Личность и сущность человека современный научный взгляд доклад

Обновлено: 09.05.2024

Понимание сущности человека в современной науке

Понимание сущности человека в современной науке Выполнила: Ахмедова Г

А. студентка гр. ЗСРб-104С Проверил:___________ Екатеринбург 2015

«Сущность (лат

Таким образом, сущность человека - вопрос сложный и многогранный. Это вопрос о месте человека в мире. Это также вопрос о предназначении человека, цели и смысле его существования.

Смысл жизни является видовым понятием и является общим для всего вида

homosapiens, а цель жизни, имеет индивидуальное значение и различна для каждого человека.

Понятие смысл (с-мысл, общая мысль) жизни человеческого вида, определяется его способностью с помощью разума отражать законы природы, на основе которых действуют природные эволюционные технологии создания все новых и новых форм жизни.

Структура цели жизни человека: Поддержание здоровья, сохранение и продолжение жизни; Поиск своего призвания; Развитие своих способностей; Сознательная устремленность к движению по ступеням развития: биологической, социальной, духовной; Реализация своего призвания. Гармонизация личной цели жизни с общечеловеческим смыслом жизни

Один из основоположников антропологии Г. Плесснер, а позднее

Хельмут Плеснер (4 сентября 1892 — 12 июня 1985) — немецкий философи социолог, один из основателей философской антропологии.

Место человека в cистеме животного мира (физическая или природная

Вопрос о взаимосвязях между человеком и приматами, был рассмотрен Пассингемом (Passingham, 1982).В результате он пришел к заключению касающемуся сути взаимоотношений человека и обезьян - мы можем сильно отличаться даже от обезьян, но эти различия можно объяснять с помощью элементарных биологических принципов. Он выделяет три таких принципа, посредством которых достигается трансформация. Общий вывод: современный человек во многих отношениях сопоставим с другими видами животных, но в процессе эволюции претерпел некоторые существенные и скачкообразные изменения.

Систематика вида Homosapiens

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двусторонней симметрии в строении тела – определяет принадлежность человека к типу хордовых (Chordata). Развитие позвоночного столба, сердца на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей – к подтипу позвоночных (Vertebrata).Теплокровность, развитие млечных желез, наличие волос на поверх­ности тела свидетельствует о принадлежности человека к классу млекопитающих (Mammalia).Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных (Eutheria). Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов (Primates)

• Создание культуры; • развитие речи (второй сигнальной системы); •

способность к коллективному обучению, направленному на трансляцию культуры в ряду поколений; • почитание предков, • развитие помощи и взаимопомощи и в других признаках.

Социальная сущность человека. Главной и уникальной адаптацией человека является способность существовать и приспосабливаться к окружающей среде с помощью культуры. Эта адаптация позволила человеку освоить новую экологическую нишу, то есть жить в культурной среде, благоустраиваться во всех природных зонах и сферах Земли. Культура это - трудовой и духовный опыт людей, передающийся в ряду поколений посредством обучения и воспитания.

Социальная природа человека проявляется в таких признаках, как:

Духовная сущность человека

С.Л. Франк, излагая свою точку зрения на такой деликатный предмет исследования как душа человека полагал, что основным назначением души и духовной деятельности человека является гармонизация его отношений с миром. Душа, по его мнению, это такой орган, который помогает человеку ощутить свое личное, как часть всемирного и даже космического целого. Способность к сочувствию, состраданию, сопереживанию радости и соучастию являются главными признаками духовности.

Семён Людвигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя —10декабря 1950, Лондон,Великобритания) — русский философ и религиозный мыслитель.

Определение понятий души и духовности Душа – это биополевая по

Современная антропология

Французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии (структурной антропологии). Внес большой вклад в развитие социальной антропологии.

Клод Леви-Стросс ( 28 ноября 1908 Брюссель— 30 октября 2009, Париж)

Традиционно, главными направлениями антропологических исследований

являются физическая, социальная и философская антропология.

Философская антропология – представляет собой философское направление, вовлекающее в сферу исследования все слои духовной жизни человека, определяет место и отношение человека к окружающему миру и самому себе, смысл бытия человека и человечества.

По определению физической антропологии человек занимает место в царстве животных. Поэтому предметом изучения физической антропологии является биологическая организация человека, а также условия возникновения и эволюцию вида Homo sapiens. социальная антропология - изучает человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Он был неокантианцем (направление в немецкой философии второй половины

Макс Шелер ( 22 августа 1874, Мюнхен,Королевство Бавария, Германская империя — 19 мая 1928,Франкфурт-на-Майне, Германская империя) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.

Арнольд Гелен (29 января 1904,Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург) —

рнольд Гелен (29 января 1904,Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии.

Представитель биологического направления в философской антропологии. Согласно этому направлению, человек это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т.п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Эрнст Кассирер (28 июля 1874,Бреславль, ныне Вроцлав — 13 апреля 1945

рнст Кассирер (28 июля 1874,Бреславль, ныне Вроцлав — 13 апреля 1945, Принстон, Нью-Джерси, США) — немецкий философ и культуролог, представитель Марбургской школы неокантианства.

Представитель функционалистской школы философской антропологии (рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений) Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, мифы, искусство, язык и т. п. Поэтому познание человека возможно через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но в отличие от Шелера Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы, и познание человека возможно только через познание символов.

Заключение

Нами рассмотрены три наиболее общие направления современной антропологии – физическая, социальная и философская. По нашему мнению, природу и сущностные характеристики человека лучше всех определил Макс Шеллер. Человек состоит из двух основных начал: 1. Жизненное начало, некий жизненный порыв. 2. Дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда воспринимает в себя дух, делая его своим достоянием. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. На наш взгляд, именно философская антропология ближе всего подходит к определению сущности человека, говорит о месте человека в мире, о его предназначении, цели и смысле его существования.

А. Булахова – студент 1 курса Омского регионального института.

Научный руководитель - Колесник М.В., доцент кафедры гуманитарных и естественно-математических дисциплин Омского регионального института, кандидат философских наук.

Сущность человека - это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той или иной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия [1] . Создание самого себя, своей жизни и внутреннего мира, так же является сущностью человека. Еще одна точка зрения, которая довольно распространена, гласит, что сущность людей тесно связана с личностью, переплетена с психикой, следовательно, чтобы понять сущность человека, надо познать личность и психику людей.

Сущность человека так же тесно связана с природой и животным миром, но в отличие от последнего, людям присуще сознание, самоосознание, труд и общественная жизнь. Единственное существо, которому присуще сознание и осознанная деятельность является человек. Это возможно благодаря членораздельной речи. С помощью слов идет обмен информации и осознания самого себя и окружающего мира. Не стоит забывать и про труд, который занимает неотъемлемое место в категории "сущность и существование человека". О труде писал классик политической экономики А. Смит, ученик Д. Юма и единомышленник К. Маркса. Он определял человека как "животного трудящегося". [2]

Сущность можно выявить с помощью анализа и обобщения всех главных сторон, аспектов человеческого существования. Благодаря этому проблема человека становится центральной, она существует в течении всей истории мировой философской и социологической мысли. Особенно актуальна, она становится в периоды изменения развития общества, когда возникает вопрос о смысле жизни, как человека, так и общества. Именно такой период в данный момент испытывает история.

Современная наука свидетельствует, что в основе исторического бытия и развития человека лежит трудовая деятельность, тем самым обусловливая его сущность. Труд осуществляется только в рамках общественного производства. Человек не может, занимаясь трудовой деятельностью, не вступать прямо или через посредника в общественные отношения, которые в совокупности и образуют общество. С помощью развития трудовой деятельности и общественного производства развиваются и общественные отношения людей. Благодаря тому, что индивид накапливает, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

Каждый человек рождается с определенным типом тела, то есть с определенным телосложением, наследственностью, характером и природными склонностями. Все это – часть его сущности, которая останется с ним до конца его дней. Сущность является основой неповторимости человека. Ее роль состоит в накоплении сознательного опыта, который необходим для качественного роста Души. В идеале телесная жизнь человека дается его Душе, чтобы та смогла обрести осознанность и развить в себе новые качества.

Таким образом, у человека есть сущность и личность, и проявления их так переплетены, что это затрудняет различение между ними для неопытного глаза. Сущность – это то, с чем человек рождается, она является основой его физического и умственного строения, или его типа. Например, один человек по природе хороший механик, а другой – плохой; один общителен, а другой молчалив; у одного музыкальный слух, а у другого нет; у одного человека есть способности к языкам, а другой их лишен. Все эти различия заложены в сущности. Сущность – это все подлинное, все настоящее, что есть в человеке. Личность же является всем тем, что привнесено в человека извне, чему он научился (как правило, неосознанно) под воздействием влияний своего окружения: родителей, воспитателей, учителей, языка и культуры той местности, где он родился и вырос.

Личность – это маска, созданная из выученных слов, моделей поведения и наигранных чувств, которые основаны на подражании другим. Все содержимое личности является заимствованным и при определенных обстоятельствах может быть полностью потеряно или изменено (сильные потрясения и потери, смена страны, языка общения или окружения).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

15. ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ

15. ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ Эт глава будет кратким подведением итогов обсуждения проблем согласованного транса, которые мы рассматривали в этой части книги. Мы более подробно проанализируем понятия личности, ложной личности и сущности.Во введении к книге я уже говорил

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

Герман Роршах (1884–1922) Личность человека и чернильные пятна

Герман Роршах (1884–1922) Личность человека и чернильные пятна Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые

2. Развитие человека в социальную личность

2. Развитие человека в социальную личность Чтобы подойти к теме реакции на бесследное исчезновение, прежде всего необходимо понять, как и почему мы, люди, строим наши отношения и что влечет за собой утрата этих отношений. Потеря или расставание могут коснуться человека на

Глава пятая Сущность человека в системе личности

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Глава 16. Учитывайте личность того человека, кто будет вас знакомить

Глава 16. Учитывайте личность того человека, кто будет вас знакомить Надеюсь, что автор никого не удивит, сообщив, что многие любовные знакомства происходят при посредничестве знакомых.По опросам автора, статистика в этом вопросе выглядит примерно так:Если взять любовные

Личность человека

2.1. Конфликтная сущность человека

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА.

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА. Нас интересует: общается ли разум человека с душой человека, и есть ли вообще душа? Или, может быть, разум и есть душа? В таком случае, когда человек умирает, разум —

ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ Понятие человеческой личности исторично. В различные исторические эпохи в него вкладывался разный смысл. Только общение с другими людьми в совместной деятельности является базой формирования личности. Находясь в

Личность человека, её личины и хари

Личность человека, её личины и хари С жёстким характером окончательно оформляется личность человека. Она состоит из всех пяти типов характеров, которые можно считать её субличностями. Её черты следующие: ужас перед жизнью, жадность, ложь, ненависть, замкнутость в себе (см.

7 глава. Личность и сущность

Личность человека в сферах бытия

Личность человека в сферах бытия Понятие о личности. Курс не содержит определения понятия личности. Одним из основных положений при изучении нравственного богословия является признание того, что личность нельзя объяснить какими — либо внешними — внеличностными —

Свобода как сущность человека

Свобода как сущность человека Никогда, ни на одно мгновение своей жизни не забывайте, что вы свободны! Абсолютная свобода – это самая удивительная сторона существования. Благодаря свободе вы именно такой, какой есть. И та же свобода позволит вам стать именно тем, кем вы

Роль человека в обществе, психологические сферы и свойства личности. Индивидуальное, общее и особенное в личности, типы ее темперамента и их особенности. Закономерности психологического развития личности. Врожденные и приобретенные качества человека.

Подобные документы

Определение понятия личности и ее психологические сферы. Основные свойства и качества личности. Характеристика индивидуального, общего и особенного в личности, а также врожденное и приобретенное. Закономерности психологического развития личности.

реферат, добавлен 09.04.2014

Личность человека-интегральная целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Характеристика личности. Теории личности. Традиционные теории личности. Новые и новейшие теории. Психологические сферы личности. Свойства и качества личности.

курсовая работа, добавлен 16.09.2008

Идеал человеческой личности. Самовоспитание, самообразование и самообучение как основные факторы человека. Понятие характера и его черты. Основные типы темперамента. Роль коллектива в формировании и воспитании личности. Основные волевые качества человека.

реферат, добавлен 22.11.2009

Сущность личности в определении разных авторов, проявление ее индивидуальности в сочетании психологических особенностей. Роль воспитания и образования в развитии личности, ее структура по З. Фрейду и К. Юнгу. Взаимосвязь темперамента и характера человека.

реферат, добавлен 13.01.2012

Общее представление о личности, исследование ее структуры и типов. Изучение строения характера в структуре личности и его влияние на поведение. Особенности и основные свойства темперамента, отражение темперамента в профессиональной деятельности человека.

курсовая работа, добавлен 14.01.2010

Основные понятия психологии личности. Взаимосвязь понятий "Индивид", "Личность", "Субъект", "Индивидуальность". Общее и индивидуальное в развитии психики человека. Современные теории психологии личности. Психологическая структура темперамента, личности.

курсовая работа, добавлен 29.11.2021

Основные признаки личности. Понятие личности в психологии. Психологические особенности человека, индивидуальность. Образ жизни личности. Значения и роль коллектива. Система воспитания молодежи. Самообразование, самовоспитание - факторы развития человека.

реферат, добавлен 21.05.2009

Общее представление о личности и психические свойства личности. Основные характеристики человека, черты психологической структуры личности. Деятельность как условие развития личности. Генетические взаимосвязи и факторы, влияющие на развитие личности.

реферат, добавлен 01.08.2013

Личность как психологическое явление. Анализ представления о личности в отечественной и зарубежной психологии. Основные психологические сферы во внутреннем мире человека. Семь основных этапов формирования личности. Роль общения в развитии человека.

контрольная работа, добавлен 27.08.2009

Понятие и общая характеристика структуры личности человека. Психологическое описание компонентов темперамента как индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психических процессов. Типы темперамента и его место в структуре личности.

Читайте также: