Л а тихомиров доклад

Обновлено: 07.07.2024

Первая часть исследованиябыла посвящена теоретическому обоснованию монархической власти. Исходное положение о стремлении к организации в обществе и живой природе имеет много общего с органической теорией, излагаемой К.Н. Леонтьевым. Власть и принуждение для Тихомирова были неотделимы от сущности человеческого общества. По его мнению, в государстве может быть три принципа верховной власти: монархия, олигархия и демократия. Когда государство стабильно и прочно ни одна из них не может возобладать и создается равновесие. Идеально, когда монарх опирается на олигархию, а в низовом звене, на уровне низшего самоуправления, действуют демократические принципы.

Рассмотрев во второй части работы Византию как историческую аналогию российской государственности, он перешёл непосредственно к истории России. Русская государственность испытала косвенное влияние Римской империи, влияние византийской самодержавной доктрины и византийского христианства. Самодержавную идею в России Тихомиров начинал с правления владимирского князя Андрея Боголюбского. Эта идея прошла через всю русскую историю, приняв с XVI в. формулу единства царя и народа.

Тихомиров пытался выработать такое правовое оформление монархической системы, которое доказало бы возможность эволюции монархии. Тезису о неизбежности смены монархической формы правления республиканской, противопоставлялся тезис о неантагонистичности происходящих изменений и монархической системы. Доказывалось, что монархия не только может вписаться в происходящие изменения, но и сделать их плавными, облегчив болезненность трансформации.




Другая важная тема, которой живо интересовался Тихомиров, был вопрос о поиске новой социальной опоры русской монархии. Здесь особенно ярко проявилась творческая составляющая его мировоззрения. В отличие от своих единомышленников он видел социальную опору самодержавия в динамично развивающемся рабочем классе, призывал перехватить инициативу у революционеров во влиянии на эту социальную группу, считал полезным политическое объединение консервативно настроенного пролетариата. Критикуя западную буржуазную цивилизацию, Тихомиров не отрицал полезности и необходимости индустриализации, но призывал скорректировать её ход и цели с православными духовными ценностями.

Хотя Л.А. Тихомиров разочаровался в бюрократическом строе, сложившемся в царствование Николая II, он всё же надеялся на то, что даже через потрясения и революционную смуту начала ХХ века Россия сможет выйти на свою историческую дорогу, которую он связывал с властью Самодержавного Монарха, как наиболее соответствующей интересам православного русского народа.

В заключении следует отметить, что создание Л.А. Тихомировым теории идеального монархического государственного устройства, образцом которого должна была служить преображённая российская самодержавная монархия, сразу поставило его в один ряд с самыми крупными идеологами русской национальной идеи.

Исследование общественно-политических взглядов русских консерваторов-государственников показывает, что их идеологические построения были тесно связаны с российской действительностью второй половины XIX в. Идеологи отечественного консерватизма были убеждены в том, что в период сложных модернизационных изменений необходимо поддержать монархическую власть, которая являлась в их глазах гарантом самобытного пути развития России. Исходя из необходимости единого руководства и сильной власти, они стремились, во что бы то ни стало сохранить унитарное государственное устройство Российской империи, выступали решительными противниками любых попыток (откуда бы они ни исходили) развалить единство тысячелетнего государства, неизменно подчеркивали первенствующую роль русской народности, русского государственного языка. При этом консерваторы вовсе не были слепыми апологетами государства. Стремление к сохранению традиционных ценностей сочеталось с попытками построения перспективных концепций.

Несмотря на определенную утопичность некоторых из посылок русского консерватизма, они реально оценивали Россию, как страну с преобладанием крестьянского населения, которое имело в своём большинстве традиционалистское сознание. Причём, как отмечал Данилевский, основой социального и экономического здоровья России являлась община.

Критический подход наиболее полно проявился в оценке негативного опыта развития представительной демократии. В этом отношении скептицизм консерваторов оказался более реалистичным, чем теоретические модели либералов, которые переносили практически на всю нацию свой менталитет, свою систему ценностей. Консерваторы, писавшие о важности сакральной подоплёки власти для большинства народа, оказались правы. Почтение к власти, как к силе, тяга к коллективизму и отрицание одного из главных капиталистических принципов – индивидуализма, – всё это имело место. Русский народ жил своей культурой, с которой либералы были знакомы в меньшей степени, чем опыт иностранных демократий.

По мере эволюции русской консервативной мысли её идеологи вынуждены были упрощать свои концепции, делая их понятными для народных масс, что не могло не привести к деформации этих концепций. В частности, стремление изложить консервативные взгляды в доступной для широких масс форме было характерно для Михаила Никифоровича Каткова (1818 – 1887) и Михаила Осиповича Меньшикова (1859 – 1918).

Первая часть исследованиябыла посвящена теоретическому обоснованию монархической власти. Исходное положение о стремлении к организации в обществе и живой природе имеет много общего с органической теорией, излагаемой К.Н. Леонтьевым. Власть и принуждение для Тихомирова были неотделимы от сущности человеческого общества. По его мнению, в государстве может быть три принципа верховной власти: монархия, олигархия и демократия. Когда государство стабильно и прочно ни одна из них не может возобладать и создается равновесие. Идеально, когда монарх опирается на олигархию, а в низовом звене, на уровне низшего самоуправления, действуют демократические принципы.

Рассмотрев во второй части работы Византию как историческую аналогию российской государственности, он перешёл непосредственно к истории России. Русская государственность испытала косвенное влияние Римской империи, влияние византийской самодержавной доктрины и византийского христианства. Самодержавную идею в России Тихомиров начинал с правления владимирского князя Андрея Боголюбского. Эта идея прошла через всю русскую историю, приняв с XVI в. формулу единства царя и народа.

Тихомиров пытался выработать такое правовое оформление монархической системы, которое доказало бы возможность эволюции монархии. Тезису о неизбежности смены монархической формы правления республиканской, противопоставлялся тезис о неантагонистичности происходящих изменений и монархической системы. Доказывалось, что монархия не только может вписаться в происходящие изменения, но и сделать их плавными, облегчив болезненность трансформации.

Другая важная тема, которой живо интересовался Тихомиров, был вопрос о поиске новой социальной опоры русской монархии. Здесь особенно ярко проявилась творческая составляющая его мировоззрения. В отличие от своих единомышленников он видел социальную опору самодержавия в динамично развивающемся рабочем классе, призывал перехватить инициативу у революционеров во влиянии на эту социальную группу, считал полезным политическое объединение консервативно настроенного пролетариата. Критикуя западную буржуазную цивилизацию, Тихомиров не отрицал полезности и необходимости индустриализации, но призывал скорректировать её ход и цели с православными духовными ценностями.

Хотя Л.А. Тихомиров разочаровался в бюрократическом строе, сложившемся в царствование Николая II, он всё же надеялся на то, что даже через потрясения и революционную смуту начала ХХ века Россия сможет выйти на свою историческую дорогу, которую он связывал с властью Самодержавного Монарха, как наиболее соответствующей интересам православного русского народа.

В заключении следует отметить, что создание Л.А. Тихомировым теории идеального монархического государственного устройства, образцом которого должна была служить преображённая российская самодержавная монархия, сразу поставило его в один ряд с самыми крупными идеологами русской национальной идеи.

Исследование общественно-политических взглядов русских консерваторов-государственников показывает, что их идеологические построения были тесно связаны с российской действительностью второй половины XIX в. Идеологи отечественного консерватизма были убеждены в том, что в период сложных модернизационных изменений необходимо поддержать монархическую власть, которая являлась в их глазах гарантом самобытного пути развития России. Исходя из необходимости единого руководства и сильной власти, они стремились, во что бы то ни стало сохранить унитарное государственное устройство Российской империи, выступали решительными противниками любых попыток (откуда бы они ни исходили) развалить единство тысячелетнего государства, неизменно подчеркивали первенствующую роль русской народности, русского государственного языка. При этом консерваторы вовсе не были слепыми апологетами государства. Стремление к сохранению традиционных ценностей сочеталось с попытками построения перспективных концепций.

Несмотря на определенную утопичность некоторых из посылок русского консерватизма, они реально оценивали Россию, как страну с преобладанием крестьянского населения, которое имело в своём большинстве традиционалистское сознание. Причём, как отмечал Данилевский, основой социального и экономического здоровья России являлась община.

Критический подход наиболее полно проявился в оценке негативного опыта развития представительной демократии. В этом отношении скептицизм консерваторов оказался более реалистичным, чем теоретические модели либералов, которые переносили практически на всю нацию свой менталитет, свою систему ценностей. Консерваторы, писавшие о важности сакральной подоплёки власти для большинства народа, оказались правы. Почтение к власти, как к силе, тяга к коллективизму и отрицание одного из главных капиталистических принципов – индивидуализма, – всё это имело место. Русский народ жил своей культурой, с которой либералы были знакомы в меньшей степени, чем опыт иностранных демократий.

По мере эволюции русской консервативной мысли её идеологи вынуждены были упрощать свои концепции, делая их понятными для народных масс, что не могло не привести к деформации этих концепций. В частности, стремление изложить консервативные взгляды в доступной для широких масс форме было характерно для Михаила Никифоровича Каткова (1818 – 1887) и Михаила Осиповича Меньшикова (1859 – 1918).


Доклад, прочитанный на заседании Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, посвященном 90-летию со дня смерти русского общественного деятеля и мыслителя Льва Александровича Тихомирова (1853-1923)

31. Вопросы свободы и необходимости. Свобода, воля выражаются творением. Необходимость - рождением. Едва ли можно найти символы более верные для олицетворения этих двух отвлеченных идей. Человек, который приходит в этот мир, одновременно и создается (творится) и рождается. Творится он Богом как свободная, вольная личность. При творении человек получает Духа. Рождается другим человеком как личность несвободная, зависящая от земных условий, смертная. Здесь Тихомиров ссылается на нашего славянофила А.С.Хомякова. Только при создании из небытия мы могли явиться существами свободными. Если человек рождается, он имеет источник своего рождения, он связан пуповиной с этим источником, он несвободен и смертен. Итак, о чудо. Процесс творения продолжается! Он не завершился много тысяч лет назад. Ошибочно некоторые думают, что Бог с тех пор почивает. Нет, Он продолжает творить. Но люди не получают свободу раз и навсегда. Они выбирают между свободой и неволей (необходимостью). Если бы человек был эманацией Бога (т.е. рождался бы от Бога), то не имел бы свободы, а тянулся бы почти механически к своему Источнику не как свободная личность, а как составная часть Божества. Свободный же человек, т.е. сотворенный может сам выбирать: идти к Богу, удаляться от Него, даже идти против Бога. Точно так же, как это сделал в свое время сотворенный Богом ангел Света (Денница). Исторические и политические реалии - надводная часть универсальной и всеобъемлющей реальности движения от небытия к Бытию, которым управляет Бог. Бог создал из небытия этот мир. Бог создает каждого человека из небытия (акт творения наряду с актом рождения) и далее ведет человека от колыбели до могилы.

32. О добре и зле. Довольно много разных богословско-философских конструкций протестантского толка, которые убаюкивают совесть и бдительность человека. Такие конструкции включают в себя такие элементы: а) нет добра и зла; нет носителя зла - дьявола (это, мол, аллегорический образ, не имеющий реального воплощения); б) нет гибели человеческой; в) человек рождается от Бога, после смерти к нему возвращается. В православном учении все иначе: а) Бог создает добро, зла он не создает; б) человек, созданный Богом, имеет свободу; он может пользоваться этой свободой, создавая как добро, так и зло (наряду с человеком этим могут также заниматься падшие ангелы, которые также были созданы Богом и, таким образом, обладали изначально свободой). Любовь и свобода - нравственные идеалы, которые мудрые люди совершенно правильно связывают с их началом и источником - Богом.

37. Л.Тихомиров о противоречиях марксистского понимания истории. Обратим внимание еще на некоторые наблюдения Тихомирова по поводу общества, которое основывается на идеологии экономического материализма. Такое общество не может находиться в духовно-религиозном вакууме. Атеистическое пространство начинает заполняться разного рода языческой мистикой. В девятом разделе книги Тихомиров возвращается к вопросу о роли субъективного фактора (человека) в истории. В марксизме социальный детерминизм доведен до крайности. Человек - атом социальной механики. Но при этом марксизм говорит о необходимости классовой борьбы, диктатуре пролетариата, организации политической партии и т.п. Это противоречие в марксизме остается. Тихомиров разбирает фундаментальный тезис марксизма о том, что экономика влияет на человека. Человек - продукт материальных условий. А человек на экономику не влияет. Правда, скороговоркой говорится о том, что человек - часть производительных сил. Но это какая-то деталь машины производительных сил, которая не меняется во времени.

Валентин Юрьевич Катасонов, профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

Приложение (относится к пункту 19 доклада)

Основные признаки (характеристики) двух основных религиозно-философских представлений о мире (бытии) по Л.А.Тихомирову.

Переход Л.А. Тихомирова из лагеря революционеров в стан консерваторов. Мировоззренческое и идеологическое обоснование его новых ценностей. Первый этап творчества Тихомирова как консерватора. Л. Тихомиров - виднейший теоретик самодержавия начала XX века.

Рубрика История и исторические личности
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 24.05.2010
Размер файла 74,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Народ же в тихомировской концепции представлялся в виде сложного конгломерата социальных групп, - сословий, корпораций и других - каждое из которых защищает свои определенные интересы, часто противоположные интересам других сословий или корпораций. Единственной силой, которая способна привести все эти до известной степени противоречивые устремления к общему знаменателю, является государство. При этом оно должно иметь дело не с разрозненной массой, а с организованной в профессиональные организации, то есть, корпорации. Таким образом, роль государства как объединяющего и примиряющего все эти интересы субстанта для достижения общей благой цели - процветания нации становится необходимой. В связи с этим особая роль отводилась монархической Верховной власти, не зависящей от отдельных классов или сословий, а потому способной проводить независимую от них внутреннюю политику.

Итак, можно говорить о том, что Лев Александрович Тихомиров разработал собственную теорию социального устройства общества, основанную на объединении классов в корпорации, которая представила собой новое слово среди отечественных консервативных проектов на эту же тематику. Пусть она не была воплощена в жизнь, но является важной для исследования консерватизма, как теории. Так же нужно сказать, что Лев Александрович придерживался мнения о том, что русское общество в будущем более прогрессивно, чем западное и имеет больше перспектив для развития.

3. Л.А. Тихомиров - ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века

Религия стала одной из востребованных Тихомировым тем со времён эволюции его взглядов в консервативные. Во-первых, вера помогла ему снова вернуться в ряды общественных деятелей, пусть уже другого толка; во-вторых, увлечение религией вообще свойственно для российского консерватизма.

Основой теории Тихомирова явилась мысль о борьбе в человеческом мире двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает существующим два бытия - Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает, в противоположность, единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут между собой непримиримую духовную борьбу, сами никогда не умирая, никогда не смешиваясь между собой, несмотря на многочисленные попытки сделать это.

Таким образом, можно сказать, что Тихомиров большое значение предавал религии как духовному стержню государства и общества. Монархия и христианство были для него единым целым. Так же нужно сказать, что Тихомиров, особенно на последнем этапе творчества, увлекался вопросами эсхатологии, анализируя Ветхий Завет, давал прогнозы о будущем страны.

Структура власти это всегда пирамида. Все дело лишь в том, как ее вершина должна отражать свое основание, руководящий принцип. Каков этот принцип. И как властные структуры должны преломлять требования масс, чтобы не повиснуть в воздухе. Именно ради единства, власть должна быть противопоставлена народу. А значит, исходить надо именно из этого. Тем более, что это, в основном, факт всякого государства. Однако по той же причине, что государство - это дело общее, оно должно следовать общему благу. В этом правда демократии. Поэтому одной из главных задач политики является организация связи Главы государства и его народа. Тихомиров настаивал на том, что к этой священной связи надо стремиться, а не считать ее присущей изначально, как это подразумевается в мысли демократической. В качестве идеала этой связи он видел брак Царя и Народа, что имеет свое историческое воплощение в православном венчании Царя на Царство.

Перед Тихомировым, человеком двух понятийных аппаратов, как его окрестили либералы, все больше и больше разверзается та бездна, которая отрывает революцию. Тихомиров не строит своей концепции, не предлагает своей утопии. Его всегда обвиняли в обратном, в эклектизме, а он был апологетом реально происходящего.

После революции 1905 года к нему приходит окончательное убеждение в неотвратимости самой радикальной революции. И. признание в правых кругах. Его приглашают с лекциями, чествуют в монархических собраниях, в которых он, однако, выглядит не слишком партийно.

Попытки же Тихомирова возглавить монархическое движение не увенчались успехом. Он отходит от публицистической деятельности и, скопив небольшое состояние, переезжает в Сергиев Посад.

Л.А.Тихомиров первой задачей государствоведческой науки определяет упразднение той путаницы и неразберихи, которая царит в ней в связи со смешением основополагающих понятий.

Только в этом контексте становится ясно, зачем демократии так нужны все ее сложнейшие механизмы сдержек и противовесов, система обособления властей. На любое усиление власти демократия должна накладывать "табу". По той же причине она должна ослаблять центростремительные силы. Иначе она перестанет быть властью верховной. История же подтверждает, что представительные демократии появляются лишь после того, как факт сильной власти уже имел место быть, когда государство уже получило политическое единство. Все исключения только подтверждают общее правило, ибо ясно, что центробежными силами не создается государство. И в обстановке развития этих сил и развала государства, не они будут в числе способных восстановить единство.

С прогрессом онтологические требования, предъявляемые к верховной власти, не только не умолкают, но, напротив, начинают звучать все громче. С одной стороны, все больше вопросов общественной и усложнившейся производственно-экономической жизни приходится отдавать на откуп государству. Факт все более растущей экономической зависимости граждан от государства ныне глобально опосредован подрывом натурального хозяйства и ростом города за счет деревни. С другой стороны, усложнение задач управления приводит к тому, что в современном мире, в еще большей степени, чем раньше, подавляющая часть участников политического объединения (государства) объективно не способна участвовать в процессе принятия решений.

Однако по той же причине, что государство - это дело общее, оно должно следовать общему благу. В этом правда демократии. Поэтому одной из главных задач политики является организация связи Главы государства и его народа. Тихомиров настаивал на том, что к этой священной связи надо стремиться, а не считать ее присущей изначально, как это подразумевается в мысли демократической. В качестве идеала этой связи он видел брак Царя и Народа, что имеет свое историческое воплощение в православном венчании Царя на Царство.

Итак, ознакомившись с публицистической деятельностью Тихомирова, его творческим наследием с конца 1880-х по 1916 гг. можно сказать, что, Л.А. Тихомиров прошёл путь от революционера-атеиста к теоретику самодержавия, стал виднейшим представителем консервативной мысли своей эпохи.

Анализируя общественно-политические взгляды Тихомирова как консерватора можно сделать следующие выводы:

2) Проанализировав взаимоотношения Тихомирова с другими консерваторами, можно сказать, что, приобщившись к идеологии позже Лев Александрович на первом этапе своей деятельности не выработал ещё достаточно полные представления по конкретным проблемам, но уже начал формировать свои, отличные от остальных позиции. Потому существовало расхождение с коллегами по некоторым вопросам (С Победоносцевым - из-за его архаичности в вопросах общественного устройства, и неприятии выдвинутых Тихомировым новых социально-политических обоснований монархии). Русские почвенники критиковали Тихомирова за народовольческое прошлое и не хотели его воспринимать, как искреннего консерватора.

4) Л. А. Тихомиров значительное внимание уделял вопросам социального характера. Он разработал собственную теорию организации общества, которую даже пытался воплотить в жизнь. Тихомиров мечтал об обществе, упорядоченном по сословному признаку в корпорации.

6) Как для верующего человека, духовный вопрос занимал важное место в публицистике Тихомирова. Он считал, что религиозные ценности - главная составляющая духовного равновесия страны, а христианство - одна из основ успешного функционирования монархической формы правления, сплочающая весь народ.

Итак, можно говорить о том, что Л.А. Тихомиров - яркий теоретик консерватизма своего времени, затронувший в своей публицистике многие актуальные аспекты общественно-политической жизни государства. Его произведения интересны и по сей день, как богатый материал для изучения теоретического наследия отечественных консерваторов начала XX века. Но при этом остаётся неутешительным фактом то, что почти ничего из социально-политических проектов Тихомирова не было реализовано на практике.

Список использованной литературы и источников

15) Э.А. Попов, Д.А. Хомяков «Общественная мысль в России XVII- начала XX.:Энциклопедия М.,РОССПЭН, 2005


Лев Александрович Тихомиров родился 19 января 1852 года, в строго ригористское царствование императора Николая I. Отец — Александр Александрович Тихомиров, происходивший из духовного звания, из Тульской губернии, — военный врач, участник Кавказской войны; мать — Христиана Николаевна, в девичестве Каратаева, — выпускница института благородных девиц.

Как попадают в революцию?

Летом 1880 года в личной жизни произошли большие перемены. Полюбив Екатерину Дмитриевну Сергееву, он обвенчался с нею по своему фальшивому паспорту, когда она была уже беременна.

Эмиграция и прозрение

Впоследствии Л.А. Тихомиров сам выделил в своем революционном периоде три фазы деятельности:

Так что же идейно разочаровало Л.А. Тихомирова в революционном движении и шире в демократическом принципе властвования?

Покаяние, прощение и возращение

Революционное народовольчество Л.А. Тихомирова нельзя воспринимать в том же контексте, как революционеров следующего поколения — эсеров или социал-демократов. Можно ли себе представить Ленина, Бухарина или, скажем, Каляева, не расстающимися всю свою революционную жизнь с образком святого (с Л.А. Тихомировым всегда был подаренный матерью образок Святителя Митрофана Воронежского) или захватывавшего в политическую эмиграцию Св. Евангелие? Трудно себе даже помыслить такое несообразие.

Этот индифферентный атеизм (без ожесточенного богоборчества) еще не так сильно отражался на нравственных установках некоторых народовольцев, сохраняя многие христианские понятия, скажем, о честности. Так, Л.А. Тихомировым и другими народовольцами было отвергнуто предложение использовать английские деньги для делания революции в России.

Таким образом, путь Л.А. Тихомирова от революции к консерватизму начался с разочарования в терроре, затем вообще в революции, параллельно с последним шло возрастание религиозного духовного поиска, ощущение душевной опустошенности и приход к вере, а одновременно происходило переосмысление своего положительного политического идеала…

Борьба века: критика демократии и конституционалистов

Идеология и практика либеральной демократии

Сравнивая фактические основы либеральной демократии с тем, что декларировалось при ее возникновении, Л.А. Тихомиров видел практически полное их несоответствие. Практика, как правило, оказывалась абсолютно противоположна теории.

Возбудитель церковной реформы

Л.А. Тихомиров предлагал возродить патриаршество, отдав управительную власть Св. Синода, бывшую коллегиальной, в единоличные руки главного епископа Русской Православной Церкви – Патриарха, остальным членам Св. Синода оставив функции совещательные (причем предлагал усилить епископский его состав опытными и учеными архимандритами и протоиереями для консультаций). Для обер-прокурора оставлялись функции надзора за законностью течения дел церковного управления, общение же Государя по различным церковным и церковно-государственным делам с Церковью предлагалось осуществлять непосредственно с Патриархом.

Работа Л.А. Тихомирова была замечена Государем Императором и стала толчком к возбуждению работ по подготовке церковных реформ, для разработки которых было созвано Предсоборное Присутствие.

Рабочий вопрос и зубатовское движение

Несколько слов надо сказать и об участии Льва Тихомирова в разработке рабочего вопроса.

Кроме теоретических фактов Л.А. Тихомиров пытался напрямую воздействовать на происходящее в Российском государстве, разработав теорию, которая могла быть эмпирически использована в социальной и политической сфере страны.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Объектом научно-исследовательской работы является монархическая концепция Л.А.Тихомирова.

Предметом научно-исследовательской работы выступает: теоретические воззрения Л.А. Тихомирова на верховную власть и монархическое государство.

Цель исследования: На основе анализа идей монархизма выявить представления Л.А.Тихомирова о природе и форме государственной власти в России.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Исследовать исторические и социально-политические основания воззрений Л.А.Тихомирова;

2. Проанализировать идейные основания воззрений Л.А. Тихомирова;

3. Изучить идеи Л.А. Тихомирова о верховной власти и государственности;

4. Выявить положительные и отрицательные стороны теории Л.А.Тихомирова о монархическом государстве.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылки формирования политического учения Л.А. Тихомирова можно разделить на два взаимосвязанных класса: исторические и социально-политические. К историческим предпосылкам можно отнести приход к власти Александра III, Февральскую революцию 1917 года и отречение от престола Николая II, что ознаменовало свержение монархического режима и приход к власти большевиков. К социально-политическим предпосылкам — противоречия между самодержавием и интеллигенцией, революции, смена власти и деятельность известных исторических личностей.

2. Идейно-теоретические основания политического учения Л.А. Тихомирова базируются на учениях отечественных мыслителей и зарубежных авторов. К отечественным мыслителям, которые повлияли на мировоззрение Л.А. Тихомирова, можно отнести Д.И. Писарева, В.В. Воронцова, Б.Н. Чичерина. К зарубежным теоретикам относятся А. Фулье, Г. Лебон.

3. Л.А. Тихомиров выделяет два типа верховной власти. Оба эти типа доказывают, что демократия – не лучший политический режим, так как при первом типе с течением времени возникает политиканский слой, а при втором наблюдается рост бюрократического аппарата, из этого следует, что монархия – наилучший вариант.

Теоретическая и практическая значимость.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Теоретико-методологические основания изучения политических идей Л. А. Тихомирова

1.1. Исторические и социально-политические основания воззрений

Л.А. Тихомирова

Жизнь и деятельность Л.А. Тихомирова приходится на тяжелые и насыщенные различными событиями XІX – начало XX вв, которые были наполнены своими кровопролитными войнами, социальными противоречиями между самодержавием и интеллигенцией, революциями, сменой власти и деятельностью известных исторических личностей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Так, например, консерваторы впервые дают трактовку рабочему вопросу уже в конце XIX, но если либеральная мысль в России в эти года уже вовсю отстаивает идею формирования свободных профсоюзов, то приверженцы консервативной точки зрения отстаивают позицию активного вмешательства государства в отношения предпринимателей и рабочих.

В 1902 году Л.Тихомиров становится активным участником мирной манифестации более 50000 рабочих к памятнику Александра II в честь юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости. Успех данного мероприятия можно найти в простом объяснении: до первой русской революции консервативные ценности были близки русским рабочим.[24]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С1902 года Л.Тихомиров пытался принять участие в решение рабочего вопроса. Несмотря на то, что идеи не хотели реализовывать, он не отказался от них, и спустя несколько лет, уже в 1907-1911 год Л.Тихомиров начинает сотрудничество со Столыпиным и обсуждает с ним предложения по рабочему вопросу. Но его идеи так и не были воплощены в жизнь.

Лишь один человек, по мнению Л.Тихомирова, мог остановить страшный процесс уничтожения России. Это был Керенский. Но и он не оправдал ожидания, так как не умел настоять на своем и не обладал столь сильным характером, чтобы вновь возродить Россию.

Но вслед за Керенским, появляется Корнилов. Теперь миссия по спасению России была возложена на него. В России в этот период лишь ухудшается внутренняя политика, которая все больше усугубляла внутренние междоусобия и полный развал промышленности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.2. Идейные основания воззрений Л.А. Тихомирова

На идейное развитие концепций Л.А.Тихомирова повлияло много разнообразных мыслителей различных времен.

Как отмечается в статье С.Сергеева, Л.А.Тихомиров в юном возрасте увлекся сочинениями Писарева.[27] Но конкретно его сочинения не легли в основу концепций Л.А.Тихомирова.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Идея, которой Л.А.Тихомиров руководствовался для выстраивания своей концепции, основывалась на признании важной роли партии, которая может совершить переворот. Его теория была уникальной: она отличалась и от либеральной европейской, и от радикальной марксисткой.

Следующим шагом идет его изучение работ Леонтьева, которые посвящены византизму. Из его работ Лев Александрович приходит к выводу, что именно Византийское государство оказало огромное влияние на Россию не только в выборе религии, но и в выборе формы правления (самодержавной монархии), кроме того Л.А.Тихомиров считает, что именно христианские идеалы оказали решающую роль в формировании монархической государственности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Изучая работы К.Н. Леонтьева, Л.А.Тихомиров сразу ставит во главу угла общность религии, а не родовой, племенной критерий.[33] Объединение славянских земель должно произойти под культурно-политическом началом.

Идейное влияние на Льва Александровича в вопросах социально-сословных отношений оказали работы Пазухина и Леонтьева. Анализируя их работы и внедряя их идеи в его концепцию, философ приходит к выводу, что сословное отношения должны интегрироваться более адекватно, а затем они должны внедриться уже в самодержавную Россию.

Для начала Л.А.Тихомиров планирует заняться устранением рабочего класса, так как именно в нем он видел угрозу и толчок к революции, потому что рабочие всегда находились компактно и не были образованы в вопросах исторического прошлого, ими можно было легко воспользоваться. Разрабатывая свою концепцию и идеи по устранению рабочего класса, Лев Александрович делает вывод, что его идеи очень близки к концепции Б.Муссолини. Он проводил такую политику для рабочего класса: участие церкви в сословно-представительном развитии, организация активного досуга, практика страхования и др). С идеями Б. Муссолини Льва Александровича связывает то, что он предлагал создать сословно-представительные учреждения, которые будут создаваться по принципу царского совещания и которые будут выборные.

Что касается в выборе экономической модели для развития России, то и здесь на Л.А. Тихомирова повлияла политика Б.Муссолини. Лев Александрович предлагал модель автаркии, которая была реализована в Италии в XX года, также он предлагал усилить влияние государства в экономических вопросах.

Таким образом, развитие политической мысли Льва Александровича прошло долгий путь своего уникального развития: от революционных идей до абсолютно новых монархических под влиянием различных философов, мыслителей и политиков. Идеи Тихомирова — это неповторимый синтез различных концепций, которые способны обратить нашу жизнь и жать толчок к развитию России.

Система политических идей Л.А. Тихомирова

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Далее проявление власти переходит в социальный (общественный) характер, где она начинает заниматься поддержанием порядка. Порядок в данном случае выражает и показывает стабильность отношений в обществе. Для поддержания порядка, прежде всего, необходима власть, которая будет носить авторитарный характер, которая может подчинить и объединить желания каждого человека, чтобы те стали общепринятыми нормами. Получается, что власть – это неотъемлемый элемент, по мнению Л.А.Тихомирова.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Исходя из всего выше перечисленного, получается, что Л.А.Тихомиров обозначает три источника власти: биологический источник, поиск и желание находиться в порядки и иметь стабильность, поиск правды, которой он может подчиниться.

1. Нация, которая состоит из граждан государства и включает в себя общественный строй. Если этот строй падает, то государство тоже разваливается.

2. Верховная власть, которая включает в себя государство и правительство, занимающееся управлением.

Кроме этого Л.А. Тихомиров градирует власть на две ветви: верховную и управительную. Верховная власть является важной частью государственной власти. Она непоколебима, независима и не поддается какому-либо разрушению. Эта власть не подчиняется другим органам власти, не ограничивается никакими законами, т.е. власть абсолютна.

Л.А. Тихомиров полагает, что существует всего три принципа власти:

1) Власть одного, т.е. единоличная

2) Власть какого-либо влиятельного меньшинства

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3) Власть народа

Л.А. Тихомиров выносит несколько требований, предъявляемых верховной власти. Это прежде всего сплоченность, неделимость и сосредоточенность. Всем этим критериям, по его мнению, отвечает только монархия.

Власть, прежде всего, должна быть неделимой и сплоченной, только в таком тандеме она будет способна противостоять проблемам, происходящим в обществе. Но власть также может допустить самоуправление, так как некоторые проблемы должны решаться на локальном уровне. Если возникает самоуправление, то мощь государство еще больше возрастает. Подобного рода государства известны из истории Др. Востока, где государство строилось на военной деспотии, которое находило опору в общинах. Только такой возможностью можно приостановить многократное увеличение управленческого аппарата.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что существует два типа верховной власти. Если основным является первый тип (представительство снизу-вверх), то неизбежно возникновение политиканского слоя, а если основным является второй тип, то неизбежен рост бюрократического аппарата. Отсюда видно, что демократия – это не лучший политический режим для государства, так как в нем неизбежны и бюрократические ведомства и политиканский слой, монархия же в этом случае становится наилучшим вариантом.

2.2. Идеи Л.А.Тихомирова о монархическом государстве

1. Истинная монархия, в которой вера и дух народа выражаются в образе монарха. Такая монархия носит название самодержавная.

2. Деспотическая монархия, в которой верховная власть принадлежит монарху, но такая власть носит самовластный характер и не отвечает интересам народа.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Абсолютная монархия, в которой в полномочия монарха входят власти управления, Верховная же власть в этом случае принадлежит народу.

В хронологии истории все эти разновидности монархии интегрируются в различных комбинациях. Во второй части автор описывает историческую активность тех законов государственности, теоретическая основа которых была дана в первой части книги. На протяжении четырех разделов вышеуказанной части книги Тихомиров представляет формирование монархий римской и византийской, причем в объяснении условий, характеризующих их тип, проиллюстрирована общая структура монархии израильской, как импульса основ христианской монархии, а в качестве формирования новейшего абсолютизма — очерк влияния западно-католической и протестантской церковной мысли на образование европейской монархии. В первом разделе автор отдает внимание рассмотрению Римского абсолютизма.

Как отмечает автор, власть, которая находилась в руках императора, уже теряла прежний смысл. Теперь власть в руках правителя находилась не потому, что он был выбран народом, а потому, что в его руках была сосредоточена власть.

Кроме Римской республики, Л.А. Тихомиров рассматривает и Византийскую монархию. В целом, автор приходит к консенсусу и выделяет такие положения развития монархии в Европе:

1) Сильная социальная прослойка германских племен и появление их государств, которые пришли на смену Римской империи;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: