Критериальное оценивание на уроках физики доклад

Обновлено: 04.05.2024

Жизнь человека, его судьбу во многом определяет то, что он знает, что умеет, может ли думать и действовать самостоятельно, способен ли достойно и по- деловому общаться. Поэтому многообразие источников информации, которыми владеют школьники, побуждает учителя к применению новых форм учебного процесса.

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

По мнению Н.А. Раюшкиной (канд. психол. наук, директор ГБОУ Гимназия N° 1404 Гамма ", г. Москва), Т.В. Оксюкевич (зав. каф. естественных наук ГБОУ Гимназия № 1404 "Гамма ", г. Москва), Е А. Андреевой (учителя английского языка ГБОУ Гимназия № 1404 "Гамма", г. Москва) на уроках физики можно использовать оба вида критериального оценивания: формирующее и констатирующее оценивание.

Формирующее оценивание осуществляется по мере овладения учащимися основными знаниями, умениями и навыками изучаемой темы. Этот вид оценивания позволяет обеспечить обратную связь между учеником и учителем: помогает ученику корректировать работу, а учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу. Формирующее оценивание отличается от текущего контроля тем, что оценки, полученные в процессе изучения темы, выполняют только информативную и корректирующую функции.

Констатирующее оценивание проводится в конце изучения темы или раздела. Цель данного оценивания: дать возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме, а учителю - вынести заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки.

Констатирующая оценка выставляется по критериям максимально адаптированным для каждого года обучения. Такой подход помогает обеспечить прежде всего обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (учителям, ученикам и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем содержательнее обратная связь, тем конструктивнее может быть ответная реакция.

Для проведения формирующего оценивания на данном уроке разработала инструктивные карты учащихся. Инструктивная карта включает в себя контрольно измерительные материалы разного уровня сложности, позволяющие учителю и ученику проверить сформированность результатов обучения у школьника по данной теме.

Инструктивная карта учащегося 7 класса _____

Плотность - физическая скалярная величина, равная отношению ________________________________

Плотность обозначается буквой __________________________________________________________

Плотность вычисляется по формуле_______________________________________________________

Плотность измеряется ___________________________________________________________________

Физический смысл плотности вещества заключается в том, что она показывает какая масса вещества____

Плотность вещества зависит от___________________________________________________________

определив с помощью взвешивания __________________, измерив_________________ и рассчитав _______________

Приборы и метериалы__________________________________________________________________

План проведения эксперимента_______________________________________________________________

Начинаем работу с учащимися с подписывания инструктивных карт. Затем им предлагается самостоятельно выполнить задание № 1 первой части в течение 4 минут, не используя рабочие тетради и учебники. По истечении отведённого времени учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность выполненного задания, выставляя в своей работе за каждую правильно записанную фразу по одному баллу. Самоконтроль школьники осуществляют сравнивая свои работы с эталоном представленным учащимся на слайдах.

После выполнения задания №1 первой части, ребятам выполнившим его полностью правильно предлагается выполнить второе задние данной части в течение 3 минут, а тем кто допустил ошибки ещё раз просмотреть ответы на задание №1 и осуществить устный взаимоконтроль по данному заданию. Для организации взаимоконтроля учитель формирует пары переменного состава из ребят допустивших ошибки. По истечении отведённого времени осуществляется взаимоконтроль ответа на второе задание в парах переменного состава по эталону. Эталон ответа на второе задание формируется в результате фронтального опроса.

Далее учащиеся решают экспериментальную задачу по определению плотности плитки шоколада, используя алгоритм решения и оформления экспериментальных задач, предложенный в инструктивной карте в течение 12 минут. В ходе контрольно-оценочной деятельности каждый, выставляет себе баллы, используя рубрикатор оценивания решения экспериментальной задачи и эталон решения задачи на слайде. Одновременно организуется обсуждение выполненного задания, при необходимости учащимися корректируют свои ответы.

Рубрикатор оценивания решения задач составляется учителем на основе планируемых результатов по данной теме, причем наполнение рубрик меняется в зависимости от содержания темы, проверяемых данной работой умений и УУД. Рубрикаторы позволяют учителю и ученику поэлементно анализировать каждую работу, что дает возможность отслеживать, уровень сформированности предметных знаний и УУД каждого ученика.

Рубрикатор оценивания решения экспериментальной задачи

Критерий D - научное исследование (6 баллов)

Сформулирована цель работы

Сформулирована гипотеза, соответствующая поставленной цели

Правильно указаны известные физические величины, физические величины которые необходимо измерить и вычислить в ходе эксперимента

Правильно сделан схематический рисунок

Эффективно выбрана система фиксирования результатов эксперимента

В логической последовательности описан порядок выполнения работы

Критерий Е - обработка данных (4 балла)

Результаты всех измерений занесены в сводную таблицу

Правильно записана расчётная формула

Произведён расчёт искомой величины

Сформулирован чёткий обоснованный вывод

Критерий F - практические навыки (5 баллов)

Эксперимент проведён самостоятельно, с соблюдением техники безопасности и при поддержки сотрудничества с другими обучающимися

С достаточной степенью точности проведены измерения

Следующим заданием является творческое задание. Время выполнения которого 7 минут. По окончанию работы каждый выставляет себе баллы по рубрикатору, а в ходе обсуждения выполненного задания могут внести коррективы в выставленные баллы.

Рубрикатор оценивания творческого задания

Критерий В - коммуникация в науке (8 баллов)

Обучающийся способен передать полученную им информацию

Правильно выбран объект задачи

Правильно выявлены признаки объекта

Правильно использует научную терминологию

Критерий С - научные знания и понимание (8 баллов)

Обучающийся демонстрирует понимание изученного материала

Правильно устанавливает причинно-следственные связи

Правильно применяет изученный материал в новой ситуации

Критерий F - практические навыки (4 балла)

Правильно оформлена краткая запись условия задачи

Правильно записана расчётная формула

Произведён расчёт искомой величины

Правильно выполнена проверка решения задачи по размерности

После проведения формирующего оценивания учитель проводит рефлексию деятельности и обсуждение результатов учащихся, для планирования последующей деятельности по изучению темы.

Для учета индивидуальных достижений учащихся ведётся карта учета индивидуальных достижений. Карта достижений представляет собой таблицу, в графы которой вносятся все основные достижения учащихся по предметным критериям оценивания, дается общая характеристика успехов ученика. Карты составляются по изучаемой теме или по определённому уроку.

Цель: формирование оценочной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО.

Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений в том, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования.

Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предлагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать:

  • познавательная деятельность,
  • информационно-коммуникативная деятельность,
  • рефлексивная деятельность.

Одним из вариантов оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на повышение мотивации обучающихся.

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

  • оценивается только работа учащегося;
  • работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
  • учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
  • оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.
  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
  3. Улучшить качество преподавания.
  4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
  5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
  6. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
  1. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
  2. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
  3. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
  4. Овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности;.
  1. Получать доказательства уровня обученности ребенка.
  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

4. У становить в процессе обучения обратную связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;

  • Текущее, рубежное и итоговое оценивание должно основываться на содержательных критериях. Содержательные критерии соответствуют планируемым результатам за определенный период времени.
  • Для определения критериев в ходе рубежного контроля необходимо соотнести требования стандарта и программы.
  • Критерии оценки разрабатываются совместно с обучающимися или сообщаются учителем. Обучающиеся обязательно включаются в процесс самоконтроля и самооценки результатов деятельности на основе критериев.
  • Критериальное оценивание используется и при всех формах отметочного и безотметочного обучения: отметках, баллах, зачтено - не зачтено, процентах и т.п.
  • Критериальный подход предполагает задание критерия заранее, до выполнения работы. Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата или в какой мере достиг.
  • Самооценка ученика предшествует оценке учителя и при не совпадении комментируется.
  • При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей

Таким образом, мы видим, что критериальное оценивание снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании, являющемся важнейшим компонентом образовательного процесса.

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • Для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка.
  • Наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения.
  • особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика.

- Технология осуществления критериального подхода

В программе соответствующего УМК, выделяем результаты обучения по теме.

  • Описывать значение Солнца для жизни на Земле.
  • Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.
  • Знать сезонные изменения в природе.
  • Владеть элементарными приемами чтения карты.

Значит, для рубежного контроля могут быть следующие критерии :

- Описывать значение Солнца для жизни на Земле.

1. Умение объяснять значение Солнца для жизни на Земле.

- Определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.

2. Умение определять стороны горизонта.

- Владеть элементарными приемами чтения карты.

3. Умение называть и показывать материки, океаны, государство Россия.

- Знать сезонные изменения в природе.

4. Умение приводить примеры сезонных изменений в природе

- соответствуют ли критерии оценки планируемым результатам обучения?

- соответствуют ли подобранные задания критериям оценки планируемых результатов обучения?

Разработать фрагмент листа оценки образовательных достижений на основе планируемых результатов по предложенной теме.(см приложение 2,3)

  1. Записать критерии, исходя из планируемых результатов
  2. Записать образец задания по каждому критерию
  3. Определить максимальный балл за каждое задание.
  4. Если максимальный балл больше 1, разработать показатели по данному критерию.
  5. Разработать шкалу перевода баллов в отметку.

3. Планируемые результаты по итогам занятия:

1. Актуализированы представления педагогов о критериальной системе оценивания планируемых результатов обучения.

2. Проанализирован Лист оценки достижений планируемых результатов по теме «Введение. Первоначальные сведения о строение вещества

- соответствие критериев оценки планируемым результатам обучения;

- адекватность заданий критериям оценки планируемых результатов обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка образовательных результатов.

Материал по внутришкольному контролю.

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. .

Виды педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

Успех процесса обучения английскому языку, равно как и другим дисциплинам, во многом зависит от заинтересованности учеников и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и .

Оценка образовательных результатов младших школьников для урока через применение технологии проектирования

презентация об оценочно- отметочной системе в школе и о роли самооценки у младших школьников.


ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТОРА ТЕСТОВ SunRav TestOfficePro ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ФИЗИКЕ


Критериальное оценивание образовательных результатов по математике

Презентация к выступлению на региональной научно-практической конференции "Преподавание математики в условиях реализации ФГОС нового поколения: от теории к практике".

В настоящем учебно-методическом пособии в рамках компетентностного подхода, рассматривается проблема критериального оценивания учебных достижений учащихся с целью развития познавательного интереса к изучению школьного предмета физики.

Во Введении, авторы раскрывают актуальность исследуемой темы. Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования в XXI веке становится компетентностный подход. В соответствии с этим, к выбору технологии оценивания, необходимо подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериального оценивания результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

В этой части рассматривается проблема, с которой учителям приходится сталкиваться на практике: это низкие отметки из-за низкого уровня или отсутствия у отдельных учащихся познавательного интереса к процессу учения. В качестве инструмента в решении данной проблемы, авторы предлагают применять критериальное оценивание учебных достижений учащихся. Авторами предложены критерии оценивания учебных достижений учащихся на уроках физики и дано их обоснование. Поскольку, критериальное оценивание, выполняет функцию обратной связи, то ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. При определении уровня учебных достижений по физике оценивается: владение теоретическими знаниями; умение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др.); владение практическими умениями и навыками при выполнении лабораторных работ, наблюдений и физического практикума.

Во втором разделе представлены разработанные авторами критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся при: устном ответе, выполнении творческих работ (реферата, заполнения таблицы, эссе) и лабораторных работ.

В издание включены все необходимые материалы для полноценного, эффективного проведения уроков физики. Предусмотрено применение различных форм оценивания и рефлексии. В частности предложены разработанные авторами проверочные листы самооценки. Проверочные листы самооценки с указанием критериев оценивания показывают, за какие достижения ученик будет получать баллы. Это поможет учащимся, заранее оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы. Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки. Критерии должны быть довольно четкие. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать.

В заключении, авторами, представлены выводы по итогам педагогического исследования и на их основе выработанные рекомендации. В результате проведенного исследования, о влиянии критериального оценивания на развитие познавательного интереса к предмету, отмечаются положительные изменения. В процессе наблюдения были замечены:

2. Эмоциональные проявления учащихся: в речевых реакциях восклицаниях, в обмене мнениями с соседом; в наступившей тишине, которая свидетельствует о взволнованности учащихся; в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящее в классе.

3. Участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы и выполнение индивидуальных заданий, и рациональное использование свободного времени.

Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение данного подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях.

Результат использования всех видов оценивания на уроках, дало стимул для дальнейшей работы, многое из того, что для учителей исследователей данной темы казалось неразрешимой проблемой, сейчас кажется преодолимым.

Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами, заложенными в образовательную программу.

Критерии оценки

Ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

При работе с такой системой требуется типизация ошибок и недочетов (Табл.2).

Виды ошибок

Критерии ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

Неумение выделить в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

При работе с такой шкалой оценивается не то, что ученик знает и умеет, а то, что у него пока не получается. Кроме того, размытость формулировок об ошибках и недочетах иногда приводит к необъективности выставления оценок.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о фрагментарности знаний по предмету, при этом дальнейшее обучение такого ученика практически невозможно. Таким обучающимся требуется не только помощь в изучении отдельных предметов, но и в формировании мотивации к учению.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической подготовки, о невозможности освоения и половины планируемых результатов. Учитель в этом случае должен понимать, что у таких обучающихся (по статистике они составляют около 10%) наличествуют значительные пробелы в знаниях, они практически не владеют необходимыми способами деятельности. Поэтому при их обучении необходимо проводить специальную предметную диагностику и строить индивидуальную траекторию обучения для достижения ими базового уровня.

Базовый уровень достижений соответствует достижению учебных действий с опорной системой знаний в рамках данного круга предметной области. Базовый минимум соответствует планируемым предметным результатам учения и позволяет такому обучающемуся и позволяет без коррекции переходить к другому кругу предметной области.

Повышенный и высокий уровни свидетельствуют не только об овладении учебными действиями в рамках очерченного круга предметной области, но и о широте интересов, о стремлении к развитию кругозора, об успешном формировании мышления. У этих обучающихся следует развивать и укреплять интерес к изучаемому предмету.

К базовому уровню следует отнести задания, которые ученик сможет выполнить сам или при минимальной помощи учителя. Так, базовому уровню в физике соответствуют задания:

- на узнавание физических явлений по описанию их признаков или наблюдению;

- на поиск в тексте определения физической величины или явления, определение по описанию его признаков;

- на сопоставление условного обозначения физической величины и единицы ее измерения;

- на знание основных физических законов и умение применять их на практике при решении простейших физических задач по алгоритму;

- на выбор правильного ответа из данных графика, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка.

Достижение учащимся базового уровня позволяет учителю предлагать более сложные задания (повышенный уровень). Это могут быть задания, в которых приходится:

- осуществлять перевод единиц в систему СИ;

- задания, в которых самостоятельно составляется таблица, схема, план по параграфу учебника или по физическому тексту;

- ответ как на прямые вопросы по тексту, так и на вопросы, требующие сопоставления различных блоков информации;

- задания, в которых необходимо установить причинно – следственные связи;

- задания на составление структурно – логической схемы по тексту;

- проводить анализ информации, представленный графиком, схемой, таблицей и т.д.;

- формулировать определение физической величины и уметь сопоставить его с формулой;

- проводить алгебраические преобразования формул, поверять правильность преобразования по физическому смыслу величины;

- уметь найти сходство и различие объектов по основному признаку, уметь группировать объекты;

- уметь выделить существенные свойства объекта или явления;

- уметь решать задачи по алгоритму с применением нескольких формул;

- уметь решать задачи на применение знаний в незнакомой ситуации.

Устойчивый интерес к предмету, основательная подготовка позволяет ряду учащихся перейти на высокий уровень достижений. При этом такие учащиеся осваивают выполнение следующих заданий:

- составление таблиц, вопросов, структурно – логических схем по всей теме;

- иллюстрирование материала своими примерами;

- поиск и сопоставление информации по теме с использованием различных источников;

- установление логической связи между элементами, физическими величинами и явлениями;

- применение структурно – логических схем при решении задач;

- при решении графических задач проводить экстраполяцию, искать по графику неявную величину, устанавливать функциональную зависимость между величинами;

- объяснять зависимость между величинами на основе соответствующей теории, уметь осуществить математическую запись такой зависимости;

- формулировать определение величины и закона по формуле и наоборот;

- проводить математическое преобразование формул и проверять правильность преобразования по физическому смыслу величины;

- выполнять задания на доказательства, установление причин явления или процесса;

- задания на решение задач, требующих привлечение информации из других тем;

- задания на составление задачи по схеме;

- задания на решение задачи разными способами;

- задания творческого и исследовательского характера.

Подобная типизация позволяет учителю легко классифицировать задания при подготовке письменных работ, т. к. в литературе они не всегда делятся на уровни. Подобрав задания с учетом уровня, учитель вправе ожидать соответствующий результат.

Предметные знания и умения по физике

описать физические явления

основных физических законов

объяснять физические законы

основных понятий и физических терминов

· давать точные определения понятий и терминов;
· пользоваться физической терминологией

· буквенных обозначений физических величин;
· основных формул, определяющих физические величины и выражающих физические законы

пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей.

названий, устройства и принципа действия основных физических приборов и другого физического оборудования

· обращаться с физическими приборами и оборудованием;
· проводить основные физические измерения (прямые и косвенные);
· ставить несложные физические эксперименты.

· производить несложные математические операции;
· проводить расчеты на основе изученных формул;
· решать физические задачи

· применять физические закономерности для объяснения явлений природы;
· применять физические закономерности для объяснения действия устройств и установок большой и малой техники.

применять знания в области основных физических теорий к объяснению отдельных явлений и законов

работать с учебником (учебным текстом);

Основные представления…

- о материальности мира, его познаваемости;
- процессе развития науки;
- историческом развитии физических знаний;
- роли физики в общем историческом развитии человеческой цивилизации;

- роли физики в развитии других областей человеческого знания (естественные науки, медицина, техника и пр.)

Учитель должен совершенно отчетливо представлять себе, какие предметные знания и умения должны приобрести его ученики по каждой теме. Тогда он сможет сформулировать и предъявить учащимся четкое описание требований к их знаниям и умениям. Анализируя каждую тему, учитель устанавливает основные вопросы, по которым ученики должны иметь точные и прочные знания, и менее важные вопросы, по которым достаточно иметь только представление.

Внешний контроль, осуществляемый учителем с целью определения уровня достижений обучающегося, традиционно можно проводить в устной и письменной форме.

К формам текущего письменного контроля относятся:

- физический диктант, целью которого является проверка знаний и умений учащегося, информация о пробелах в знаниях, готовность воспринимать новый материал, а так же контроль домашнего задания;

- кратковременная самостоятельная работа, целью которой является оперативный контроль знаний, умение работать с формулами, проводить математические вычисления, переводить величины из одной системы в другую;

- тестовая самостоятельная работа, которая позволяет выявить знания и умения по текущему материалу, остаточные знания, позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;

- релейная контрольная работа, позволяющая осуществить контроль усвоения текущего материала и формирование умений в рамках темы;

- тематическая контрольная работа, позволяющая провести итоговый контроль и выявить результаты обучения в рамках темы;

- зачет, с помощью которого осуществляется индивидуальный итоговый контроль.

Во все виды работ учитель включает задания, определяемые основными вопросами в теме (базовый уровень), дополняя их в определенном соотношении заданиями повышенного и высокого уровня. Задания могут быть расчетными и качественными.

Читайте также: