Криминальные традиции и ритуалы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шекшуева Лилия Сергеевна
В данной статье я рассказываю, что такое криминальная субкультура, ее отличительные признаки, историю происхождения, каковы были предпосылки и причины ее возникновения, правила общения между участниками сообщества, их иерархические лестницы, а также средства воздействия на общество. Почему именно данная субкультура насколько живучая, почему она до сих пор существует сквозь года. Также в моей статье описаны ритуалы, совершаемые участниками данной группировки, их "звания" и правила общения с вожаками и людьми, которые равны с ними по рангу.

Значение их татуировок и правил их обзаведения.

Автор: Шекшуева Лилия Сергеевна

Можно отметить тесную взаимосвязь между криминальной субкультурой и преступностью, что вполне логично. Ведь преступности без криминальной субкультуры не бывает, так же как и данная субкультура не может существовать без преступности. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что криминальную субкультуру порождают те же объективные причины, что и преступность.

Преступные группировки в российском обществе сложились во время кризисных ситуаций в стране. В 90-е годы в советском обществе преступность вошла во многие структуры общества, такие как экономика, политика и общественная жизнь граждан. Распространение криминальных группировок привело к легализации их в обществе, посредством увеличения численности подобных сообществ, а также включение в общественную жизнь их идеологии, норм и законов .

В настоящее время можно выделить три вида субкультуры преступного мира: субкультура представителей профессиональной преступности, субкультура представителей организованной преступности, субкультура наркоманов, тюремная субкультура.

Татуировка 2 , как отдельный важный атрибут участника группировки несет в себе определенное содержание, все татуировки можно подразделить на:

-сигнально – обособительные (являются опознавательным знаками, указателями принадлежности к определенным криминальным группам);

-личностно – установочные (раскрывают биографию личности);

- стратификационно – информационные (фиксируют положение человека на иерархической лестнице в криминальной группе, его особый статус и роль);

-мифологические и культовые;

-тюремные (свидетельствуют о том, что ее носитель уже побывал "за решеткой", знает тюремные (воровские) нормы, "законы", традиции, готов соблюдать их);

- сексуально-эротические (отражение общей сексуальной ориентации);

- профессиональные (в них отражаются мечты и стремления к какой-либо профессиональной деятельности);

Как и в любой культуре в данной субкультуре присутствуют свои традиции, ритуалы и обряды. Следует выделить элементы в преступных традициях:

атрибутивные – татуировки, жаргон, клички, мимика, жестикуляция, отражающие принадлежность к тому или иному виду преступной деятельности;

альные – песни, стихи поговорки.

В заключении своего доклада хотела бы сказать, что криминальные субкультуры должны искореняться из общества, ведь проникновение различных элементов криминальной субкультуры приводит все к большей и большей криминализации общества. Криминальная субкультура провоцирует развитие в обществе антигуманных взглядов, культ насилия, жестокость, героизацию преступников, романтизацию преступной деятельности. В конечном итоге, все это выливается в негативное отношение к закону, правовой нигилизм. Социальный вред данного вида субкультуры заключается в том, что она проводит к хаосу, беспорядку и беспределу внутри страны, что является недопустимым в правовом государстве.


Богачев Виктор Сергеевич
Омская юридическая академия, г. Омск
Научный руководитель: Рогозина Татьяна Ильинична, кандидат психологических наук, доцент

Цель исследования: заключается в комплексном изучении механизмов сплочения преступных групп, влияния обычаев, традиций и татуировок на внутриорганизационный порядок преступных групп.

Одной из основных причин, подтолкнувших исследовать данную тему, является криминализация многих сторон нашей жизни, которая повлекла за собой проникновение и даже в определённой мере популяризацию в обществе присущего представителям преступного мира образа жизни, традиций и обычаев.

Всякое сплочение людей на основе какой-либо совместной деятельности, неизменно порождает определённую систему взаимоотношений, нуждающуюся в урегулировании ради достижения совместной цели. В формальной организации (группе) такое урегулирование обеспечивается официальными документами. Когда же речь идёт о неформальном образовании, каковым является преступная группа, то в ней основными факторами урегулирования являются единые принципы и образы анти общественного поведения, которые формировались преступным миром веками и стали его традициями и обычаями.

В преступных группах, так же, как и в иных формах групповой деятельности, формирование основных групповых характеристик и процессов, например сплоченности, общего чувства - чувства коллективности, обычно включает стандартизацию оценок, установок, способов, процедур, используемых членами группы в процессе выполнения определенных действий в определенных условиях. Все эти процессы связаны с выработкой и использованием групповых норм. С их помощью группа предписывает определенное поведение в целом и в конкретных ситуациях, в сложных, экстремальных случаях. Одновременно осуществляется и социальный контроль над членами группы. Группа, защищая свои интересы, обязывает своего члена придерживаться установленного стандарта поведения, в том числе и в нестандартных ситуациях. Ее предписания - прежде всего обычаи и традиции, то есть устойчивые формы регулирования поведения. Преступные традиции и обычаи, как показывают исследования, присутствуют на всех стадиях динамики преступных групп - становления и функционирования.

Преступные группы, концентрируя в своих рамках общие преступные традиции и обычаи и формируемые ими групповые нормы преступной деятельности, культивируют в целом специфическую автономную субкультуру преступного поведения. Объединяя преступников на основе общности образа жизни, преступная субкультура становится организующим началом в преступной группе, которое ставит под контроль поступки и действия членов группы, создавая одновременно внутренние условия для усиления самоконтроля. [1]

Криминальные традиции и обычаи, отмечает С.Я. Лебедев, состоят из трех элементов:

Усвоение преступных традиций и обычаев осуществляется в процессе общения в криминальной среде. Всякому общению, в том числе и в уголовной среде, предшествует процесс предварительного восприятия образцов поведения, их оценка. Осознание приемлемости данных образцов для удовлетворения личных потребностей вначале порождает у личности желание подражать им. Постепенно такое желание подражать перерастает в стремление. Таким образом, подражание является важнейшим социально-психологическим механизмом усвоения личностью преступных традиций и обычаев, а с помощью последних - механизмом идентификации, сплочения личности с преступной группой. Одновременно параллельно процессу подражания преступным традициям и обычаям идет процесс криминогенного заражения личности.

Средствами идентификации лиц с преступной группой и соответственно ее сплочения являются такие традиционные атрибуты уголовной среды, как жаргон и татуировки.

В преступной среде жаргон выступает как средство самоутверждения, адаптации и самовыражения преступников. В настоящее время он характеризуется уклоном в сторону специализации преступного поведения, что свидетельствует о росте криминального профессионализма. Свой жаргон сегодня имеют квартирные и карманные воры, мошенники, наркоманы, гомосексуалисты, проститутки, угонщики автомототранспорта и др. Причем среди карманных воров и карточных мошенников (шулеров) большей частью сохранился жаргон, выработанный преступным миром еще в дореволюционный период.

То же самое относится и к характеристике татуировок. Татуировки, как отмечают специалисты, является своеобразным культом уголовной среды, а татуировка - яркой рекламой преступного образа жизни. Татуированный преступник не только подтверждает собственный криминальный опыт, но и пропагандирует его в антиобщественной микросреде и за ее пределами, рекламирует свою приверженность к преступным традициям и обычаям.

Тематика большинства татуировок символически отражает образ жизни преступников, содержит элементы самооценки поведения, фиксирует в рисунках и надписях вкусы, взгляды, наклонности личности. Среди татуировок особое место занимают символы принадлежности преступников к определенной воровской "касте", приверженности к конкретной преступной деятельности, показатели отношения к закону, правоохранительным органам и т.д. [2]

Один законченный рисунок мог состоять из различных деталей – аллегорических символов, надписей, элементов фантазии мастера.

Значение татуировок различается в зависимости от места их расположения, кроме того, существуют определенные правила, регламентирующие размещение различных рисунков. Большинство татуировок наносится на грудь. Это изображения храмов, святых, черепов, распятий, обнаженных женщин, хищных животных, звезд, воинов, пауков, птиц, политических деятелей.

На спину принято наносить изображения поединков, храмов, пауков, черепов и скелетов, знаки, отличающие пассивных гомосексуалистов.

На лицо, в частности на лоб, наносят свастики, пауков, цифры, означающие сроки лишения свободы или судимости, текстовые татуировки (чаще всего на веках).

Значение одного и того же рисунка может меняться в зависимости от того, где он расположен. Например, голова девушки на груди или плече – знак того, что ее обладатель встретил 17-летие в местах лишения свободы, а тот же рисунок на животе у женщины – обозначение профессии проститутки.

В настоящее время символические воровские татуировки теряют свое значение, изменяются и правила их нанесения. Многие воры молодого поколения покрывают себя рисунками отнюдь не уголовной тематики, руководствуясь модой, или вовсе обходятся без татуировок. Традиций придерживаются только старые авторитеты, передавая их по мере возможности молодым людям, находящимся вместе с ними в местах лишения свободы.

Результаты исследования, в ходе которого были изучены механизмы сплочения преступных групп, позволяют сделать следующие вывод:

Механизмы сплочения преступных групп, является эффективным средством регулирования её изнутри, пропаганды антиобщественного образа жизни и метода передачи криминального опыта молодому поколению, механизмом объединения преступной группы, способ формирования чувства сплочённости.

Антиобщественные традиции и обычаи, механизм их влияния на противоправное поведение рассматривались в трудах М. Н. Гернета, А. И. Гурова, Ю. А. Вакутина, Б. Ф. Водолазского, С. Я. Лебедева и других криминологов. В настоящем разделе монографии будет уделено более пристальное внимание неформальным правилам, запретам, принципам поведения и установлениям, сохраняющимся в среде осужденных длительное время. Автор ставит своей целью вскрыть их асоциальную сущность, а также показать значение исследуемых явлений в жизнедеятельности различных групповых образований лиц, отбывающих наказание.

Запреты эти распространяются на всех и принимаются всеми, независимо от статусной принадлежности лица. Они стабилизируют отношения в среде осужденных, любое отступление от них ведет к серьезным эксцессам.

Подобные установления продиктованы, образно выражаясь, естественным отбором. Физически сильные, волевые люди, как правило, лучше приспосабливаются к условиям жизни в местах лишения свободы. Их среда и продуцирует, поддерживает названные нормы.

Вместе с тем в пенитенциарных учреждениях поддерживаются издавна правила, которые обязывают осужденных соблюдать личную гигиену, не причинять вреда больным и пожилым осужденным[71].

Указанные нормы-обычаи и традиции интернациональны, то есть существуют в пенитенциарных учреждениях различных стран.

Если же сам себя осужденный поставил в затруднительное положение, например был задержан с поличным на месте преступления, то он не должен указывать на виновность других соучастников. В этом тоже проявляется их корпоративная честность. В отношениях со своими вор должен быть честен. С другими – пожалуйста! Оправданы любой обман, любые кровавые насилия.

Рассматриваемые элементы подкультуры не только стабилизируют данный образ жизни, но и стимулируют его восприятие новыми поколениями правонарушителей, вызывая у них потребительские взгляды и соответствующие им мотивы поведения.

ОБ УСЛОВИЯХ И ПРИЧИНАХ НАСИЛИЯ НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ!


Опасность уголовных традиций и обычаев еще и в том, что они, как мы отмечали ранее, постоянно изменяются, приспосабливаются к ситуации, – то есть чрезвычайно жизнеспособны, значит, могут и будут отравлять общество, особенно нестойких его членов, еще не одно десятилетие. Следовательно, еще велика их угроза и сила там, где они особенно живучи: в местах лишения свободы.

Здесь, по нашему мнению, мы подошли к самому главному вопросу настоящего раздела исследования. Что может быть сильнее традиций? Наверное, сами же традиции. Изучая, формируя, возрождая добрые традиции, проверенные веками, мы создадим тем самым мощный заслон распространению всякой уголовщины. Надлежит еще и помнить – преступник исправим только на базе созданных для него позитивных ценностных ориентаций.

Таким образом, взаимообусловленность уголовных традиций, обычаев и преступности, а также различного рода других правонарушений в исправительных учреждениях требует организации одновременного комплексного воздействия на эти явления. Совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики следует осуществлять с учетом реальных отношений, существующих в среде лишенных свободы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.6.8. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи

2.6.8. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо

§ 4. Изменение вида и места лишения свободы в процессе лишения свободы

§ 4. Изменение вида и места лишения свободы в процессе лишения свободы В ст. 81 УИК РФ установлено предписание, согласно которому осужденный к лишению свободы должен отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии; тюрьме или воспитательной

3. Развод без суда. Что делать если супруг исчез, недееспособен либо находится в местах лишения свободы

3. Развод без суда. Что делать если супруг исчез, недееспособен либо находится в местах лишения свободы Большинство браков расторгаются в органах записи актов гражданского состояния в соответствии со ст. 19 Семейного кодекса РФ. Семейное законодательство устанавливает

1. Общая характеристика преступности в местах лишения свободы

1. Общая характеристика преступности в местах лишения свободы Преступность в местах лишения свободы можно разделить на две неравные и непохожие друг на друга части: преступления, совершаемые арестованными и осужденными, и преступления, совершаемые представителями

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы Причины преступности осужденных в местах лишения свободы связаны прежде всего с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, принудительным помещением в однополые коллективы самых

СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи

СТАТЬЯ 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)Лица,

ПРАВИЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)

ПРАВИЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ) 1. Настоящие Правила устанавливают порядок обязательного медицинского освидетельствования с целью выявления

подросток, не входящий в группировку – «чушпан2.

Жаргон выполняет в группировках три функции :

- коммуникативную (выступает как средство общения участников между собой);

- опознавательную (через жаргон узнают принадлежность друг друга к определенной группировке);

Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.

К основным нормам проведения свободного времени членов преступных групп относят: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками и др.

Таким образом рассматривая данный вопрос можно сказать, что в преступных группах просматриваются следующие традиции:

- существование особого сленга участников, проявление особенностей во внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона;

- использование негласных коммуникаций в письме, а именно шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.;

- нормами проведения свободного времени членов преступных групп являются: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками, лирика, выражающая стремление души к оправданию своих действий, показывающая отношение к сотрудникам правоохранительных органов, в своих язвительно-юмористических текстах и др.;

2.2. Традиции и обычаи среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

В отличии от иерархии преступных групп и иных асоциальных образованиях деление осужденных происходит по мастям. В мире осужденных и заключенных существует четыре основных касты: блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные) и опущенные (голубые)55.

Наиболее многочисленной группой являются мужики. Мужики занимают довольно обособленное положение по отношению к другим категориям (мастям) осужденных. Отличие мужиков от блатных состоит в том, что они могут и должны работать (например, на должность завхоза, автоматически переводит его в категорию красных (козлов) со всеми вытекающими отсюда последствиями). От красных же мужики отличаются тем, что они не сотрудничают с администрацией. Среди мужиков есть небольшая прослойка авторитетных мужиков, к мнению которых прислушиваются даже блатные. А вообще же, ни на какую власть в зоне (теневую, конечно) мужики не претендуют, в различные разборки не вмешиваются. Их кредо — жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее, мужики, как правило, придерживаются правильных понятий, т.е. они не идут, как уже указывалось выше, на сотрудничество (во всяком случае, открытое) с администрацией.

Несколько отличается от мужиков положение, которое занимают пацаны. Если в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних статус пацанов приближен к статусу мужиков на взрослых видах режима, то пацан на взрослом режиме это не совсем то же, что мужик. Пацаны (а это осужденные молодежного возраста) на взрослом виде режима относятся к категории, приближенных к блатным. Они исповедуют воровской закон и являются кандидатами в бродяги, арестанты и т.д.

Среди выше названных каст можно выделить особую категорию, например, смотрящих – осужденные, которые призваны смотреть за порядком в камере, чтобы у осужденных всегда были необходимые предметы гигиены и быта, они нередко сотрудничают с сотрудниками исправительных учреждений.

В тюрьме, как и на свободе, существует свой общак, который в криминальной субкультуре обозначает денежные накопления, поступающие от всех членов группы.

Для сохранности общака выделяются отдельные, пользующиеся доверием лидеров преступного мира, лица, которым предоставляются значительные полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров в отношении лиц, допустивших нарушения “финансовой дисциплины”. В ИТУ общаком, как правило, ведает один человек, наиболее приближенный к местному неформальному лидеру (вору в законе, а в его отсутствие положенцу или смотрящему). Сам хранитель общака в ИТУ также не может без разрешения тратить, чтобы то ни было под страхом смерти. Определить хранителя общака в ИТУ довольно сложная задача, так как он обычно очень законспирирован, внешне может выглядеть вполне законопослушным зеком, не нарушающим режим содержания (что, кстати говоря, ему и не рекомендуется делать).

При попадании новичка в исправительной учреждение он обязательно проходит процедуру прописки. Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Для чего проводится прописка? Основные ее функции заключаются в следующем:

степень его соответствия криминальной субкультуре (знание ее);

готовность следовать нормам криминальной субкультуры;

определение статуса (положения) новичка, уточнение вытекающих из занимаемого им положения его прав и обязанностей.

Статус опущенных изменению не подлежит ни при каких обстоятельствах, как бы он “героически”, с точки зрения преступников, не вел себя на следствии и в суде.

Прописку также не проходят лица, занимавшие (занимающие) высокий статус в криминальных сообществах, но если это не широко известное лицо, то ему надо привести доказательства (представить свидетелей), что он действительно занимал (занимает) такой статус.

Неотъемлемым элементом в тюремной среде продолжает оставаться уголовный жаргон, он, безусловно, базируется на фонетике и грамматике общенационального языка и, как уже указывалось выше, имеет существенные диалектные и социально-групповые различия. В уголовном жаргоне можно выделить отдельные его разновидности. Основную его часть составляет воровской или тюремный жаргон. Как составные его части выделяются жаргон сутенеров и проституток, наркоманов, несовершеннолетних и т.д. Уголовный жаргон имеет некоторые различия в зависимости от местности или региона. Кроме того, большое влияние на распространенность жаргона оказывает наличие поблизости от населенных пунктов мест лишения свободы. Следует подчеркнуть, что жаргон претерпевает постоянные изменения, в него постоянно добавляются новые слова, происходит исключение некоторых словосочетаний.

Уголовный жаргон обеспечивает внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д.

Большинство используемой лексики обозначает орудия преступной деятельности, способы ухода от преследования, поведения на суде, характера преступной деятельности, субъектов и объектов преступлений.

Также одним из распространенных явлений является нанесение татуировок. Как уже отмечалось, значительное число татуировок наносится насильно (нахалка). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям. Основной функцией татуировки в тюремной среде по прежнему остается так называемое клеймение, путем нанесения позорной татуировки на тело человека, при наличии той или иной татуировки человека относят к той или иной касте. Важно не только содержание татуировки, но также и ее место расположение. Татуировки могут располагаться на голове, лице, руках, груди и живое, а также сбоку торса на спине, ягодицах ногах, еще татуировку могут нанести на половых органах.

Еще одной яркой особенностью тюремных традиций и обычаев является гомосексуализм. Для ИТУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем, среди самих осужденных (да и не только) извращением считается только пассивный гомосексуализм.

Активный гомосексуализм в ИТУ (и особенно в ВТК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождению из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.

Зачастую объектами насилия в СИЗО и ИТУ становятся внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, которых путем различных подачек и обещаний, склоняют к гомосексуализму физически и умственно более развитые осужденные или заключенные.

Таким образом, несмотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во- первых с изоляцией от общества, во- вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в – третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. Несмотря на закрытость учреждений в них сохраняются и процветают в основном все описанные ранее элементы субкультуры, при этом они отличаются особым консерватизмом, можно сказать, что они являются более суровыми и дерзкими. Это подтверждается тем, что в исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный, нахальный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп. Также наблюдается отсутствие некоторых элементов криминальной субкультуры, например, у преступных групп исключены факты прописки.

2.3. Рекомендации по использованию элементов криминальной субкультуры в оперативном внедрении

Внедряемое лицо должно: уметь разговаривать на жаргонном языке. Знание воровского (уголовного) жаргона необходимо также для того, чтобы хорошо разбираться в преступной иерархии, так как каждая каста (масть) имеет свое собственное название. Услышав, к какой масти относится тот или иной осужденный (заключенный) можно сразу же определить его истинное положение в преступной иерархии - в результате, с достаточной долей уверенности, можно прогнозировать его поведение в местах лишения свободы.

Способ установления психологического контакта может быть сформирован еще на стадии проектирования легенды, однако могут возникнуть ситуации, когда выбранная методика окажется не эффективной или невозможной в силу стечения обстоятельств. Тогда внедряемое лицо должно в полной мере применить всю свою эрудицию, опыт, выдержку, чтобы во- первых не провалить всю операцию, а во- вторых, чтобы не раскрыть себя.

Хочу заметить, что знать язык воровских традиций и отдельных элементов должны не только внедряемые лица, оперативный сотрудник должен опережать преступника, он должен сам читать его как открытую книгу.

Таким образом, учитывая особенности организованной преступности, общественную опасность организованных преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ, законспирированный характер их деятельности, государство вынуждено использовать в борьбе с этими явлениями, как гласные, так и негласные средства и методы. Внедрение лица носит высоко законспирированных характер. При этом происходит его моральная подготовка, формирование легенды, создание средств прикрытия. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.

На сегодняшний день очевидна необходимость конструктивных изменений духовно-нравственной сфере российского общества, в которой накопилось множество негативных явлений, в том числе и рассматриваемое нами, составляющих значительную часть в причинном комплексе резкого роста преступности. Фактически сегодня можно говорить о нравственной деградации общества и общем духовном обнищании нашей страны.

Отметим, что основное направление противодействия распространению криминальной субкультуры в российском обществе заключается в нравственном возрождении российского общества, её самобытности. Как известно, систему ценностей невозможно опровергнуть, но можно вывести из моды. Можно сделать так, что прежние ориентиры станут выглядеть старомодными: так теперь не поступают, так уже не принято. В этом свете видится очевидной необходимость продуманной и последовательной работы по оздоровлению нравственной сферы нашего общества: пропаганда истинного патриотизма, блага созидательного труда, чести, долга, снижение гипертрофированного прагматизма ценностей, иными словами, реанимация норм общечеловеческой морали и ценностных ориентаций, исконно присущих российской цивилизации.

В основе формирования криминальной субкультуры, как объединяющие воровские традиции, обычаи и нравы, лежат отдельные предпосылки, обусловленные сращиванием преступных форм с легальной деятельностью. В своей сущности криминальная субкультура представляет собой укоренившиеся негативные проявления, привнесенные в современное общество под воздействием преступных групп, находящихся у власти.

Раскрытые в представленной работе элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации.

В современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Не смотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во первых с изоляцией от общества, во вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. В исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп.

В целях собственной безопасности и для более продуктивной работы внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.

Список используемых источников

Алексеев, А.И., Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности/ А. И. Алексеев, Ю. В. Солопанов: Лекция. – М.: МВШМ МВД СССР, 1979;

Алиев, В.М. Особенности криминологической характеристики преступников наркоманов/ В. М. Алиев// Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сборник научных трудов - Москва: ВНИИ МВД СССР, 1991год;

Бабаев, М. М. Социальные последствия преступности/ М. М. Бабаев Учебное пособие. — М.: Академия МВД СССР, 1982.

Блувштейн, Ю.Д. Понятие в криминологии / Ю. Д. Блувштейн Советское государство и право. — 1986. — № 9;

Борьба с социально-негативным поведением как способ предупреждения преступности: автореф. дис. кандидат юридических наук./ Перекрестов, В. Я. - Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 1999;

Галиулин, Ш.Я, О совершенствовании организации работы по исправлению осужденных к лишению свободы наркоманов / Актуальные проблемы исправительно-трудового права (теория и практика) // Ш. Я. Галиулин, С. Пономарев: Сборник научных трудов. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1989;

Гилинский Я. И. Проблема причинности в криминологической науке // Советское государство и право. – 1986 год- № 8;

Гуров, А.И. Профессиональная преступность/ А. И. Гуров // Юридическая литература, 1990.;

Дагель, Я. С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве/ Я. С. Дагель - Владивосток, 1970.;

Дементьев, С.И. Четверть века в лагерях и колониях Советского Союза: правда и вымысел/ С. И. Дементьев — Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2002 ;

Долгова, А.И. Изучение личности преступника / А. И. Долгова Советское государство и право. — 1978 год - № 4;

Достоевский, Ф. М. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: Собрание сочинений в 15 ч./ отв. ред. Ф. М. Достоевский - Л.: Наука. 1988 / РАН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. — М. 1995 год;

Жабский, В.А. Альтернативное наказание для несовершеннолетних наркоманов / Российское законодательство и правоприменительная деятельность ОВД// В. А. Жабский: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. — Ростов н/Д, 1995 год;

Карпец, И.И. Правосознание и причины преступности/ И. И. Карпец, А. Р. Ратинов Советское государство и право. – 1968 - № 12.

Корецкий, Д.А. Комплексное криминологическое исследование тяжких преступлений, совершаемых с применением оружия / Д. А. Корецкий Монография. – М.: СибЮИ МВД РФ, 1997 год;

Корецкий, Д.А. Тяжкие бытовые преступления и их предупреждение/ Д. А. Корецкий Учебное пособие. — М: ВЮЗШ МВД СССР, 1989;

Криминологический анализ и предупреждение органами внутренних дел организованных преступлений, совершаемых лицами, ранее судимыми к лишению с боды: Юридический институт МВД РФ,: Автореф., дис, кандидат юридических наук. Александров А. Л.,— М. 1997;

Кудрявцев, В.Я. Исследовательская проблема — социальные отклонения / В.Я. Кудрявцев Социологические исследования. — 1983 — № 2

Культурология. - Ростов н/Д: Феникс, 1995 год;

Курашвили, А.А. Криминологическая проблема борьбы органов внутренних дел с грабежами и Разбоями/ А. А. Курашвили Учебное пособие. – М.: МВШМ МВД СССР, 1990.;

Лебедев, С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность/ С.Я. Лебедев Учебное пособие. - Омск: ВШМ МВД СССР, 1989.;

Ожегов, С. Отражение в приговоре мотивов насильственного преступления / С. Ожегов, Я. Ю. Шведова, Ю. М. Антонян, Ю. Г. Самовигев // Советская юстиция. - 1982. - № 20.

ОлейникА. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М.: ИНФРА-М, 2001год;

Омигов, В.И. Социально-биологическое в личности наркомана и проблемы ее реабилитации и ресоциализации / В. И. Омигов // Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Сборник научных трудов по

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

Читайте также: