспользовался при составлении грамматики греческого языка ученый грек Константин Ласкарис, переселившийся в Италию.

Кроме того, известны грамматические сочинения Иоанна Филипона и его историко-грамматические схолии к Библии.

Лексикография рассматриваемого периода еще не стала столь важной отраслью знания, как в последующие века. В этой области наиболее интересны двуязычные словари (греко-латинские, латино-греческие, коптско-греческие), составление которых вызывалось потребностями обширных международных связей империи.

Необходимо отметить также словарь, приписываемый в рукописях патриарху александрийскому Кириллу; этот словарь был составлен в V в. — или в начале VI в. на основании старых, малозначительных риторических словарей; в течение всей византийской эпохи словарь Кирилла играл огромную роль в школьном деле и служил необходимым пособием при обработке и составлении новых лексических пособий.

Диоскорид, открывающий магическую силу корня мандрагоры. Миниатюра из Диоскорида в Венской Национальной библиотеке. Ранний VI в.

В первые века существования Восточной Римской Империи старые, возникшие в античную или эллинистическую эпоху университеты Афин и Александрии еще сохраняли свою былую славу. Роль этих университетов в рассматриваемый период состояла не столько в творческом развитии науки, сколько в сохранении научного наследия прошлого, в передаче культуры языческих Греции и Рима новому поколению, воспитывавшемуся уже в духе христианского вероучения. Афины, город, удаленный от областей, где возникла христианская религия, оставались последним оплотом язычества — в противовес Александрии, где очень рано появляются богословские училища. В Александрии уже во II в. возникает так называемое александрийское направление в богословии. В качестве умственного центра империи этот город выступает позднее, нежели Афины. Возможно, именно по этой причине Афинский университет был закрыт Юстинианом в 529 г., а Александрийский университет оказался жизнеспособнее и существовал до середины VII в., когда город был занят арабами. В Афинском университете преобладало изучение философии. В Александрии же в IV и V вв., как и прежде, процветали не только языческая поэзия и философия, но также математика, астрономия, медицина и богословие.

Постепенно и лучшие ученые силы, и учащаяся молодежь переходили в Константинопольский, столичный университет, пользовавшийся особыми привилегиями и к VI в. занявший первое место среди прочих учебных заведений империи.

Центр юридического образования находился в Бейруте 20 вплоть до 551 г., когда город был разрушен землетрясением. Бейрутская школа юристов была основана в конце II в. или в начале III в. Преподавание в ней велось на латинском языке, лишь в конце V в. в школу проникает греческий язык. Сохранились так называемые синайские схолии, представляющие собой толкования бейрутских профессоров на некоторые памятники римского законодательства.

Одним из первых средневековых университетов был университет в сирийском городе Нисибисе 21 , основанный в конце V в. В Нисибисскую высшую школу перешли многие педагоги из закрытой в 489 г. Эдесской школы. Сохранился в нескольких редакциях статут Нисиской школы, являющийся древнейшим известным нам статутом средневекового университета.

Для успешного развития науки во всякую эпоху необходимы книги и книгохранилища; книгохранилища в средние века были тесно связаны с мастерскими письма — скрипториями, так как книги приобретались преимущественно путем их переписки. В качестве писчего материала в IV—VII вв. использовались папирус и пергамен. В песках Египта сохранилось множество обрывков папирусных книг — как светского, так и религиозного содержания, представляющих остатки частных библиотек. Среди сохранившихся пергаменных рукописей этого времени преобладают богослужебные тексты. При всех высших учебных заведениях, в монастырях и церквах имелись свои библиотеки. Из библиотек, возникших в Византии IV—VII вв., до наших дней уцелела лишь одна — библиотека монастыря св. Екатерины на Синае, да и в той находятся рукописи более позднего времени. Однако известно, что книги были уже во дворце Диоклетиана в Никомидии. Когда позднее Константин перенес столицу на берег Босфора, в портике императорского дворца была устроена библиотека, состоявшая почти из семи тысяч книг.

По указу императора Валента от 372 г. было назначено четыре греческих и три латинских писца, обязанных переписывать рукописи для императорской библиотеки; в ней насчитывалось 120000 томов. Между прочими книгами в императорском дворце хранились списки поэм Гомера, написанные на змеиной коже золотыми буквами. Все эти богатства сгорели во время пожара в 476 г.

Вплоть до VI в. существовала знаменитая Александрийская библиотека, крупнейшая и наилучшим образом организованная библиотека эллинистической эпохи. Имелись и частные книгохранилища, например библиотека александрийского епископа Георгия, убитого в 361 г., содержавшая книги по философии, риторике, истории и богословию, или библиотека ученого Тихика — в ней преобладали математические и астрологические сочинения. Несмотря на отрывочность сведений источников, можно с полным основанием предполагать, что книжные богатства как в столице империи, так и в провинциальных городах были значительны; это соображение подтверждается многочисленными находками папирусов литературного содержания.

В IV в. на смену наиболее распространенному писчему материалу античности — папирусу — пришел пергамен, в связи с чем изменилась и форма книги. Папирус еще долго, до отторжения Египта арабами в VII в., использовался для написания документов, писем, для учебных записей. Но книга в форме папирусного свитка уступает место пергаменному кодексу уже в IV в. К сожалению, рукописей IV—VII вв. сохранилось немного.

Из рукописей этого периода, дошедших до наших дней, более всего заслуживают внимания Ватиканский и Синайский кодексы Библии, а также Венский список Диоскорида. Ватиканский (названный так по месту хранения) и Синайский (названный по месту, где он хранился до середины XIX в.) кодексы датируются серединой IV в. Обе рукописи написаны унциальным письмом на пергамене.

В своей Vita Constantini Евсевий сообщает, что император Константин в 331 г. распорядился изготовить 50 списков Библии, необходимых для отправления богослужения во вновь отстроенных церквах. Из этих 50 списков сохранилось всего два — именно Ватиканский и Синайский кодексы. Список Диоскорида, хранящийся в Вене, датируется приблизительно 512 г. Список этот написан унциальным письмом и снабжен прекрасными миниатюрами, на которых изображены описываемые в тексте растения. Известно также несколько роскошных списков Евангелия, написанных на пурпурном пергамене золотом и серебром и украшенных миниатюрами; эти списки также датируются VI в. Рукописей VII в. известно немного, и среди них не сохранилось почти ни одного цельного кодекса.

Ссылки к разделам статьи

Храм св. Софии в Константинополе


Византийская империя – великая средневековая держава, вобравшая в себя великолепное наследие античности: Греции и Рима. В эпоху раннего Средневековья Византия значительно превосходила другие европейские страны во многих отраслях человеческой деятельности. Она дала миру высокие образцы литературы и искусства, а расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогли обогнать ей многие развитые государства Востока и Запада. Причиной такого неоспоримого могущества византийской цивилизации является образование.

Образование играло важную роль, выражаясь словами одного из императорских указов, считалось, что "образованность – величайшая из добродетелей". Примечателен высокий социальный статус образования в средневековой Византии, неслучайно по уровню образованности своих жителей Византия на многие века опережала европейские средневековые государства. Наличие образования считалось главным условием для государственных служащих и духовенства, в настоящее время наличие образования, так же влияет на карьерный рост человека.

Задача данной статьи – раскрыть особенности образования в Византии, выявить, чем система образования Византийской империи была уникальна и эффективна, в чем заключалась ценность образования, полученного в Византии.

Хронологические рамки эпохи Cредневековья, по мнению многих историков, заключаются именно в датах возникновения и падения Византии. Византийская империя просуществовала с 395 года, в период распада Римской империи, и до 1453 года – до захвата Константинополя турками.

С VII и вплоть до XV века Византия испытывала давление со стороны славян, арабов, болгар, венгров, печенегов, турок, а 1204 году Константинополь даже захватили участники Четвертого Крестового похода. Однако она всё равно оставалась воплощением могущества, роскоши, высочайшей культуры и продолжала играть значительную роль в судьбе средневековой Европы.

"Греческий огонь" - мощное оружие византийского флота, наводившее ужас на врагов империи.


На карте жёлтым цветом показана территория Византийской империи в во время её наибольшего расширения (1025 г.). В это время в состав Византии входил юг Италии, бо́льшая часть черноморского побережья, весь полуостров Малая Азия (кликните, чтобы увеличить изображение).



Одной из характерных черт Византии было Сохранение централизованной империи и сильной императорской власти. Культ императорской власти оказывал влияние на развитии искусства и культуры в целом.

Римский император Юстиниан

При императоре Юстиниане (годы правл. – 527-565) Византия достигла вершины своего могущества. Оказавшийся на троне выходец из крестьянской семьи проявил качества незаурядного политика и дипломата. Юстиниан сумел привлечь на службу талантливейших людей современности - полководцев, юристов, архитекторов, историков, которые составили славу его царствованию. Во время его правления были созданы замечательные памятники архитектуры и искусства, в том числе знаменитый собор Святой Софии. Самое значительное достижение Юстиниана – создание свода римского права – Кодекса Юстиниана, на многое столетие ставшего основным источником римского права в Европе.

Стоит отметить, место и роль церковной власти в государственных делах. В отличие от Западной Европы, где церковь диктовала пути развития государства и определяла образовательную политику, византийская церковь находилась в полной зависимости от государства, власть императора не была ограничена властью духовных лидеров, система образования носила более светский характер, но при этом церковь являлась неотъемлемым элементом жизни византийского общества. Возможно, именно это и обеспечило высокий уровень образования в Византии, так как на примере развития Европы и государств Востока можно видеть неэффективность исключительно богословского образования и чересчур большого вмешательства церкви в государственные дела.

Более свободная от религиозных догматов система образования дала миру учения таких видных представителей культуры как патриарха Фотия, Льва Математика, Михаила Пселла. Религиозные и светские знания взаимодополняли друг друга, наряду со светскими мыслителями известны были такие христианскими теологи Востока, того времени, высказавшие множество педагогических соображений, среди которых были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Григорий Богослов. Конечно, были и те, кто отрицательно относился к светским знаниям, к такому типу образования, так в XIV – XV вв. в Византии появилось аскетическо-монашеское направление христианской мысли, получившее название исихазма.

Читайте также: