Доклад на тему аристофан

Обновлено: 05.07.2024

Аристофан родился примерно в 445 году до н. э. Его родители не были зажиточными. В возрасте 12-13 лет юноша начал писать свои первые пьесы. Из 40 написанных им произведений до нас дошло только 11 комедий.

Его положительный герой – простой землевладелец, зарабатывающий на жизнь тяжелым трудом.

Аристофан был очень популярен среди соотечественников благодаря юмору и ярким представлениям с задорными танцами. Публика заливалась смехом, слушая критику признанных авторитетов.

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

История жизни и творчества

Аристофан - древнегреческий комедиограф, наиболее прославленный представитель т. н. древней аттической комедии, единственный, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах. Даты его рождения и смерти точно не известны, однако они с определенной степенью надежности устанавливаются по указаниям, имеющимся в его произведениях, а также по другим источникам. О жизни Аристофана, значительная часть которой прошла под знаком Пелопоннесской войны, сведений немного. Он был сыном Филиппа из филы Пандионы, из дема (округа) Кидатенайон. В позднем, но, вероятно, вполне достоверном источнике его матерью названа Зенодора. У Аристофана было по меньшей мере два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, также комедиограф, однако мы не знаем, какое имя правильное, и возможно, что у Аристофана было четверо сыновей. В античности оспаривали афинское происхождение Аристофана. Некоторые авторы утверждали, что он появился на свет на Эгине, на Родосе или даже в Египте, однако сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все обвинения в чужеземном происхождении следует считать либо шуткой, намекающей на принадлежавшее Аристофану имение на Эгине, являвшейся тогда клерухией, т. е. колонией, Афин, либо злонамеренной клеветой, которая исходила, по всей вероятности, от политика Клеона, главного неприятеля Аристофана. Однако, где бы Аристофан ни родился, он более любого другого греческого поэта остается афинянином до мозга костей, что проявляется и в темпераменте, и в языке, и в убеждениях. Аристофан написал сорок четыре комедии, авторство четырех из них оспаривается. До нас дошло одиннадцать комедий, а кроме того, почти тысяча фрагментов. О внешности Аристофана (Мир 771 слл.) известно только, что он был лыс.
Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них, Пирующие, до нас не дошедшая, была поставлена в 427 до н.э., когда поэту было немногим более двадцати лет. Вероятно, из-за молодости Аристофана в качестве автора выступал его друг Каллистрат, как и в случае двух последующих, утраченных комедий Вавилоняне (426) и Ахарняне (425). За ними последовали Всадники (424), Облака (423), Осы (422) и Мир (421). Последней пьесой завершился ранний период творчества поэта. Для этих комедий характерна необузданная политическая сатира. Первым из дошедших до нас произведений второго периода, более сдержанных и осторожных, являются Птицы (414), затем Лисистрата и Женщины на празднестве Фесмофорий (обе 411). Наконец, в 405 были поставлены Лягушки. В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены, свидетельствующие об упадке древней комедии и появлении новых форм. В Женщинах в народном собрании (392 или 391) уже намечены черты т. н. средней комедии, а Богатство (388) — в полном смысле образец этого жанра. Эта комедия и две последующие, не дошедшие до нас Аэолосикон и Кокал (обе 387), были, согласно легенде, подарены Аристофаном сыну Арару, чтобы составить ему имя в театральных кругах. В Кокале вводятся сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка, вскоре ставшие непременными элементами новой аттической комедии.

Да разве нет у вас мальчишек множества
Трагедии они строчат по тысяче
И Еврипида на версту болтливее.

Дионис со знанием дела ему возражает

Все это пустоцветы, болтунишки, мразь,
Сороки бестолковые, кропатели!
Как однодневки сгинут, получивши хор,
Один разочек переспав с трагедией.
Но днем с огнем не сыщешь прирожденного
Поэта с величавым, зычным голосом.

Сохрани и спаси государство свое,
Научи и наставь, дай хороший совет
Неразумным, их много, их целый народ!

Таким образом Аристофан показывает, что даже могущественные боги на стороне тех поэтов, которые, воспевая мужество человека, возвышают души граждан, а не развращают их подобно Еврипиду, показывающему уродливые стороны жизни.

Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно;
Эту обитель в душе Аристофана нашли.


БИОГРАФИЯ АРИСТОФАНА (ок. 446—385 гг. до н. э.) И ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЕГО ТВОРЧЕСТВА
(Головня В.В. История античного театра.— М.; Искусство, 1972. Извлечение)

Аристофан родился около 446 г. до н. э. Родители его были афиняне и люди свободно рожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Поэтический гений Аристофана проявился еще в юношеском возрасте. В 427 г., когда ему было только девятнадцать лет, на сцене уже шла его пьеса, и он получил на состязаниях вторую награду. В 431 г., когда разразилась Пелопоннесская война, Аристофану было всего пятнадцать лет. Можно полагать, что именно этот страшный для всей Греции год был началом его сознательной жизни. Аристофан явился непосредственным очевидцем тех бедствий, которые постигли Афины в первые годы войны.

Сохранилось одиннадцать комедий Аристофана, написал же он, по свидетельствам древних, свыше сорока пьес, но от большинства из них остались лишь небольшие отрывки. Все дошедшие до нас произведения Аристофана созданы им во время Пелопоннесской войны, за исключением двух, появившихся позже, в начале IV в. до н. э. В этих последних пьесах уже не ощущается той бьющей ключом политической жизни, которая развертывается перед нами в комедиях периода Пелопоннесской войны.

Аристофан понимал связь современных ему социально-экономических отношений с различными проявлениями общественной мысли. Люди, которые, как ему представляется, проводят дурную и своекорыстную политику, — защищают ложные взгляды в религии, философии и морали. С другой стороны, носители ложной мудрости являются, по его мнению, причиной того, что в Афинах появляются дурные политики. Поэтому в некоторых своих комедиях Аристофан критикует новые течения современной ему общественной мысли.

АФОРИЗМЫ АРИСТОФАНА

"Против злословия клеветника нет лекарства".

"Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно".

"Прекрасная вещь - общение с мудрецом".

"Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню хоть убей".

"Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей".

Аристофан родился в Аттике в деме Кидафине примерно в 446 г. до н.э., в состоятельной семье. Он был клерухом - афинским колонистом на острове Эгине. Одна сохранившаяся надпись начала IV в. упоминает его имя как члена Совета пятисот в составе пританов филы Пандиониды.

Аристофан начал писать еще очень молодым и первые произведения (427-425 гг.) - "Пирующие", "Вавилоняне" (426) и "Ахарняне" (425), из которых сохранилось только последнее, - ставил под именем Каллистрата, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор.

В 426 г. до н.э. после постановки пьесы "Вавилоняне" Аристофан был привлечен вождем афинского демоса Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.

Он также выступал иногда и в качестве актера (например, играл роль Пафлагонца-Клеона во "Всадниках" (424)). При постановке в 423 г. до н.э. пьеса "Облака" потерпела неудачу, и Аристофану пришлось несколько переделать текст.

Последнее из дошедших до нас произведений, комедия "Богатство", было поставлено им в 388 г. до н.э. После этого он написал еще комедии "Кокал" и "Эолосикон", но они уже были поставлены после смерти Аристофана его сыном Араром (всего у него было 3 сыновей, и все трое - комедиографы).

Умер Аристофан в приблизительно в 385 - 380 г. до н.э. Всего Аристофан написал свыше 40 комедий, но до наших дней сохранилось только одиннадцать:"Арханяне" (425), "Всадники" (424), "Облака" (423), "Осы" (422), "Мир" (421), "Птицы" (414), "Лисистрата" (411), "Женщины на празднике Фесмофорий" (411), "Лягушки" (405), "Женщины в Народном собрании" (392 или 389), "Богатство" (388).

В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. Аристофан действительно не боялся нападать "на самых могучих". В комедии "Всадники" он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более "злой" жанр - сатиру. Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в "Облаках" он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. Комедия "Облака" не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н. э.) "за поклонение новым божествам" и "развращение молодежи", комедия была использована как одно из доказательств виновности философа. До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия "Лягушки". В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков - Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил.

По сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из трагиков - Еврипида. Дионис с большими трудностями переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид, - отсюда название комедии. По Аристофану, театр - это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда вон выходящие явления за норму жизни. Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколко лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное.

Аристофан – это отец комедийного творчества. Жил в период 446 веке до н.э до 386 г до нашей эры. Он родился в зажиточной семье и еще с юных лет проявлял активный интерес к искусству. Он уже тогда сочинял стихотворения и музыку.

Древнегреческий литератор сатирически изображал события, которые происходили в Древней Греции, а именно попытки поколебать фундаментальную основу государства. Он ярко и сатирически изображал повседневную жизнь и злободневность того времени. Регулярно изображал различные пороки человека и общества. Позже автор отошел от высмеивания негативных черт и сосредоточился на комедиях. На свои произведения он ставил спектакли и в них же играл. Многие сюжеты для своих пьес он брал из собственного опыта и жизни.

Древнегреческая аудитория присвоила ему звания комика. Заметной особенностью его творческих работ является что он использовал не литературный язык, а его фривольное и грубое выражение. А это было очень необычно для того времени.

Творчество древнегреческого Аристофана очень плотно переплеталось с той жизнью, которая была в Греции в те времена. В своих произведениях он смело высказывался о многих вещах, а публика эта сатира интриговала и затрагивала сердцы многих.

Творчество Аристофана

Творчество Аристофана

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий писатель и художник, значение которого для русской и мировой культуры сложно переоценить. Творчество Лермонтова сочетает в себе разные тематики, отвечавшие актуальным запросам русского

Природа – это весь окружающий нас мир. Наша планета – единственная на данный момент, на которой обнаружена жизнь. Все ее особенности трудно перечислить. Например, она является самой крупной из всех планет земной группы.

Владимир Федорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровское Вологодской области. На долю его поколения выпали страшные испытания, не многие из них остались живыми после войны.

АРИСТОФАН (ок. 450 – ок. 385 до н.э.), древнегреческий комедиограф, наиболее прославленный представитель т.н. древней аттической комедии, единственный, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах. Даты его рождения и смерти точно не известны, однако они с определенной степенью надежности устанавливаются по указаниям, имеющимся в его произведениях, а также по другим источникам. О жизни Аристофана, значительная часть которой прошла под знаком Пелопоннесской войны, сведений немного. Он был сыном Филиппа из филы Пандионы, из дема (округа) Кидатенайон. В позднем, но, вероятно, вполне достоверном источнике его матерью названа Зенодора. У Аристофана было по меньшей мере два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, также комедиограф, однако мы не знаем, какое имя правильное, и возможно, что у Аристофана было четверо сыновей. В античности оспаривали афинское происхождение Аристофана. Некоторые авторы утверждали, что он появился на свет на Эгине, на Родосе или даже в Египте, однако сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все обвинения в чужеземном происхождении следует считать либо шуткой, намекающей на принадлежавшее Аристофану имение на Эгине, являвшейся тогда клерухией, т.е. колонией, Афин, либо злонамеренной клеветой, которая исходила, по всей вероятности, от политика Клеона, главного неприятеля Аристофана. Однако, где бы Аристофан ни родился, он более любого другого греческого поэта остается афинянином до мозга костей, что проявляется и в темпераменте, и в языке, и в убеждениях. Аристофан написал сорок четыре комедии, авторство четырех из них оспаривается. До нас дошло одиннадцать комедий, а кроме того, почти тысяча фрагментов. О внешности Аристофана (Мир 771 слл.) известно только, что он был лыс.

Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них, Пирующие, до нас не дошедшая, была поставлена в 427 до н.э., когда поэту было немногим более двадцати лет. Вероятно, из-за молодости Аристофана в качестве автора выступал его друг Каллистрат, как и в случае двух последующих, утраченных комедий Вавилоняне (426) и Ахарняне (425). За ними последовали Всадники (424), Облака (423), Осы (422) и Мир (421). Последней пьесой завершился ранний период творчества поэта. Для этих комедий характерна необузданная политическая сатира. Первым из дошедших до нас произведений второго периода, более сдержанных и осторожных, являются Птицы (414), затем Лисистрата и Женщины на празднестве Фесмофорий (обе 411). Наконец, в 405 были поставлены Лягушки. В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены, свидетельствующие об упадке древней комедии и появлении новых форм. В Женщинах в народном собрании (392 или 391) уже намечены черты т.н. средней комедии, а Богатство (388) – в полном смысле образец этого жанра. Эта комедия и две последующие, не дошедшие до нас Аэолосикон и Кокал (обе 387), были, согласно легенде, подарены Аристофаном сыну Арару, чтобы составить ему имя в театральных кругах. В Кокале вводятся сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка, вскоре ставшие непременными элементами новой аттической комедии.

Древняя комедия.

Древняя комедия, жанр, доведенный до совершенства Аристофаном и двумя его главными соперниками, Эвполидом и Кратином, по-видимому, возникла из объединения традиционных народных развлечений, таких, как мимы, импровизированные фарсы и деревенские песни, со старинным культом плодородия в честь Диониса. В древней комедии господствуют непристойность, злободневность, чрезвычайно грубые личные и политические выпады. Комедиографы пользовались ничем не ограниченной свободой слова, и даже выдающиеся деятели не были ограждены от поношений. С другой стороны, поэтов все же иногда настигала кара: так, сообщается, что Алкивиад ответил на сатиру тем, что столкнул Эвполида в море. Клеон, в то время одно из первых лиц в государстве, избрал более умеренный способ сведения счетов, подав на Аристофана жалобу в Совет, когда молодой поэт обрушился на него в Вавилонянах. Тем не менее произведения Аристофана не запрещались, и он продолжал нападки на Клеона, не прекратив их и после смерти последнего.

Вероятно, не было ничего удивительного в том, что в 4 в. до н.э. комедии такого рода уже не писали – существование жанра древней комедии было неразрывно связано с расцветом афинской демократии и обусловлено как сплоченностью граждан города-государства, так и полной свободой слова. В качестве представителя этого жанра Аристофан практически не имел влияния на дальнейшее развитие литературы, поскольку в эллинистический и римский периоды безоговорочно господствует новая комедия. Гораций (Сатиры I 4) ностальгически упоминает Аристофана как поэта, пользовавшегося полной свободой слова, однако позднейшие авторы почти не говорят о нем, несмотря на величайшую славу, которая окружала его при жизни.

Политические и социальные воззрения.

В Аристофане обычно усматривают сознательного моралиста, последовательного сторонника мира и социального реформатора. Хотя в античности комедию и сатиру считали благотворными для нравственности, в случае Аристофана, если обратиться к его произведениям, такое представление подтвердить трудно. Безусловно ошибется тот, кто будет вычитывать в его произведениях последовательную, имеющую программное значение политическую аллегорию. Аристофан был скорее консерватором по духу, но вряд ли он склонялся на сторону крайних консерваторов, тех, кто совершил переворот 411 года. Поставленная в том же году комедия Женщины на празднестве Фесмофорий свидетельствует скорее об обратном (Фесм. 808 слл.). Оппозиция Аристофана Пелопоннесской войне и его мечты о мире вовсе не являются доказательством его пацифизма, а говорят всего лишь об усталости от войны, в чем с ним были согласны все жители Афин, кроме корыстолюбивых вождей, которых Аристофан неустанно критиковал. В его ненависти к Клеону больше личной антипатии, чем принципиальных мотивов. Две другие его мишени, Сократа и Еврипида, обычно приводят в пример, иллюстрируя противодействие, которое он оказывал новаторству первого в области образования, а второго – в трагической поэзии. Хотя это отчасти верно, такая точка зрения кажется преувеличением, и в любом случае вопрос, так ли уж нравилось Аристофану все старое, остается открытым. Порой он изображает старшее поколение как идеальных героев, но столь же часто эти люди предстают у него упрямцами и простофилями. Если судить по Пиру Платона, Аристофан был приятелем Сократа. Обновленная трагедия Еврипида несомненно давала превосходный материал для пародии, однако в Лягушках Аристофан столь же мастерски пародирует своего любимого Эсхила. И вообще трудно назвать греческого поэта, которого бы он не пародировал. Его остроумие было готово воспользоваться любым поводом, а его программа, если таковая у него была, не поддается определению. Современники явно не воспринимали Аристофана в качестве духовного вождя; вполне вероятно, что как поэт он считал себя обязанным отражать происходящие события, но не подталкивать политическую жизнь в том или ином направлении.

СОХРАНИВШИЕСЯ ПЬЕСЫ

Ахарняне.

Всадники.

Облака.

Облака провалились на первом представлении, и тот вариант пьесы, которым мы располагаем, является новой ее редакцией, которая, по-видимому, так и не увидела сцены и, вероятно, даже не была завершена. Карикатура на Сократа, представляющая его натурфилософом и софистом, весьма далека от истины, а почти трагический финал кажется не слишком удачной заменой (с театральной точки зрения) традиционного празднества. Однако в пьесе имеются замечательные лирические строки, а оценки героями современного им образования представляют значительный исторический интерес.

Птицы.

Лисистрата.

Женщины на празднестве Фесмофорий.

Жительницы Афин сговариваются убить во время праздника Деметры постоянно шельмующего их Еврипида. Еврипид уговаривает своего тестя Мнесилоха переодеться женщиной и выступить на празднике в его защиту. Обман раскрывается, Мнесилох схвачен. Еврипид спешит на помощь тестю, и вдвоем они разыгрывают сцены из трагедий Еврипида, пытаясь сбить женщин с толку и убедить их, будто они в самом деле являются теми персонажами, которых изображают. Драматургия Еврипида оказывается недостаточно убедительной, и, чтобы выручить Мнесилоха, поэту приходится пойти на подкуп. Женщины на празднестве Фесмофорий представляют собой с начала и до конца грубоватый и замечательно смешной фарс, однако речь здесь идет о выхолащивании жанра трагедии Еврипидом и Агафоном. Не считая нескольких проходных реплик, в комедии практически отсутствуют политические аллюзии, что объясняется наступившим господством олигархии.

Лягушки.

Дионис, опечаленный почти одновременной смертью Софокла и Еврипида и страшась за будущность театра, отправляется в подземный мир, чтобы вернуть оттуда Еврипида. Переодевшись Гераклом, он спускается в Аид и под пение лягушек переплывает реку Стикс. Здесь появляется хор посвященных в элевсинские мистерии, распевающий гимны в честь богов. В ряде коротких сцен самозваный Геракл встречает то радушный прием, то отпор со стороны тех, кто помнит предыдущее сошествие Геракла в Аид. В конце концов Дионису приходится раскрыть, кто он такой, после чего он становится судьей в уже готовом начаться споре между Эсхилом и Еврипидом за первенство среди трагиков в подземном мире (Софокл из скромности отказывается от участия в состязании). Соперники начинают длинный агон, обсуждая собственные произведения, критикуя и пародируя друг друга. Дионис решает вернуть к жизни Эсхила, надеясь, что тот спасет Афины своим искусством и мудрыми наставлениями. В этом стоящем особняком произведении Аристофан выходит далеко за пределы традиционной комедии. Тональность комедии, несмотря на присущий ей юмор и прорывающееся подчас безудержное веселье, скорее печальная, и печаль эта – не только об умерших трагиках, но и о пришедшем в упадок театре и о самих Афинах, которые были уже близки к закату. Сцена состязания между поэтами выстроена с отменным мастерством, а песни посвященных глубоко трогают задушевностью и красотой. По-видимому, Аристофан задумал проникнуть в суть не только трагедии, но и комедии: возникает впечатление, что тот и другой жанр сливаются воедино в величественном финале с его героическим гекзаметром. В этой пьесе древняя комедия подошла к своему завершению.

Женщины в народном собрании.

Богатство.

Хремил, человек бедный, но честный, приходит в отчаяние от того, что дурные люди богатеют, в то время как добрые впали в нищету. Оракул Аполлона указывает ему, как найти Плутоса, ослепшего бога богатства, и вернуть ему зрение. Исцелившись, Плутос обретает способность распределять богатство в соответствии с достоинствами каждого, вопреки протестам богини бедности Пении. Бурлеск, отсутствие хора и парабасы позволяет считать Богатство образчиком средней комедии.

Аристофан. Комедии. М., 1954
Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954
Головня В.В. Аристофан. М., 1955
Аристофан. Сборник статей к 2400-летию со дня рождения Аристофана. М., 1956
Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957
Аристофан. Избранные комедии. М., 1974
Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. Пособие по спецкурсу. М., 1979
Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1981
Аристофан. Комедии, тт. 1–2. М., 1983

Читайте также: