Культура русской усадьбы доклад

Обновлено: 07.07.2024

Пример готового реферата по предмету: Культурология

Содержание

1. История возникновения русской дворянской усадьбы…4

2. Современное положение русских усадеб. Попытки сохранить культуру дворянской усадьбы 10

3. Культура русской усадьбы.

3.1 Архивные источники о русской усадьбе: быт, обычаи, традиции.17

3.2 Русская дворянская усадьба в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 22

Введение

И все же естественное стремление человека сделать место своего обитания наиболее удобным, красивым, модным, престижным , заставляет нас ориентироваться на лучшие образцы частного жилья. И такими образцами, безусловно, являются дворянские усадьбы XVIII- начала XX веков.

1. История возникновения русской дворянской усадьбы

С началом петровских реформ в Россию стали проникать новинки западноевропейской культуры паркостроения. Но первоначально усадьбы европейского типа получили распространение в основном вокруг столиц. Только к концу XVIII века, после указа Императрицы Екатерины II о вольности дворянства, усадьба нового типа широко входит в быт. Европейская эстетика, проникнув в Россию, существенно трансформировалась, вобрав в себя русские национальные черты .

Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Сотни разбросанных по стране дворянских усадеб были в некотором смысле островками европейской культуры в российской глубинке. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров. А рядом с ними существовали творения местных архитекторов, столяров, живописцев, уступающие в чистоте стиля, но нередко исполненные своеобразной выразительности.

Мы привыкли ассоциировать наших писателей, поэтов, музыкантов с их родовыми имениями, в которых они творили. Но эти имения — не просто места отдыха и творчества. Это дома, где выросло не одно поколение представителей рода, это хозяйство, требующее постоянной заботы, присмотра, руководства работами, это крестьяне и дворовые, также вносившие значительное разнообразие в жизнь помещика. Да надо ли делать длинный список всего того, что отвлекало творческого человека, живущего в усадьбе, от написания очередного гениального произведения? Можно ли понять, прочувствовать произведения А.С. Пушкина, А.Н. Островского, И.А. Бунина, не прочувствовав и не поняв среду, в которой жили эти люди, над чем смеялись, от чего страдали?

У человека, не имеющего прямого отношения к данной теме, может сложиться впечатление, что русская усадьба — это дворцовые ансамбли в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга и разбросанные там и сям отдельные имения, по какой-то странной закономерности прежде населенные исключительно великими поэтами и писателями. Нет! Каждый клочок земли имел собственника, да порой и не одного, а собственнику нужно было где-то жить. И жить не в крестьянской избе, а в хорошем доме, с парком, прудами, беседками и другими затеями, как того требовала мода и насколько позволяли возможности.

5. душ крестьян или не имевших крестьян вовсе. Последние иногда образовывали совместные поселения, по внешнему виду и по способам ведения хозяйства ничем не отличавшиеся от обычных крестьянских, пахали землю, разводили скот. Достаток определял, соответственно, и условия жизни, и культурный уровень представителей этой относительно закрытой касты российского общества.

Пожалуй, особенно ярко характеризует социальное положение помещика его усадьба. Наиболее состоятельные могли позволить себе возведение роскошных дворцов в окружении огромных парков, диктуя моду в усадебном строительстве. А небогатые помещики строили свои дома из недорогого материала, небольшие по площади, по типовому проекту или по проекту доморощенного архитектора и зачастую в окружении домов собственных крестьян. Где еще, если не в собственном жилище, проявляются черты характера человека, его привычки, вкусы, финансовые возможности? Даже те немногие дожившие до сегодняшнего дня усадьбы могут многое рассказать о людях, некогда их населявших.

Революция 1917 г. уничтожила не только институт частной собственности, но и феномен частной жизни, заменив ее на жизнь общественную. Усадьбы в лучшем случае превратились в дома отдыха, санатории, дома культуры и пансионаты, школы, больницы и иные медицинские и социальные учреждения, но значительная их часть была просто безвозвратно утрачена. После 1991 года большинство таких усадеб в прямом смысле оказалась беспризорной — медицинские и социальные учреждения ликвидировались, государство перестало выделять средства на их еставрацию и ремонт.

Сейчас среди наиболее состоятельной части наших сограждан наметился отход от стереотипов 90-х годов, стандартные коттеджи на Рублевке выходят из моды. Становится все более популярным понятие исторической усадьбы, возвращены из небытия Покровское-Глебово, Середниково, Михалково, Знаменское-Раек, усадьба купцов Плешановых в Ростове Великом, усадьбе Белюстина в Калязине.

Тенденция развития рынка загородной недвижимости подтверждает изменения в психологии и восприятии элитой загородного дома: большее внимание стало уделяться размеру территорий и ее ландшафтному обустройству, выбору архитектурного стиля и гармоничному сочетанию построек с окружающей природой. В этом смысле сохранившиеся исторические архитектурно-парковые ансамбли прекрасные образцы национальной традиции загородного строительства и ландшафтного обустройства.

В европейских странах сегодня очень популярна практика ретроспективных реконструкций, позволяющих посетителям таких мест почувствовать себя в атмосфере прошлого. В настоящее время это одно из самых перспективных направлений в развитии туристического бизнеса, индустрии развлечений, образовательных программ. Статистические данные свидетельствуют о том, что проекты такого плана очень перспективны для малого и среднего бизнеса в области торговли, общественного питания, туризма. И в этом смысле усадьбы имеют будущее не только как загородное жилье, но и как туристические достопримечательности.

Выдержка из текста

2. Современное положение русских усадеб. Попытки сохранить культуру дворянской усадьбы.

По-настоящему оценить значение программы возможно лишь при рассмотрении ее в контексте всей совокупности вопросов, связанных с сохранением, научным исследованием, реставрацией и современным использованием усадебных историко-архитектурных комплексов. Сдлаем экскурс в историю русской усадьбы и усадьбоведения за постсоветский период, сознательно и намеренно акцентируя внимание на положительных тенденциях и реальных достижениях, — о многочисленных проблемах и негативном опыте написано и сказано уже немало.

Двенадцать лет назад, в 1992 году, группа искусствоведов, архитекторов-реставраторов, историков и представителей ряда смежных специальностей образовала Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), воссоздав одноименную общественную научную организацию, действовавшую в 1920-х годах и закрытую в начале 1930-х. В состав первого ОИРУ входили виднейшие ученые своего времени — А. И. Некрасов, А. И. Греч, В. В. Згура, М. А. Ильин. Сегодняшнее ОИРУ также объединило лучшие научные силы — достаточно упомянуть лишь таких известных современных историков архитектуры и искусства, как В. C. Турчин, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисова, О. С. Евангулова, И. В. Рязанцев. Первым председателем возрожденного творческого союза исследователей стал заведующий сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания В. П. Выголов. В 1995 году его сменила доктор исторических наук Л. В. Иванова. Именно она явилась инициатором воссоздания Общества, и именно присущие ей широта и синтетичность подхода к изучению исторических усадеб в сочетании с талантом организатора позволили эффективно скоординировать усилия ученых самых разных специализаций. Результаты очевидны и неоспоримы — современное российское усадьбоведение реально стало одним из наиболее динамично развивающихся междисциплинарных направлений на стыке нескольких наук.

Этот благотворительный фонд создавался в 1997 году Его возглавила известная исследовательница русской усадебной культуры, профессор Колумбийского университета Присцилла Рузвельт (внучатая племянница Ф. Д. Рузвельта); в состав руководства вошли представители живущих за рубежом русских аристократических родов. Ансамбль Архангельского был включен во всемирный список архитектурного наследия, находящегося под угрозой гибели, и именно благодаря этому дирекции музея удалось привлечь необходимые средства для первоочередных мер по его спасению. Теперь Архангельское имеет реальную перспективу стать со временем культурным и туристическим центром, равным или почти равным по значению дворцово-парковым ансамблям окрестностей Санкт-Петербурга.

Список использованной литературы

1.Фролов А. И. Усадьбы Подмосковья. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003

2.Греч А. Н. Венок усадьбам. М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2006

3.Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы. Аннотированный каталог с картой расположения усадеб. М.: 2006

4.Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVIXX вв.: Исторические очерки. М.: Эдиториал УРСС, 2001

8.Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. Изд. 5е, стереотипное. М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006

10.Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние, за всеми заставами, в историческом отношении и в современном их виде для выбора дач и гулянья /С. М. Любецкий. Подмосковные дорожные заметки/С. Яковлев/ Сост.: А. Р. Андреев. М.: Евролинц, 2006

11.Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века /Автор предисл. А. И. Фролов М.: Молодая гвардия, 2006

12.Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия М.: Молодая гвардия, 2006

13.Бродский Н. Л. Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века. М.: Аграф, 2001

20.Ромашкова Л. Принцессу Грезу видеть наяву. Артхроника. № 56/2006

28.Владмели В. Приметы и религия в жизни А. С. Пушкина и другие повести и рассказы. М.: Издательство содружество А. Богатых и Э.РАкитской, 2003

Одной из частей дворянской культуры является усадебная культура. Дворянская усадебная культура — это сложное многоплановое явление русской культуры. Усадебная культура многообразна.

Это и культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. На протяжении нескольких веков дворянские усадьбы выполняли несколько функций:

— они фактически являлись организаторами сельского производства;

— были центрами экономического и культурного развития значительных территорий;

— архитектурные ансамбли усадеб, хозяйственные постройки, парки, пруды, кладбища, часовни, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих;

— в провинциальные дворянские усадьбы привносилась культура и быт столичных городов. Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб;

— дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался цвет русской интеллигенции XVIII-XIX 1 .

Описание усадеб даны в мемуарах, литературных произведениях. Свое отношение к усадьбе К.Д. Бальмонт выразил следующими словами: «Без своих Гумнищ я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней. Без

1 Большая Советская Энциклопедия//Изд. 3, Т. 27. – М, 2005.

Неповторимая атмосфера усадьбы сформировала мироощущение не одного поколения дворян. Любовь к природе, прививаемая с самого детства, вырастала до любви к Отечеству. В усадьбах прошли детские годы Чаадаева, Оболенского, Бестужева-Рюшина, Лермонтова, Бальмонта… Они созревали как личности в условиях усадебного быта и в последствии всю жизнь были связаны с этим бытом. Дворянские усадьбы являлись не только прекрасными архитектурными сооружениями, часто они являлись центрами ремесла, народного творчества, являлись центром культуры в тех местах, где располагались.

Усадьбы возникают в конце XVI — начале XVII вв. Своего расцвета они достигают во 2-ой пол. XVIII — 1-ой пол. XIX вв. Это было связано с рядом социально-экономических и политических факторов:

— дворянство становилось опорой абсолютной монархии в центрах и на местах. Усадьба в XVIII в. являлась как бы первичной ячейкой дворянской администрации, особенно при Екатерине II;

— являясь крупным землевладельцем и обладая монопольным правом на владение крепостными крестьянами, дворянство становилось самым богатым классам;

— с XVIII века дворянство становится самым образованным, благовоспитанным сословием[2].

Дворцы-усадьбы окружали обе столицы. Общее для них было — богатство, великолепие, планировка усадеб. Их обустройство зависело от моды, особенностей архитектурных стилей того времени, вкусов своих владельцев. Московские усадьбы отличались разнообразием, на них оказала влияние широта мест. В Петербургских усадьбах больше присутствовало единообразие размеренных участков 1 .

В конце XVIII- начале XIX века появляются пейзажные парки (английские), в них вносится романтическая черта, их фоном служит естественный окружающий комфорт. В парке устраиваются руины, гроты, всевозможные сюрпризы. Часто планировка парков сочетала в себе элементы регулярных и пейзажных парков. В парке устраивались гуляния, фейерверки, театральные представления, катание по искусственным прудам и каналам.

В дворянских усадьбах текла богатая духовная жизнь. Природа, архитектура — вся обстановка располагали к творчеству. В богатых дворянских усадьбах создалась особая атмосфера интереса к искусству, художествам, собиранию, коллекционированию.

Усадьбы были также местом праздников и развлечений. Праздники

1 Степанов А.В. Метленков И.Ф. Архитектура. — М, 2004.

давали возможность завести и поддерживать нужные знакомства, имели воспитательное значение для молодежи. К его подготовке относились серьезно. Праздники посвящались определенным семейным событиям, датам. Проводились по специальным программам. Продолжались 2-3 дня, иногда недели. Для игры в усадьбе специально отводился определенный участок, точнее, аллея игр. В ней размещались карусели, качели разных видов.

Любимым и страстным увлечением жителей усадеб была охота. У крупных помещиков имелись огромные псарни, в которых содержалось до 100 и более собак. Для псарен в усадьбах сооружались специальные здания. Выход на охоту обставлялся чрезвычайно празднично и торжественно. Участвовать в ней приглашалось множество гостей. Такие поездки продолжались иногда по 2-3 недели. С музыкой, с песенниками, плясунами и с великим запасом вина 1 .

О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура.

Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.

В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры — от замкнутости и закрытости позднего средневековья — к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем — пространственной композиции и интерьерах усадебного дома, в регулярном французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование.

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы 2 .

1 Коробка М.Ю. Терминологические вопросы в изучении усадеб. // Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Ч. II. — Кострома, 2004.

2 Врангель Н.Н. Помещичья Россия Старые годы. 1910. №7-10; Он же Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта. СПб. 1910

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историко-культурном процессе России.

Характерной особенностью усадебной культуры, рассматриваемой в контексте этой проблемы, является ностальгия по прошлому, традиционализм. Идеалы прошлого, представлявшегося прекрасным и светлым, претворялись владельцами усадеб в садово-парковой архитектуре (средневековые руины, гроты), в фамильных портретах, которые становились как бы связующим звеном между владельцами нынешними и минувшими. Не обладая в своем большинстве высокими художественными качествами, они обрастали легендами и мифами. В этом выражалась мифологизация усадебного быта.

Читать еще: Образ дарьи в повести прощание с матерой. Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой

Неосознанное стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, определенная канонизация своего родового гнезда выражалось в частных усадебных музеях, коллекциях, семейных альбомах, монументальных памятниках друзьям и покровителям.

1.1. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен

О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура[2].

Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.

В этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы[4].

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства.

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историко-культурном процессе России.

Характерной особенностью усадебной культуры, рассматриваемой в контексте этой проблемы, является ностальгия по прошлому, традиционализм. Идеалы прошлого, представлявшегося прекрасным и светлым, претворялись владельцами усадеб в садово-парковой архитектуре (средневековые руины, громы), в фамильных портретах, которые становились как бы связующим звеном между владельцами нынешними и минувшими. Не обладая в своем большинстве высокими художественными качествами, они обрастали легендами и мифами. В этом выражалась мифологизация усадебного быта.

Неосознанное стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, определенная канонизация своего родового гнезда выражалось в частных усадебных музеях, коллекциях, семейных альбомах, монументальных памятниках друзьям и покровителям[2].

Изучение такого многоаспектного явления как усадьба, усадебная культура предполагает обращение к необычайно широкому спектру проблем. Совершенно очевидна необходимость междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена — весомого пласта отечественной культуры.

Русская усадебная культура как историко-культурный феномен

О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура[2].

Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.

В этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы[4].

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства.

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историко-культурном процессе России.

Германия
Современное сочетание трех цветов на флаге уходит своими корнями к 1813 г., когда против наполеоновских войск под таким знаменем воевали бойцы добровольческого корпуса. Они не имели собственной формы и окрашивали одежду в черный цвет, укр .

О экзерсисе
Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и отличительные от других элементов сочетания разных поло .


Русская усадьба. Достаточно сказать эти два слова, и в памяти появляются двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд. Образ очень поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому уму и чувству, но образ красоты уходящей и поэтому печальный.

Он создавался литературой от А.С.Пушкина до А.П.Чехова и живописью "Мира искусства". И он принадлежит сотням дворянских усадеб, которыми Россия была украшена, как луг цветами. Но, к сожалению, для многих наших современников этим образом и ограничивается представление о русской усадьбе. А ведь мир ее удивительно богат и интересен.

Давайте попробуем расширить это представление и разобраться в том, что такое усадьба, в чем ее смысл и значение и зачем нужно думать об этом сейчас.

Древнерусское слово "усадьба" (сначала чаше говорили "усадище") происходит от слова "сажать". Царь и великие князья наделяли своих людей землей, "сажали" их на землю. Образовались "усадьбы". Потом слово это стало обозначать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в городах, сельских населенных местах и близ них. С начала XX века усадьбой нередко называли дом в загородном имении. Но наиболее правильно понимать усадьбу как отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками, садом и парком. Сельские дворянские усадьбы были центрами обширных вотчин и поместий.

Создание культуры классической русской усадьбы произошло в конце XVIII века. "Указ о вольности дворянства" (1762 г.), освободивший дворян от обязательной государственной службы, и экономические льготы, дарованные им Екатериной II, способствовали массовому усадебному строительству. Строителем же явился дворянин. не только почувствовавший тягу к независимой сельской жизни, но и воспитанный к тому времени на просветительских идеалах с их требованием разумного и естественного. Он верил в возможность создания прекрасного и совершенного мира, и в соответствии со своими представлениями о нем обустраивал собственную усадьбу. Причем обустраивал, будучи свободен от архитектурных норм и правил, действовавших в городах. Разумеется, эта усадебная модель идеального мира была глубоко противоречива, потому что основывалась на крепостничестве. Но усадьбы и ценны во многом тем, что стали вообще таким редким в России воплощением мечты об идеале.

Почему же, если в устройстве имений нашли свой свободный выход стремления владельцев, сотням усадеб принадлежит общий образ, который мы вспомнили вначале? Дело в том, что развитие русской усадьбы счастливо совпало с развитием классицизма в России. Классицизм своими этическими темами свободы, истории и гармонии полностью ответил умонастроениям "просвещенных" помещиков, своей универсальной художественной системой и языком оказался понятен всем и распространился от великолепных царских резиденций под Санкт-Петербургом до скромных имений мелкопоместных дворян, по словам философа начала XX века Г.П.Федотова. "разбросав греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей". Классицизм предопределил высокохудожественный облик русской усадьбы и единство ее стиля в период расцвета.


Знаменское-Раек близ Торжка в Тверском краю. Парадный двор.

Что представляла собой классическая русская усадьба с архитектурной точки зрения? Прежде всего для нее выбиралось красивое и выгодное место, на возвышенности у реки, при впадении в нее ручья. Ансамбль подчинялся планировочной оси, ориентированной перпендикулярно реке. На возвышенности главенствовал дом. поставленный на этой оси. В северных губерниях в остережении холодных ветров он нередко располагался пониже, на склоне. Дом, чаще двухэтажный, реже одноэтажный, одним протяженным фасадом обращенный к подъезду, а другим - к склону над рекой. Фасады эти украшались портиками с фронтонами. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. Его ограничивали по бокам флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. Двор получал регулярную планировку с подъездным кругом перед входом в дом и цветочными клумбами. Справа и слева от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, риги, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. Во многих усадьбах возводились церкви. В этих случаях хозяйственная зона располагалась с одной стороны от парадного двора, а церковь - с другой. На пологом склоне, спускающемся от дома к реке, устраивался парк. То, что сейчас называется английским словом "парк", до XX века почти всегда называлось "садом", даже если речь шла об очень крупной усадьбе. Вблизи дома, на небольшом участке, он был регулярным, состоял из прямоугольных боскетов, цветников и т.п., а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи и цепочка каскадных прудов с мостиками, образованная на основе ручья, располагались беседки, скульптуры, горки, руины и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах. Наконец, река у подножия усадебного склона превращалась в пруд свободных очертаний, а за ним нередко выстраивались деревеньки этого поместья.

Чтобы понять русскую усадьбу, нужно хотя бы приблизительно представить ее жизнь. Дела по управлению имением, решение крестьянских вопросов, визиты к соседям, семейные и деревенские праздники, чтение, сочинительство, музицирование и рисование, прогулки и подвижные игры в парке, катание на лодках, размышления в беседках и т.д. и т.д. Очень полно и емко сказал о том, что такое русская дворянская усадьба, А.А.Фет: "Это "дом" и "сад", устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с "природным" в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания".


Щелыково. Имение А.Н.Островского в Костромском краю. Усадебный дом. Вид в парке

Уже из этих слов становится понятно, почему многие помещики называли свои усадьбы "раем". И чем вызваны проникновенные строки М.М.Осоргина, владельца имения на Оке близ Калуги, лишенного его после революции: "Сергиевское - это тот земной потерянный рай, о котором мечтешь, воображая, что стоит в него поехать - и вот оно, счастье!"

Значение усадеб для России трудно переоценить. Оно намного больше, чем значение усадеб для Англии, шато для Франции или вилл для Италии. На огромных просторах России усадьбы, которых насчитывались десятки тысяч, образовывали "каркас" жизни русского общества. В них рождалась русская мысль, рождалась и осуществлялась русская культура. Они служили источником распространения всевозможных знаний, школами хозяйствования и взаимоотношений с природой. Усадьба была наряду со столицей главным очагом, к которому традиционно тяготели художественные силы. Сколько гениальных строчек написал А.С.Пушкин в Михайловским и Болдине! М.И.Глинка творил в своем Новоспасском на Смоленщине, А.С.Грибоедов в Хмелите, Е.А.Баратынский и Ф.И.Тютчев в Муранове, И.С.Тургенев в Спасском-Лутовинове, А.Н.Островский в Щелыкове, Л.Н.Толстой в Ясной Поляне.


"Новоспасское - рай земной", - писал М. И. Глинка о своем имении

Многие усадьбы являются восхитительными художественными памятниками. Кусково, Архангельское, Останкино, Сиворицы под Санкт-Петербургом, Знаменское-Раек близ Твери, Ляличи на Брянщине, Городня под Калугой - все трудно перечислить. Ведь они создавались такими выдающимися архитекторами, как И.Е.Старов, В.И.Баженов, Н.А.Львов, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков, а также талантливыми крепостными мастерами, которые глубоко усвоили профессиональные заповеди предков и воплотили их в своих творениях. Усадьбы, их дома, церкви и парки стали организующими формами русского ландшафта, к которому так привыкли А.С.Пушкин и Н. В. Гоголь в своих дорожных странствиях.

Усадьбы сосредоточили в себе русскую историю, русскую культуру и русскую природу. Они - сгустки нашего наследия, и узнать их - значит во многом узнать Россию.

false

false


Усадьба Ясенево

false



Усадьба Кусково графа Шереметева

false

Ампирная церковь, выстроенная по заказу Дурасова в имении Царёво-Никольское

false

По проекту еще одного популярного архитектора Н. А. Львова, сооружались усадебные дома, в т. ч. дом для поэта Г. Р. Державина в Званке:
Стекл заревом горит мой храмовидный дом,
На гору желтый всход меж роз осиявая,
Где встречу водомет шумит лучей дождем,
Звучит музыка духовая.

Г.Р.Державин. Евгению. Жизнь Званская

А. М. Кунавин. Дворец Румянцева в Качановке. Конец XVIII в.


После 1762 г. строительство богатых дворянских усадеб приняло широкий размах не только в Подмосковье, но по всей провинции. В 70-90-е гг. XVIII в. оформляются усадьба Качановка в Черниговской губ. П. А. Румянцева-Задунайского, Назарьево Московской губ. и Зубриловка Саратовской губ. Головиных, Надеждино Саратовской губ. А. Б. Куракина, подмосковная Отрада — В. Г. Орлова, Стольное Черниговской губ. А. А. Безбородко и множество других.
Бурное усадебное строительство потребовало вовлечения в этот процесс отечественных и приезжих специалистов: архитекторов, художников, оформителей. Среди них были такие известные мастера, как В. И. Баженов, К. И. Бланк, Н. А. Львов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков, В. Бренна, П. Гонзаго и другие. В строительстве дворянских усадеб в провинции участвовало множество безымянных мастеров, крепостных архитекторов и художников. Будучи заказчиками и создателями, руководствуясь собственным вкусом, владельцы принимали активное участие при составлении архитектурных проектов, внутреннего убранства домов, оформлении территории своей усадьбы. Примерами служат взаимоотношения гр. П. Б. Шереметева с К. И. Бланком при строительстве Кускова, деятельность 3. Г. Чернышева в Яропольце и др.

false


Усадьба Быково

Об архитектурном облике и обстановке помещичьих домов в губерниях можно судить по рассказам графа М. Д. Бутурлина, А. Т. Болотова и др. Выкрашенные серой краской с четырьмя белыми крашеными или оштукатуренными колоннами, в окружении зелени кустов, с липовыми или березовыми аллеями, — вот типичный облик дворянского усадебного дома в русской провинции последней трети XVIII - начала XIX вв. Расположение комнат в таких домах, их убранство, набор и расстановка мебели было одинаковым для всех владельцев. Сооруженные доморощенными архитекторами, такие постройки стали наиболее достижимым идеалом культурного быта небогатого помещика.

false



Усадьба "Семёновское-Отрада"

false



Усадьба Суханово

Дворянская усадьба XVIII в. формировалась и эволюционировала в русле современных ей передовых идейно-эстетических и художественных направлений отечественной и европейской культуры, аккумулировала в себе духовную, художественную и материальную культуру современного общества. Ближайшими прототипами для крупной аристократической усадьбы, и прежде всего — для подмосковных, были царские загородные резиденции под Петербургом. А те, в свою очередь, послужили образцами для подражания провинциальным усадьбам. Культура дворянской усадьбы создала прекрасные образцы архитектурных и садово-парковых ансамблей, изобразительного искусства, музыки и театра, ставших источником творческого вдохновения, запечатленных в поэзии и литературе.

Культура дворянской усадьбы является своеобразным конгломератом культур. Помимо официального господствующего направления, которое было ее фундаментом, она включала элементы городской и народной культуры. Характерной особенностью усадебной культуры является участие в ее формировании крепостных архитекторов, художников, актеров, ремесленников. Творчество крепостных стало органической частью усадебной культуры XVIII в. и как явление было вызвано к жизни социальной атмосферой того времени. Крепостническая природа дворянской усадьбы придает ее культуре противоречивый, двойственный характер. В ней переплелись высокие и низкие, прекрасные и жестокие человеческие стороны, воплощенные, с одной стороны, в замечательных образцах искусства, и, одновременно, будучи порождением современной действительности, эта культура продемонстрировала многочисленные примеры самодурства, беспощадной травли, унижения человеческой личности.

false


Усадьба Алтуфьево

Новой и довольно яркой чертой усадьбы второй половины XVIII в. стало заведение заводов и фабрик (в основном текстильных, кожевенных, бумажных). Заметными становились конные заводы. Много действовало и небольших заведений домашнего типа, обслуживавших усадебные потребности.
Возросло число усадеб в уездах вблизи Санкт-Петербурга. Многие из них заметно отличались от усадебных имений других (центральных и северо-западных) уездов. Это были загородные постройки дворцового типа, предназначенные для отдыха, увеселений, охоты. Их хозяйственное значение в области земледелия и животноводства отступало на второй план.

Усадебная жизнь во второй половине XVIII в. претерпела значительные изменения. С возвращением дворян в имения им приходилось вникать в хозяйственные заботы. Часть помещиков задумывалась о совершенствовании земледельческих и иных работ, обращалась к справочным книгам, проводила наблюдения и опыты. Заметно возросло внимание к внешнему виду и внутреннему убранству усадебных домов, к удобству проживания в них. Господский дом становится очагом духовной жизни, чтение книг и журналов стало обычным явлением. Скромная, без вызывающей роскоши сельская жизнь представляется идеалом для сельского помещика.

На фоне обычных господских домов резко выделяются усадьбы богатых дворян. Большие материальные возможности позволили знати строить настоящие сельские дворцы. Некоторые усадебные дома представляли собой уникальные сооружения, ибо воздвигались по проектам выдающихся архитекторов. Окружающие их сады и парки представляли собой подлинные жемчужины ландшафтной архитектуры. Ряд усадеб по своим архитектурным достоинствам не уступал лучшим образцам общеевропейского значения. Они отличались и своим культурно-художественным содержанием. Богатые владельцы создавали коллекции минералов, монет и т.п., книжные собрания насчитывали тысячи томов. Дома украшались портретами, натюрмортами, стенной живописью, скульптурой. Художественные произведения нередко включали произведения знаменитых мастеров.

Событием стало появление и распространение усадебного театра, сыгравшего свою роль в развитии российского театрального искусства.

Читайте также: