Крито минойская цивилизация доклад

Обновлено: 18.05.2024

Минойская цивилизация, возникшая в 3000-2000 тысячелетии до н. э., во многом остается загадкой и для современных ученых. Загадочным остается и ее появление, предпосылками которого могли быть и плодородие земель, и географическое положение, и удачный опыт обработки и доработки чужеземных достижений, которые в свою очередь были возможны благодаря развитому мореплаванию и устойчивым торговым отношениям.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Минойская цивилизация реферат.doc

Целью работы является характеристика и интерпретация основных черт Минойской цивилизации на протяжении всего периода ее существования.

  1. Выбрать литературу, имеющую необходимую информацию. Изучить ее.
  2. Собрать необходимый материал.
  3. Обозначить описываемые периоды, составить план.
  4. Зафиксировать основные тезисы.
  5. Оформить реферат.

Минойская цивилизация была открыта Артуром Эвансом в 1900 г. Английским археологом, который поверил в миф о похищении Европы Зевсом, появлении у пары ребенка по имени Минос, который позже и стал знаменитым правителем. Минос подчинил себе племена и народы, которых обязал каждый год присылать человеческие жертвы для ужасного быкоголового чудовища - Минотавра. В честь царя Миноса А. Эванс и назвал цивилизацию Минойской.

Минойская цивилизация в интересна необычностью и духовной самобытностью, особым пониманием жизни природы и места в ней человека, его внутреннего мира, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов .

2. Основная часть.

2.1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).

Критсткое общество в III тыс. до н. э. обладало чертами развитого родового строя, но к середине тысячелетия уже стали выделяться некоторые богатые семьи, владевшие и предметами производства, и предметами роскоши.

Экономическое развитие Крита пошатнуло устоявшийся родовой строй. Появление городов и, как следствие, частной собственности, повлекло за собой возникновения правящих и подчиняющихся слоев населения. Вследствие чего, на Крите появились первые цари (басилеи) в городах Кносс, Малия и Фест. А к ХХ в. уже наблюдается завершение процесса образования наследственной царской власти. Также, следует отметить и

К этому же периоду относится возникновение гончарного круга. Хотя, изделия Критских ремесленников проигрывали произведениям своих кикладских и элладских соседей. Также известны находки каменных сосудов, примечательно, что использовались не только мягкие, но и твердые породы камня.

Очень мало известно о религии древнего Крита. Можно сказать лишь о существовании культа богини-матери, некоего первопредка, спутниками которой были существа с туловищем человека, а головой животного. Из животных особенно почитались быки и змеи. По гробницам можно сделать вывод о существовании погребального культа, возможно, и культа мертвых.

К началу второго тысячелетия, на Крите появляются несколько самостоятельных государств, выстроившихся вокруг одного из дворцов. Дворцы представляли собой комплекс помещений вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии с севера на юг. Каждый дворец был центром разветвленной хозяйственной системы, включающей в себя:

  • функции святилища,
  • административного центра,
  • общегосударственной житницы,
  • торгово-ремесленного центра.

Минойцы еще не знали здания, как законченного, самостоятельного тектонического организма, не знали различия между экстерьерным воплощением и интерьерным замыслом, поэтому дворец растет, свободно заполняя пространство, ассиметрично, на нескольких уровнях.

Постройка дворцов была привязана к сакральным местам.

Погребальный инвентарь Критских гробниц свидетельствует о существовании богатой знати, образовавшейся в основном из вождей общин и жрецов, и бедном достатке основных масс. Некоторые богатые семьи имели возможность владеть предметами роскоши, например, золотыми украшениями. Также имеются изображения больших, в 2-3 этажа, домов, построенных их крупных каменных плит. Крыши домов были плоскими, в середине выстраивались высокие башни. О богатстве правителей можно судить и по находкам из Малии - роскошному оружию, украшенному золотом, хрусталем и слоновой костью. Примером поселений небогатых слоев населения может служить Гурния, на плане которой видна теснота, царившая в кварталах бедняков.

Минойская цивилизация, центр которой находился в Крите, существовала во II тысячелетии до н.э. Мореплаватели минойцы имели сложную систему религиозного культа, вели широкую торговлю.

Быт людей

Крестьяне выращивали ячмень и пшеницу, миндаль и оливки, виноград и лен. Также в сельской местности занимались выделкой шерсти. Городские мастера искусно украшали резьбой слоновую кость и драгоценные камни, кузнецы делали украшения из золота, изготавливались вазы и кубки, писались картины.

Жители города развлекали себя танцами, занятиями атлетикой и кулачным боем. Популярнее всего было прыгать через быка . Человек вставал перед бегущим на него животным хватал его за рога, и когда парнокопытное встряхивало головой, человек делал сальто через его голову, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.

Религия минойцев

Известнейшее минойское божество — богиня, изображавшаяся, как правило, в юбке с оборками. Руки ее подняты и разведены. Нередко богиня изображалась с обвивающими ее руки и туловище змеями.

Общим было поклонение природе.

Важную роль в религии цивилизации принадлежала быку. Алтари и крыши святилищ часто имели выступы в форме рога. Кстати, прыжки через это животное, упомянутые выше, имели религиозную подоплеку.

Минойское искусство

На фресках крито-минойской цивилизации можно видеть молодых людей, перепрыгивающих быков; козлов, скачущих по скалам Крита; дельфинов и летучих рыб в море. Характерной особенностью является изображение несущихся галопом животных. Использовали мастера и статичные рисунки: зигзаги, штриховку, всевозможные линии.

Архитектура

Наиболее полное представление об архитектуре минойцев дают руины дворцовых городов — Кносс или Фест, например. Городская планировка, как таковая, отсутствовала. Дворец возводился в лучшем месте, родичи правителя строили свои жилища вокруг него. Так, если и была планировка, получалась она радиальной.

Самые грандиозные дворцы минойской культуры были лабиринтообразными. Здания строились многоэтажные, крыши делались плоскими. Для постройки дворцов использовался тесаный камень, а для нижних этажей обыкновенных домов — необработанный камень, как правило. Верхние этажи возводились из кирпича-сырца. Иногда для обеспечения хоть какой-то защиты от землетрясений дворцовые стены укреплялись деревянными связями.

Известнейшим дворцом минойской культуры является Кносский дворец.

Минойская письменность

После иероглифов использовать начали линейное письмо, разработанное на базе иероглифов в 1700-1750 гг. до н.э.

Главным образом минойские тексты посвящены религии и ведению хозяйства. Более двухсот табличек, главным образом расписки и описи, нашли на востоке Крита. На территории Агиа-Триады удалось обнаружить примерно 150 хозяйственных и административных табличек.

Об истории развития легендарной крито-микенской цивилизации стало известно только в конце XIX века. На территории острова Крит были найдены грандиозные дворцовые сооружения, письменные работы, скульптуры и картины. Эти открытия позволили сделать вывод о том, что ещё до зарождения Древней Греции в мире была другая самобытная и развитая культура. Цивилизация существовала и развивалась два тысячелетия, а затем навсегда исчезла.

Крито микенская цивилизация

История открытия цивилизации

Эгейская цивилизация возникла на рубеже 3000—1000 гг. до н. э. Ещё до первых археологических находок на острове Крит о микенской культуре кратко упоминали греки в своей мифологии. В текстах писали:

  • о правлении царя Минея;
  • о таинственном лабиринте, в котором обитает чудовище;
  • о красавице Ариадне и герое Тесее.

Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками

Только в конце XIX века немецкие и английские археологи нашли первые доказательства реального существования крито-микенской цивилизации. Был обнаружен Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками. Кроме того, были найдены таблички с текстами, карты, памятники и другие произведения искусства.

Все находки свидетельствовали о высоком уровне развития крито-микенской культуры. Историки выяснили, что центром цивилизации являлся остров Крит. Столица находилась на пересечении торговых путей из Египта и Ближнего Востока. Это способствовало быстрому экономическому и культурному развитию района.

На Крите существовала собственная система письма. К сожалению, многие древние тексты до сих пор не расшифрованы. Художники изображали на стенах помещений быт простых людей, образы богов и царей. По внутренней планировке дворцы правителей напоминали лабиринты, описанные в греческой мифологии. Все помещения имели разное назначение, размеры и множество выходов.

В крито-микенский период наблюдалась теократия, то есть светская и духовная власть была сосредоточена в руках одного правителя.

Этапы развития

В истории развития критской цивилизации выделяют два основных периода: микенский и минойский. На протяжении всей эгейской эпохи несколько раз наблюдался как расцвет, так и упадок культуры.

Минойский период

Этот этап развития цивилизации назван в честь мифологического царя Минея, героя древнегреческих легенд. Основные культурные центры государства располагались возле дворцов. Критское население активно занималось мореплаванием, торговлей и развитием сельского хозяйства. Постоянный приток богатств, выгодное географическое положение и плодородные земли являлись важнейшими факторами развития государства.

XVII век до н. э. относится к расцвету минойской цивилизации. В крупных городах строились роскошные дворцы. Минойская архитектура имела несколько особенностей:

Минойская цивилизация

  1. Наличие световых колодцев.
  2. Использование в декоре оригинальных колонн, расширяющихся кверху.
  3. Наличие многочисленных лестниц и пандусов.
  4. Стены украшались пёстрыми фресками с изображениями растений и морских животных.

Примечательно, что в минойский период не изображали боевые сцены. Археологами не было найдено ни одной крепости или другого укреплённого сооружения. Это свидетельствует о том, что население вело мирный образ жизни. Критские народы были уверены в безопасности собственного государства. Местные правители вели весьма либеральную политику. Ещё до демократических преобразований Перикла минойские цари предпочитали делить со своим народом все приобретённые богатства.

В середине XVI века до н. э. на Крит обрушилось мощнейшее цунами, которое полностью накрыло северную часть острова. Стихийное бедствие было спровоцировано извержением вулкана Санторин.

Массовые разрушения городов привели к упадку минойской цивилизации. Слабостями государства воспользовались ахейские народы.

Вторжение ахейцев

Вторжение ахейцев

Одновременно с минойской цивилизацией на материковой части Греции появилась микенская государственность. У ахейцев не было самобытной культуры. Большинство традиций они переняли у жителей о. Крит.

Но ахейцы, в противоположность минойцам, отличались воинственностью. Их города имели вид цитаделей, окружённых плотно застроенными поселениями. Крепости возводились на возвышенностях и огораживались высокими стенами из камня. Самые крупные греческие города были заложены именно в микенский период. С приходом ахейцев построены:

Население занималось земледелием и различными ремёслами. В Микенах имелась многочисленная армия. Главное достижение ахейского войска — победа в легендарной Троянской войне.

Упадок государственности

Из-за Троянской войны экономическая и боевая мощь государства была подорвана. В XII веке на территорию материковой части Греции вторгаются племена дорийцев. Армия противника отличается многочисленностью и хорошей подготовкой. Микенцы не смогли устоять под натиском неприятеля, поэтому были полностью повержены.

Вторжение племен дорийцев

Характеристика крито-микенской цивилизации представлена в таблице.

Вопросы Минойская цивилизация Микенская цивилизация
Где располагались культурные центры? На островах Крит, Кносс и Фест На материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе
Каковы особенности культуры? Развитие письменности и керамического ремесла. На картинах и фресках преобладают изображения растений и животных. Культура перенимается у жителей острова Крит
Каковы отличительные черты градостроения? Активное строительство дворцов. Отсутствие укреплённых сооружений и крепостей Города строились на возвышенностях. Возводились цитадели. Наличие высоких каменных стен
Почему произошла гибель цивилизации? Извержение вулкана и цунами привели к глобальным разрушениям городов. Ослабленную цивилизацию захватили ахейцы Резкие климатические изменения привели к отсутствию урожая. Троянская война подорвала экономическую и боевую мощь. Массовое вторжение дорийцев

В XII веке наступил исторический период, который принято называть Тёмными веками. Дорийцы не стали перенимать древнюю критско-микенскую культуру. Они смогли заполнить территорию всей Греции и близлежащих островов. Многие строения и произведения искусства были уничтожены. К тому же в регионе наблюдалось резкое изменение климата. Из-за непогоды в городах начался голод и экономический упадок. Постепенно произошла гибель микенской государственности.

Предпосылки образования государства на Крите. Создание объединенной общекритской державы. Возникновение минойской цивилизации. Социально-экономическое и политическое развитие общества в период "старых дворцов". Культурный прогресс Эгейского бассейна.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2011
Размер файла 23,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Цивилизация минойского Крита

1. Предпосылки образования государства на Крите

2. Первые государственные образования

3. Создание объединенной общекритской державы

5. Социально-экономические отношения

1. Предпосылки образования государства на Крите

Время возникновения минойской цивилизации -- рубеж III--II тысячелетий до н. э., или конец эпохи ранней бронзы. До этого момента критская культура не выделялась сколько-нибудь заметно на общем фоне древнейших культур Эгейского мира. Эпоха неолита, так же как и сменившая ее эпоха ранней бронзы (VI--III тыс. до н. э.), была в истории Крита временем постепенного, относительно спокойного накопления сил перед решающим скачком на новую ступень общественного развития. Что же подготовило этот скачок? В первую очередь, безусловно, развитие и совершенствование производительных сил критского общества. Еще в начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняли аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Его основой теперь становится земледелие нового поликультурного типа, ориентированное на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур, в той или иной степени характерных для всего Средиземноморского региона, а именно: злаковых (главным образом ячменя), винограда и оливы. (Так называемая средиземноморская триада.)

Результатом всех этих экономических сдвигов был рост производительности земледельческого труда и увеличение массы избыточного продукта. На этой основе в отдельных общинах стали создаваться резервные фонды сельскохозяйственных продуктов, за счет которых не только покрывалась нехватка продовольствия в неурожайные годы, но и обеспечивались пропитанием люди, не занятые непосредственно в сельскохозяйственном производстве, например специалисты-ремесленники. Таким образом, впервые сделалось возможным отделение ремесла от сельского хозяйства и начала развиваться профессиональная специализация в различных отраслях ремесленного производства. О высоком уровне профессионального мастерства, достигнутом минойскими ремесленниками уже во второй половине III тысячелетия до н. э., свидетельствуют относящиеся к этому времени находки ювелирных изделий, сосудов, выточенных из камня, резных печатей. В конце того же периода на Крите стал известен гончарный круг, позволивший добиться большого прогресса в производстве керамики.

В то же время известная часть общинных резервных фондов могла использоваться для межобщинного и межплеменного обмена. Развитие торговли на Крите, как и вообще в Эгейском бассейне, было тесно связано с развитием мореплавания. Не случайно почти все известные нам теперь критские поселения располагались либо прямо на морском побережье, либо где-нибудь невдалеке от него. Овладев искусством навигации, обитатели Крита уже в III тысячелетии до н. э. вступают в тесные контакты с населением островов Кикладского архипелага, проникают в прибрежные районы материковой Греции и Малой Азии, добираются до Сирии и Египта. Подобно другим морским народам древности, критяне охотно сочетали занятия торговлей и рыболовством с пиратством. Экономическое процветание Крита в III--II тысячелетиях до н. э. в немалой степени зависело от этих трех источников обогащения.

2. Первые государственные образования

Среди дворцовой утвари этого периода наибольший интерес представляют глиняные расписные вазы стиля Камарес (их первые образцы были найдены в пещере Камарес неподалеку от Феста, откуда и идет это название). Украшающий стенки этих сосудов стилизованный растительный орнамент создает впечатление безостановочного движения сочетающихся друг с другом геометрических фигур: спиралей, дисков, розеток и т. п. Здесь впервые дает о себе знать тот исключительный динамизм, который станет в дальнейшем важнейшей отличительной чертой всего минойского искусства. Поражает также и цветовое богатство этих росписей. На темный фон цвета асфальта рисунок наносился сначала белой, а затем красной или коричневой краской разных оттенков. Эти три цвета составляли очень красивую, хотя и сдержанную красочную гамму.

3. Создание объединенной общекритской державы

5. Социально-экономические отношения

крит эгейский минойский

Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили цари и их окружение, -- все это было создано трудом многих тысяч безымянных крестьян и ремесленников, о жизни которых нам мало известно. Придворные мастера, создавшие замечательные шедевры минойского искусства, судя по всему, мало интересовались жизнью простого народа и поэтому не отразили ее в своем творчестве. В виде исключения можно сослаться на небольшой стеатитовый сосуд, найденный при раскопках царской виллы в Айя Триаде неподалеку от Феста. Искусно выполненный рельеф, украшающий верхнюю часть сосуда, изображает шествие поселян, вооруженных длинными вилообразными палками (с помощью таких орудий критские крестьяне, вероятно, сбивали с деревьев спелые оливки). Некоторые из участников процессии поют. Возглавляет шествие жрец, одетый в широкий чешуйчатый плащ. По всей видимости, художник, создавший этот маленький шедевр минойской пластики, хотел запечатлеть праздник урожая или какую-то другую аналогичную церемонию.

Некоторое представление о жизни низших слоев критского общества дают материалы массовых захоронений и сельских святилищ. Такие святилища обычно располагались где-нибудь в глухих горных углах: в пещерах и на вершинах гор. При раскопках в них находят незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных. Эти вещи, так же как и примитивный инвентарь рядовых погребений, свидетельствуют о достаточно низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с рафинированной культурой дворцов.

Основная масса трудящегося населения Крита обитала в небольших поселках и деревнях, разбросанных по полям и холмам в окрестностях дворцов. Эти поселки с их убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с их кривыми узкими улочками составляют разительный контраст с монументальной архитектурой дворцов, роскошью их внутреннего убранства. Типичным примером рядового поселения минойской эпохи может служить Гурния, расположенная в северо-восточной части Крита. Древнее поселение размещалось на невысоком холме неподалеку от моря. Площадь ее невелика -- всего 1,5 га (это даже меньше всей площади, занятой Кносским дворцом). Все поселение состояло из нескольких десятков домов, построенных очень компактно и сгруппированных в отдельные блоки или кварталы, внутри которых дома стояли вплотную друг к другу (эта так называемая конгломератная застройка вообще характерна для поселений Эгейского мира). В Гурнии было три главных улицы. Они шли кольцом по склонам холма. Между ними кое-где были проложены узкие переулки или, скорее, ступенчатые спуски, вымощенные камнями. Сами дома невелики -- не более 50 м 2 каждый. Конструкция их крайне примитивна. Нижняя часть стен сложена из камней, скрепленных глиной, верхняя -- из необожженного кирпича. Рамы окон и дверей были сделаны из дерева. В некоторых домах обнаружены хозяйственные помещения: кладовые с пифосами для хранения припасов, прессы для выжимания винограда и оливкового масла. При раскопках было найдено довольно много разнообразных орудий труда, изготовленных из меди и бронзы. В Гурнии имелось несколько мелких ремесленных мастерских, продукция которых была рассчитана скорее всего на местное потребление, среди них три кузницы и гончарная мастерская. Близость моря позволяет предполагать, что жители Гурнии совмещали занятия сельским хозяйством с торговлей и рыболовством. Центральную часть поселения занимала постройка, отдаленно напоминающая своей планировкой критские дворцы, но сильно уступающая им в размерах и в богатстве внутреннего убранства. Вероятно, это было жилище местного правителя, находившегося, как и все население Гурнии, в зависимости от царя Кносса или какого-нибудь другого владыки одного из больших дворцов. Рядом с домом правителя была устроена открытая площадка, которая могла использоваться как место для собраний и всякого рода культовых церемоний или представлений. Подобно всем другим большим и малым поселениям минойской эпохи, Гурния не имела никаких укреплений и была открыта для нападения как с моря, так и с суши. Таков был сточном Средиземноморье и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.

Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Возможно примирение этих двух точек зрения на проблему упадка минойской цивилизации, если предположить, что ахейцы вторглись на Крит уже после того, как остров был опустошен вулканической катастрофой, и, не встречая сопротивления со стороны деморализованного и сильно уменьшившегося в числе местного населения, завладели его важнейшими жизненными центрами. Действительно, в культуре Кносса -- единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., -- произошли после этого важные перемены, свидетельствующие о появлении в этих местах нового народа. Полнокровное реалистическое минойское искусство уступает теперь место сухой и безжизненной стилизации, образцом которой могут служить кносские вазы, расписанные в так называемом дворцовом стиле (вторая половина XV в.). Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы (растения, цветы, морские животные) на вазах дворцового стиля превращаются в абстрактные графические схемы, что свидетельствует о резком изменении художественного вкуса обитателей дворца. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копий, что было совсем не характерно для прежних минойских погребений. Вероятно, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в Кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: почти все дошедшие до нас таблички кносского архива были написаны не на минойском, а на греческом (ахейском) языке. Эти документы датируются в основном концом XV в. до н. э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. В огне пожара погибли замечательные произведения минойского искусства. Археологам удалось восстановить лишь незначительную их часть. Начиная с этого момента упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая те черты и особенности, которые составляли ее неповторимое своеобразие, резко выделяя ее среди всех других культур бронзового века. Из первенствующего культурного центра, каким он оставался свыше пяти столетий, Крит превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Читайте также: