Доклад на тему профессиональное общение медицинского работника с родителями больного ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности.

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родители.

Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.

Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60 – 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому.

Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих.

Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении пациентов огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.

Особенности психологии общения в домах престарелых.

Дом престарелых – коллектив. Его можно сравнить с большой семьей, где – в благоприятных условиях – господствует мир и гармония. Но эта гармония может быть и легко нарушена из-за несоответствующего поведения отдельных больных и психологических ошибок руководства и обслуживающего персонала.

Большое влияние на атмосферу дома престарелых оказывает и настроенность лечащего персонала и руководства. Бывает, что сестры умеют прекрасно обращаться со стариками, и это доминирует в их работе.

Часто конфликты и столкновения возникают и на почве эмоциональных, любовных, сексуальных проблем.

Немало забот причиняет группа больных, вечно критикующих питание,

трудности сопряжены с желанием жильцов домов престарелых держать домашних животных.

Об атмосфере, господствующей в доме престарелых, можно судить уже по оборудованию, обстановке: теплота, домашний уют или же холодная стерильная чистота, нерушимый порядок, до педантизма, тяжелым грузом давящего на стариков, мучительная необходимость поддерживать такой порядок, формализм во всем.

Важную роль играют и все работники дома престарелых. Нужно, чтобы сестры, сиделки, социальные работники разбирались в тех проблемах, с которыми приходится встречаться в ходе работы в доме престарелых.

Советы врачам по общению и выстраиванию отношений с родителями детей

Для установления позитивных и доверительных отношений с родителями необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками: такие отношения повышают приверженность пациентов к назначенной терапии, улучшают клинический исход лечения и уменьшают количество поданных жалоб.

Принципы построения хороших взаимоотношений с родителями:
• Грамотно и точно выписывайте направления
• В письменном напоминании для родителей должна содержаться информация о вероятной продолжительности визита, необходимых подготовительных процедурах и каплях для расширения зрачков.
• Сведите к минимуму время ожидания и обеспечьте зону, комфортную для детей.
• Спроектируйте приемную комнату таким образом, чтобы она обеспечивала хороший уровень приватности и коммуникации.
• Тепло поприветствуйте пациента и его родителей, ведите себя дружелюбно, избегайте использования медицинской лексики.

• Выслушайте родителей и позвольте им принять участие в лечебном плане.
• Оказывайте вербальные в вневербальные знаки сочувствия и поддержки.
• Отпуская пациента домой, обеспечьте его необходимой информацией в письменном виде.
• Обеспечьте родителей необходимыми контактами на случай экстренной ситуации и убедитесь, что есть человек, готовый принять их вызов в любую минуту.
• Сделайте копию всех важных бумаг для родителей—особенно, бумаг о принятых лечебных решениях.
• Предложите воспользоваться советом коллеги—это усилит доверие пациента к Вам.

Все врачи сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях с родителями, но существуют определенные методики, позволяющие с высокой вероятностью добиться хороших взаимоотношений с большинством из них. Поставьте себя на их место; что бы Вы ожидали от лечения своего ребенка?

а) Перед консультацией. Убедитесь, что исследования и проводящий их специалист доступны в день визита пациента, с целью уменьшения негативного эффекта от консультации, и, по возможности, синхронизируйте их визит с их другим запланированным посещением клиники. Врач-консультант должен принять всех пришедших по направлениям: и родители, и направивший их специалист ожидают получить информативный комментарий и план лечения.

б) Во время консультации. Иногда пациенты жалуются на то, что врачи приходят на прием в спешке и относятся к их информации без должной степени внимания: врачи могут упустить какие-то волнения пациента, что в итоге помешает наладить дружелюбный контакт с ними. Планировка комнаты для консультации должна располагать к созданию доверительных отношений: врач должен сидеть таким образом, чтобы его глаза располагались на уровне глаз пациента, но при этом он должен находиться за пределами личного пространства пациента.

Избежать чувства неловкости при прекращении зрительного контакта поможет расположение под некоторым углом относительно пациента. Между Вами, родителем и ребенком не должно быть никакого препятствия (например рабочего стола или щелевой лампы); записывая информацию, старайтесь не поворачиваться спиной к ребенку или родителю.

Регулярно выражайте чувства сопереживания и поддержки, а также демонстрируйте понимание того как много сил и времени уделяет родитель для лечения своего ребенка.

Вероятна ситуация, когда родитель ребенка с редким заболеванием имеет больший багаж знаний по данному вопросу, чем Вы, и поэтому может захотеть активно участвовать в принимаемых решениях. У некоторых родителей может проявляться несоразмерный уровень тревоги: они могут чувствовать страх и сомнения относительно Вашего плана лечения из-за информации, которую почерпнули в сторонних источниках, таких как интернет. Иногда родители не хотят следовать Вашему плану лечения и предпочитают альтернативные варианты. Иногда ради поддержания доверия со стороны родителей необходимо идти на некоторые уступки, чтобы быть спокойным относительно лечения ребенка.

В редких случаях, например при ретинобластоме, родители выбирают сомнительные виды лечения или верят в исцеление с помощью молитвы.

Так как данная ситуация ставит зрение и жизнь ребенка под угрозу, вначале требуется терпеливо, в течение нескольких дней, дать понять родителям насколько серьезные последствия может иметь такой способ лечения, а затем, при помощи коллег и социальных работников деликатно указать на лучший способ лечения их ребенка. Согласно законам некоторых стран, жизнь ребенка ставится выше желаний их родителей. В некоторых странах для защиты ребенка, который подвергается неправильному лечению, могут быть применены активные действия. Для поддержания доверительных отношений между родителями и лечащими врачами все действия необходимо выполнять крайне аккуратно и благожелательно.

После того как Вы обсудили лечение с родителями, убедитесь, что у них на руках имеется информация о диагнозе, рисках лечения, а также его исходах. Необходимо обеспечить доступ родителей к информационным буклетам, контактным данным служб поддержки, а также к формам информированного согласия.

в) После консультации. Необходимо всегда держать пациента в курсе, так как родители помнят только часть информации, которую получили во время консультации; убедитесь, что у них есть копия выписки, описанная в простых терминах с выделенным диагнозом, лечением, предпочтительным режимом и планом лечения в общем. Поддерживайте контакт с другими врачами и специалистами по нарушениям зрения. Наличие контактов, по которым можно позвонить в случае потери очков, нехватки офтальмологических пластырей или любого неотложного состояния, крайне важно для родителей. Некоторые родители предпочитают общение по электронной почте, но данный метод не является полностью конфиденциальным — не пишите ничего личного или при необходимости убедитесь в безопасности системы, например, при помощи защиты паролем.

Не используйте личный почтовый аккаунт для работы, а также убедитесь в корректности почтовой информации, предоставляемой Вами родителям. В соответствии с правилами Вашего лечебного учреждения, вероятно, потребуется подписанное информированное согласие родителей пациента на общение по электронной почте.

Полезно узнать какой информацией о заболевании обладают пациенты. Например, родители могут догадываться о том, что их ребенок слеп, и возможно Вам предстоит подтвердить их догадки. Постарайтесь подготовить их к плохим новостям, сообщайте их постепенно, прочувствуйте, готовы ли они узнать их в полном объеме. Старайтесь контролировать свои эмоции, чтобы не придать информации оттенок безысходности. Полезно добавить нотку позитива: например, сказать, что зрительная функция может быть восстановлена у детей с зрительными нарушениями с церебральной этиологией, а также упомянуть об оказываемой на данной момент помощи, программах поддержки и проводимых исследованиях, которые помогут ребенку в будущем.

Предоставьте пациенту четкий план, а также письменную информацию о состоянии ребенка с контактной информацией на случай экстренной помощи. Включите в работу лечащего врача-терапевта, чтобы быть уверенным в постоянном контакте с семьей.

Акцентируйте внимание на том, что делается для ребенка, предложите воспользоваться советом другого специалиста, донесите информацию о том, что все стараются изо всех сил, чтобы помочь их ребенку и постарайтесь предложить способы совместной работы, при которой вы сможете достичь желаемого результата. Если Вы почувствуете собственную нарастающую злобу— оставьте проблему и постарайтесь успокоиться. В некоторых клиниках существуют специально обученные люди, отстаивающие права пациентов, или люди со схожими задачами, которые могут давать рекомендации пациентам и предложить отдельное время для встречи с родителями вне клиники в присутствии независимого координатора.

Как правильно сообщать плохие известия:
• Подготовьте себя заранее, обдумав беседу и план лечения.
• Найдите помещение, в котором вам никто не помешает.
• С родителями детей младше 10 лет вначале говорите отдельно
• Выясните, что родители уже знают.
• Дайте подробное объяснение с некоторыми позитивными новостями.
• Проявляйте сочувствие, но не переусердствуйте.
• Разъясните суть заболевания ребенку с учетом его возраста и уровня развития.
• Выслушайте вопросы и ответьте на них честно и подробно.
• Предоставьте информацию в письменном виде и дайте номера телефонов службы поддержки.
• Информируйте бригаду первичной медико-санитарной помощи и любых вовлеченных в процесс специалистов о нарушениях зрительной функции.
• В случае необходимости предложите обратиться за помощью к коллеге.

г) Претензии и судебные разбирательства. Нашей естественной реакцией на претензии со стороны родителей является прекращение любого общения на эту тему, чтобы не доводить дело до суда. Обычно такая тактика ухудшает ситуацию, увеличивая недовольство и создавая ощущение, что в клинике существует круговая порука. В случае, если в результате врачебной ошибки здоровью пациента был нанесен вред — ситуация должна быть откровенно и полностью разъяснена родителям. Представители судебной власти говорят, что сочувствие и выражение сожаления не означают признания вины.

д) Плохая посещаемость. В педиатрических клиниках наблюдается большое количество первичных и последующих пропусков посещений. Причины данного явления могут быть следующие: родители не получают напоминание о посещении, забывают о нем или не признают его необходимым. Напишите направляющему врачу и родителям о важности постоянных посещений, возможно, тогда они смогут подстроить посещение врача под свой график.

Необходимо позвонить родителям, если состояние ребенка может привести к потере зрения. Частые пропуски посещений врача, несущие риск для зрения ребенка, должны расцениваться как форма небрежного обращения с ребенком, на что нужно указать органам опеки ребенка.

е) Выводы. Возможность установить теплые доверительные отношения с ребенком и его семьей — одна из главных особенностей детской офтальмологии. Хорошие коммуникативные навыки не только помогают нам в диагностике и лечении заболевания, но и делают нашу работу приятнее.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема общения в работе медицинской сестры, больным ребенком и его родителями .

Данный вопрос всегда был актуальным, но именно сегодня он стал для меня специальным предметом исследования. Такое внимание к проблеме общения возникло совершенно не случайно. Слишком часто многие мои знакомые стали жаловаться на пробелы в работе медсестер. Особенно этот вопрос волновал молодых мам, которые только познали радость материнства и крайне нуждались в общении со знающим специалистом. Они отмечали дефицит в общении или неудовлетворенность в общении с медицинскими работниками.

В ней мне бы хотелось раскрыть проблемы, возникающие при общении медицинских сестер с родителями ,больными детьми и их родственниками.

А также дать советы по предупреждению таких проблем.

Общение - процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц .

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, врач-медсестра –пациент +родитель). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Медсестра в данном случае выполняет свои определенные функциональные обязанности. Она не выбирает с кем ей общаться и как. Она играет свою роль.

От того, как она будет играть эту роль, в процессе общения будут зависеть взаимоотношения с ребенком и родителем, соответственно и результат выздоровления.

Основные правила, которые должна знать каждая медицинская сестра педиатрического профиля:

1. С первых дней общения с ребенком любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным.

2.Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства.

3. Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

4.При общении с больными детьми медицинским работникам необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

6. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние. Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых.

7.Чуткость, т.е. стремление понять его переживания имеет большое значение при общении с ребенком.

8.Доброе отношение к людям рождает чуткость и бережность. Воспитанный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть, унизить другого.

9.Тактичность – непременное условие и обязательный признак воспитанности. Уважение к людям, бережное отношение к ним связано и с такой чертой личности, как терпимость. Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено – приветливостью, подтянутостью, корректностью и сердечностью.

10.Вежливость – это качество общения человека с человеком .

Корректность – несколько подчёркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или к женщине; любезность – вежливость, в которой проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.

11. Психологическая грамотность- это умение по внешним признакам (поза, выражения лица, глаз, походка, движения) определить хотя бы в общих чертах состояние человека (радость, печаль, задумчивость, напряжённость мысли и соответственно с этим строить своё поведение).

12.Но есть не менее важные, вещи, на которые совсем мало обращают внимания: дикция, интонации, сила и высота звука, темп речи. Тембр голоса даётся человеку от природы. Но облагородить его звучание – в наших силах.

13.Чувство юмора и остроумие – это качества, которые очень высоко ценятся в современном обществе. Истинное чувство юмора всегда результат и признак нравственного здоровья, развитого интеллекта, глубокой культуры и хорошего воспитания. Развитое чувство юмора упрощает, облегчает и украшает общение.

14.Б ольшое терпение и любовь к детям кроме профессиональной подготовки, требуется от медицинского работника при уходе за ребенком.

15.Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их более развитые здоровые сверстники.

16.У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают навязчивые страхи: боязнь белых халатов, одиночества, страх боли, страх смерти и т.п. В связи с этим у таких детей часто развиваются вторичные невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание, тики и т.п.). Медицинский работник должен помочь ребенку преодолеть страх.

17.Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются.

18.Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.п.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинского персонала обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

19.Доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей, способствует формированию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения и повышению эффективности лечебного процесса.

20.Честность в общении с ребенком, они не терпят лжецов. Доверие ребенка легко потерять, если однажды не выполнить обещанного или солгать.

Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.

Медицинская деонтология предъявляет особые требования к медицинской сестре педиатрического профиля.

1. Родители бывают разные. Хороших людей больше.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарностью им за их нелегкий труд.

2.Трудные родители, и с ними надо работать.

2. Общаться с родителями обязательно.

3. При общении с родителями не поступаться необоснованным требованиям.

5.Медсестра должна быть близка с пациентами и их родителями.

Медицинская сестра обычно постоянно находится около пациентов, непосредственно общается с их родителями и поэтому должна всегда учитывать их психические особенности, чувства, переживания, суждения и их психосоматическое состояние.

6.Чуткость, внимательность к родителям.

При общении с родителями большое значение имеет чуткость, умение внимательно выслушать родителей и желание понять их переживания, подбодрить родителей сочувственным словом, убедить в необоснованности их опасений.

Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и родителями пациентов доверия.

Медицинская сестра должна сохранять в разговоре умеренность тона, выдержку, всегда оставаться тактичной.

9. Собственное достоинство.

Проявляя в отношении сотрудников и больных чуткость, душевность, нежность и ласковость, медицинская сестра должна сохранять чувство собственного достоинства. Никогда не следует забывать, что между медицинской сестрой и больными всегда должна оставаться определенная дистанция, переступать грань которой непозволительно никому.

10. Грубость, черствость, бесчувственность и хамство непозволительны.

Медицинская сестра в общении не должна позволять себе грубости, черствости, невежливости и других отрицательных качеств. В медицинской среде не могут быть терпимы даже отдельные случаи душевной глухоты и бесчувственности.

11.Снисходительность к странностям родителей.

Во взаимоотношениях с родителями ребенка медсестра обязана быть снисходительной к их странностям, убеждениям, предрассудкам, верованиям. Если родители - люди глубоко верующие, не следует выражать свои атеистические убеждения. Но при этом фальшь в такой же степени недопустима.

12.Четкость и правильность изложения мысли.

Речь медсестры - важный инструмент её воздействия на родителей ребенка. В беседах с ними следует ясно и четко выражать свои мысли, чтобы они были понятны больным и оказали свое действие.

Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родственники.

Рекомендации по общению в родителями :

Постучитесь и спросите разрешения зайти в палату

Представьтесь, расскажите, какие ваши обязанности по отношению к ребенку

Спросите, удобно ли сейчас беседовать. На каком языке разговаривать?

Обращайтесь к матери и ребенку по имени

Старайтесь во время беседы быть на одном уровне с родителями (можно присесть на стульчик, кресло)

Родители должны видеть выражение вашего лица

Говорите спокойно и уверенно, не повышая голос.

Вначале спросите, как дела и какие проблемы есть у матери?

Выслушайте внимательно и запомните важную информацию.

Во время разговора смотрите на лица родителей, проявляйте внимание и сочувствие.

Позвольте родителям записать важную информацию.

Не спешите. Наблюдайте за реакцией родителей, их мимикой.

При появлении раздражения или растерянности остановитесь и спросите, что именно не понятно.

Говорите простыми доступными словами.

Ни в коем случае не обманывайте родителей

Говорите о том, что знаете. Предложите родителям получить более сложную информацию у лечащего врача.

После разговора спросите, какие вопросы возникли. Все ли понятно.

Попросите мать коротко повторить информацию!

Внимательно выслушайте ее, не перебивая и не дополняя. Лишь потом добавьте или исправьте сказанное матерью.

Для получения информированного согласия - дайте бланк и ручку

Допускается использование уменьшительных ласковых слов во отношению к недоношенному , но время от времени обращайтесь к новорожденному по имени

Избегайте категоричности, приказного тона.

Если важно что-то выполнить – объясните, почему.

В иных случаях просто давайте совет, не приказывайте.

Обычно медсестры знают, какую информацию давать родителям, какие вопросы они задают чаще.

После каждой беседы родители запоминают от 10% до 30% информации. Вам придется ее повторять не один раз. Возможно, лучше дать информацию в напечатанном виде (бюлетени, плакаты, фотографии и рисунки, дневник…)

Попросите прочитать информацию к определенному времени, а потом подойдите и спросите, все ли понятно. Задайте “контрольный” вопрос в необидной форме

Не давайте лишней информации, с деталями и подробностями.

Сохраняйте медицинскую тайну о других пациентах

Неожиданный вопрос родителей может застать вас врасплох

Не пугайтесь! Вы все равно знаете больше.

Переспросите, это даст вам время собраться с мыслями

Может, вы не так поняли вопрос!

Вы можете дать полный ответ, или ответить частично, но не обманывайте родителей. Предложите родителям обратиться за информацией к врачу

Чтобы обезопасить себя от ошибок, нарушения прав пациента и своих прав, нужно знать законы, свои права и обязанности.

Не берите на себя больше, чем записано в ваших должностных обязанностях, больше, чем записано в листе назначений или истории болезни

Работайте спокойно. Если родители отказываются от процедуры, спросите, готовы ли они письменно зафиксировать свой отказ, и обратитесь к врачу.

Не обговаривайте с родителями врачебные назначения, работу других медсестер или персонала, другие истории болезни и других пациентов,

Не спешите высказать свое мнение о назначениях врача, назначенных исследованиях.

В педиатрии, пожалуй, как ни в какой другой медицинской клинической специальности, особое значение приобретают вопросы взаимоотношений медицинского персонала с родителями (главным образом, матерями) здоровых и больных детей. В деятельности детской медицинской сестры поликлиники эти взаимоотношения занимают большое и важное место.

ВложениеРазмер
statya_10.06_sots_pedag_aspekty.docx 20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – психологические особенности взаимодействия с родителями пациентов среднего медицинского персонала детской поликлиники

Положение этих матерей осложняется тем, что нередко они вынуждены оставить работу, что отражается иногда и на семейном бюджете. Вся жизнь семьи, где имеется ребенок с хроническим неизлечимым заболеванием и особенно умственно отсталый, грубо нарушается. В таких условиях иногда расстраиваются отношения между супругами, жизнь отягощается взаимными обвинениями, упреками, ссорами. В результате некоторые матери заболевают сами.

Проблема взаимоотношений среднего медицинского персонала и больного на протяжении столетий является актуальной не только для

медицины, но и для общества в целом. В педиатрии цепь взаимодействия

является трехчленной: медицинский персонал - ребенок-родитель, что создает дополнительные социально-психологические проблемы.

Работа медицинского работника детской поликлиники сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому средний медицинский работник должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.

Анализируя деятельность средних медицинских работников, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи работников разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности медицинского работника. Успешность работы находится в определенной зависимости не только от профессионального мастерства, но и от личностных качеств, особенностей психики, свойств нервной системы, направленности личности.

Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи детям, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, могут быть связаны с личностными качествами, степенью эмоционального выгорания, а также обусловлены уровнем социально – психологического профессионализма средних медицинских работников.

В организации работы средних медицинских работников в любом лечебно-профилактическом учреждении педиатрического профиля, важную роль играет специфическое общение, в первую очередь с ребенком и его родителями. Качество социально – психологической деятельности среднего медицинского работника в отделении детской поликлиники не удовлетворяет современное общество (насколько можно судить по отзывам родственников детей, количеству нелицеприятных публикаций в средствах массовой информации). В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациента приобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником – ощущение поддержки. Если больной ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда медицинская сестра проявляет понимание, и ребенок и его родители уверены, что их жалобы услышаны, зафиксированы в сознании. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:

- контакт с детьми облегчают их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов.

Таким образом, назрело основное противоречие между социальной потребностью в квалифицированном, компетентном медицинском работнике, способным к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач и уровнем социально – психологической подготовки сестринского персонала.

Для снятия этого противоречия необходимо разрешение проблемы процесса профессионального становления средних медицинских работников в социально – психологической деятельности, что позволит полнее использовать человеческий фактор в здравоохранении.

Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности.

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родители.

Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.

Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60 – 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому.

Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих.

Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении пациентов огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.

Особенности психологии общения в домах престарелых.

Дом престарелых – коллектив. Его можно сравнить с большой семьей, где – в благоприятных условиях – господствует мир и гармония. Но эта гармония может быть и легко нарушена из-за несоответствующего поведения отдельных больных и психологических ошибок руководства и обслуживающего персонала.

Большое влияние на атмосферу дома престарелых оказывает и настроенность лечащего персонала и руководства. Бывает, что сестры умеют прекрасно обращаться со стариками, и это доминирует в их работе.

Часто конфликты и столкновения возникают и на почве эмоциональных, любовных, сексуальных проблем.

Немало забот причиняет группа больных, вечно критикующих питание,

трудности сопряжены с желанием жильцов домов престарелых держать домашних животных.

Об атмосфере, господствующей в доме престарелых, можно судить уже по оборудованию, обстановке: теплота, домашний уют или же холодная стерильная чистота, нерушимый порядок, до педантизма, тяжелым грузом давящего на стариков, мучительная необходимость поддерживать такой порядок, формализм во всем.

Важную роль играют и все работники дома престарелых. Нужно, чтобы сестры, сиделки, социальные работники разбирались в тех проблемах, с которыми приходится встречаться в ходе работы в доме престарелых.

Читайте также: