Культура как система норм и ценностей доклад

Обновлено: 02.07.2024

Цель лекции: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению и пониманию культуры как системы ценностей и норм с точки зрения социологической теории.

Задачи лекции:

– обеспечить у студентов формирование системы знаний по основным понятиям лекции

– отразить разные подходы и позиции

– сформировать представление о понятии культуры, ее признаках, элементах, процессах.

1. Основные теоретические подходы в исследовании культуры

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы

3. Функции культуры

4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

5. Процессы изменений в культуре

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.

Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.

1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.

1. Функционализм

(Малиновский - британский антрополог польского происхождения, исследовал первобытные племена, жил среди туземцев. Рэдклифф-Браун - английский социальный антрополог)

Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г.Спенсер и Э.Дюркгейм.

Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образования (пережитка), а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводится.

В процессе культурологических исследований понятие "функция" получило два основных значения. Первое - указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому, и второе - обозначение зависимости между частями, компонентами культуры.

2. Символизм

(Т. Парсонс, К. Гирц)

Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

Парсонс рассматривал культуру как систему символов и значений и как мощное влияние на индивида. Основываясь на Дюркгейме и Фрейде, он понимал это влияние с точки зрения морали. Дюркгейм рассматривал символические порядки как коллективные представления, которые усиливают социальную солидарность и нравственый порядок, подавляя в то же время эгоистические наклонности индивидов. Парсонс дополнил эту идею о роли коллективных представлений в формировании морального поведения индивида Фрейдовским понятием суперэго. Для Парсонса понятие суперэго помогает объяснить на психологическом уровне то, как коллективный нравственный порядок реально формирует нравственность поведения индивида.

Культура в понимании Гирца - это "стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. Анализ культуры, то есть, этнографическое описание, сделанное антропологами, - это интерпретация интерпретации, вторичная интерпретация мира, который уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, которые его создают. "[4] Существование культуры - это процесс ее интерпретации, быть носителем культуры - означает ее интерпретировать.

3. Адаптивно-деятельностный подход

(Э. Маркарян - российско-армянский социолог, р. 1929, более 150 работ)

Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Маркарян писал: “Понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности, способа существования людей, имеющего конечную адаптивную и когэнтропийную природу, может послужить началом для методологически эффективного решения проблемы установления как общего предмета теории культуры, так и истории культуры. Термин “способ деятельности” понимается в широком значении, несводимым лишь к навыкам, умению, а предполагающим так же и охват многообразных объективных средств осуществления активности людей. Изучения истории общества сквозь призму понятия “способ деятельности” позволяет абстрагировать вполне определенный культурный срез, элементами которых выступает комплекс внебиологически выработанных средств, благодаря которым действия людей особым образом стимулируются, программируются, воспроизводятся. К ним относятся социогенные потребности, знания, орудия труда, юридические установления, одежда, пища, жилища и множество других явлений. Все они системно объединяются в единый структурный ряд, благодаря тому, что выполняют общую функцию средств осуществления соответствующих звеньев человеческой деятельности. Этнические культуры представляют собой исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды.”

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников (Надсон, 1980).

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться с особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников, как "сын сына сестры отца отца".

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора и организации своего опыта.

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни ("не убий"), супружескую верность ("не прелюбодействуй") и уважение к родителям ("чти отца своего и мать свою").

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

терминальные (ценности цели) то главное, к чему хотелось бы стремиться, это и определение цели, которой необходимо добиться (любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь и т.д.).

инструментальные (ценности средства) вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для достижения цели (терпимость, чуткость, честность).

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживающих факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм.

Различают следующие виды норм:

формализованные правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны с представлениями людей)

образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

3. Функции культуры

1. Коммуникативная

2. Регулятивная

Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.

3. Интегрирующая

Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.

4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия о добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Культурные универсалии (Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам.

Разработанная Дж.П.Мердоком классификация компонентов культуры, имеющих универсальное применение, содержит 88 общих поведенческих категорий: "поиск пропитания", "одежда", "место обитания", "имущество", "поездки и перевозки", "изобразительные искусства" и др.

правила взаимодействия полов

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Этноцентризм и релятивизм - крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.

Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм.

Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".

В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура.

Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)

прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражание сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же, обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В последнее время 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо-киды и Кибер-панки. Субкультуры эмо одна из самых молодых(большинство ее представитлей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как отвлетвления индастриал-рока увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

5. Процессы изменений в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика - упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

Аксиомы: • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)

1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре

стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)

развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)

2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами.

заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).

Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

Таким образом, культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.

1. Аберкромби Н. Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004, с. 223-225;

3. Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб.: Университетская книга, 1998, 446 с.;

4. Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие. Ростов: РГПУ, 2006, 317 с.

5. Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006, 312 с.

Человеческое общество является сложным социокультурным и экономическим феноменом, одной из важнейших составляющих которого является культура. Известно множество определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

В контрольной работе будут отражены различные подходы и позиции.

Сформулировано представление о понятии культуры, её признаки, элементы, процессы. Сделаны выводы о том, какое место она занимает в жизни человека и общества в целом.

Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание и облагораживание. Под культурой понимались все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызвались естественными причинами. В дальнейшем термином "культура" стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура стала пониматься как "возделывание" и "совершенствование" человеческой души, личности человека. Считалось, что душу человека надо "возделывать" и "обрабатывать" так же, как крестьянин возделывает и обрабатывает поле. "Обработка души", развитие интеллектуальных способностей посредством занятия наукой, философией, риторикой, искусством считалось истинным предназначением свободного человека. Впоследствии именно с духовной жизнью и стало связываться понимание культуры.

В широком смысле, культура охватывает всю проблематику общественной жизни, включает в себя результаты материального и духовного производства. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: в труде, быту, политике, здравоохранении, т.е. в социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. Именно в этих двух аспектах и изучается культура в социологии: 1) как относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере, и 2) как аспект, сторона любого вида деятельности человека.

В социологии культура понимается как подсистема социума, как система материальных и духовных ценностей, целей и средств, смыслов и их символов, образцов действий и способов коммуникаций (общения) индивидов, групп, общностей, а также способов их трансляции от поколения к поколению.

Таким образом, культура выступает как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Именно ценностный момент имеет особое значение при социологическом изучении культуры. Культура, благодаря системе ценностей и определенных норм, обеспечивает не только взаимопонимание, но и регулирует взаимоотношения, формы общения и деятельности членов общности. Человек одновременно является и объектом, и субъектом культуры, порождая, поддерживая и изменяя те или иные ценности и нормы.

Объектом социологического исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры.

Каждое конкретное сообщество (государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. Каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, ценностей, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что ценно в нем. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема: как определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай делать подарки, спорт, украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм – широко распространенное явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и заканчивая современными устремлениями навязать "американский образ жизни".

Культура – это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, поддерживаемого как образец, нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и нравственных ценностей, технологии обработки земли, норм поведения или способов и методов политической организации общества. Это может касаться как культуры отдельного человека, социальной группы, так и общества.

Реальным (осязаемым) признаком противоречия между потребностями людей и предлагаемыми данной культурой, обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального субъекта своим положением. Оно возникает, в частности, при ухудшении уровня жизни, социальной, правовой защищенности, падении нравов. В этом случае сравнивается сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше, какой порядок был в былые времена. Неудовлетворенность возникает и при сравнении людьми своего уровня жизни, положения в обществе с положением других, представителей иных сословий, слоев общества, а также других обществ, стран.

Не случайно в изолированных обществах социальная жизнь мало конфликтна. В частности, это связано с тем, что в этом случае невозможно сравнить свою жизнь, общественное устройство с жизнью другого народа, социальным устройством другого общества. Отсутствие внешнего примера, возможности сравнения укрепляет представление о незаменимости, сложившихся устоев, принципов, порождает смирение, пассивность. И наоборот, расширение межкультурных связей дает возможность сравнивать свое общество, свои нормы, свой уровень жизни с условиями жизни других, что повышает критичность, активно создает ситуацию, способствующую развитию чувства неудовлетворенности.

Особое значение имеет неудовлетворенность людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми, социальными слоями. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, ее ядра – системы ценностей, нравственных норм, норм права, что ведет за собой ослабление и распад социальных институтов, сопровождается кризисом морали, кризисом доверия к власти.

2. Базисные элементы культуры.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, создававшейся

веками, то обязательно найдутся исходные клеточки. Эти базисные единицы культуры мы будем называть элементами культуры. Они бывают двух видов – материальные и нематериальные. Паровая машина, книга, храм, дом, орудие труда, галстук – это совокупность материальных элементов культуры. Они созданы человеком. Несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию, представляют собой известную ценность для общества.

Элементы нематериальной культуры – это нормы, правила, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, символы, знания, идеи, обычаи, язык. Они – результат деятельности людей. Но сотворены они не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя потрогать и увидеть. Они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим обществом.

Язык – это явление социальное. Им нельзя овладеть вне социальных взаимодействий, т. е. без общения с другими людьми. Язык – это система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык служит основным средством передачи культуры. Общий язык поддерживает сплоченность общества. Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает взаимопонимание. В то же время он может и разобщать людей, говорящих на разных языках.

Обычаи – это традиционно устоявшееся поведение. Гостеприимство, празднование Нового года, уважение к старшим и многое другое бережется народом как коллективная ценность. Обычаи – одобряемые обществом массовые образцы действия, которые следует выполнять.

Традиции – все то, что унаследовано от предшественников. Это – образцы поведения, вкусы, взгляды. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

Нравы – обычаи, имеющие моральное значение. Во многих обществах ходить голым по улице, бить женщину, оскорблять старших считается безнравственным. А в Спарте сбрасывать слабого новорожденного ребенка в пропасть считалось вполне нормальным явлением. Что именно считать нравственным – зависит от общей культуры данного общества.

Законы – это нормы поведения, оформленные парламентскими или правительственными документами, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства. Посредством законов общество защищает самые важные и почитаемые ценности: жизнь человека, его достоинство, права, собственность.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия. А люди могут выбирать – признавать или нет те или иные ценности. Для одних главная ценность – деньги, для других – моральная безупречность. Для описания того, какие ценности важны для людей, социологи придумали термин "ценностные ориентации". Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Целостность системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в рамках одной культуры противоречий и даже конфликтов ценностей. Конфликты ценностей проявляются в различных формах. Так, художественные ценности при строительстве дома очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью. Политические ценности обеспечения стабильности государства – с экономическими ценностями развития конкуренции как средства достижения высокой эффективности и прибыльности производства. Преодоление этих конфликтов осуществляется прежде всего на базе нравственных ценностей.

В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают "вечные" проблемы с ценностями, которые несут новые поколения и т.д. Общество живет, развивается культура, сохраняя свою целостность. В нашем же обществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов – все это резко усложняет проблемы, создает реальную угрозу существованию общества. В этих условиях умение разрешать конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть, – на базе каких основополагающих объединяющих ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты.

Гост

ГОСТ

Культура – это совокупность системы ценностей, включающая жизненные представления, образцы поведения, способы и приемы человеческой деятельности, выраженные в материальных носителях, которые передаются будущим поколениям.

Сущность и структура культуры

Следует отметить тот факт, что феномен культура имеет множество значений. Культуру представляют как сферу жизни общества, которая закрепляется в социальных институтах. Также культура является совокупностью духовных ценностей и норм, которые присущи социальным группам. Также культуру можно воспринимать, как меру овладения духовными достижениями всего человечества.

В современной науке существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку она является, прежде всего, предпосылкой всех видов деятельности, имеющей достаточную степень социальной значимости, основными структурными элементами культуры можно назвать:

  • обычаи,
  • ценности,
  • традиции,
  • нормы,
  • язык.

Язык – это система условных символов, которые находятся в строгом соответствии с какими-либо объектами. Язык играет важную роль в процессе социализации личности, помогает усваивать культурные нормы, на практике осваивать социальные роли и формировать адаптационные модели поведения.

Каждый человек обладает собственным культурно- речевым статусом, который обозначает принадлежность к конкретным типам языковой культуры, а именно просторечию, диалекту и пр.

Поскольку культура всегда базируется на определенных традициях, то целесообразно дать определение этому понятию.

Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, которая связана с передачей базисных элементов нормативной культуры из поколения в поколение и устойчивым их сохранением.

Традиции являются обязательным элементом культуры, поскольку в той или иной степени их придерживаются представители различных слоев населения, этноса, народности.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурные ценности и социальные нормы

Также культура всегда базируется на социальных нормах.

Социальная норма – это тип социокультурной регуляции в конкретной сфере жизни общества, отражающий принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Социальная норма дает возможность установить те или иные границы, которые регламентируют взаимодействие между представителями тех или иных социальных групп.

Социальные нормы обладают следующими функциями:

  • реализуют поведенческие эталоны;
  • позволяют индивидам вступать в группы и объединения;
  • регулируют социализацию;
  • выступают паттернами поведения личности.

Все описанные социальные формы образуют ценностно – нормативный механизм социальной регуляции действительности. С позиции подобного подхода культура есть механизм сохранения и воспроизводства ободряемых большинством в обществе ценностей.

Нормы выбираются человеком в соответствии с уровнем развития его базовых ценностей.

Ценность – это категория, которая указывает на социальное, культурное, человеческое значение тех или иных явлений действительности.

Любая историческая эпоха характеризуется специализированным набором ценностей и их конкретной иерархией. Эта система является высшим уровнем социальной регуляции и составляет основу формирования личности, которая может поддержать нормативный порядок.

Также культуру можно анализировать с материальных и духовных позиций. Что касается материальной культуры, то она анализирует все сферы и результаты материальной жизни: одежду, средства труда, бытовые предметы и пр. Духовная культура включает в себя те сферы деятельности и продукты, которые касаются внутреннего мира человека, а именно познание, философию, просвещение, право и религию.

Доминирующая культура и субкультура

Культура может быть отражена в феномене доминирующей культуры, а также субкультуры. Доминирующая культура и субкультура могут выражать особенности развития культурного фона любой нации, а также каждого конкретного человека. Такие понятия часто становятся предметом исследований существующих социологических наук, а их изучение позволяет получить новую информацию о развитии общества.

Доминирующая культура — это синтетическое единство убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура – это термин, при помощи которого культурологи и социологи определяют культурные комплексы локального характера, отличающиеся от общепринятой в современном обществе культуры.

Любая субкультура предполагает набор правил и обрядов, образцов поведения, стиль одежды, манеру общения, другие особенности жизни.

Субкультура – это целостное образование, которое обладает относительной степенью автономности и включает в себя целый ряд отличительных признаков. Например, ими могут быть статусы, набор источников информации, формы времяпрепровождения и досуга, фольклор, жаргон, а также другие элементы.

Существует весьма много определений феномена субкультура, что только подтверждает многозначность этого понятия.

Социологи отмечают наличие в современном обществе девиантных субкультур, которые вырабатывают те системы ценностей, норм поведения, которые рассматриваются как антиобщественные. Они формируются в специализированных социальных условиях и для некоторых социальных групп помогают решить проблему низкого социального статуса.

В рамках подобной субкультуры происходит процесс социализации личности и осуществляется передача девиантных нравов. Они компенсируют, пусть и специфическим образом, неудачу в глобальном социальном пространстве.


Ключевые слова: культура, общепризнанные ценности, культурная идентичность, культурные различия, ценностная ориентация человека, межкультурность, межкультурная коммуникация

Key words: culture, universally recognized values, cultural identity, culturaldifferences, value orientation of a person,cross-culture, intercultural communication.

Культура — возделывание души человека.

Культура олицетворяет собой то, как люди живут и что они создают для себя и своего мира.

На каждого человека оказывает решающее влияние собственная пространственная культура, в которой он растет. Культуры могут отличаться различными структурными признаками, таким как язык, мышление, восприятие, пространственный опыт, ценностные ориентации, невербальное общение, опыт, модели поведения (обычаи, нормы, роли), а также социальные группы и отношения, которые формируют специфический профиль культуры.

Культура формирует идентичность людей, поэтому здесь говорят о культурной идентичности, которая не воспринимается индивидуально, а в совокупности. Толерантное отношение к культурному многообразию в первую очередь позволяет воспринимать культурную идентичность.

Культура и культурная самобытность призваны к диалогу, который может привести к признанию, пониманию и принятию культурных различий.

Ценности в смысле отношений — это представления, которые являются явными или неявными для отдельного лица или группы лиц и которые влияют на выбор способов, средств и целей действий. Культура формирует ценностную ориентацию человека.

Культурные ценности передаются людям через процессы социализации, такие как семья, детский сад, школа и университет, на работе, в друзьях и в партнерстве. В ходе этой социализации, особенно в детстве, в первичной социализации, человек приобретает определенные модели мышления, чувств и действий, которые описываются как ценностная культура и отношения.

Это определение межкультурности, полученное в результате изучения других культур, требует межкультурной ответственности. Если межкультурность в организационных структурах выражена слабо, то члены этих организаций будут всего лишь сосуществовать друг с другом. Поэтому международные компании стимулируют своих сотрудников на изучение других культур с целью приобретения международного опыта.

Чем более выражена межкультурность, тем больше вероятность сотрудничества, что приведет к положительным последствиям на индивидуальном, командном и групповом уровнях.

В этом аспекте можно выделить три варианта мультикультурализма:

− маргинальное существование этнических меньшинств в контексте культурной гегемонии

− децентрированные общества (общества без культурного центра)

Для установления межкультурного взаимодействия в многонациональной рабочей группе заинтересованные стороны должны соответствовать определенным требованиям: профессиональная квалификация, лидерские, управленческие и коммуникативные навыки, независимость, решимость, гибкость, способность к обучению и адаптивность, толерантность, умственная и физическая устойчивость, социальные навыки и владение иностранным языком и т. д.

Проблема отношения языка и культуры беспокоила многих лингвистов и философов с древних времен. С одной стороны, культура кажется всеобъемлющей, она пронизывает почти каждый аспект человеческой жизни, включая языки людей. С другой стороны, когда людям нужно делиться культурой, они общаются посредством языка.

Люди разных культур могут понимать друг друга, хотя они говорят на разных языках и имеют разные мировоззрения, потому что многие основные понятия универсальны. Поскольку язык и культура переплетаются друг с другом, изучение языка не может быть отделено от изучения культуры. Незнание и непонимание культуры других народов может привести к недопониманию или даже конфликту. В Индии, например, если Вас (мужчину) после переговоров индиец нежно берет за руку и ведет в хороший ресторан, то он хочет этим показать, что переговоры проходят успешно и закончатся хорошо. Для европейца такая прогулка за руку с мужчиной может означать совсем другое.

Если для немца важно смотреть собеседнику в глаза, потому что это означает доверие, то британец будет стараться отвести глаза во время разговора, что может быть неправильно понято, если не знать, что у британцев другая модель поведения.

Данные примеры являются подтверждением того, что главная функция культуры — гуманистическая. Она облагораживает человека, делает его личностью, воспитывает такие черты, как милосердие, альтруизм, любовь и терпимость к людям и другим народам. Культура является показателем духовного богатства общества, аккумулирует опыт, накопленный человеческим разумом.

  1. Белик, А. Культурология. Антропологические теории культур / А. Белик. — СПб., 1999.
  2. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М., 1996.
  3. Культурология. ХХ век. Словарь. — СПб. 1997.
  4. Brislin, R. W., Cushner, K., Cherrie, C., Yong, M. Intercultural interactions: A practical guide, 1986, Beverly Hills, CA: Sage.

Основные термины (генерируются автоматически): культура, культурная идентичность, модель поведения, действие людей, межкультурная коммуникация, межкультурность, толерантное отношение, ценностная ориентация человека, ценность, человеческая жизнь.

Читайте также: