Лядов баба яга доклад

Обновлено: 19.05.2024

Обучение сочинению-описанию по методике Г. Б. Вершининой с использованием музыкальной композиции и мультимедийного урока к теме.

ВложениеРазмер
sochinenie-opisanie_baby-yagi.doc 63 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

Творческий проект использования слайдов по данной теме.

Выполнила Егорова С.Н.

Учитель русского языка и литературы

Новокузнецк 2011 г.

Обучение сочинению-описанию по методике Г. Б. Вершининой с использованием музыкальной композиции и мультимедийного урока к теме.

5 класс. Описание предмета.

6 класс. Описание природы.

Описание одежды, костюма.

7 класс. Описание общего вида местности.

Описание действий (трудовых процессов, спорт).

8 класс. Описание внешности человека.

Основными этапами работы являются: словарная работа, индивидуальная работа учащихся в виде опережающего творческого задания, беседа по текстам художественной литературы, прослушивания музыкальной композиции с последующим разбором, подбор языкового материала при обогащении речи учащихся, работа над средствами связи в тексте.

Время требует работы в инновационном режиме. Таким образом, мною был разработан урок использования слайдов по теме. (Диск мультимедийного урока прилагается).

Мультимедийный урок позволяет представить информацию в виде комбинации звука, графики, мультипликации.

Компьютерные слайды проецируются на экране. Демонстрация слайдов экономит время, упрощает работу учителя. Эффективность такой работы неоспорима, так как включены все виды памяти, зрительная, слуховая особенно.

Слайды № 3 – 6 для работы с учащимися по вопросам к теме.

Слайд № 7 (работа над образом Бабы-Яги после прослушивания музыкальной композиции Л. Лядова).

Слайды № 8 – 14 (подбор языкового материала по темам: сказочный лес, поляна, избушка, небо, Баба-Яга).

Слайд № 15 (предлагается на выбор одна из ролей для учащегося при написании сочинения).

Слайд № 16, 17 (рисунки детей, изображающие сказочную героиню).

Цель: Формирование коммуникативных умений. Научить школьников применять уже имеющиеся у них умения в новой ситуации речевого творчества при написании сочинения на данную тему.

Задачи: 1. Обучающие.

1. Воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.

2. Воспитание художественного и эстетического вкуса к языку (в процессе чтения и обсуждения художественного произведения).

3. Воспитание аккуратности, трудолюбия. Формирование интереса к предмету.

1. Развитие творческих и речевых способностей (с помощью реализации межпредметных связей между русским языком и музыкой).

2. Развитие творческого начала, эмоциональной чуткости, творческой фантазии, воображения.

Оборудование : Компьютерная техника, диск слайдов к уроку, художественные тексты русских народных сказок.

Обогащение речи учащихся и работа над средствами связи в тексте

Подбор слов на тему, работа над эпитетами, сравнениями, метафорами.

Тематическая группа слов

  1. Организационный момент.
  2. Работа по вопросам темы. (Словарная работа.)
  3. Слово учителя.
  4. Индивидуальная работа учащихся.
  5. Прослушивание музыкального произведения.
  6. Беседа (обмен впечатлениями).
  7. Подбор языкового материала. Группировка по микротемам.
  8. Беседа по сочинению ученика.
  9. Прослушивание музыкальной композиции.
  10. Сочинение.

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию.

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сказочной героини Бабы-Яги. Вы услышите прекрасную музыку, которая перенесет вас в сказочный лес, где обитает эта хозяйка леса.

Цель: подготовка и написание сочинения на заданную тему.

- Прослушаем музыку и выясним, совпадает ли ваше художественное видение этого образа с музыкальным.

- Наберем языковой материал для написания сочинения.

СЛАЙДЫ № 3, № 4, № 5, № 6.

2. Работа по вопросам темы. ( Словарная работа.)

- На какие три жанровые разновидности мы делим сказки?

- В каких из этих трех мы встречаем образ Бабы-Яги?

- Каких героев волшебных сказок вы помните еще?

- Вспомните и назовите сказки, где одним из героев является Баба-Яга?

- Какова Баба-Яга в сказках?

3. Слово учителя.

Баба-Яга – хозяйка леса, лесных зверей. Этот образ ведет к представлениям первобытных людей, которые одушевляли, очеловечивали все стихии, все силы природы.

Баба-Яга - обычно злая, жестокая людоедка, мстительная колдунья. Мстит она за убийство своих детей (ее дети – змеи). Она худощавая, страшная, горбатая, одноглазая старуха с костяной ногой. Волосы торчат в разные стороны, редкие, нечесаные, иногда слепые глаза, без зрачков. Она от злости зубами скрепит, посвистывает, покрикивает. Цвет лица зеленовато – коричневый. Ведь она – мертвец. Говорит: «Фу-фу! Русским духом пахнет! Она чувствует запах человека и это ее раздражает.

А изначально Баба-Яга была берегиней, хранительницей рода и традиций, детей и околодомного пространства. Затем ее роль изменилась.

Живет она в темном лесу, в избушке на курьих ножках или в подземелье. Это не простая избушка – она стоит на границе мира обычного и необычного, волшебного мира (когда-то царства мертвых). Стоит избушка к тебе задом – она смотрит в волшебное царство, повернулась передом – находится в твоем обычном мире. Лишь через двери этой избушки и можно попасть в другой мир.

Баба-Яга – посредник между земным и подземным мирами. Помогает герою пройти через царство мертвых, дает клубок, который указывает дорогу, дубинку, шапку-невидимку, скатерть- самобранку .

4. Индивидуальная работа учащихся (дополнительный материал к теме).

5. Прослушивание музыкального произведения.

Сейчас вы услышите композицию Анатолия Константиновича Лядова. Он особенно любил волшебные сказки, писал и исполнял сказочную музыку. Есть у него пьеса о кикиморе, которая живет у кота Баюна, слушает его сказки, песни, капризничает, наводит беспорядки в сказочном лесу. А другая пьеса приводит нас на берег колдовского озера, из которого в полночь выходит нечистая сила.

Мы сейчас встретимся с Бабой-Ягой. Будьте внимательны, чтобы не упустить ни одного музыкального события, постарайтесь понять, что рассказывает сказка Лядова?

Постарайтесь представить себе лес, где происходит ваша встреча.

Обратите внимание на вопросы .

- Опишите место действия.

- Что произошло в лесу?

- Какой рисует Бабу-Ягу Лядов?

- Какое у нее настроение, характер?

- Чем она занимается?

- Каково ее лицо, фигура, одежда?

- Обрисуйте словесно предметы, которыми она пользуется.

6. Беседа после прослушивания музыкальной композиции (обмен впечатлениями).

СЛАЙДЫ С № 8 ПО № 14.

Сказочный лес : таинственный, странный, заколдованный, мрачный, пугающий…

Деревья в лесу : скрипучие, ветхие, древние, замшелые, с сухими почерневшими ветвями…

а) ели : старухи и старики, с пожелтевшей хвоей, огромными лапами…

б ) дубы : столетние, могучие, огромные, вековые…

в) сосны : рыцари-великаны, как погасшие свечки…

Поляна : таинственная, сказочная, заросшая травами и цветами, обласканная солнцем, скрытая от людского глаза…

Небо : звездное, темное, бездонное…

Птицы: совы, филины мудрые…

Избушка : покосившаяся, с маленьким окошком, кособокой дверью…

1.Фигура: сгорбленная, безобразная…

2 . Лицо : ссохшееся, уродливое, злое, жестокое…

3 . Глаза : буравчики, совиные, хитрые, сверкающие…

4. Нос: крючковатый, с бородавками…

5. Одежда : старая, выцветшая.

Предметы : ступа, метла.

Будет прекрасно, если вы в своих сочинениях будете использовать олицетворения, метафоры, сравнения.

Выберете одну из ролей, расскажите с ее позиции о музыке А. Лядова.

Журналист (интервью с Бабой-Ягой).

Постановщик танца (действия, движения).

Бутафор (человек, готовящий предметы, чем пользуется Баба-Яга).

Беседа по сочинению ученика.

Звуки музыки уносят меня в волшебный, дремучий, таинственный лес, окутанный туманом. Он кажется непроходимым. Вокруг меня встают скрипучие и ветхие деревья. Они кажутся живыми существами, готовыми схватить в любую минуту своими сухими и почерневшими ветками. Рыцари-великаны, покрытые мхом и плесенью, гудят так, что хочется убежать, спрятаться, скрыться от любого взгляда.

Небо темное бездонное, не видно ни луны, ни звезд.

Звуки музыки затихают, не предвещая ничего хорошего. И вдруг в глубине леса я вижу поляну с пожухлой травой, заросшую невиданными цветами.

На поляне стоит избушка на курьих ножках, а вокруг забор из костей с человечьими черепами. Изба маленькая, но чудная, из стороны в сторону качается, кругом поворачивается, кряхтит, скрепит, пыхтит да сопит. Вхожу в нее, забывая страх, жутко, но любопытно. На стенах пучки неизвестных трав, паутина по углам. Изба пуста, а в русской печи теплится огонь.

Тут звуки музыки постепенно становятся все громче и громче, и мне кажется, что это сама Баба-Яга летит в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. И как только эта сгорбленная и злая старушка ворвалась в избу, пламя в печи сильно вспыхнуло и разгорелось ярким огнем. Меня она не заметила, так как я успела притаиться за лавкой. Баба-Яга быстро взяла котел и начала кружиться над ним, бросая разные травы, коренья. Я обратила внимание на ее лицо, оно было бледно – зеленого цвета. Впалые глаза лукаво сверкали.

деления на фон и рельеф - нет! всё фон и всё рельеф. тем самым предвосхищает совершенно иные типы тематизма, что возникнут в 20 веке.

Жанр: картинка к русской народной сказке для большого оркестра.

Состав орксстра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ксилофон, тарелки, большой барабан, струнные.

Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела.

И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Тема Бабы-Яги – угловатая, причудливая, резко акцентированная тема в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком:

Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром. Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток.

Кульминационные моменты построены на встречном движении хроматической гаммы и звукоряда тон—тон—полутон-полутон; в основе восходящего движения басов лежит цело-тонная гамма, усложненная проходящими хроматическими звуками:

Снова вступает тема Бабы-Яги.

Но вот рассеивается и затихает звучность: Баба-Яга пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.

Образец реалистического творчества позднего Лядова.

№2. Коляда-Маляда (эпический жанр). В основу этой части взято два различных колядных напева).

№5. Былина о птицах (эпический жанр). Соединение эпического начала, юмора и элемента фантастики. Темой здесь служит короткая попевка из трех звуков в объеме малой терции.

№7. Плясовая . Орнаментальное варьирование напева в народно-инструментальной импровизационной манере. Струнные играют pizzicato в подражание народным щипковым инструментам, малая флейта, вызывающая ассоциацию с народным духовым инструментом, варьирует плясовой напев, сопровождаемый бубном

№8. Хоровод . Яркая жанровая картинка народного праздничного веселья, выполняющая функцию финала. Развитие темы в этой части наиболее разнообразно и свободно. Здесь сочетаются вариационный и разработочный принципы, образуя в целом трехчастную форму. В итоге все выразительные средства: ладово-гармонические, фактурные, оркестрово-тембровые, так же как и различные приемы развития (преимущественно вариационные) — подчинены максимально яркому выявлению образного содержания и жанровых особенностей народных напевов.

Жанр: сказочная картинка

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, челеста, большой барабан, арфа, струнные.

Премьера: 1909, в одном из концертов симфонического собрания под управлением Н. Черепнина. Точная дата премьеры не установлена. Рецензия на концерт появилась 26 февраля 1909 года.

Своеобразная трехчастная форма; крайние разделы ее (особенно реприза) выдержаны в тональности Ре-бемоль мажор и содержат сходные мотивы, заменяющие собой тему. В репризе эти мотивы соединяются в довольно длинное построение, лишенное, однако, яркой экспрессии и широкого мелодического дыхания.

Первые такты — одинокий звук у струнных басов на фоне чуть слышного тремоло литавр. На него наслаивается квинта, создающая впечатление глубины. Подобно легкой ряби на неподвижной воде, начинается колышущееся движение засурдиненных скрипок. Далее возникают мельчайшие мелодические мотивы, арпеджио арфы, трели и флажолеты скрипок, хрустальные звуки временами вступающей челесты — тончайшие оркестровые краски в сочетании с пряной альтерированной гармонией. Так постепенно разворачивается тончайшая звукопись, создающая картину затерянного в лесной глуши озерного зеркала. Временами появляются более оформленные, индивидуализированные мелодические образования, но растворяются в общем колышущемся фоне. Развития как такового нет, как нет и четко выраженного тематизма. Все завершается, как и начиналось, глубоким пианиссимо струнных и тремоло литавр.

Особенно поэтичен и тонко-живописен эпизод, где арфа с челестой накладываются на дрожащую движущуюся гармонию разделенных скрипок, создавая картину ночного неба в легкой облачной дымке, сквозь которую временами проглядывают звезды:

Жанр: народное сказание для оркестра (1909)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

Премьера: 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

Вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

Характеристика этого злобного уродливого существа дана в остро ритмованной хроматической теме, пронзительно звучащей у флейты пикколо:

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Тема Кикиморы появляется в медленном вступлении, рисующем таинственную и волшебную обстановку детства Кикиморы. Причудливо-загадочный колорит здесь создается за-сурдиненной звучностью струнных, закрытых валторн и труб, глуховатой и темной окраской басового кларнета с фаготами Впечатление скованности и необычности усиливается харак терной гармонизацией во всем вступлении господствует тоническое трезвучие, окружаемое хроматическими гармониями, неизменно сползающими к тонике:

Этот гармонический принцип положен в основу эпизода,, рисующего хрустальчатую колыбельку: аккорды челесты, фантастично блещущие и холодные по колориту, опираются на неизменную тонику ми-минора:

Мелодия колыбельной также строится на тоническом трезвучии: ей свойственно упорное тяготение к звуку ми, подчеркиваемом двукратной интонацией соль-ми, соль-ми.

Полной статике и волшебной «оцепенелости вступления резко контрастирует основной — быстрый раздел, активный и динамический по своему характеру. Он основан на главных тематических элементах вступления. Среди мелькания острых гармоний, энергичных ритмических рисунков и эпизодических коротких мотивов выделяется тема Кикиморы, пронизывающая своими хроматическими интонациями всю музыкальную ткань.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентацию включены яркие и красочные иллюстрации к музыкальному произведению.

Фольклор в музыке русских композиторов

Фольклор в музыке русских композиторов

Программная музыка

Программная музыка

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.

Лядов Анатолий Константинович Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Лядов Анатолий Константинович

Время создания: 1904 год.

Период: Романтизм.

Произведение посвящено Владимиру Стасову, музыкальному критику и историку искусств.

История создания

История создания

Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.

Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.

Сюжет

По сюжету произведение представляет собой полет Бабы-Яги, данный в непрерывном ритмическом движении и постепенно набирающим силу. Гротесковость и ирреальность придает музыке низкий тембр фагота, сменяемый звучанием бас-кларнета, а струнные словно подхлестывают этот полет. Быстрый ритм создает ощущение скорости: вот с шумом и свистом пронеслась Баба-Яга — и исчезла.

Инструменты Инструменты: оркестр, пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский горн, 2 кларнета , бас кларнет , 2 фагота, контрафагот/4 горна , 2 трубы , 3 тромбона, туба/литавры, перкуссия (тарелки, бас-барабан), струнные.

Инструменты

Инструменты: оркестр, пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский горн, 2 кларнета , бас кларнет , 2 фагота, контрафагот/4 горна , 2 трубы , 3 тромбона, туба/литавры, перкуссия (тарелки, бас-барабан), струнные.

Премьера

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 5 классе

Цель урока:

Узнать какими средствами и способами (особенности музыкального языка, выбор жанра, музыкальных инструментов) композиторы достигают создание музыкального портрета сказочного персонажа.

Задачи:

Образовательная : Показать, как виды искусства способны вызывать в нашем воображении зрительные образы сказочных героев.

формировать понятия: вид искусства, язык искусства, контраст, миниатюра;

Развивающая: развивать внимание, мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление учащихся.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, благодаря интеграции знаний из области литературы и живописи в музыкальную область, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

Ученик получит возможность совершенствования художественного вкуса, благодаря прослушиванию лучших образцов русской классической музыки 19 века.

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать музыку, следить за её развитием, выявлять средства музыкальной выразительности, используемые композитором для воплощения художественного образа; отличать музыку инструментальную (для одного инструмента) от музыки симфонической; определять форму и жанр произведения; осмыслять специфику музыки, ИЗО и литературы как видов искусства.

Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными, художественными и литературными произведениями различных жанров и видов искусства.

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: н аучится транслировать музыку через жесты; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные : научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.

Понятийный аппарат:

Жанр, вид искусства, язык искусства, образ, музыкальные средства выразительности (музыкальный язык), контраст, миниатюра.

Оборудование:

Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальный центр, диски, задания группам, карточки для анализа музыкального произведения

Музыкальный материал

Виды деятельности

Свободное дирижирование, движение под музыку (трансляция музыки через жесты), слушание музыки, анализ музыкального произведения.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая .

Тип уроков

Урок изучения и закрепления новых знаний

Организационный блок ( 2 мин)

- музыкальные средства выразительности, мелодия, ритм, метр, регистр,гармония и т.д

Мотивационный блок (8 мин)

А как вы думаете, о чём повествует нам великий литературный классик? (О сказках и сказочных героях.)

Как он это делает, при помощи чего? ( При помощи слов и красивых словосочетаний, и спользуя рифму.)

Вы обратили внимание, при просмотре видеофильма, как художник изобразил сказочных персонажей? ( Ярко, красочно, выразительно, интересно, захватывающе)

А чем художник пользовался ? (Красками)

Учитель. Ребята, посовещайтесь в группах и подумайте:

способна ли музыка раскрыть также, как живопись и литература, образ и характер сказочного героя?;

какая задача, в этом случае, стоит перед композитором?

Версии групп:

Вопрос №1 : Да, музыка способна интересно и увлекательно раскрыть художественный образ сказочного персонажа.

Вопрос №2: Каждый композитор решает данную проблему индивидуально: кто-то раскрывает внутренний мир персонажа, то есть рисует портрет характера героя; кто-то обрисовывает его среду обитания; а кто-то из композиторов музыкой рассказывает целые истории, связанные с этим персонажем.

Учитель : Рассуждая, мы с вами пришли к выводу, ребята, что портреты сказочных персонажей можно найти в разных видах искусства. Но везде создатели этих героев представляют нам их по-разному, используя разные средства и способы.

Давайте в таком случае, порассуждаем и назовём тему урока.

Ученики : Каждая группа выдвигает свою версию, вместе выбираем лучшую.

- Сказочные герои в музыке, ИЗО и литературе;

- Музыкальный портрет сказочных персонажей;

- Музыка и сказка.

Учитель: Я думаю, что теперь тему урока мы сможем сформулировать вместе.

Учитель: Добавлю, что в ходе урока мы будем обращать внимание на то, как сказочных героев изображают в своих произведениях художники и литераторы.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь .

Каждый композитор решает проблему создания музыкального портрета сказочного героя своим способом. Выбор жанра, сюжета и музыкальных красок у каждого сочинителя музыки происходит индивидуально. Давайте определим главный вопрос нашего урока.

(Учитель предлагает рабочим группам подумать и назвать свой главный вопрос урока.)

Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): Какими средствами и способами разные композиторы создают портрет сказочного персонажа?

Информационный блок (12 мин)

Учитель: Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с творчеством русского композитора 2-й половины 19 века начала 20 века А.К.Лядов (на доске портрет). Но сначала узнаем немного о А.К. Лядове.

Учитель предлагает каждой группе обратиться к свободной энциклопедии Википедия и ознакомиться с краткой информацией. Задание – выписать годы жизни и основные произведения, жанры:

Учитель. Вы молодцы! Хорошо потрудились. Но всё-таки вернёмся к главному вопросу урока: как представленные композиторы изображают сказочных персонажей.

Попробуйте угадать, о какой сказочной героини мы будем сегодня говорить.

Она чаще всех встречается героям сказок, когда те отправляются в путешествие. Путешественников она и напоит, и накормит, и в баньке помоет, и спать уложит. Это одна из её характеристик, припомнившаяся мне из русских народных сказок. ( Баба-яга)

«Василиса…вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная…

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. Выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, обънюхала вокруг себя и закричала:

Учитель предлагает послушать произведение и ответить, соответствует ли картина дома Бабы-яги, описанная в русской народной сказке, музыкальной картине Лядова?

Аналитический (практический блок) - (10 мин)

Учащиеся слушают и анализируют музыку. Для анализа у каждого учащегося есть карточка с планом анализа музыкального произведения:

1) первое впечатление, жанр;

2) какие инструменты исполняют;

3) средства выразительности;

Вывод: Для воплощения образа Бабы-яги Лядов выбрал жанр миниатюра, симфонический оркестр, простую форму, своеобразное использование музыкальных средств выразительности, создающих образ злобной, сердитой, старой, косматой, длинноносой Бабы-яги.

Закрепление и применение новых знаний и способов действий

Минутные вопросы.

Вопрос №1. А.К.Лядов – это русский композитор 19 века, а также … (продолжить: педагог, дирижёр, общественный деятель)

Вопрос №2. Ведущим жанром в творчестве А.К.Лядова является…? (миниютюра)

Вопрос №3. Приёмы и способы, которые использует композитор для воплощения образа Бабы-яги. (инструментальная музыка, жанр миниатюра, средства выразительности – резкие акценты, смена динамики, темпа, регистров)

Оценочный блок (3 мин)

Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы и просит детей оценить выступавших учащихся от каждой группы, а также оценить свою работу в группе в течение урока.

Рефлексия (3 мин)

Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

Больше всего мне понравилось…

В чем вы испытывали затруднения?

Информация о домашнем задании (по выбору) - (2 мин)

Таким образом, предложенный урок решает комплекс задач путём сочетания разнообразных методов и средств обучения.

Читайте также: