Личный автомобиль и безопасность доклад

Обновлено: 05.07.2024

Выбросы от автотранспорта в атмосферу. Влияние вредных веществ на организм. Воздействие шумовых колебаний на психологическое состояние человека. Вибрации как фактор транспортного дискомфорта. Опасность транспорта, ежегодные жертвы автокатастроф в мире.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.08.2013
Размер файла 43,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По дисциплине: БЖД

Автомобильный транспорт и безопасность человека в городе

Выполнил:

Сатунина Н.С.

Введение

С давних времён человек хотел освободиться от физических усилий или облегчить их при перемещении чего-либо, располагать большей силой, быстротой. Создавались сказания о коврах самолётах, семимильных сапогах и волшебниках, переносящих человека за тридевять земель мановением жезла.

С одной стороны автомобиль облегчил человеку жизнь, с другой - отравляет её в самом прямом смысле слова. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Установлено что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800кг окиси углерода, около 40кг окислов азота и почти 200кг различных углеводородов. Если эти цифры помножить на 400млн. ед. мирового парка автомобилей, можно представить степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Автомобили являются источниками 50% загрязнения атмосферы углеводородами азота и 90% окисью углерода. В странах, где автомобилизация достигла гипертрофированных размеров, автомобили заполнили улицы и дороги, отравляя воздух, поглощая топливные ресурсы. Эффективными профилактическими мероприятиями являются расширение улиц, создание между проезжей частью дорог и жилыми домами фильтров - стен из зелёных насаждений, организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы.

Также автомобильный транспорт оказывает негативное воздействие на фауну. Это выражается в загрязнении природной среды и дорог, разрушение мест обитания животных, рассечение дорогами сезонных и суточных участков животных, столкновение последних с транспортными средствами. Густота дорожной сети постоянно увеличивается, по этому отрицательное воздействие автомобильного транспорта на животный мир будет возрастать. Помня об этом, необходимо принимать действенные меры для уменьшения гибели животных при прокладке новых дорог и проводить охранные мероприятия на уже имеющихся. Для повышения чистоты воздушного бассейна необходимо применять менее токсичные виды топлива. Например, природный газ, он технически и экономически оправдывает себя. Газ лучше бензина смешивается с воздухом, поэтому полнее сгорает в двигателе, а значит и вредных веществ в газе меньше. Помимо сжатого газа используют сжиженный природный газ.

Решение энергетической проблемы автомобильного транспорта - это создание альтернативных видов топлива. Такие, как спирты, жидкий азот, жидкое синтетическое топливо, водород. Их использование поможет существенно снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля на окружающую среду.

1. Выбросы от автотранспорта в атмосферу

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов нефти с температурами кипения от 200 до 350 0 С. Дизельное топливо должно иметь определенную вязкость и самовоспламеняемость, быть химически стабильным, при сгорании иметь минимальную дымность и токсичность. Для улучшения этих свойств в топлива вводят присадки, антидымные или многофункциональные.

2. Влияние вредных веществ на организм

Помимо метеорологических факторов самоочищения атмосферы некоторые компоненты вредных выбросов автомобильного транспорта участвуют в процессах взаимодействия с компонентами воздушной среды, результатом которых является возникновение новых вредных веществ (вторичные атмосферные загрязнители). Загрязнители вступают с компонентами атмосферного воздуха в физическое, химическое и фотохимическое взаимодействия.

Также огромное влияние на организм оказывает энергетический фактор. К энергетическим загрязнениям окружающей среды автотранспортном относят шум, вибрации, электромагнитные излучения.

3. Шумовое воздействие

Наиболее сильно влияет на психологическое состояние человека шумовое воздействие. Шум - всякие нежелательные, неприятные звуковые колебания, беспорядочно изменяющиеся во времени. Звуковые колебания - акустические колебания, лежащие в диапазоне частот от 16Гц до 22кГц.

Различают четыре вида воздействия шума:

1. раздражающее воздействие (шумовые всплески, переменное акустическое воздействие в сочетании с шумом постоянного уровня и громкие звуки);

2. снижение самообладания (предъявление жалоб и претензий к объектам и субъектам повышенных шумовых воздействий);

3. воздействие шума на характер принимаемых решений, что важно, например, для водителя при быстрой смене обстановки в городских условиях движения;

4. воздействие шума на внимание в процессе длительной работы с учетом наличия корреляции уровня шума с вероятностью совершения ДТП.

При регламентировании показателей шума АТС учитывают особенности слухового восприятия шума человеком, которое не совпадает с результатами измерений, a также наличие синергетического эффекта при одновременном воздействии на организм человека шума, вибраций, температур, газов в салоне.

Основными источниками внешнего шума являются автотранспорт, а также некоторые виды производства и строительство. Установлено, что интенсивность шума (в дБА) составляет от:

Легкового автомобиля - 70-80

Грузового автомобиля - 80-90

Источником шума на автомобиле являются двигатель, коробка передач, ведущий мост, вентилятор, выхлопная труба, всасывающий трубопровод, шины. При скорости движения до 70-80 км/ч под нагрузкой основным источником шума на автомобиле оказывается двигатель. За пределами указанных скоростей главный шум производят шины. Когда нагрузка сбрасывается, наиболее интенсивный шум вызывается также шинами.

Таким образом, транспортные средства являются источниками прежде всего внешних шумов, беспокоящих всех людей, находящихся в пределах их (шумов) досягаемости.

Уже много лет осуществляется нормирование транспортных шумов. Выработаны международные нормы, определяющие уровни шума, производимые автомобильными транспортными средствами. Максимально допустимые уровни шума составляют: для легковых автомобилей - 80дБА, автобусов и грузовых автомобилей в зависимости от массы и вместимости соответственно от 81 до 85 и от 81 до 88 дБА.

Другим источником транспортного дискомфорта (для водителя и пассажиров) являются колебания и вибрации, возникающие в процессе движения автомобиля. Они рассматриваются в рамках группового свойства - плавности хода.

При движении автомобиля возникают колебания, обусловленные неуравновешенными силовыми воздействиями в узлах и агрегатах автомобиля, а также внешним переменным воздействием от неровностей дорожного покрытия. Эти колебания передаются на кузов автомобиля и через дорожное покрытие и грунт - на элементы придорожного пространства. Воздействие вибраций можно рассматривать по аналогии с шумом в двух аспектах: воздействие на водителя и пассажиров автомобиля и воздействие на окружающие объекты.

По способу передачи на человека различают общую и локальную вибрации. Общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека и вызывает сотрясение всего организма; локальная вибрация передается через руки человека. Водитель автомобиля одновременно подвергается воздействию общей и локальной вибрации, а пассажир и пешеход, находящийся рядом с проезжей частью, - общей.

Оценка плавности хода связана с наличием частотной и амплитудной чувствительности различных органов человека, особенно при экстремальных виброускорениях во время движения автомобиля.

Согласно нормативным документам экспериментально оцениваются значения вертикальных, продольных и поперечных виброускорений, которые сопоставляются с техническими нормами для каждого вида АТС.

Нормы общей вибрации установлены в октавных диапазонах со среднегеометрическими частотами 2; 4; 8; 16; 31,5; 63 Гц, а локальной вибрации - 16; 32;63; 125; 250; 500; 1000 Гц.

В автомобиле вибрации низкой частоты возникают при взаимодействии колес с дорогой, и параметры колебаний являются случайными. Уровень вибрации в основном определяется скоростью движения, ровностью дорожного покрытия, конструктивными особенностями подвески автомобиля и его техническим состоянием. Колебания автомобиля по всем параметрам близки к параметрам колебаний отдельных органов человека, поэтому вибрация оказывает отрицательное влияние на те органы человека, частоты колебаний которых совпадают с частотой вибрации автомобиля.

При проектировании подвески автомобиля стараются обеспечить такую плавность хода, при которой уровни вибрации не превышают порога снижения комфортности или порога производительности труда, а частота колебаний кузова находится в диапазоне 1,5. 2,5 Гц.

Наименьший уровень вибрации, источником которой является взаимодействие колес с дорогой, наблюдается при размещении водителя и пассажиров внутри автомобиля на площади, ограниченной колесной базой. Такое размещение принято практически для всех легковых автомобилей. Для водителей грузовых автомобилей с компоновкой кабины над двигателем и автобусов вагонного типа необходимо применение сиденья с подрессориванием.

Вибрации, возникающие при движении автомобиля, не только воздействуют на водителя и пассажиров, но и передаются через дорожное покрытие в окружающее пространство. Исследования показывают, что они могут превышать допустимый для человека уровень на удалении от проезжей части до 10м.

Для предотвращения воздействия вибрации на организм человека применяются различные виброгасительные и демпфирующие устройства (амортизаторы, демпферы, рессоры, пружины и т.д.).

автотранспорт вредный выброс вибрация

Движение материи обеспечивает транспорт. Развитие транспорта порождает проблемы. Ежегодно в мире в автокатастрофах погибают 0,2 млн. человек, 0,5 млн. становятся калеками, 10 млн. получают травмы (рис.1.4.8.). По использованию площадей в мире по крайней мере треть площади города приходится на дороги и автостоянки. Строительство дорог в большей степени стимулирует увеличение транспортных потоков и, как следствие, снижение средней скорости перемещения.

Рис. 3. Ежегодные жертвы автокатастроф в мире

Ожидается, что с ростом численности автомобильного парка при относительной стабилизации протяженности дорожной сети и развития технических средств регулирования движения произойдет рост дорожно-транспортного травматизма, увеличение уровней загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха, почвы, водоемов и грунтовых вод. По данным ГАИ в России совершается ежегодно до 140 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает 37 тыс. человек и более 200 тыс. человек получают увечья и травмы. По удельному уровню погибших в ДТП на 1000 АТС Россия опережает страны ЕС в 10-12 раз.

Однако транспорт является одним из важнейших элементов материально--технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания. Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса.

Но вместе с тем преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями -- отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный парк, является практически основным источником загрязнения окружающей среды, а также - одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрацией. Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами, Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других.

Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире.

В то же время быстрый процесс развития автомобилизации сопровождается целым рядом острых социальных проблем. Наблюдаемая мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, уменьшения уровня шума, обеспечения безопасности движения и пр. городах. В современных городах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автопарка является архитектурной проблемой.

Из своей работы я сделала вывод, что с изобретением тепловых двигателей власть человека над природой увеличилась. Но человек - часть природы, поэтому, чтобы жить на Земле без страха за своё будущее, за своё здоровье, любоваться красотами природы, нужно беречь наш дом. В наше время люди, принимающие ответственные технические решения, должны владеть основами естественных наук, быть экологически грамотными, осознавать свою ответственность за действия и понимать, какой вред они могут принести природе. По-моему мнению автомобиль в жизни и деятельности современной цивилизации просто необходим. Но всякие недоработки научно-технического прогресса необходимо устранять своевременно с той целью, чтобы сохранить в чистоте окружающую среду. Человек должен понять, что жизнь на Земле зависит от его отношения к природе, от гармонии между ними.

Список используемой литературы

1. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды [Текст]/ И.Я. Аксенов// М.: Транспорт, 1986. 176 с.

2. Величковский В.Т. Здоровье человека и окружающая среда. [Текст]/В.Т. Величсковский //М.: Новая школа, 1997г.,235с.

3. Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Современная экологическая ситуация в России. [Текст]/ Л.К. Казанцева// ЭКО.-2005-№9-с30-45-Таблицы

4. Коробкин В.И./Экология/ - М.,2006г.-465с.

5. Косой Ю.М. Городской транспорт в зеркале экологии/ Энергия: экономика, техника, экология, 2001г., с.64-68.-М.: Наука.

6. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трошиминко Ю.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА - М, 2007, 408с.

Подобные документы

Классификация вредных химических веществ в зависимости от их практического использования. Воздействие аэрозолей на организм. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в воздухе. Средства индивидуальной защиты человека от негативных факторов.

реферат [419,3 K], добавлен 22.04.2009

Вещества, вызывающие производственные травмы, профессиональные заболевания, отклонения в состоянии здоровья. Виды вредных веществ. Комбинированное действие вредных веществ на организм человека. Ограничение содержания вредных веществ в различных средах.

презентация [66,3 K], добавлен 12.03.2017

Характер и степень влияния микроволнового электромагнитного излучения на системы зажигания бензиновых двигателей. Особенности шумового и электромагнитного воздействия на психологическое состояние человека, их разновидности и последствия, пути снижения.

реферат [13,9 K], добавлен 16.02.2009

Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Токсикологическая классификация вредных веществ. Действие ионизирующих излучений на организм человека. Основные виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.

контрольная работа [47,3 K], добавлен 01.03.2015

Механические колебательные движения, непосредственно передаваемые телу человека. Действие вибрации на организм человека. Сильный стресс-фактор, оказывающий отрицательное влияние на психомоторную работоспособность человека.

Автомобиль прочно укрепился в образе современного жителя. С каждым годом машина приобретает всё большую значимость в жизни человека, и он уже не представляет возможным передвигаться на городских видах транспорта. На автомобиле вы сможете совершать поездки именно тогда, когда вам удобно и не зависеть от расписания автобусов и троллейбусов.

Статистика показывает, что сейчас в России за рулем — каждый седьмой житель. Прогноз же сообщает, что через десять лет в автомобиль пересядет каждый третий. При этом, в результате дорожно-транспортных происшествий в 2009 году в России погибли 26 тыс. 084 человека. Не мало, скажу я вам. Никто не застрахован от попадания в ДТП, но данный риск можно снизить. Достаточно соблюдать элементарные правила эксплуатации автомобиля и дорожного движения. К проблемам надо подходить подготовлено: иметь необходимые инструменты в автомобиле, аптечку.

Объектом исследования является автомобиль.

Предметом исследования безопасность при эксплуатации автомобиля.

Цель исследования выявить правила грамотного использования автомобиля с целью обеспечения себя безопасностью.

Правила техники безопасности

Отработавшие газы токсичны! Если необходимо завести двигатель в гараже или другом помещении, обеспечьте хорошую вентиляцию или обязательно откройте ворота.

При движении накатом не выключайте зажигание - может сработать противоугонное устройство в замке зажигания, блокирующее вал рулевой колонки. Ваш автомобиль может стать неуправляемым!

Бензин, антифриз и незамерзающая жидкость токсичны, поэтому соблюдайте меры предосторожности при заправке автомобиля техническими жидкостями.

В системе выпуска отработавших газов установлен каталитический нейтрализатор. Учтите, что при работе двигателя он нагревается до температуры свыше 6000С. Поэтому во избежание пожара при парковке следите за тем, чтобы под днищем автомобиля не было сухой травы или горючих материалов.

Запрещается эксплуатация автомобиля с горящей сигнальной лампой аварийного падения давления масла: она должна кратковременно (не более 2с) загораться лишь при пуске двигателя. Это же относится к сигнальной лампе разрядки аккумуляторной батареи, так как иногда причиной ее загорания может быть короткое замыкание проводки, приводящее к пожару в моторном отсеке автомобиля.

Запрещается работать под автомобилем, поднятым домкратом. Обязательно подставьте под кузов опоры.

При подъеме автомобиля домкратом обязательно включите стояночный тормоз и подложите под колеса с противоположной стороны подходящие упоры.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при заправке автомобиля.

Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.

Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.

Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.

Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.

Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.

Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.

Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.

Стиль вождения и удобство посадки водителя влияют на степень безопасности, поэтому выполняйте следующее:

- обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, даже если управляете автомобилем в городе;

- убедитесь в том, что все пассажиры, даже на задних сиденьях, пристегнуты ремнями безопасности. Пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, в случае аварии подвергают опасности себя, водителя и других пассажиров;

- для перевозки детей в возрасте до 12 лет используйте специальные детские кресла, в которых ребенок надежно фиксируется относительно кресла, а кресло - относительно автомобиля;

- отрегулируйте водительское сиденье так, чтобы можно было дотянуться до любого ор­гана управления;

- отрегулируйте положение рулевого колеса так, чтобы были видны все приборы в комбинации, а руки на рулевом колесе находились в наиболее удобном положении;

- убедитесь в свободном перемещении всех педалей;

- не садитесь за руль в состоянии опьянения. Употребление алкоголя, наркотиков и некоторых медицинских препаратов негативно сказывается на органах чувств, скорости реакции человека, его водительских способностях и увеличивает риск создания аварийной ситуации и получения травмы;

- не садитесь за руль, если ощущаете усталость. Чаще останавливайтесь для отдыха (не реже чем через каждые два часа);

- ведите автомобиль со скоростью, соответствующей интенсивности движения, по­годным и дорожным условиям. Помните: управляемость автомобиля, его тормозные качества в большой степени зависят от сцепления шин с дорожным покрытием. Весьма опасны участки дорог со свежеуложенным асфальтом. На мокрой дороге может возникнуть эффект аквапланирования, в этом случае возможна полная потеря управляемости;

В настоящее время автомобили на заводе-изготовителе комплектуют минимально возможным набором инструментов (домкрат, ключ для гаек колес и отвертка), с помощью которого можно лишь заменить колесо или перегоревшую лампу.

Поэтому рекомендуем всегда держать в автомобиле следующие дополнительные аксессуары, инструменты и запасные части.

Инструменты и аксессуары

1 - аптечка первой помощи (автомобильная), утвержденная приказом Минздравмедпрома России от 01.04.2002 г. №106;

2 - воронка для заправки бензином;

3 - запасное колесо;

4 - знак аварийной остановки;

6 - набор инструментов:

- две отвертки - с крестообразным и плоским лезвиями;

- баллонный ключ крестообразной формы (он удобнее, чем штатный ключ);

- кусок изолированного провода длиной около метра;

7 - переносная лампа;

8 - упор под колесо;

9 - насос или компрессор (с манометром);

10 - монтажная лопатка;

11 - провода для пуска двигателя от внешнего источника;

12 - буксировочный трос.

1 - флакон тормозной жидкости;

2 - шланг для прокачки гидроприводов;

3 - изолированный провод длиной около метра;

4 - набор всех ламп, применяемых на автомобиле (половина всех ламп, установленных на автомобиле, за исключением повторяющихся);

5 - набор предохранителей;

6 - ремень привода генератора;

7 - ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера;

8 - реле системы управления двигателем;

9 - катушка зажигания;

10 - свечи зажигания (можно неновые, но рабочие);

11 - высоковольтные провода с наконечниками (можно один, самый длинный).

В дальней дороге, особенно если маршрут незнакомый, приходится рассчитывать только на себя и запчасти в багажнике. Ниже приведен полный перечень необходимых запчастей, инструментов и расходных материалов, которые могут пригодиться. Вы можете изменить его по собственным соображениям. Но даже если вы совсем не умеете ремонтировать автомобиль, не уменьшайте количество запчастей или инструментов. В экстренной ситуации, конечно, можно остановить проезжающую машину или обратиться на любую автобазу или в придорожный автосервис, но именно этой запасной части или такого инструмента там может не оказаться, а в магазине запчастей - выходной.

Отправляясь в дальний путь, дополнительно захватите следующее.

1. Дополнительный набор инструментов:

- отвертки с плоским и крестообразным лезвиями трех размеров - малые, средние и большие (силовые);

- ключ для прокачки тормозов и тонкий шланг длиной 15-20 см;

- дрель с набором сверл;

- ножовка по металлу;

- напильник с насечкой среднего размера;

- дополнительная монтажная лопатка;

- моток вязальной проволоки;

- кусок плотного картона для изготовления прокладок;

- несколько винтовых хомутов разного ди­аметра;

- кусок наждачного полотна.

3. Канистра моторного масла (в упаковке 1 или 4 л). Причем на 1000 км пробега для нового, не прошедшего обкатку автомобиля возьмите 4 л, для прошедшего обкатку 50 000 км -1 л, прошедшего 100 000 км - 2 л, с пробегом свыше 100 000 км - 4 л.

4. Канистра антифриза 1 л (зимой - 5 л).

5. Масло для доливки в гидроусилитель рулевого управления -1 л.

6. Масло для доливки в механическую коробку передач (или рабочая жидкость для автоматической коробки передач) - 1л.

7. Тюбик смазки Литол-24.

8. Канистра с 10 л бензина.

9. Шланг для перелива бензина.

10. Средство для удаления битумных пятен с кузова.

11. Средство для удаления с ветрового стек­ла налипших насекомых.

12. Специальный набор для ремонта беска­мерных шин без разбортовки или герметик для колес.

13. Хотя бы одна щетка стеклоочистителя.

14. Проверенный термостат.

16. Ремкомплект для ремонта глушителя.

17. Новые тормозные колодки (по две штуки для передних и задних тормозов).

18. Тормозные шланги (на автомобиле есть шланги разных размеров, иметь по одному каждого размера).

19. Пара гаек крепления колеса.

20. Коробочка с болтами, гайками и шайбами (по две-три штуки от М5 до М10), а также со шплинтами.

22. Зимой - цепи противоскольжения или мешочек песка.

23. Широкий прозрачный скотч (для ремонта шлангов и разбитых стекол).

24. Фонарь на батарейках или аккумуляторах и запасной комплект батареек к нему.

25. Рулетка (может пригодиться в случае ДТП).

26. Коробка спичек, топорик.

27. Прочная веревка или шнур.

28. Нитяные рабочие перчатки.

29. Что-нибудь из рабочей одежды.

30. Средство для очистки рук.

31. Коврик для работы под машиной.

32. Мягкий карандаш, несколько листов бумаги или блокнот.

Перед выездом проверьте техническое состояние автомобиля. Вы затратите не более десяти минут, зато будете уверены в исправности систем и агрегатов автомобиля. Проверку необходимо выполнять и при ежедневной эксплуатации автомобиля, даже если вам кажется, что все работает безукоризненно. Часть работ можно выполнить во время прогрева двигателя, сэкономив несколько минут.

1. Подходя к месту стоянки, обратите внимание, нет ли следов потеков масла или экс­плуатационных жидкостей под автомобилем. По возможности устраните течь до выезда.

2. Обязательно проверьте давление воздуха в шинах и при необходимости доведите его до рекомендованного для данного типа шин. Разница давления в пределах 0,2-0,3 кгс/см2 может ухудшить параметры управляемости, плавность хода автомобиля и привести к нежелательному заносу или сносу при торможении. Из-за пониженного давления в шинах быстрее изнашивается протектор и расходуется больше топлива.

3. Обойдите вокруг автомобиля. Проверьте следующее:

- комплектность съемных деталей (щетки стеклоочистителя, наружные зеркала и др.);

- целость стекол кузова, рассеивателей фар и фонарей. Не откладывайте замену разбитых рассеивателей. Треснутые стекла кузова заменяйте при первой возможности;

- состояние шин. У радиальных шин мягкие боковины. Шины с номинальным внутренним давлением выглядят приспущенными. Запомните их внешний вид (осадку);

- наличие и состояние номерных знаков.

4. Проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости долейте масло до нормы.

5. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра тормоза и охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости долейте жидкости до нормы.

6. Проверьте уровень масла в бачке гидроусилителя рулевого управления. При необходимости долейте масло до нормы.

7. Рекомендуем по возможности проверить уровень масла в коробке передач и при необходимости долить масло.

8. Проверьте работу стояночного тормоза. Для этого, поднимая рычаг до упора, подсчитайте количество щелчков. Если щелчков больше семи, стояночный тормоз надо отрегулировать.

9. Проверьте исправность звукового сиг­нала.

10. Проверьте работу фар, задних фона­рей, дополнительного сигнала торможения и указателей поворота.

11. Проверьте работу контрольно-измерительных приборов, очистителя и омывателя ветрового стекла.

В случае обнаружения неисправности примите решение (с учетом требований Правил дорожного движения) о начале поездки или ремонте автомобиля.

Вам потребуются: канистра с бензином, специальная воронка для горловины топливного бака, имеющей сужение, исключающее заправку этилированным бензином.

Пробка топливного бака расположена на левом заднем крыле под откидной крышкой.

1.Для того чтобы открыть крышку люка наливной горловины топливного бака, потяните вверх рукоятку привода замка крышки на основании кузова рядом с сиденьем водителя…

2. ..и откиньте крышку.

3.Отверните пробку топливного бака (против часовой стрелки).

4. Вставьте пистолет топливозаправочной колонки в наливную горловину топливного бака и заправьте автомобиль. Если вы заправляете автомобиль из канистры, то перед заправкой вставьте специальную воронку в горловину топливного бака и залейте бензин из канистры.

5. После заправки заверните пробку по часовой стрелке до щелчка. Пробка снабжена ограничителем момента заворачивания и после щелчка будет прокручиваться.

6. Закройте люк и удалите потеки бензина ветошью.

Примечание: Наконечники заправочных пистолетов колонок для этилированного бензина (колонки старого образца со стрелочными указателями) имели увеличенный диаметр. Поэтому для исключения случайной заправки таким бензином диаметр горловины наливной трубы сделан меньшим, чем у наконечников пистолетов этих колонок, следовательно, и воронка должна иметь наконечник малого диаметра.

При пользовании домкратом на мягком грунте подкладывайте под основание домкрата брус или доску.

Домкрат, приложенный к автомобилю, находится в багажнике. Для того чтобы достать его, откиньте вверх обивку пола багажника и расположенную под обивкой крышку ниши запасного колеса.

Домкрат расположен в нише для запасного колеса в специальном кронштейне.

В этой же нише находится увязка с ключом для гаек колес и воротком домкрата, служащим одновременно крючком для снятия декоративного колпака. Причем ключ для гаек колес служит рукояткой воротка при пользовании домкратом.

1. Для пользования домкратом немного сожмите его, вращая ходовой винт против часовой стрелки.

2. . и извлеките домкрат из кронштейна.

3. Соберите вороток и присоедините его к домкрату.

4. Установите домкрат под порог кузова так чтобы ребро порога разместилось в пазу головки домкрата, а сама головка была расположена под специальным гнездом в пороге между двумя вырезами в его ребре вблизи каждого колеса.

2. Все ДТП можно условно разделить на две категории:

— ДТП, происходящие из-за потери водителем контроля над автомобилем;

— ДТП, происходящие из-за потери водителем контроля над дорожной обстановкой.

3. Как следствие, понятие активной безопасности тоже можно условно разделить на два:

4. Обеспечение этих видов безопасности требует от вас совершенно разных навыков:

— контроль над дорожной обстановкой вы сможете осуществлять с помощью тактически грамотного поведения на дороге — наблюдения, прогнозирования, сохранения защитного пространства, правильного выбора скорости.

5. Избежать ДТП — важнее, чем попасть в него, но остаться невредимым. Другими словами, активная безопасность — на первом месте.

6. Активную безопасность можно определить как возможность в любой момент времени совершить экстренный маневр, который позволил бы избежать ДТП.

Вы имеете возможность совершить экстренный маневр лишь при одновременном соблюдении следующих четырех условий:

• наличие свободного дорожного пространства вокруг автомобиля;

• наличие запаса динамики автомобиля;

• наличие запаса сцепления шин с дорогой;

• вы физически и психологически готовы к экстренной ситуации.

7. Выполнение первого и четвертого условий практически полностью зависит от вас, выполнение второго и третьего условий зависит как от вашего водительского мастерства, так и от конструктивных особенностей автомобиля.

8. При условии грамотного вождения спортивный автомобиль дает возможность обеспечить наибольшую активную безопасность за счет высокой динамичности и управляемости, а также за счет низко расположенного центра тяжести.

9. Автомобиль внедорожного типа обеспечивает наименьшую активную безопасность среди легковых автомобилей из-за высоко расположенного центра тяжести. Это делает его менее маневренным, неустойчивым в поворотах и склонным к опрокидыванию.

10. Пассивную безопасность, то есть безопасность при столкновении, обеспечивают не размеры машины как таковые, а способность кузова поглощать удар, которая зависит от грамотности проектирования кузова и качества материалов, из которых изготовлены детали.

Чем больше способны сминаться детали кузова, тем безопаснее автомобиль в случае столкновения.

11. Тяжесть последствий столкновения прямо пропорциональна массе и квадрату скорости автомобиля. Чем выше скорость движения перед столкновением, тем тяжелее последствия. Ведущие мировые автопроизводители гарантируют жизнь водителю при столкновениях с суммарной скоростью движения (то есть скоростью машины плюс скоростью встречной машины) не более 64 км/ч. При более высоких скоростях не помогут ни ремни, ни подушки безопасности, ни длинный капот, ни высокая посадка.

В нашей жизни автомобиль не является предметом роскоши, а больше необходимой вещью. Многие работы требуют при устройстве наличие личного автотранспорта, так как при активной деятельности скоро добраться до назначенного пункта невозможно.

Так же в автомобиле вам будет гораздо удобнее совершать поездки в магазин за покупками и не таскать тяжелые сумки до остановок. Вы сможете припарковаться недалеко от магазина и вернуться домой без лишних проблем. Если на улице образовалась пробка, то вы можете объехать её окольными путями, а если бы вы ехали на автобусе или маршрутном такси, то у вас не было бы выхода никуда свернуть. Имея автомобиль можно без лишних вопросов в любое удобное для вас время выбираться с друзьями за город.

Столько плюсов! Но не стоит забывать о безопасности эксплуатации автомобиля, чтобы не омрачать радости, доставляемые личным авто. Надо помнить, что наша безопасность зависит только от нас самих. Следуйте правилам дорожного движения и грамотно используйте свой автотранспорт!

В современном мире автомобиль не роскошь, а всего лишь средство передвижения. Беспрерывно растет количество автомобильных перевозок. Транспорт используется в личных целях и для работы, за рулем находятся мужчины, женщины и молодежь. Итогом всего становится ужасная статистика, по которой ДТП вошло в десятку главных причин смертности населения. Под колесами автомобилей гибнут дети, а это уже серьезный повод для начала кардинальных изменений в сфере дорожного движения.

Интересен тот факт, что даже в древнем мире существовали правила дорожного движения. В Древнем Риме появилось односторонне движение и служба надзора за исполнение правил. А уже в средние века возникла правосторонняя езда, которая используется многими странами мира на сегодняшний день. Полноценные правила дорожного движения стали возникать в Европе в середине 19 века, а единые европейские приняты в 1909 году. В начале 20 века появляется также электрический светофор и страховка для автовладельцев.

ПДД – это нормативный акт, который четко регламентирует поведение на дорогах. Сухой язык, обилие терминологии делают его труднодоступным, особенно для детей. Поэтому главная задача – доходчиво объяснять правила, однако с заменой понятий нужно быть осторожным, чтобы не исказить содержание. Для более полного восприятия нормативного акта детьми, часто используются яркие иллюстрации и мультяшные персонажи, которые несут смысловую нагрузку.

Детский травматизм – это очень страшно. Особо внимательными должны быть в первую очередь взрослые, ведь в большинстве случаев минутное отвлечение может стоить жизни ребенка. Не следует оставлять детей без присмотра. Особую бдительность важно проявлять водителям транспортных средств на пешеходных переходах. Дети ни физически, ни психологически не готовы стать участниками дорожного движения.

Изучению правил дорожного движения следует уделять как можно больше времени. Транспортные средства и аварии – самые опасные в мире по количеству несчастных случаев. Только особая осторожность и усиленное внимание всех участников дорожного движения на дорогах может снизить риск травматизма и сократить рост печальной статистики со смертельным исходом.

Доклад №2

Каждый день, выходя из дома человек становится водителем, пешеходом или пассажиром. Степень спокойствия на дорогах зависит от исполнения определенных правил, установленных для каждого из участников дорожного движения.

Памятка для пешехода:

1. Пеший человек должен двигаться по правой стороне тротуара или иного ограждающего трассу элемента;

2. В отсутствие обрамляющих магистраль элементов пешеход должен двигаться по краю дорожного полотна навстречу автомобильному потоку;

3. Пересечение пешеходом транспортной полосы должно осуществляться строго в установленных местах, обозначенных, выделенных, или организованных переходах, при разрешающем сигнале светофора. В отсутствие установленных мест перекресток или дорога пересекается по кратчайшему расстоянию. Основная обязанность пешего человека – проверить наличие транспорта неподалёку;

4. Запрещено перебегать трассу перед движущимся автомобилем, выскакивать и выпрыгивать на дорогу, передвигаться на пешеходный переход бегом;

5. В целях улучшения собственной видимости в темное время суток или в условиях ограниченной видимости пешеход обязан разместить на одежде светоотражающие элементы.

Памятка для пассажира автомобиля:

  1. Находясь в автомобиле, пассажир обязан быть пристегнутым;
  2. Выходя из автомобиля, необходимо убедиться в отсутствии расположенных рядом предметов, которые могут быть повреждены открывающейся дверцей;
  3. Запрещается садится и выходить из автомобиля на ходу даже с незначительной скоростью.

Памятка пассажира общественного транспорта:

  1. Необходимо дожидаться транспорта на остановке, не разрешается посадка в общественный транспорт, за исключением такси, в необозначенных специально для этого местах;
  2. При посадке рекомендуется входить в передние двери, а выходить через задние;
  3. Перед посадкой необходимо уступить дорогу выходящему потоку;
  4. При необходимости перейти дорогу после высадки рекомендуется обходить автобусы и троллейбусы сзади, а трамвай перед транспортным средством.

Памятка водителя:

Соблюдение небольшого количества указанных правил позволит каждому из участников дорожного движения сохранить уверенность в возможности успешного завершения собственного пути.

5, 8 класс по ОБЖ

Безопасность на дорогах

Наверное, каждый знает о том, что баскетбол является самым знаменитым и популярным видом спорта. Баскетбол – это спортивная игра, в которой набирается определенное количество людей. И каждая из команд старается разными способами забить мяч

Оскар Уайльд за свою жизнь написал лишь один роман, но это не помешало получить ему невообразимую славу. Что же такого отличительного в его творчестве?

Вода нас окружает повсюду. В речке, озерах, море, в тумане, в дожде и даже в кране. Сложно представить, что бы произошло, если б исчезла вода. От воды зависит жизнь на нашей планете, а значит без нее исчезло б все живое, погибли люди, растения, животные.

Правила безопасности в автомобиле

Транспортные средства являются объектами повышенной опасности и для находящихся в нем лиц, и для окружающих, поэтому знать правила безопасности в автомобиле – обязанность каждого водителя. Именно он осуществляет управление транспортным средством и должен позаботиться о перевозимых им пассажирах. Даже если автомобилем Вы сами не пользуйтесь, изучите представленные нами правила, чтобы поездка в такси не обернулась неприятными последствиями или неожиданностями в виде привлечения к административной ответственности.

Какие правила необходимо соблюдать до начала поездки в целях обеспечения безопасности

Разумеется, управлять автомобилем может только тот, кто получил в установленном порядке водительское удостоверение. Помимо обязательного наличия с собой при управлении автомобилем такого удостоверения (со своевременной заменой по истечении срока годности), водитель обязан оформить полис ОСАГО (и иметь его с собой при нахождении за рулем), иметь свидетельство о регистрации ТС. При покупке автомобиля необходимо вовремя поставить его на учет (подробнее – запрет на регистрационные действия автомобиля). В противном случае водитель может быть привлечен к административной ответственности.

Правила дорожного движения предусматривают обязанность водителя иметь в транспортном средстве огнетушитель и автомобильную аптечку (проверьте срок годности и комплектность). Если есть какие-то медицинские заболевания, безусловно, аптечку необходимо расширить и иметь необходимые лекарства под рукой. Особенности перевозки инвалидов в автомобиле рассмотрены на сайте отдельно.

Помимо вышеперечисленного, правила безопасности в автомобиле предполагают проверку его технического состояния (помимо техосмотра). Водитель не имеет права управлять автомобилем при сломанном рулевом управлении, тормозной системе и т.п. Даже перегоревшая лампочка в фаре может стать основанием привлечь водителя к административной ответственности. А спущенные шины привести к аварии. Тем более, что сейчас подкачать шины можно на автозаправке. Поэтому обращайте внимание на состояние машины перед выездом.

Общие правила безопасности в автомобиле для водителя

Не употребляйте за рулем или перед поездкой алкогольные напитки. Дело даже не в лишении прав и штрафе за такое правонарушение. Алкоголь снижает бдительность, внимательность и может стать причиной тяжкой травмы или даже смерти.

Пристегнитесь ремнями безопасности, даже если ехать Вам недалеко или двигаетесь Вы не быстро.

Отдохните и выспитесь, ведь плохое самочувствие также плохо сказывается на внимательности.

Тяжелые предметы не должны помещаться на полки автомобиля без крепления, чтобы в момент аварии не покалечить никого внутри.

Не отвлекайтесь при управлении ТС, в т.ч. на телефоны. На кону Ваша жизнь, зачем так рисковать? Если так необходимо поговорить по телефону, всегда можно припарковаться на обочине.

Выберите правильно скоростной режим: двигайтесь не очень быстро и не слишком медленно, чтобы не создавать препятствий. Учитывайте скоростной режим поездки, способности автомобиля быстро набирать/сбрасывать скорость, маневрировать.

Правила безопасности в автомобиле для пассажиров

Все пассажиры, взрослые и дети, должны быть пристегнуты ремнями безопасности. И на переднем сидении, и на задних. Правила перевозки детей в легковом автомобиле предусматривают отдельные требования к наличию специальных удерживающих устройств. Они должны быть установлены правильно (!), для чего достаточно внимательно изучить инструкцию или найти способ их установки в Интернете.

Также следует обратить внимание на длительность нахождения ребенка в автокресле: делайте периодически перерывы в зависимости от возраста малыша и длительности пути.

Не стоит игнорировать количество пассажиров в автомобиле – правила безопасности в автомобиле не предусматривают возможности перевозки большего количества людей, чем мест для них.

Безопасность зависит от трех важных характеристик автомобиля: размер и вес, средства пассивной безопасности, которые помогают выжить в аварии и избежать травм, и средства активной безопасности, которые помогают избегать дорожных происшествий.
Однако при столкновении более тяжелые машины с относительно плохими оценками в краш-тестах могут показать лучшие результаты, чем легкие автомобили с отличными оценками. В компактных и малых автомобилях погибает в два раза больше людей, чем в больших. Об этом стоит всегда помнить.

Пассивная безопасность

Средства пассивной безопасности помогают водителю и пассажирам выжить в аварии и остаться без серьезных травм. Размер автомобиля – это тоже средство пассивной безопасности: больше = безопаснее. Но есть и другие важные моменты.

Ремни безопасности стали лучшим из когда-либо придуманных устройств защиты водителя и пассажиров. Здравая идея привязать человека к сиденью, чтобы спасти ему жизнь при аварии, появилась еще в 1907 году. Тогда водителя и пассажиров пристегивали только на уровне талии. На серийных автомобилях первой ремни поставила шведская компания Volvo в 1959 году. Ремни в большинстве машин трехточечные, инерционные, в некоторых спортивных автомобилях используются и четырехточечные и даже пятиточечные, чтобы лучше удержать водителя в седле. Ясно одно: чем плотнее тебя прижимает к креслу, тем безопаснее. Современные системы ремней безопасности имеют автоматические преднатяжители, которые при аварии выбирают провисания ремней, повышая защиту человека, и сохраняют место для раскрытия подушек безопасности. Важно знать, что хотя подушки безопасности и защищают от серьезных травм, ремни безопасности абсолютно необходимы для обеспечения полной безопасности водителя и пассажиров. Американская организация безопасности движения NHTSA на основании своих исследований сообщает, что использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода на 45-60% в зависимости от типа автомобиля.

Работа подушек безопасности

Работа подушек безопасности

Без подушек безопасности в машине никак нельзя, этого теперь не знает только ленивый. Они нас и от удара спасут, и от разбитого стекла. Но первые подушки были как бронебойный снаряд – раскрывались под воздействием датчиков удара и выстреливали навстречу телу со скоростью 300 км/ч. Аттракцион на выживание, да и только, не говоря уже о том ужасе, который испытывал человек в момент хлопка. Теперь подушки встречаются даже в самых дешевых автомобильчиках и умеют раскрываться с разной скоростью в зависимости от силы столкновения. Устройство пережило много модификаций и вот уже 25 лет спасает человеческие жизни. Однако опасность остается до сих пор. Если забыл или поленился пристегнуться, то подушка легко может… убить. Во время аварии, даже при небольшой скорости, тело по инерции летит вперед, раскрывшаяся подушка его остановит, зато голову с огромной скоростью отфутболит назад. У хирургов это называется “хлыстовая травма”. В большинстве случаев это грозит переломом шейных позвонков. В лучшем -вечной дружбой с вертеброневрологами. Это такие врачи, которым иногда удается поставить ваши позвонки на место. Но шейные позвонки, как известно, лучше не трогать,они проходят под категорией неприкасаемых. Именно поэтому во многих машинах раздается противный писк, который не столько напоминает нам, что нужно пристегиваться, сколько сообщает, что подушка НЕ раскроется, если человек не пристегнут. Внимательно прислушайтесь к тому, что вам поет ваша машина. Подушки безопасности разработаны специально, чтобы работать вместе ремнями безопасности и ни в коем случае не исключают необходимость их использования. По сведениям американской организации NHTSA использование подушек безопасности снижает риск смертельного исхода при аварии на 30-35% в зависимости от типа автомобиля.
Во время столкновения ремни и подушки безопасности работают совместно. Комбинация их работы на 75% более эффективна в предотвращении серьезных травм головы и на 66% более эффективна в предотвращении травм грудной клетки. Боковые подушки безопасности тоже значительно улучшаю защиту водителя и пассажиров. Производители автомобилей используют также двухступенчатые подушки безопасности, которые раскрываются поэтапно одна за другой, чтобы избежать возможных травм, наносимых детям и невысоким взрослым от применения одноступенчатых, более дешевых подушек безопасности. В связи с этим, правильней сажать детей только на задние места в автомобилях любых типов.

Активные подголовники

Активные подголовники

Силовой каркас безопасности

Силовой каркас безопасности

Структурная целостность (целостность каркаса автомобиля) это ещё один важный компонент пассивной безопасности автомобиля. Для каждого автомобиля он тестируется, перед тем как пойти в производство. Детали каркаса не должны изменять свою форму при столкновении, в то время как другие детали должны поглощать энергию удара. Сминаемые зоны спереди и сзади стали, пожалуй, тут самым серьезным достижением. Чем лучше будут сминаться капот и багажник, тем меньше достанется пассажирам. Главное, чтобы двигатель во время аварии уходил в пол. Инженеры разрабатывают все новые и новые комбинации материалов, чтобы погасить энергию удара. Результаты их деятельности можно очень наглядно увидеть на страшилках краш-тестов. Между капотом и багажником, как известно, находится салон. Так вот он и должен стать капсулой безопасности. И этот жесткий каркас ни в коем случае не должен смяться. Прочность жесткой капсулы дает возможность выжить даже в самом маленьком автомобиле. Если спереди и сзади каркас защищен капотом и багажником, то по бокам за нашу безопасность отвечают только металлические брусья в дверях. При самом страшном ударе, боковом, они не могут защитить, поэтому тут используют активные системы – боковые подушки безопасности и шторки, которые тоже блюдут наши интересы.

Также к элементам пассивной безопасности относятся:
-передний бампер, поглощающий часть кинетической энергии при столкновении;
-травмобезопасные детали внутреннего интерьера пассажирского салона.

Активная безопасность автомобиля

В арсенале активной безопасности автомобиля существует много противоаварийных систем. Среди них есть старые системы и новомодные изобретения. Перечислим только некоторые из них: антиблокировочная система тормозов (ABS), traction control, electronic stability control (ESC), система ночного видения и автоматический круиз-контроль – эти модные технологии, которые помогают водителю на дороге сегодня.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) помогает остановиться быстрее и не потерять управление автомобилем, особенно на скользких поверхностях. В случае экстренной остановки ABS работает по-другому нежели обычные тормоза. С обычными тормозами внезапная остановка часто приводит к блокировке колес, что вызывает занос. Антиблокировочная система тормозов определяет, когда колесо заблокировано и отпускает его, управляя тормозами в 10 раз быстрее, чем это может сделать водитель.При срабатывании ABS раздается характерный звук и ощущается вибрация на педали тормоза. Для эффективного использования ABS следует изменить технику торможения. Не нужно отпускать и снова нажимать педаль тормоза,поскольку это отключает систему ABS. В случае экстренного торможения следует один раз нажать на педаль и аккуратно удерживать её до остановки автомобиля.

Traction Control (TCS) применяется для предотвращения пробуксовывания ведущих колёс, независимо от степени нажатия педали газа и дорожного покрытия. Принцип действия её основан на снижении выходной мощности двигателя при возрастании частоты вращения
ведущих колёс. О частоте вращения каждого колеса компьютер, управляющий этой системой, узнаёт от датчиков, установленных у каждого колеса и от датчика ускорения. Точно такие же датчики применяются в системах ABS и в системах контроля крутящего
момента, поэтому часто эти системы применяются одновременно. По сигналам датчиков, указывающих на то, что ведущие колёса начинают пробуксовывать, компьютер принимает решение о снижении мощности двигателя и оказывает на него действие, аналогичное
уменьшению степени нажатия на педаль газа, причем степень сброса газа тем сильнее, чем выше темпы нарастания пробуксовки.

Работа системы ESC

Работа системы ESC

ESC (electronic stability control) — она же ESP. Задача ESC — сохранить стабильность и управляемость автомобиля в предельных режимах поворота. Отслеживая боковые ускорения автомобиля, вектор поворота, тормозное усилие и индивидуальную скорость вращения колес, система определяет ситуации, угрожающие заносом или опрокидыванием автомобиля, и самостоятельно сбрасывает газ и притормаживает соответствующие колеса. Рисунок наглядно иллюстрирует ситуацию, когда водитель превысил максимальную скорость вхождения в поворот, и начался занос (или снос). Красная линия — это траектория движения машины без ESC. Если её водитель начнёт тормозить, у него есть серьёзный шанс развернуться, а если нет — то улететь с дороги. ESC же выборочно подтормозит нужные колёса так, чтобы автомобиль остался на нужной траектории. ESC– наиболее сложное устройство, которое сотрудничает с антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (TCS) системами, контролирует тягу и управление дроссельной заслонкой. Система ESС на современном автомобиле почти всегда отключаемая. Это может помочь в нестандартных ситуациях на дороге, например при раскачивании застрявшего автомобиля.

Круиз-контроль — это система, автоматически поддерживающая заданную скорость движения вне зависимости от изменений профиля дороги (подъемы, спуски). Управление работой данной системы (фиксация скорости, ее снижение или увеличение) осуществляется водителем путем нажатия кнопок на подрулевом выключателе или руле после разгона автомобиля до необходимой скорости. При нажатии водителем педали тормоза или газа система моментально отключается.Круиз-контроль значительно уменьшает появление усталости у водителя в длительных поездках, поскольку позволяет ногам человека находиться в расслабленном состоянии. В большинстве случаев круиз-контроль снижает расход топлива, поскольку поддерживается стабильный режим работы двигателя; увеличивается моторесурс двигателя, так как при поддерживаемых системой постоянных оборотах отсутствуют переменные нагрузки на его детали.

Активный круиз-контроль

Активный круиз-контроль

Активный круиз-контроль, кроме поддержания постоянной скорости движения, одновременно отслеживает соблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля. Основной элемент активного круиз-контроля – ультразвуковой датчик, установленный в переднем бампере или за радиаторной решеткой. Его принцип работы аналогичен датчикам парковочного радара, только радиус действия составляет несколько сотен метров, а угол охвата, наоборот, ограничен несколькими градусами. Посылая ультразвуковой сигнал, датчик ждет ответа. Если луч нашел препятствие в виде автомобиля, движущегося с меньшей скоростью и вернулся – значит, необходимо снизить скорость. Как только дорога вновь освобождается, машина разгоняется до первоначальной скорости.

Еще одним из важных элементов безопасности современного автомобиля являются шины. Подумайте: они единственное, что связывает машину с дорогой. Хороший комплект шин дает большое преимущество в том, как машина реагирует на экстренные маневры. Качество шин также заметно сказывается на управляемости машин.

Если оно становится угрожающе коротким, а водитель тормозит слабее необходимого, электроника начинает ему помогать. При экстренном торможении стоп-сигналы автомобиля мигают. По заказу S-класс можно оборудовать системой Distronic Plus. Она представляет собой автоматический круиз-контроль, очень удобный в пробках. Устройство с помощью того же радара контролирует дистанцию до впереди идущего автомобиля, при необходимости останавливает машину, а когда поток возобновляет движение, автоматически разгоняет ее до прежней скорости. Тем самым Mercedes избавляет водителя от каких-либо манипуляций помимо вращения руля. Distronic работает
на скоростях от 0 до 200 км/ч. Парад антиаварийных приспособлений S-класса завершает инфракрасная система ночного видения. Она выхватывает из темноты предметы, спрятавшиеся от мощных ксеноновых фар.

Рейтинг безопасности автомобилей (краш-тесты EuroNCAP)

Фронтальный краш-тест Боковой краш-тест

Боковой удар в столб

Боковой удар в столб

Пешеход – самый беззащитный участник дорожного движения. Однако его безопасностью EuroNCAP озаботилось лишь в 2002 году, разработав соответствующую методику оценки автомобилей (зеленые звезды). Изучив статистику, специалисты пришли к выводу, что большинство наездов на пешехода происходит по одному сценарию. Вначале автомобиль бампером бьет по ногам, а затем человек, в зависимости от скорости движения и конструкции автомобиля, ударяется головой либо о капот, либо о ветровое стекло.

И еще одно новшество. Все больше автомобилей оснащаются системами напоминания о непристегнутом ремне безопасности (СНРБ) – за наличие такой системы на водительском месте эксперты EuroNCAP начисляют один дополнительный балл, за оснащение обоих передних мест – два балла.

Американская национальная ассоциация безопасности дорожного движения NHTSA проводит краш–тесты по собственной методике. При фронтальном ударе автомобиль на скорости 50 км/ч врезается в жесткий бетонный барьер. Более суровы и условия бокового удара. Тележка весит почти 1400 кг, а автомобиль движется со скоростью 61 км/ч. Такой тест проводится дважды – производятся удары в переднюю, а затем в заднюю двери. В США профессионально и официально бьет машины еще одна организация – Институт транспортных исследований для страховых компаний IIHS. Но ее методика несущественно отличается от европейской.

Заводские краш-тесты

С выдумкой заводские специалисты по безопасности подходят и к испытания боковыми ударами. Разные углы, скорости, места ударов, равновеликие и разновеликие участники – все, как с фронтальными тестами.

Кабриолеты и крупные вседорожники испытывают еще и на переворот, ведь по статистике число погибших в таких авариях достигает 40%

Часто производители испытывают свои автомобили ударом сзади на небольших скоростях (15-45 км/ч) и перекрытии до 40%. Это позволяет оценить, насколько защищены пассажиры от хлыстовых травм (повреждения шейных позвонков) и насколько защищен бензобак. Фронтальные и боковые удары при скоростях до 15 км/ч помогают определить степень ущерба (т.е. затраты на ремонт) при мелких авариях. Отдельным испытания подвергаются сиденья и ремни безопасности.

А что предпринимают автопроизводители для защиты пешеходов? Бампер изготавливают из более мягкого пластика, а в конструкции капота применяют как можно меньше усилительных элементов. Но главная опасность для жизни человека – подкапотные агрегаты. При наезде голова проминает капот и натыкается именно на них. Здесь идут двумя путями – стараются максимально увеличить свободное пространство под капотом, либо снабжают капот пиропатронами. Датчик, расположенный в бампере, при ударе подает сигнал на механизм, вызывающий срабатывание пиропатрона. Последний, выстреливая, приподнимает капот на 5-6 сантиметров, защищая тем самым голову от удара о жесткие выступы подкапотного пространства.

Куклы для взрослых

Все знают, что для проведения краш – тестов используются манекены. Но далеко не всем известно, что к такому, казалось бы простому и логичному решению пришли не сразу. В начале для испытаний использовались человеческие трупы, животные, а в менее опасных тестах участвовали живые люди – добровольцы.

Мы живем в компьютерном мире, а потому специалисты по безопасности активно используют в своей работе виртуальное моделирование. Это позволяет собрать гораздо больше данных и, кроме того, такие манекены практически вечны. Программисты Toyota, например, разработали более десятка моделей, имитирующих людей всех возрастов и антропометрических данных. А на Volvo даже создали цифровую беременную женщину.

Заключение

Каждый год во всем мире в ДТП погибают около 1,2 миллиона человек, а полмиллиона получают травмы и увечья. Стремясь привлечь внимание к этим трагическим цифрам, ООН в 2005 году объявило каждое третье воскресенье ноября Всемирным днем памяти жертв дорожных аварий. Проведение краш – тестов позволяет повысить безопасность автомобилей и снизить тем самым вышеприведенную печальную статистику.

Читайте также: