Компания в жизни старшеклассника доклад

Обновлено: 16.05.2024

Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. По данным А.В.Мудрика, 2/3 юношей указывает на необходимость в общении со взрослыми, сохраняя потребность в общении со сверстниками, поэтому в свои секреты и любимые занятия юноши посвящают узкий круг друзей, реже родителей, еще реже – учителей.

1. Поведенческая автономия юношей (потребность и право решать личные вопросы);

2. Эмоциональная автономия (потребность и право иметь личные привязанности, не зависимые от мнения родителей);

3. Моральная и ценная автономия (право на собственную мораль);

Первая автономия проявляется в том, что большинство юношей проводят свободное время вне дома, вторая – в том, что родители не всегда в состоянии оценить перемены в детях, они не всерьез воспринимают переживания детей. Выяснено, что мать в этот период более близкий человек, чем отец. Третья может вливаться в конфликты из-за попытки юноши изменить внешность, атрибуты и черты личности.

И.Ю. Кулагина приводит данные, по которым 70 % юношей хотели бы быть такими людьми, как их родители, а 10 % только в чем-то походить на них.

Ранняя юность – это самый коллективный возраст; самое главное – быть принятым сверстниками и чувствовать себя нужным им. Довольно частое явление для юношей – неудовлетворенность своим групповым статусом. Например, каждый думает, что он может быть лучше, а он лишь шут в компании.

Увеличивается число групп, в которые входит юноша. Его положение осложняется разными требованиями разных групп, в которые он входит.

Все поведение подростков делится на нормальное и девиантное. К этому ведет дезадаптация, потребность в риске, агрессивность приводит к отклонениям от нормы.

Исследователь А.А. Александров в 1988 г. в своей работе называет два фрустрационных типа делинкветности (асоциальное поведение):

1. Агрессивно-защитная делинквентность;

2. Оппозиционная делинкветность.

Первая формируется при обстановке эмоционального отвержения в родной семье; а вторая – при воспитании “кумира” в семье.

Школа не исчерпывает всей жизни юноши, поэтому он часто вливается в стихийные уличные компании, а это может привести к делинквентному поведению.

Резко усиливается потребность в интимной дружбе, где на первом плане – интимность, эмоциональное тепло, искренность. Л.Н. Толстой считал дружбу “символичным рубежом, отделяющим юность от отрочества”.

Очень противоречиво самосознание юноши: постоянное желание излить душу другу, но смотрит на друга как на 2-ое собственное “я”, такая потребность характерна только для юности.

У девочек потребность в интимном друге возникает раньше, чем у юношей, но индивидуальное различие состоит в том, что одни считают, что настоящий друг должен быть один, а другие – что два, три друга лучше.

Дружба бескомпромиссна и требовательна, но велика жажда самораскрытия.

И.С. Кон в “Психологии ранней юности” пишет: “Мальчик не любит женщину, к которой его влечет; и его не влечет к женщине, которую он любит”.

Часто юноши грубы, их цель – эмоциональное общение – выражается в интонациях, настроениях.

В 15-16 лет дружба – это важное средство общения, и, несмотря на высший уровень требований друг к другу, партнеры идеализируют друг друга.

У девочек больше, чем у юношей, потребность в смешанной дружбе. Но, в целом, чаще 17-летки дружат со сверстниками своего пола.

Возможности взаимопонимания между девушкой и юношей затрудняются темпами созревания полов; у юношей раньше начинается чувственно эротическое влечение, у девушек потребность – в ласке и прикосновении. А потребность в духовной близости раньше возникает у девушек.

Воспитание не должно сводиться к системе запретов.

15. Самоопределение как центральное новообразование ранней юности

Чем больше развито самосознание у юноши, тем больше шансов на адекватность восприятия мира, глубокую и устойчивую дружбу.

Новообразованиями юности являются: стремление к профессиональному самоопределению; формирование мировоззрения.

В юности расширяется сфера интересов и запросов, постепенно происходит сокращение различия в уровне и диапазоне развития интересов девушек и юношей.

Возникают тенденции к практицизму, техницизму, недооценке гуманитарной культуры, искусства, литературы.

Задача современного образования – его гуманизация. В ранней юности развивается социальная активность: юноши не просто интересуются событиями окружающего мира, но сами хотят быть участниками (Афганистан, Югославия, Чечня).

У нынешнего поколения – более позднее наступление социальной зрелости, чем у предыдущего.

Средством самоутверждения становится тяга к труду, приносящему пользу и финансовую компенсацию. Но не все подростки любят мыть пол, посуду. В юности возникает жажда “больших денег”, но, к сожалению, не все умеют увидеть результат большого дела в малом: у юношей быстро гаснет энтузиазм, если результатов его труда нет, здесь и сейчас.

Вредна и гипер-, и гипоопека – это ведет к делинкветному поведению.

Ранняя юность - решающий возраст для формирования мировоззрения, очень сильно желание понять этот мир и выразить к нему свое отношение. Первый показатель становления мировоззрения – рост познавательного интереса к законам природы, общества и человеческого бытия. Центральный вопрос мировоззрения – о смысле жизни, о том, каким содержанием нужно заполнить жизнь, а так как готового ответа на этот вопрос нет, то юность – это время поисков. Юноши строят планы в сфере самоопределения: по поводу своего морального облика, стиля жизни, уровня притязаний и главное – рода профессиональных занятий. Самое трудное для юношей – правильно выбрать профессию.

По И.Ю. Кулагиной, факторы выбора профессии в юности (в 80-е гг. XX в.) таковы:

1. Престижность, т.е. социальная ценность;

2. Качества личности, присущие представителю данной профессии;

3. Материальный фактор – возможность много заработать в будущем.

Перечисленные новообразования ранней юности – залог проявления психических особенностей следующего возрастного этапа.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Учитель Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на нашей встрече.

Наша встреча будет проходить под девизом “Счастье, когда тебя понимают”. Всех нас присутствующих объединяет одно: все мы родом из детства. Но в то же время все мы разные. Не только внешне отличаемся друг от друга, но у каждого свой внутренний мир, который и определяет жизнь человека, его поведение, успехи и неудачи. Да! Ведь главное – это когда тебя понимают. Поэтому люди и объединяются в группы по интересам – и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые, и даже убеленные сединами старики. В зависимости от того, какие интересы положены в основу организации, возникают и различные типы объединений. Вот сегодня мы и поведем разговор о молодежных объединениях, субкультурах.

Молодежная субкультура, что это такое?

Субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе.

Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.

– Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?

(Формальные – детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.) Виды: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические, религиозные. Неформальные – отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер.)

– Каковы причины возникновения неформальных объединений?

  • социальная несправедливость;
  • кризис общества и семьи;
  • бюрократизм государства и общественных организаций (особенно учебно-воспитательных учреждений);
  • не разработанность систем социального воспитания;
  • плохая организация досуга;
  • разочарование молодежи в нравственных идеалах и ценностях общества;
  • формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми взглядами и нормами.

По характеру социальной направленности неформальные группы можно классифицировать следующим образом:

  • просоциальные (социально положительные);
  • асоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем);
  • антисоциальные (социально отрицательные).

– Что значит каждое из этих понятий?

– Какие вы знаете неформальные молодежные объединения? (Рокеры, байкеры, эмо, скинхеды, панки, фрики, толкиенисты и др.)

Одно из названных вами неформальных объединений байкеры.

БАЙКЕРы (англ. biker , от bike motorbike motorbicycle “мотоцикл”) – любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.

– Знаете ли вы, где зародилось байкерское движение?

( Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

Байкеры объединяются в клубы, которые в подавляющем большинстве случаев, носят мирный характер.

– Можете ли вы описать внешний вид байкера?

(Бандана – головной платок темных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке или вязаная шапочка; “косуха” – кожаная куртка с замком наискосок или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с “цветами” (символикой мотоклуба), кожаные штаны). Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды, для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Кожаная одежда обычно используется в прохладных регионах, в теплых странах байкеры ездят в джинсовых одеждах. Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку).

– А знаете ли вы, почему символом байкеров является череп? (Показать пальцы с печатками.)

( Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров — защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак – череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.)

Не раз приходилось слышать, что байкеры – просто сумасшедшие люди, которым надоело жить. Более того, для большинства сторонних наблюдателей эти “всадники ночи” кажутся бездельниками, у которых действительно только ветер в голове. На самом деле тунеядцам среди байкеров делать нечего. Убеждаешься в этом, узнав хотя бы, сколько стоит хороший мотоцикл и сколько средств уходит на его содержание и бензин, во что обойдется вся экипировка стильного байкера.

А среди “Железных братьев” много бывших офицеров, юристов, экономистов, художников, дизайнеров…

Философия байкерства – это гимн мужественности и братству.

Одним из популярных молодежных движений являются ПАНКИ.

Их лозунг: "Все мы разные, все мы равные!" Понятие "панк" уже давно стало синонимом антифашизма.

Панк – движение является всемирной андеграундной сетью, которая противостоит современному шоу-бизнесу.

Панк – это не только стиль музыки и внешний вид, но и определенные идеи бунтарского содержания.

– Каковы отличительные черты панков?

( Панки – внешне неприглядны. Обращают на себя внимание прически: гребень, чуб, ирокез. Одежда панков: кожаный пиджак на голое тело, одежда из холщовой ткани. Серьги на лице и в ушах. Их отличает грубый жаргон, непристойное поведение, они беспредельники. Там, где появляются панки, происходят драки, грабежи, насилие.)

– Как они относятся к здоровому образу жизни? (Они употребляют наркотики, спиртные напитки.)

– Знаете ли вы, откуда пришло это направление в молодежной субкультуре?

(Считается, что субкультура панков зародилась в Нью-Йоркской богеме, однако свое истинное рождение обрела в Великобретании, в Уэльсе в 1 половине 30-х годов. Это были люди, проживающие в бедных районах: дети угольщиков, они свободно курили опиум, употребляли токсические вещества. Их средством к существованию был бандитизм).

В настоящее время панки делятся на две возрастные группы: первая – подражает панкам 30-х годов, вызывающе одеваются, редко моются, хулиганят, используют в речи мат, курят травку, слушают панк и панк – рок, Вторая группа – это люди постарше, они совсем не агрессивные, к музыке относятся серьезно.

Скинхеды. Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Есть молодые люди, которые и сегодня кричат: “ Хайль Гитлер”, носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют вполне фашистские методы. Вот как о них писал Е. Евтушенко в стихотворении “ В день рождения Гитлера”:

Под всевидящим небом России
Эта жалкая кучка парней и девчонок не просто жалка,
И сережка со свастикой крохотной – знаком нациста, расиста.
Из проколотой мочки торчит у волчонка, а может быть, просто щенка.
Чуть враскачку стоит и скрипит своей черной, из кожзаменителя курткой.
Соблюдает порядок. На пушку его не возьмешь.
Он стоит посреди отягченной братскими могилами Родины.
Инвалиду он цедит: “Папаша, хиляй, отдыхай…
Ну чего ты шумишь? –
Сплошное вхай – вхай. ”

– Как называется это объединение?

(Их называют еще и бритоголовые. В прежнем русском понятии – уличная шпана, мальчишеская шайка. Большинство нераскрытых преступлений против нерусских в общественном сознании связывается с этими самыми бритоголовыми.)

– Как вы думаете, что их объединяет?

(Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить свои способности в совершении насильственных действий по отношению к более слабым. Основой идеологии является воинствующий национализм и расизм . Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер).

Вы, наверное, все знаете Жанну Агузарову, или может быть слышали ее песни, а кто-то, возможно, и является поклонником ее таланта. С каким молодежным объединением вы соотнесете ее музыку и внешность?

Эмо (англ. Emo , сокращение от “эмоциональный”) – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот – отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер – о переживаниях автора, а в некоторых случаях о политике. Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды.

– Можете ли вы перечислить отличительные черты во внешности эмо?

(Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур. Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками Эмо.

Среди эмо можно увидеть парня в узких джинсах, но так же можно встретить молодежь эмо, которые предпочитают носить много железных заклепок на джинсах. Браслеты на руках с черепами, ногти черного или серебристого цвета.

– Какая из молодежных субкультур увлекается этой музыкой?

– Кто знает, что означает слово фрик?

Фрик (freak, англ.) – причуда, каприз; урод.

– Знаком ли кто из вас с данной молодежной субкультурой?

(Фрик-культура – это культура смелых и абсолютно отвязных людей. “Фрик” в переводе с жаргонного английского – “бешеный”, “неадекватный”, “сумасшедший”. Фрики – это экзальтированные, экстравертные персонажи.)

– Когда возникло данное направление?

ФРИКИ – это направление в молодежной субкультуре конца ХХ века.

  • Это люди, которые выглядят ( или являются на самом деле ) сумасшедшими, совершенно не считаются с общепринятыми канонами внешнего и морального облика.
  • Это люди, которые могут пойти на работу в пижаме, зимой – босиком, на светский раут – в валенках и телогрейке.
  • Из общей серой массы фриков выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир.
  • Этих причудливых персон невозможно не заметить, они всегда выделяются своим внешним видом.
  • Чаще всего, люди, которые являются фриками, люди творческие – художники, музыканты, стилисты, певцы, но иногда простые ботаники.
  • И вообще Фрики – большие фантазеры по теме “как развлекаться”, “в чем развлекаться” и “где развлекаться”.

А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Соотнесите, какая музыка подошла бы каждому из молодежных неформальных объединений. Приложение.

Вывод: Ребята, наша встреча проходит под девизом “Счастье, когда тебя понимают”. Но очень часто между детьми, входящими в какую-то группировку, и их родителями нет взаимопонимания, доверия, в результате чего возникают конфликтные ситуации, которые зачастую имеют печальный конец: дети уходят из семьи, бомжуют, вступают на путь наркомании, попадают в различные неприятные ситуации.

Предлагаю вам вспомнить фрагменты из фильма “Авария – дочь мента”.

– Кому из героев вы симпатизируете в этой ситуации и почему?

– Кто из героев смотрит в будущее, ведь любой поступок имеет свои последствия?

Да, каждый человек должен трудиться. Разве могут родители постоянно обеспечивать уже взрослых детей.

– Как вы оцениваете, то, как заканчивается фильм? (Ответы ребят.)

Да, Авария признает ошибки и просит прощенье у отца. И действительное “счастье отца”, когда его понимает дочь, хотя последствия плачевны.

Думаю, каждый из Вас возьмет все лучшее из нашей встречи, не повторит ошибок героини. Верю, что каждый проявит свою индивидуальность, творческие способности, волю и готовность находить правильные решения в любых жизненных ситуациях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат спортивного профиля

Воспитательный час

"Компания в жизни подростка"

Колобов Виктор Викторович

Познакомить учащихся с особенностями молодежных объединений, течений, традиций;

научить учащихся выделять главное, обобщать полученную информацию.

Сформировать понятие группа, коллектив, объединение.

Закрепить навыки общения в группе.

Развивать творческое и образное мышление.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на нашей встрече.

Наша встреча будет проходить под девизом “Счастье, когда тебя понимают”. Всех нас присутствующих объединяет одно: все мы родом из детства. Но в то же время все мы разные. Не только внешне отличаемся друг от друга, но у каждого свой внутренний мир, который и определяет жизнь человека, его поведение, успехи и неудачи. Да! Ведь главное – это когда тебя понимают. Поэтому люди и объединяются в группы по интересам – и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые, и даже убеленные сединами старики. В зависимости от того, какие интересы положены в основу организации, возникают и различные типы объединений. Вот сегодня мы и поведем разговор о молодежных объединениях, субкультурах.

Молодежная субкультура, что это такое?

Субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе.

Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.

– Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?

(Формальные – детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.) Виды: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические, религиозные. Неформальные – отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер.)

– Каковы причины возникновения неформальных объединений?

кризис общества и семьи;

бюрократизм государства и общественных организаций (особенно учебно-воспитательных учреждений);

не разработанность систем социального воспитания;

плохая организация досуга;

разочарование молодежи в нравственных идеалах и ценностях общества;

формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми взглядами и нормами.

По характеру социальной направленности неформальные группы можно классифицировать следующим образом:

просоциальные (социально положительные);

асоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем);

антисоциальные (социально отрицательные).

– Что значит каждое из этих понятий?

– Какие вы знаете неформальные молодежные объединения? (Рокеры, байкеры, эмо, скинхеды, панки, фрики, толкиенисты и др.)

Одно из названных вами неформальных объединений байкеры.

БАЙКЕРы (англ. biker , от bike motorbike motorbicycle “мотоцикл”) – любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.

– Знаете ли вы, где зародилось байкерское движение?

( Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

Байкеры объединяются в клубы, которые в подавляющем большинстве случаев, носят мирный характер.

– Можете ли вы описать внешний вид байкера?

(Бандана – головной платок темных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке или вязаная шапочка; “косуха” – кожаная куртка с замком наискосок или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с “цветами” (символикой мотоклуба), кожаные штаны). Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды, для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Кожаная одежда обычно используется в прохладных регионах, в теплых странах байкеры ездят в джинсовых одеждах. Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку).

– А знаете ли вы, почему символом байкеров является череп? (Показать пальцы с печатками.)

( Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров — защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак – череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.)

Не раз приходилось слышать, что байкеры – просто сумасшедшие люди, которым надоело жить. Более того, для большинства сторонних наблюдателей эти “всадники ночи” кажутся бездельниками, у которых действительно только ветер в голове. На самом деле тунеядцам среди байкеров делать нечего. Убеждаешься в этом, узнав хотя бы, сколько стоит хороший мотоцикл и сколько средств уходит на его содержание и бензин, во что обойдется вся экипировка стильного байкера.

А среди “Железных братьев” много бывших офицеров, юристов, экономистов, художников, дизайнеров…

Философия байкерства – это гимн мужественности и братству.

Одним из популярных молодежных движений являются ПАНКИ.

Их лозунг: "Все мы разные, все мы равные!" Понятие "панк" уже давно стало синонимом антифашизма.

Панк – движение является всемирной андеграундной сетью, которая противостоит современному шоу-бизнесу.

Панк – это не только стиль музыки и внешний вид, но и определенные идеи бунтарского содержания.

– Каковы отличительные черты панков?

( Панки – внешне неприглядны. Обращают на себя внимание прически: гребень, чуб, ирокез. Одежда панков: кожаный пиджак на голое тело, одежда из холщовой ткани. Серьги на лице и в ушах. Их отличает грубый жаргон, непристойное поведение, они беспредельники. Там, где появляются панки, происходят драки, грабежи, насилие.)

– Как они относятся к здоровому образу жизни? (Они употребляют наркотики, спиртные напитки.)

– Знаете ли вы, откуда пришло это направление в молодежной субкультуре?

(Считается, что субкультура панков зародилась в Нью-Йоркской богеме, однако свое истинное рождение обрела в Великобретании, в Уэльсе в 1 половине 30-х годов. Это были люди, проживающие в бедных районах: дети угольщиков, они свободно курили опиум, употребляли токсические вещества. Их средством к существованию был бандитизм).

В настоящее время панки делятся на две возрастные группы: первая – подражает панкам 30-х годов, вызывающе одеваются, редко моются, хулиганят, используют в речи мат, курят травку, слушают панк и панк – рок, Вторая группа – это люди постарше, они совсем не агрессивные, к музыке относятся серьезно.

Скинхеды. Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Есть молодые люди, которые и сегодня кричат: “ Хайль Гитлер”, носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют вполне фашистские методы. Вот как о них писал Е. Евтушенко в стихотворении “ В день рождения Гитлера”:

Под всевидящим небом России
Эта жалкая кучка парней и девчонок не просто жалка,
И сережка со свастикой крохотной – знаком нациста, расиста.
Из проколотой мочки торчит у волчонка, а может быть, просто щенка.
Чуть враскачку стоит и скрипит своей черной, из кожзаменителя курткой.
Соблюдает порядок. На пушку его не возьмешь.
Он стоит посреди отягченной братскими могилами Родины.
Инвалиду он цедит: “Папаша, хиляй, отдыхай…
Ну чего ты шумишь? –
Сплошное вхай – вхай. ”

– Как называется это объединение?

(Их называют еще и бритоголовые. В прежнем русском понятии – уличная шпана, мальчишеская шайка. Большинство нераскрытых преступлений против нерусских в общественном сознании связывается с этими самыми бритоголовыми.)

– Как вы думаете, что их объединяет?

(Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить свои способности в совершении насильственных действий по отношению к более слабым. Основой идеологии является воинствующий национализм и расизм . Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер).

Вы, наверное, все знаете Жанну Агузарову, или может быть слышали ее песни, а кто-то, возможно, и является поклонником ее таланта. С каким молодежным объединением вы соотнесете ее музыку и внешность?

Эмо (англ. Emo , сокращение от “эмоциональный”) – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот – отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер – о переживаниях автора, а в некоторых случаях о политике. Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды.

– Можете ли вы перечислить отличительные черты во внешности эмо?

(Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур. Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками Эмо.

Среди эмо можно увидеть парня в узких джинсах, но так же можно встретить молодежь эмо, которые предпочитают носить много железных заклепок на джинсах. Браслеты на руках с черепами, ногти черного или серебристого цвета.

– Какая из молодежных субкультур увлекается этой музыкой?

– Кто знает, что означает слово фрик?

Фрик (freak, англ.) – причуда, каприз; урод.

– Знаком ли кто из вас с данной молодежной субкультурой?

(Фрик-культура – это культура смелых и абсолютно отвязных людей. “Фрик” в переводе с жаргонного английского – “бешеный”, “неадекватный”, “сумасшедший”. Фрики – это экзальтированные, экстравертные персонажи.)

– Когда возникло данное направление?

ФРИКИ – это направление в молодежной субкультуре конца ХХ века.

Это люди, которые выглядят ( или являются на самом деле ) сумасшедшими, совершенно не считаются с общепринятыми канонами внешнего и морального облика.

Это люди, которые могут пойти на работу в пижаме, зимой – босиком, на светский раут – в валенках и телогрейке.

Из общей серой массы фриков выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир.

Этих причудливых персон невозможно не заметить, они всегда выделяются своим внешним видом.

Чаще всего, люди, которые являются фриками, люди творческие – художники, музыканты, стилисты, певцы, но иногда простые ботаники.

И вообще Фрики – большие фантазеры по теме “как развлекаться”, “в чем развлекаться” и “где развлекаться”.

А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Соотнесите, какая музыка подошла бы каждому из молодежных неформальных объединений. Приложение.

Вывод: Ребята, наша встреча проходит под девизом “Счастье, когда тебя понимают”. Но очень часто между детьми, входящими в какую-то группировку, и их родителями нет взаимопонимания, доверия, в результате чего возникают конфликтные ситуации, которые зачастую имеют печальный конец: дети уходят из семьи, бомжуют, вступают на путь наркомании, попадают в различные неприятные ситуации.

Предлагаю вам вспомнить фрагменты из фильма “Авария – дочь мента”.

– Кому из героев вы симпатизируете в этой ситуации и почему?

– Кто из героев смотрит в будущее, ведь любой поступок имеет свои последствия?

Да, каждый человек должен трудиться. Разве могут родители постоянно обеспечивать уже взрослых детей.

– Как вы оцениваете, то, как заканчивается фильм? (Ответы ребят.)

Да, Авария признает ошибки и просит прощенье у отца. И действительное “счастье отца”, когда его понимает дочь, хотя последствия плачевны.

Думаю, каждый из Вас возьмет все лучшее из нашей встречи, не повторит ошибок героини. Верю, что каждый проявит свою индивидуальность, творческие способности, волю и готовность находить правильные решения в любых жизненных ситуациях.

Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. По данным А.В.Мудрика, 2/3 юношей указывает на необходимость в общении со взрослыми, сохраняя потребность в общении со сверстниками, поэтому в свои секреты и любимые занятия юноши посвящают узкий круг друзей, реже родителей, еще реже – учителей.

1. Поведенческая автономия юношей (потребность и право решать личные вопросы);

2. Эмоциональная автономия (потребность и право иметь личные привязанности, не зависимые от мнения родителей);

3. Моральная и ценная автономия (право на собственную мораль);

Первая автономия проявляется в том, что большинство юношей проводят свободное время вне дома, вторая – в том, что родители не всегда в состоянии оценить перемены в детях, они не всерьез воспринимают переживания детей. Выяснено, что мать в этот период более близкий человек, чем отец. Третья может вливаться в конфликты из-за попытки юноши изменить внешность, атрибуты и черты личности.

И.Ю. Кулагина приводит данные, по которым 70 % юношей хотели бы быть такими людьми, как их родители, а 10 % только в чем-то походить на них.

Ранняя юность – это самый коллективный возраст; самое главное – быть принятым сверстниками и чувствовать себя нужным им. Довольно частое явление для юношей – неудовлетворенность своим групповым статусом. Например, каждый думает, что он может быть лучше, а он лишь шут в компании.

Увеличивается число групп, в которые входит юноша. Его положение осложняется разными требованиями разных групп, в которые он входит.

Все поведение подростков делится на нормальное и девиантное. К этому ведет дезадаптация, потребность в риске, агрессивность приводит к отклонениям от нормы.

Исследователь А.А. Александров в 1988 г. в своей работе называет два фрустрационных типа делинкветности (асоциальное поведение):

1. Агрессивно-защитная делинквентность;

2. Оппозиционная делинкветность.

Первая формируется при обстановке эмоционального отвержения в родной семье; а вторая – при воспитании “кумира” в семье.

Школа не исчерпывает всей жизни юноши, поэтому он часто вливается в стихийные уличные компании, а это может привести к делинквентному поведению.

Резко усиливается потребность в интимной дружбе, где на первом плане – интимность, эмоциональное тепло, искренность. Л.Н. Толстой считал дружбу “символичным рубежом, отделяющим юность от отрочества”.

Очень противоречиво самосознание юноши: постоянное желание излить душу другу, но смотрит на друга как на 2-ое собственное “я”, такая потребность характерна только для юности.

У девочек потребность в интимном друге возникает раньше, чем у юношей, но индивидуальное различие состоит в том, что одни считают, что настоящий друг должен быть один, а другие – что два, три друга лучше.

Дружба бескомпромиссна и требовательна, но велика жажда самораскрытия.

И.С. Кон в “Психологии ранней юности” пишет: “Мальчик не любит женщину, к которой его влечет; и его не влечет к женщине, которую он любит”.

Часто юноши грубы, их цель – эмоциональное общение – выражается в интонациях, настроениях.

В 15-16 лет дружба – это важное средство общения, и, несмотря на высший уровень требований друг к другу, партнеры идеализируют друг друга.

У девочек больше, чем у юношей, потребность в смешанной дружбе. Но, в целом, чаще 17-летки дружат со сверстниками своего пола.

Возможности взаимопонимания между девушкой и юношей затрудняются темпами созревания полов; у юношей раньше начинается чувственно эротическое влечение, у девушек потребность – в ласке и прикосновении. А потребность в духовной близости раньше возникает у девушек.

Изучение повседневной жизни современных старшеклассников. Элементы повседневности подростков: семья, друзья, школа, хобби и интернет. Выявление особенностей взаимоотношений школьников с данными элементами, изучение их роли и значимости в жизни подростков.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 31.03.2017
Размер файла 27,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА

старшеклассник подросток повседневный жизнь

Статья посвящена изучению повседневной жизни современных старшеклассников. Повседневность подростков формируется из множества различных элементов. В данной статье были рассмотрены наиболее важные из них: семья, друзья, школа, хобби и интернет. Цель статьи заключается в выявлении особенностей взаимоотношений школьников с данными элементами, а также изучении их роли и значимости в жизни подростков.

Ключевые слова: Интернет, повседневность, подросток, семья, старшеклассники, хобби, школа, школьник

The article concentrates on the daily life of modern high school students. Teenagers' daily occurrence is formed of a plurality of different elements. In this article we examine the most important of them: family, friends, school, hobbies and the Internet. The purpose of the article is to reveal features of schoolers' relations with these elements, as well as the study of their role and importance in teens' lifes.

Keywords: daily life, family, high school students, hobbies, school, students, teenager

Период подросткового взросления насыщен стремлением молодых людей к активному поиску необходимых для удовлетворения своих познавательных потребностей различных форм и видов досуговой, физической, творческой деятельности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.

Обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний, занятия дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому повседневная жизнь старшеклассника представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.

Тему повседневной жизни старшеклассников многие ученые исследуют через определенные аспекты жизни, такие как интернет - среда, взаимодействие учащихся с друзьями, семьей, различные представления о счастье, психофизиологическое здоровье подростков и так далее.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению психического и физиологического здоровья школьников, но малоизученным остается повседневность. Именно в повседневной жизни наиболее ярко выражаются интересы, увлечения, занятость и распределение свободного времени школьника, что дает ценную и значимую информацию о жизни школьника с различных сторон.

Для исследования данной темы была разработана анкета с открытыми вопросами с учетом 5 основных категорий, которые наиболее ярко характеризуют жизнь школьника: семья, друзья, школа, увлечения и интернет. В каждой категории были разработаны вопросы, которые наиболее информативно помогут изучению взаимоотношений и факторов, объединяющих или отдаляющих школьника с вышеуказанными категориями. Всего участие приняло 45 человек по 15 из девятого, десятого и одиннадцатого классов.

Взаимоотношения в семье предполагают выполнение каких-либо домашних дел, которые также составляют часть повседневности. Для старшеклассников, наиболее популярными являются уборка (51,1%), помощь по дому, в хозяйстве, в огороде (40%), приготовление или помощь в приготовлении пищи (22,2%), стирка (11,1%). В целом, можно сказать, что дома школьники значительно помогают своей семье и тратят на это часть своего свободного от школы времени.

Для того чтобы выяснить, как старшеклассник проводит свое время дома был задан вопрос о наличии домашних животных и времени, которое он тратит на него. Так, большинство имеет домашних животных (73,3%), кормит их, играет и воспитывает любимцев. Были респонденты, которые подчеркивали, что они мало уделяют время своим питомцем или вообще не взаимодействует с ними. Но в среднем, школьники проводят от 1,5 до 2-х часов в день с животными.

На вопрос о том, сколько времени проводит старшеклассник со своими друзьями, 17,7% респондентов ответило, что много времени, каждый день (11,1%), мало (11,1%). Также некоторые писали, что проводят время со своими друзьями определенное количество времени (от 3 до 4 часов, от 6 до 8 часов, по выходным, половину дня и т.д.). Некоторые отмечали, что основное времяпрепровождение с друзьями это школьное время, а некоторые писали, что с друзьями они проводят больше времени, чем с семьей. Только для 6,6% старшеклассников времени не хватает для друзей из-за учебы в школе. В целом, следует сделать вывод, что современные старшеклассники стремятся распределить свое время так, чтобы его было достаточно для друзей. Лишь немногие написали, что у них есть причины, по которым они мало видятся с друзьями - школа, домашние дела, настроение, обстоятельства.

Общим интересом для старшеклассников и их друзей в большинстве является музыка (31,1%), спорт (26,6%), литература (15,5%). В равнозначном отношении, респонденты выделили прогулки, игры, взгляды на жизнь (13,3%), далее фильмы, хобби (11,1%). Некоторые указывали, что общим является вкусная еда, школа (учеба), веселье, обсуждение проблем и просто общение. Также указывали, что общих интересов очень много.

Для современной молодежи общим фактором, объединяющим их, была музыка. Возможно, это связано с тем, что с развитием информационных технологий музыка приобрела наиболее высшую актуальность среди молодежи, причем следует подчеркнуть, что такая тенденция присуща больше девушкам (85,7%), чем парням (14,3%). Для парней общими интересами выступают игры и спорт (66,6% от общего числа написавших данные ответы).

На вопрос об общем, обычном времяпрепровождении с друзьями ребята отметили наиболее часто прогулки (55,5%), беседа (46,6%), спорт (28,8%), игры (17,7%). Говоря о прогулках, девушки упоминали чаще этот вариант ответа, чем парни, но скорее всего, парни подразумевают под занятием спортом и прогулку тоже. Беседы о различных проблемах, шутки, просто общение является значимым как для парней (43,7% от общего числа парней), так и для девушек (51,7% от общего числа девушек). В целом, обычное времяпрепровождение совпадает с указанными общими интересами.

Самым важным в друзьях старшеклассники считают верность и преданность (40%), понимание и открытость (20%), доверие (15,5%), честность (17,7%). Также выделили такие качества, как: понимание, помощь в трудную минуту, доброта, дружба, веселье, уважение, поддержка и многие другие. Для подросткового возраста очень важным является именно уверенность в своих друзьях, уверенность в том, что они будут рядом и не предадут их.

Далее, был задан вопрос о цели пребывания в социальных сетях, и как показало исследование, для 73,3% социальные сети нужны для общения с родными, с друзьями. Также с помощью социальных сетей старшеклассники слушают музыку, ищут необходимую информацию, смотрят видеоклипы, знакомятся с людьми и просто узнают домашнее задание.

Изучение повседневной жизни современных старшеклассников выявило, что возрастной период от 16 до 19 лет характеризуется высокой потребностью в поддержке, в признании и уважении со стороны, как близкого окружения, так и общества в целом. Важность семьи невозможно переоценить, потому что семья помогает стать подростку устойчивой личностью, сформированным членом общества. Несомненно, существующие конфликты и разногласия в семьях омрачают жизнь подростка, но это является неизбежным фактом, потому что в любых общественных группах существуют разные взгляды. Важным аспектом является стремление членов семьи разрешению мелких конфликтов, к большему совместному времяпрепровождению.

Друзья способствуют необходимому развитию подростка. Современная молодежь стремится уделять много времени друзьям, проводить как можно больше времени вместе для выстраивания положительных отношений. Общие интересы подкрепляют дружбу, но самым важным являются умение поддержать в трудную минуту, искренность, преданность и открытость.

Подростки проводят большую часть своего времени в школе. Отношения с одноклассниками, учителями, несомненно, накладывают свой отпечаток на подростках. Главной ценностью школы является умение организовывать не только учебный процесс, но и различную досуговую деятельность вне учебы. Правильное формирование интересов к мероприятиям в школе, к школьным кружкам и секциям будут создавать позитивное эмоциональное состояние старшеклассников, которое очень необходимо в череде подготовок к экзаменам и различным контрольным работам.

Увлечения являются хорошими показателями саморазвития школьников. Несмотря на развитую развлекательную индустрию, подростки увлекаются различными хобби, которым посвящают свое время каждый день. Рисование, игра на музыкальных инструментах, саморазвитие, спорт - малый перечень увлечений, которые указали старшеклассники. Поддержка и одобрение родными выбранного хобби позитивно влияет на заинтересованность и стремление достичь результатов.

Интернет благоприятствует обучению старшеклассников, общению с друзьями и отдыху, что является очень важным в жизни подростков.

Таким образом, изученные категории играют значимую роль в жизни современного школьника. Различные проблемы, переживания и волнения, очень сильно сказываются на неустойчивой психике подростков. Размышления о будущей жизни, о жизненных перспективах сменяются тревогами об экзаменах, дружбе, взаимоотношению с родными. Нарушение удовлетворения потребностей в поддержке, самореализации, признании и уважении может создать неправильные ценности, искаженность в мировоззрении. Это необходимо не допускать, изучать и исправлять на ранних стадиях. Потому что такие незначительные недопонимания могут создать в будущем серьезную угрозу общественной жизни.

Подобные документы

Состояние здоровья школьников как социально-педагогическая проблема. Программа мероприятий по формированию здорового образа жизни подростков в образовательной школе на материале МОУ средней школы п. Стойба. Апробация и эффективность реализации программы.

дипломная работа [187,0 K], добавлен 15.08.2010

Повседневная жизнь бюргеров в странах Северной и Южной Европы в раннее Новое время. Жилищно-бытовые условия, культура питания. Костюм, сфера досуга. Методические разработки для изучения повседневности в средней школе. Конспект внеклассного мероприятия.

дипломная работа [491,8 K], добавлен 08.09.2016

Возрастные особенности учащихся-подростков. Модели взаимоотношения учителя и учащегося-подростка. Причины негативного отношения подростка к школе. Участие в жизни коллектива. Стереотипы в школьном воспитании. Исследования отношения подростков к школе.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 21.01.2014

Отношение старших школьников к здоровьесберегающему поведению. Характеристика образа жизни и здоровья подростков. Сущность, структура здорового образа жизни. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи.

курсовая работа [232,9 K], добавлен 12.03.2015

Содержание понятия "здоровый образ жизни подростка". Психолого-педагогические особенности трудных подростков. Сущность здорового образа жизни. Принципы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков.

Читайте также: