Культура народов северного кавказа доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) Российская газета. — 1992. — 10 окт.; 1999. — 24 июня; 2000… Читать ещё >

Культура народов Северного Кавказа ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

культурный контакт северный кавказ

Актуальность темы

исследования. В настоящее время, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особую роль играют культурные связи с другими странами.

Сегодня трудно представить любой из субъектов Российской Федерации вне пространства международных связей, вне процесса участия в международной экономической, научно-технической, культурной кооперации.

Внешние культурные контакты служат развитию толерантности, которая находит свое выражение в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. А в такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

Выбор для исследования именно этого исторического периода (2000;2008 гг.) обусловлен тем, что в эти годы Россия вступила в очередной период реформирования, он затрагивает сферу политико-правового и социально-экономического обустройства, более полного учета региональных и муниципальных особенностей, повышения взаимной ответственности, в том числе и в сфере межкультурных отношений. Для Северного Кавказа эти годы явились периодом постепенной стабилизации обстановки.

Целью работы является исследование внешних культурных контактов республик Северного Кавказа в 2000;2008 гг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) охарактеризовать историко-географические предпосылки культурных контактов республик Северного Кавказа с другими странами;

2) определить важнейшие направления внешних культурных контактов республик Северного Кавказа;

3) показать возможности дальнейшего развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа в духе дружбы и сотрудничества;

4) определить роль государства и его органов в развитии внешних культурных контактов республик Северного Кавказа.

Методологической основой исследования являются структурно-функциональный и социокультурный подходы в анализе внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Структурно-функциональный анализ дал возможность сосредоточиться на изучении собственно культурных факторов деятельности коллективов и научно-образовательных учреждений, осуществляющих внешние культурные контакты, позволяя охарактеризовать структуру межкультурного взаимодействия с целью выявления его социально-культурных функций. Этот подход органично сочетается с социокультурным анализом, направленным на объективное выявление ценностей, смыслов, мотивов, информационных потребностей, ценностных установок, моделей группового поведения и формирования социальных стереотипов в процессе осуществления внешних культурных контактов. В основу предпринятого исследования также был положен принцип историзма, при котором все происходившие события изучаются в процессе их возникновения, развития, изменения в конкретно-исторической обстановке.

Важный источник — нормативно-правовые акты, принятые органами власти Российской Федерации в сфере регулирования внешних культурных контактов республик Северного Кавказа, а также международные соглашения, например, Соглашение о культурном сотрудничестве между Адыгеей, КБР и Черкесским благотворительным обществом Иордании от 22 октября 2008 г.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка использованной литературы.

Предпосылки внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Этническо-культурная характеристика региона

Северный Кавказ — регион России, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ — это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей.

В течение всей своей истории Северный Кавказ пережил бесконечное количество войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями. Весь комплекс особенностей региона самым непосредственным образом отразился на исторических судьбах народов и стран Северного Кавказа.

Все изложенное свидетельствует о том, что Северный Кавказ всегда был и остается сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по многонациональному и многоконфессиональному составу населения. Причем историю каждого кавказского народа невозможно рассматривать изолированно, вне рамок общекавказского исторического и социокультурного процесса народов Северного Кавказа.

В современной научной литературе высказываются разные мнения о цивилизационной принадлежности Кавказа и его различных частей. Так, исходя из определенных критериев, можно говорить о Кавказе как о своеобразной цивилизации, субцивилизации или культурном единстве Гаджиев, К. С. Геополитика Кавказа: [Текст] / К. С. Гаджиев . — М.: Эксмо, 2003. — С. 9−10. Более решительные исследователи, в основном связанные с политическими кругами, а также некоторые политики полагают, что вполне возможно политическое единство, основанием которого служило (или может служить) культурное и цивилизационное единство Сорокин, К. Э. Геополитика современности и геостратегия России: [Текст] / К. Э. Сорокин . — М.: БЕК, 1996. — С. 84.

В любом единстве людей и народов, принадлежащих к какой-либо цивилизации, есть определенный комплекс идей, идеалов, ценностей и норм. Они формируют некую духовную ось, к которой стремятся важнейшие компоненты этого единства. В сущности, речь идет об основополагающей парадигме или мировоззренческой системе данной цивилизации, определяющей уклад жизни, самосознание, стереотипы поведения, параметры социальной регуляции. В большинстве исторических цивилизаций определяющую роль играла религия. В этом смысле Кавказ условно можно рассматривать как культурно-цивилизационное пространство, состоящее из множества элементов с точки зрения как уровня развития, так и наличия разных этнокультурных, региональных, конфессиональных и других пластов Борисов, М. Горские рецепты выживания: [Текст] / М. Борисов // Эксперт. — 1999. — № 8. — С. 45.

В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации представителей всего Северного Кавказа, поэтому решение общесоциальных, культурных задач, стоящих перед Северокавказскими республиками, актуализирует вопросы воспитания толерантной личности. В течение многих веков передача молодым людям накопленных предыдущими поколениями знаний, умений, норм поведения, верований происходила неформальным, естественным путем через общение со старшими, участие вместе с ними в трудовой деятельности. Так формировались основы национальных культур народов Северного Кавказа. Они содержали не только фольклорные, художественные, но и бытовые, трудовые, профессиональные (ремесленные), философско-мировоззренческие, экологические и другие ценности Вог, Г. Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: [Текст] / Г. Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д, 2006. — № 14. — С. 23−24.

Правовые основы развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) Российская газета. — 1992. — 10 окт.; 1999. — 24 июня; 2000. — 30 дек.; 2001. — 31 дек. Раздел IX названного документа посвящен культурным обменам Российской Федерации с зарубежными странами. Сказано, что Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры (ст. 56). К числу приоритетных направлений международных культурных обменов Российской Федерации относятся совместное производство культурных ценностей, благ; реставрация уникальных памятников истории и культуры; подготовка и стажировка кадров работников культуры; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными программами и пособиями (ст. 57).

Государственные, региональные и местные органы власти должны всячески помогать осуществлению внешних культурных контактов как учреждениями культуры, так и образовательными и научными учреждениями. Это даст возможность народам Северного Кавказа самореализовываться в более широких территориальных рамках.

Противодействие и разъяснительная работа требуются в отношении радикально-националистических призывов противопоставить народы Северного Кавказа другим странам. Эти призывы направлены на самоизоляцию и культурную демодернизацию населения Северного Кавказа.

Среди важнейших задач культурно-информационного обеспечения внешних культурных контактов региона следует отметить насущную необходимость более широкого освещения культуры других стран по местным радио и телевидению, причем на местных языках. Пока что таких передач мало.

Следует вступить в более активный и критический диалог с зарубежными специалистами по Кавказу, отстаивая приоритеты отечественной экспертизы и оказывая влияние на формирование научных подходов в международном научном сообществе. Следует радикально улучшить состояние научной критики кавказоведческих работ. Необходимо издание массовыми тиражами добротных научных работ отечественных исследований, в том числе их переводов и издания на иностранных языках.

Характер диаспор определяется историческими и современными реалиями, их действия могут активизироваться под влиянием внешних и внутренних этнополитических факторов. В целом диаспоры и их национально-культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов во всем северокавказском регионе. В этой связи можно предложить следующие рекомендации:

а) при разработке и реализации программ гармонизации межэтнических отношений учитывать фактор диаспор и усиливающуюся роль национально-культурных организаций;

б) при учете этнических интересов дифференцировать таковые у различных этнических групп, вычленяя религиозные, культурные, языковые аспекты, в особенности степень сохранения этнокультурных характеристик;

в) при организации миротворческого процесса активно включать в него национально-культурные организации, используя их гуманистический, миротворческий потенциал;

г) включать национально-культурные общины в структуру образований, способствующих гармонизации межэтнических отношений: участие в конференциях, совещаниях, симпозиумах; акциях народной дипломатии, проведении соответствующих праздников, дней культуры, фестивалей, выступления в СМИ;

д) активизировать деятельность соответствующих муниципальных служб, разноуровненных межэтнических советов, комиссий, центров межнациональной дружбы;

е) осуществлять содействие со стороны государственных органов и муниципальных служб в осуществлении принципа национально-культурной автономии, активизировать связи национально-культурных общин и государственных районных, территориальных администраций, муниципалитетов;

— поддерживает постоянно и стабильно многосторонние связи с соотечественниками за рубежом, информирует общественные организации соотечественников за рубежом о положении в Кабардино-Балкарской Республике, на Северном Кавказе и Российской Федерации;

— регулярно направляет в страны компактного проживания соотечественников представительные делегации для ознакомления с жизнью соотечественников и обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества. В этих же целях Министерство принимает и работает с делегациями общественных организаций соотечественников, оказывает практическую помощь в решении вопросов и проблем соотечественников, прибывающих в республику, в оформлении документов на получение вида на жительство в РФ и гражданства РФ;

Итак, современная этнополитическая ситуация такова, что без участия органов власти широкое культурное взаимодействие республик Северного Кавказа с другими странами не будет эффективным. Это диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия, затрагивающей федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления, силовые структуры, общественные и научные организации, СМИ и творческие объединения Северного Кавказа, а также некоторые международные организации.

Направления развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Хореографические мероприятия

Взаимодействие культур — это взаимообусловленный, двусторонний процесс, т. е. изменения состояния, содержания, следовательно, и функций одной культуры в результате воздействия другой обязательно должны сопровождаться изменениями в другой культуре. Иными словами, взаимодействие имеет двусторонний характер.

Следует отметить, что все упомянутые коллективы существуют почти без спонсорской поддержки, исключительно на бюджетные средства. Весьма позитивным было бы, если бы предприниматели, причем не только Северного Кавказа, но и иных регионов России, приняли участие в этом процессе. Этим вкладом они послужили бы делу развития не только внешних культурных контактов, но и в целом культуры кавказских республик.

Итак, хореографические коллективы и фестивальные программы республик Северного Кавказа в период 2000 — 2008 гг. внесли неоценимый вклад в развитие внешних культурных контактов. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей консолидации творческих сил региона, способных в условиях сложной общественно-политической ситуации в значительной степени влиять на нормализацию и гармонизацию межнациональных отношений.

Научно-образовательное сотрудничество

Подписан Договор о долгосрочном сотрудничестве между Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби и ПГЛУ, поступили также предложения о сотрудничестве от Государственного университета им. Шота Руставели (Грузия), Самаркандского государственного университета (Узбекистан) и других вузов стран СНГ.

Задачи Программы: 1. Предоставить возможность межкультурного взаимодействия юношам и девушкам в возрасте от 15 до 25 лет из разных регионов Северного Кавказа. 2. Повысить уровень общения и уважения к другим культурам среди молодежи различного этнического происхождения. 3. Способствовать развитию жизненных навыков и расширению профессиональных контактов среди молодежи различных регионов. 4. Способствовать воспитанию лидерского потенциала у молодых людей.

Основные направления Программы: 1. Развитие профессиональных и жизненных навыков среди молодежи. Отдел представительства АЙРЕКС реализует мероприятия по данному направлению через своего партнера в регионе — Международный медицинский корпус. 2. Развитие межкультурного взаимодействия. 3. Поддержка молодежных инициатив по развитию сообществ. 4. Поддержка и развитие молодежных информационных программ.

Мероприятия Программы: 1. Проведение тренингов для 1200 представителей молодежи из республик Северного Кавказа в области предпринимательства и управления бизнесом, развития организации сообществ и деятельности НКО, специализированных профессиональных курсов (столярские, швейные и т. д. ), курсов по безопасности жизнедеятельности и оказанию первой медицинской помощи. 2. Организация летних спортивно-образовательных и лидерских лагерей, в которых примут участие более 600 молодежных лидеров. 3. Проведение программы малых грантов для оказания финансовой и организационной поддержки свыше 100 молодежным проектам в области социального развития, спорта, а также проектам, направленным на развитие сообществ. 4. Создание молодежных информационно-ресурсных центров (РИЦ) в сельских районах Северо-Кавказских республик для предоставления молодежи курсов пользователя ПК, доступа к сети Интернет и независимым источникам информации.

Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ) поддерживает научные и деловые контакты с 34 зарубежными вузами, научными центрами и фирмами, с 17 вузами и фирмами имеет двухсторонние договора о сотрудничестве. В 2005 г. подписаны договора с руководством спортивного факультета, факультетом науки, Центром Хамди Манго, фармацевтического исследовательского Центра, факультета инженерии и технологии, медицинского факультета фармации Университета Иордании. В 2006 г. (февраль) подписан договор о создании на базе Университета Иордании совместного с КБГУ Центра по изучению русского языка (подготовительное отделение) с выдачей сертификатов для дальнейшего обучения в вузах России. Со временем на базе подготовительного отделения будет создан совместный факультет русского языка при Университете Иордании.

Кабардино-Балкарский государственный университет принимает активное участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях. Сотрудники университета ежегодно участвуют в 30−35 международных форумах с докладами, публикует более 200 статей в международных изданиях (Польша, Испания, Германия, Венгрия, США, Япония, Италия).

По линии обмена студенческими делегациями в 2005 г. в Кабардино-Балкарском государственном университете побывали баскетбольная команда и команда борцов из США, преподаватели и студенты Университета г. Алеппо (Сирия), молодежные группы из Иордании, Турции, Кореи. В Германии языковую подготовку проходили 10 студентов КБГУ, а в летних лагерях США и Германии работали 15 студентов университета.

В 2005 году начаты работы по установлению научных и образовательных контактов с Институтом Азиатской культуры и развития (Южная Корея), Университетом Аликанте (Испания), Национальным университетом г. Афины (Греция), Мексиканским Госуниверситетом, ФТЦНТ НАН Украины, Национальным университетом Узбекистана (Ташкент), Университетом Ниццы (Франция), Азербайджанским университетом.

Кабардино-Балкарский госуниверситет ведет продуктивные переговоры с Гранадским университетом по созданию совместного Международного Центра по исследованию малочисленных языков в разных регионах мира. Включение КБГУ в этот Центр будет иметь важное значение для плодотворного исследования языков Северного Кавказа. Ведутся работы по открытию зарубежных образовательных Центров КБГУ по довузовской подготовке иностранных граждан в Сирии и Иордании. Имеются перспективы открытия в указанных странах филиалов КБГУ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Шабанов Вадим Олегович

Научный руководитель: Осипенко Анастасия Ивановна

Должность: учитель русского языка и литературы

С екция: Культурология

Калуга, 2017

1. Общие сведения о населении Северо-Кавказском Федеральном округе ………..4

4.Сравнение традиций на Кавказе с русскими………………………………. ……..10

Список используемой литературы……….……………………………………………..16

Цель работы: на основе народного эпоса изучить культуру и традиции народов Северного Кавказа, актуализировать знания о Северном Кавказе, для применения их в повседневной жизни и коммуникации.

Постановка задач:

1.Проанализировать данные о народах, проживающих на территории Северного Кавказа.

3. Сравнить традиции народов Северного Кавказа с русскими традициями.

4. Сделать вывод о различиях и общих чертах русских и северо-кавказских традиций.

История разработки выбранной темы: данная тема выбрана по тому, что интересна и актуальна в современных реалиях. Выбранная тема затрагивает культуру народов Северного Кавказа, т.к. Северо-Кавказский Федеральный округ – это обширная территория Российской Федерации, в нее входят такие субъекты РФ, как: Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край; следовательно, Северный Кавказ – многонационален. Т.к. народы населяющие Северный Кавказ проживают на всей территории РФ в большей или меньшей степени, остро встает проблема различий в менталитете и традициях.

Степень изученности вопроса: в данной работе отражены особенности традиций и культуры народов Северного Кавказа, рассмотрены примеры народного эпоса, в интерпретации современного автора на основе легенд и сказаний, проведен сравнительный анализ традиций народов Северного Кавказа и русских традиций.

Актуальность работы:

1. Уместность работы заключается в том, что тема актуальна сама по себе, особенно в современных реалиях.

2. Проблема взаимоотношений разных народов актуальна во все времена.

3. Изучение эпоса и традиций помогает лучше понять представителей других национальностей, стран, прививает толерантность и терпимость к чужой культуре.

Методы работы: сравнение, сопоставление, анализ.

1. Общие сведения о Северо-Кавказском Федеральном округе.

Северный Кавказ –значительная часть территории Российской Федерации, расположенная в горах и предгорьях Кавказа. Регион на юге России, расположенный на Кавказе вдоль границы с Грузией и Азербайджаном. В этом регионе находятся плодороднейшие земли, высочайшие горные вершины и популярные российские курорты.

Данный регион является колыбелью кавказских народов: адыгейцы, туркмены, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, ингуши, ногайцы, черкесы, чеченцы, аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы, табасаранцы, агулы, лезгины, рутульцы Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России. В течение веков Кавказ являлся ареной соперничества мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце 18 — начале 19 века Кавказ практически целиком входил в состав Российской империи. В конце ХХ века, после распада СССР, народы Северного Кавказа остались в составе России.

Данная территория занимает лидирующее место по производству минеральных вод в РФ, богата полезными ископаемыми: вольфрам, уголь, нефть. Плодородная почва благоприятна для выращивания сельскохозяйственных культур. Площадь Северо-Кавказского Федерального округа: 447 812 кв. км .Численность постоянного населения: 16.4 млн. человек. Иллюстрация 1.

hello_html_m49eadc31.jpg

Кто же такие нарты? Нарты – это герои легенд и преданий народов Кавказа, могучие нартские богатыри-защитники. При упоминании нартского народа часто фигурируют реально существующие географические объекты, такие как: Эльбрус Кавказские горы, Черное море, реки; при этом настоящее расположение страны нартов неизвестно.

В нартских сказаниях действительность переплетена с художественным вымыслом. Здесь отсутствуют описания исторических событий в их хронологической последовательности, но действительность находит отражение в именовании местностей, где разворачивается действие отдельных эпизодов, а также в именах некоторых героев. Так, армянский историк Мовсес Хоренаци передает легенды об аланской царевне Сатаник (5 в.), в которых можно обнаружить отдельные сюжеты из нартских сказаний о Сатáне.

В эпосе нарты представляются благородными, бесстрашными героями. В ранних версиях эпоса нарты-богатыри обладают не только физической силой, но и хитростью, и коварством. Позднее, физическая сила героя отходит на задний план, в то время как главными становятся его смелость, бесстрашие, готовность идти наперекор судьбе и препятствиям Совершают подвиги во время охоты или же военных походов. Они воюют с мифическими существами. В этих битвах им нередко помогают божественные силы (как и древним грекам и римлянам в их мифах и легендах). Скакуны нартских богатырей тесно связаны со своими хозяевами, всячески им помогают, наделены интеллектом. Основная тема – героические деяния. Можно говорить о том, что влияние образа героя нартского эпоса может и сейчас найти свое отражение в кавказской ментальность (своеобразный кодекс чести).

Нартский эпос присутствует у большинства северо-кавказских народов. Их объединяет наличие одинаковых божеств( хотя имена разнятся), созвучные имена героев эпоса и их поступки, общность тематики. В зависимости от того , какому народу принадлежит эпос, меняется божественная система (монотеизм и политеизм), социальное деление общества.

Герои нартского эпоса. Таблица 1.

Описание героев эпоса

Ахумида или Акунада

Красивая, гордая девушка, чьего внимания добиваются все нарты.

Нарт, владеющий волшебной свирелью.

Жена нарта Сослана (Соаруко и т.д.)

Нарт, с железным телом, герой, который совершает много подвигов.

Лавный герой нартского эпоса.

Мать всех нартов. Самая мудрая женщина.

hello_html_m4a78b54b.jpg

Изображение матери нартов – Шатаны. Иллюстрация 2.

Как было сказано ранее, нартский эпос имеет схожие сюжеты и ситуации с эпосом древних греков и римлян, но так же и с эпосом древней Руси. Яркий пример – наличие богатырей, одушевление коней и приписывание им человеческих качеств – богатырских спутников.

По большей части эпос представлен прозой, но в прошлом сказания и легенды имели поэтическую форму, исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов, следовательно, имели ритм. Сюжет сказаний не разветвлялся, шел по четкой линии. Использовались такие художественно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения, нынешние фразеологизмы, парные определения и образы.

Нартский эпос — достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме — у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них картины. [ 9 ]

hello_html_m37d00de6.jpg

Сюжет данной легенды рассказывает о жадном князе Кызгане, по прозвищу Жадина, его красавице-дочери и влюбившемся в нее нарте.

Сравнение традиций на Кавказе с русскими.

1.Современные свадебные традиции Северного Кавказа и русские традиции.

Общее в традициях:

Младшая сестра/брат не вступают в брак перед старшими (данная традиция устарела в современном обществе, но частично сохраняется в деревенской местности).

Перед свадьбой проходит сватовство ( на Кавказе обязательная часть, в русских традициях существует, но необязательно).

На празднике присутствует много гостей ( говоря о кавказских свадьбах – около 100-200 человек, в зависимости от многочисленности рода, на русских свадьбах обычно присутствуют все родственники).

Религиозный ритуал вступления в брак. Официальная роспись.

hello_html_m1df2f2f9.jpg

Свадьба праздник для всех жителей.

Жених и невеста – символ свадьбы. Но и участники. Часто праздник в разных домах.

Свадьба для родственников и друзей, жених и невеста празднуют со всеми и активно участвуют в празднике.

Жених пьет из туфли невесты. Невесту передает жениху ее отец. Бросить свадебный букет. Танец молодоженов.

Перед свадьбой смотрины. Выкуп невесты (калым), гуляют свадьбу 3 дня. Кража невесты.

Выкуп невесты (калым), перед этим жених и его друзья проходят конкурсы .Наличие свидетелей. Кража невесты.

2.Похоронные традиции.

На Кавказе похороны носят общественный характер, т.е. все родственники, знакомые оплакивают усопшего, помогают организовать поминки ( материально).

Усопшего принято одевать во все новое, открывать настежь двери, чтобы любой мог прийти и оплакать его смерть.

Параллельно с ритуальным оплакиванием шли приготовления к погребению – рыли могилу, сколачивали гроб, а затем омывали и одевали покойного. В зависимости от пола умершего это делали мужчины или женщины, соответственно, в кунацкой или на семейной половине дома. Погибших в бою, что считалось почетным, не обмывали и одежды на них не меняли. Едва ли не повсеместно на грудь покойному клали ножницы или другой острый железный предмет. Это был не остаток древнего обычая захоронения вместе с покойным нужных ему в загробной жизни вещей, как считают некоторые авторы, а скорее прием апотрофической магии, связанный с представлением о том, что подобные вещи отпугивают нечистую силу. Подобные представления сохранились, но они нашли выражение в некоторых других погребальных ритуалах. Затем тело накрывали и несли на кладбище или в фамильный склеп. Хоронить полагалось в день смерти до захода солнца. У осетин-христиан дольше, чем у мусульман Северного Кавказа, держался обычай сопровождать умершего необходимым ему в загробном мире инвентарем или его деревянными копиями, в то время как у мусульманского населения Северного Кавказа сами вещи заменялись их изображениями на надгробном памятнике. [11]

Еще одна особенность погребения – родовые кладбища, т.к. ранее в одном поселении жил один род. Поэтому часто при переезде в другой населенный пункт составляют завещание о месте погребения.

Вещи покойного раздаются родственникам и знакомым, чтобы память о человеке дольше сохранялась.

Русские похоронные традиции.

Традиционная еда – кутья ( рис с изюмом), кисель. Срок поминок, как и на Кавказе – 40 дней.

Традиции и обычаи Северного Кавказа.

У северо-кавказских мужчин есть свой негласный кодекс поведения, который сформировался очень давно по влиянием культуры( в том числе под влиянием нартского эпоса). Он представляет собой некую систему правил и норм поведения.

Северный Кавказ это место сплетения традиций, законов шариата (исламской веры) и законодательства РФ. Когда невозможно разрешить ситуацию с помощью традиций или законов шариата, на помощь приходят законы РФ.

Еще одна малоприятная традиция связанная со свадьбой – ранний брак. В некоторых поселениях до сих пор насильно выдают замуж девушек 14-16 лет.

Также на Северном Кавказе из-за ислама распространено многоженство. Обычна такая ситуация плохо воспринимается первой женой.

Такая же ситуация и с разводами, т.к. Северный Кавказ подвержен влиянию традиций и ислама, после развода дети остаются с отцом и воспитываются родственницами мужа. Из-за этого женщины попросту вынуждены оставаться с мужем.

Что касается женщин в целом. Ее главная роль – женщина-жена и женщина-мать, на чем часто и заканчиваются ее социальные роли. Первое место в женской иерархии занимает мать, потом сестра, которую оберегают братья, и уже только потом жена. Раньше женщину практически полностью контролировал мужчина ( муж, отец, братья), куда она ходит, что делает, как одевается, с кем общается. Нередко, из-за неправильное поведение родственниц мужчины получают порицание и жалобы.

Хотелось бы отметить, что раньше на Руси тоже были достаточно жесткие рамки в отношениях мужчин и женщин, и жесткая иерархия. Подчинение главе рода и его воле. Необходимо понимать. Что в силу своих особенностей русские и северо-кавказские культуры и традиции достаточно разные, по-разному происходили изменения в сознании и поведении людей, под влиянием религии, устоявшихся обычаев, законов. Хотя на ранних стадиях и можно найти достаточно много общего.

Рассматривая культурную основу Северного Кавказа (нартский эпос), можно заметить его схожесть с русскими былинами, сказками. Обилие эпитетов, сравнений, выражений, ставших крылатыми. Поэтичность изложения. Большинство былин сложены в стихотворной форме, как и ранние нартские сказания и легенды.

Что касается современных традиций, в свадебных общими являются: выкуп невесты, затяжной праздник (до 3 дней), в 21 веке – роспись в ЗАГС, кража невесты; в остальном же есть отличия: северо-кавказские традиции в большей степени сохранили самобытность и нормированность.

Так на Кавказе сохраняются традиции всеобщего кумовства, когда все родственники работают в одном месте, такое можно наблюдать в русских традициях, но в 21 веке такое практикуется все реже.

Рождение ребенка на Северном Кавказе: женщинам разрешено не поститься; беременную женщину полностью освобождают от работы по хозяйству; перед родами девушка уходит в дом отца; сохранение пуповины после рождения ребенка ( по поверью она приносит здоровье и может вылечить ребенка); после родов женщину могут посещать только родственницы со стороны мужа. В день выписки устраивается праздник, гости обязательно приходят с подарками. Если родился мальчик, то женщины привозят ему колыбель, а для девочки кроватку или коляску (по верованиям мальчики более почитаемы). В современных русских традициях сохранились выписка из роддома с последующим праздником, часто детей называют в честь предков, а также сохраняют детскую бирочку (которая дается при рождении).

Данное исследование помогает лучше понять общность и различие наших культур, как следует и не следует себя вести в обществе представителей Северного Кавказа, чтобы не задеть их традиции, обычаи, верования. Проанализированная информация дает достаточный объем знаний для корректного поведения в той или иной ситуации.

Хочется подвести итог: наши народы разные, но в тоже время похожи, а главное проживаем в одной стране. Есть нечто общее в культуре, как и то, что сложно принять. Стоит быть более терпимыми к чужим традициями обычаям, ведь наши традиции тоже могут показаться другим народам варварскими. Прежде чем осуждать чужую культуру, следует узнать свою собственную культуру и историю ее развития.

Культура и традиции Кавказа. Туры по северному Кавказу и КМВ

На Кавказе проживает множество народов, говорящих на разных языках: дагестанцы, карачаевцы и балкарцы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазины, осетины, ингуши, чеченцы и др.

К женщине всегда выказывалось уважение и почтение. В их присутствии вели себя скромно, не садились, когда рядом находилась женщина, не говорили лишнего или грубого. Уважение к женщине присутствует у всех народов, независимо от вероисповедания и места проживания. Именно женщина передает в семье подрастающему поколению духовные ценности, традиции и культуру. Женщины также участвуют в праздниках и застольях, но, как правило, садятся отдельно от мужчин, либо мужчины и женщины садятся с разных концов стола.
Именно женщина у всех народов является хранительницей очага, на ней держится весь семейный быт. Женщина, которую уважают, вырастит достойного представителя рода.

Законы гостеприимства на Кавказе также формировались в очень давние времена, по которым семьей гостю оказывалось уважение, предоставлялся кров и защита. Для приема гостей на территории усадьбы выделялось отдельное помещение, не редко было, когда для этих целей строился отдельный дом. Любой человек мог получить кров, пищу и защиту в доме у горца. По традиции в первые три дня никогда гостю не задавали вопросы: кто он, откуда, зачем пришел, как его зовут. Гость в доме всегда был на правах члена семьи. Именно хозяин дома был обязан защищать имущество и жизнь своего гостя. По этикету гость не был обязан платить за свое пребывание, но он мог оставить подарок.
Гостю всегда уделялось особое внимание, ведь он в будущем мог стать родственником, либо покровителем или даже партнером в каком-либо деле.
Например, в кунацкой у княжеских родов Черкесии всегда был накрыт стол и еду на нем меняли три раза в день.
Не принято было останавливаться в усадьбе, если в доме в данный момент не было мужчин, за исключением, если для гостя имелся отдельный дом, но такие случаи были редки.

Ощутите лично Кавказское гостеприимство, совершив тур на Кавказ. Большой выбор интересных путешествий.

Гостя всегда сажали на почетное место. Старшие мужчины сидели, молодые стояли и обслуживали всех присутствующих. Женщины не участвовали в приеме гостя, но поприветствовать его хозяйка могла.

Современность привнесла свои коррективы в свадебные традиции, но у многих народов они соблюдаются достаточно прилежно и сегодня, особенно в сельской местности. В свадебной традиции соблюдается, в большинстве случаев, очередность по старшинству. Не все традиции приемлемы в современном мире. Например, стрельба на свадьбе. В древние времена, таким образом, отпугивали от молодой семьи злых духов, а в сейчас это делается ради развлечения.
Ранее невесту своему сыну всегда выбирали родители, в некоторых случаях этот обычай сохраняется и по сей день.

Кавказская свадьба яркое, самобытное зрелище, но в то же время четкое следование обычаям строгое торжественное мероприятие.

Свадьба длится всегда более одно дня. Одним из самых ярких проявлений свадьбы являются танцы. Танцы – сегмент культуры, заслуживающий особого внимания.


вы можете выбрать тур на свой вкус экскурсионный тур по Кавказу. Большой выбор интересных путешествий.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Обычаи и традиции Северного Кавказа. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Обычаи и традиции Северного Кавказа Кавказ – это гармония различных народностей. Можно долго перечислять список народностей, которые заселяют Кавказ и являются коренными его жителями. Этот край богат на природу, яства, традиции, обычаи и многое другое. Причем в некоторых аспектах у каждой народности традиции могут меняться. Наиболее яркими традициями запоминаются свадьбы, семейные традиции, кулинарные. Причем большинство этих традиций дошли и до наших дней.

Кавказские семейные традиции В основе кавказских семейных традиций лежит то, что мужчина главный, а старшие представляют собой авторитет. Именно глубокое уважение и почитание старшего поколения и является, по мнению многих, секретом долгожительства. Старшие хоть и представляют собой сильный авторитет, молодежи всегда допускались некоторые вольности.

Кавказское гостеприимство О гостеприимстве кавказцев знают абсолютно все. Местные жители Кавказа прочно заняли лидерские позиции в этом вопросе. Каждый здесь знает, что к гостю надо относиться с почтением и уважением, защищать его, предоставлять ему кров и прочее. Но не стоит излишне возносить подобную традицию. Сама традиция пришла из древних времен. Но в те времена подобное гостеприимство проявлялось с той целью, что бы гость внутри общины не делал ничего самодозволенного. На Кавказе такое широкое гостеприимство проявляется в выделении для гостя целого дома или помещения, где он может разместиться.

Кавказские свадебные традиции Самыми строгими почитателями свадебных традиций на Кавказе являются представители сел и деревень. Свадебные ритуалы не стали исключением в плане почитания старших. Так, например, на Кавказе не будут играть свадьбу младшего брата или сестры, пока свадьбу не сыграет старший ребенок в семье.

Обмен подарками Обмен подарками между семьями, которые породнились. Эта традиция строгая. Интересный подарок преподносится жениху, он достаточно символичный, но очень уютный и домашний – это теплые шерстяные носки. Такой подарок говорит о том, что его жена отличная рукодельница.

Кулинарные кавказские традиции Каждый, кто отправляется на Кавказ, должен прислушаться к одному ценному совету: обязательно попробуйте местную кухню. Кухня Кавказа представляет собой микс из разных кухонь: грузинская и казахская, армянская и прочие. Самое излюбленное кавказское яство, несомненно, шашлык – сочный, вкусный, ароматный. Также популярными блюдами на Кавказе являются: плов, пахлава, люля-кебаб, кутаба и другие. В основе кухни Кавказа лежит открытый огонь. Ведь преимущественно все блюда готовятся именно на открытом огне – будь то рыба или овощи, мясо и сыр. Кавказские повара предпочитают уголь, вертель.

Кавказская кухня признана одной из самых вкусных кухонь мира. Стоит только взглянуть на эти сочные и яркие блюда, которые имеют потрясающий аромат, которые так и манят даже самый искушенный, в кулинарном плане, взгляд.

Читайте также: