Критериальное оценивание на уроках истории доклад

Обновлено: 02.07.2024

Теоретическая основа необходимая для работы учителя истории в вопросе организации критериального оценивания.

Обновленное образование в РК предусматривает критериальное оценивание, которое должно строиться на следующих принципах:

Взаимосвязь обучения и оценивания

Объективность, достоверность и валидность

Ясность и доступность

Направленность на развитие

Что такое оценивание в новых условиях образования?

Это понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.

В рамках системы обновленного образования в учебном процессе необходимо использовать два вида оценивания: формативное и суммативное.

Формативное-это оценивание осуществляется в учебном процессе для обучения.

Суммативное-это оценивание самого процесса обучения.

Критериально оценивание в целом - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, которые должны соответствовать целям и содержанию образования и должны быть понятными для учащихся, родителей.

Содержание системы критериального оценивания можно оформить в такую таблицу:

Формативное оценивание – осуществляется по ходу обучения.

Суммативное оценивание – осуществляется в конце темы, раздела, четверти.

Определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;

Позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;

Позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;

Не влияет на итоговые оценки и позволяет снять напряжение в процессе обучения у ученика;

Определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;

Дает заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться;

Является основой для определения итоговой отметки по курсу за четверть, учебный год;

Суммативное оценивание проводится учителем в среднем 2-3 раза в каждой четверти, его результат полученная учеником оценка. Положительный результат СОР и СОЧ определяет, процесс организации учителем в течение всей четверти формативного оценивания.

Если формативное оценивание осуществлялось на каждом уроке, обеспечивается обратная связь между учеником и учителем, значит, создаются условия для коррекции учебного процесса без выставления оценок, ученик имеет возможность в процессе изучения темы устранить свои ошибки, и подготовиться к суммативной работе по теме, разделу.

В условиях обновленной системы образования учитель должен иметь на каждый урок задания, составленные в соответствии с целью обучения, уровнями мыслительных навыков, критериями оценивания, которые должны быть не только совместно выработанными с учениками, но и доступными для всех учащихся в коллективе. Ученик должен научиться самостоятельно, оценивать свой учебный результат, а учитель должен научиться быть консультантом на уроке, т.к. ученик это субъект обучения.

Примеры заданий для организации формативного оценивания и организации обратной связи на уроках истории Казахстана в 5 классе.

Предлагаю при изучении истории Казахстана в 5 классе, тема раздела 5.1.А использовать следующие виды заданий:

1.Вводный урок. (1час). Исследовательский вопрос: Что изучает история древнего Казахстана

Цель обучения: Общий обзор древней истории Казахстана.

Задание для формативного оценивания:

1.История-это наука о важных событиях, которые произошли с человеческим обществом.

2.История - объясняет, делает выводы о развитии общества.

4. Древнюю историю во всем мире делят на 4 периода.

Вид деятельности учеников:

-Ученики работают индивидуально по вариантам, после того как изучен материал параграфа. Время работы 5минут

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Савельева В.Н.

Цель моего выступления: рассмотреть роль критериального оценивания в планировании деятельности учителя.

Новые ФГОС основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать образовательные результаты, которые формируются в процессе обучения. Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности ученика.

Согласно стандартам, учащиеся в процессе обучения должны овладеть такими учебными умениями как умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата. При этом оценивание, как процесс объективный имеет четкие критериальные основания. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Критерии – это один из составляющих технологии формирующего оценивания.

Формирующее оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Теория и практика показала насколько важно, современному учителю, осознание того факта, что ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся.

Изучая планируемые результаты по истории уровня основного общего образования, я выяснила, что многие планируемые результаты являются сквозными с 5 по 9 класс (то есть повторяются). Например, знание хронологии, способность применять понятийный аппарат; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников. Но сложность изучения предмета истории заключается в том, что учащиеся изучают разные периоды истории и по мере взросления происходит увеличение и усложнение содержательной стороны материала, а значит, происходит усложнение требований к планируемым результатам.

Происходит это так. На вводном уроке я начинаю с вопроса: - как вы думаете, ребята, что вы должны знать и уметь на уроках истории.

Ученики сами проговаривают, что должны знать даты и хронологию событий; термины; работать с картой и.т.д. С учениками 5-х классов такой разговор желательно проводить по итогам 1-й четверти, когда учащиеся уже получат общее представление о предмете и его специфике. Таким образом, предметные результаты известны учителю и ученикам. Ученики получают знания, о том, чему они должны научиться в ходе изучения того или иного курса истории.

Очень важно, что мы их выработали совместно! На форзаце тетради ученики делают подзаголовок и прописывают:

Что я должен знать и уметь:

1. Знать даты, хронологию событий

2. Знать исторические термины (словарные слова)

3. Уметь работать с историческими документами

4. Рассказывать исторические события

5. Работать с картой

6. Анализировать исторические события, делать выводы к ним

При составлении учебных заданий, учитель также разрабатывает критерии к выполнению задания. Например, Домашнее задание: Написать политический портрет Юстиниана I (6 класс)

Критерии оценивания:

1. Описание личных качеств императора

1 балл –одно качество 2балла – два качества 3 балла – три качества

2. Каких результатов добился во внутренней политике?

1 результат – 1 балл 2 результата – 2балла 3 результата – 3 балла

3. Каких результатов добился во внешней политике?

1 результат – 1 балл 2 результата – 2балла 3 результата – 3 балла

Описание желаемых учебных результатов – это основа критериев для оценки работы. Это позволяет учителю и ученику определить, к какому уровню относится данная работа, и какой балл она получает. Анализируя работу на основании критериев / описаний ученик и учитель определят, в чём недостатки конкретной работы, чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бекмагамбетова А.М.

учитель истории Урицкая средняя школа Сарыкольский район

Критериальное оценивание как эффективный инструмент
формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Глубочайшим свойством человеческой природы

является страстное стремление людей

быть оцененным по достоинству.

Сегодня в Казахстане в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях.

Выделяют некоторые принципиальные элементы технологии и свойства критериального оценивания [1].

Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании. Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях: в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году; в начале четверти или полугодия учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться; наконец, каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.

Работа над ошибками логично встраивается именно при критериальном оценивании. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

Самооценивание. Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.

Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока [4].


Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум.

Описание разработки

Педагогическое сообщество Казахстана на сегодгяшний день уже приняло новые образовательные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию тьютора, посредника либо сотрудника в его учебной деятельности.

Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем истории невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания.

Использование педагогических технологий позволяет рационально выстраивать процесс обучения. Важным звеном в процессе обучения является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.

В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.

Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум.

Статья Критериальная система оценивания на уроках истории

Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.

Для оценивания достижений учащихся по истории в 9 - 11 классах, предлагаю использовать следующие виды критериев.

Названия критериев и краткое описание их содержания приводим в таблице.

Обучающиеся получают следующие оценки:

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) даем четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели. При критериальном оценивании, мы обращаем большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами. Проводя анкету среди ребят, отмечаю следующие отзывы: можешь сам себя оценивать, оцениваешь уровень своих знаний, понимаешь, на что ты способен и как усвоил основной материал, оценка не зависит от настроения учителя.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний учащихся. На наш взгляд, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлетворительные оценки.

Исследования показали, что улучшение обучения через оценивание зависит от пяти ключевых условий [2]

1. Эффективность обратной связи от преподователя к ученикам.

2. Активного включения учеников в процесс собственногоучения

3. Учета в преподовании результатов, полученных при оценивании.

4. Осознания того, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение.

5. Способности учеников оценивать совй результаты и понимания, как их улучшить.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Использование критериальной системы оценивания учащихся

на уроках истории

Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем истории невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания. Использование педагогических технологий позволяет рационально выстраивать процесс обучения. Важным звеном в процессе обучения является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.

В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.

Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум.

Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.

Для оценивания достижений учащихся по истории в 9 - 11 классах, предлагаю использовать следующие виды критериев.

Названия критериев и краткое описание их содержания приводим в таблице:

Обозначение и название критерия

Краткое описание содержания критерия

А) Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях.

Учащийся исследует какой-либо проблемный вопрос, находит закономерности, осуществляет постановку гипотезы, проверку или пересмотр гипотезы, взаимосвязь между ними.

Учащийся способен интерпретировать и презентовать информацию, используя, соответствующую историческую терминологию.

Учащийся размышляет о правильности и рациональности алгоритма действий, принятого решения, гипотезы.

Читайте также: