Компромисс и консенсус доклад

Обновлено: 05.07.2024

3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.

Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.

М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.

Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия.

При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.

По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.

Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова.

Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом.

При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.

Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепление консенсуса.

Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.

Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.

При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.

Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.

Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.

Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства.

Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.

Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.

В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

Понятия компромисса и консенсуса широко используются не только в конфликтологии, но и в социологии, политологии, экономике, юриспруденции и других социальных науках.

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки. Компромисс характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. Во-первых, компромисс не всегда выступает как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является лишь этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

Во-вторых, компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях компромисс может быть обеспечен пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Рассмотрения компромисса как уступки некоторым требованиям, отказа от части собственных требований в пользу соглашения с другой стороной конфликта недостаточно для понимания данного явления. В такой трактовке компромисс предстает как чисто техническое средство, метод смягчения обострившихся противоречий, противоборства. Однако глубинный, интенциональный смысл этого понятия и богаче, и сложнее. Компромисс включает такие признаки, как собирание, объединение, сотрудничество взаимодействующих сторон, и в то же время некоторые характеристики взаимного исключения, противоборства, которые проявляются в отношениях между ними.

В конфликтологическом смысле консенсус(от лат. consensus – согласие, единодушие, соучастие, согласованность) – форма принятия решений на основе согласия всех участников обсуждения без голосования при полном удовлетворении сторон. В социологическом смысле консенсус – это согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

В американской социологии проблематика консенсуса анализировалась Кули и Мидом. После Второй мировой войны некоторые американские социологи, например Л. Вирт, рассматривали исследование консенсуса как главную задачу социологии, одним из аспектов которой является изучение влияния групповой жизни на поведение людей. Такая оценка значимости консенсуса стимулировала дальнейшие исследования в США, главным образом в области эмпирически ориентированной социальной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком и др.). В этот период понятие консенсус конкретизируется и детализируется, выделяются его новые аспекты.

Беседа

Компромисс — это соглашение между сторонами, имеющими разногласия, заключенное на базе взаимных уступок друг другу, причем, часто такое решение приносит пользу всем сторонам конфликта. В основе компромисса лежит стремление уладить накопившиеся разногласия путем отказа каждой из сторон, хотя бы на время, от собственных амбиций в пользу противоположной стороны.

Таким образом, фундаментом компромисса всегда является уступка в пользу другого человека (группы людей, государства и т.д.), подразумевающая добровольное отступление индивида от собственных позиций и интересов. При этом, уступка, совершенная одной стороной должна вызвать аналогичное действие другой стороны, которая в не меньшей степени обязана поступиться частью своих интересов в пользу оппонента.

Описываемый метод разрешения споров широко применяется не только в сфере социального взаимодействия, но и в области политики. На протяжении всей истории человечества можно найти немало примеров обоюдовыгодных компромиссов, успешно заканчивавших, казалось бы, неразрешимые споры между странами. Следовательно, компромисс, заключенный в атмосфере взаимного уважения, является одним из наиболее действенных способов решения конфликтов. Он позволяет учитывать и уважать интересы всех сторон спора, принимая устраивающее их решение на основе взаимных уступок.

Примеры компромиссов

Рассмотрим несколько примеров компромисса, с которыми периодически приходится сталкиваться в жизни.

1. Муж и жена

Между мужем и женой часто возникают разногласия относительно семейного бюджета — каким он должен быть, совместным или раздельным? Например, жена хочет полностью совместный бюджет, а муж — полностью раздельный, мотивируя это тем, что зарабатывают они одинаково. Казалось бы, ситуация неразрешима.

Однако муж и жена умеют договариваться, каждый из них идёт на уступки, и они заключают компромисс — 50% зарплаты каждый ежемесячно откладывает в общий бюджет (из него оплачивается ипотека, коммуналка, питание), а остальные 50% каждый оставляет себе на личные нужды. Вот такой, честный компромисс.

2. Родители и дети

Конечно, решать сыну, ведь он уже совершеннолетний. Но он уважает мнение родителей и находит компромиссное решение — он остаётся учиться на очной форме обучения, и устраивается на работу не на полный рабочий день, как хотел, а на полставки с графиком, не мешающим учёбе. Родители, в свою очередь, дают ему в пользование свой автомобиль, чтобы быстро перемещаться между работой и учёбой. Каждая из сторон пошла на определенные уступки, в результате был достигнут компромисс.

Разновидности компромисса

Компромиссы делят на две разновидности: положительные и вынужденные (отрицательные).

Под положительным компромиссом подразумевается соглашение, необходимость заключения которого (а вместе с ним, и обязательность взаимных уступок) осознавалась, понималась и принималась обеими сторонами спора. В такой ситуации стороны могут без особых проблем найти обоюдно выгодный выход из зашедшего в тупик спора.

Преимущества и минусы компромисса

К очевидным плюсам заключенных двумя сторонами взаимовыгодных соглашений относят:

  • сохранение хороших отношений между оппонентами после удачного разрешения спорной ситуации;
  • получение сторонами дополнительного опыта в области проведения переговоров, приобретение ими умений и навыков по успешному разрешению конфликтов;
  • минимизация возможных рисков, и, как следствие, невозможность дальнейшего обострения ситуации;
  • возможность окончательно разрешить давно назревающий конфликт и больше никогда не возвращаться к нему;
  • выгода, получаемая обеими сторонами спора в результате его удачного разрешения.

Однако, заключение компромисса чревато и некоторыми отрицательными последствиями. К минусам такого соглашения следует отнести несколько обстоятельств:

  • поиск компромисса является сложным, а часто еще и длительным занятием, требующим от сторон хотя бы минимального уважения друг к другу и умения вести переговоры;
  • нередко компромисс не разрешает спор, а лишь оттягивает его окончательное решение;
  • иногда для достижения соглашения одной или сразу обеим сторонам конфликта приходится идти против собственных принципов, гордости и амбиций.

Различия между компромиссом и консенсусом

И консенсус, и компромисс являются способами разрешения споров, однако, оба способа заметно различаются между собой. Так, компромисс подразумевает обязательные взаимные уступки сторон, в то время как консенсус не предполагает наличия такого условия.

Консенсус представляет собой определенный, подготовленный заранее шаблон, позволяющий успешно решить конфликтную ситуацию, при этом, уступки, не всегда выгодные себе, в данном случае могут исходить только от одной из конфликтующих сторон.

Правила успешного достижения компромисса

Специалисты выделяют два правила, следование которым помогает конфликтующим сторонам прийти к компромиссному решению:

  • При обсуждении выхода из сложившейся ситуации каждая сторона должна не только прислушиваться, но и вникать в суть доводов оппонента. Найти устраивающее всех решение, не поняв при этом противоположную сторону, в принципе невозможно.
  • Обе стороны спора должны стремиться к достижению именно взаимовыгодного, устраивающего их обоих, решения, принятого на основе уважения к оппоненту и его требованиям. Суть компромисса заключается в добровольных уступках с обеих сторон, в ином случае принятое решение только отсрочит дальнейшее развитие конфликта, но никак не погасит его.

Выводы

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.
Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.
Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.
М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.
Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия.
При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.
По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.
Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова.
Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом.
При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.
Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепление консенсуса.
Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.
Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.
При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.
Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.
Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.
Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства:
Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.
Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.
В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

Читайте также: