Конституция пруссии 1850 г доклад

Обновлено: 17.05.2024

Прусская Конституция 1850 г. ( Немецкий : Preussische Verfassung фон 1850 ) является конституция от Прусского королевства обнародовало от короля Фридриха Вильгельма IV на 31 января 1850 г. . Она называется пересмотренной Конституции , поскольку она является результатом пересмотра в прусской Конституции 1848 года , предоставленный монархом по 5 декабря 1848 г. после революции Марса .

Он послужил образцом для Конституции Японской империи от 11 февраля 1889 г. .

Резюме

Разработка и вступление в силу

В 18 марта 1848 г. , Гийом-Фредерик IV вызывает ландтаг на 2 апреля так что он принимает закон о выборах в учредительное собрание: Прусское Национальное собрание . Закон принят 8 апреля и избранное Учредительное собрание собирается на 22 мая в Берлине. Он назначает комиссию, состоящую из двадцати четырех членов, которая посвящает двадцать девять заседаний подготовке проекта конституции. В 9 ноября , правительство перенесло свою штаб-квартиру в Бранденбург-на-Гавеле . В 5 декабря , Гийом-Фредерик IV объявляет о роспуске Учредительного собрания. В тот же день он выдает конституцию и вызывает ландтаг на 26 февраля 1849 г. так что он приступает к его доработке.

Пересмотренная конституция будет опубликована на 2 февраля 1850 г. и вступят в силу 6 , с присягой короля.

Содержание

Конституция вводит суды присяжных , а также контроль над монархией на судебном уровне. Однако, даже если конституция будет принята либералами, Пруссия остается намного ниже стандартов в этой области, преобладающих в демократических странах. Следующие реформы мало что меняют.

Полномочия парламента в законодательных вопросах могут быть приостановлены, например, в случае войны или бунта, абсолютное вето короля также ограничивает парламентскую власть.

Не гарантируется и разделение властей: король может обходить судебные решения. Переписи голосование является нормой с системой трех классов . Кроме того, армия продолжает формировать государство в государстве.

Однако после хаоса революции эта полулиберальная конституция уже считается заметным достижением большинства прусских граждан. Он гарантирует множество основных прав.

Территория применения

Влияющий

В 1882 г. , Ито Хиробуми , высокопоставленный чиновник японского императорского правительства, отвечает за изучение европейских конституций. При содействии Иноуэ Коваши и двух немецких юристов, Германа Рослера и Альберта Моссе , Ито составил проект конституции, "следуя примеру прусской конституции 1850 г. Которую он представил Тайному совету. Обнародовано 11 февраля 1889 г. , он становится Конституцией Великой Японской Империи .

Целью данного исследования является – исследование Прусской конституции 1850 года и её законодательной, исполнительной, судебной власти.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть роль прихода к власти Бисмарка;
Выявить рабочие политические партии Германии;
Проанализировать конституционную хартию Пруссии 1850 г.;
Исследовать первые конституции германских государств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
КОСТИТУЦИОННЫЙ КРИС В ПРУССИИ
1.1 Приход к власти Бисмарка
8
Рабочие политические партии Германии
13
2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКАНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ
2.1 Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
16
2.2 Первые конституции германских государств
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
27

Файлы: 1 файл

Прусская конституция 1850-курсовая.doc

Прусская конституция 1850

КОСТИТУЦИОННЫЙ КРИС В ПРУССИИ

1.1 Приход к власти Бисмарка

Рабочие политические партии Германии

2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКАНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ

2.1 Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

2.2 Первые конституции германских государств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как дань революции в Конституции Пруссии декларируются права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безопасности" и возможность их временного запрещения) и пр. Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным.

Эти пробелы заполнялись впоследствии правительственными распоряжениями, например от 1863 г., согласно которому административные органы получили право запрещать газеты и журналы после двух предупреждений, "если их направленность подвергала опасности общественное благополучие". Такую "направленность" усматривали, например, в действиях лиц, которые осуждали военную политику правительства.

Значительное место в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания. Предоставлялось также право учреждать частные школы и руководить ими всем лицам, могущим доказать "нравственную, научную и техническую способность" к этому. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись правами и обязанностями государственных чиновников со всеми вытекающими из этого последствиями.

Политика прусского правительства в сфере образования преследовала цели создания эффективно действующего бюрократического аппарата и грамотной современной армии. Ее преимущества и проявились в войне с Австрией 1866 г., в которой по признанию многих историков "победил грамотный прусский солдат".

Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю. В ст. 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины". Более детальное рассмотрение многочисленных армейских запретов, вместе с уставами и пр., должно было стать предметом особых законов и правительственных распоряжений. Так как они были к тому времени уже педантично разработаны текущим законодательством и правительственными распоряжениями Пруссии, их впоследствии фактически без изменений ввели в право Германской империи.

Последующие титулы (III-VI) Конституции посвящены высшим органам государственной власти, схема которых, компетенция и взаимоотношения мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных германских хартий.

Личность короля также провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра- президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). По этой же схеме определялись отношения короля и палат в сфере законодательства, исходящей из формулы "законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами". Предусматривалось и право короля на издание особых распоряжений (под ответственность государственного министерства), "когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали". Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60- дневный срок, а созыв палат - в 90-дневный срок.

Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово- налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета, взимания налогов, податей, займов только на основании законов, обязательного одобрения палатами всех расходов сверх установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств, пересмотра и уничтожения всех привилегий в области налогов и пр. Эти статьи, принципиально отличающиеся от соответствующих статей баденской Конституции, свидетельствовали о более высоком уровне конституционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.

Специфические черты прусской Конституции 1850 г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу короля 1849 г., перенесенному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков, которые в свою очередь и выбирали депутатов.

Это позволяло имущим, "самостоятельным лицам", то есть тем "кто не был ограничен в распоряжении своим имуществом, не был душевнобольным, расточителем или находящимся под арестом", или 3% населения Пруссии, избирать такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновниками присяги верности и повиновения королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.

Актуальность темы обусловлено тем, что Германия является государством, которое первым выдвинула идею построения правового государства и неуклонно и последовательно шла к её реализации.

Объект исследования – Прусская конституция 1850 года.

Предмет исследования – процесс законодательной, исполнительной, судебной власти в Прусской конституции 1850 года.

Целью данного исследования является – исследование Прусской конституции 1850 года и её законодательной, исполнительной, судебной власти.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть роль прихода к власти Бисмарка;
  2. Выявить рабочие политические партии Германии;
  3. Проанализировать конституционную хартию Пруссии 1850 г.;
  4. Исследовать первые конституции германских государств.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы, а именно таких юристов как: Д. Л. Златопольский, Ж. И. Овсепян, В. Г. Графский, О. А. Омельченко и многие другие.

Гост

ГОСТ

История разработки и создания Конституционной Хартии Пруссии

Конституционная Хартия Пруссии – это Конституция Пруссии По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция Германии подробнее , принятая в 1850 году и отображающая государственное устройство страны в то время.

В большинстве государств Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее к середине ХIХ века уже были приняты конституции. Пруссия была одним из тех государств, которые не спешили с созданием конституции, так как не хотели ограничивать свою власть из-за конституции.

После революции 1848 года прусский король дал согласие на выборы в Национальное собрание По данной теме мы уже выполнили реферат Национальное собрание, его полномочия. Партийная система современной Франции подробнее . Собрание По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Представительство подробнее было избрано открытыми и двухстепенными выборами – куриальной системой. Избиратели – мужчины делятся на три курии. К первым двум куриям относились крупные налогоплательщики, к третьей – все остальные избиратели. Каждая курия могла выбрать одинаковое число выборщиков. Выборы давали необходимый для правительства результат – 250 членов собрания (из 350) были чиновниками. Именно они начали разработку новой Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Структура Конституционной Хартии Пруссии

Конституционная хартия Пруссии имела много схожего с Конституционной Хартией Франции По данной теме мы уже выполнили реферат Франция подробнее 1814 года. Ее структуру составляли 111 статей, разбитых на ХI титулов.

Основные положения титулов:

Государственное устройство по Конституционной Хартии Пруссии

Король являлся неприкосновенной личностью (ст. 43). Он:

  • обладал полнотой исполнительной власти (ст. 45) – назначал и смещал премьер-министра, чиновников, обнародовал законы, издавал распоряжения, необходимые для исполнения законов;
  • являлся главнокомандующим армией, объявлял войну (ст. 46, 47);
  • обладал правом подписывать договоры с иностранными правительствами;
  • имел законодательную власть, которая осуществлялась совместно с обеими палатами (ст. 62); при принятии законов были необходимы и согласие палат, и короля;
  • обладал правом законодательной инициативы, правом вето на законопроекты, предложенные в одной сессии парламента (ст. 64).

Законодательной властью и законодательной инициативой обладали верхняя и нижняя палаты - Палата господ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Судебная и исполнительная власть РФ подробнее и палата депутатов соответственно (ст. 62).

Палата господ наполовину назначалась, а наполовину избиралась. В 1852 году О. фон Бисмарк предложил, чтобы Палата господ назначалась наследственно или пожизненно и в 1853 году этот план был реализован. С 1854 года верхняя палата по королевскому указу составлялась из совершеннолетних князей, принцев крови иных высокопоставленных лиц (ст. 62–68).

Палата депутатов состояла из 433 членов, которые избирались избирателями трех курий. Выборщики должны были соответствовать ряду требований: возраст – не менее 25 лет, уплачивать определенного размера государственный налог.

Палата господ была противовесом Палате депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее . Только верхняя палата могла принимать или отвергать целиком бюджет. Король мог созывать палаты и закрывать их сессии (ст. 51), распускать одну или две палаты. При этом правление без парламента не могло продолжаться более чем 90 дней. В отдельных случаях, правительство могло принимать распоряжения, которые не противоречили Конституции, даже если палаты не заседали, на одобрение ближайшей сессии двух палат.

Судебная власть принадлежала судьям, которые назначались от имени короля и являлись достаточно независимыми. Судьи назначаются пожизненно, своей должности они могли быть лишены на основании судебного решения, или по причинам, установленным в законе (ст. 87). Для рассмотрения уголовных преступлений был введен суд присяжных. За правительством оставалось право определять, какие составы преступлений рассматривать.

Принцип разделения властей проводился лишь формально. Король уступил немногочисленные свои полномочия. В тоже время в полном смысле этого слова абсолютной монархией Пруссия уже не являлась. Власть короля ограничивалась в отношении его подданных. Он частично поступился судебной властью, предоставив ее несменяемым и пожизненным судей.

К абсолютному монарху приближают короля области законодательной и исполнительной власти. Согласно ст. 108 члены верхней и нижней палат, все государственные чиновники должны были приносить присягу соблюдению Конституции, повиновения и верности королю.

Конституционная Хартия Пруссии отображает переходную форму правления от абсолютной монархии к дуалистической

Учредительный рейхстаг Пруссии, избранный в 1849 г., представил Фридриху-Вильгельму IV проект конституции, который вызвал у короля резко негатив-ную реакцию. Было решено созвать новое Учредительное собрание, избираемое по куриальной схеме, обеспечивающей преобладание в Собрании верноподданического большинства (из 350 депутатов 250 оказались чиновниками).

Провозглашенные в титуле II конституции права подданных (равенство всех перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, право всех подданных на занятие государственных должностей, неприкосновенность личности и жилища, неотчуждаемость собственности, свобода слова, печати, собраний, запрещение цензуры, гарантии прав личности перед следствием и судом и др.), отличавшиеся достаточно высокой степенью либерализма, фактически лишь декларировались, но не имели никаких правовых гарантий и потому на практике далеко не всегда могли быть реализованы. Конкретная и подробная разработка этих провозглашенных в конституции принципов должна была осуществляться текущим законодательством, однако такая работа так и не была проведена до конца. Кроме того, в случае войны или восстания допускалась временная приостановка действия статей о правах и свободах подданных, а правительство получало право использовать армию для восстановления порядка. Характерно также, что конституция предусматривала принесение присяги депутатов парламента и гражданских чиновников на верность королю и конституции, тогда как ни король, ни армия не присягали соблюдать конституцию и законы (ст.

Определенный либерализм конституции просматривался и в постановке проблем школьного образования. Преподавание в начальных школах было всеобщим и бесплатным — соответствующие финансовые расходы брало на себя государство. Разрешалось создание частных школ при условии соответствия их программ требованиям нравственности. Провозглашая свободу науки и образования, конституция вместе с тем предусматривала установление строгого государственного контроля над общей направленностью учебно-воспитательного процесса, исключающего какие-либо проявления нигилизма и вольнодумства.

Центральные разделы конституции были посвящены организации системы высших государственных органов, их компетенции и соотношения между собою.

Личность короля провозглашалась неприкосновенной (ст. 43); принцип священности королевской власти, характерный для предшествующих государственно-правовых установлений, в конституции 1850 г. был опущен. Прерогативы короля, очерченные в титуле III конституции, наделяли его широкими полномочиями во всех сферах государственной власти и управления. Король обладал законодательной инициативой, правом абсолютного вето на решения двухпалатного парламента (ландтага). Король мог досрочно распустить парламент; при этом устанавливалось, что новый состав парламента должен быть избран в течение 60 дней и обязан собраться на сессию не более чем через 90 дней после роспуска парламента предыдущего созыва. Король формировал систему ис-полнительных органов и возглавлял их деятельность, осуществлял верховное главнокомандование, обладал правом объявления войны, заключения мира и международных договоров, назначал на пожизненную должность судейских чиновников.

Принятые в период между заседаниями ландтага королевские акты подлежали утверждению на ближайшей сессии парламента, и если хотя бы одна из палат не соглашалась с ними, они теряли силу; однако то действие, которое они уже успели оказать, не могло быть изглажено.

Роль ландтага, сводившаяся к обсуждению правительственных законопроектов, была наиболее значительной в финансовой сфере. Ландтаг ежегодно утверждал государственный бюджет, строго следил за соответствием налогов, займов, податей и других платежей существующему законодательству, контролировал все внебюджетные расходы правительства. По своей структуре ландтаг являлся двухпалатным. Его верхняя палата (палата господ), составляемая из совершеннолетних потомков князей, принцев крови, представителей городов, союзов крупных землевладельцев и университетов, назначалась королем наследственно или пожизненно. Избрание депутатов нижней палаты (палаты депутатов) осуществлялось на основе такой запутанной и такой искусственно построенной системы, которая не имела аналогий ни в каких других ранее существовавших конституциях.

Согласно этой системе (ст. 71) избирателем являлся каждый самостоятельный пруссак, достигший 25-летнего возраста, не лишенный гражданских прав по судебному приговору и не получавший пособие по бедности; ценз оседлости для избирателей определялся в 6 месяцев. Вся эта масса избирателей разделя-лась на три курии в соответствии с размерами выплачиваемых налогов. В первую курию были включены наиболее богатые избиратели (крупные землевладельцы и капиталисты), выплачивавшие в совокупности одну треть общей суммы государственных налогов. Во вторую курию входили менее состоятельные собственники, также выплачивавшие в совокупности одну треть налоговых сумм. Наконец, третья курия объединяла всех мелких налогоплательщиков, налоги от которых составляли последнюю треть налоговых бюджетньгх поступлений. Вследствие этого количество избирателей, отнесенных к той или иной курии, оказывалось далеко не одинаковым: в первой курии состояло 4,43 % от общего количества всех избирателей, во второй — 15,76 %, в третьей — 79,81 %, и, таким образом, один голос избирателя первой курии приравнивался к 3 голосам второй курии и к 18 голосам третьей.

Данная избирательная система обеспечивала в нижней палате парламента подавляющее большинство депутатов, представ-ляющих крупных землевладельцев и капиталистов. Но даже такая весьма консервативная по своему составу палата депутатов находилась под контролем еще более реакционной палаты господ, а королю, как уже было сказано ранее, принадлежало право вето на решения ландтага.

Правительство, возглавляемое министром-президентом (канцлером), не было подотчетно ландтагу, а полностью контролировалось королем, имевшим право назначения и отзыва министров. Палаты могли только возбудить обвинение против министров в нарушении конституции, измене или подкупе — дела по таким обвинениям рассматривал Верховный суд. Следовательно, принцип парламентской ответственности министров фактически полностью отсутствовал.

Значительное внимание в конституции было уделено вооруженным силам. Конституция закрепляла всеобщую воинскую повинность, не существовавшую тогда ни в одном другом германском государстве. Как уже было отмечено ранее, верховное командование вооруженными силами принадлежало королю. В случае войны король наделялся правом созыва народного ополчения. В случае серьезного нарушения общественного порядка армия могла быть использована для подавления антиобщественных проявлений. Основные права и свободы подданных, провозглашенные в конституции, распространялись на армию со значительными изъятиями.

Многочисленные регламенты и установления, которые регламентировали армейскую жизнь до принятия конституции, продолжали действовать и после ее октроирования. Впоследствии, после объединения Германии, принципы организации вооруженных сил Пруссии были без каких-либо существенных корректировок распространены на армейскую систему всей империи.

Таким образом, прусская конституция 1850 г. знаменовала собой фактическое сохранение в стране многих элементов абсолютистского режима, которые не смогла ликвидировать революция 1848 г. Вместе с тем анализируемый документ закладывал конституционные основы оформления парламентской оппозиции в лице политических партий, получавших возможность легальной конкуренции с исполнительной властью. Авторы конституции, фактически сохранив в неприкосновенности все прерогативы королевской власти, одновременно смогли удовлетворить некоторые требования тогдашнего германского либерализма. Прусская модель конституционного законодательства явилась образцом для других германских государств в период, последовавший за поражением революции 1848 г., до событий, приведших к объединению Германии. Теория и практика прусского кон-ституционного строительства (в частности, идея сильной правительственной власти монарха, а также принцип подчиненного положения народного представительства) оказали самое непосредственное воздействие на позднейшее имперское законодательство. Что же касается самой Пруссии, то конституция 1850 г. продемонстрировала свою значительную стабильность: она действовала здесь (с незначительными поправками) вплоть до Ноябрьской революции 1918 г.

Революционные события 1848 г. привели к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв учредительного собрания. Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г., но оно встало в оппозицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями.

Конституция была принята 5 декабря 1848 г. Однако она оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 г. установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством, но с очень сильными полномочиями монарха.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия.

Представительный орган (ландтаг) получал право законодательной инициативы и принятия законов (которые затем утверждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избирательное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости).

Конституция формально ликвидировала сословный строй, провозгласив равенство всех перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона.

Поворотным событием общегерманского значения стал приход в 1862 г. на пост председателя прусского кабинета и министра иностранных дел О. Бисмарка (1815-1898). Весь последующий процесс объединения Германии был связан с его деятельностью.

Реальное объединение Германии под господством Пруссии стало возможным в результате нескольких последовательных войн, инициированных Бисмарком. Первой стала война с Данией (1864), после которой Пруссия получила значительную часть бывшего герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Второй была война с Австрией (1866) и коалицией большинства южных германских государств (Баварии, Саксонии, Бадена и др.). В том же 1866 г. был упразднен Германский союз. Несомненным стало преобладание Пруссии.

Австрия признала объединение Германии без нее. В итоге в 1867 г. сложился Северо-Германский союз во главе с Пруссией, основанный уже не только на экономических, но и государственно-политических связях.

Северо-Германский союз был уже не союзом государств, а союзным государством. В него вошли почти все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий. Члены союза сохранили свои государственные системы, правительства, но они стали подчинены союзным властям и передали этим властям важные полномочия.

В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 г. Пруссия (при поддержке стран Северо-Германского союза) начала войну с Францией и выиграла ее в 1871 г. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.

Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли

22 монархии и несколько вольных городов.

Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

Имперское правительство было представлено единственным лицом – канцлером. Кабинета министров не существовало. Должность канцлера традиционно занимал министр-президент Пруссии.

Высшим представительным учреждением империи являлось федеральное собрание состоящее из Союзного совета (бундесрата) и Рейхстага.

Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) – назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссия занимала 17 мест из 58, остальные государства имели от одного до шести депутатов.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа.

В результате неудач па фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуация. Под влиянием падения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г.

9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм II отрекся от престола и бежал в Голландию.

Учредительное собрание, было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии.

Коалиция трех партий – Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии.

Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.

Читайте также: