Математика для дошкольников доклад

Обновлено: 05.07.2024

Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, постижим для человека.

Знакомя детей с формой, добиваемся запоминания названий 3 – 4 геометрических фигур, даём представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.

В формировании у детей математических представлений широко используем занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Таким образом, через игровые задания, являющиеся хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, проявляется желание и умственное напряжение, сосредоточивается внимание на проблеме.

I часть.

1.1 Проблемы и их решения в развитии математики.

Формирование элементарных математических представлений – это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир свойственно человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.

Основной способ познания для ребенка этого возраста – наши рассказы, ответы на его вопросы, а также на наши вопросы к нему. При поиске ответа ребенка нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так и будут размышлять и дети.

Однако при организации работы по формированию элементарных математических представлений встает проблема меры. И невозможно не прислушаться к мнению специалистов по охране здоровья. Вот что пишет детский психотерапевт В. И. Гарбузов:

Таким образом, хотим подчеркнуть, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. И нашей задачей является – открыть ребенку красоту и богатство мира, и любое знание лишь средство решения этой задачи.

Методически планируя работу, включаю математическое содержание в различные виды традиционной детской деятельности: игры, рисование, лепку, труд, пение, движение под музыку. Это позволяет благополучно избежать нудных и скучных занятий, которые так утомляют детей.

II часть Математические игры

2.1. Значение математических игр в умственном развитии дошкольников

Для успешной подготовки к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок учу детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

2.2. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их систематизации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Систематизировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

игры с геометрическими фигурами

Исходя из логики действий, разнообразный материал можно систематизировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, дидактические игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеучебное время.

2.3. Использование занимательного материала на занятиях по математике.

Обучение математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяю с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используем занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям.

Итак, дидактические игры и игровые упражнения – чаще всего применяю в практике (на занятиях, в самостоятельной игровой деятельности). В процессе обучения игра включаю в занятие, для формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры также использую в индивидуальной работе с детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения этой задачи невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняю значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Систематическое упражнение в решении задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Следовательно, считаем, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

III часть

3.1. Обучение задач на смекалку.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей старшего возраста можно объединить задачи на смекалку в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

3.2. Степени сложности

Задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даём в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя, эту работу перед нами встает цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Головоломки первой группы предлагаются детям в определенной последовательности. От более простых к более сложным.

Для того чтобы решать задачи, нужно овладеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего нужно всего 2, 3 палочки.

По мере накопления детьми опыта количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. Исходя из этого, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, стремимся к тому, чтобы практические пробы детей стали целенаправленными, т.е. ребенок должен для начала обдумать ход решения, а затем действовать. В процессе поиска обращаю внимание детей на то, что, прежде чем выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать. Достаточно провести лишь 3 -4 занятия, в процессе которых дети овладеют способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими.

Итак, в начальный период обучения детей решению простых задач на смекалку они самостоятельно ищут путь решения. Для развития у детей умения планировать ход мысли предлагаю им высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.

Имеется несколько способов решения задач первой группы. Усвоив, способ пристроения фигур дети очень легко и быстро дают 2 – 3 варианта решения. Каждая фигура при этом отличается от прежней пространственным положением. Одновременно ребята осваивают способ построения заданных фигур путем деления полученной геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат – на 2 треугольника, прямоугольник – на 3 квадрата).

Процесс решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществляемыми изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.

Таким образом, в процессе решения задач учим детей овладевать такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение направляю на формирование у детей умения обдумывать ход мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Вывод

Задачи на смекалку геометрического характера частично включаем в занятие по формированию элементарных математических представлений с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработке умений догадываться, сообразительности, что необходимо человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом строго соблюдаем последовательность в усложнении задач, требований к поисковым действиям детей. От занятия к занятию уточняем и усложняем анализ задач, характер поиска решения, проявление самостоятельности мышления, сочетание действий и рассуждений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство Образования и Науки

Отдел образования исполкома

Азнакаевского муниципального района

Из опыта работы

Выступление на педагогическом совете МБДОУ

«Формирования элементарных

математических представлений

Первой квалификационной категории

«Детский сад комбинированного

Балабанова Нина Александровна

п.г.т.Актюбинский, 2014 г.

Формирования элементарных

математических представлений

у детей дошкольного возраста.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.

В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.

Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов:

принципа сознательности и активности,

принципа доступности и индивидуализации,

принципа систематичности и последовательности,

принципа связи с жизнью,

принципа развивающего обучения,

Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон).

Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы вызывать у детей желание работать.

Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий.

На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят применение после заданий на карточках.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.

Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры.

Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить дошкольникам интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.

Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа "От рождения до школы".

Содержимое публикации

Доклад

В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического развития дошкольников , пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходящих под влиянием обучения и воспитания. Обучение только тогда будет эффективно, когда учитываются не только возрастные , но и индивидуальные особенности детей .

ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка , которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале , звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

• Количество и счет

• Ориентировка в пространстве

• Ориентировка во времени.

Современные требования к математическому развитию детей - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития ; развитие исследовательской деятельности ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том , что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики . Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду. Важно правильно использовать приемы по ФЭМП

-Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок) .

-Вопросы к детям.

-Словесные отчеты детей .

-Предметно-практические и умственные действия.

-Контроль и оценка

Требованияк вопросам воспитателя : точность, конкретность, лаконизм; логическая последовательность; разнообразие формулировок; небольшое, но достаточное количество; избегать подсказывающих вопросов; умело пользоваться дополнительными вопросами; давать детям время на обдумывание.

Требования к ответам детей :

краткие или полные в зависимости от характера вопроса; самостоятельные и осознанные; точные, ясные; достаточно громкие; грамматически правильные.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей , научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей .

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др., рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.) .

Учитывая незначительный опыт детей , обучение идет преимущественно индуктивным путем : сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод : сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников , их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики , психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы .

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра . Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении .

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия , внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом .

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, счета, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развёртывании игры , действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития , способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии : "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии : "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера, модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей :

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;

- выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике , даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.) . Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи , всегда вызывает интерес у детей . Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей ребёнка. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад , проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение математики в жизни дошкольника, используется в доу в подготовительной группе.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика — уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства — писал Леонардо да Винчи.

Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции.

Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.

Эстетическая роль математики (эстетика — наука о прекрасном) состоит, в частности в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).

Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Читайте также: