Личностный рост педагога доклад

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

муниципального образования Усть-Лабинский район.

Подготовила:

методист Чириченко С. И.

Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В.Путин.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого педагога и перспектив его роста.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования педагога.

Отсюда выстраиваются задачи кадровой стратегии, в первую очередь - создание условий для постоянной возможности самообразования педагога, создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняшней ситуации в перспективе дадут возможность эффективного развития Центра, формирования педагогического коллектива как команды единомышленников, поскольку качество образования достигается интеграцией действий и усилий всего педагогического сообщества.

Ожидаемые результаты : Если разработать и внедрить программу, создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать достаточно высокому уровню профессиональной компетентности педагогов, и возможно, готовности к инновационной деятельности.

Условия реализации:

- целостность и аналитичность в оценке педагога;
- индивидуально-ориентированный подход к педагогу;
- мотивация педагогических работников;
- гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
- непрерывное отслеживание результатов труда педагога и их оценка;
- дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий педагогов.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания педагог как активного субъекта , познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития обучающегося.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера , способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей , профессиональных знаний и умений , приводящих к новому способу деятельности . В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.

1 стадия: "выживание" (первый год работы);
2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);
3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).
4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Буфер обмена01.jpg

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога. Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями . Когда формируется представление о себе как обпедагоге, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности , а третий – возрастанием творческой потребности и активности . Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь, это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Одновременно, это скрытый от непосредственного наблюдения, самоанализ, когда явления педагогической деятельности соотносятся учителем со своими действиями, что может привести и к творческому застою.

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно:

- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

Если учитель понимает как позитивные, так и негативные стороны своей профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения ситуации.

- когда педагог обладает способностью к рефлексии;

Практика работы с ним становится источником профессионального роста лишь тогда, когда она является объектом анализа педагога и руководителя, поскольку функции педагогического анализа – диагностическая, познавательная, самообразовательная - распознаются и тем и другим. Не отрефлексированная практика бесполезна и ведет не к развитию, а к профессиональному застою педагога. Поэтому рефлексия может осуществляться как процесс переживания и самоотчета индивида, так и коллективный, совместный поиск решения проблемы, например, на примере анализа освоения и применения педагогических технологий обучения. Мы предлагаем методику оценки учителем собственных рефлексивных способностей:

- когда педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- когда осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития. Это может быть программа профессионального развития педагога, включающая возможности исследовательской и поисковой деятельности. Можно возразить, зачем и без того загруженному учителю, лишняя головная боль? Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования творчества и карьерного роста. К тому же без этих критериев педагог не может эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания применительно к ученику. Перечислим направления, в рамках которых, на наш взгляд, педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
- личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);

Какова же область их приложения:

- посещение занятий и участие в обмене опытом;
- периодический самоанализ профессиональной деятельности;
- постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии;
- повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.

Поставим в конце списка многоточие, потому что креативный педагог дополнит его собственными направлениями. Это составляющие процесса самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессионализму учителя.

Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководитель методического объединения и структурный менеджер могут стимулировать этот процесс. При этом необходимо учитывать пять основных мотивов поведения педагога: быть правым, произвести впечатление, не рисковать (не брать ответственность), избегать контроля, оценивать себя и остальных. Тогда в работе администратора действенным рычагом будут те стимулы, которые "подталкивают" педагога. К ним можно отнести:

Мотив самостоятельности в реализации себя в творческой деятельности. Форма:

· открытие мастер-класса;
· возможность работы в автономном режиме;


Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками пе­дагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.

Каждая личность инди­видуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства дан­ного человека.

познавательная составляющая включает представ­ления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая лич­ность отличается тем, что она, оценивает себя как активного субъекта жизнедея­тельности, совершающего свободные выборы и несу­щего за них ответственность; воспринимает других людей как уникальных и рав­ноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;

эмоциональная одна из наиболее ярких и главных составляющих. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче.

Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.

Развитая личность, личность с четко сформированными ценностями, позволяет человеку:

- Четко стаять на своих позициях;

- Иметь собственный взгляд на все происходящее в мире;

- Находить в плохих ситуациях позитив;

- Жить полной, яркой, самостоятельной жизнью;

- Уметь делать выбор от самых простых до жизненно важных вещей;

- Ценить каждую минуту жизни;

- Наслаждаться тем, что имеешь;

- Радоваться победам других;

- Отвечать за свои поступки;

- Уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения;

Ценности человека это его внутреннее богатство, его внутренний потенциал.

Потенциал личности - это комплекс психологи­ческих свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оце­нивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутрен­них представлений и критериев.

Разные авторы: В.Г. Маралов, С.Ю. Головин, Гудинг Д. предлагают различные показатели лич­ностного потенциала:

- личностная автономия и независи­мость;

- жизне­стойкость в сложных обстоятельствах;

- готовность к внутренним изменениям;

- способность воспринимать новую неопределенную информацию;

- постоянная готовность к действию;

- особенности планирования деятельности;

- времен­ная перспектива личности.

Разные ученые подошли к разработке содержания понятия личностного роста определяя главную составляющую раскрытие собственного потенциала.

Главный смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.

Приведем критерии личностного роста:

интраперсональные (принятие себя):

Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признаться самому себе в своих недостатках, найти их причину и шаг за шагом искоренять их.

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

    Агеева И.А.Успешный учитель.Санкт-Петербург:Речь,-2006.208с.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М: Академия- 2002. 256 с.

Леонтьев А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол.1989,№3,с11-21.

Соколова Л.Б. Культорологическое содержание педагогической деятельности. Монография. Саратов-2007.172с.

Основные термины (генерируются автоматически): личностный рост, зрелая личность, внутренний мир, жизненная стратегия, личность, мир, представление человека, принятие, развитая личность, составляющая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегративные характеристики личности педагога:

Интегративные характеристики личности педагога:

Личностно-профессиональная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности в целом и к профессиональной деятельности; личностная зрелость человека.

Личностно-профессиональные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного и профессионального развития.

2. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста Полифункциональность педагогической деятельности:

2. Педагогическая деятельность как поле возможностей для профессионально-личностного роста

Полифункциональность педагогической деятельности:

Образовательная среда как система возможностей для…

Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) –

УКЛАД ЖИЗНИ В КОНКРЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Компоненты ОС (В.А. Ясвин)

Компоненты ОС (В.А. Ясвин)

  • Пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
  • Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
  • Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

НО. Характер влияний и условий может быть разным:

3. Профессионально-личностный рост

Профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную стадиальность, сопровождающийся кризисами, предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности

Основные аспекты развития:

Основные аспекты развития:

Этапы и кризисы профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)

1. Профессиональный выбор

Кризис профессионального выбора

2. Профессиональное образование

Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора

3. Профессиональная адаптация

Кризис профессиональных экспектаций

4.Первичная профессионализация

Кризис профессионального роста

5.Вторичная профессионализация

Кризис профессиональной карьеры

6. Мастерство

Кризис профессиональной самоактуализации

Кризис утраты профессии

Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк). В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.

Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).

В основе кризиса – противоречие между актуальными потребностями личности и объективными возможностями их удовлетворения.

Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)

Препятствия и проблемы профессионально-личностного роста

Препятствия – объективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (отсутствие поддержки близких, недостаток опыт, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкий уровень материальной компенсации и др.)

Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности (неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)

Проблемы – субъективные факторы, затрудняющие профессионально-личностный рост педагога и повышение его профессионально-личностной компетентности

(неадекватная самооценка, низкий уровень персональной ответственности, неадекватные ожидания и требования, стереотипы восприятия и ригидность мышления и др.)

Ресурсы профессионально-личностного роста- субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности

Ресурсы профессионально-личностного роста-

субъективные факторы, обеспечивающие человеку успешное решение проблем, преодоление препятствий, решение задач профессионально-личностного роста и, соответственно, повышение уровня его профессионально-личностной компетентности

Ресурсы:

4. От чего зависит, будут ли реализованы возможности, потенциально содержащиеся в ОС для развития личности педагога?

Механизмы взаимодействия личности с образовательной средой (актуализации возможностей среды)

Задание: Разработать идеальную модель профессионально-личностного роста педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Это интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста

Абрамова Лариса Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете

Современная школа – большой и сложный механизм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из нас по-разному несет свою меру ответственности за то, какое образование дает данное учебное заведение. Качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка, человека. Качество – это удовлетворение требований потребителя. Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Какие бы реформы не проходили в системе образования , в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Но для успешной реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональнойкомпетентности и профессионализма, то есть с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования уметь:

- выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса ,

- прогнозировать их результаты ,

- создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.

Основную цель в повышении профессионального и личностного роста педагогов школы администрация определяет в следующем:

- выработка и осуществление единого подхода в научно-методической работе педагогов, влияющие на организацию педагогического процесса и результаты образовательной деятельности учащихся.

Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить". Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?

- решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве;

- привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;

- учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;

- строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;

- не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;

- сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;

- грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;

- разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации;

- в совершенстве владеть своим орудием труда – речью, словом;

- критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела.

Вместе с тем безупречное владение перечисленными умениями – это только первая ступень профессионализма.

Личностный рост – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Иными словами, это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональной педагогической компетентностью. Это интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста . Выделяются несколько видов педагогической компетентности:

1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач .

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

В современных условиях важными показателями данной компетентности являются личностные качества педагога - терпение, требовательность, заинтересованность в успехах учеников, объективность в оценке знаний и др. Результатом влияния учителя на качество образования школьников является сформированность у них мотивов учебной деятельности.

5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

6) информационная компетентность, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

7) коммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовательном процессе , успех педагогической деятельности, она понимается как совокупность целого ряда структурных компонентов:

- знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.);

- коммуникативные и организаторские способности;

- способность к эмпатии;

- толерантность; способность к самоконтролю;

- культура вербального и невербального взаимодействия.

8) социокультурная компетентность определяется как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

9) культурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение содержания образования , придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности учителя. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования , насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год)под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи , составляющие сущность профессиональной деятельности.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

В нашей школе на сегодняшний день имеют:

1. Высшую категорию – 1 педагог.

2. 1 категорию – 7 педагогов.

3. 2 квалификационную категорию – 6 педагогов

4. соответствие занимаемой должности – 5 педагогов.

5. не имеют квалификации – 3 педагога.

Хочется еще раз отметить, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это УЧИТЕЛЬ – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост , толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Учитель готовится к урокам всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Но невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу ранее полученных учителем знаний. Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать и быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.

Однако никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий педагога. Поэтому самообразование принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста.

Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, это уровень пока еще лишен элементов творчества. Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий – это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи – это высокий уровень мастерства. И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта – это вершина педагогического мастерства.

В итоге необходимо отметить, чтобы каждый из Вас стремился к тому, чтобы быть таким учителем, воспитателем, чтобы ваш личностный рост в общечеловеческом и профессиональном плане стал залогомвашей успешности, высокого профессионализма.

Читайте также: