Краеведение самарской области доклад

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

До настоящего времени нет четких представлений о месте и роли краеведческого знания в дошкольном воспитании, в средней школе, в дополнительном внешкольном образовании. Краеведение не входит в программу среднего образования, являясь между тем очень важной дисциплиной, знание которой необходимо для формирования историко-научного мировоззрения и краеведческой грамотности школьников. В 2010 году в Самарской области была принята концепция развития дополнительного образования детей Самарской области, предусматривающая введение краеведения в школе как самостоятельного предмета.

Изучение краеведческих дисциплин является непременной основой фундаментального образования, т.к. позволяет личности получить объективные представления об окружающем мире, планетарных, региональных и локальных краеведческих процессах. Наличие знаний может существенно повысить профессиональную компетентность специалистов многих специальностей. Краеведение в определенной степени обусловило происхождение человека и затем активно влияло на становление человеческого общества.

Краеведение является интегрированным, так как включает сведения из различных предметов: истории, археологии, геологии, экологии, вспомогательных исторических дисциплин, политологии. Оно раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Краеведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.

Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развивающиеся на их основе система управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественная и сословная жизнь.

Объектом изучения краеведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края как исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д.

Краеведение включает в себя междисциплиплинарное обучение и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Таким образом, при интеграции предметов в краеведении ученик получает более объемные представления о родном крае. Но, нельзя забывать о том, что только теоретические знания способны увлечь ученика изучением краеведения. Значительную часть должна занимать практика, которая позволяет увидеть и прикоснуться непосредственно к объектам исторического наследия Самарского края.

Одним из направлений практической работы в МБОУ СОШ № 35 являются туристско-краеведческие экспедиции, которые включают в себя интеграцию таких предметов как история, геология, география, археология, экология, биология. Кроме научных знаний ребята получают бесценный опыт общения и взаимовыручки. Формируется коллектив, способный ставить перед собой задачи и решать их. Приобретенные знания применяются в научно-практическом направлении, воспитательной работе, дополнительном образовании. Учащиеся защищают научные работы на конференциях, участвуют в конкурсах краеведческой и экологической направленности, конкурсе фотографий.

В туристско-краеведческих экспедициях участвуют учащиеся в возрасте от 14 до 17 лет. Длительность экспедиции зависит от месторасположения и объема поставленных задач по изучению данной территории. Огромную помощь оказывают на местах, подготавливая место для расположения лагеря, дают информацию по интересующим нас объектам, проводят экскурсии и встречи с местными учащимися школ.

Читайте также: