Крупнейшие мастера художественного слова доклад

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат на тему:

” Искусство художественного чтения ”

ГБОУ СОШ №572 Структурное подразделение: Дошкольное (8)

Учитель-логопед: Гурина А. Е.

Сила звучащего слова.

Этапы становления и развития искусства художественного чтения.

Выразительные средства искусства художественного чтения.

Значение искусства художественного чтения.

Сила звучащего слова.

Владимир Набоков.

Художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.

Для того чтобы проникнуть в отобранное для исполнения произведение, необходимо внимательно вчитаться в то, что написал автор, проникнуть в его

мир мыслей, образов, понять его отношение к изображаемой им жизни, свериться с его мировоззрением, выявить его особенности языка и стиля, не пропустить ни одной авторской интонации. Все это и представляет собой длительный и сложный творческий процесс последовательного воссоздания в воображении всего, о чем говорится в предложении. Такая предварительная работа приводит чтеца к определенной интерпретации произведения, его творческой трактовке, в соответствии с которой это произведение воплощается в звучащее слово.

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило общество.

Рассказчики были уважаемы и популярны у всех народов задолго до зарождения письменности. У древних греков декламация пользовалась особым почетом. Это искусство имело даже государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыки. Обычно и музыке и декламации обучал один и тот же педагог. А такими педагогами являлись известные древнегреческие чтецы: Неоптоль, Аристодем, Ахиас. Строжайшее выполнение свода правил чтения не ограничивалось годами ученичества: специальные судьи (ребдофоры) сурово следили за тем, чтобы чтец не смел нарушать раз и навсегда установленных правил декламации. Этот суровый свод правил был прогрессивным для своего времени. Создавалась культура звучащего слова.

Воинствующая церковь средневековья грубо уничтожила культуру древнегреческой декламации. Но в эпоху Возрождения в странах Западной Европы попытались реконструировать древнегреческое искусство декламации. Классицизм создал свои правила, близкие к тому, что было у древних эллинов, но заново переосмысленные. Чтец не выражал чувств, а изображал их при помощи обязательных внешних приемов: приподнятостью текстовещания и канонических жестов, символизирующих чувства.

В дальнейшем время резко изменило требования к искусству живого слова, и в первой половине девятнадцатого века началась борьба с ложноклассической декламацией. Одним из первых бросил вызов ее омертвевшим канонам великий французский трагик Тельма. Вскоре в Германии, Франции, Северной Америке Художественное чтение стало неотъемлемой частью воспитания и образования юношества.

Что должен делать чтец, готовясь к публичному чтению произведения, как разделить искренне с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу? В решении этого вопроса вся суть методики художественного чтения.

Передовые педагоги, посещая выступления Закушняка , Яхонтова и Сережникова, учились у них и в меру своих возможностей переносили усвоенное в свою педагогическую практику. Десятилетие с 1931 по 1941 годов ознаменовались значительным прогрессом в постановке чтения: в работах Артоболевского и Рыбниковой педагогам были даны ценные методические рекомендации; работали кружки, в которых словесники обучались искусству звучащего слова под руководством мастеров.

В 50-70-е годы нашего столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Стали обычными вечера художественного чтения. Радио и телевидение открыли перед чтецами миллионную аудиторию. Важнейшим началом было положительное решение вопроса о применении в чтецком искусстве положений системы Станиславского. Таким образом, искусство, уходящее корнями в далекие времена, оказалось вдруг самым молодым. Нынешний день искусства живого слова – это поиски, споры, разведка, новых путей, эксперименты.

Лев Толстой

Алкей (VI—VI вв. до н.э.) — великий греческий лирический поэт. Под его влиянием развивалась вся позднейшая античная лирика.

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889—1966) — великая русская поэтесса. Ее стихи отличаются классической ясностью языка и напряженным психологизмом.

Бродский Иосиф Александрович (1942—1996)— русский поэт, с 1972 — в эмиграции. Стихи отличаются глубиной философской мысли и совершенством формы. Нобелевский лауреат.

Бунин Иван Алексеевич (1870—1953)— русский поэт и писатель, великолепный стилист. С 1919— эмигрант. Нобелевский лауреат.

Высоцкий Владимир Семенович (1958—1980)— русский поэт, бард, актер. Не будучи признан официальной литературой, был любим всей страной, которая слушала его песни в магнитофонной записи.

Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868—1956) — русский писатель, драматург. Отразил широкую картину русской жизни перед революцией.

Гюго Виктор Мари (1802—1885) — французский писатель-классик, автор широко известных романов и пьес.

Достоевский Федор Михайлович (1821—1881)— выдающийся русский писатель. В своих романах страстно доискивался причин человеческих пороков.

Дюма Александр (Дюма-отец) (1802—1870) — французский писатель, автор историко-приключенческих романов, пользующихся высокой популярностью.

Есенин Сергей Александрович (1895—1925)— выдающийся русский лирический поэт, выразитель русского национального характера.

Киплинг Джозеф Редьярд (1865—1936) —английский поэт и писатель (балладды, стихи, рассказы).

Крылов Иван Андреевич (1769—1844)— великий русский баснописец и драматург.

Купала Янка (Луцевич Иван Доминикович) (1882-1942) — выдающийся белорусский поэт и драматург.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841) — великий русский поэт. Его стихи и поэмы стали хрестоматийными.

Лорка Федериго Гарсиа (1898—1936)— выдающийся испанский поэт. Творчество отличалось огненным темпераментом и трагизмом.

Маяковский Владимир Владимирович (1895—1950) — выдающийся русский поэт, реформатор стихотворного жанра.

Мопассан Ги де (1850—1893) — французский писатель. Разоблачал лицемерие и ханжество.

Некрасов Николай Алексеевич (1821—1878) — русский поэт. С горячим сочувствием изображал крестьянскую жизнь.

Окуджава Булат Шалвович (1924—1997)— русский поэт, бард, писатель. Его творчество отличалось глубоким лиризмом и человечностью.

Петрарка Франческо (1304-1374) итальянский поэт, чьи творения отличались совершенной формой.

По Эдгар Аллан (1809—1849) — американский писатель-романтик, родоначальник детективного жанра.

Саади Муслихиддин (ок. 1203—1291)— персидский поэт-лирик, мыслитель.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889)— русский писатель-сатирик, мастер гротеска.

Твен Марк (Сэмюэль Клеменс) (1835—1910) — выдающийся американский писатель и юморист.

Толстой Лев Николаевич (1828—1910) — великий русский писатель и гуманист.

Украинка Леся (Лариса Петровна Косач-Квитка) (1871—1913) — выдающаяся украинская лирическая поэтесса.

Хайям Омар (1048 — ок. 1123) — великий персидский поэт, ученый, философ.

Хемингуэй Эрнест Миллер (1899—1961) — выдающийся американский писатель, создатель характернейшего стиля прозы ХХ века.

Шевченко Тарас Григорьевич (1814—1861) — великий украинский поэт, писатель, художник. Стихи, поэмы, а также повести на русском языке.

Шекспир Уильям (1564—1616) — великий английский поэт и драматург. Его творчество — одна из вершин мирового искусства.

Мастера художественного слова, изображение №1

Нобелевская премия по литературе – престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти Нобелевских премий, учреждённых Альфредом Нобелем в его завещании.Только пять русскоязычных писателей удостоены этой награды.

Мастера художественного слова, изображение №2

Иван Бунин — известный русский писатель и поэт, большой мастер реалистической прозы. В 1929 году эмигрировал во Францию.

Самое трудное для писателя в эмиграции - это остаться самим собой. Бывает так, что, покинув Родину из-за необходимости идти на сомнительные компромиссы, он опять вынужден умерщвлять дух, чтобы выжить. К счастью, эта участь миновала Бунина. Несмотря ни на какие испытания, Бунин всегда оставался верен себе.

В 1922 году жена Ивана Алексеевича - Вера Николаевна Муромцева записала в дневнике, что Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. С той поры Иван Алексеевич жил надеждами, что когда-нибудь он будет отмечен этой премией. 1933 год. Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными заголовками: "Бунин - Нобелевский лауреат". Каждый русский в Париже, даже грузчик на заводе "Рено", сроду не читавший Бунина, восприняли это как личный праздник. Ибо самым лучшим, самым талантливым оказался соотечественник!".

Мастера художественного слова, изображение №3

В день присуждения премии 9 ноября Иван Алексеевич Бунин в "синема" смотрел "веселую глупость" - "Бэби". Вдруг темноту зала прорезал узкий луч фонарика. Это разыскивали Бунина. Его вызывали по телефону из Стокгольма.

"И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось посмотреть фильм. Но нет. Не верить нельзя: весь дом светится огнями. И сердце у меня сжимается какою-то грустью. Какой-то перелом в моей жизни", - вспоминал И. А.Бунин.

Волнующие дни в Швеции. В концертном зале в присутствии короля, после доклада писателя, члена шведской академии Петра Гальстрема о творчестве Бунина, ему вручена папка с Нобелевским дипломом, медаль и чек на 715 тысяч французских франков.

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака. Мать, Розалия Исидоровна, была талантливой пианисткой. Может быть, поэтому в детстве будущий поэт мечтал стать композитором и даже учился музыке у Александра Николаевича Скрябина. Однако победила любовь к стихам. Славу Б. Л. Пастернаку принесла его поэзия, а горькие испытания - "Доктор Живаго", роман о судьбах русской интеллигенции.

Редакция литературного журнала, которому Пастернак предложил рукопись, посчитала произведение антисоветским и публиковать его отказалась. Тогда писатель передал роман за рубеж, в Италию, где в 1957 г. он был издан. Сам факт публикации на Западе советские коллеги по творческому цеху резко осудили, и Пастернака исключили из Союза писателей. Однако именно "Доктор Живаго" сделал Бориса Пастернака нобелевским лауреатом. Писателя выдвигали на Нобелевскую премию начиная с 1946 г., но присудили её только в 1958 г., после выхода романа. В заключении Нобелевского комитета сказано: ". за существенные достижения как в современной лирической поэзии, так и в области великой русской эпической традиции".

Мастера художественного слова, изображение №5

На родине присуждение столь почётной премии "антисоветскому роману" вызвало возмущение властей, и под угрозой выдворения из страны писателя заставили отказаться от награды. Только спустя 30 лет его сын, Евгений Борисович Пастернак, получил за отца диплом и медаль нобелевского лауреата.

Мастера художественного слова, изображение №6

Судьба другого нобелевского лауреата, Александра Исаевича Солженицына, не менее драматична. Он родился в 1918 г. в Кисловодске, а его детство и юность прошли в Новочеркасске и Ростове-на-Дону. После окончания физико-математического факультета Ростовского университета А. И. Солженицын учительствовал и одновременно заочно учился в литературном институте в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, будущий писатель ушёл на фронт.

Литературные труды и политическая позиция А. И. Солженицына были хорошо известны за рубежом, и в 1970 г. ему присудили Нобелевскую премию. В Стокгольм на церемонию вручения писатель не поехал: ему не разрешили выехать из страны. Представителей Нобелевского комитета, которые хотели вручить премию лауреату дома, в СССР не пустили.

Мастера художественного слова, изображение №7

В 1974 г. А. И. Солженицына выслали из страны. Сначала он жил в Швейцарии, затем переехал в США, где ему и была, со значительным опозданием, вручена Нобелевская премия. На Западе были напечатаны такие произведения, как "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ", "Август 1914", "Раковый корпус". В 1994 г. А. Солженицын вернулся на родину, проехав через всю Россию, от Владивостока до Москвы.

Мастера художественного слова, изображение №8

Иначе сложилась судьба Михаила Александровича Шолохова - единственного из российских лауреатов Нобелевской премии по литературе, кого поддерживали государственные органы. М. А. Шолохов (1905-1980) родился на юге России, на Дону - в центре российского казачества. Свою малую родину - хутор Кружилин станицы Вёшенской - он потом описал во многих произведениях. Шолохов окончил лишь четыре класса гимназии. Он активно участвовал в событиях гражданской войны, руководил продотрядом, отбиравшим так называемые излишки хлеба у богатых казаков.

Уже в юности будущий писатель почувствовал склонность к литературному творчеству. В 1922 г. Шолохов приехал в Москву, а в 1923 г. начал публиковать в газетах и журналах первые рассказы. В 1926 г. вышли сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь". Работа над "Тихим Доном" - романом о жизни донского казачества в эпоху Великого перелома (Первая мировая война, революции и гражданская война) - началась в 1925 г. В 1928 г. вышла первая часть романа, а дописал его Шолохов в 30-х гг.

Мастера художественного слова, изображение №9

"Тихий Дон" стал вершиной творчества писателя, и в 1965 г. ему присудили Нобелевскую премию "за художественную силу и полноту, с которой он в своём эпическом произведении о Доне отобразил историческую фазу в жизни русского народа". "Тихий Дон" переведён в 45 странах мира на несколько десятков языков.

Мастера художественного слова, изображение №10

Для него была важна духовная связь с родиной.

Мастера художественного слова, изображение №11

Как реликвию хранил он галстук Бориса Пастернака хотел даже надеть на вручение Нобелевской премии, но не позволяли правила протокола. Тем не менее, Бродский все-таки пришел с галстуком Пастернака в кармане.

И сейчас художественное слово востребовано, как жанр. Особый интерес к исполнительскому искусству проявляют специалисты учреждений культуры, которые активно работают в направлении возрождения чтецкой школы и проявления любви к художественному слову через литературные кружки, театральные постановки, конкурсы чтецов. Поэтому совершенствование навыков чтеца – одна из задач сферы культуры.

Именно этой теме был посвящён двухдневный семинар, который проходил 31 января - 1 февраля в Ярославском колледже культуры. Семинар был организован Учебно-методическим и информационным центром работников культуры и искусства Ярославской области. Занятия проводила доцент кафедры дополнительного и неформального образования ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования, лауреат Губернаторской премии за заслуги в области образования, педагог высшей квалификационной категории Наталья Валерьевна Румянцева.

1

Программа семинара ставила задачи ознакомления с особенностями и социокультурным потенциалом жанра художественного слова, совершенствования практического умения анализировать как художественную прозу, так и поэзию, навыков художественного восприятия и образного мышления.

2

3

4

5

8

6

7

9

10

11

Читайте также: