Контрольно оценочные действия на уроке в рамках реализации фгос ноо доклад

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Григорьева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина
Населённый пункт: с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Наименование материала: доклад
Тема: "Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС НОО".
Раздел: начальное образование

Доклад на тему

«Организация эффективной

контрольно-оценочной деятельности

в начальной школе

Подготовила: учитель начальных классов

Григорьева Т.Н.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления

педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания

занимает особое место в ФГОС.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в

том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не

владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе

формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой

трудности в обучении.

Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо

отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать

различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда

есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет

право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая

каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его

коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения,

развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС

предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение

планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она

выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Что такое оценивание?( СЛАЙД 2)

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы.

Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель

определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Роль и функции

новой системы оценки достижения планируемых результатов (СЛАЙД 3)

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного

процесса, но и как:

-самостоятельный и самоценный элемент содержания;

-средство повышения эффективности преподавания и учения;

-фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования и регулятор

Принципы контрольно-оценочной деятельности

Принцип дифференциации (материал разного уровня сложности);

Принцип выбора (обучающийся выбирает задания из набора известных, освоенных в

процессе изучения по данному предмету);

Принцип непрерывности (учащийся получает право на ошибку, которая, будучи

исправленной, считается прогрессом в обучении);

Гибкость и вариативность инструментария оценки;

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки;

естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка

должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога,

администрации и т. д.), которая выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в

результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и

школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении

педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами,

уполномоченными вести оценочную деятельность.

предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших

Портфолио учащегося - это оптимальный способ организации системы накопительной оценки,

понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия,

прогресс и достижения в различных областях. Это может быть:

………- выборки детских работ;

- систематизированные материалы наблюдений;

- материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и

внешкольной) и досуговой деятельности

Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 9)

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):

– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:

– словесные высказывания о процессе и результате работы;

Традиционная пятибалльная система оценивания

- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни

сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);

- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить

реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его

обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата

склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки - это хорошо, ты -

малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по

определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой

степени это вообще возможно для данного ребенка;

Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания

давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту

дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к

ухудшению его физического здоровья.

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить

учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С

поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Самым сложным компонентом является комплексный подход, так как традиционно предметом проверки были только предметные результаты, поэтому сейчас важнее всего определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатом. При этом важно органично вписать систему оценки метапредметных результатов в существующую систему оценки предметных результатов, модернизируя прежние подходы.

При построении системы оценки важно видеть единую логику планируемый результат – типовая задача (способ достижения результата) – оценка.

Метапредметные планируемые результаты

ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно в сотрудничестве с учителем;

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

составлять план и определять последовательности действий.

предвосхищать результат выполнения отдельного задания.

предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, временных характеристик его усвоения.

использовать речь для регуляции своего действия;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат действия.

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

на основе самостоятельного адекватного оценивания вносить необходимые коррективы в исполнение учебного действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

адекватно воспринимать оценку учителя;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач.

мобилизация сил и энергии для волевого усилия (выбора в ситуации мотивационного конфликта) и для преодоления препятствий.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

2) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) определение общей цели и путей ее достижения;

4) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное, поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Планируемые результаты начального общего образования

1) ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

2) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

4) строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

5) задавать вопросы;

6) использовать речь для регуляции своего действия;

7) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Данная структура метапредметных результатов позволяет в этой же логике выстроить систему типовых задач в программе формирования универсальных учебных действий.

Особенности типовых задач в зависимости от типа урока

Индивидуальное целеполагание на этапе контроля и работы над причинами ошибок.

Урок постановки учебной задачи

Урок контроля и оценки

Русский язык

Решение учебной задачи (составление совместно с учителем алгоритма или плана действий).

Работа с алгоритмами, памятками и технологическими картами.

Планирование развернутого речевого высказывания.

Урок решения учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого общего способа действий

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Физическая культура

Урок решения частных задач с применением открытого общего способа действий

Урок контроля и оценки

Русский язык

Окружающий мир

Урок постановки учебной задачи

Урок решения учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Русский язык

Иностранный язык

Окружающий мир

Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания).

Урок постановки учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Физическая культура

Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания).

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Физическая культура

Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания).

Урок постановки учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Физическая культура

Система правил поведения.

Все типы учебных занятий

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Физическая культура

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество и взаимодействие

Типовые задачи

1.1) задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя

1.2) задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;

1.3) задачи, не имеющие решения;

1.4) задачи с недостающими данными;

1.5) ситуации открытого незнания.

2) Совместная выработка правил, инсценировки, позволяющие обыграть выбор ребенка (действовать по правилу или нарушать его).

4) Внешние опоры – средства соблюдения правил.

5) Задания, требующие определение общей цели и способов ее достижения, распределения функций (ролей), планирования.

Данная таблица поможет учителю в проектировании урока.

Во-первых необходимо модернизировать существующую систему оценки с учетом комплексного подхода, например, описать процедуры, обеспечивающие комплексный подход к оценке предметных и метапредметных результатов, видоизменяя традиционные формы контроля:

Процедуры оценивания планируемых результатов

(метапредметных и предметных по русскому языку)

Диктант и организация индивидуальной работы над причинами ошибок.

Словарный диктант с самоконтролем, самооценкой.

Тестовые задания (типы заданий: выбор ответа, краткий ответ, развёрнутый ответ) – все задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.

Списывание с использованием алгоритма и т.п.

Во-вторых , возможно использование различных карт наблюдения, позволяющих проследить динамику формирования универсальных учебных действий. Примерный вариант карты наблюдения за ходом освоения регулятивных универсальных учебных действий представлен в таблице .

Карта освоения регулятивных УУД

составляющие

Методы диагностики

Наблюдение (уроки постановки учебной задачи)

Результаты выполнения заданий комплексного характера (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

Наблюдение (уроки решения частных задач с применением открытого общего способа действий, уроки и контроля и оценки)

Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самоконтроля (взаимоконтроля)

(разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

Результаты выполнения заданий, направленных на работу над причинами ошибок (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самооценки (взаимооценки) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

Общая оценка

Методика разработки заданий для итоговой (текущей) оценки

Оценка метапредметных результатов (регулятивных УУД)

ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: планирование, контроль, оценка.

Эти требования могут быть реализованы, если выполнение задания достаточно объемно: рассчитано на относительно длительный срок (не менее недели) и предусматривает ряд этапов. Формирование умения распределять между собой обязанности возможно только при выполнении коллективного задания. Формированию умения контролировать качество выполнения работы способствует заблаговременное предъявление учителем требований к качеству создаваемого продукта, например, подробных критериев оценки результатов выполнения задания.

Технология разработки учебных заданий

План работы:

определите, какие результаты будете проверять (комплекс – метапредметный (ые) и предметный (ые));

сформулируйте ответ, который хотите получить от учащегося;

оцените его по заданным параметрам, если необходимо внесите коррективы.

Предметный результат: владение алгоритмом проверки парных согласных на конце слова.

Метапредметные результаты : учитывать правило в планировании и контроле способа решения; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Правильный ответ: алгоритм проверки парных согласных в конце слова, правильная запись слов с использованием алгоритма, самооценка (взаимооценка).

Работа в паре. Восстановите алгоритм проверки парных согласных на конце слова. Используя алгоритм, запишите под рисунками слова, если необходимо записывайте поверочные и выделяйте орфограмму. Сравните с образцом на доске, оцените свой ответ. Сравните полученный балл и максимальный балл, подумайте, при выполнении, каких заданий вам нужна помощь.

Определи, есть ли на конце слова глухой парный согласный.

Вставь нужную букву.

Если глухой парный на конце слова, то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы за этим звуком был гласный или звуки [н, р, л, м, й  , в, н  , р  , л  , м  , в  ].

1. Определи, есть ли на конце слова глухой парный согласный.

2. Если глухой парный на конце слова, то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы за этим звуком был гласный или звуки [н, р, л, м, й  , в, н  , р  , л  , м  , в  ].

3. Вставь нужную букву.

Грибы (грибник) – гри б Коты (котик) – ко т Нет парного согласного

Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО

Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.

В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Результаты детей можно оценивать с помощью

• Волшебные линеечки

• Знаковая символика

• Оценочная лесенка

• Словесная оценка

Оценочная лесенка . Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

В первых классах начальной школы – безотметочное обучение может быть в форме зачёта по каждой теме.

Ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и самостоятельной работе. По результатам этой работы он получает зачёт по этой теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не следует жестко ограничивать (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий.

Тематический и итоговый контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности).

В связи с этим для учащихся начальных классов созданы самостоятельные и контрольные (проверочные) работы по математике, по русскому языку, литературному чтению и т.д.

Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях (тренировочные цели). В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы (если она ставится) рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. Высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных или проверочных работ. Их целью является контроль качества усвоения учебного материала.

Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Они несут не столько обучающую функцию (хотя возможна пересдача), сколько контролирующую.


Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Читайте также: