Мартин лютер кинг борьба афроамериканцев за равноправие доклад

Обновлено: 28.06.2024

Однако юридическая отмена рабства не положила конец дискриминации по расовому признаку в американском обществе — началась эпоха сегрегации: темнокожее население США училось в отдельных школах, обедало в отдельных кафе, сидело на отдельных местах в общественном транспорте и в ряде штатов даже не имело возможности голосовать. Именно такой была ситуация в 1950-х: дискриминация и сегрегация. И тогда Соединенные Штаты еще не знали, что общество ждут кардинальные изменения, к которым не все еще были готовы.

Ходьба во имя свободы

Именно это и произошло: в заполненный автобус зашел белый пассажир, и водитель потребовал от афроамериканцев освободить ему место. Роза Паркс отказалась.

За неповиновение женщина была арестована и оштрафована на 10 долларов, плюс 4 доллара за судебные издержки. В день суда над Розой Паркс в Монгомери начался бойкот автобусных линий — темнокожее население города отказалось от использования автобусов в знак протеста против политики сегрегации. Протест не был спонтанным: его организовали местные активисты под руководством Эдгара Дэниэла Никсона, а лидером бойкота был выбран молодой пастор баптистской церкви Мартин Лютер Кинг-младший.

Изначально планировалось, что бойкот будет проводиться только в день суда над Розой Паркс, но акция затянулась и продолжалась больше года — 381 день. Многие афроамериканцы передвигались по городу пешком, некоторые использовали велосипеды и ездовых животных, владельцы машин подвозили соратников-пешеходов, а таксисты доставляли темнокожих до пункта назначения по автобусным тарифам.

На этом этапе организаторы бойкота не требовали отмены сегрегации, они предлагали компромисс: сохранить разделение мест, но занимать их в порядке очереди, то есть освободить темнокожих пассажиров от обязанности освобождать места для белых. Они надеялись, что городские власти согласятся.

Но городские власти не согласились: они начали штрафовать таксистов, берущих с пассажиров незначительные суммы, пытались дискредитировать лидеров бойкота, афроамериканцев задерживали за надуманные нарушения правил дорожного движения.

В 1950-х годах в Монтгомери афроамериканцы составляли около 70% пассажиров общественного транспорта, и с их потерей компании-перевозчики лишились значительной части дохода, но даже в таких условиях консервативная часть общества продолжала сопротивляться и отказывалась от возможных изменений.

Все решилось в 1956 году, когда федеральный суд Монтгомери признал сегрегацию в транспорте нарушением четырнадцатой поправки к конституции, которая гарантирует всем гражданам равные права и равную защиту. Власти города попытались оспорить решение в Верховном суде США, но тот поддержал низшую инстанцию. 21 декабря автобусы стали общим пространством для пассажиров всех рас.

Бойкот завершился, но борьба продолжалась: среди жителей города нашлись ярые противники интеграции, за решением суда последовала череда нападений. Так, в результате ночного обстрела автобусов пострадала беременная афроамериканка, а в январе 1957 года радикалы взорвали четыре церкви и дома выдающихся лидеров движения за равные права (в доме Кинга вновь обнаружили бомбу — ее удалось обезвредить). Ответственными за атаки оказались семь террористов из Ку-клукс-клана — группы сторонников превосходства белой расы.

Сидячие забастовки и рейды свободы

Эта акция положила начало сидячим забастовкам — за два месяца они охватили 55 городов в тринадцати штатах и из закусочных распространились на церкви, отели, библиотеки, пляжи и другие заведения.

Посвятивший свою жизнь борьбе за равенство, Кинг не мог не поддержать сидячие забастовки — и в октябре 1960 года вместе с тридцатью тремя студентами был арестован за демонстрацию против сегрегации в обеденном зале гипермаркета в Атланте.

И пусть все обвинения были сняты, Кинга все равно приговорили к исправительным работам на тюремной ферме — за срыв испытательного срока после нарушения правил дорожного движения, совершенного несколько месяцев назад. Освобождению активиста тогда поспособствовал, ни много ни мало, кандидат в президенты США от Демократической партии Джон Кеннеди — именно он через восемь дней после вмешательства в судьбу Кинга одержит победу на выборах и станет 35-м главой государства.

Масштабные сидячие забастовки за год привели к отмене сегрегации в предприятиях общепита в 150 городах южных штатов страны. Но этого было недостаточно.

В 1961 году появляется еще одна форма борьбы темнокожего населения за гражданские права — рейды свободы. Помните сегрегацию в автобусах? Инцидент в Монтгомери не положил ей конец, во многих городах южных штатов она сохранялась: для разных рас были разные остановки, разделение распространялось не только на городской, но и на рейсовый общественный транспорт. Чтобы привлечь к этом внимание, темнокожие и белые активисты отправляются в рейд из Вашингтона по южным штатам, бросая вызов устоявшимся порядкам самим фактом совместного путешествия в составе смешанной группы.

Когда автобус прибывает в Атланту, его встречает Мартин Лютер Кинг. Он советует: не нужно ехать в Алабаму. И его не слушают.

14 мая 1961 года активисты приезжают в город Аннистон, где на них нападают дважды: сначала толпа из 50 человек под руководством лидера Ку-клукс-клана громит автобус, используя трубы, биты и цепи. Местные полицейские не торопятся — они приезжают на место происшествия, когда нападение уже в самом разгаре, и вместо того, чтобы эвакуировать автобус в безопасное место, оставляют его на окраине города, где и происходит второй инцидент. Дождавшись отъезда полиции, другая вооруженная группа белых радикалов нападает на автобус и поджигает его — активистам с трудом удается спастись из горящего транспорта.

В результате эта акция не только способствует отказу от сегрегации в некоторых заведениях и транспорте, но и привлекает внимание широкой общественности к неравенству на юге страны. У движения за равные права и у самого Мартина Лютера Кинга становится все больше последователей.

Олбани и Бирмингем

В декабре 1961 года Мартин Лютер Кинг прибывает в город Олбани в штате Джорджия на помощь местному движению за гражданские права темнокожих — и терпит сокрушительное поражение.

Часть протестующих переходит к радикальным методам, вступая в прямые столкновения с полицией, что фактически развязывает руки правоохранительным органам и позволяет проводить все больше и больше арестов. За время кампании в Олбани около пяти процентов темнокожего населения города так или иначе оказываются в тюрьме, самого Кинга арестовывают трижды. Сегрегация сохраняется, местные власти ликуют.

Марш на Вашингтон

Демонстрации в Бирмингеме стали импульсом для организации массовой акции в столице США, кроме того, летом 1963 года президент Кеннеди направил в конгресс законопроект о мерах против дискриминации по расовому признаку — и обществу нужно было показать конгрессменам, что это закон необходимо принять.

В своем выступлении Кинг говорит о мечте — стране, где люди рождены равными, где о людях судят по делам, а не по цвету кожи. Он заявляет о вере в то, что даже самые консервативные южные штаты однажды изменят свою политику и даже там представители разных рас смогут жить в гармонии.

Эффект марша поражает. В 1964 году американский конгресс принимает закон о гражданских правах, признающий незаконность сегрегации и дискриминации по расовому признаку.

14 октября 1964 года Мартину Лютеру Кингу вручают Нобелевскую премию мира — на тот момент он становится самым молодым лауреатом этом премии.

Что было после марша на Вашингтон

Последнюю громкую публичную победу Кинг одерживает в знакомом нам штате Алабама: в 1965 году местный губернатор Джордж Уоллес отказывается регистрировать темнокожих граждан в качестве избирателей, что вызывает логичное недовольство.

После первого марша Кинг организовывает второй, и на этот раз лично становится во главе колонны. История повторяется: все там же, на мосту Эдмунда Петтуса, демонстранты сталкиваются с войсками — но конфронтации не происходит. Мартин Лютер Кинг вместо того, чтобы настаивать на продолжении шествия, призывает сторонников преклонить колени в молитве, а затем неожиданно разворачивает процессию. Такое решение стоит Кингу поддержки многих молодых радикалов, которые обвиняют его в излишней осторожности и подозревают в сговоре с властями.

Так или иначе, события в Алабаме выносят вопрос об избирательном праве темнокожего населения на уровень конгресса, и в том же 1965 году парламент принимает закон, запрещающий расовую дискриминацию при голосовании.

После этого Кинг обращает свое внимание на север страны: пусть там ситуация с гражданскими правами обстоит лучше, это не отменяет экономической дискриминации: афроамериканцы живут в гетто и трудятся на низкооплачиваемой работе, им приходится прибегать к противозаконным методам для решения насущных проблем.

На следующий день, 4 апреля, в 18.01 по местному времени Мартин Лютер Кинг будет смертельно ранен снайперской пулей на балконе мотеля Lorraine. 10 марта 1969 года белый мужчина Джеймс Эрл Рей признает себя виновным в убийстве и будет приговорен к 99 годам тюремного заключения; но сомнения в том, действительно ли Рей был убийцей, не утихают до сих пор.

4 апреля 1968 года в Мемфисе погиб самый знаменитый защитник прав темнокожих граждан США Мартин Лютер Кинг. Миссия легендарного проповедника не завершилась с его смертью. Движение за гражданские права, которое он возглавлял, смогло добиться значительного прогресса в борьбе с расовой сегрегацией. Как имя Кинга стало символом равноправия не только в Америке, но и во всём мире — в материале RT.

Расовая сегрегация

Движение за гражданские права зародилось в США в середине прошлого века. Несмотря на то что Гражданская война (1861—1865) завершилась за 90 лет до этого, расовое равноправие в Америке так и не установилось. У истоков формирования общества в Штатах стояли белые переселенцы из Европы, и все возможности в этом социуме были открыты именно для них.

Формально равенство декларировалось повсеместно, однако даже выходцы из неанглосаксонской среды долгое время подвергались в США некоторым ограничениям. Так, многочисленные иммигранты из Италии и Ирландии не имели реальных возможностей подняться по карьерной лестнице. Но в наиболее бесправном положении находилось чернокожее меньшинство.

После завершения Гражданской войны и эпохи Реконструкции Юга в рамках политики национального примирения и борьбы за голоса избирателей южные штаты США постепенно получили возможность законодательно ограничить права негров. Так появилась политика расовой сегрегации: белое большинство дистанцировалось от чернокожих во всех аспектах повседневной жизни. В итоге у выходцев с Чёрного континента были собственные школы, магазины, кафе, вагоны железной дороги и даже места в общественном транспорте.


Лидер нации: 240 лет назад Вермонт стал первым штатом, отменившим рабство

8 июля 1777 года штат Вермонт стал первым на территории США, отменившим рабство. Именно здесь была принята первая в Северной Америке.

Была ограничена даже возможность голосовать: право избирать и быть избранным тесно увязали с образовательным и имущественным цензом. Но здесь возникала сложность с голосованием белых бедняков, и тогда было принято решение, гласившее, что потомок избирателей не может лишиться избирательных прав. При этом каждому темнокожему американцу немедленно указывали на его место в обществе. Конечно же, такое социальное давление не могло не спровоцировать протесты, которые нарастали по мере того, как повышались уровень жизни и образования темнокожих.

Нельзя сказать, что до появления Движения за гражданские права общественное мнение было безразлично к проблемам меньшинства. Ещё в 1909 году была основана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация вела активную пропаганду против сегрегации и лоббировала интересы расовых меньшинств. Мартин Лютер Кинг — самый известный борец за права чернокожих в истории США — вступил в её ряды ещё в юности.

Начало карьеры

Кинг родился в 1929 году в семье, которая по американским меркам того времени достигла почти максимально возможного для чернокожих успеха в обществе. Его отец служил пастором баптистской церкви, прихожанами которой были наиболее обеспеченные чернокожие жители Атланты.

Мартин Лютер Кинг получил хорошее образование, окончив колледж в 1948 году. Ещё во время студенчества он получил рукоположение в священный сан, хотя до этого не раз отрицал церковные догматы и считал себя религиозным скептиком.

Однако церковная карьера была наиболее подходящей для сына священника, поэтому Кинг продолжил образование в духовной семинарии, по окончании которой стал бакалавром теологии. Позднее ему была присуждена докторская степень.

В 1954 году Кинг переехал на юг — в город Монтгомери. Именно здесь зародилось Движение за гражданские права, а Кинг стал его идейным вдохновителем.

Лидер меньшинства

Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.

Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.

Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.

Смерть проповедника

К 1968 году Мартин Лютер Кинг был одним из самых влиятельных политиков США. Он стал безусловным харизматичным лидером для многочисленного чернокожего населения Соединённых Штатов. К этому времени влияние консерваторов на Юге уже свелось к нулю, а либеральная администрация президента Джонсона полным ходом демонтировала систему сегрегации.

Несмотря на то что у Кинга было множество врагов, положение его было таково, что наладить с ним дружеские отношения стремились самые влиятельные люди США. Отчасти поэтому убийство Кинга стало одним из самых резонансных в американской истории.

Спустя три месяца после покушения лондонская полиция задержала американца Джеймса Эрла Рея с фальшивыми документами. После ареста он сознался в преступлении и был выслан в США. Экспертиза отпечатков пальцев показала, что убийцей Кинга был именно Рей.

Версии преступления

Убийство Кинга вызвало широкий общественный резонанс: по стране прокатились волнения, затронувшие 110 городов. А после того как был вынесен приговор Джеймсу Эрлу Рею, появилось множество версий и мотивов преступления, во многих из них убийца Кинга фигурировал исключительно как исполнитель.

Однако ряд экспертов считают эту историю сомнительной. Ведь после того как Рей подписал чистосердечное признание, он отказался от своих слов и всю жизнь отрицал, что убил Кинга. Скепсис подкрепляет и тот факт, что преступник бросил ружьё с отпечатками своих пальцев на месте преступления. Историки указывают и на то, что баллистическая экспертиза оружия была проведена с большим опозданием, а её результаты до сих пор признаются сомнительными. К тому же Джеймс Эрл Рей был выходцем из бедной семьи, его несколько раз судили за кражи, и на момент покушения на Мартина Лютера Кинга у него могло не быть достаточных ресурсов, чтобы самому организовать преступление.

В столице американского штата Джорджия тысячи демонстрантов заблокировали движение на автомобильном мосту в ходе акции протеста против.

Всё это породило версию и причастности к убийству ФБР. Сторонники этой теории считают, что Мартин Лютер Кинг слишком мешал американским политикам, его влияние было чрезмерным, и он вполне мог серьёзно повлиять на исход выборов. Кроме того, консерваторы из американских спецслужб полагали, что смерть лидера темнокожих американцев приведёт к спаду Движения за гражданские права, а это позволит сторонникам сегрегации взять реванш.

Говорилось о контактах Рея с неким Раулем, который помог ему достать оружие и склонил к преступлению. Факт слежки за Кингом подтвердило ФБР, однако неопровержимых доказательств причастности спецслужб к его смерти так и не нашли.

Эффект Кинга

Несмотря на гибель духовного лидера, Движение за гражданские права не утратило своих позиций. Борьба с расовой сегрегацией продолжилась, а в последние тридцать лет национальные меньшинства и вовсе получили ряд социальных преференций в качестве компенсации за столетия угнетения.

Мартин Лютер Кинг получил государственное признание. В США с 1986 года на самом высоком уровне празднуется День памяти Кинга. Именем легендарного проповедника названо множество улиц, площадей, учебных заведений, библиотек и больниц по всей стране. Речи Кинга стали образцом американского ораторского искусства, их изучают в колледжах и университетах.

Эксперты признают, что деятельность Кинга действительно создала новую реальность, однако при этом они отмечают, что современная Америка не стала менее противоречивой, чем была 50 лет назад, просто изменился характер противоречий.

4 апреля 2018 года исполняется 50 со дня убийства выдающегося американского общественного деятеля, борца за права чернокожего населения Мартина Лютера Кинга (1929 — 1968).

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года городе Атланта в южном штате Джорджия в семье баптистского пастора. Мальчик выбрал отцовскую профессию. С 18 лет Мартин начал помогать отцу во время богослужений. Он окончил колледж и духовную семинарию и в 1955 году стал доктором теологии. В 1954 году он стал баптистским пастором в городе Монтгомери штат Алабама. Большую часть прихожан составляли афроамериканцы. Вскоре Мартин Лютер Кинг прославился, как блестящий проповедник и блестящий оратор, поднимающий в своих выступлениях острые жизненные проблемы. Прежде всего, проблему расовой дискриминации.

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг

После Гражданской войны 1861-1865 годов в США на федеральном уровне были приняты Законы, защищающие права негритянского населения. Но в США, где каждый штат имели право издавать местные законы, началось наступление на эти права.

В 1890 году в штате Луизиана был принят местный закон о расовой сегрегации. Сначала на железной дороге, а затем и в других сферах. Негритянские дети не могли учиться в одних школах с белыми детьми, молодые афроамериканцы не могли учиться в одних ВУЗах с белыми. В общественном транспорте лучшие места отводились только для белых. Во многих ресторанах и закусочных негров просто не обслуживали. И, что существенно, шансов получить хорошую работу у афроамериканцев было значительно меньше, чем у белых.

Вскоре подобные Законы были приняты и в других южных штатах.

На федеральном уровне расовая дискриминация в южных штатах была узаконена принятым в 1896 году Верховным судом США решением по делу Плесси против Фергюссона. Житель Луизианы Гомер Плесси, одна из прабабушек которого была негритянкой (прадедушки и остальные прабабушки были белыми), сел в вагон поезда, предназначенный только для белых. За что был подвергнут кратковременному аресту. После этого Г. Плесси подал суд на власти штата Луизиана, обвинив их в нарушении Конституции США, предполагающей равенство всех граждан перед законом. Дело дошло до Верховного суда, который вынес постановление о том, что никакого нарушения Конституции нет.


Близкое знакомство с расовой дискриминацией в США привело молодого священнослужителя к выводу об её принципиальной несовместимости с христианской религией. В середине 1940-х годов Мартин Лютер Кинг вступил в Национальную организацию прогресса цветного населения. Эта организация была создана в 1909 году группой противников расовой дискриминации. В её состав входили как негры, так и белые. Одним из её создателей был выдающийся негритянский общественный деятель Уильям Дюбуа (1868 — 1963).

В том же 1955 году М.Л. Кинг организовал свою первую массовую акцию против расовой сегрегации. Поводом для неё стал поступок швеи-мулатки Розы Паркс (1913 — 2005), которая отказалась уступить место в автобусе белому человеку, за что была оштрафована. Тогда Мартин Лютер Кинг призвал к бойкоту автобусов в городе Монтгомери, где произошел этот инцидент. Негритянское население стало ходить на работу пешком и отказалось пользоваться автобусами. Бойкот продолжался 381 день. В конце концов Верховный суд США вынес постановление, согласно которому дискриминация небелого населения при пользовании общественным транспортом было признано нарушением Конституции США.

В конце 1950-х годов в США развернулась борьба за предоставление афроамериканцев возможности получить хорошее образование в школах и ВУЗах только для белых.

В 1960 году под давлением левой общественности, поддержанной Федеральными властями в городе Новом Орлеане (штат Луизиана) 6 девочек были приняты в школу для белых. Пятеро из них из страха перед возможными последствиями отказались там учиться и в школу пошла только одна девочка Руби Бриджес (род. 1954). Однако, по распоряжению губернатора штата полиция не пустила девочку в школу. Так же, как и дети из Арканзаса, Руби стала ходить в школу под охраной.

А в 1962 году в университет штата Миссисипи, предназначенный только для белых, поступил афроамериканец Джеймс Мередит (род. 1933). Он также был вынужден ходить на занятия под охраной.

Во всех этих событиях Мартин Люьер Кинг принимал самое активное участие.

Арест Мартина Лютера Кинга во время демонстрации (1963 год)

Арест Мартина Лютера Кинга во время демонстрации (1963 год)

В 1964 году в США был принят Закон о гражданских правах, отменяющий расовую дискриминацию. В том же 1964 году Мартин Лютер Кинг был удостоен Нобелевской премии мира.

В конце концов и М. Икс и Х. Ньютон были убиты, но, по-видимому, не белыми расистами, а членами конкурирующих организаций.

Были существенные расхождения и по поводу будущего негритянского населения. По мнению таких негритянских деятелей, как Уильям Дюбуа (1868 — 1963) и Маркус Гарви (1887 -1940) афроамериканцы должны замкнуться в себе, как можно меньше контактировать с белыми и, в перспективе, вернуться на Родину в Африку. Маркус Гарви решительно осуждал межрасовые браки, в чем нашел общий язык с такой организацией, как Ку Клукс-клан.

Большая группа расистски настроенных жителей Литл-Рока, штат Арканзас с лозунгами

В отличие от этих деятелей М.Л. Кинг считал, что негритянское население должно оставаться в США и, в перспективе, найти общий язык с белыми. Поскольку Родина у них общая.

В 1961 году М.Л. Кинг выдвинул идею обеспечения всех граждан США гарантированным основным доходом. По его мнению, такая мера могла решить проблему бедности.

Идея о том, что каждый житель страны должен получать от государства денежную сумму вне зависимости от его работы и доходов впервые была высказана Томасом Мором (1478 — 1535). Позже эту идею выдвигал идеолог американской революции Томас Пейн (1737 — 1809).

К этой идее вернулись в начале 21 века. В 2016 году в странах Европы был проведен опрос о целесообразности введения гарантированного основного дохода. За его введение высказалось 64% населения. И лишь 4% опрашиваемых заявило о том, что после введения такого дохода они бросят работу. В 2017 году Финляндия стала первой в мире страной, где каждый гражданин получает от государства выплаты просто за то, что он – гражданин страны.

В 1967 году М.Л. Кинг активно выступал и против войны во Вьетнаме.

Убийство выдающегося негритянского лидера вызвало глубокое возмущение и в США и за их пределами. По стране прокатились массовые волнения, на подавление которых были брошены около 70 тысяч солдат.

По обвинению в убийстве М.Л. Кинга был арестован некто Джеймс Эрл Рей (1928 — 1998), мелкий уголовник, ранее неоднократно судимый за кражи. Считалось, что никаких сообщников и, тем более, заказчиков убийства у него не было. Суд приговорил Рея к 99 годам тюремного заключения и остаток свой жизни он провел в тюрьме. Впрочем, многие в США, в том числе и члены семьи М.Л. Кинга в официальную версию не верят.

Как известно, Соединенные Штаты Америки имеют богатую традицию политических убийств. Были убиты 4 американских президента (Авраам Линкольн (1809 — 1865), Джеймс Гарфилд (1831 — 1881), Уильям Мак Кинли (1843 – 1901), Джон Кеннеди (1917 — 1963)) и ряд крупных государственных деятелей (Хьюи Лонг (1897 — 1935), Роберт Кеннеди (1925 – 1968) и другие). В этот список логично укладывается и убийство М.Л. Кинга.

Фоторафия с одного из антирасистских протестов в США. Наши дни.

Фоторафия с одного из антирасистских протестов в США. Наши дни.

Дело Мартина Лютера Кинга продолжила его жена Коретта Кинг (1927 — 2006). А затем и сын, которого тоже назвали Мартин Лютер (род. 1957).

В 2004 году Мартин Лютер Кинг был посмертно награжден высшей наградой США – Золотой медалью конгресса.

За 50 лет после гибели Мартина Лютера Кинга положение афроамериканцев в США существенно изменилось к лучшему. У них появились возможности для получения хорошего образования и хорошей работы. В 2009 году впервые за всю историю президентом США был избран сын негра из Кении и белой женщины. Все это – результат многолетней борьбы, одним из лидеров которой был Мартин Лютер Кинг.

С.В. Багоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

15 января 1929 года в Атланте родился один из самых известных и влиятельных афроамериканцев и активистов в истории — Мартин Лютер Кинг, убитый в апреле 1968 года. Кинг создал и возглавил Движение за гражданские права чернокожих в США, став символом прогрессивной Америки и равенства. В память о Кинге Buro. вспоминает, с какими притеснениями приходилось иметь дело афроамериканцам во времена его жизни и как он отстаивал их права.

90 лет Мартину Лютеру Кингу: как относились к афроамериканцам во времена жизни великого активиста (фото 1)

В 1950-е Кинг, уже будучи пастором, возглавил мирные протесты против притеснений афроамериканцев. Кинга помнят как идеолога ненасильственного сопротивления, призывавшего не отвечать насилием на насилие, талантливого организатора и запоминающегося оратора, убедительность речей которого во многом способствовала росту Движения за права афроамериканцев. В 1964 году Кинг получил Нобелевскую премию мира за противостояние расизму. В США Кинг стал символом прогрессивного мышления, борьбы за равноправие и иконической фигурой для чернокожего населения страны.

90 лет Мартину Лютеру Кингу: как относились к афроамериканцам во времена жизни великого активиста (фото 2)

90 лет Мартину Лютеру Кингу: как относились к афроамериканцам во времена жизни великого активиста (фото 3)

Ограничение избирательного права

С 1861 по 1865 год США разрывала на две части гражданская война между рабовладельческим Югом (всего 11 штатов) и нерабовладельческим Севером (порядка двух дюжин штатов). Рабство было одной из причин этой войны, и вскоре после победы Севера в Конституцию внесли XV поправку, которая давала чернокожим мужчинам право голосовать на выборах, но в США все штаты достаточно независимы друг от друга и могут сами принимать свои законы, чем и воспользовался ряд консервативных южных штатов, ограничив избирательные права афроамериканцев (а также индейцев) на своей территории.

Суды Линча

Суд Линча — это казнь человека через повешение по обвинению в преступлении, но без суда и следствия руками толпы, что чревато невинными жертвами. Чаще всего такие суды совершались над чернокожими американцами, потому что среди значительной части белого населения США, особенно на консервативном юге, считалось, что африканское происхождение заведомо говорит о злодейской натуре человека. Считается, что последний суд Линча над афроамериканцем в США случился в 1981 году в Алабаме, менее 50 лет назад, но и после этого в стране случались бессмысленные жестокие убийства темнокожих белыми на основе расовой ненависти.

В самом начале XX века в США многие уже осуждали суды Линча, но тем не менее в это же время стали распространяться открытки с изображениями жертв этих судов и радостных линчевателей рядом с повешенным. Эти открытки отправляли родственникам с веселыми комментариями относительно изображения. В 1908 году такие открытки запретили, но их продолжали нелегально печатать еще два десятка лет.

Взяв на вооружение тактику ненасильственного сопротивления, лидер движения за права темнокожих Мартин Лютер Кинг до неузнаваемости изменил американское общество.

Мартин Лютер Кинг вырос в состоятельной и глубоко религиозной семье. Глава семейства был священником, а мать активно вела в церкви общественные работы. Несмотря на семейное благополучие, за стенами дома родители не могли защитить ребёнка от мерзкой реальности, которая угнетала всех чернокожих людей. Общество, в котором они жили, было насквозь пропитано расизмом.

Позже он поступил в колледж Морхауз, где занял второе место по красноречию. В его ораторской манере не было набожности и ополчения на грех, которая была свойственна риторам старой школы. В колледже Мартин Кинг начал в полной мере исследовать расовые проблемы. Он вступил в совет по связям между колледжами, который состоял из представителей как белых, так и негритянских учебных заведений. Дух сотрудничества этой организации убедил его, что среди белых есть те, кто готов оказать поддержку афроамериканцам.

Мартин Лютер Кинг.

В 1947 году он был рукоположен в духовный сан, и стал помощником пастора в Баптистской церкви. Однажды один из его друзей поделился с ним мыслями, которые очень запомнились Мартину Кингу. Он сказал, что священник должен быть современным, образованным, открытым миру человеком, которого больше захватывает сегодняшняя борьба добра со злом на земле, нежели желание найти в вере некое грядущее после жизни убежище, в котором можно спастись от всех мирских бед.

Мартин Лютер Кинг во время выступления.

В поддержку бастующих рабочих, 28 марта 1968 года, в Мемфисе была организована еще одна демонстрация Кинга. Там он произнёс свою последнюю вдохновляющую речь. Через день, на балконе в мемфисском отеле, он был смертельно ранен снайпером.

В 1968 году Конгресс принял Закон о запрещении дискриминации в жилищной сфере, который прекратил дискриминацию при покупке и аренде жилья.

Читайте также: