Концепция охраны и укрепления здоровья доклад

Обновлено: 05.07.2024

Правовое регулирование охраны здоровья граждан - совокупности мер правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.06.2011
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская Государственная Медицинская Академия

федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

План

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Введение

Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.

Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Следует обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы - обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.

Рассмотрим в данной работе основные принципы охраны здоровья граждан РФ.

1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Легальное определение категории охрана здоровья граждан дается в ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Конституция Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье следующим образом - это динамическое состояние полного физического, душевного и социального благополучия, не определяющееся одним лишь отсутствием болезни или немощью.

В Российской Федерации используется следующее определение здоровья, вобравшее в себя международные положения и принципы:

Общественное здоровье - это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для социально активного продуктивного образа жизни.

В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.

Таким образом, охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

Государственная система здравоохранения включает в себя органы исполнительной власти в области здравоохранения федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней и подчиненные им лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, имущество которых находится в государственной собственности.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения и др. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Так, КоАП содержит главы, специально посвященные административным правонарушениям, посягающим на здоровье населения (глава 5) и административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды (глава 7). В УК РФ включены глава 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", которая содержит, в частности, ст. 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей", а также глава 26 "Экологические преступления".

В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в этих учреждениях.

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

2. Основные принципы охраны здоровья граждан

охрана здоровье правовой

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья и окружающей среды это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, представлением населению доступной медико-социальной помощи.

В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются (ст.2 Основ):

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.

Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов РФ.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-санитарную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах гарантированного объема в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Дополнительные услуги граждане могут получать на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств юридических лиц, личных сбережений и иных источников, разрешенных законодательством.

Финансирование охраны здоровья осуществляется за счет: бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного страхования, целевых фондов, средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, доходов от ценных бумаг и других источников.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав человека и гражданина, приоритет профилактических мероприятий, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и управления, юридических лиц независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Литература

1. Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 512 с.

2. Здоровье населения и окружающая среда: Методическое пособие / Под общей редакцией д.м.н. Е.Н.Беляева: Вып.3, Т.1 - М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1998.

4. Тобес Брижит. Право на здоровье. Теория и практика - М. Устойчивый мир. 2007 г. - с.23.

5. Шевченко А. Правовые основы охраны здоровья. - М., 1998.

Подобные документы

Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ, обеспечиваемая государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Приоритет охраны здоровья детей.

контрольная работа [23,3 K], добавлен 22.12.2015

Права граждан в области охраны здоровья, деятельность систем и учреждений здравоохранения. Описание основных достоинств, недостатков, перспектив дальнейшего развития системы здравоохранения в России. Рассмотрение правовых основ охраны здоровья граждан.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 27.09.2019

Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ. Медицинское страхование граждан России, находящихся за рубежом. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья, проблемы их реализации и пути развития законодательного регулирования.

дипломная работа [583,3 K], добавлен 20.04.2011

Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья. Основные субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья РФ. Нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Характеристика путей совершенствования законодательства в сфере здравоохранения.

дипломная работа [124,7 K], добавлен 08.09.2016

Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие, радиационную безопасность. Анализ путей развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья. Защита прав граждан при некачественном оказании медицинских услуг.

дипломная работа [66,7 K], добавлен 12.10.2015

Рассмотрение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

контрольная работа [29,9 K], добавлен 13.05.2014

Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощи. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения. Основные проблемы законодательства России об охране здоровья населения.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Концепция охраны и укрепления здоровья. Презентация на заданную тему содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель Знать основные нормативные документы в области здравоохранения результаты внедрения в практику Национального проекта Здоровье Уметь использовать информацию на благо пациента

Концепция охраны здоровья здоровых - необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации; - необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики; - признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества; - необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

Основные задачи Концепции - разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний; - укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья - формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия; - увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

Основные принципы реализации Концепции - доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения - приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения; - непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека; - ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких; - системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департа.

Законодательство РФ называет здоровье одним из основополагающих прав человека.

Важнейший закон РФ — Федеральный закон от 21.1 1.2011 г. 323-ФЗ «Об основах о.

— Статья 27. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случ.

— Статья 27. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры; граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

— Статья 12. Провозглашает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, ко.

— Статья 12. Провозглашает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем: 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждение социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения: 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

Критически низкий уровень популяционного здоровья в сочетании с низким уровне.

Критически низкий уровень популяционного здоровья в сочетании с низким уровнем культуры здоровья и потребительским отношением к здоровью в обществе послужили основанием для Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации (далее — Концепция) (приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 г. № 113 ОБ). Действие Концепции направлено на все слои населения: детей, молодежь, работоспособное население, лиц пожилого и старческого возраста. Основная проблема воспитание у населения самосознания ценности здоровья как фактора активного долголетия. Цель Концепции заключается в повышении ответственности индивидуума за собственное здоровье и изменении мотивации поведения. Основная задача при этом — информирование и обучение определенным навыкам поведения

Содержание образовательных программ гигиенического воспитания в зависимости о.

Содержание образовательных программ гигиенического воспитания в зависимости от возрастных рисков для здоровья и жизни. Возрастныегруппы Рискидля здоровья и жизни Содержание образовательных программ гигиенического воспитания Обеспечениездоровья новорожденных, детей младшего школьного возраста Основные причины смерти детей: • 1-го года жизни- врождённые аномалии; • старше 1 года — болезни органов дыхания (пневмонии), внешние причины. Высокий риск развития нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, ожирения Обучение родителей уходу за детьми в различные возрастные периоды. Воспитание у детей гигиенических навыков, потребности в подвижных играх и физических упражнениях, навыков рационального питания, закаливание. Профилактика нарушений зрения в детском возрасте (зрительная гимнастика, принцип подсчета времени работы с компьютером). Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие)

 Возрастныегруппы Рискидля здоровья и жизни Содержание образовательных про.

Возрастныегруппы Рискидля здоровья и жизни Содержание образовательных программ гигиенического воспитания Здоровье молодежи Ранняя беременность и роды (ежегодно рожают около 16 млн девушек в мире в возрасте от 15 до 19 лет). ВИЧ (в 2009 г. на долю молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет приходилось 40% всех новых случаев ВИЧ-инфекции среди взрослого населения в мире). Проблемы в области психического здоровья (часто депрессия). Недостаточность питания или ожирение. Высокая смертность в результате межличностного насилия (насилие со стороны другого человека или группы людей); (примерно 430 молодых людей в возрасте от 10 до 29 лет в мире ежедневно). Высокая смертность в результате дорожно-транспортных травм (700 молодых людей в мире ежедневно) Отношение к питанию, физкультуре, курению, алкоголю, наркотическим веществам. Формирование здорового образа жизни, общественного и сексуального поведения. Охрана репродуктивного здоровья.

 Возрастныегруппы Рискидля здоровья и жизни Содержаниеобразовательных про.

Возрастныегруппы Рискидля здоровья и жизни Содержаниеобразовательных программ гигиенического воспитания Укрепление здоровья работоспособного населения Производственный травматизм. Хронические неинфекционные болезни (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хронические заболевания бронхолегочной системы, хронические болезни пищеварительной системы, сахарный диабет, остеохондроз, болезни суставов). Онкологические заболевания Профилактика: • отравлений; • травм; • несчастных случаев; • основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, пищеварения)

 Возрастные группы Риски для здоровья и жизни Содержаниеобразовательны.

Возрастные группы Риски для здоровья и жизни Содержаниеобразовательных программ гигиенического воспитания Сохранение здоровья в пожилом возрасте Бытовой травматизм. Развитие острой и хронической недостаточности органов и систем. Психические нарушения Адаптация к возрастным изменениям и обеспечение безопасности. Максимальное укрепление здоровья. Создание условий для реализации имеющегося потенциала здоровья, физических и душевных сил с целью продления активной социальной жизни

Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута.

Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе, обеспечения более здорового образа жизни, а также благодаря разработке и внедрению новых методов экспресс-диагностики и коррекции сниженных резервов организма.

Выделяют следующие механизмы реализации концепции: —формирование сети центров.

Выделяют следующие механизмы реализации концепции: —формирование сети центров здоровья, кабинетов оздоровления; — совершенствование информационной системы; — формирование рекламы и пропаганды мотивации на идеал здорового человека; — формирование навыков рационального питания; — формирование потребности к природным здоровье сберегающим технологиям, организация здорового досуга, занятия физической культурой и оздоровительный туризм; — создание паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития. Паспорт обеспечивает подход к оценке и коррекции здоровья человека, пока он здоров.

Мировым сообществом большое внимание уделяется здоровью детей и подростков. В.

Мировым сообществом большое внимание уделяется здоровью детей и подростков. В 2003 г. Комитет Конвенции о правах ребенка выпустил Замечание общего порядка, в котором признавались особые потребности и права подростков и молодых людей в области здоровья и развития. На 64-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2011 г. была принята резолюция о молодежи и рисках для здоровья.

Одна из важных программ в области здравоохранения молодых людей — Цели тысяче.

Одна из важных программ в области здравоохранения молодых людей — Цели тысячелетия в области развития Организации Объединенных Наций (ЦТР). — ЦТР 4 — сокращение детской смертности (6,9 млн детей в возрасте до 5 лет умерли в 2011 г.; почти 75% всех случаев смерти детей происходит только по 6 причинам: неонатальные причины, пневмония, диарея, малярия, корь, ВИЧ/СПИД).

— ЦТР 5 — улучшение охраны материнства (в 2010 г. 287 тыс. женщин скончались.

— ЦТР 5 — улучшение охраны материнства (в 2010 г. 287 тыс. женщин скончались во время беременности и родов; большинство из них умирают из-за отсутствия доступа к квалифицированной регулярной и экстренной помощи). Цель направлена на достижение всеобщего доступа к охране репродуктивного здоровья. — ЦТР 6 — сокращение заболеваемости, уменьшение масштабов распространения ВИЧ/СПИДа (в конце 2012 г. в мире насчитывалось 35,3 млн людей с ВИЧ; в том же году около 2,3 млн человек приобрели инфекцию, а 1,7 млн человек, в том числе 230 тыс. детей, умерли от СПИДа).

Государственная программа развития здравоохранения до 2020 г., утвержденная п.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, Конституциями (уставами) субъектов РФ.

  1. соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  2. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
  3. доступность медико-социальной помощи;
  4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Соблюдение прав человека в области охраны здоровья начинается с профилактических мер, поэтому они и приоритетны. Профилактические меры в области охраны здоровья граждан должны касаться не только непосредственно какой-либо соматической патологии, но даже в первую очередь психического и социального здоровья. С этой точки зрения чрезвычайно важно направление усилий на предотвращение проявлений случаев жестокости, насилия, в том числе и внутрисемейного; на выявление подобных случаев и искоренение их путем законного, честного и явного сотрудничества с государственными и общественными структурами (правоохранительными, социальными службами, общественными объединениями против насилия).

Концепция стратегии реформирования здравоохранения в РФ изложена в:

Согласно этой Концепции, объектом деятельности здравоохранения становится не только больной, но преимущественно здоровый человек, в том числе и пожилого возраста. Впервые в нашем обществе заявлено, что для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.

В настоящей Концепции определены основные принципы охраны здоровья граждан различных возрастов, основные принципы и механизмы реализации Концепции, а также основные направления деятельности в области охраны здоровья здорового человека. Эта деятельность представляется, очевидно, разумной, наряду с качественным лечением уже заболевших, направленной в конечном итоге на снижение заболеваемости и смертности в целом.

Основным из направлений совершенствования охраны здоровья населения является обеспечение качества и безопасности профилактических и лечебно-диагностических мероприятий путем их стандартизации, лицензирования, аккредитации и сертификации.

Основные направления стандартизации:

  1. стандартизация медицинских услуг;
  2. стандартизация лекарственного обеспечения;
  3. регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи;
  4. стандартизация профессиональной деятельности;
  5. стандартизация информационного обеспечения.

Стандарт медицинской помощи — нормативный документ, ведомственный приказ, устанавливающий определенные требования к процессу оказания медицинской помощи при конкретном виде патологии с учетом современных возможностей. Наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги, которые можно разделить на платные и бесплатные.

Читайте также: