Конституционный суд армении доклад

Обновлено: 02.07.2024

Двое из трех избранных парламентом судей Конституционного суда Армении принесли присягу. Сделанное в связи с этим заявление премьер-министра Никола Пашиняна о том, что кризисная ситуация с Конституционным судом миновала, сочли преждевременным опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники и политологи. Конституционный суд нельзя назвать независимым от властей, предположили они.

Как писал "Кавказский узел", 22 июня парламент Армении принял поправки в Конституцию, которые предполагают прекращение полномочий судей Конституционного суда, пребывающих на должности суммарно 12 лет, и выборы нового председателя суда. Таким образом, предполагалось, что полномочия будут прекращены у трех судей КС, тогда как председатель суда Грайр Товмасян покинет свой пост, но останется членом Конституционного суда.

6 февраля депутаты правящей партии "Мой шаг" проголосовали против собственной инициативы о прекращении полномочий судей Конституционного суда, чтобы воспользоваться правом провести референдум по этому вопросу. Референдум был назначен на 5 апреля, но в связи с пандемией коронавируса отложен. 4 июня парламентарии одобрили законодательную поправку, наделяющую парламент правом отменить референдум в случае введения военного или чрезвычайного положения. По мнению политологов, закон был принят исключительно для того, чтобы отменить референдум о доверии судьям Конституционного суда.

Двое из трех новых судей принесли присягу

17 сентября принесли присягу двое из трех новоизбранных судей Конституционного суда – Эдгар Шатирян и Артур Вагаршян. Третий судья, Ерванд Хундкарян, принесет присягу после увольнения с прежней работы, как того требует закон, передал корреспондент "Кавказского узла" со ссылкой на трансляцию с парламентского заседания на YouTube-канале парламента Армении.

После вступления в силу конституционных поправок трое судей – Альвина Гулумян, Грант Назарян и Феликс Тохян – лишились своих должностей, а председатель Конституционного суда Грайр Товмасян стал обычным судьей. В соответствии с Конституцией, по одному кандидату на вакантные места представили Общее собрание судей, правительство и президент.

Общее собрание судей предложило на должность конституционного судьи председателя Кассационного суда Армении Ерванда Хундкаряна, правительство – доцента кафедры конституционного права Ереванского государственного университета Эдгара Шатиряна, а президент – заведующего кафедрой теории государства и права ЕГУ Артура Вагаршяна.

14 сентября армянский парламент утвердил всех трех кандидатов на вакантные должности конституционных судей. В тайном голосовании приняли участие депутаты правящей фракции "Мой шаг". Фракции "Процветающая Армения" и "Просвещенная Армения" не приняли участия в голосовании. "Мы оспариваем в Конституционном суде конституционные поправки, которые стали следствием голосования", – пояснил решение фракции "Просвещенная Армения" депутат Тарон Симонян, слова которого перевел на русский язык корреспондент "Кавказского узла".

Спикер парламента Арарат Мирзоян отметил, что конституционные судьи приступят к своим обязанностям после присяги, церемония которой будет организована после их увольнения с прежней работы.

16 сентября премьер-министр Никол Пашинян во время правительственного часа в парламенте назвал разрешенным кризис вокруг Конституционного суда. При этом, по его словам, избрание новых судей не говорит о том, что "сформирован идеальный состав Конституционного суда"

Обновление состава Конституционного суда не привело к качественным изменениям

Кризисная ситуация с Конституционным судом стала следствием незавершенности перехода власти после "бархатной" революции 2018 года и сменой политических элит, поделился мнением с корреспондентом "Кавказского узла" директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

Он пояснил, что новая элита последовательно получила исполнительную власть, местную власть в регионах и столице, а после и парламент, получив, по его словам, возможность принимать любые решения. "Затем настала очередь судебной власти. И хотя правящая сила мотивирует свои действия необходимостью сформировать независимую судебную систему, однако на деле понятно, что нужна такая судебная власть, которая сможет работать с новой элитой. Теперь кризис разрешен. Судебная власть, как и исполнительная, и законодательная, сформирована новой правящей силой", – констатировал политолог.

По его мнению, Армения лишь формально перешла на парламентскую модель управления. "Основой парламентской модели являются развитые политические партии – с идеологией, структурой, с человеческими и финансовыми ресурсами, экспертной базой и опорой на социальные группы. Ничего этого у армянских партий нет. Практически, сколько-нибудь серьезных политических партий не существует", – считает Искандарян.

Основы политической системы остались неизменными, простая смена людей во власти не приводит к формированию институций "с нуля и сразу", подчеркнул политолог. "Нужно изменить политическую культуру, нужны системные изменения и реформы", – сказал он.

Глава Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян счел уместным сравнение новой правящей силы с Республиканской партией Армении. "После революции всеми процессами руководил условный "революционный комитет", и парламент должен был стать органом, который утверждает все его решения. Это была бы вполне конструктивная позиция для правящего большинства, если бы сам "ревком" был настроен на реформы, внедрению которых парламент содействовал бы. Но в ситуации, когда "ревком" не настроен на реформы, парламент уподобляется слепому, глухому, немому большинству, который был в эпоху РПА. Это особенно проявилось во время избрания конституционных судей", – сказал Навасардян корреспонденту "Кавказского узла".

По его мнению, от нового Конституционного суда не стоит ожидать независимых действий. "В результате [голосования] получили Конституционный суд, от которого непонятно, что можно ожидать. В этом составе от суда можно ожидать действий вопреки интересам правительства, если сложится соответствующая конъюнктура, и позиции кабмина ослабнут, или же абсолютной покорности, если позиции правительства будут сильными", – считает глава пресс-клуба.

Осенью 2019 года следователи обвинили главу Конституционного суда Грайра Товмасяна в проведении фиктивных аукционов. Позднее он был обвинен в злоупотреблении полномочиями в бытность министром юстиции. Сам Товмасян считает уголовное преследование политически мотивированным. Никол Пашинян разместил в Facebook видеорепортаж с подробностями уголовного дела против Грайра Товмасяна, после чего защита судьи заявила о намерении подать иски против республиканского Общественного телеканала и премьер-министра Армении. Пашинян нарушил презумпцию невиновности, опубликовав в соцсети репортаж о подробностях дела Товмасяна, согласились опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. По их мнению, на главу Конституционного суда была организована информационная атака.

Власть не смогла разрешить проблему Конституционного суда, устранив Грайра Товмасяна, добавил Навасардян. "После нескольких неудачных попыток этот вопрос не удалось решить, и Грайр Товмасян остался конституционным судьей. И от этого ничего не меняется, потому что голос рядового судьи такой же голос, как и председателя [суда]. И при необходимости в обновленном составе суда у Грайра Товмасяна будет много сторонников и помощников. В этом смысле вопрос не решен, и говорить о разрешении бессмысленно", – подчеркнул он.

Глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитница Нина Карапетянц высказала мнение, что правящая фракция "предала ценности революции", и Конституционный суд "вновь оказался подконтрольным" прежнему режиму.

"Вакантные должности судей заняли люди, которые являлись частью прежнего режима. В частности, Шатирян и Хундкарян. Кандидатура последнего вообще была неприемлема, потому что он в бытность судьей причастен к делу о закрытии телеканала "А1+". В этом плане говорить о повышении доверия к Конституционному суду и разрешении кризиса не приходится", – заявила правозащитница корреспонденту "Кавказского узла".

Она не исключила, что избрание судей стало результатом "определенных договоренностей между новой властью и прежним режимом".

Обновление состава Конституционного суда не внесло качественных изменений, подтвердил глава Института гражданского общества, правозащитник Артак Киракосян. По его словам, избрание новых судей не повысило доверия к суду. "Основная проблема властей – отсутствие институционального подхода в решении проблем. Скорее всего, власти рассматривают избрание новых судей как промежуточное решение, рассчитывая, что в перспективе с изменением Конституции Конституционный суд объединят с Кассационной инстанцией, и вопрос решится выбором судей Верховного суда", – озвучил он свое предположение корреспонденту "Кавказского узла".

Комиссия по конституционной реформе одобрила концепцию объединения Кассационного и Конституционного судов в Верховный суд, сообщило 24 августа "Радио Азатутюн".

Киракосян не исключил, что пребывание на должности конституционных судей станет испытательным сроком для новоизбранных кандидатов. "И тот, кто будет вести себя хорошо, останется, а того, кто плохо, уволят. И, возможно, с позором", – предположил правозащитник.

Автор: Тигран Петросян источник: корреспондент "Кавказского узла"


Поправки позволят прекратить полномочия председателя и членов КС, назначенных до реформы Конституции в 2015 году. Не подпадают под это изменение только двое из девяти судей — Ваге Григорян и Армен Диланян. Остальные семеро, в том числе председатель Грайр Товмасян, стали членами КС в соответствии с положениями основного закона в редакции 1995 и 2005 годов.

Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян

Борьба с иммунитетом


Поводом для противостояния ветвей армянской власти стало дело бывшего президента страны Роберта Кочаряна. Того обвинили в свержении конституционного строя при подавлении акций протеста в марте 2008 года. Причиной беспорядков тогда стали фальсификации, которые якобы зафиксировали на выборах, в результате уличных столкновений погибли девять человек.

В акциях 2008 года принимал участие и Никол Пашинян, после их подавления он провел два года в заключении. Поэтому считается, что Кочарян — личный враг нынешнего главы правительства.

Кочаряна задержали летом 2018 года, но уже через месяц отпустили: в Конституции Армении сказано, что бывший глава государства обладает иммунитетом. Затем политика задержали вновь, но в мае 2019 года выпустили во второй раз.


Экс-президент Армении Роберт Кочарян, обвиняемый в свержении конституционного строя в 2008 году, 12 сентября 2019 года


В июне 2019 года Кочаряна поместили под стражу в третий раз, но судебная система продолжала сопротивляться. Особое недовольство у революционеров вызвали действия Конституционного суда. Тот обратился за консультациями в Европейский суд по правам человека и Венецианскую комиссию Совета Европы. В сентябре 2019 года произошло удивительное для правового государства событие: КС приостановил дело против Кочаряна, но суд низшей инстанции проигнорировал решение.

Послан в соответствующее место

После этого революционные власти атаковали Конституционный суд. В октябре депутаты армянского парламента проголосовали за отставку главы КС Грайра Товмасяна. Предложение поддержали 98 депутатов из 100. По закону законодательный орган не может вмешиваться в дела судебной власти, инициатива депутатов носила только рекомендательный характер. И судьи КС даже не стали ее обсуждать.

Тогда в дело пошла тяжелая артиллерия. Против Товмасяна возбудили два уголовных дела. Одно касается его назначения на должность главы КС. По версии следствия, бывший спикер парламента Ара Баблоян в 2018 году задним числом подписал заявление об отставке прежнего главы Конституционного суда. Благодаря этому Товмасян на несколько дней раньше — когда еще действовал старый закон — занял нынешний пост. Это позволяет ему сохранять должность до 70 лет.

протест

Полицейские во время акции у здания суда в Ереване, где в этот день возобновлялись слушания по делу о свержении конституционного строя, 12 сентября 2019 года

Второе уголовное дело возбуждено из-за злоупотреблений Товмасяна на посту министра юстиции. По версии следствия, он вступил в сговор с чиновниками ереванской мэрии и незаконно приобрел недвижимость в центре Еревана.


Председатель Конституционного суда в ответ подал против Пашиняна иск с требованием опровергнуть информацию и извиниться за клевету.

С оглядкой на Карабах

КС

Сторонники премьер-министра Армении Никола Пашиняна во время блокировки здания Конституционного суда Армении, 20 мая 2019 года


Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров — о диалоге с Ереваном и допуске граждан с армянской фамилией в прикаспийскую республику

Практически одновременно с референдумом — 31 марта — пройдут выборы президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Нынешний глава НКР Бако Саакян, которого связывают с дореволюционными властями Армении, на должность не претендует, в избирательной кампании не участвует.

А значит, концентрация власти в постреволюционном армянском обществе достигнет максимума.

Правящий блок одобрил поправки к основному закону, ни с кем не советуясь

Национальное собрание Армении в течение одного дня приняло поправки к конституции, которые раньше собирались рассматривать на общенародном референдуме. Теперь трое судей Конституционного суда отправятся в отставку, а нынешний председатель Грайр Товмасян будет понижен в статусе до обычного судьи. Таким образом, премьер-министр Никол Пашинян де-факто нейтрализует своего главного противника внутри нынешних правящих элит. Депутаты так спешили принять поправки, что даже не дождались рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы, которая осталась не вполне довольна их решением.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Премьер-министр Армении Никол Пашинян

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Например, господин Товмасян имел возможность сохранять пост до 2035 года, а уволить его было попросту нельзя. При этом именно Грайр Товмасян считается главным противником Никола Пашиняна внутри нынешних правящих элит. Поэтому оппозиция отнеслась к поправкам крайне негативно — как к попытке премьера изменить конституцию под себя.

Председатель Конституционного суда Армении Грайр Товмасян

Председатель Конституционного суда Армении Грайр Товмасян

Фото: Конституционный Суд Республики Армения

Председатель Конституционного суда Армении Грайр Товмасян

Фото: Конституционный Суд Республики Армения

Как в Армении прошла первая акция с требованием отставки Никола Пашиняна

В мае Министерство юстиции Армении обратилось в Венецианскую комиссию (Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган Совета Европы) с вопросами о путях разрешения кризиса вокруг КС. Однако, не дожидаясь публикации заключения комиссии, власти внесли свой законопроект о поправках в повестку работы парламента.

Она также отметила, что если президент Армении Армен Саркисян или депутаты от оппозиционных фракций не обратятся в Конституционный суд по вопросу соответствия данных поправок основному закону страны, то они будут нести политическую ответственность за эти действия властей.

Конституционный суд Армении является высшим юридическим органом по пересмотру Конституции в Армении. Это судебный орган, который является отдельным и независимым от исполнительной, законодательной и судебной власти. Она отвечает за контроль за конституционным характером законов и других законодательных актов. Закон конституционного суда Армении определяется как в конституции Армении, так и в законодательстве.

Создан в 1995 году.

История

В декабре 1988 года в соответствии с поправкой к Конституции Советского Союза был создан Комитет конституционного контроля. Закон Союза, касающийся этого Комитета, также предусматривал создание Комитета конституционного контроля в каждой Республике Союза, чего на самом деле никогда не было.

В 1991 году законодательный орган Армении рассмотрел вопрос о создании Конституционного суда, хотя на самом деле он этого не делал (два закона, а именно Закон о Президенте Республики от 1 октября 1991 года и Закон о Верховном Совете Республики Армения от 19 ноября 1991 года, были просто включены в состав такого Конституционного суда). Однако ни один закон или поправка к Конституции Армянской ССР так и не были приняты, чтобы реализовать это заявление о намерениях.

Новая Конституция, принятая на референдуме 5 июля 1995 года, окончательно учредила Конституционный суд Армении. Закон о конституционном суде был принят Национальной ассамблеей Армении 20 ноября 1995 года и подписан президентом Республики Левоном Тер-Петросяном 6 декабря 1995 года. 5 и 6 февраля 1996 года были назначены члены Конституционного суда, и Суд начал функционировать 6 февраля 1996 года, когда его члены были приведены к присяге в Национальной ассамблее.

В 2005 году в Армении прошли конституционные реформы. 27 ноября 2005 года на референдуме был принят текст Конституции РА (с Поправками). Поправки касаются системы конституционного правосудия. В статье 93 Конституции говорится: "Конституционный суд осуществляет конституционное правосудие в Республике Армения". Согласно статье 94 Конституции "Полномочия, порядок формирования и деятельности судов определяются Конституцией и законами".

Члены конституционного суда

Конституционный суд избирает девять членов. Членство в Конституционном суде открыто для всех граждан Республики в возрасте 35 лет и старше. Члены Конституционного Суда (включая Президента) освобождаются от своих обязанностей до 65 лет (согласно переходным положениям, а именно пункту 13 статьи 117 Конституции Республики Армения, члены Конституционного Суда продолжают исполнять свои обязанности до достижения 70-летнего возраста). Национальное собрание и президент Республики имеют совместные полномочия для в состав Конституционного суда. Пять членов Конституционного суда избираются Национальным собранием по рекомендации Председателя Национального собрания. Остальные четыре члена назначаются президентом Республики по его указанию.

Председатель Конституционного суда не избирается членами Конституционного суда. Однако, если Национальное Собрание не может назначить Председателя Конституционного Суда в течение 30 дней после того, как должность Председателя Конституционного Суда станет вакантной, Президент Республики должен сделать это в своем месте. Лица, удовлетворяющие следующим условиям, имеют право на членство в Конституционном Суде по крайней мере 35 человек имеет право на получение высшего образования; Решения об увольнении членов Суда должны приниматься лицом или органом (т.е. Президентом Республики или Национальным собранием, в последнем случае большинством голосов от общего числа депутатов), назначившим соответствующего члена. В тех случаях, когда такой вопрос поднимается, Конституционный суд должен рассмотреть дело в отсутствие члена и вынести постановление о назначении должности члена большинством в не менее двух третей членов Суда (т.е. 6 из 9). После вынесения заключения действительное решение об увольнении члена Конституционного суда должно приниматься назначившим его органом власти (хотя фактически ни один член Конституционного суда не был уволен с должности с момента его упразднения). Независимость членов Конституционного суда подтверждается их подчиненностью Конституции и Закону о Конституционном суде. Запрещается оказывать влияние на члена Конституционного суда, и любое лицо, за это, может быть привлечено к ответственности.

Член суда прекращает отказываться от своих функций, когда она/она: 1) Достигла 65-летнего возраста 2) Умерла 3) Была отозвана его/ее

По заключению Конституционного суда, члены Суда должны быть уволены, если они: 1) отсутствовали три раза в течение одного года от заседаний Суда без оправдания 2) Не смогли выполнить свои полномочия в качестве члена Конституционного суда в течение шести месяцев из-за какой-либо временной нетрудоспособности или другой законной причины 3) Нарушить правила несопоставимости, связанные с Конституционным Судом, прямо выраженное мнение члена Конституционного Суда, которое было вынесено в соответствии с настоящим Законом, или иным образом.

Полномочия Суда

Конституционный суд в установленном законом порядке:

  • определяет соответствие законов, постановлений Национального Собрания, указов и распоряжений Президента Республики, решений Премьер-министра и органов местного самоуправления Конституции;
  • До ратификации международных договоров определить соответствие предусмотренных в них обязательств Конституции
  • Разрешить все споры, возникающие в результате референдумов

3.1 Пункт перечня разрешает все споры, вытекающие из решений, принятых в связи с выборами Президента Республики и депутатов

  • Объявить невыносимым или упрямством кандидата на пост Президента Республики
  • Заключение о наличии оснований для импичмента Президента Республики
  • Представить заключение о недееспособности Президента по разграничению его/ее обязанностей
  • дать заключение о прекращении полномочий члена Конституционного суда, заключении его под стражу, согласии привлечь его в качестве обвиняемого или привлечении к административной ответственности суда;
  • Заключение на основании отказа от должности главы общины
  • В случаях, предусмотренных законом, принимать решение о приостановлении или запрете деятельности политической партии.

Как обратиться в Конституционный суд

Международные отношения

С первого года своего образования Конституционный суд РА стал членом Европейской комиссии "За демократию через право" Совета Европы (Венецианская комиссия). Год спустя, в октябре 1997 года, была создана Международная организация "Конференция стран конституционного контроля стран молодой демократии", деятельность которой координирует Конституционный суд РА. А в 2000 году, когда Армениа ещё не была членом Совета Европы, Конституционный суд Республики Армения был избран полноправным членом международной организации "Конференция европейских конституционных судов". Председатель Конституционного совета Франции Ив Гена очень конкретно оценила этот непредусмотренный факт: "Конституционный суд РА уже является успешным институтом и стал полноправным членом Конференции благодаря его активному участию и многочисленным интересным и реальным предложениям".

Организация Ежегодной Ереванской международной конференции в сотрудничестве с Европейской комиссией "За демократию через право" Совета Европы (Венецианская комиссия) стала новой традицией. Каждая конференция отличалась от предыдущей своей актуальной темой и большим числом участников. Так, большое количество известных и авторитетных юристов и конституционалистов приняли участие в 15-й Ереванской международной конференции. Все представленные доклады, обсуждения и анализ тем Конференции были опубликованы в четырехязычном Международном Альманаке "Конституционная справедливость в новом тысячелетии" и размещены на конституционном сайте Конституционного суда РА, который, кстати, признан в качестве Комплиментарного 150 стран. Международная ассоциация конституционного права признала его важной программой и разместила на веб-сайте Международной ассоциации. Этот уникальный программный пакет, переведенный на русский и английский языки, является кратким материалом для конституционалистов и конституционных судов.

Конституционный суд Республики Армения разработал комплексную программу сравнительного анализа международных официальных документов, в которую включено 1500 документов, принятых Организацией Объединенных Наций и всеми международными европейскими учреждениями (на русском и английском языках). Уже завершены процессы изучения, анализа и принятия решений в отношении опыта Европейского суда и материалов Европейской конвенции по правам человека.

Венецианская конвенция

  • Учреждена в мае 1990 года 18 государствами - членами Совета Европы
  • в 2014 году: 60 государств-членов, включая 12 неевропейских членов и Косово, с общим населением более 5 миллиардов человек
  • 5 стран-наблюдателей и 1 ассоциированный член
  • ЕС и OSCE - два международных партнера, участвующие в работе Комиссии
  • более 500 мнений по более чем 50 странам и 80 исследованиям
  • 250 семинарий и кону с докторантами судов и университетов
  • Более 3 000 гражданских служащих прошли подготовку по вопросам прав человека и административного права
  • Европейский суд по правам человека сослался на заключения Венецианской комиссии по более чем 50 делам (с 2002 года).

1 ноября 2013 года председатель Конституционного суда Армении Гагик Арутюнян в качестве координатора Профессиональной комиссии по конституционным реформам (далее - Комиссия) и от имени Президента Республики Армения4 запросил помощь Венецианской комиссии в процессе пересмотра Конституции Армении4. Проанализировав исторический процесс конституционных событий в Республике Армения в рамках системных интеграций, а также его ключевые особенности и существующие проблемы, Специализированная комиссия по конституционным реформам считает необходимым выделить следующие основные этапы с точки зрения концептуальных подходов. Как постоянный и непрерывный процесс, конституционные изменения происходили в международной практике в соответствии с развитием общества следующими основными способами:

  • принятие новых конституций;
  • внесение изменений и/или дополнений в действующую Конституцию;
  • последовательная и скоординированная конституционализация правовых актов и правоприменительной практики;
  • принятие органических или конституционных законов;
  • официальные положения Конституции;
  • Разрешение споров между органами власти в вопросах конституционных полномочий.

Юридическая экспертиза

Согласно источнику в 2008 году, Законодательная Республика Республики Армения в 2004 году требует адвокатской миссии для того, чтобы нейсы могли заниматься юридической практикой. До 2004 года требование об унифицированной национальной коллегии адвокатов отсутствовало. В 1998 году, после принятия первого закона о адвокатуре, были созданы следующие ассоциации адвокатов: Союз адвокатов Республики Армения (последнее воплощение Коллегия адвокатов), Международный союз адвокатов и Международный союз адвокатов армян. Международный союз адвокатов и Международный союз защитников армян объединятся в единую организацию.

Библиотека Конституционного суда

Библиотека Конституционного суда была образована в 1996 году. Библиотека богата юридическими, научными и медийными материалами и предназначена не только для членов и сотрудников Конституционного суда, но и для студентов и всех интересующихся юриспруденцией. В библиотеке находятся словари, текстбуки, сборники законов, книги о выборах государственных книг о выборах государственных и местных властных, об уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, гражданско-процессуальном, административном праве и праве республики. Помимо юридической литературы, в Библиотеке Конституционного суда имеются книги, касающиеся политики, экономики, культуры, философии, социологии, а также вымышленности. Библиотека периодически заполняется новыми книгами и периодической прессой из Российской Федерации и других стран. Примечательный литературный фонд библиотеки делает литературу, посвящённую истории армянской церкви и Геночи, а также парламентским протоколам 1918 - 1920 годов. Библиотека насчитывает более 5000 книг на армянском, русском, английском, французском и других языках. В библиотеке формируются буквабетическая и c базы данных, файлы предметных карточек, даются работы. Центр конституционного права частично принял работу по подготовке учебников по правовым темам, подготовлены специальные дневные ручные книжки для преподавателей, одновременно для студентов издан справочник "Конституционное обозрение" Г. Арутюняна. Ежегодная организация традиционной республиканской олимпиады студентов и студентов "Конституция и право" является одним из эффективных методов ознакомления нового поколения с принципами конституционного правосудия. В Центре конституционного права РА создан Совет молодых исследователей, а в Конституционном суде РА создана библиотека с богатой и новой литературой. Члены Конституционного суда и сотрудники опубликовали 55 монографий и 191 научную статью, в которых приняли участие около 155 членов конституционных судов различных стран и 52 международных эксперта, а также 48 докладов, подготовленных в ходе Международного конгресса, и 17 Международных конгрессов (с участием примерно 155 членов конституционных судов различных стран и 52 международных экспертов).

Читайте также: