Летоисчисление и его точность доклад

Обновлено: 05.07.2024

К настоящему моменту летоисчисление насчитывает более двух тысячелетий нашей эры, и сотни веков до Рождества Христова. У разных народов были свои способы измерять течение времени, т.к. за точку отсчета принимались отличные друг от друга события.

У римлян это был год основания Рима, славяне вели отсчет от Сотворения мира, а евреи от времени разрушения Иерусалима. На сегодняшний день официально установлена единая система отсчета летоисчисления для всех стран.

Что такое "календарь"?

Понятие "календарь" пришло к нам из латыни. Первый день каждого месяца у римлян назывался календа, а долговая книга calendarium . При чем здесь долги? Дело в том, что долговые проценты выплачивались в первые дни месяца, а данные записывались в книгу. Позже, от названия книги произошло слово "календарь", которое пришло на Русь после принятия христианства.

Летоисчисление от Рождества Христова

Вести летоисчисления от Рождества Христова предложил Дионисий, настоятель монастыря в Риме, составлявший пасхалию, т.е пасхальные таблицы на следующий период.

Граждане Вечного города использовали систему летоисчисления от момента создания Рима и монах предложил свой взгляд на течение времени.

В качестве альтернативного варианта Дионисий предложил Папе Римскому вести отсчет от Рождества Христова, или от момента его воплощения в человеческом обличии. Папа согласился с приведенными доводами и ввел церковное летоисчисление.

Славянский календарь

Славяне вели отсчет годам от времени Сотворения мира. Начало года издревле считалось 1 марта, но в 1492 году оно было перенесено на 1 сентября по решению Никейского собора.

Так продолжалось до лета 7208 от Сотворения мира (1699), когда император Петр Первый издал указ об упразднении прежней системы летоисчисления, и повелел считать от Рождества Христова, обозначив начальную дату — 1 января 1700го года.

Поелику в России считают Новолетие по-разному, по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.

Углубляясь в глубину веков и рассматривая разные народности, понимаешь, что люди прошлого вели счет времени по наблюдениям за поведением звезд, планет, природы.

В одной короткой заметке не охватить полностью историю календарей и счета времени. Думаю, это не последняя статья на эту тему.

Когда начинал писать, не мог подумать, что летоисчисление столь обширная тема.


Знание летоисчесления, использовавшегося в различные эпохи в разных странах, является необходимым для астрологов, изучающих события прошлых веков. На Русь в X в. в связи с принятием христианства пришло летоисчисление, применявшееся в Византии, - юлианский календарь , но счёт годов в нём вёлся от "сотворения мира" (эпоха - 1 марта 5508 г. до н.э.). Эта дата - один из многочисленных вариантов эр от "сотворения мира" - была принята в VII в. в Греции и применялась православной церковью. Началом года считалось 1 марта, но в 1492 г. (7000-м от "сотворения мира") оно было перенесено на 1 сентября, а в 7208 г. в течение четырёх месяцев новый год праздновался дважды. 19 декабря этого года был обнародован указ Петра I о переносе начала года на 1 января и отсчёте годов от новой эры - "Рождества Христова". При этом царь ошибочно посчитал 1700 (7209) год первым годом нового века. Летоисчесление от Рождества Христова было введено в VI в. монахом Дионисием Малым и в настоящее время является общепринятым (несмотря на то, что современные исследователи практически единодушно утверждают, что 1 г. н.э. или 1 г. до н.э. не могут быть истинным годом Рождества Христова). Для астрологов, работающих с астрономическими данными, важно знать, что в астрономии 1-й г. до н.э. принято считать нулевым годом, 2-й г. до н.э. обозначается как "-1 г.", 3-й г. до н.э. - как "-2 г." и т.д.

1. История появления системы летосчисления

Хотя в настоящее время в большинстве стран мира считают годы от "рождества Христова" (в нашей стране и ряде других стран их называют годами нашей, или новой эры) и вся история человеческого общества пересчитана в годы "до" и "после" этого мифического события 1 ), вопрос о происхождении нашего летосчисления до сих пор объясняется в литературе по-разному.

1) После Кумранских находок в 1947 г. некоторые авторы (И. Д. Амусин, М. М. Кубланов, И. С. Свенцицкая и др.) стали рассматривать вопрос о возможности существования Иисуса Христа как реальной личности. Такая постановка вопроса, как считает академик Б. М. Кедров, позволяет говорить о человеческой, а не божественной сущности Христа, что имеет большое атеистическое значение.
Однако указанные авторы, так же, как и сторонники теории, что Христос -- это миф, считают, что Иисус Христос, описываемый в Евангелиях (Библия, Новый завет) и обожествленный постановлениями церкви, родившийся 25 декабря (после дня зимнего солнцестояния) и "воскресший" 25 марта (после дня весеннего равноденствия), со всеми творимыми им чудесами -- это только миф.
А так как в настоящей работе речь идет именно о библейском Христе, то и его, как личность, и происходящие с ним события ("рождество", "воскресение") мы считаем мифами.

Одни авторы считают, что новая эра была предложена ученым монахом Дионисием Малым (год рождения неизвестен, скончался между 540 и 556 гг.) в 525 г. на основании постановлений Вселенских соборов и календарно-астрономических расчетов дней празднования главного христианского праздника -- пасхи, но не указывают, какие именно расчеты явились причиной появления новой эры. (Сам же Дионисий Малый не оставил
никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. эры Диоклетиана =532 г. "от рождества Христова" и что 1-е тота 248 г. эры Диоклетиана =29 августа 531 г. от Р. X.) Другие авторы считают, что введение новой эры было фантазией Дионисия Малого, не имеющей ничего общего с наукой.

Особо следует отметить книгу ученого-декабриста В. И. Штейнгейля , в которой автор проверяет расчеты Дионисия Малого, сравнивая их с текстами Евангелий и с датами истинных фаз Луны и дней недели. Но так как результаты проверки показали, что согласовать противоречивые тексты Евангелий с научными данными о фазах Луны и днях недели невозможно, то В. И. Штейнгейль приходит к интересному и для своего времени (1819 г.!) смелому выводу:

"Итак, остается каждому из нас на волю судить, какое из всех преданий об истинном времени Воскресения Христа самое справедливое".

На эту большую и хорошо аргументированную книгу о календаре, основательно забытую, в наше время обратил внимание Л. Е. Майстров.

Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года рождения Иисуса Христа, а именно: сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,-- главным для него был третий фактор. Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц Дионисия Малого и принятие западной и восточной церквами предложенного им года начала нашего летосчисления за год рождения Иисуса Христа, несмотря на несовпадение этой даты как с текстами Евангелий, так и с данными истории.

2. Летоисчесление от Рождества Христова

По православной Пасхалии, великий индиктион содержит в себе 532 года, после чего дни пасхи идут в том же порядке, например, 533 год = 1-му, 1064 = 532 г. Но написать пасхалию на 532 года - труд огромный, на который требуется много папируса, чернил и труда. В Александрии существовала упрощенная практика. Дело в том, что через 95 лет пасха повторяется приблизительно в в том же порядке, хотя високосные годы производят путаницу, так что приходится делать поправки. В практике был сокращенный цикл. Вычисление пасхи Кирилла александрийского по упрощенному способу кончилось 531 г. по Р.Х. Нужно было вычислить пасху на дальнейшее время и произвести поправку для високосных годов. Эту работу взял на себя западный монах Дионисий Малый в 525 г. Он произвел грандиозный переворот и положил основание нашему счислению , т.е. от Р.Х. Побуждения к этому были невысоки: он был ханжа.

532 г. от Р.Х. есть 1285-й год ab urbe condita. Так как 19 х 28 = 532 г., то очевидно, что 1285 - (532 - 1) = 753 a.U.C. На год 753 от основания Рима приходится первый год 19-летнего круга; в этом году, по взгляду Дионисия, последовало благовещение (воплощение Христа). Вероятно, для Дионисия вопрос о годе Рождества Христова этим совпадением 753 a.U.C. с 1 годом 19-летнего цикла и разрешался. В основании счисления его не было научных данных о годе Р.Х. Он предполагал, что александрийская пасхалия точна. Она руководилась движением луны, и в 532 году должен был кончиться 19-летний цикл. Между тем по его счету он кончился не в 532 году, а в 531 году, поэтому, очевидно, Дионисий начал счет не от Р.Х., а от Благовещения. Эра Дионисия Малого - от Р.Х. (наша), таким образом, объективно научного значения не имеет. Она отличается точностью только приблизительною. Дионисий в своем исчислении основывался на данных пасхалических, а не исторических.

С эрой Дионисия Малого аналогична aera Hispanica . Она состоит в том, что каждый год ее от Р.Х. берется на 38 лет выше (38 = 19 х 2); 1-й год = 716 a.U.C. Это обстоятельство указывает на пасхалический характер этой эры.

Источник: В.В. Болотов. Собрание церковно-исторических трудов., т. 2, М. 2000.

3. Работа Дионисия Малого по летосчислению

Около 1500 лет тому назад -- в 241 г. эры императора Диоклетиана, в 525 г. нашей эры -- настоятель одного из римских монастырей "известный христианский писатель" , "известный канонист древней западной церкви" (Энциклопедический словарь Брокгауза, и Ефрона, т. 20, с. 758), "ученейший муж VI века" Дионисий Малый по указанию папы Иоанна I. должен был продолжить на очередной 95-летний период пасхалию -- таблицу дней празднования христианской пасхи.

Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная патриархом города Александрии -- в то время столицы Египта -- Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана, т. е. с 437 г. по 531 г. нашей эры).

Обычай отмечать пасху перешел к христианам от евреев, которые отмечали свою пасху 15 числа месяца нисана -- первого весеннего месяца по еврейскому лунно-солнечному календарю. Это число обычно приходилось на полнолуние.

Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные -- Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье -- об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля, а Римская -- с 20 марта по 21 апреля, и часто эти пасхальные воскресенья отстояли друг от друга на одну-пять недель.

Разногласий о времени празднования пасхи было так много, что, как пишет В. И. Штейнгейль, "некоторые по духу кротости своей предпочитали мир церкви тщетным о точности времени празднования пасхи состязаниям".

Для устранения этих разногласий собравшийся в 325 г. в г. Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) первый Вселенский собор принял решение, обязывающее всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви, отдавая этим дань учености александрийских богословов.

По этим правилам пасха должна праздноваться в первое воскресенье после пасхального полнолуния, определяемого по Вечному лунно-солнечному церковному календарю (подробней о нем будет сказано ниже), в котором в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю (цикле Метона) распределены 235 реальных лунных месяцев по 29 и 30 дней. Пасхальным считается полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день. За день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в годы проведения Никейского собора.

Александрийские христиане, среди которых было много ученых, знали, что истинный солнечный год меньше солнечного года по юлианскому календарю на 11 минут 14 секунд и что поэтому истинный день весеннего равноденствия за каждые 128 лет сдвигается на одни сутки в сторону уменьшения даты.

Однако, вероятно для того, чтобы не усложнять расчетов пасхи, они решили считать 21 марта по юлианскому календарю днем весеннего равноденствия всегда. Православная церковь считает так и в настоящее время, хотя ошибка между истинным днем весеннего равноденствия и числом 21 марта по юлианскому календарю теперь составляет уже 13 суток и в дальнейшем будет возрастать.

Но решения Никейского собора о праздновании пасхи не сразу вошли в жизнь -- многие церкви продолжали пользоваться своими правилами.

Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.

Еще до окончания действия этого канона новый канон, как уже говорилось, был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана, по которой александрийские христиане вели свое летосчисление, применяя месяцы египетского календаря: тот, фаофи, атир, хоиак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, павни, эпифи, месори.

Начало года по египетскому календарю -- первый день месяца тота -- соответствует 29 августа по юлианскому календарю (длительность года в обоих календарях одинаковая -- 365.25 суток).

Такой счет времени начался в Египте после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму -- это эра Августа с эпохой 1 тота 1 года Августа (29 августа 30 г. до н. э. по юлианскому календарю). В то время египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления па престол очередного императора. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению императора па престол.

Особенностью эры императора Диоклетиана, вступившего на престол по одним источникам (Энциклопедический словарь "Гранат", т. 18 с. 462) 17 сентября 284 г., по другим -- 20 ноября 284 г. (обе даты-- после 29 августа), является то, что в начале этой эры -- 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г.) случилось новолуние (вернее, неомения -- первое появление видимого серпа Луны, наступающее через 1--2 суток после астрономического новолуния).

По таблице фаз Луны (см. Приложение) можно убедиться, что в августе 284 г. астрономическое новолуние было 8,7+1,3+18,7 =28,7  0,6 августа. Следовательно, в следующие календарные сутки 29 августа 284 г. была неомения.

Таким образом, 1 тота 1 года эры Диоклетиана стало первым днем не только солнечного, но и лунного календаря, т.е. первым днем первого года 19-летнего александрийского лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру "эрой мучеников".

Весьма остроумное распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел, как указывается в литературе, египетский астроном Созиген -- создатель юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем в 46 г. до н. э.

На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры -- неомения), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153--247 гг. эры Диоклетиана (437-- 531 гг. нашей эры). Эти годы не случайные. 153 год-- первый год в 19-летнем лунном цикле, а 247-й -- последний (19-й) год в цикле. В этом можно убедиться, разделив номера указанных годов па 19. Остаток от деления и будет порядковым номером года в цикле -- его "золотым числом".

Но так как в Римской империи в основном действовал юлианский календарь с началом года в январе, то Вечный лунно-солнечный календарь был переписан так, чтобы первым месяцем первого года 19-летнего цикла был январь. Ближайшим январем к 29 августа 284 г. был январь 285 г., в котором расчетное новолуние (Г. Кинкелин называет его "церковным новолунием" в отличие от истинного новолуния, которое он называет "астрономическим"; такой терминологии мы и будем придерживаться) приходится па 23 января 285 г. В таком, январском варианте Вечного календаря 285-й год будет первым годом 19-летнего цикла, а 284-й год -- последним (девятнадцатым) годом в предыдущем цикле.

В книгах М. Лалоша и Ф. К. Гинцеля приведены таблицы Вечного лунно-солнечного календаря. Хотя эти таблицы начина тотся с 23 января, однако в годах с золотым числом 19 к которым относится и 284 год, церковное новолуние в августе приходится па 29 число, как и указывалось выше.

Интересно отметить, что в книге Н. В. Степанова за исходную дату при построении Вечного лунно-солнечного календаря берется 1 марта 325 г., так как "за основное данное церковью принимается факт, считаемый за несомненный,-- это, что 1 марта 325 г. в год 1 Вселенского собора--было новолуние". По Вечному календарю можно узнать, что для годов, у которых золотое число равно 3, как у 325 г., датой мартовского новолуния является именно 1 марта, поэтому автор имел право начинать свой Вечный календарь с этого числа.

Для иллюстрации сказанного мы приводим "Вечный лунно-солнечный календарь Дионисия Малого" в переработанном для целей данной работы виде, в котором показано распределение "по Созигену и Кириллу Александрийскому" 235 реальных лунных месяцев (115 месяцев по 29 дней и 120 месяцев по 30 дней) в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю (табл. 1). Из-за невозможности расположить таблицу "в один ряд" она сдвоена и в обеих частях повторены "золотые числа" -- порядковые номера годов в цикле (№). Буквами "ПС" обозначена пасха -- первое воскресение после пасхального полнолуния в 31--37 и 563--569 гг. В рамку заключены даты пасхальных новолуний. Дата пасхального полнолуния получается прибавлением к этим датам числа 13. В шапке таблицы указано число дней до следующего новолуния.

В таблице приведены даты церковных новолуний в каждом году 19-летнего цикла и показано число дней от данного новолуния до следующего. Первый год цикла начинается 23 января. Годы, у которых золотые числа равны 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19, имеют по 13 лунных месяцев, остальные -- по 12.

Так как самым ранним пасхальным полнолунием, как указывалось, является 21 марта, а разность между датами церковного полнолуния и новолуния равна 13 дням, то самым ранним пасхальным новолунием будет 21-13=8 марта. Пасхальные новолуния обведены рамкой и для удобства пользования таблицей выписаны отдельно рядом с соответствующими им пасхальными полнолуниями.

Для более наглядного представления о связи между пасхальными канонами Кирилла Александрийского и Дионисия Малого в таблице приведены па соответствующих их золотому числу местах важные для решения вопроса о происхождении нашего летосчисления годы I века

Никитченко Татьяна Михайловна

Информации о системах летоисчисления в разных источниках очень много, но эта проблема не пользуется популярностью среди учащихся средней школы. В своём проекте я всё-таки затронула тему, которая не изучена до конца: время. Своей работой я хочу распространить в массы эту информацию и заинтересовать людей этой темой.Информации о системах летоисчисления в разных источниках очень много, но эта проблема не пользуется популярностью среди учащихся средней школы. В своём проекте я всё-таки затронула тему, которая не изучена до конца: время. Своей работой я хочу распространить в массы эту информацию и заинтересовать людей этой темой.

ВложениеРазмер
letoischislenie_1.3.docx 757.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени А. С. Попова

Научный проект по астрономии:

Выполнила работу Кузьменко Е. С.

Учитель: Никитченко Т. М.

Цель: познакомить с системами летоисчисления, основными календарями народов мира, существующих на планете; объяснить возможность существования путешествия во времени.

Объект исследования: летоисчисление.

Предметы исследования: календари и время.

Информации о системах летоисчисления в разных источниках очень много, но эта проблема не пользуется популярностью среди учащихся средней школы. В своём проекте я всё-таки затронула тему, которая не изучена до конца: время. Своей работой я хочу распространить в массы эту информацию и заинтересовать людей этой темой.

Практическая значимость моего индивидуального проекта заключается в том, что работу можно использовать на уроках окружающего мира в младших классах, а также в курсе физики и астрономии.

Что такое время? Этим вопросом человечество интересовалось всегда. Давайте рассмотрим основные теории, которые были предложены философами и физиками с древнейших времён до наших дней.

На смену Аристотелю пришёл богослов и философ Аврелий Августин. Он был согласен с точкой зрения Аристотеля, но при этом отрицал время Платона. От себя он добавил, что настоящее – бесконечно маленький промежуток времени, не имеющий длительности. Более того, времена он делил тоже по-особенному: настоящее прошедшего (память), настоящее настоящего (созерцание) и настоящее будущего (ожидание). Также он добавляет, что мы не можем чем-то измерить время, оно может измеряться только в душе.

На смену ему пришёл физик-теоретик Альберт Эйнштейн. Кроме общей теории относительности есть ещё и специальная теория относительности. Что это такое, в чем ее суть? Именно этой теорией предсказывается множество парадоксальных эффектов, противоречащих нашим представлениям о том, как устроен мир. Речь идет о тех эффектах, которые наблюдаются тогда, когда скорость движения приближается к скорости света. Наиболее известным среди них является эффект замедления времени. Часы, которые движутся относительно наблюдателя, для него идут медленнее, нежели те, которые находятся у него в руках.

Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны. Его появление связывают с тем, что смену фаз Луны человек мог разглядеть невооруженным глазом. Именно поэтому многие древние народы пользовались лунным календарем. Однако такой способ исчисления времени имеет ряд недостатков.

Во-первых, лунный календарь никоим образом не связан с движением Земли, поэтому народы, которые вели оседлый образ жизни, не могли им пользоваться из-за чего позже перешли на солнечный календарь.

Во-вторых, Луна, вращаясь вокруг Земли, делает полный оборот за разное время. Минимальная продолжительность лунного месяца составляет 29 суток 6 часов и 15 минут, а максимальная – 29 суток 19 часов и 12 минут, следовательно, средняя продолжительность лунного года составляет примерно 354 суток. То есть, в календарном лунном году может быть либо 354 дня, либо 355. Существовала целая система так называемых вставок високосов. Она была необходима для того, чтобы средняя продолжительность календарного года более-менее точно совпадала с продолжительностью лунного года.

В-третьих, первым днем нового лунного месяца считается неомения. Это первое видимое появление Луны на вечернем небе после новолуния или "рождение новой Луны". Время этого явления различается в зависимости от местонахождения наблюдателя, времени года и продолжительности текущего лунного месяца, поэтому невозможно вести лунный календарь, созданный на основе наблюдений Луны в разных местах Земли.

Из-за всех этих неудобств лунный календарь канул в Лету и ему на замену пришли другие календари.

Календарь Майя – один из самых известных календарей. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры и Марса.

Майя применяли одновременно две календарные системы, отличающиеся продолжительностью: длинный год и короткий год. Первый из них применялся в гражданской жизни, а второй был связан с религиозными обрядами.

Александрийским календарем до сих пор пользуются копты — прямые потомки древних египтян. Копты — христиане, давно принявшие арабский язык. Счет лет они ведут от прихода к власти в 284 г. римского императора Диоклетиана.

До Юлианского календаря древние римляне использовали лунный календарь, но в VII в. до н. э. Юлий Цезарь провел реформу в летоисчислении. От прошлого календаря остались только названия месяцев. (См. приложение)

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами.

В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до 1 марта.

Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н.э. секстиль – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев.

В Юлианском календаре год был длиннее тропического только на 11 минут 14 секунд. Он отставал от тропического года на одни сутки через каждые 128 лет, через 384 года – в 3 суток, а через 1280 лет уже в 10 суток. Из-за этого опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами и в дальнейшем предотвратит эту ошибку, во-вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми. Календарный год приблизился к тропическому поскольку отбрасывалась разница в трое суток, которая накапливалась каждые 400 лет.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года. Практического значения такое отставание не имеет.

Как происходит движение Земли

Вращение Земли вокруг оси. За земную ось принимают воображаемую линию, вокруг которой вращается Земля. Эта ось отклонена на 23°27' от перпендикуляра к плоскости эклиптики. Земная ось пересекается с земной поверхностью в двух точках — полюсах — Северном и Южном. Если смотреть с Северного полюса, то вращение Земли происходит против часовой стрелки или, как принято считать, с запада на восток.

Угол поворота нашей планеты вокруг своей оси на всех широтах одинаков. За один час каждая точка на поверхности Земли передвигается на 15° от ее первоначального положения. Полный оборот вокруг оси завершается в течение одних звездных суток, состоящих из 23 часов 56 минут и 4 секунд. За этот промежуток то одна, то другая сторона планеты поворачивается к Солнцу, получая от него различное количество тепла и света. Помимо этого, вращение Земли вокруг оси влияет на её форму (приплюснутые полюса – результат вращения планеты вокруг оси) и на отклонение при движении тел в горизонтальной плоскости (реки, течения и ветра Южного полушария отклоняются влево, Северного – вправо).

Почему день сменяется ночью

Если бы одна сторона Земли была постоянно повернута к Солнцу, то там бы была высокая температура (до 100 градусов Цельсия) и вся вода бы испарилась, на другой бы стороне – наоборот свирепствовали морозы и вода находилась под толстым слоем льда. И первые, и вторые условия были бы неприемлемы для развития жизни и существования человеческого вида.

Почему сменяются времена года

Вследствие того, что ось наклонена по отношению к земной поверхности под определенным углом, её участки получают в разное время различное количество тепла и света, что обуславливает смену времен года. По астрономическим параметрам, необходимым для определения времени года, за точки отсчета берут некоторые моменты времени: для лета и зимы - это Дни солнцестояния (21 июня и 22 декабря), для весны и осени - Равноденствия (20 марта и 23 сентября). С сентября по март Северное полушарие повернуто к Солнцу меньшее количество времени и соответственно получает меньше тепла и света, Южное полушарие в это время получает много тепла и света. Проходит 6 месяцев, и Земля переходит на противоположную точку своей орбиты и уже Северное полушарие получает больше тепла и света, дни становятся длиннее, Солнце поднимается выше – наступает лето.

Если бы Земля располагалась по отношению к Солнцу исключительно в вертикальном положении, то времен года вообще бы не существовало, ведь все точки на освещенной Солнцем половине получали бы одинаковое и равномерное количество тепла и света.

Смену дат необходимо проводить при пересечении линии. Если корабль движется с востока на запад, то его команде нужно увеличить календарное число на один. В случае перемещения в обратном направлении оно уменьшается. На отрезке, где временная граница отклоняется, огибая острова Океании, команда вправе менять дату, лишь преодолев меридиан 180º, если судно не будет заходить в один из портов, то есть не возникнет необходимость синхронизации с местным временем. Получается, что при пересечении линии в определенном направлении можно дважды прожить один и тот же день.

Значительное отклонение линии от меридиана в районе экватора связано с решением правительства Кирибати в 1995 году выделить для островов Лайн новый часовой пояс. Причина для этого была достаточно весомая. Кирибати была разделена на две зоны: в то время, как в одной на календаре значилось, например, 14 июня, на другой было уже 15. Именно на островах Лайн раньше, чем где бы то ни было на Земле, начинается новый день. Население этой территории первым встречает 1 января. Именно последний факт вызвал особое возмущение у населения Тонга и Новозеландских островов. Они собирались первыми встретить Миллениум, но образование нового часового пояса лишало их такой возможности. По своей сути, линия перемены дат лишь условная граница. В ее основе не лежат какие-то физические закономерности. Линия создана для удобства международного общения. Смена одной даты на другую при пересечении этой границы похожа на перевод часов при переходе на летнее или зимнее время. Эти действия помогают человеку соотнести свое движение или деятельность с космическими процессами, но напрямую из них не вытекают.

Путешествия во времени

Один из моих вопросов был о путешествиях во времени. 27 человек их 49 опрошенных ответили, что путешествий во времени не может существовать. Я не только опровергну это утверждение, но и приведу примеры.

Самый простой и наиболее практичный способ добраться до далекого будущего — двигаться очень быстро. Согласно теории относительности Эйнштейна, когда вы путешествуете со скоростью, близкой к скорости света, время замедляется для вас по отношению к внешнему миру. Речь не просто о гипотезе или мысленном эксперименте — это результат измерений. С помощью двух одинаковых атомных часов физики доказали, что летающие часы тикают медленнее из-за скорости. В случае с воздушным судном эффект минимален. Но если бы вы находились на борту космического корабля, движущегося со скоростью 90% от скорости света, время для вас проходило бы в 2,6 раза медленнее, чем на Земле. И чем ближе ваша скорость приближается к скорости света, тем более экстремальным становится путешествие во времени. Самой высокой скоростью, достигнутой благодаря человеческим технологиям, можно назвать скорость, с которой проносятся протоны вокруг Большого Адронного коллайдера.

Следующий метод также вдохновлен работами Эйнштейна. Согласно его общей теории относительности, чем сильнее вы ощущаете гравитацию, тем медленнее движется время. Например, по мере приближения к центру Земли сила тяжести возрастает. Время течет медленнее для ваших ног, чем для головы. Опять же, этот эффект был измерен. В 2010 году физики из Национального института стандартов и технологий США разместили двое атомных часов на полках, одна из которых на 33 сантиметра выше другой, и измерили разницу в скорости их тиканья. Часы, находившиеся на полке ниже, тикали медленнее, потому что они немного сильнее были подвержены гравитации.

Итак, можно сделать вывод, что в данной теме не всё так однозначно, как выглядит сначала. Будем надеяться, что наука в ближайшем будущем прольёт свет на некоторые вопросы и мы сможем использовать их на практике.

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.

Летоисчисление на Руси

Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.

Реформа Петра Первого

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Как все начиналось

А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.

После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).

Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме.

После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.

Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:

Древнерусское летоисчисление, летоисчисление у древних славян, почему поменяли летоисчисление

Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.

Доклад о новом летоисчислении при Петре Первом. 20 декабря (по старому стилю) 7208 года от Сотворения мира царь Петр I издал два именных указа — о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года.
По Указу царя в России вводился юлианский календарь, ведущий летоисчисление от Рождества Христова.

Оценить 190 0

Реформы Петра Первого. Новое летоисчисление и календарь

Петр Первый вступил на престол в 1682 году как последний царь всея Руси. Сначала он руководил страной со сводным братом Иваном V под регентством сестры Софьи Алексеевны, а потом за 29 лет единодержавного правления радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.

20 декабря (по старому стилю) 7208 года от Сотворения мира царь Петр I издал два именных указа — о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года.

Семь сотен лет назад дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова — сотворение Адама Господом Богом — была официально принята в качестве точки отсчета для календаря православной византийской эры. С момента Крещения Руси в 988 году и в течение следующих пяти веков началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. В 1492 году по решению Великого князя Московского Ивана III начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

Эта система летоисчисления существовала в России до 20 века. Из-за невысокой точности Юлианского календаря (каждые 128 лет накапливается один дополнительный день), к середине XX века практически все страны мира пользовались григорианским календарем. В России он был введен после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.

По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в., имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным - 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками и циферблатом с 12 делениями.

Также количество стали обозначать не буквами, а цифрами. До этой реформы даже на монетах писали буквы. Цифры от 1 до 10 обозначались первыми 10 буквами. Многозначные числа также составлялись из нескольких букв.

О праздновании Нового года.

Читайте также: