Лицензии банков на совершение валютных операций доклад

Обновлено: 13.06.2024

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

14.1. Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:

14.1.1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 7 к настоящей Инструкции.

При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

14.1.2. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 8 к настоящей Инструкции.

Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

14.1.3. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 16 к настоящей Инструкции;

14.1.4. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 17 к настоящей Инструкции.

Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте может быть выдана банку при наличии лицензии, указанной в подпункте 14.1.1 настоящей Инструкции, или одновременно с ней;

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 14 августа 2009 г. N 2277-У в подпункт 14.1.5 пункта 14.1 настоящей Инструкции внесены изменения

14.1.5. Генеральная лицензия, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 18 к настоящей Инструкции.

Данная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные статьей 11.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" требования к размеру собственных средств (капитала).

Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

14.2 При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензии, указанной в подпункте 14.1.3 или подпункте 14.1.4 настоящей Инструкции, в нем проводится проверка в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

14.3. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном нормативными актами Банка России, или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче Генеральной лицензии, вправе обратиться в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, с ходатайством о проведении комплексной проверки. Сроки проведения комплексной проверки и проверяемый период деятельности кредитной организации согласовываются территориальным учреждением Банка России с указанной кредитной организацией.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У в пункт 14.4 настоящей Инструкции внесены изменения

14.4. Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в подпунктах 14.1.3-14.1.5 настоящей Инструкции, могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет, а лицензии на осуществление банковских операций, указанные в подпунктах 14.1.3 и 14.1.4 настоящей Инструкции, также банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет и соответствующему требованиям, установленным пунктом 13.4 настоящей Инструкции.

14.5. Расчетная небанковская кредитная организация может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций из числа указанных в приложении 9 к настоящей Инструкции.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции, может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций из числа указанных в приложении 10 к настоящей Инструкции.

ГАРАНТ:

О порядке принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка см. Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 11 декабря 2006 г. N 1754-У в пункт 14.6 настоящей Инструкции внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

14.6. Для получения лицензии, расширяющей деятельность, кредитная организация должна представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, следующие документы:

ходатайство за подписью уполномоченного лица (2 экземпляра);

опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность (если эти документы ранее не представлялись в территориальное учреждение Банка России) (по 2 экземпляра каждого документа);

бизнес-план кредитной организации или в предусмотренных нормативными актами Банка России случаях изменения и дополнения к бизнес-плану (2 экземпляра);

подтверждения уполномоченных органов об отсутствии задолженности кредитной организации перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (1 экземпляр);

Для получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов кредитная организация дополнительно представляет (в 1 экземпляре):

надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов Российской Федерации и подтверждающего согласование осуществления кредитной организацией операций с драгоценными металлами;

справку кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов в случаях, установленных нормативными актами Банка России.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У пункт 14.6 настоящей Инструкции дополнен подпунктом 14.6.1

14.6.1. Для получения банком, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, лицензии на осуществление банковских операций, указанной в подпункте 14.1.3 или подпункте 14.1.4 настоящей Инструкции, банк дополнительно представляет письменное подтверждение о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Обязанность банка по раскрытию неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, считается исполненной, если такая информация опубликована в "Вестнике Банка России" и размещена на сайте банка в сети Интернет. В подтверждении, указанном в абзаце первом настоящего подпункта, должны содержаться ссылка на номер "Вестника Банка России" и указание на адрес сайта банка в сети Интернет.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У пункт 14.6 настоящей Инструкции дополнен подпунктом 14.6.2

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У пункт 14.6 настоящей Инструкции дополнен подпунктом 14.6.3

14.6.3. Состав лиц (группы лиц), оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, определен пунктом 2 приложения 3 к Указанию Банка России N 1379-У.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У в пункт 14.7 настоящей Инструкции внесены изменения

14.7. Территориальное учреждение Банка России в течение девяноста календарных дней с момента получения документов, указанных в пункте 14.6 настоящей Инструкции, рассматривает их и направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей деятельность.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта заключение должно содержать:

оценку бизнес-плана кредитной организации;

сведения об имевших место проверках кредитной организации, проведенных территориальным учреждением Банка России за последние два года;

информацию о выполнении кредитной организацией требований, предусмотренных пунктами 13.1 и 13.2 настоящей Инструкции, а при рассмотрении вопроса о выдаче банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, лицензии, указанной в подпункте 14.1.3 или подпункте 14.1.4 пункта 14.1 настоящей Инструкции, - также информацию о выполнении банком требований, предусмотренных пунктом 13.4 настоящей Инструкции;

информацию о представлении документов, предусмотренных абзацами восьмым и девятым пункта 14.6 настоящей Инструкции.

14.8. К заключению, указанному в пункте 14.7 настоящей Инструкции, должны быть приложены (в 1 экземпляре):

ходатайство кредитной организации о расширении ее деятельности;

бизнес-план кредитной организации или изменения и дополнения к нему;

опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенная копия аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 14 августа 2009 г. N 2277-У пункт 14.9 настоящей Инструкции изложен в новой редакции

14.9. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, в срок, не превышающий шестидесяти календарных дней с даты получения заключения и документов, указанных в пунктах 14.7 и 14.8 настоящей Инструкции. Этот срок может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней с письменным информированием об этом кредитной организации с указанием причин продления и конкретного срока продления.

При необходимости Банк России вправе запросить у территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, иные документы, представленные кредитной организацией. В данном случае срок рассмотрения документов не продлевается.

Банк России принимает решение о выдаче кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, при отсутствии оснований для отказа в выдаче, а также при наличии замечаний, не препятствующих принятию решения о выдаче лицензии.

14.10. Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, 2 экземпляра лицензии на осуществление банковских операций.

Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган.

Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выдаче кредитной организации лицензии, предусмотренной подпунктом 14.1.3 или подпунктом 14.1.4 настоящей Инструкции, информирует об этом Агентство по страхованию вкладов.

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 4 октября 2005 г. N 1624-У пункт 14.11 настоящей Инструкции изложен в новой редакции

14.11. Территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения документов, указанных в абзаце первом пункта 14.10 настоящей Инструкции, при условии представления кредитной организацией всех экземпляров лицензий на осуществление банковских операций, на основании которых она действовала до расширения деятельности (за исключением лицензии, указанной в подпункте 14.1.2 настоящей Инструкции), направляет в кредитную организацию или выдает под расписку ее уполномоченному лицу первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций, полученной в связи с расширением деятельности.

Порядок представления в территориальное учреждение Банка России лицензий на осуществление банковских операций, на основании которых кредитная организация действовала до расширения деятельности, определяется иными нормативными актами Банка России.

Кому необходимо получить лицензию на осуществление операций с валютой?

Согласно действующему законодательству, получать лицензию на проведение операций с иностранной валютой, обязаны только коммерческие банки. При ее получении кредитная организация получает право открывать и обслуживать валютные счета юридических и физических лиц, проводить операции по импортно-экспортным сделкам на внешних рынках либо любым иным — на внутреннем или международном рынке. Такие банки становятся субъектами валютного рынка, агентами его регулирования и контроля.

Нужна ли лицензия на валютные операции крупным торговым или производственным корпорациям и иным организациям, работающим на внешних международных рынках?

Если юридическое лицо в процессе своей деятельности вступает в финансовые или торговые отношения с иностранными компаниями, его деятельность подлежит валютному контролю, а все расчеты проводятся через счет в банке, имеющем лицензию на валютные операции. Самостоятельно получать отдельное разрешение на проведение сделок с расчетами в иностранной валюте такой компании не требуется.

Как коммерческому банку получить такую лицензию?

Существуют разные виды операций с валютой. Лицензированию подлежит деятельность по обмену стандартной и криптовалюты, предоставлению валютных инвестиций, открытию и обслуживанию депозитных, кредитных и расчетных валютных счетов, проведению переводов и иных операций на этих счетах.

Для получения такой лицензии потребуется предоставить в Центральный банк пакет документов, который обязательно включает в себя информацию о текущей деятельности банка (данные последней аудиторской проверки , перечень всех работающих отделений и их отчетность за последний истекший период и др.) и о предполагаемых клиентах, готовых открыть в данной кредитной организации валютные счета. В Центробанк предоставляются заявки на открытие таких счетов, данные о финансовом состоянии этих организаций, их текущем валютном обороте и пр.

Также необходимо предоставить сведения о технической возможности банка обслуживать и контролировать денежные потоки на валютных счетах, информацию о наличии специалистов для работы с валютой, решение перевести часть уставного капитала в иностранную валюту. К содержащим такую информацию документам прилагается правильно заполненное ходатайство о предоставлении банку лицензии на операции с валютой.

Законодательной базой для осуществления банковских операций и сделок с драгоценными металлами и камнями на территории РФ, являются следующие нормативные документы:

Данная нормативная база устанавливает следующие понятия, используемые при совершении операций и сделок с драгоценными металлами:

«…К драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.

Слитки драгоценных металловстандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.

Банковские операции с драгоценными металламиоперации по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.

Металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.

Металлические счета ответственного хранениясчета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.).

В соответствии с действующим законодательством РФ, Правительство РФ устанавливает общий порядок совершения операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ. В свою очередь ЦБ РФ устанавливает порядок совершения кредитными организациями (банками) всех видов операций с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов.

Для осуществления операций и сделок с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов, у банка должна быть одна из двух нижеперечисленных видов лицензий:

«… – универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

В соответствии с международной практикой и законодательством РФ, операции и сделки с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы золота (металла).

033_01.jpg

Рис. 1 Мерные золотые слитки

Мерные золотые слитки – слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии со стандартами производствами и ГОСТами РФ. Как видно на рисунке 2.1, вес мерных слитков может составлять 1, 5, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм. Нормируется только вес слитков, толщина их может быть любой. Процент чистого металла в слитках должен быть не менее 99,9%. На каждом слитке должно быть указано – его масса, проба, знак завода на котором изготовлен данный слиток и серийный номер (шифр) слитка. На слитке должны отсутствовать сколы, вмятины, царапины и иные повреждения.

Коммерческие банки осуществляют операции только с мерными золотыми слитками, вес которых не превышает 1000 грамм.

033_02.jpg

Рис. 2. Стандартные золотые слитки

Стандартные золотые слитки – их вес регламентирован ГОСТом РФ в пределах от 11 000 до 13 300 грамм. Проба стандартных золотых слитков не может быть менее 99,95%. Стандартные золотые слитки используются ЦБ РФ для формирования своих золотовалютных резервов.

Российский стандарт качества золотых слитков полностью соответствует международным стандартам качества. На мерные и стандартные слитки из платины и серебра распространяются примерно такие же ГОСТы РФ как и на золото. Единственное, что ГОСТы РФ на мерные слитки из палладия не предусмотрены, соответственно они не выпускаются российскими заводами.

Вес стандартного слитка золота, серебра, платины и палладия, а также минимальная проба металла

Таблица 1.

Проба не менее, %

В соответствии с российскими и международными правилами обращения драгоценных металлов, каждый мерный и стандартный слиток должен иметь сертификат завода изготовителя, в котором указываются следующие данные:

  1. номер ГОСТа РФ слитка;
  2. серийный номер (шифр) слитка;
  3. масса слитка;
  4. короткая информация о слитке (его обозначение);
  5. дата выпуска слитка;
  6. подпись представителя отдела контроля технического качества;
  7. подпись представителя Российской государственной пробирной инспекции.
  8. уникальную маркировку завода-изготовителя слитков.

Банки имеют право осуществлять нижеследующие операции и сделки с драгоценными металлами.

1. Покупать и продавать драгоценные металлы в физической форме, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).

В России на данный момент (2018 год) порядка 150 коммерческих банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Но фактически, только не более двух десятков банков осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов в мерных слитках и можно говорить, что банки совершают очень незначительный объем данных операций. Обусловлено это, прежде всего, отсутствием спроса со стороны граждан (физических ли) на приобретение драгоценных металлов в слитках. Дело в том, что при продаже слитка, банку необходимо в его стоимость включить сумму НДС – 18%, поэтому окончательная стоимость слитка для покупателя будет достаточно значительной, то есть клиенту слишком дорого обойдется грамм драгоценного металла, приобретенного в слитках. Конечно, в данных операциях НДС является значительным препятствием для расширения объема сделок с драгоценными металлами. Банки могут предложить для продажи слитки только отечественных заводов-изготовителей. На слитки зарубежных заводов-изготовителей установлены высокие заградительные пошлины, и они не поступают на российский рынок драгоценных металлов.

2. Покупать и продавать монеты населению (физическим лицам) из драгоценных металлов.

Такие монеты, из драгоценных металлов, принято называть – инвестиционными. Коллекционные монеты имеют хождение среди нумизматов и иных любителей монет. Эмитентом инвестиционных монет, в том числе памятных, в России является ЦБ РФ. В Советском Союзе Госбанк СССР стал выпускать инвестиционные монеты из драгоценных металлов только в 70-х годах прошлого века. Но они не продавались на внутреннем рынке в СССР, а могли распространяться только за рубежом. Внутри СССР они могли продаваться только иностранцам, в специализированным магазинах за свободно конвертируемую валюту.

033_03.jpg

Рис. 3. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из серебра

033_04.jpg

Рис. 4. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из золота

Таким образом, до 1991 года советские отраслевые банки, в том числе и Сбербанк СССР, никаких операций с монетами из драгоценных металлов, внутри страны не осуществляли. Только с 1991 года, когда общественно-экономическая формация в России полностью сменилась с социалистической на капиталистическую, коммерческие банки стали осуществлять различные операции с драгоценными металлами и монетой из них. В соответствии с новым законодательством РФ коммерческие банки получили право продавать и покупать монеты из драгоценных металлов.

Монеты из драгоценных металлов, коммерческие банки, имеющие право осуществлять с ними операции, приобретают в ЦБ РФ. Также они имеют право приобретать и зарубежные монеты из драгоценных металлов, но фактически такие операции осуществляются редко на российском банковском рынке.

Операции коммерческого банка с драгоценными металлами проводятся для достижения следующих целей:

  • получения дополнительных комиссионных доходов;
  • расширения инструментов инвестирования денежных средств для клиентов банка;
  • расширения в целом линейки совершаемых операций и предлагаемых услуг, с целью повышения универсализации банка;
  • привлечения нового сегмента клиентов из числа населения, а именно коллекционеров и нумизматов.

Необходимо также отметить, что следует разделять инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Коллекционные (памятные) монеты, как правило, представляют собой историческую и культурную ценность, поэтому их стоимость зависит именно от этого, а не от золотого и серебряного содержания. Стоимость инвестиционных монет зависит исключительно от содержания золота или серебра, либо платины и палладия, но это в редких случаях. При этом на практике, часто очень сложно определить, какая монета инвестиционная, а какая – коллекционная. В связи с этим ЦБ РФ установил для этого четкие критерии:

  • монеты, выпущенные тиражом менее 12 000 штук, являются коллекционными;
  • монеты, выпущенные тиражом более 12 000 штук, являются инвестиционными.

Но даже и в этом деле бывают исключения, поэтому необходимо в каждом банке уточнять, к какой категории относится данные моменты. Также необходимо понимать, что стоимость инвестиционных монет, конечно прямо зависит от стоимости драгоценного металла на биржевом рынке, из которого она изготовлена. Конечно для сохранения денежных средств инвесторами, как правило, физическими лицами, обычно в банках приобретаются инвестиционные монеты.

3. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; юридическим лицам счета в драгоценных металлах открываются только при наличии у них соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять операции с драгоценными металлами.

Рассмотрим примеры банковских операций с драгоценными металлами.

Пример 1. 25.05.2014 года физическому лицу в Сбербанке был открыт обезличенный металлический счет в золоте. Курс продажи* – 1355,00 рублей за один грамм золота. Им приобретено 80 грамм золота, денежные средства в размере: 1355,00 рублей × 80,00 грамм = 108400,00 рублей внесены в кассу банка.

25.05.2017 года этим физическим лицом 80 грамм золота, со своего счета были проданы банку по курсу* 2 165,00 рублей за один грамм золота. Физическим лицом получены из кассы банка денежные средства в размере: 2 165,00 рублей × 80,00 грамм = 173000,00 рублей.

Как видно из этого примера, доход клиента (физического лица) в данном случае составляет разница между ценой фактического приобретения золота и ценой его продажи в последующем, то есть равен: 173000,00 рублей – 108400,00 рублей = 64600,00 рублей.

Отметим, что при открытии подобных счетов банк, как правило, не взимает никакой платы и никаких комиссий. Так же данные операции не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что значительно повышает их привлекательность для клиентов банка. Но необходимо помнить, что банк продает металл клиенту по цене продажи, а покупает обратно по цене покупки, между которыми существует значительная разница.

Пример 2. На 25.09.2018 у ПАО Сбербанк стоимость покупки и продажи драгоценных металлов (в рублях) представлена таблицей:

Читайте также: