Крестьянские поселения 18 век доклад

Обновлено: 18.05.2024

Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.

Что выращивал крестьянин?

Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.

Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.

Домашнее животноводство

Мелких животных: свиней, овец, коз - содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.

Крестьянская изба

Значение печи в крестьянском быте начала 18 века

Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.

Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.

Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.

Другие постройки двора

Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.

Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.

Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.

Во что одевались крестьяне?

Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.

Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.


Реформы, проводимые в России Петром I, осуждающие отношение Екатерины II к жестокостям крепостничества, не меняли, по сути, уровень жизни и положение крестьянства в XVIII веке. 90 % населения страны испытало на себе увеличение крепостнического гнета, усиление нищеты, полное бесправие. Крестьянский быт, подчиненный распорядку работы на земле, был рационален, беден, сохранял корни и традиции предков.

Что выращивал крестьянин?

Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.

Крестьянский обед

Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.

Домашнее животноводство

Еда крестьян

Мелких животных: свиней, овец, коз - содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.

Крестьянская изба

Хозяйка на кухне

Значение печи в крестьянском быте начала 18 века

Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.

Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.

Семья при лучине

Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.

Другие постройки двора

Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.

Работа в доме

Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.

Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.

Во что одевались крестьяне?

Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.

Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.

Крестьянский двор - это прежде всего жилой дом: изба с печью. Строили избы из бревен, с окнами на улицу.Часто избенка была тесная,низенькая, курная, то есть топилась "по - черному", не имела дымовой трубы, а дым выходил в маленькое окошечко или отверстие под потолком, которое после топки задвигалось доской ("заволакивалось"). Избы с дымовыми трубами назывались "белыми".
Изба ставилась "наземь", нижние ряды бревен сруба засыпали землей, и образовывалась "завалинка". Состояла изба из сеней и одной комнатой с большой русской печью направо от входа. Сени соединяли избу с клетью, где летом жили и спали, а зимой хранили продукты. Окна в избах затягивались кожей или бычьим пузырем, а более зажиточные крестьяне использовали слюду. У зажиточных людей часто имелись двухэтажные дома, украшенные резьбой и наличниками окон.
Мебели, кроме стола и лавок, у крестьян не было. Спали либо на печи, дибо на лавках, положив род голову одежду. Домашние вещи хранили в сундуках-скрынях, посуду - на полочках. В деревянной избе все - чашки, ложки, тарелки - вырезали из дерева.
Рядом с избой на дворе находились погреба, хлева, сарай, сенник. За двором - овины, житницы, амбары, баня.В овинах сушили хлебные снопы перед обмолотом, а необмолоченный хлеб и зерно хранили в житницах.

Все лето крестьянки проводили в поле, в работе по хозяйству, а долгими зимними вечерами пряли при свете лучины. Свивали нити для будущего холста,из которого шили одежду. Она включала в себя рубаху, сарафан, пояс, иногда передник.
Отличалась друг от друга нарядная одежда: рубаха и шелковы или парчовый сарафан с украшениями. Замужняя женщина из любого сословия обязательно скрывала свои волосы под платком.
Мужская одежда по сравнению с женской была более простой. Рубаха-косоворотка и порты. Рубаха домотканая, длинная. Порты не широкие, холщовые. Верхнюю одежду в разных губерниях называли по-разному: кафтан, армяк,зипун, куртик.
На голове мужчины носили шапки, а с конца 19 века - картуз. По шапке можно было определить происхождение человека. Отсюда и поговорка - "по Сеньке и шапка".
Обязательным элементом одежды мужчин и женщин являлись пояса. Выйти на улицу неподпоясанным было нельзя, в связи с этим родилось выражение "совсем распоясался".
В 1880 - 1890-х годах среди женщин широко распространился городской костюм "парочка", в виде кофты и юбки, сшитых из одной ткани. У мужчин праздничной стали пиджак и жилетка.

Крестьяне в XVIII в. были самой многочисленной категорией населения России, которая находилась в самом тяжелом положении.

Правовое положение

В XVIII в. существовало несколько основных разрядов крестьян:

  • Государственные;
  • дворцовые;
  • Помещичьи (владельческие);
  • Приписные;
  • Посессионые;
  • Монастырские.

Крестьяне делились на крепостных и лично свободных. Ко второй категории принадлежали государственные крестьяне, которые появились в результате петровских указов 1719-1724 гг., когда в одну категорию были оформлены все не закрепощенные крестьяне. Они работали на государственной земле, которая была разделена между общинами, и, соответственно, платили за пользование этими наделами государству. Таким образом, юридически они были зависимы от государства. Государственные крестьяне имели некоторое количество прав, среди которых, право заниматься торговлей и приобретать земельные наделы в частную собственность (это право то отменялось, то восстанавливалось).

Крепостные крестьяне составляли самую большую часть крестьян и всего населения России. Именно XVIII век стал для них наиболее тяжелым временем, когда крепостное право существовало в самых некрасивых формах и сопровождалось произволом помещиков. Больше всего было помещичьих крестьян, которые составляли 52,4 % от общего количества крестьян. Они считались фактической вещью своего хозяина, а прав у них было минимальное количество.

Монастырские крестьяне жили при монастырях и принадлежали им, посессионные – на фабриках. Положение дворцовых крестьян было наиболее удобным, поскольку им предоставлялись некоторые права. Работали они на императорских земельных наделах и принадлежали они императорской семье.

Крепостные крестьяне были обязаны отбывать барщину (работа на земле помещика) и платить оброк (денежная или натуральная повинность) своему хозяину.

Императоры XVIII в. действовали в интересах крупных землевладельцев, стараясь сохранить их поддержку. Так, Елизавета Петровна (1741-1761) в 1760 г. с целью заселения сибирских земель предоставила помещикам право ссылать крепостных в Сибирь без права возврата. Екатерина же позволила помещикам возвращать своих крестьян в какое угодно время и ссылать их на любой срок.

Готовые работы на аналогичную тему

При Екатерине шел интенсивный процесс раздачи государственных крестьян в частную собственность: на положение владельческих за время ее правления было переведено более 1 млн крестьян, что было самым большим количеством в России когда-либо розданным.

Деятельность крестьян

Крестьяне были самой консервативной категорией населения России: их уклад жизни был строго традиционным и не менялся на протяжении веков. Они занимались:

  • земледелием;
  • скотоводством;
  • промыслами;
  • ремеслами.

Главным видом деятельности крестьянина было земледелие: выращивали рожь, пшеницу, овес, гречиху, капусту, помидоры, огурцы, яблоки и пр., а с XVIII в. в обиходе появляется картошка. Работали на полях государства или помещика, также имели свой личный огород.

Урожай шел на продажу, на оброк и в личное пользование.

Также занимались скотоводством. Главными животными были лошадь и корова, которые использовали и в работе, и для получения продовольствия. Лошадь обычно была транспортным средством и использовалась при обработке земель. Корова давала молоко, мясо, волов могли также запрягать для работы в поле. Кроме этих животных, выращивали еще овец, кур, гусей, коз и пр. Они также давали продукты для пропитания, а также некоторые материалы для производства (шерсть овцы, например).

Крестьяне активно занимались и такими промыслами как охота, рыболовство, бортничество. Охота давала пушнину и мясо, бортничество – мед и воск. Некоторые деревни были промысловыми, то есть в них был развит и преобладал один промысел.

В деревне имели место различные ремесла: кузнечное, столярное, ювелирное, ткацкое дела. Мастера обычно занимались индивидуальным производством, на заказ, хотя иногда и отправляли свои работы на ярмарки. Ткацким делом занимались женщины, которые шили одежду и для себя, и на заказ.

Крестьяне жили в деревнях, селах. Главным типом жилища была изба, которая была центральной постройкой всего двора. Избы обычно строились из дерева, как и все другие дворовые постройки, среди которых был сарай, скотный двор, баня и пр.

Внутри дома главным предметом была печь. Ее топили по-черному, то есть без трубы – дым расходился по избе; зато тепло сохранялось дольше. Поскольку семьи были большие, спальных мест крестьянского дома не хватало, и печка служила кроватью для самых слабых членов семьи, поэтому на ней спали дети или старики.

Крестьяне даже в XVIII в., в эпоху европеизации России, все равно носили традиционную исконно русскую одежду. Мужчины носили косоворотку и штаны, в случае теплого времени года – лапти, а в случае холодного – сапоги и тулуп. Женщины ходили в ярко расшитых кофтах, юбках и сарафанах.

Таким был образ жизни крестьянина в XVIII в. в России: быт был достаточно архаичным, а правовое положение крестьянина становилось все труднее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жизнь крестьян в 18 веке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жизнь крестьян в 18 веке

Жизнь крестьян в 18 веке

Крестьянский быт 18 века: убранство и отопление в курной избе Жизнь крестьян.

Крестьянский быт 18 века: убранство и отопление в курной избе


Кроме открытого очага интерьер простой курной избы включал несколько обязател.

Красный угол в крестьянской избе

Красный угол в крестьянской избе

Еще один неотъемлемый предмет мебели в избе – полати. Этот специальный помост.

Культура питания крестьян Традиционные блюда крестьян, жи.

Культура питания крестьян

Традиционные блюда крестьян, живших в 18 веке, отличаются от современных кулинарных изысков. Например, мясо было скорее праздничным блюдом. Да и обилие постов не способствовало частому употреблению мясных яств.
Самым популярным первым блюдом были щи из квашеной капусты. Кроме этого нехитрого супа хозяйки подавали домочадцам сало. Во время поста оно заменялось грибами или рыбой. Счастливые обладатели коров баловали родных молочными продуктами, созданными в домашних условиях: творогом, сметаной и пр. Востребованными были и различные каши.


Мало какой прием пищи проходил без главного – хлеба. Его пекли раз в неделю.

Мало какой прием пищи проходил без главного – хлеба. Его пекли раз в неделю. Если современный хлеб из супермаркета уже через несколько дней очерствеет, то у крестьянок 18 века были свои секреты по сохранению выпечки. Хлеб хранился в льняных или холщовых полотенцах, которые замедляли испарение влаги и высыхание выпечки.
В голодное время для выпечки использовалась ржаная мука с различными добавками. В ход шла и гречневая, и овсяная мука, из которых делали блины, оладьи и лепешки.

В качестве питья подавались фруктовые узвары, которые были не просто вкусными.

В качестве питья подавались фруктовые узвары, которые были не просто вкусными, но и полезными для здоровья, а также квас и кисель. Последний кардинально отличался от современного: его готовили из ферментированного зернового продукта, например, той же овсяной муки. Такой кисель удобнее было не пить, а есть ложкой. Среди напитков покрепче народ жаловал пиво, так называемое хлебное вино.

Одежда крестьянина 18 века

Одежда крестьянина 18 века

Одежда простого деревенского жителя была незамысловата, главным требованием к.

Одежда простого деревенского жителя была незамысловата, главным требованием к ней была защита от холода, а не модные изыски. Хотя во все времена женщины старались выглядеть привлекательно, даже если относились к самому низкому социальному сословию.
Наряд трудящихся женщин состоял из сарафана, нижней рубахи, душегрейки для холодного времени года и юбки – понёвы. Поверх такого туалета надевался зипун – полукафтан, зимой прикрываемый шубой или тулупом. На ногах красовались лапти, а у более зажиточных жителей – сапоги.

Праздничная женская одежда второй половины 18 века

Праздничная женская одежда второй половины 18 века

Мужское одеяние также включало несколько обязательных предметов. Крестьянин н.

Мужское одеяние также включало несколько обязательных предметов. Крестьянин надевал рубашку, сверху – балахон и кафтан. Нижнюю часть тела покрывали порты, под которые зимой дополнительно поддевались теплые подштанники. Под лаптями обязательно находились онучи, представляющие собой специальную обмотку для ног. Голову венчала шапка-треух.
Скромная жизнь, нехитрое убранство в доме, тяжелый труд, простая еда и такая же одежда – главные особенности быта крестьян в 18 веке в России. Однако все эти сложности скрашивались праздниками, веселыми гуляниями, трогательными обычаями и духовной близостью между людьми из одной общины. Как ни странно, но современному обществу есть чему поучиться у далеких предков, не искушенных упрощающими жизнь технологиями.

Читайте также: