Лексика газетных заголовков доклад

Обновлено: 25.06.2024

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы: выбор темы, постановка целей и задач, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка реферата, карточек, проведение опроса, выявление закономерности, подведение итогов.

Основываясь на том, что знакомство с текстом осуществляется через заголовок, мы выдвинули гипотезу: люди, просматривая заголовки газет, останавливают свое внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы, узнаваемы, и чем ярче, образнее заголовок, тем больше вероятности, что статья будет прочитана.

При подготовке работы были использованы теоретические и эмпирические методы. Теоретические - знакомство с литературой по теме; классификация заголовков; обобщение и систематизация полученных сведений; сопоставление результатов опроса с данными исследований по теме. Эмпирические – опрос читателей школьного возраста и взрослой аудитории; изучение чужого опыта; составление карточек с образцами. Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания по исследуемой проблеме, справочная и энциклопедическая литература, научные статьи в периодических журналах.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет исследования, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показана практическая значимость, поставлена гипотеза. В первой главе основной части рассматриваются общетеоретические вопросы, дается классификация заголовков. Во второй главе, практической, рассмотрена лингвистическая природа газетных заголовков. Третья глава имеет аналитический характер, в ней описывается эмпирический метод исследования. Выводы сделаны в заключительной части работы. Результаты исследования могут быть применены на практике.

Связь заголовка с текстом.

Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики. Особенно важна точность и яркость для заголовка. Предваряя текст, он несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие имеет эмоциональную окраску, привлекающую читателя, возбуждающую его интерес. Исследования психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам.

Исследователи говорят о двойственной природе заголовка. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определенную самостоятельность. С другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, который составляет единую систему с ним. Он координируется с семантикой текста и во многом определяет выбор слов и конструкций. Роль заголовка в восприятии текста очень важна: он помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл. Некоторые лингвисты считают заголовок метатекстовым включением (греч. meta – после, за, через), поскольку в сам текст он не входит, хотя значительно влияет на его осмысление. Семантические связи заголовка и текста обнаруживаются только после прочтения текста. Лингвисты говорят о заглавии как о текстопорождающей модели с одной стороны и порождаемой текстом с другой. Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько функций заголовка: привлечение непроизвольного внимания аудитории;

• формирование интереса к тексту статьи;

• формирование убеждения или установки аудитории;

Мы рассматривали заголовки с точки зрения классификации, предложенной Лазаревой Э. А.

1. 1. Классификация заголовков на основе отражения элементов текста.

По этому признаку выделяют однонаправленные и комплексные заглавия. Однонаправленные заглавия соотносятся с одним из элементов смысловой структуры текста: темой, фактом, героем публикации, цитатой или известным выражением, с основной мыслью. Большинство исследуемых заголовков выражают тему текста. Например:

Некоторые заголовки отражают отдельный факт. Часто это еще не свершившийся факт. Например:

Такие заглавия, как правило, понятны для читателя и полностью отражают содержание статьи.

Большую группу заголовков составили такие, в которых выносится фамилия героя публикации, но не обозначается главная мысль статьи. В основном это заголовки газет федерального уровня. Например:

Заголовок может представлять цитату или известное выражение, относящееся к описываемому событию. Например:

Есть заголовки, которые актуализируют идею материала. Могут содержать элементы, которые логически вытекают из сказанного. Например:

1. 2. Классификация заголовков на основе полноты отражения элемента текста.

Лазарева Э. А. выделяет заглавия полноинформативные и неполноинформативные. Полноинформативные могут отражать или тему всего текста, или основную мысль, или тезис, развивающий основную мысль. С точки зрения синтаксиса, полноинформативные заглавия представляют собой повествовательные или вопросительные предложения. Например:

Заглавие в виде восклицательных предложений имеет признаки сенсационности и отражает субъективную оценку автора. Например:

Лингвистическая природа газетных заголовков.

Заголовочное место в газете – сильная позиция, потому что именно на заголовок в первую очередь обращает свое внимание читатель. Безусловно, главным, глубоким и бесценным источником для заголовков служит сама жизнь. Яркость, убедительность заголовку могут придать все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Экспрессивные заголовки создаются на основе переносного значения слов, стилистически окрашенной лексики, синонимов и антонимов. Для этой же цели могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, произведений, фразы из них, разговорные элементы.

2. 1. Заголовок-фразеологизм.

В русском языке, помимо отдельных слов, имеется большое количество устойчивых сочетаний (фразеологизмов), которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Они соотносятся с определенным понятием, обозначают нечто единое по смыслу. Источники фразеологизмов разнообразны. Это выражения, взятые из произведений устного народного творчества (сказка про белого бычка), профессиональные выражения (тянуть лямку), выражения, взятые из античной мифологии (яблоко раздора, дамоклов меч), из церковной литературы (камень преткновения, избиение младенцев), из научной и художественной литературы (человек в футляре, мильон терзаний). Фразеологические обороты широко употребительны в публицистической литературе. Использование их в речи помогает избежать шаблонности, сухости изложения. Один из первых отечественных исследователей языка газет профессор Г. О. Винокур полагал, что газетный язык по сути дела насквозь фразеологизирован, поскольку стандартность, клишированность многих типично газетных выражений является неотъемлемым свойством этого языка. Особенную яркость и броскость придают фразеологизмы заголовкам. Эту роль могут играть как традиционные фразеологизмы, так и трансформированные, т. е. созданные автором изречения, которые по своей форме очень похожи на фразеологизм. Примеры таких заголовков:

2. 2. Заголовки, образованные путем трансформации пословиц и поговорок.

Примеры заголовков, образованных путем трансформации пословиц и поговорок:

2. 3. Заголовок, образованный путём преобразования названий художественных произведений и цитат их них.

Использование цитирования в газетном заголовке также является одним из способов привлечения внимания читателей. Примеры таких заголовков:

2. 4. Заголовки, образованные путём трансформации строк из песен.

В современной газетной практике широко распространены заголовки, построенные на основе трансформации цитат из популярных песен разных лет. Песенные цитаты в подобного вида заголовках, вызывая эмоциональную реакцию читателя, быстро устанавливают контакт. В этом случае важной оказывается даже не сама цитата, а её функция, которая заключается в узнавании. Примеры:

2. 5. Заголовки, образованные путем трансформации названий кинофильмов и фраз из кинофильмов.

Использование фраз из кинофильмов довольно часто встречалось в качестве заголовков газет. Примеры:

В работе рассматривалась связь заглавия с текстом и в связи с этим необходимо отметить, что заголовок иногда живет своей жизнью, и журналисты зачастую разочаровывают читателя тем, что текст статьи может не оправдать ожидания читателя. Кроме того, встречаются заголовки, которые вводят читателя в заблуждение, так как находятся в антонимичных отношениях с оригиналом.

Итак, в основном заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом. Информативные возможности заголовка достаточно велики, что подтвердил анализ заголовков федеральных и региональных газет.

Гокова Елена Михайловна

ВложениеРазмер
1._leksika_gazetnyh_zagolovkov_knyshenko.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лексика газетных заголовков

Кнышенко Дарья Евгеньевна,

ученица 11А класса

Гокова Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Глава I. Связь заголовков с текстом………………………………………………….4

1.1. Однонаправленные и комплексные заглавия……………………………………5

1.2. Полноинформативные и неполноинформативные заглавия………………….. 6

Глава II. Лингвистическая природа газетных заголовков…………………………..7

2.1. Заголовок-фразеологизм……………………………………. 7

2.2.Заголовки, образованные путем трансформации строк из песен……….……. 7

2.3.Заголовки, образованные путем трансформации пословиц и поговорок……..8

2.4. Использование преобразованных строк художественных

произведений в роли газетных заголовков……………………………………. 8

2.5. Заголовки, образованные путем трансформации названий

кинофильмов и фраз из кинофильмов………………………………………. …9

О, эти постоянные мучительные поиски названий!

Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.

В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки с малоиспользуемой лексикой-жаргоном, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу.

Актуальность исследования определяется следующим: в настоящее время выходит очень много периодических печатных изданий, которые конкурируют между собой. Визитной карточкой газет являются заголовки статей, призванные привлечь читателя и заинтересовать его. Выбор журналистами лексических средств в качестве заголовка – почва для исследования. Все чаще стали появляться трансформированные заголовки, в основе которых пословицы, поговорки, фразеологические обороты, цитаты из произведений, строчки из песен.

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовку реферата, выявление закономерности, подведение итогов работы.

Предметом исследования данной исследовательской работы является современный газетный заголовок.

Цель работы – определить, зависит ли выбор читателя того или иного периодического издания от яркости заголовков. Выявить, статьи с какими заголовками больше привлекают внимание читателя.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

изучение лексических средств, используемых в качестве газетных заголовков;

анализ особенностей лингвистической природы газетных заголовков;

Так как первое знакомство с печатным текстом осуществляется через заголовок, логично будет предположить, что чем ярче, образнее заголовок, тем больше вероятности, что статья с данным заголовком будет прочитана. Гипотеза: предположим, что люди, просматривая заголовки газет, останавливают свое внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы, узнаваемы. Если заголовок вызывает ассоциации и находит отклик в памяти, то материал статьи или заметки лучше запоминается.

Глава I. Связь заголовка с текстом

Заголовок текста имеет двойственную природу. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая “над” ним и перед ним. С другой стороны заголовок – полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другим компонентом целостного произведения. Заголовок составляет единую систему с текстом “заголовок - текст”.

Заглавие – важнейший сигнал, определяющий первоначальное восприятие текста. Оно определяет следующие функции:

привлечение непроизвольного внимания аудитории;

формирование интереса аудитории к тексту статьи;

По структуре заглавием могут быть: имя, словосочетание (чаще именное), предложение, инфинитив, причастный оборот, фразеологизмы, поговорки, цитаты. Использование цитат ставит текст в историко-культурный ряд и раздвигает рамки данного текста. Создает дополнительную смысловую перспективу, создает диалог текста источника и данного текста, несет эмоциональную окраску.

1.1. Первая классификация газетных заголовков строится на основе отражения элементов текста. По этому признаку выделяют однонаправленные и комплексные заглавия.

Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста: с темой, с фактом, с героем публикации, с цитатой или известным выражением, с аналитической оценкой ситуации, с идеей материала, с второстепенными элементами текста.

Некоторые заголовки отражают отдельный факт. Часто статьи кричат о фактах, еще не свершившихся. Чаще всего это заглавия заметок политических.

Такие заглавия, как правило, полноинформативны, понятны для читателя и полностью отражают содержание заметки. В заглавии часто выносится фамилия героя публикации, но не обозначается главная мысль статьи.

Следующий тип заголовка – комплексные. Такой заголовок соотносится с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию, встречаются крайне редко.

1.2. Полноинформативные и неполноинформативные заглавия

Вторая классификация заголовков основывается на том, полностью или не полностью отражается в них тот или иной элемент текста. Здесь выделяют заглавия полно и неполноинформативные.

Полноинформативные заглавия могут отражать или тему всего текста, или основную мысль его, или любой тезис, развивающий основную мысль.

Таким образом, заголовок - неотъемлемая часть текста, отражающая различные элементы текста.

Глава II Лингвистическая природа газетных заголовков

2.1. Заголовок - фразеологизм

В этих заголовках использован один из способов обновления фразеологизма – лексическая трансформация. Разумеется, задача журналиста – найти точное, яркое слово – была бы чрезвычайно простой, если бы все эти приемы можно было использовать механически.

2.2. Заголовки, образованные путем трансформации строк из песен

Чаще всего для создания заголовков на основе строчек из песен авторы используют не песни-однодневки, а народные или авторские песни, прошедшие проверку временем, любимые народом и узнаваемые им.

2.3. Заголовки, образованные путем трансформации пословиц и поговорок

Газетный заголовок приобретает импульс условного рефлекса, это намек, от которого явление социально-психологического характера или событие общественно-политического, исторического значения оживает, активизируется в сознании читателя.

2.4. Использование преобразованных строк художественных произведений в роли газетных заголовков

Использование цитирования в газетном заголовке, является одним из способов привлечения внимания читателей.

2.5. Заголовки, образованные путем трансформации названий кинофильмов и фраз из кинофильмов

Заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом (основной мыслью, тезисом, образом героя). Информативные возможности заголовка достаточно велики. Заголовок может обозначать тему и давать оценку изложенному материалу. Но главная функция заголовка в современной прессе: привлечь внимание читателя к публикации. Для этого используются всевозможные выразительные средства синтаксиса, лексики, морфологии, фонетики.

Срифмованные строки – это и перефразировка всем известных стихов и личное авторское стихосложение. К сожалению, желание заманить и удивить читателя приводит к тому, что заголовки не несут в себе информации.

Проведенный среди читателей школьного возраста опрос доказывает, что чаще других прочитывались заметки с заголовками, которые в своей основе имели пословицы, поговорки, фразеологические обороты, строки из песен, художественных произведений, фразы из кинофильмов. Следовательно, выбор читателем того или иного печатного материала во многом определяется яркостью и метафоричностью заголовков.

Язык наш постоянно развивается и меняется. Современный газетный заголовок дает возможность изучать язык в его современном состоянии. Как правило, заголовки газет богаты средствами выразительности. На примере заголовков можно показать богатство русского языка, многозначность и метафоричность слов, использование пословиц, поговорок и фразеологизмов в речи.

Вакуров, В.Н. Фразеологический каламбур в современной публицистике [Текст] / В.Н. Вакуров // Русская речь. - 1994. - №6. - С.40 – 47.

Капинос, В.И., Сергеева, Н.Н., Соловейчик, М.С. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева., М.С. Соловейчик. // – Москва. - 1991. – С.32 – 38.

Козарцева, О.М. Культура речевого общения [Текст] / О.М.. Козарцева //– Москва. - 1998. – С.63 – 67.

Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе. [Текст] / В.Г. Костомаров // Издательство Московского Университета. - 1971. - С. 251 - 268.

Кривенко, Б.В. Фразеология и газетная речь [Текст] / Б.В. Кривенко // Русская речь.- 1993.-№3.- С.44-49.

Лазарева, Э.А. Заголовок в газете. [Текст] / Э.А. Лазарева // – Свердловск. - 1989. – С.74-96.

Михайловская, Н.Г. Заголовок-фразеологизм [Текст] /Н.Г. Михайловская // Русская речь.- 1999. - №2. - С.55-59

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов //. – Москва. - 2001. – С.47.

Подчасов, А.В. Дезориентирующие заголовки в современной газете [Текст] / А.В. Подчасов // Русская речь.- 2000.- №3. – С.14-19.

Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д.Э. Розенталь //. – Москва. - 2007. – С.42 – 66.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип проекта: исследовательский

Давлетбаева А.С., учитель русского языка и литературы

1.1 Что такое заголовок…. 5-6

1.2 Роль заголовков в СМИ…. 7-8

1.3 Принципы классификация заголовков…. 9-10

2 Результаты классификации…. 12

Список литературы…. 14

Современная действительность отличается всё увеличивающимися скоростями: в передаче информации, общении друг с другом, работе в любой отрасли. Люди живут в бешеном ритме, пытаясь успеть всё сделать. Но в нашей семье каждый пятничный вечер посвящён чтению. Родители читают газеты, я – интересную книгу. В доме тишина – все читают!

Открывая любую газету или журнал, первое, с чем сталкивается читатель, – это заголовки. Они обращают на себя внимание, заметно отличаясь от остального текста. Предваряя любой текст, заголовок несёт определённую информацию, и в зависимости от того, насколько эта информация нужна и интересна читателю, газетные и журнальные статьи будут либо прочитаны, либо проигнорированы. Говоря проще, задача заголовков – пробудить в читателе интерес. Исследования подтверждают, что не менее восьмидесяти процентов читателей, просматривая печатные издания, в первую очередь обращают внимание на заголовки и на этом этапе решают, стоит ли читать дальше.

Какую же роль играет газетный заголовок в эффективности печатных СМИ? Этот вопрос и определил цель нашего проекта

Цель проекта : проследить, как осуществляется главная функция заголовков: привлечь внимание читателя, заинтересовать его и вызвать желание продолжить чтение.

Задачи проекта :

1) Собрать литературу по теме проекта;

2) Представить определение заголовка;

Гипотеза : значимость заголовков в статье любого издания связана (зависит) со спросом на предложенную информацию

Предмет исследования : газетные заголовки

Методы исследования :

-сравнение и сопоставление названий статей;

-классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией;

-литературный обзор используемых источников для написания исследовательской работы.

Актуальность данного исследования определяется тем, что значимость заголовков в статье любого печатного издания неразрывно связана со спросом на предложенную печатным изданием информацию. Сейчас у людей все меньше времени искать нужный материал, что уж говорить о прочтении всей газеты ради его поиска. Значит, роль заголовка в печатных СМИ многократно возрастает, ведь только от него и зависит, будет ли прочитана и изучена статья. Так как целью любого издания является его растущая тенденция популярности, рост количества тиражей, то оно, несомненно, должно уметь ярко подать любой материал, несмотря на степень его актуальности. Использование заголовков в качестве средства языковой выразительности в газетных статьях позволяет добиться поставленной задачи и дополнить основной материал.

1. Теоретическая часть

1.1 Что такое заголовок?

ЗАГОЛОВОК, заглавие ср. – выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это. Заголовком называют также название отдела, главы книги. Заголовок – головяшка, передняя и загнутая кверху часть санного полоза. [1]

ЗАГОЛОВОК , -вка, м. Название небольшого произведения, статьи. Заметка под броским заголовком. || прилагательное заголовочный, -ая, -ое. 3. шрифт. [1]

ЗАГОЛОВОК (заголовок неправ.), заголовка, м. Название книги, сочинения или части их; заглавие. [3]

ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО (заглавное слово) англ. vocable. Слово как элемент словника (вокабула, черное слово), разъясняемое в словарной статье, выделяемое особым шрифтом и помещаемое в соответствии с принятой в данном словаре схемой расположения (алфавитной, тематической и т. п.). [3]

ЗАГОЛОВОК заголовок м. 1) То же, что: заглавие. 2) устар. Обозначение в начале листа в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются. [10]

Журналисты также выделяют понятия, тесно связанные с заголовком и составляющие его:

1) Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или

подчеркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная

2) Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке,

иногда – целевой страницы. В водке дается максимум исходной информации

о теме, проблеме публикации.

3) Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками

могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они

обособляются графически или ставятся в конце текста.

4) Рубрика – название определенного раздела газеты, журнала, а также

её разновидность – рубрика-заголовок.

5) Эпиграф— фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.

1.2 Роль заголовков в СМИ.

Заголовок - лицо всей газеты, он влияет на популярность и конкурентоспособность издания.

Экономное, точное выражение мысли - важнейшее требование стилистики современных СМИ. Особенно важна яркость и точность для заголовка, ведь заголовок - первое, с чем сталкивается читатель газеты, первое, на что обращает внимание, по заголовкам ориентируются в содержании газеты.

Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Он несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание. Около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому так важно журналисту выбрать заголовок для своей публикации. В нескольких словах, одним предложением нужно не только передать основной смысл статьи, ее содержание, но и привлечь, заинтересовать читателя, однако не стоит забывать, что не все меры здесь хороши. Очень часто под сенсационными и крикливыми заголовками ничего не стоит. Читатель разочаровывается не только в отдельной статье или публикации, но и в издании в целом.

Газетный заголовок имеет свою специфику. Он живет на газетной странице, следовательно, отражает характерные особенности газеты. Многие газетные заголовки отражают сущность происходящих событий. Главным источником для заголовков служит сама жизнь. Нужно выбирать самое яркое, убедительное и интересно преподносить.

В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки с малоиспользуемой лексикой-жаргоном, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу.

Исходя из всего вышесказанного мы можем выделить следующие функции заголовков:
Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка, ведь если заголовок не будет прочитан, то обращение, с которым выступает автор, не достигнет цели.
Во-вторых, заголовок должен быть нацелен на определенную аудиторию, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю.

В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста.
В- четвертых, заголовок должен отражать главную мысль, которая важна и запомнится аудитории.
В-пятых, заголовок должен содержать информацию о статье.
В-шестых, заголовок должен отражать тот аспект статьи, который отличает его от других.

1.3 Принципы классификации заголовков

Многообразие заголовков и их функциональность требовали создания их определенной классификации. Различные исследователи предлагают разные типологии и классификации заголовков печатных СМИ.

А. Тертычный классифицирует заголовки по принципу их важнейших функций. Так, по признаку связи заголовка с содержанием (номинативная или назывная функция) он выделяет три разновидности:

2) заголовки-ремы. Они дают характеристику лица, события, темы, проблемы.

По цели эмоционального воздействия на аудиторию А.Тертычный делит заголовки на следующие типы:

Автор многих учебников по журналистике М. Шостак дает свою типологию заголовков. Она утверждает, что современным СМИ характерны заголовки, указывающие на основную новость и конкретизирующие ее:

1) заголовок-хроника, дублирующий саму новость;

3) заголовок-резюме, комментирующий события;

5) заголовок-интрига, побуждающий к дальнейшему чтению.

Классификация Т.А.Фадеевой выделяет заголовки в зависимости от целевых характеристик текста:

1. Тематический заголовок называет то, о чем пойдет речь в тексте, или обозначает место действия.

2. Сообщающий заголовок в самом общем виде дает возможность представить, о чем пойдет речь в тексте.

3. Эмоционально-оценочный заголовок обычно содержит эмоциональные или оценочные слова, слова с переносным значением.

4. Парадоксальный заголовок представляет собой соединение логически несовместимых понятий.

5. Проблемный заголовок типичен для текста, информация которого требует от читателя внимания к поставленному вопросу или заставляет порассуждать на заданную тему.

6. Побудительный заголовок побуждает нас к каким – либо действиям.

7. Цитатный заголовок представляет слова из текста, соотносимые с основной мыслью. В цитатных заголовках могут быть устойчивые выражения, афоризмы, пословицы и т.д. Цитатным может быть любой из видов заголовков.

В 2006 году редакция газеты организовала Кубок "Металла" по шахматам, почетным гостем которого был знаменитый гроссмейстер, участник матчей за мировую шахматную корону Виктор Корчной.

Журналистами года в Магнитогорске, по итогам конкурса "Город и мы", проводимом Магнитогорским городским Собранием депутатов, в разные годы признаны журналисты редакции газеты "Магнитогорский металл" Юлия Счастливцева, Дмитрий Скляров, Владислав Рыбаченко, Алла Каньшина, Ольга Балабанова.

Газета выходит 4 раза в неделю. По вторникам, средам печатается на 4 страницах формата A3, по пятницам — на 12 страницах формата A3 (цветной номер), по субботам — на восьми полосах формата A3.

2. Теоретическая часть

2.1 Результаты классификации

Для исследования я взял 20 заголовков.

Заголовок – это неотъемлемая часть любой статьи, которую по праву можно считать некой опорой текста. Эффективность и популярность газетного текста зависит от того названия, который подобрал автор, ведь возможность прочтения того или иного материала определяется тем, понравится ли он читателю. Заголовок – это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала.

Заголовок как элемент текста воспринимается, с одной стороны, как самостоятельная языковая единица, с другой стороны, полноценный компонент материала, без которого они оба состояться не могут в полной мере. Его двойственная природа и определяет многие особенности.

В ходе работы над проектом были решены все поставленные задачи:

1. представили определение заголовков;

3. классифицировали их.

Я пришёл к выводу, что для классификации заголовков следует прибегать к анализу с точки зрения способа их воздействия на читателя. Это помогает выявить те особенности, придерживаясь которых, можно написать эффектную и удачную статью, пользующуюся спросом у читательской публики.

В современном мире роль печатных изданий и их востребованность среди разновозрастной аудитории, к сожалению, падает, поэтому стремление редакторов газет, журналов к привлечению читателей, несомненно, возрастает. Использование красочных и оригинальных заголовков дает автору возможность привлечь читательское внимание. Сухие газетные заголовки пусть и имеют право на существование, но их употребление в не принесет желаемого успеха статье. Наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает её ценность, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди нас, читателей!

Нажмите, чтобы узнать подробности


м униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Секреты газетных заголовков

по русскому языку

ученицы 8 а класса

Гришкина Диана Романовна,

Мосейкина Анастасия Денисовна

Синявская Людмила Андреевна,

преподаватель русского языка и литературы

Рославль 2018 г.

II. Теоретическая часть

1. Газета как ведущее средство массовой информации………….

2. От первых газет - к газетам современным……………………….

3. Что такое газетные заголовки? Их роль в печатных изданиях……………………………………………………………….

и синтаксическом разнообразии ……………………………………

5. Изобразительно - выразительные средства в заголовках…….…

III. Практическая часть

1.Заголовки статей отдельных современных газет.………………..

2. Из истории газет Рославльского района………………………….

IV. Результаты исследования………….…………….………………

Чем больше Интернет свои права

Распространяет в уголках планеты,

Тем больше ценятся обычные слова,

Прочитанные на листах газеты.

В них чувств и сострадания полёт,

Любовь земная, опыт, размышленья,

И в каждой строчке там душа поёт

Про отчий край, людей, их вдохновенье.

Родной язык там жив, он обращён

К читателю, как другу, все столетья,

Прогрессом, временем Инет взращён,

Он нужен. но поклон мой всё ж газете!

Газета-первое, старейшее средство массовой информации, стоящее у истоков развития СМИ. Ещё в древнем мире общество всегда хотело быть в курсе всех происходящих событий. Устной передачи новостей, слухов и сплетен было явно недостаточно, поэтому при Юлии Цезаре в Римской империи в начале нашей эры начали выпускаться текущие хроники, записанные вручную на глиняных табличках.

Рассуждая о роли периодических изданий в жизни человека, убеждаемся в том, что, создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях, но и давать оценку сообщаемому. Данная особенность публицистики нашла наиболее яркое отражение в газетных заголовках.

Цель исследовательской работы: на материале отдельных российских газет рассмотреть и выявить секреты - содержательные и языковые особенности заголовков, показать важность воздействия газетного заголовка на читателя.

-изучить теоретический материал по данной теме;

-рассмотреть заголовки отдельных российских газет, их виды, функции и исследовать внутреннее содержание (изобразительные средства);

Объектом исследования являются заголовки отдельных российских газет.

Предмет исследования - содержательные и языковые особенности (изобразительные средства) газетных заголовков.

Методы исследования:

1.обзор литературы по теме исследования;

2.анализ газетных заголовков (описательный метод);

3.метод классификации и обобщения материала;

4.анкетирование.

Актуальность исследования очевидна. Заголовок, благодаря своему языковому богатству, является составной частью газеты. Без него её существование, популярность, успешность не представляются возможным.

Наш учитель русского языка и литературы Людмила Андреевна Синявская оказала помощь в подборе, систематизации и обобщении данного материала.

Теоретическая часть

Газета как ведущее средство массовой информации

Практически невозможно представить себе любой мир без средств массовой информации, а наш современный и подавно. С ростом популярности электронных СМИ печатным пророчили полное забвение. Однако же время идёт, а газеты, да и другая периодика остаются всё так же востребованными. Печатные издания не только не устаревают, но и продолжают развиваться. Телевизор и Интернет не вытеснили газету, а мирно с ней сосуществуют. Почему же газета продолжает оставаться ведущим средством массовой информации? Давайте разберёмся в этом.

К печатным относят те средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка, газета- одно из них. С развитием системы СМИ газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Совершенствование технической базы, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты её читателям. Она нашла своё новое место в системе СМИ.

Газета- зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к подшивкам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, характеризующих время, которое их привлекает.

Газета в современном смысле отличается от прочих печатных изданий четырьмя критериями:

• актуальностью -её содержание состоит из свежих общественно - политических новостей и другой актуальной информации, с рекламой и небольшой развлекательной частью;

• публичностью — рассчитана на возможно более широкую публику;

• универсальностью — широкий спектр тем, всё, что могло бы интересовать читателей.

Особенностями данного вида изданий является:

• Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;

• Общедоступность — газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек;

• Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику. По этому признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты выходящие два или три раза в неделю, два раза в месяц и т. п. Существуют также утренние и вечерние газеты;

• Официальность — многие решения (распоряжения, законы и т. п.) властных органов всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном органе.

Итак, газета, как важное средство массовой информации, с начала своего появления была призвана распространять информацию, рассказывать о новостях, произошедших в тот или иной период времени.

От первых газет – к газетам современным

Настоящий мировой бум газет пришёлся на XIX век, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е годы) и телевидения (в 1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века, с появлением Интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определённый кризис. Ответом на этот кризис для многих газет стал переход в таблоидный формат 3 , позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами.

Основные функции средств массовой коммуникации — информация, образование, создание общественного мнения и воспитание — находят своё отражение в конкретных жанровых формах. Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.

Что такое газетные заголовки? Их роль в печатных изданиях

Рассуждая о роли периодических изданий в жизни человека, убеждаемся в том, что, создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях, но и давать оценку сообщаемому. Данная особенность публицистики нашла наиболее яркое отражение в газетных заголовках.

В словаре В.И. Даля о заголовке сказано, что это “выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок обозначает также название отдела, главы книги. Это широкое понятие заголовка.

В словаре С.И. Ожегова заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдела его частей.

Для этого в заголовке могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Могут возникать экспрессивные заглавия, созданные на основе переносного значения слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности.

Таким образом, изучение структуры заглавия тесно связано с изучением различных разделов науки о языке: синтаксисом, морфологией, лексикологией, фонетикой и фразеологией. В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки с малоиспользуемой лексикой - жаргоном, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу.

Многие известные лингвисты уделяли внимание выявлению роли заголовков в системе печатных изданий. Ими выделены важные функции заголовка, на которые, по их мнению, должны обращать внимание журналисты при написании своей статьи.

Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка. Во- вторых, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю. В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста, отражать главную мысль. В- четвёртых, заголовок должен содержать информацию о статье.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия на читателя. Статья должна убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор.

Значит, в прессе заголовок должен выполнять две главные задачи - показывать суть содержания текста и привлекать внимание аудитории, отражая сущность освещаемого события кратко, но ёмко.

А. Тертычный классифицирует заголовки по принципу их связи с содержанием статьи (номинативная или назывная функция):

музыканты, ведущие телепередач.

Журналисты умело используют различные стилистические приемы для

По цели эмоционального воздействия на читателя , по мнению учёного, заголовки делятся на следующие типы:

В зависимости от целевых характеристик текста выделяется следующая классификация заголовков:

И, наконец, заголовки по своей структуре бывают простые, усложнённые, комплексные; графически- выделительные, информативные, номинативные, рекламные, интегративные.

Заголовки - восклицательные предложения эмоционально окрашенные.

Очевидно, эмоции настолько переполняют автора, что по заголовку

трудно сразу понять, о чем говорится в публикации.

Конечно, не сразу понятно, как удалось влюбленным развить такую скорость, но заголовок называет факт (заметка рассказывает о том, как ухаживал за возлюбленной военный летчик). Возможности ухажера не ограничивались мотоциклом, и он прокатил девушку на истребителе со скоростью 1000 км.в час.

Таким образом, классификация газетных заголовков огромна, что свидетельствует об их языковом богатстве и синтаксическом разнообразии. Грамотное расположение языковых средств в структуре заголовка способно значительно повысить эффективность его воздействия на читателя.

Изобразительно–выразительные средства в заголовках

Мы уже отмечали, что главная функция заголовка в современной прессе - привлечь внимание читателя к публикации. Для этого журналистами используются всевозможные выразительные средства синтаксиса, лексики, морфологии, фонетики.

Для создания выразительности в заголовках можно использовать практически любое языковое средство, но заголовок должен быть прежде всего уместен, содержателен экспрессивен. Он должен быть страстным и призывным, точным и лаконичным.

Одним из средств создания выразительности можно назвать выбор авторами в заголовок предложений, различных по цепи высказывания, т.е. вопросительных, повествовательных, побудительных, а также различных поэмоциональной окрашенности.

Нет, пожалуй, ни одного издания, обращенного к широкой читательской аудитории, на страницах которого не мелькали бы пословицы и поговорки. И не случайно: выступая в роли общеизвестных истин, заключенных в отточенную веками образную форму, они подпитывают нашу мысль, дисциплинируют логику суждений, помогают более глубоко высветить новое в старом опыте народа.

Они могут быть категоричными, философски-меланхоличными,

утешительными или горькими. Но чаще всего, иронизируя и усмехаясь, они бьют не в бровь, а прямо в глаз, что и делает сегодня пословицы и поговорки особенно ценным выразительным средством журналистики. Важно, чтобы этим средством пользовались умело и в достойных целях.

Несмотря на разнообразие, все приемы вращаются вокруг того образа, который лежит в основе устойчивого выражения. Непреложным условием использования пословицы или другого устойчивого оборота является заповедь: перефразируй, но не разрушай образ. И, следуя этой заповеди, авторы добиваются своей цели – точно и емко определить и оценить явление.

Очень редко в заголовках встречается парцелляция.

Вот некоторые примеры:

Следовательно, авторская фантазия ничем не ограничена.Заголовки современных газет богаты разнообразными средствами выразительности. Эти средства могут сочетаться, использоваться одновременно, прекрасно дополняя друг друга.

Читайте также: