Кристобаль де молина доклад о сказаниях и обрядах инков

Обновлено: 05.07.2024

Инкское право или Законы Инков — правовая система, возникшая на основе Андских культур и развивавшаяся вплоть до падения Империи Инков в 1533 году, затем в Новоинкском государстве в Вилькабамбе до 1572 года, и просуществовавшая несколько десятилетий[1] (а в отдельных случаях и несколько столетий) после испанской конкисты, благодаря как специфике высокогорных обществ, где европейские порядки вызывали возмущения местных жителей, так и отлаженной системе исполнения.

1. Исторические источники

Основными историческими источниками являются хроники испанских и перуанских историков, доклады испанских колониальных чиновников, миссионеров, солдат и полководцев. Главные из них составлены такими авторами или группами авторов (в хронологическом порядке):

· Хуан де Бетансос (1551) — солдат и переводчик индейских языков (кечуа); он приводит законы, касающиеся криминального и семейного права.[3]

· Поло де Ондегардо, Хуан (1572) — единственный юрист, давший правовую оценку Законам Инков (исходя из реалий Испанского имперского права второй трети XVI века), также подразделив многие законы инков на отрасли права. Многие доклады этого правоведа до сих пор находятся в рукописях (Национальная Библиотека Мадрида) и полностью не изданы.[6]

· Сармьенто де Гамбоа, Педро (1572) — знаменитый испанский путешественник и астроном, грамотно составивший генеалогию инков, где перечислил некоторые законы инков.[7]

· Молина, Кристобаль де (1575) — священник; в основном осветил законы религии и культа.[8]

· Акоста, Хосе де (1589) — являясь католическим миссионером и, одновременно, естествоиспытатель, не оставил в стороне ряд законов инков, описав их.[9]

· Блас Валера (до 1597) — похоже, привёл максимальное количество законов, бытовавших у Инков, но многие его работы утрачены, и частично попали в сводный по государству Инков исторический труд Гарсиласо де ла Веги.[10]

· Анонимный иезуит (1595?) — единственный автор (начало XVII века), собравший — предположительно на основе сведений или рукописи Бласа Валеры — вместе законы инков в виде некоего свода, подразделив их на статьи. Правда, хорошо видно, что в его свод попали не все законы, а лишь касавшиеся: языка, криминального и семейного права, управления.[11]

· Авила, Франсиско де (1608) — перуанский священник, собравший у местного населения (инки, кечуа, юнги, мочика) уникальные мифы в конце XVI — начале XVII веков в провинции Варочири, что неподалёку от Лимы, также включив ряд древних обычаев и законов.[12]

· Инка Гарсиласо де ла Вега (1609) — историк, составивший свою книгу из различных источников, и сам не сильно владел достоверной информацией о законах, поскольку к моменту написания своей книги жил в Испании далеко от родины Перу уже более 40 лет. У него законы не собраны вместе, а распределены по всему тексту в различных местах, но количество самих законов многочисленно.[13]

2. Использование кипу для записи законов

Основными принципами Инкского права были справедливость и чрезвычайная строгость наказания, как результат. В ряде случаев, отмечаются законы настолько нетипичные для европейских моделей (особенно упомянутые Анонимным Иезуитом)[11], что ставят их в отдельный ряд, как заслуживающих внимания исследователями: правоведами и историками.

Основные заповеди инков:

· Ama quellanquichu — Не ленись.

· Ama llullanquichu — Не лги.

· Ama suacunquichu — Не воруй.

· Ama huachocchucanqui — Не прелюбодействуй.

· Ama pictapas huanuchinquichu — Не убий.[15]

Главным законодателем, по андской традиции, являлся правитель Пачакутек Инка Юпанки, установивший многочисленные законы, и реформировавший старые.

Ряд известных законотворцев упомянут в книгах Фернандо де Монтесиноса.

1. Фернандо Мурильо де ла Серда. Письмо о знаках, использовавшихся Индейцами до завоевания, 1589 (пер. А.Скромницкий).

2. Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas. — Madrid, Ediciones Polifemo, 2004. Edicion, introduccion y notas: Maria del Carmen Martin Rubio. ISBN 84-86547-71-7

3. Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas.

5. RELACION DEL ORIGEN, DESCENDENCIA, POLITICA Y GOBIERNO DE LOS INCA (1555).

6. Хуан Поло де Ондегардо. Доклад о происхождении Инков, и о том, как они расширили свои завоевания, 1572" (пер. А.Скромницкий — Киев, 2009)

9. Acosta, Joseph de, Historia natural y moral de las Indias. Parte 1 — 1590

11. Chiara Albertin (ed.). De las costumbres antiguas de los naturales del Peru. — Iberoamericana, Vurvuert, 2008

14. Carlos Radicati di Primeglio, Gary Urton. Estudios sobre los quipus. Lima, UNMSM, 2006, p.120

15. Peru. History of the Coca. — New York, J. H. VAIL & COMPANY, 1901, стр. 41

Войти через uID

Название: Доклад о Сказаниях и Обрядах Инков
Автор: Кристобаль де Молина.
Год: 1837


"Завершив сотворение племен и народов, и назначив им одежды и языки, Создатель отправил солнце вверх на небеса, с луной и звёздами, каждого на его место. Создатель, которого на языке индейцев называют Пачаячачи[Z9] [Pachayachachi] и Тексивиракоча [Tecsiviracocha], что значит непостижимый Бог, после того шел по горной дороге, из Тиаванако, навещая и наблюдая все народы, и проверяя, как они начали расти в числе, и как исполняют его наказы. Он обнаружил, что некоторые народы восстали и не повинуются его повелениям; потому он превратил огромное их количество в камни, обликом схожие на мужчин и женщин, с той же одеждой, какую они носили.























© Проект ИСИДА. Исследовательское Сообщество по Изучению Древних Артефактов. Проект ИСИДА/ISIDA Project/ 2013-2019

Вокруг майя, ацтеков, инков и прочих племен Нового Света накопилось множество исторических мифов. Были ли они дикарями или носителями цивилизации? Сколько их осталось и почему? Как они относились к незваным гостям? Когда, с кем и почему воевали? На эти и другие вопросы отвечает историк-медиевист Андрей Миллер в специальном материале для Concepture.

Но это я оставлю индианистам, специализирующимся на конкретных народах, территориях и периодах. Здесь стоит обозначить, что моя специализация – все-таки история освоения Нового Света европейцами, прежде всего испанцами. Так что коренное население я изучаю потому, что невозможно разобраться в каком-то конфликте, глядя на него лишь с одной стороны.

1. Индейцев почти полностью истребили


Скажем, из 133 миллионов мексиканцев (сравнимо с населением РФ) индейцев уже целых 30%, а 60% населения являются метисами. Почти 2 700 000 человек являются носителями языков науа (к таковым когда-то относились ацтеки), а на майанских языках говорит еще примерно миллион.

Из 16 миллионов эквадорцев 25% – индейцы, 65% – метисы. Те же 25% индейцев в 32-миллионом Перу (и 60% метисов). А среди 11 миллионов боливийцев коренные народы и вовсе преобладают: их 55% (еще 30% – метисы). В стране, помимо испанского, еще 36 официальных языков. Схожая ситуация по населению в Гватемале.

К числу носителей языков кечуа (основных для империи инков) сегодня относится порядка 14 миллионов человек, а на языке аймара говорит более 3 миллионов. На гуарани говорит почти 5 миллионов.

Речь совсем не о горстках людей в резервациях. При этом в Южной Америке остались и неконтактные племена, вообще не тронутые цивилизацией.

Словом, индейцев южнее Техаса и за исключением Карибских островов (где их действительно в основном истребили еще на начальном этапе колонизации, чему есть ряд причин со стороны как этих индейцев, так и колонистов) очень и очень много. Местами они преобладают, и в большей части Латинской Америки до сих пор играют существенную роль – как культурно, так и политически.


В отдельных областях они добились хорошего уровня технического прогресса: одни гидротехнические сооружения чего стоят – вот тут уровень и правда выше Европы. Да и архитектура ацтеков произвела на испанцев впечатление. Медицина была неплохой (хотя она в общем-то везде будет ужасна до XIX-ХХ веков). Культурные достижения? Тоже были: как-никак, дошло до такого вида искусства, как драматургия. А это примета культуры довольно развитой.


И да, Теночтитлан на момент своей гибели был сравним по населению с Лондоном. Он впечатлял во всех отношениях. Правда, такой великий город на два материка был всего один… Но вместе с тем были моменты катастрофического отставания даже не просто от Европы, а от всего мира, кроме разве что совсем дикой Австралии. Даже включая немусульманскую Африку…

Ацтеки и майя не знали металлургии, технически находясь в каменном веке (единичные находки бронзовых/медных изделий созданы гораздо южнее и были куплены). Инки до бронзы дошли, однако они не имели письменности. Кроме того, все эти народы не сумели создать известное в древности колесо: оно до прихода европейцев так и осталось только деталью детских игрушек.

Не было и ездовых животных, но тут надо сделать скидку на то, что в Америке отсутствовали идеально подходящие для этого лошади – а местных животных и запрячь далеко не так удобно. Как только кони в Америке распространились, индейцы освоили их очень быстро.

А уж про астрономию – это действительно репертуар РЕН ТВ. Да и насчет медицины всё не так однозначно: с приходом испанцев европейская почему-то стала пользоваться огромной популярностью.

Хотелось бы добавить, что если майя – цивилизация и правда древняя (родом еще из времен европейской Античности), то говорить так об ацтеках и инках затруднительно. Государство ацтеков возникло и окрепло в XIV–XV веках – это тот период, когда в Европе шла Столетняя война. Империя инков немногим старше – XIII век, времена последних Крестовых походов.

Однако из этого заблуждения прямо в духе диалектического материализма (нет, автор статьи и не носит усов и не бреет голову) происходит и противоположное…

3. Цивилизация была у майя, ацтеков и инков, а остальные – дикари

Как-то так многие себе всё и представляют. Зря.

Начнем хоть с той же архитектуры. Взять Чичен-Ица, знаменитый индейский город в Мексике (кстати, испанцы застали его уже заброшенным, как и Мачу-Пикчу). Он не весь построен майя – существенная часть застройки относится к периоду, когда в этом месте жили тольтеки. У тольтеков тоже было весьма приличное государство, расцвет которого пришелся примерно на то время, когда в Европе хозяйничали викинги. Однако в XIII столетии тольтеки были уничтожены агрессивными соседями.


Чичен-Ица – политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан в Мексике

Но углубляться в эту тему мы не будем, потому что вопрос тольтеков дискуссионный в индианистике. Трудно отделить реальность от мифов о народе-предтече, которые широко распространились среди индейцев к моменту прибытия колонистов из Европы.

Потому и результаты войны совсем другие. Мапуче как свободный народ пережили Испанскую империю – окончательно умиротворили их уже независимые государства Латинской Америки. Эти суровые краснокожие до сих пор сохраняют национальную идентичность и весьма активно отстаивают свое в Чили. А всё благодаря умению воевать. Как-никак, они много раз били испанцев в крупных полевых сражениях и осадах, ни у кого в Америке не было таких успехов против конкистадоров в открытом бою. Сравниться среди краснокожих может разве что Сидящий Бык, персонаж уже другой эпохи…


По сути, это три века войны, которую испанцы так и не выиграли. Сравните с государством ацтеков, которое опрокинули чуть более чем за год.

Индейцы Северной Америки тоже не всегда вели кочевой образ жизни и ютились в шатрах. Достаточно вспомнить акома, построивших на территории современного штата Нью-Мексико довольно впечатляющее поселение: полтысячи каменных домов на 100-метровой скале с вырубленными в ней лестницами. Это совсем не уровень дикарей.

Одним словом, не умаляя солидные достижения ацтеков, майя и инков, они всё же далеко не единственные из индейцев, кто был на что-то способен.

4. Индейцев не удавалось поработить из-за их непокорного духа

Эту тему очень любят люди расистских взглядов, проводящие здесь сравнение с неграми. Они исходят из реального факта: индейцев-рабов было очень мало. Те, что были, находились в основном в колонизируемой португальцами будущей Бразилии. А негры… Ну, едва ли стоит пересказывать историю, которую читатель не может не знать.


Поговорим об индейцах и рабстве как таковом. Индейцев почти не обращали в рабов по двум причинам.

Во-первых, испанцам, колонизировавшим большую часть Америки, король запретил делать это уже в 1512 году, то есть спустя 20 лет после открытия Америки. Отношение к рабству у испанцев вообще было не очень хорошим, прежде всего потому, что ситуацию, когда один человек владеет другим, очень трудно подружить с христианством. Из-за этого велись активные дискуссии, можно ли считать потомками Адама негров (а ну как они не совсем люди. ), но это отдельная история. Относительно индейцев-то сомнений у церкви не было: порабощать их – плохо, и занимались этим в основном португальские бандейратес, полукриминальные элементы. А английским колонистами было и не до порабощения кого-либо – долгое время в военном плане они были как минимум не особо сильнее местных.

Во-вторых, что еще важнее, обращение индейцев в рабство было просто-напросто не особо эффективно. Основная причина этого очень проста, но почему-то мало кто о ней задумывается. Дело в том, что хороший раб – это тот, которому некуда бежать и некому помочь в этом.

Именно поэтому на протяжении всей истории человечества рабов стремились продать как можно дальше: чем больше расстояние до родины и своего народа. тем лучше. Славян гнали через Крым и Турцию аж до Италии и Северной Африки. Римляне возили невольников из одного конца империи в другой, и даже в Новое время непокорных ирландцев ссылали в качестве рабов на Карибы, а не заставляли трудиться где-то под Лондоном. Иначе точно восстанут и будут постоянно сбегать.


Святыня тольтеков в древнем городе Тула, находящемся на территории современной Мексики

Африканские невольники в Новом Свете тоже устраивали восстания, поселялись в лесах, иногда даже основывали там свои квазифеодальные государства. Но на это решались только самые отчаянные. Большинство же в ситуации, когда вернуться домой невозможно даже теоретически, смирялись с судьбой. Тем более что это для белого человека негр от негра ничем не отличается, но ведь и между собой рабы могли быть не особо-то друзьями по этническому и религиозному признаку.

А вот с индейцами это работало куда хуже. Им и бежать проще, и под боком соплеменники, которые порабощение своих точно не оценят. Хотя эксперименты бывали. Например, в 1680-е французы задумали посадить на галерные весла могавков.

5. Бледнолицые против краснокожих

Именно в таком упрощенном формате широкие массы представляют себе всякий конфликт в Новом Свете. Однако подобная постановка вопроса совершенно неверна. Индейцы – это абсолютно разные этносы с разными языками, верованиями, культурой. Между собой они никогда не чувствовали общности в бóльшей мере, чем чувствовали таковую для себя европейцы (которым и против общей османской угрозы объединиться всегда было тяжело, не говоря о всех прочих противоречиях).


Вид на Мачу-Пикчу, древний город инков на территории современного Перу

Были и более интересные ситуации. Скажем, до прихода упомянутых выше арауканов Патагония принадлежала народу теуэльче. Конечно, конкуренцию с такими воинственными племенами теуэльче не выдержали, быстро оказавшись в очень незавидных условиях. И вот в XIX веке на их земли пришли… валлийские националисты, пытающиеся создать в Аргентине собственное государство без английского языка (для чего аргентинские власти охотно предоставили никому не нужную землю).


У валлийцев дела тоже шли очень плохо, и они с такими же неприкаянными теуэльче объединили усилия на основе равного партнерства. В итоге сейчас для теуэльче валлийский – второй язык. Всего в Аргентине, кстати, около 5000 его носителей, но мы опять отвлеклись…

Во время Семилетней войны на американском театре боевых действий разные индейцы были на разных сторонах, причём корни тех противоречий лежали в доколониальном периоде. О том, насколько жестоко индейцы воевали друг с другом, дает яркое представление история Бобровых войн, о которых вполне можно почитать на русском.

В общем, расхожее представление об индейцах как о некоем хотя бы отчасти монолитном этносе, некой единой культуре, что сопротивлялась колонизации, – ошибочно. А будь иначе, никакая колонизация бы не удалась.

6. Гармония с природой

Если говорить о примитивных индейских этносах, то для них, как и для всех земледельцев низкого уровня развития, было очень характерно подсечно-огневое земледелие. А это вещь, увы, до предела неэкологичная: лес выжигается, на удобренной золой почве высаживаются нужные растительные культуры. Технически просто, но продуктивность так себе, а главное – лесов вокруг очень быстро не остается. Именно на печальные последствия широкого применения такого метода обратили внимание в начале XVII века первые английские колонисты в Северной Америке. Но использовалось подсечно-огневое земледелие далеко не только там.


Крышка от чаши с изображением животного, сочетающего в себе черты игуаны и ягуара, V век н. э., Мексика

Осталась еще одна история, которая отчасти связана с рассмотренным выше заблуждением, но все-таки достойна отдельного пункта.

7. Индейцы массово вымирали от европейских болезней

И непонятно, каким образом колонисты его вдруг в глазах многих обретают, хотя всем известно, какие ужасные эпидемии переживала Европа в те же самые времена (скажем, во время Великой Чумы 1665–1666 годов умерло 20% населения Лондона, а в 1649 испанская Севилья недосчиталась 60 тысяч человек).

Часто упоминают, что от оспы умерли такие одиозные лидеры индейцев, как Куитлауак и Вайна Капак. Это тоже правда, но… от неё же умер король Испании Луис I, например. А еще королева Англии, Шотландии и Ирландии Мария II. А еще французский монарх Людовик XV и император Священной Римской империи Иосиф I.


Словом, то, что индейцы сильно страдали от болезней – это правда, но переоценивать данный факт тоже не стоит. Разве что можно отметить два рациональных фактора этого процесса.

Да, очень многие аспекты истории индейцев по-прежнему ждут своих исследователей.

Индейцы приняли европейцев за богов? Миф восходит к письму Эрнана Кортеса королю, в котором он описывает беседу с Монтесумой II, монархом ацтеков. Но мы не можем точно судить, действительно ли разговор был, и если да – насколько Монтесума искренне верил в легенду, а насколько совершал политический жест. Можно сказать одно: немногие ацтеки разделяли дружелюбное отношение монарха к испанцам, что быстро привело к его гибели и войне. И уж точно большинство ацтеков никакими богами колонистов не считали.

Покахонтас и День благодарения Эти две истории смешались в массовом сознании за пределами США, но на деле сюжет об отношениях между Покахонтас и Джоном Смитом относится к событиям 1607 года, а возникновение Дня благодарения – к 1621 (и даже в другой колонии). Кроме того, история о Покахонтас почти наверняка вымышленная: Смит рассказывал такую же о своем пребывании в турецком плену. К тому же, рассказ о Покахонтас подозрительно напоминает похождения Хуана Ортиса, случившиеся почти веком ранее.

Индейский генерал армии США Роль союзных колонистами индейцев в освоении Нового Света неоднозначна и заслуживает отдельного разбора, но нужно отметить – даже в XIX веке некоторые из них добивались высокого положения в обществе и военной системе бледнолицых. Яркий пример – Пушматаха, один из вождей чокто. Сражаясь за США в Англо-американской войне 1812-1815 годов, он дослужился до звания бригадного генерала (по другим сведениям – полковника или подполковника, однако именовали его именно генералом).

Потоп

В житии Манко Капака, являвшегося первым из Инков, и от которого они начали называться чадами Солнца, имеется доклад о Всемирном потопе: они говорят, что все люди и все сотворенные вещи погибли от него, да так, что вода поднялась выше всех высочайших гор в мире. Ничто живое не спаслось, окромя мужчины и женщины, оставшихся в неком вместилище, и когда воды сошли, ветер пригнал их к Гуанако.

Создатель начал вызывать людей и народы, пребывающих ныне в той округе, творя каждый народ из глины и раскрашивая каждому одежды, какие они должны были носить; а также то, какие носить прически, кому с волосами, кому без оных; и каждому народу был дан язык, на каком ему следует говорить, и петь песни, и семена и пищу, какие они должны были сеять. Когда Создатель закончил рисовать и творить, он сказал народам и существам из глины, что он дал жизнь и душу каждому, яко мужчине, тако и женщине, и повелел, чтобы они отправились под землю. Оттуда каждый народ появился в местах, в какие он приказал им пойти. Таким образом, они говорят, что некоторые пришли из пещер, другие сошли с гор, иные — из источников, а еще одни — из стволов деревьев.


Инки отмечают праздник бога солнца. Гравюра Бернара Пикара. 1723 год © Bibliothèque nationale de France

Посему и по этой причине вышли они наружу и начали подниматься из тех мест, и, имея начало своего рода от них, они создали ваки и места поклонения им в память о происхождении своего рода, от них ведомого. Соответственно, каждый народ носит одежду, какую изобрели им их вака; и они сказывают, что первый, кто родился из того места, был превращен там в камни, другие говорят, что первый из ихних родов был превращен в соколов, кондоров и других животных и птиц.

Создатели всего

Они говорят, что Создатель был в Тиаванако, и что там было Его главное жилище, поэтому все величественные сооружения, достойные восхищения, — в том месте. И там было много камней в виде мужчин и женщин, обращенных в камень, поскольку не повиновались они наказам Творца. Они говорят, что была тьма, и Он сотворил солнце, луну и звезды, и что Он приказал солнцу, луне и звездам двигаться к острову Титикака, что находится поблизости, и оттуда подняться на небеса. Они также заявляют, что, когда солнце в облике мужчины поднималось на небеса в превеликом сиянии, оно обратилось к Инкам и Манко Капаку, ихнему вождю, и сказало:

— Ты и твои потомки должны быть Владыками и должны будете подчинить многие народы. Считай меня своим Отцом, а вы будете чадами Моими, и ты будешь почитать меня, как Отца своего.

Они говорят, что Создатель был в Тиаванако, и что там было Его главное жилище, поэтому все величественные сооружения, достойные восхищения, — в том месте

Поистине, огромные каменные блоки находятся в тех местах, некоторые из которых размером почти с великанов. Они должны были быть сделаны человеческими руками в очень давние времена, и по причине утраты памяти и отсутствия письменности они изобрели эту легенду, говоря, что люди были превращены в камни за свое неповиновение по наказу Создателя.

Создатель приказал, чтобы старший, Имаймана Виракоча, чьею властию все предметы были установлены, выступил из этого места и пошел путем гор и лесов через все края, давая имена большим и малым деревьям, и цветам и плодам, какие они на себе имели, и обучая людей тому, что хорошо для еды или для лечения, а чего следует остерегаться. Он также дал имена всем травам и объяснил, какие имеют исцеляющие свойства, а какие — ядовиты.

Каньяри

В королевстве Кито есть провинция Каньярибамба, а индейцы Каньяри названы так в честь своей провинции. Эти Каньяри говорят, что во времена потопа два брата спаслись на очень высокой горе, называемой Вака-иньян. Так как воды подняли холм, в высоту возрастая, потому воды никогда не достигли их. Когда наводнение сошло, а их запас пищи подошел к концу, они выбрались и искали еду на холмах и долинах. Они построили очень маленький домик для обитания, живя на травах и корнях и очень страдая от голода и усталости. Однажды, выйдя на поиски пищи, они вернулись к своему домику и обнаружили еду и чичу для питья, не разумея, кто мог бы приготовить или принести сие. Это случилось на десятый день, по окончании которого они обсудили, как бы им разведать и узнать о том, кто был к ним так добр к их острой нужде. Потому старший из двух согласился остаться в укрытии. Он лично увидел двух птичек, тех, что зовут агуа или торито . Они пришли одетые, как Каньяри, с прическами на головах, связанные спереди, как они нынче их носят.

Они построили очень маленький домик
для обитания, живя на травах и корнях и очень страдая от голода и усталости

Притаившийся индеец увидел, как они начали готовить еду, принесенную с собой, как только они подошли к дому, тот, что побольше, скинул накидку, носимую индейцами. Когда притаившийся мужчина увидел, что они красивы и что у них женские лица, он выбрался наружу; но как только они увидели его, то разъярились и улетели прочь, ничего не оставив поесть в тот день. На следующий день младший брат решил остаться в укрытии и понаблюдать, вернутся ли птицы. По истечении трех дней два попугая вернулись и начали готовить еду. Человек, выжидая благоприятного случая, когда они закончат приготовление пищи, запер их внутри. Птицы выказали немалую ярость; но, пока держали меньшую, большая улетела прочь. Тогда они возымели плотские утехи с меньшей, и у них от нее было шесть сыновей и дочерей. Она жила с ними долгое время на том холме, и они кормились зерном, какое сеяли, то, что принес гуакамайо. И они говорят, что от тех братьев и сестер, детей гуакамайо, пошли все Каньяри. Оттого они рассматривают Вака-иньян как ваку, и они держат гуакамайо в превеликом почтении, и ценят их перья очень дорого, используя их на своих празднествах.

Эти и другие сказки рассказаны с подробностями, каких я не привел, дабы избежать многословия. Основная причина изобретения этих сказаний была в неведении Господа и пребывании этих людей в язычестве и пороках. Если бы они ведали умением писать, они не были бы столь глупыми и слепыми. Тем не менее у них очень прелестный способ считать с помощью шерстяных веревок и узлов. Они называют их кипу, они могут понимать так много по ним значения, что они могут давать отчет обо всех событиях, которые случились
в их земле более чем в пятьсот лет. У них имеются знатоки-индейцы, являвшиеся мастерами в искусстве читать кипу, и знание передавалось по наследству из поколения в поколение, да так, что ничего не терялось. С помощью кипу, которые являются чем-то вроде тех веревок, какими старухи пользуются в Испании при молитве, но только со свисающими с нее концами, они хранят и ведут календарь и потому не совершают ошибок в своих записях.

Главный Инка

Сама система стала более совершенной при Инке Юпанки, который первым начал завоевывать эту землю, до него же Инки не продвинулись дальше окрестностей Куско, что явствует из доклада ныне пребывающему в руках вашего Преподобия. Этот Инка, оказывается, первый, кто приказал и учредил церемонии и культ. Он был тем, кто установил 12 месяцев года, давая имена каждому, и предписавший церемонии, какие должно соблюдать в каждом.

Он был такого блестящего разумения, что подумал о почтении и уважении, выказывавшихся его предками Солнцу, которому аки Богу поклонялся. Он заметил, что оно никогда не отдыхает и что оно ежедневно путешествует вокруг Земли; и он сказал тем, кто в его Совете, что невозможно, чтобы Солнце было Богом, создавшим все вещи, ибо, если оно было Творцом всего сущего, оно бы когда-нибудь да отдыхало и зажгло бы весь мир из одного места.

Следовательно, не может быть по-другому, но есть кто-то, кто управляет им, и это Пача-Ячачи, или Создатель. Под воздействием этого рассуждения или знания он приказал построить дома и храм. Он воздвиг золотую статую Создателя размером с десятилетнего мальчишку. Она была сделана в виде стоящего мужчины, правая рука поднята, кисть почти закрыта, пальцы подняты, как у того, кто отдает приказ.

Инка Юпанки сказал, что невозможно,
чтобы Солнце было Богом, создавшим все вещи, ибо, если оно было Творцом всего сущего,
оно бы когда-нибудь да отдыхало

Также этот Инка был тем, кто воздвиг столь роскошный дом Солнца в Куско, ибо до него он был очень маленьким и бедным. Причина этого рассказана
в следующей сказке.

Потом призрак исчез, а осколок кристалла остался. Как только он стал Владыкой, он приказал сделать статую Солнца, возможно более схожую с тем образом, что он увидел в кристалле. Он отдал приказ главам всех его завоеванных провинций, чтобы они построили большие храмы, и повелел всем своим подданным почитать и поклоняться новому Божеству, так как они до того почитали Создателя. В повествовании о его житии, каковое имеется у Вашей Светлости, сказано, что все его завоевания были осуществлены во имя Солнца, его отца, и во имя Создателя. Именно этот Инка также повелел всем завоеванным им народам хранить свои ваки в большом почтении и умилостивить их жертвоприношениями.

Читайте также: