Содержание понятия финансовая безопасность доклад

Обновлено: 13.06.2024

Работа содержит 1 файл

Финансовая безопасность.doc

Актуальность темы исследования заключается в том, что важнейшей частью безопасности любого предприятия является ее финансовая безопасность.

Развитие российской экономики приводит к усилению конкурентной борьбы отечественных предприятий внутри страны и к процессам их интеграции в мировую экономическую систему. Для создания долгосрочных конкурентных преимуществ необходима разработка финансовой стратегии деятельности предприятия.

В современной экономике финансовая стратегия предприятия играет определяющую роль в обеспечении эффективности финансовой деятельности предприятия, поскольку направлена на ее основные сферы: привлечение и использование финансовых ресурсов, координацию их потоков, что, в конечном счете, обеспечивает рост рыночной стоимости предприятия и благосостояния его собственников.

Финансовая стратегия является мощным инструментом достижения приоритетных финансовых целей предприятия и его собственников. Степень эффективности реализации финансовой стратегии зависит от правильности ее разработки, полноты учета и оценки факторов, влияющих на предприятие. Это требует раскрытия сущности и содержания финансовой стратегии, ее функций, этапов, методов и инструментов, а также факторов, оказывающих воздействие на ее формирование.

Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования являются деятельность предприятия направленная на защиту своих финансов . Предметом исследования является финансовая безопасность. Объект исследования – мурманское предприятия ОАО ММП.

Целью написания данной работы является изучить стратегию финансовой безопасности.

В соответствии с целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть основные положения финансовой безопасности;
  • изучить факторы и модели финансовой стратегии предприятия,
  • на примере ОАО ММП рассмотреть разработку стратегии обеспечения финансовой безопасности.

Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области экономической безопасности.

Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для работников и специалистов в области финансовой безопасности.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны 1 .

Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее финансовой безопасности на первый взгляд крайне проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах.

Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом 2 . Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности. Так, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной ситуации в какой-либо горячей точке - вызвать необходимость увеличения соответствующих расходов и повысить уровень угроз финансовой безопасности. Важно учитывать тесную взаимосвязь различных аспектов национальной безопасности страны и ключевую роль финансовой безопасности в преодолении угроз национальным интересам России.

К ним, прежде всего, относятся безопасность бюджетной и банковской систем, внебюджетных фондов, фондового рынка.

Очевидно, что необходимо исходить из основополагающего постулата, что негативные явления в финансовых отношениях представляют опасность, нанося экономике реальный ущерб, который выражается в падении темпов развития, снижении жизненного уровня населения. В этой связи финансовые угрозы необходимо рассматривать, как фактор, создающий опасность, наносящий ущерб финансовой системе и разрушающий ее как систему. И здесь нельзя все списывать на возможные объективно существующие факторы негативного характера, воздействующие на финансово-рыночные отношения. Нарастание опасности, сопровождающееся увеличением ущерба, естественно, приводит к переходу количества в новое качество - к угрозе. Опасность и угроза - однопорядковые категории, но количественно разные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния - предмет обеспечения финансовой безопасности.

Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях, можно рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике. Естественно, что сигнал означает лишь потенциальную угрозу финансам страны, которая в случае непринятия соответствующих мер превращается в реальную угрозу и потери для экономики. Представляется, что необходим тщательный анализ и контроль за потенциальными угрозами, учитывая, что в практической деятельности они связаны с категорией риска, что снижает интерес к ним с позиций обеспечения безопасности, так как в данном случае мы имеем дело с процессами, имеющими вероятностный характер.

Потребность в безопасности, в защите от нежелательных воздействий на экономику и общество и внутренних изменений в них относится к типу базовых, основополагающих потребностей 4 . Сфера безопасного существования настолько сузилась, что оказывает стагнирующее воздействие на функционирование и развитие экономики и не дает возможности преодолеть кризис, в котором пребывает наша страна. Практически под безопасностью необходимо понимать такое свойство, такое состояние экономики, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо ее качеств не выше или же ниже определенного предела. 5

Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка - представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности.

Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты, такие как правовые основы взаимодействия банковской системы с государственными органами банковского и валютно-финансового контроля, формирования банковской резервной системы, обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам, государственного управления фондовым рынком, государственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Особую угрозу национальным интересам России составляет неэффективно функционирующая налоговая система, которая практически не обеспечивает необходимые поступления в госбюджет и тем самым способствует деградации отечественного производства и утечке капиталов за рубеж.

Финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется незавершенностью, что проявляется в огромных масштабах взаимных неплатежей и, что особенно опасно, нарушением гарантированности финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы. 6

Финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Например, размеры денежной массы определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем бюджетная политика, особенно в части долгосрочного, стратегического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под собой базовой основы в виде проектировок денежной массы.

Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы страны, - прежде всего бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны. 8

Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства - состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.

Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.

Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов: бюджетно-налоговый; валютно-денежный; кредитно-банковский; внебюджетный фонд.

Целью экономической безопасности — является обеспечение такого развития экономики, при котором были бы обеспечены приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз, поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных значений, способного вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.

Постановка и определение стратегической цели экономической безопасности не станут действенным инструментом политики и целенаправленных действий, если не будут конкретизированы соответствующие задачи и меры по ее обеспечению. В этой связи государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по выводу экономики из кризиса, что и явится гарантией экономической безопасности страны.

Причем реализовываться эти меры должны во всех сферах экономики. Это значит, что реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере.

В ходе осуществления структурной политики должны ставиться и реализовываться задачи поддержки и стимулирования развития экономически эффективных предприятий и организаций, ликвидации или реорганизации неэффективных экономических структур.

Непременным условием достижения требований экономической безопасности является реализация системы проектов и программ перспективного характера, как научных и инновационных, так и производственных и инвестиционных.

Проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения.

Необходимо осуществить крупные меры по укреплению финал совой и кредитной систем.

Эти меры должны быть направлены на:

  • повышение эффективности налоговой системы;
  • уменьшение количества налогов и повышение их собираемости;
  • развитие неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета;
  • эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов;
  • рационализацию расходов на национальную оборону.

Наиболее важными задачами должны стать продолжение курса на либерализацию внешней торговли при соблюдении экономических интересов страны и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции украинской экономики в мировое хозяйство; дальнейшее развитие экспортного потенциала; проведение политики импортозамещения; обеспечение наиболее благоприятных для Украины условий погашения внешнего долга и его обслуживания.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Большие задачи стоят в области борьбы с экономической преступностью. Необходимо активизировать противодействие разгулу организованной преступности, что проявляется в нарушении прав человека в сфере экономической деятельности; в усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических отношений; контроле и активном использовании преступными сообществами в своих интересах десятков тысяч хозяйствующих субъектов, сотен банковских структур; проникновении коррупции во все сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительные органы.

Важные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Для поддержания экономической безопасности необходимо обеспечить оптимальную стабильность действий по всем направлениям экономических реформ, включая создание нормативно-правового пространства, новых органов управления и институциональных преобразований.

Обеспечение экономической безопасности требует прежде всего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также рационализации механизмов выработки и формирования экономической политики.

Институт – совокупность норм, правил и отношений в какой-либо сфере человеческой деятельности.

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере ре зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.

Содержимое работы - 1 файл

Тема 5 Финансовая безопасность.doc

Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере ре зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны.

Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее финансовой безопасности на первый взгляд крайне проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложны нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характер явлениях и процессах.

Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности. Так, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной ситуации в какой-либо горячей точке - вызвать необходимость увеличения соответствующих расходов и повысить уровень угроз финансовой безопасности. Важно учитывать тесную взаимосвязь различных аспектов национальной безопасности страны и ключевую роль финансовой безопасности в преодолении угроз национальным интересам России.

Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка - представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности.

Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты, такие как правовые основы взаимодействия банковской системы с государственными органами банковского и валютно-финансового контроля, формирования банковской резервной системы, обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам, государственного управления фондовым рынком, государственных дарственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции Федерации и ее субъекте банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Особую угрозу национальным интересам России составляет неэффективно функционирующая налоговая система, которая практически не обеспечивает необходимые поступления в госбюджет и тем самым способствует деградации отечественного производства и утечке капиталов за рубеж.

Финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечения денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство Она характеризуется незавершенностью, что проявляется в огромных масштабах бах взаимных неплатежей и, что особенно опасно, нарушением гарантированности финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы.

Финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Например, размеры денежной массы определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем бюджетная политика, особенно в части долгосрочного, стратегического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под собой базовой основы в виде проектировок денежной массы.

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства
финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства - состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.

Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери. Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов:

  • бюджетно-налоговый;
  • валютно-денежный;
  • кредитно-банковский;
  • внебюджетные фонды.

Вопросы обеспечения экономической и финансовой безопасности всегда были актуальны для российской экономики. Но особую важность они приобретали в период проведения экономических реформ, поскольку в это время происходили серьезные преобразования в хозяйственной жизни государства, причем не всегда сбалансированные, как в области обеспечения прав отдельных личностей, так и различных общественных групп.

От развития ситуации в финансовых сегментах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, прежде всего и зависит стабильное и безопасное развитие экономики, учитывая, что в настоящих условиях финансово-денежные отношения пока не только не вносят позитивного вклада в реформирование российской экономики, но и оказывают сдерживающее воздействие, часто приводящее к критически-кризисным ситуациям в экономике.

Понимание финансовой безопасности конкретизируется на основе системы количественных и качественных показателей-индикаторов, определяющих состояние и уровень развития финансовой сферы экономики, и предполагает осуществление комплексных мер, поддерживающих требуемую безопасность, связанную прежде всего с интенсивной реализацией реформ по скорректированной программе и охватывающую основные направления бюджетно-финансовой
денежной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности.

Под системой финансовой безопасности подразумеваются такие условия функционирования финансовой системы, в которых, во-первых, предельно мала возможность направления финансовых потоков в законодательно незакрепленные нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

В основе формирования системы финансовой безопасности должна лежать разработка стратегии развития финансового рынка, концепции и стратега финансового контроля. При этом необходимо скоординировать развитие всех основных сегментов финансового рынка, одновременно обеспечив баланс интересов всех его участников. Именно баланс интересов позволит создать условия для наибольшей устойчивости и достичь полноты реализации всех основных функций финансового рынка.

Если попытаться иерархично выстроить все элементы системы, то это позволит увидеть, что во главе ее должен лежать не только принцип строго целевого использования финансовых средств как основной фактор их сохранения, но и обеспечение условий для быстрой и эффективной отдачи от увеличения вкладываемых средств. Следовательно, реализация подобного принципа как основы концепции означает создание системы контроля не только за целесообразностью и своевременностью использования средств, но и за уровнем их окупаемости. Анализ функционирования финансово-экономического механизма в течение последних реформенных лет показывает, что полномасштабное формирование эффективной системы финансовой безопасности - не только важнейший фактор обеспечения экономической безопасности в целом, но и одновременно ее своеобразный двигатель.

Очевидно, что чем меньше угроз для финансов, тем больше отдача от них. Однако, для формирования подобной системы в виде целостной концепции, учитывающей как характер функционирования экономического механизма российской экономики, так и изменяющихся в ходе реформ условий (возможно, негативного характера), необходим комплексный анализ функционирования финансово-денежных инструментов на протяжении всего реформирования.

Роль финансовой системы в обеспечении экономической и национальной безопасности

Концептуально формирование эффективной системы финансовой безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово-экономических процессов в стране. Очевидная сложность заключается в разработке точных критериев и уровней финансовой безопасности.

На динамику финансовой деятельности оказывает влияние комплекс факторов, относящихся к внутренним и внешним условиям деятельности предприятий. В странах с развитой экономикой финансовая несостоятельность предприятий на 1/3 обусловлена внешними факторами, а на 2/з - внутренними (естественно, это усредненная экспертная оценка). В России переходного периода финансовые негативы в большей степени зависят от влияния внешней среды (общеэкономический кризис, инфляция, платежный кризис, банковский сектор и др.).

Далее посмотрим на влияние внутренних и внешних факторов на безопасность экономики страны.

Понимание финансовой безопасности как объекта исследования должно базироваться на понимании природы финансовой системы, не ограничиваясь лишь ее функциями распределения, перераспределения и аккумуляции денежных ресурсов. Как система она включает конкретные характеристики финансовых инструментов, отражающих в определенной мере характер отношений собственности, а совокупность отношений собственности и характеристик финансовых инструментов формирует и движения капиталов, и их распределение в рамках реализуемой денежной и кредитно-финансовой политики.

Переход к рыночной экономике обусловил усиление роли финансов и определил их новое место в системе хозяйствования. Большинство рыночных инструментов относится к элементам финансового механизма, т.е. входит в состав финансовой системы. В операциях на финансовых рынках участвуют представители всех секторов национальной экономики.

Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможности финансовой сферы России. В качестве основных угроз поступательному развитию российской экономики в кратко- и среднесрочной перспективе выступают именно внешние условия, а также слабость национальной финансовой сферы.

И если российское правительство не в состоянии воздействовать на внешние условия, то отсрочка реформы финансовой сферы выступит в качестве ключевой проблемы экономической политики в ближайшее время.

В основе поступательного развития российской экономики должен лежать рост капитальных инвестиций.

В то же время рост капитальных инвестиций в посткризисный период был достаточно неравномерным.

Отдельная проблема - развитие финансового сектора как самостоятельного экономического агента. Формально результат его деятельности может рассматриваться в качестве критерия результативности. Однако данный критерий может быть адекватным лишь при определенных допущениях.


Финансовая безопасность России в современных условиях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономическая безопасность - это фундаментальные азы экономически эффективной страны в целом. Финансовая безопасность - важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются, прежде всего, состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. Исходя из этого, можно утверждать, что тема работы никогда не потеряет свою актуальность.

Цель работы рассмотреть финансовую безопасность России в современных условиях (2004г.-2010г.). Для достижения данной цели потребуется решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие финансовой безопасности и определить ее место в системе экономической безопасности России.
  2. Проанализировать угрозы финансовой безопасности и систему некоторых показателей финансовой безопасности.
  3. Определить правовые основы финансовой безопасности России.
  4. Выявить систему органов, контролирующих финансовую безопасность России.
  5. Разработать пути совершенствования системы финансовой безопасности.

Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России.

Одной из основных составляющих экономической безопасности России в современных условиях является финансовая безопасность (ФБ).Кратко остановимся на понятие ФБ и начнем решать задачи, поставленные в нашей работе.

Финансовая безопасность[1] - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально - политической стабильности общества, а так же формируются необходимые и достаточные экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

Система финансовой безопасности предполагает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, предельно мала возможность перенаправления финансовых потоков в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования; во-вторых, до минимума снижена возможность явного злоупотребления финансовыми средствами.

Угрозы финансовой безопасности России.

Угрозы финансовой безопасности России (факторы, препятствующие или создающие опасность реализации национальных финансово-экономических интересов) можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В нынешних условиях особенную роль играют внешние угрозы.

К внешним угрозам финансовой безопасности следует отнести интернационализации и глобализации мирового хозяйства. Они оказывают возрастающую интенсивность экономических и хозяйственных связей и усиливающийся процесс существенное влияние на мировую финансовую ситуацию и на изменение содержания финансовых потоков, которые иллюстрируют оторванность финансовых потоков от воспроизводственных процессов и перемещение их в спекулятивный капитал, что затрудняет эквивалентный обмен (рис. 1).

Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.

На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают две группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.

Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.

Порядок использования пороговых значений является следующим. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти во главе с Минэкономразвития России разрабатывают прогнозы социально-экономического развития России на предстоящий год, а Минфин России - проект государственного бюджета. В этих документах содержатся показатели, характеризующие степень экономической безопасности страны.

Таблица 1 Динамика некоторых показателей ФБ РФ за период с 2004г. по 2010 г.

Внешний долг, % к ВВП

Инвестиции в основной капитал, % к ВВП

Дефицит федерального бюджета, % к ВВП

В таблице 1 представлена динамика некоторых показателей ФБ РФ за период с 2004г. по 2010г. и их пороговые значения. Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что в РФ инвестиции в основной капитал ниже минимума (2004г. - 16,8%; 2010г.-20,6), но Правительство стремится увеличить этот показатель с каждым годом. Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 25% - это одна из величин порогового значения. Показатель внешнего долга превышает пороговое значение, но с в сравнении данных 2004г.(36%) с 2010г.(33%) наблюдается тенденция к его снижению. Дефицит федерального бюджета в России превышает свое пороговое значение и имеет сравнительно небольшую тенденцию к снижению до порогового уровня (2004г.-4,3%, 2010г.-4,1%), но к 2015 году планируется снизить дефицит до нулевого значения.. Из представленных данных видно, что уровень инфляции в динамике снижается (2004г.-12,4%, 2010г.-8,7%). Россия ставит задачу в ближайшие годы выйти на уровень инфляции не выше 5%.[12]

Правовые основы финансовой безопасности России.

Детальная регламентация вопросов обеспечения финансовой безопасности выступает: а) как важнейшее условие стабильного функционирования финансовой системы государства и качества действующего нормативного массива; б) как непременное условие эффективного функционирования государственного механизма обеспечения финансовой безопасности.

В правовой основе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации следует выделить несколько уровней.

Прежде всего, это Конституция РФ, которая установила не только систему государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность страны, но и целый ряд их полномочий и отношений взаимодействия между собой.

Особо надо отметить Указы Президента РФ, которыми определены Концепция национальной безопасности России, Стратегия экономической безопасности, Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, система и структура органов, обеспечивающих финансовую безопасность Российской Федерации и ряд других вопросов.

К ним тесно примыкают акты Правительства РФ, которые определили порядок организации, деятельности и полномочия системы государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность в нашей стране.

Значимы акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые на основании и во исполнение законодательства РФ об обеспечении финансовой безопасности России. А так же акты Министерства финансов РФ и Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу.

Велика конкретизируемая роль актов иных государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность России, где особое место занимают акты Центрального банка РФ.

Важным источником обеспечения финансовой безопасности являются международные договоры и соглашения Российской Федерации. Основная часть норм, содержащихся в международных правовых актах, сформулирована таким образом, что не может применяться непосредственно для регулирования отношений в данной сфере.

Российская Федерация является участником многих универсальных многосторонних договоров по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Большое влияние на формирование правовой базы российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма оказывают резолюции Совета Безопасности ООН и рекомендации FATF[13], где Россия с июня 2003 года стала полноправным членом.

Система органов, контролирующих финансовую безопасность России.

Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства - это законодательно закрепленная система органов и институтов, направленная на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие:

  • правовая - совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности;
  • институциональная - система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства;
  • инструментальная - совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности.

В общем виде система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, включает в себя два уровня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них.

Возглавляет систему Президент РФ, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Условно компетенцию Президента РФ в обеспечении финансовой безопасности РФ можно разделить на две сферы: а) законодательного обеспечения и б) формирования системы органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность России. Специальным органом, создающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ.

Главным координирующим органом обеспечения всех видов национальной безопасности является Совет Безопасности РФ.

Законодательное управление финансами в России осуществляет Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ.

Руководит работой органов, обеспечивающих финансовую безопасность России, контролирует их деятельность, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в Российской Федерации - Правительство РФ.

Непосредственно реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности страны осуществляют подотчетные Правительству РФ министерства, службы и агентства: Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и др.

Важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность нашей страны, является Министерство финансов РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности органов, обеспечивающих финансовую безопасность, находящихся в его ведении. Среди них: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.

К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, также относятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, правоохранительные органы, прежде всего, Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ.

В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и иные определенные законодательством лица, в чьи обязанности входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации уполномоченному органу. Государственный финансовый мониторинг осуществляется прежде всего специально созданным уполномоченным органом, обеспечивающим контроль за финансовыми операциями на основании информации, получаемой им от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и, при наличии достаточных оснований, передачу информации и материалов правоохранительным органам.

Национальное подразделение финансовой разведки России с полным основанием может быть отнесено к административному типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью отвечает принятым для национальных подразделений финансовой разведки требованиям, но при этом имеет ряд специфических особенностей.

Методы совершенствования финансовой безопасности.

В современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности :

  • установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  • отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);
  • меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  • требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  • разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевымресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.[14]

Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

Для обеспечения ФБ России нужно создать и принять Финансовую доктрину, в которой в качестве основной задачи должно фигурировать создание качественной, суверенной финансово-банковской системы, основной функцией которой должно быть обеспечение финансовой самодостаточности и безопасности государства.

Система должна обеспечивать решение следующих задач:

  • создание полноценной национальной валюты и поддержание ее в стабильном и конкурентоспособном состоянии;
  • насыщение экономики и рынка денежной массой в объеме, необходимом для их полноценного функционирования и развития;
  • создание условий обеспечивающих интенсивное образование конкурентоспособного национального финансового капитала номинированного в национальной валюте;
  • обеспечение в среднесрочной перспективе (5-10 лет) финансового паритета с основными конкурентами России, в перспективе - доминирования на мировом рынке капиталов.

Следует отметить, что Россия обладает уникальными возможностями, способными обеспечить ей такое положение. В первую очередь это ее огромные богатства, большинство которых, в отсутствие необходимых для этого правовой базы и инфраструктуры, не вовлечены в процесс экономических отношений и не создают добавленной стоимости, что существенно снижает эффективность национальной экономики в целом.

Список литературы

[2] Куряков, С.В, Проектирование системы управления в таможне по обеспечению финансовой безопасности: автореферат, - Саратов, 2007.

[13] Financial Action Task Force (FATF) - целевая группа по финансовым мероприятиям

Гост

ГОСТ

Сущность и содержание финансовой безопасности

Механизм обеспечения финансовой безопасности РФ - это система органов и учреждений, закрепленная на законодательном уровне и ориентированная на создание условий для устойчивого развития и стабильной работы государственной финансовой системы, а также выявление, противодействие и предотвращение угроз в сфере финансовой безопасности.

Финансовая система является главной частью экономики и основой экономических процессов. В то же время, финансовая система - самое уязвимое место, которое может использоваться преступными элементами. Российская правовая система, регламентирующая финансовую сферу, во многом не согласуется с международными соглашениями и мировой практикой. Недостаточно проработаны такие правовые институты:

  • взаимодействие между банковской системой и государственными органами валютно-финансового и банковского контроля,
  • формирование резервной системы для банков,
  • обеспечение гарантий по вкладам, в том числе государственных,
  • государственное управление фондовыми рынками,
  • государственные требования к эмиссии и финансовому обеспечению ценных бумаг,
  • разграничение компетенции федерации и её субъектов в налогово-бюджетной и банковской сфере.

Под финансовой безопасностью понимают систему процессов и отношений, включающих в себя бюджетную, кредитную, денежную, валютную и налоговую систему. Ключевыми сегментами финансовой безопасности являются:

  • валютно-денежный,
  • налогово-бюджетный,
  • кредитно-банковский,
  • внебюджетные фонды.

Определяющим фактором экономической эффективности государства выступает его способность к защите своих экономических интересов на международных рынках и обеспечению независимой экономической политики.

В настоящее время в российской экономике нарастают негативные экономические процессы, в первую очередь, это касается финансово-экономических отношений. Среди причин можно отметить недостаточно эффективный финансовый контроль и неполное использование рыночных механизмов в ходе регулирования финансовой системы. Для российской экономики характерны низкий уровень налоговой и бюджетной дисциплины, неэффективное использование муниципальных и государственных финансов, значительный уровень дохода от капитала. Неадекватность финансового регулирования приводит к коррупции и криминализации финансовых отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

Система финансовой безопасности РФ

В структуре механизма финансовой безопасности можно выделить следующие компоненты:

  • правовой, представленный совокупностью нормативно-правовых актов в сфере финансового обеспечения,
  • институциональный, который может быть определён как система государственных учреждений и органов, отвечающих за обеспечение финансовой безопасности,
  • инструментальный, представляющий собой набор методов и средств обеспечения финансовой безопасности.

В рамках системы государственных органов, предназначенных для обеспечения финансовой безопасности, можно выделить два уровня: региональный и федеральный. На каждом из них применяется собственный инструментарий обеспечения финансовой безопасности.

Важная роль в рамках государственно-правового механизма финансовой безопасности отводится механизму финансового контроля. Органы финансового контроля предназначены для борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег. В России применяется система организационных и законодательных мер, базирующихся на международных соглашениях, направленных на борьбу с отмыванием доходов, исключение возможности легализация доходов, которые были получены преступным путём.

Во главе системы, обеспечивающей финансовую безопасность государства, находится президент. Задача президента - обеспечение гармонизации и повышение эффективности взаимодействия между входящими в систему государственными органами. В рамках компетенций президента можно выделить два направления:

  • формирование системы государственных органов, которые обеспечивают финансовую безопасность страны,
  • законодательная поддержка.

Ответственность за создание условий для осуществления президентом указанных полномочий возлагается на Администрацию президента.

Координационные функции при обеспечении национальной безопасности, в том числе и финансовой, возложены на Совет Безопасности Российской Федерации.

Органом законодательного управления финансами выступает Федеральное Собрание.

Федеральному собранию подотчетна Счетная палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Контроль за функционированием органов финансовой безопасности возложен на верховный исполнительный орган - Правительство Российской Федерации.

Отдельные функции, связанные с обеспечением финансовой безопасности, возложены на министерства, ведомства, федеральные службы. Самой важной из организаций является Министерство финансов. Этот орган исполнительной власти отвечает за разработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и их нормативно-правовое регулирование.

Особая роль отводится центральному банку. Центральный банк наделен властью в сфере организации и контроля денежно-кредитных отношений. В частности, Центральный банк контролирует функционирование коммерческих банков. Центральный банк выдает лицензии на проведение банковских операций, регистрирует и проверяет банковские учредительные документы, контролирует текущую деятельность банков.

Методы обеспечения финансовой безопасности

Чтобы обеспечить финансовую безопасность страны, применяют комплекс методов и мер. Большинство из них ориентированы на внешние экономические отношения, а также на внутренние финансовые отношения в стране и регионах. В качестве примеров можно привести следующие методы:

  • лимитирование иностранного участия в капиталах отечественных организаций,
  • отраслевые ограничения, в частности, запрет или ограничение доступа для зарубежных инвестиций в особо важные отрасли,
  • санкции в адрес компаний, искажающих конкурентную среду, проводящих ограничительного деловую политику,
  • поддержка отечественных производителей: требования по использованию местных компонентов, передаче технологий,
  • формирование эффективных систем контроля за привлечением и использованием иностранных заимствований.

Эти методы служат для обеспечения финансовой защищенности как экономики страны в целом, так и действующих в ней крупных корпораций.

Читайте также: