Литература 14 15 веков доклад

Обновлено: 19.05.2024

Как известно, в XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре.

Но уже во второй половине XIV в. — первой половине XV в. наблюдались хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений . А со второй половины XV века началось укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

Одежды представителей разных слоев населения различался больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать — бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили кожаные сапоги.

Теперь перейдем к собственно духовной культуре. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. Хронограф явился описанием всемирной истории.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Русское архитектура тяжело пережила нашествие татаров. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV — начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее). Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

В заключение хотелось бы сказать, что монголо-татарское нашествие и иго нанесли неизмеримый урон культурному наследию Древней Руси. При сожжении и разграблении городов — главных культурных центров — были уничтожены многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи. Но уже к концу XIV века русская культура достигла домонгольского уровня и продолжала развиваться далее.

Список использованных источников


В уроке рассказывается о литературе XIV–XV веков, представленной летописными повестями, житиями святых и князей, хождениями, похвальными словами князю. Урок на примерах знакомит с архитектурой Москвы, Новгорода и Пскова. Описываются наиболее известные произведения живописи, созданные Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Дионисием.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура Руси в XIV–XV вв."

В культуре Руси 14–15 веков появилось множество новых явлений. В ходе урока вы узнаете о книгах и литературе, архитектуре и живописи этого периода.

Книги и литература. Большинство книг на Руси в 14–15 веках являлись переводами греческих. Как правило это были церковные книги, предназначенные для богослужения.

В начале 15 века листы пергамена сменились бумагой, которая была значительно дешевле. В течение долгого времени её привозили из-за границы. Только в 17 веке бумагу стали производить на Руси.

Русские авторы писали и оригинальные сочинения. В них поднимались важнейшие проблемы, проявлялись новые веяния в общественной мысли. Именно такая литература представляет интерес для историков.

Авторы описывали картины уничтожения городов, гибели людей. Но особое место отводилось героической борьбе с завоевателями.


Во время разорения Москвы Тохтамышем погибли почти все летописи 14 века. Ожило летописание на Руси благодаря стараниям митрополита Киприана. Он стал инициатором создания Общерусского летописного свода 1408 года, известного как Троицкая летопись.


В период правления Ивана III стали появляться неофициальные летописи. Их авторы были более откровенны в оценках событий, чем официальные летописцы. Независимую летопись создали монахи Кирилло-Белозерского монастыря.

О коварстве Ивана III писал клирик Успенского собора Москвы.

Архитектура Москвы. Строительством активно занимался Иван Калита. Но храмы, созданные по его приказу, к сожалению, не сохранились. Они пострадали от многочисленных пожаров, в которых даже известняк начинал крошиться.

Интенсивное каменное строительство развернулось в 14 веке. Дмитрий Донской строил храмы, которые должны были стать символами возрождения земель Руси.

Сохранились постройки периода правления Василия I. В Звенигороде находятся собор Успения на Городке и собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.


В память о Сергии Радонежском построен Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Здесь находятся мощи святого старца.

Памятником раннемосковской архитектуры является Спасский собор Андроникова монастыря.


Храмы Москвы 14 века выглядели грубее, чем владимирские. Они имели тяжёлый пирамидальный силуэт, а в небо на высоком барабане поднимался купол, являвшийся символом Бога.

Во время феодальной войны московское строительство практически прекратилось. Ожило оно в эпоху Ивана III. В Москву часто приглашали зодчих из Италии, которые сохраняя русские традиции, вносили некоторые декоративные элементы по своему вкусу.

Под руководством Аристотеля Фиорованти строился Успенский собор в Москве. Одноименный собор был построен ещё в начале 14 века, но разрушился с течением времени. В 1479 году Фиорованти закончил работу над храмом. Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных на Руси массивных квадратных столбов.

В 1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле, построенный под руководством итальянца Алевиза Нового. При обработке стен использовались мотивы архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.


Московские храмы служили архитектурными образцами для подражания. Однако, как в Москве, так и в провинции преобладали небольшие одноглавые четырёхстолпные храмы. До наших дней сохранились Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря и собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.


Наиболее известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках.

В Пскове архитектура была схожа с новгородской. Отличием стал особый тип звонницы. Она делалась в виде каменной стены с арками для колоколов. Звонницы устанавливались на сводах храма или возле него.

Живопись. Глубокий след в истории русского искусства 14–15 веков оставили три самых известных художника. Это Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. Давайте познакомимся с их творчеством.

Андрей Рублёв родился около 1360 года. В Андрониковом монастыре он принял постриг. В своей жизни художник руководствовался заветами Сергия Радонежского, который призывал к самоотречению, любви к людям и духовному общению с Богом.


Феофан Грек был родом из Византии. На Русь его пригласили уже как известного художника. Первой работой Феофана Грека стала роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Грандиозно изображение Спаса Вседержителя, размещённое в куполе церкви.


В Троицком приделе сохранились фрески с орнаментами, фигурами святых, столпников, ангелов.

Феофан Грек считается автором донской иконы Божьей Матери. Согласно легенде, её поднесли донские казаки князю Дмитрию перед Куликовской битвой. Икона является двусторонней. На лицевой стороне изображена Богородица с младенцем, а на оборотной – Успение Богородицы.


Феофан Грек занимался также росписью церквей и храмов.

Лучшим художником второй половины 15 века считается Дионисий. Самая ранняя из его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её завершения Дионисий был приглашён Иваном III в Москву для написания икон Успенского собора в Кремле.


Святые, написанные Дионисием, словно парят в воздухе. Цветовая гамма его работ наполнена светлыми и нежными тонами.

Давайте подведём итоги.

Литература 14–15 веков была представлена летописными повестями, житиями святых и князей, хождениями, похвальными словами князю.

В 15 веке в Москву часто приглашали итальянских архитекторов.

Наиболее известными живописцами 14–15 веков стали Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий.

Жанры и идеи литературы XIV-XV веков: борьба против иноземных захватчиков, воинские повести, путевые заметки, летописи. Изменения в средневековой литературе в XVI веке - занимательные сочинения по всемирной истории, появление жанра публицистики.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 12.03.2013
Размер файла 876,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Жанры и основные идеи литературы XIV-XV веков: воинская повесть, путевые заметки, летописи; борьба против иноземных захватчиков. "Домострой" - наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.

презентация [876,7 K], добавлен 24.09.2014

Литература восточных славян XI-XIII вв. Жанры духовной словесности. Летописи и воинские повести. Литература Смутного времени. Начало книжной поэзии в России. Стихи Симеона и его последователей. Первые русские пьесы. Развитие повествовательных жанров.

презентация [872,0 K], добавлен 28.10.2011

Историко-литературный процесс XI - начала XVI веков. Художественная ценность древнерусской литературы, периодизация ее истории. Литература Древней Руси как свидетельство жизни, место человека среди ее образов. Произведения агиографического жанра.

реферат [21,2 K], добавлен 06.10.2010

Литературоведение в системе научного знания. Место философии как науки в структуре научного знания. Основные тенденции развития американской литературы XIX-XX веков. Формирование американского социального романа. Реалистическое направление в литературе.

реферат [35,3 K], добавлен 19.04.2015

Положение Чехии в XVII веке, борьба против захватчиков. Угнетение чешского народа и его языка, литературная деятельность государственных и общественных деятелей Карла Жеротина и Богуслава Бальбина в защиту страны. Эпоха барокко в литературе Венгрии.

реферат [22,3 K], добавлен 23.07.2009

Книга книг. Священное Писание. Библия и русская литература XIX-XX веков. Библейский темы в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.С. Грибоедова, И.А. Бунина, М.А. Булгакова.

реферат [90,8 K], добавлен 01.11.2008

Древнерусская житийная литература как одно из средств религиозного воспитания. Публицистичность русской литературы ХIV–ХV веков. Агиографическое повествование в ХVI веке. Традиционные формы жития. Превращение жития в биографическую повесть в ХVII веке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура Руси XIV – XV вв. Литература Подготовил: учитель истории и обществоз.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Руси XIV – XV вв. Литература Подготовил: учитель истории и обществоз.

Культура Руси XIV – XV вв. Литература Подготовил: учитель истории и обществознания Красникова И. Л.

Развитие русской культуры этого времени проходило под воздействием множества.

Развитие русской культуры этого времени проходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые влияния, отразившиеся в культуре: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь становится центром не только объединительных процессов, но и развития культуры.

В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Осо.

В этот период сложился новый жанр устного народного творчества – исторические.

По-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный хара.

По-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. С возвышением Москвы объединение русских земель вокруг нее привело к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. Первым общерусским летописным сводом стала Троицкая летопись, созданная в Москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал Московский свод 1479 года. Все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения русских земель и сильной великокняжеской власти.

Центральной темой литературы была борьба русского народа против захватчиков.

Центральной темой литературы была борьба русского народа против захватчиков. Следствием этого было появление воинской повести. Одним из выдающихся памятников этого жанра является повесть о разорении Рязани Батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения.

В 14-15 вв. на Руси существовали специальные училища для детей, в которых ра.

В 14-15 вв. на Руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя — книжники. Сведения об этом содержаться в описании жизни русских святых. В этот период продолжает активно развиваться книжное дело. Крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. Особенно известны были Троицко-Сергеевский монастырь, Кирило-Белозерский и Соловецкий монастыри. Так же мастерские существовали и при княжеских дворах. Книги, как правило, создавались на заказ и очень редко на продажу.

Книги писали на пергаменте. Он изготовлялся из телячьей или бараньей кожи. Из.

Книги писали на пергаменте. Он изготовлялся из телячьей или бараньей кожи. Изготовление пергамента требовало сложной технологии и высокого профессионального мастерства. В XI-XII столетиях на Руси делать пергамент не умели и ввозили его из Византии или западных стран. В XIII веке большинство древнерусских книг уже писаны на отечественном пергамене. В XIV веке на Руси появилась бумага, которая тогда же окончательно вытеснила пергамен.

Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой. Сидят они на резных ска.

Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой. Сидят они на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетенных тетрадях. Оригинал рукописи, как правило, укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы – стол с инструментами. Можно угадать и чернильницу с двумя отверстиями - для киновари (красной краски) и обычных чернил, и чернильницу в виде кувшинчика, а также пенал, циркуль, нож, перо или трость, линейку, ножницы, шило. Основное положение листа книги при письме - на колене.

Читайте также: