Литературная сказка прямая наследница сказки народной доклад

Обновлено: 02.05.2024

Авторы: Орлова Эвелина Александровна, учащаяся 6 класса МБОУ гимназия муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края и Шлапунова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Введение
Наша жизнь наполнена тайнами и загадками. Изо дня в день нам приходится совершать множество открытий, сравнивая, анализируя, сопоставляя, мы приходим к выводам, о которых ранее даже не догадывались.
К сожалению, в наше время далеко не все ребята любят читать. И это действительно, проблема, о которой говорят с экранов телевидения, наш учитель на уроках литературы. Как же сделать так, чтобы ребята с увлечением готовились к урокам литературы, перечитывая страницу за страницей того или иного произведения?
Данный проблемный вопрос определил направление нашей работы: открыть в литературе что-то новое, непонятное, неизведанное, заинтересовать ребят темой исследования, научить фантазировать и анализировать. Попробуем доказать это на примере исследования русских народных и литературных авторских сказок, поскольку тема сказок очень интересна ребятам особенно начальной школы. Поэтому апробация наших исследований будет проходить именно в начальной школе.

О чем-то скрипит половица…
И спице совсем не спится…
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…..
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…..
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят С К А З К И.

Теоретическое обоснование работы
Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка.
В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению.
Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе “Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения” - слова Сухомлинского В.А
Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения.
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо книг: интернет, телевидение, ускорение темпа жизни.
Школьники предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры.
Отсюда вытекает проблема данного социологического исследования: противоречие между тем, что чтение является элементом развития ребенка и тем, что существует тенденция снижения интереса к чтению у школьников.

Составив различия и сходства сказок, опираясь на терминологию, попробуем найти сказки, схожие по сюжету и проанализировать их. в первую очередь обратим внимание на фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.
Практическое обоснование работы
Создание программы практических действий на основе материалов исследований.
Литературный эксперимент
Эксперимент I Проверка техники чтения.
Эксперимент II Понимание лексической составляющей.
Эксперимент III Театрализация.
Реализация программы практических действий.
Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.
Заключение

Анкета для учащихся начальной школы
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на наши вопросы, они помогут нам провести исследования в области искусства слова - литературы

Чем ты занимаешься в свободное время?
Может ли человек обойтись без книг?
Нравится ли тебе читать?

Что бы ты сделал в первую очередь, что в последующие (расставь цифры):

Просмотр телевизионных передач
Чтение книг
Игры в электронные приложения (телефон, планшет)

Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?
У Вас дома много книг?
На каких книжных героев ты хотел бы быть похожим?

Анкета для учащихся начальной школы
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на наши вопросы, они помогут нам провести исследования в области искусства слова - литературы

Чем ты занимаешься в свободное время?
Может ли человек обойтись без книг?
Нравится ли тебе читать?

Что бы ты сделал в первую очередь, что в последующие (расставь цифры):

Просмотр телевизионных передач
Чтение книг
Игры в электронные приложения (телефон, планшет)

Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?

У Вас дома много книг?
На каких книжных героев ты хотел бы быть похожим?

У Вас дома много книг?
Часто ли вы читаете?
Какую книгу вы прочли за последние полгода?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Литературная сказка- прямая наследница сказки народной" может быть использована на уроках литературы при изучении соответствующей темы.


 Цели работы над проектом: разобраться и актуализировать тему проекта найти сравнительный материал для раскрытия темы работы создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

Цели работы над проектом:

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

 Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

 Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций: стихотворная сказка; драматическая сказка; прозаическая сказка. В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической. Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

  • стихотворная сказка;
  • драматическая сказка;
  • прозаическая сказка.

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

 Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

 Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

 Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.

Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001.







События сказок (не все) Сказка о царе Салтане: Женитьба младшей сестры Рождение царевича Подмена писем Заточение царевны с сыном в бочку Прибытие бочки к берегу Появление города и волшебных героев Встреча с царевной-лебедь Встреча с царём-отцом Во лбу солнце…: Женитьба младшей сестры Рождение царевичей Подмена детей Заточение царевны с подкидышем в бочку Прибытие бочки к берегу Появление бани Встреча со сводными братьями Встреча царевны с её родными сыновьями

Каримова Светлана Валерьевна

МБОУ "СОШ" с. Карамалы - Губеево Республики Башкортостан

Автор проекта по литературе рассматривает понятие сказки, внимательно изучает увлечение А.С. Пушкина русским фольклором и использование им некоторых традиционных элементов народной сказки в данном произведении.

Введение
1. Понятие сказки.
2. Увлечение Пушкина русским фольклором.
3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
Заключение
Список литературы.

Введение


Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.

Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.

В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.

Задачи:

Метод исследования : поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.

1. Понятие сказки

Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.


Цели работы над проектом:

  • разобраться и актуализировать тему проекта
  • найти сравнительный материал для раскрытия темы работы
  • создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала
  • добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта
  • нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.


Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.


Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

  • стихотворная сказка;
  • драматическая сказка;
  • прозаическая сказка.

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.














Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001.

Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.

Ибрагимова Илюза Ильгизовна

Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет…

От ужаса не шелохнусь бывало,

Обманами мой сон обворожали,

В народной сказке тоже:

…Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел…

– Что я? царь или дитя?

В народной сказке:

И я там был; мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

…Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

…И царица над ребенком

Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,

Злыми жабами глядят…

Тема проекта: Сказки А.С. Пушкина

Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет…

доказать, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.

Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Сказка -занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).

Они учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого.

Кргда читаем волшебные сказки, они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).

Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали,

Терялся я в порыве сладких дум

* * *И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам свое исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу взяла слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

:Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

В народной сказке тоже:

…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…

…А старшие стали ей завидовать да зло творить.

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

…Тут уж царь не утерпел,

Снарядить он флот велел…

– Что я? царь или дитя?

Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

Тут во всём они признались,

В народной сказке:

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком

Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,

Злыми жабами глядят…

Вывод: сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Пушкин создает свою неповторимую, литературную сказку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



2. По своему настроению, идейной направленности сказки А.С. Пушкина очень близки народным сказкам. Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью, ирония с лиричностью. События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.


3. А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и радостно, как будто звучит весенняя капель, которая падает в быстро бегущий ручеёк. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.


4. А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в Псковском имении отца - селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал сказки. Жизнь родного народа, нянины сказки, рассказы бабушки - все это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.

Последние материалы раздела:

Радикальная полимеризация всегда протекает по цепному механизму и состоит из следующих реакций: инициирование (обра­зование свободных радикалов).

Вместе с этим возросли придирки к порядку, критика за плохое исполнение домашних обязанностей, несправедливые упреки, взятые, как вам кажется, с.

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 Шотландская партия Имя этого дебюта берет начало в 1824 году, когда состоялась знаменитая партия, игранная по переписке.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной


Автор проекта по литературе рассматривает понятие сказки, внимательно изучает увлечение А.С. Пушкина русским фольклором и использование им некоторых традиционных элементов народной сказки в данном произведении.

Оглавление

Введение
1. Понятие сказки.
2. Увлечение Пушкина русским фольклором.
3. Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
Заключение
Список литературы.

Введение


Наша художественная литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Мне захотелось провести исследование и все это выяснить.

Я считаю свою исследовательскую работу актуальной, так как литературная сказка, как я думаю, основана на традициях русского фольклора, взяв в себя наследие народа.

В народных сказках герои трудолюбивы, мудры, сильны, не бояться никаких трудностей… Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается литературная сказка. Нет конкретного определения. Работа в этом направлении до конца еще не изучена. И чтоб все это узнать, мне пришлось изучить материалы из разных источников. Оказывается, по данной теме материал трудно найти, так как мало исследована и представляет интерес. Я просмотрел статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования: это выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в сказке, и установить близость их к народным сказкам.

Задачи:

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг и по материалам интернета.

1. Понятие сказки

Сказка – один из жанров устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой. /2/

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились удачные обработки народных сказок. Это был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Читайте также: