Ломоносов отец российского красноречия доклад

Обновлено: 05.07.2024

КРАСНОРЕЧИЕ - 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

Файлы: 1 файл

алана.docx

КРАСНОРЕЧИЕ - 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

В русской риторико-стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам типа crhstologia, kalologia, euglwttotatos, kallifwnia (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование), латинскому eloquentia. В древнерусской традиции слова с корнем "крас-" более позднего происхождения, нежели с корнями "добр-" и "благ-" (добрословие, благоречие). До XVII века они почти не встречаются, а в XVII веке более часты варианты "краснословие" (в первой русской "Риторике" 1620 г.) и "красноглаголание" (в Словаре Епифания Славинецкого). Впервые Красноречие встречается в сочинениях его хулителя протопопа Аввакума: "… не словес красных Бог слушает, …но любви с прочими добродетельми хощет, того ради и я не брегу о красноречии" ("Житие протопопа Аввакума"); "Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым глаголом последующе, поживите" ("Книга толкований"). Хотя другие староообрядцы "отцы-златоусты" Семен и Андрей Денисовы, основатели Выговской словесной школы, реабилитировали риторику, слово К. у них не встречается.

О состоянии науки в XVII и: XVIII веках М. В. Ломоносов говорит такими красноречивыми словами: "Пифагор за изобретение одного геометрического правила Зевесу принёс на жертву сто волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правила по суеверной его ревности поступать, то бы едва в целом свете столько рогатого скота сыскалось. Словом, в новейшие времена науки столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва могли того надеяться".

В год издания вольфианской физики М. В. Ломоносов приступил в Академии к чтению публичных лекций по физике. Наука прославлялась и распространялась также и стихами М. В. Ломоносова.

Поэтическая слава М. В. Ломоносова непрестанно росла. В 1750 и 1751 годах он пишет трагедии "Тамира и Селим" и "Демофонт". Первое издание стихов М. В. Ломоносова было выпущено Академией в 1751 г. Вне Академии на М.В. Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта. Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии .в том, что он тратит время на физику и химию. "Полагаю, -- пишет он в письме к И. И. Шувалову 4 января 1753 г.,--что мне позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильяру, употребить на Физические и Химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, и сверх того пользу и честь отечеству конечно принести могут едва меньше ли первой".

Ломоносов Михаил Васильевич. Биография

Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого.

В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней "наукой". В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты. В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основании фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского". В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла (среди мозаичных портретов его работы - портрет Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика "Полтавская баталия", 1762 - 1764). Среди научных трудов - "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778), "Размышления о причине теплоты и холода" (1744), "Слово о рождении металлов от трясения Земли" (1757), "О слоях земных" (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), "О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее" (1756), "О рождении металлов от трясения земли" (1757), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758), "Рассуждения о большой точности морского пути" (1759), "Краткий Российский летописец с родословием" (1760, перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно), "Явление Венеры на солнце наблюденное" (1761), "О сохранении и размножении российского народа" (1761, трактат), "Первые основания металлургии или рудных дел" (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях воздушных от электрической силы происходящих" (1763), "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: "На взятие Хотина" (1739, ода, опубликована в 1751), "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу" (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1743, ода), "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743, ода), "Тамира и Селим" (1750, трагедия), "Демофонт" (1752, трагедия), "Письмо о пользе стекла" (1753, стихотворение), "Гимн бороде" (1757, сатира), "Петр Великий" (1760, поэма не закончена)

"Риторика" М.В. Ломоносова

риторика ломоносов россия

Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой - вздыхаем, зеваем, смотрим на часы.

Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, - от умения владеть аудиторией.

Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою "Риторику", которая имела принятое по тем временам такое длинное название: "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки". (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

Во введении ученый пишет: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук".

Пересказать подробно "Риторику" Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них - различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.

Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

"Риторика есть учение о красноречии вообще. В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение".

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.

Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении ("распространении слова") "наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала".

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

"Хотя доводы и довольно бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемые материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось. Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону.

А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие. от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих.

Страстью называется сильная чувственная охота или неохота. В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен".

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

"При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор (оратор) при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто".

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы "радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном. Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно".

Во второй части "Руководства к красноречию" Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит "в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто".

Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Учение о красноречии

Отец российского красноречия – Ломоносов Михаил Васильевич появился на свет в простой крестьянской семье, в 1711 году. Грамоту освоил еще в юности, подталкиваемый жаждой знаний, в 20 лет Михаил ушел в Москву за получением образования, был принят на обучение в Спасские школы. В первые годы Ломоносову приходилось нести нищенское существование, терпеть насмешки одноклассников и укоры родного отца, но быстрое усвоение науки и его выдающиеся успехи в учебе были замечены, и Михаил был вызван в Санкт-Петербург для обучения в Академии наук.

В 1736 году отец русского красноречия отправился в Германию для обучения геометрии, физике, химии и другим наукам. Через два года, получив отличное образование, Ломоносов отправил письмо – отчет на немецком языке в Питерскую Академию о прослушанных лекциях и пройденных предметах.

Михаил Васильевич Ломоносов, отец российского красноречия, обладал крутым нравом и в 1740 году, поссорившись с наставником иностранной школы, сбежал и отправился в странствование по немецкой стороне и успел жениться на Елизавете-Христине Цильх.

Через год его вольной жизни Академия наук вызвала своего ученика и приказала вернуться на Родину. В 1745 году Михаил Васильевич назначается профессором химии при Академии.

При жизни Ломоносов показывал выдающиеся знания во многих отраслях науки, он многое сделал для академии и человечества. Ученый привнес свой вклад во многие отрасли науки, начиная от физики, заканчивая филологией. Ломоносов был выдающимся ученым своего времени, и его роль в развитии риторики отмечена историей. Все его труды были направлены на улучшение жизни в стране и становление экономики, все книги были изложены доступным и понятным языком.

В 1764 году Екатерина II отметила заслуги Ломоносова перед страной и лично посетила ученого с визитом. Умер Михаил Васильевич на 54 году жизни из-за болезни.

Отец российского

Красноречие по Ломоносову

Самым главным плюсом данной работы было то, что она написана на русском языке, в понятном всем изложении. Данная книга была написана для широкого круга читателей. Такой вариант не устроил академическое большинство того времени, и он был отвергнут. Мало кто из ученых в то время обращал внимание на проблемы красноречия в России.

Учение о красноречии Михаила Ломоносова состоит из нескольких частей:

Ученый выделял в своей книге красноречие, ораторию и поэзию. Как определял риторику Ломоносов: как учение о красноречии в целом, в нее, как в науку, входит и учение о красоте поэзии, и о письменной речи, и о прозе. Вся теория в книге ученого сопровождается подкреплениями в виде цитат писателей Древнего Рима и Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени.

Теория красноречия Ломоносова – обширный труд, его трудно пересказать, труд написан более чем на 300 страницах, в него входит:

  1. множественные правила риторики;
  2. требования к оратору и лектору;
  3. целый свод примеров, в том числе и в виде поэзии.

Ученый пишет о том, что публичное выступление лектора должно основываться на логике, быть грамотно изложено литературным языком. Речь для выступления должна тщательно отбираться и подкрепляться поясняющими примерами.

Красноречие

Краткое руководство к красноречию Ломоносова

Термины, которые определял Ломоносов в своем учении:

  • красноречие искусство;
  • риторика наука;
  • учение;
  • умение красно говорить;
  • правила.

Ломоносов считал, что для красноречия важны два аспекта:

  1. телесный – поставленный голос и дыхание, располагающая к себе внешность и прямая осанка;
  2. духовный – высокий интеллект и хорошая память.
  • вступление;
  • пояснение;
  • утверждение;
  • заключение.

Каждая часть текста имеет свои задачи и должна быть произнесена согласно определенным правилам. Аргументы и доказательная база речи должны быть заранее продуманы и подготовлены, подкрепляться все должно эмоциональной выразительностью. По мнению Ломоносова, настоящий оратор должен уметь воздействовать своей речью на разум слушателей, вызывать у них бурю чувств и эмоций, для этого нужно знать, что сегодня интересно человеку, чем он живет.

  1. в первой содержатся общие правила ораторского искусства, которые указывают на некоторые условия настоящего красноречия;
  2. во второй части больше говорится об украшении устной речи, о красоте слова, которая зависит от уровня знаний языка и интеллекта говорящего;
  3. третья часть содержит в себе информацию о правильной подаче и размещении материала, для убеждения и произведения впечатления на слушателя или читателя.

Риторика, по Ломоносову, является наукой убеждения, чтобы овладеть ею в совершенстве, не достаточно быть просто творческим человеком, нужно обладать острым умом и хорошей ораторской подготовкой. В конце третьей части ученый приводит большое количество наглядных примеров, что облегчает процесс понимания материала.

Содержание

Заключение 8
Список использованной литературы 9

Работа содержит 1 файл

реферат риторика.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

студентка 1 курса очной формы

обучения группы 21207

Зарипова Лилия Фидариковна

Список использованной литературы 9

История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствует лучшей подготовке к практической деятельности.

Ораторское искусство еще в античные времена оказывало значительное влияние на общественную и политическую жизнь Древнего Рима и Греции. Однако мало, что известно о развитии искусства красноречия в России, хотя оно тоже имело определенный вес в жизни нашего народа.

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью всей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.

Ломоносов pодился 8 ноябpя 1711 года (по стаpому стилю) в деpевне Мишанинской, пpиблизительно в 80 км от Аpхангельска. Неуемная жажда знаний и истины отличала Ломоносова с pаннего детства, поэтому он в 1731 г. поступил учиться в славяно-греко-латинскую Академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. —в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736—1739 гг.), а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739—1741 гг.)

После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г — профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.

Многие крупнейшие начинания середины века в области просвещения были связаны с именем Ломоносова. Он явился инициатором создания Московского университета-первого русского университета, проект которого был составлен им.

Ломоносов был человеком очень pазностоpонним, будучи физиком, химиком, он с pанних лет имел стpасть к филологическим наукам и внес большой вклад в их pазpаботку. Тpуды Ломоносова способствовали гpомадному сдвигу в pазвитии почти всех наук. Языкознание можно с полным пpавом pассматpивать как одно из важнейших напpавлений научной деятельности Ломоносова, в какой-то степени синтезиpующей все его pаботы.

В рукописях Ломоносова сохранилось много материалов, свидетельствующих о широте его языковедческих и литературоведческих интересов. Остался, например, перечень задуманных работ:
о сходстве и переменах языков, о сродных российскому языку и о нынешних диалектах, о славянском церковном языке, о простонародных языках, о преимуществах российского языка, о чистоте и красоте российского языка, о синонимах, о новых российских речениях, о чтении книг старинных и о речениях нестеровских, новгородских и пр. лексиконом незнаемых, о лексиконе.
Найдены черновики сравнительной грамматики славянских и других родственных языков.

М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени. Интересно, что творчество Ломоносова, будучи плодом синтеза достижений античного, европейского и российского обществ, остается глубоко национальным.

У Ломоносова, оформившего научную классификацию "словесных наук", ясно различены термины риторика и красноречие. "Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать" (1743), а "красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению" (1747).

Таким образом, риторика - это наука, учение, правила, а красноречие - искусство, способность, умение говорить и писать.

Для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные и телесные дарования. К первым относились острый ум и память, а ко вторым - громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка. Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

В книге помещено множество отрывков и даже целых произведений в стихах и прозе, оригинальных и переводных. Выбор этих образцов и примеров был сделан Ломоносовым с замечательным литературным вкусом, что свидетельствует о широком образовании и громадной начитанности автора.

Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы филологами. "Краткое руководство к красноречию" предназначалась для нужд просвещения. Оно связывало риторическую систему со стилями речи. М.В. Ломоносов ратовал за научное содержание речей, за их богатство и глубину, за то, что придает смысл "сладкоречию".

У данного произведения столько достоинств, что становится понятным восторг современников и потомков, а, также, то значение, которое оно приобрело в нашей литературе. Язык, которым была написана книга, настолько стоял выше ему современного, что и сейчас "Риторика" Ломоносова продолжает вызывать восхищение.


Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье. Еще в юности он освоил основы грамоты, а в 20 лет отправился в Москву получать образование. Вскоре успехи юноши в науке были замечены, и его пригласили в Санкт-Петербург, в Академию наук.

риторика ломоносова

В то время западно-европейская культура достигла своего расцвета: развивались риторика и ораторское искусство, совершались открытия в самых разных областях. Россия успешно перенимала иностранный опыт.

Ломоносов стал выдающимся ученым. Он занимался разными научными отраслями – от физики до филологии. И в каждой из них он добивался успехов. Неоценим вклад Ломоносова в русский язык. Далее в статье расскажем об одном из главных трудов ученого, о риторике.

Филологическая деятельность Ломоносова

Михаил Васильевич провел масштабную работу по изучению книг по ораторскому искусству. Он исследовал стилистику русской прозы, разрабатывал собственные подходы к ее развитию. Вклад Ломоносова в русский язык заключается в создании масштабного труда, предназначенного для широкого круга читателей, - "Краткого руководства по риторике". Написана эта книга в 1744 г.

Надо сказать, что работа "Краткое руководство к риторике", Ломоносова, не была принята научным сообществом. Дело в том, что в то время в России лишь немногие ученые занимались проблемами красноречия.

Однако сложности не остановили Ломоносова. "Риторика" была им доработана и увидела свет 1747 г. Она вызвала широкий резонанс в кругу крупных представителей культуры той эпохи.

Общая характеристика "Риторики" М. В. Ломоносова

В своей книге автор раскрывает ключевые понятия русского языка. В частности, риторику Ломоносов называет наукой, изучающей красоту письменной и устной речи.

Несомненным достоинством труда ученого является простота и доступность изложения. Несмотря на то, что в своем учении о красноречии автор приводит правила, по которым следует составлять тексты к публичным выступлениям и художественную прозу, понимать их было очень легко.

вклад ломоносова в русский язык

Структура книги

Труд М. В. Ломоносова написан более чем на 300 страницах. Пересказать его достаточно сложно. Отметим основные части книги:

  1. Правила риторики.
  2. Требования к лектору и оратору.
  3. Примеры, в т. ч. из поэзии.

В своей книге по ораторскому искусству ученый пишет о том, что все публичные выступления должны строиться на логике, излагаться грамотно, литературным языком. Каждому выступающему необходимо тщательно составлять речь, подкреплять свои слова примерами.

Ученый считал, что любой человек в состоянии заниматься развитием красноречия. Каждый может научиться искусству оратора.

Открытия Ломоносова в риторике и русской грамматике

До Михаила Васильевича проблемами красноречия в России практически никто не занимался. Во всяком случае, никто не пытался создать ни учебник риторики, ни какое-либо другое практическое руководство.

До издания этой работы об ораторском искусстве, грамматике, риторике говорилось только в рукописях на церковно-славянском языке и латыни.

Ученый первым обратил внимание на проблемы составления письменных и устных текстов, затрагивающих преимущественно общественные, религиозно-философские, государственные темы.

В своем учебнике по риторике автор выделял несколько крупных блоков. Первым можно отметить ораторию, т. е. рекомендации и наставления к созданию публичных речей. Следующий блок – собственно, риторика. Ломоносов приводит общие правила красноречия, касающиеся создания текстов и художественной прозы. Еще один блок - о поэзии. Здесь автор излагает свое видение процесса сочинения стихов и других рифмованных произведений.

риторика учебник

Элементы "Риторики"

Этот блок включает в себя три части:

  1. "Об изобретении".
  2. "Об украшении".
  3. "О расположении".

Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: "Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение".

Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

Правила публичного выступления

В труде Ломоносова содержатся мысли автора о способностях лектора, его поведении перед аудиторией. Выделим ключевые рекомендации о публичных выступлениях.

По мнению Ломоносова, речь оратора/лектора должна быть грамотно написана, логично изложена. В ней следует использовать литературные обороты. Необходимо не только тщательно отбирать текст, но и правильно располагать его элементы. Что касается примеров, подтверждающих мысли выступающего, то они не должны быть случайными. Их тоже следует выбирать и готовить заранее.

Ломоносов приводит следующие рекомендации выступающему:

  1. В подробном описании элементов предмета, его свойств, разных обстоятельств, событий и пр. необходимо использовать "слова избранные" и избегать "весьма подлых", поскольку они нивелируют важность и силу даже самого лучшего выступления. Проще говоря, следует говорить грамотно, не использовать слова, несущие негативные эмоции.
  2. О хороших мыслях и идеях следует говорить сначала, в середине – о тех, что лучше, а в самом конце выступления нужно излагать самые хорошие, чтобы аудитория сразу почувствовала силу и важность речи, которые к концу будут возрастать.

Эмоциональная составляющая выступления

Отдельно Ломоносов рассматривает в своей книге вопрос о том, как пробудить в слушателях те или иные чувства: ненависть и любовь, страх и радость, гнев и благодушие. Автор справедливо считал, что воздействие эмоциями может оказаться сильнее строгого логического построения слов.

риторика и ораторское искусство

Ломоносов говорил о том, что несмотря на то, что доводы могут указывать на справедливость тех или иных умозаключений, выступающему необходимо пробудить у слушателей интерес к теме. Зачастую лучшие доказательства не имеют достаточно силы для склонения аудитории в сторону оратора. В таких случаях лучшим помощником выступающего может стать эмоционально окрашенный призыв слушателей.

"Страсть к теме"

Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: "Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих".

Страстью ученый называл сильную чувственную "охоту или неохоту". Возбуждение и утоление страстей связано с:

  • состоянием выступающего;
  • состоянием аудитории;
  • силой и действием красноречия.

По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей. Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой.

Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

Управление голосом

Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать "умильным". Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

книги по ораторскому искусству

Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

"Украшение" речи

По мнению автора, оно заключается в чистоте стиля, плавном течении слова, силе и великолепии фраз. Чистота стиля зависит от уровня знания языка. Для его повышения необходимо читать больше хороших книг, общаться с людьми грамотными, образованными.

Говоря о "плавности слова", Ломоносов рекомендует обращать внимание на количество слов в предложении, чередование ударений. Автор советует воздействовать на слушателей каждой буквой или их сочетанием. В речи оратора должны присутствовать аллегории, гиперболы, поговорки, пословицы, метафоры, крылатые выражения или цитаты из известных произведений. Вместе с тем Ломоносов призывает не забывать о мере в использовании художественных форм.

Структурирование текста

Отдельную часть книги Михаил Васильевич посвятил размещению идей и частей материала. Автор рекомендует так располагать элементы текста, чтобы в целом речь произвела на слушателей должное впечатление.

Нет никакой пользы, по мнению ученого, в огромном множестве идей, если располагаются они несистемно. Тут же автор приводит ассоциацию с военным искусством. "Искусство храброго вождя, - пишет Ломоносов, - состоит не только в выборе мужественных и добрых воинов, но и не меньше зависит от приличного установления полков". Сказанное автор разъясняет многочисленными примерами.

Успех Ломоносова-оратора

Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: "Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?". Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

учение о красноречии

Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со "Словом о пользе химии". Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со "Словом о пользе химии" Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу "трудами приятными и беспорочными". Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. "Учение" Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает "неистощимое и принадлежащее всем сокровище".

Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону. Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек "и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает". Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: " Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится". Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в "мрачной ночи невежества".

Заключение

Ломоносова справедливо называют "отцом русского красноречия". Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

труды м в ломоносова

Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей "Риторикой" и другими книгами.

Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.

Читайте также: