Комиссия по правам человека доклад

Обновлено: 05.07.2024


56. Европейский суд по правам человека: структура, компетенция.

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств — членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела могжет передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация.

Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.

Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья —гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Вначале процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов; затем Суд обычно проводит слушания, которые в принципе являются открытыми.

После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.

Судьи могут выражать особые мнения (с согласием или несогласием), которые прилагаются к решению. Решение обычно объявляется публично председателем Суда. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Ответственность за выполнение решений Суда несет Комитет министров Совета Европы.

К настоящему времени на рассмотрение Суда было вынесено около 510 дел, касавшихся широкого круга вопросов, включая следующие:

— применение телесных наказаний (в школах или по приговору суда);

— различные формы содержания под стражей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг);

— право обращения в суд по гражданским и уголовным делам;

— длительность судебного разбирательства;

— различные процессуальные аспекты уголовного правосудия;

— споры по вопросам социального обеспечения (страхование здоровья, промышленные аварии);

— правовой статус незаконнорожденных детей и их родителей;

— доступ родителей к детям, находящимся на попечении государства;

— законы о деятельности гомосексуалистов;

— правовое положение транссексуалов;

— меры, связанные с иммиграцией, депортацией и выдачей;

— прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции;

— свобода выражения своего мнения, включая свободу прессы и свободу художественного творчества;

— свобода участия в деятельности профсоюзов;

— права собственности (контроль за арендной платой, экспроприация, национализация)[6].


Организация Объединенных Наций (ООН) - большой орган, имеющий сложную и витиеватую структуру. Одна из самых приоритетных задач, ради которых создавалась организация, - защита человеческих прав в мире. Для решения этого вопроса и было создано специальное подразделение - Комиссия по правам человека ООН.

Комиссия имеет продолжительную историю, которая и будет изложена в этой статье. Будут рассмотрены предпосылки создания такого органа, основные этапы его деятельности. А также разобраны структура, принципы и порядок работы Комиссии, а также ее компетенция и наиболее известные события, прошедшие при ее участии.

Предпосылки создания Комиссии

В 1945 году закончился самый масштабный военный конфликт за всю историю нашей планеты - завершилась Вторая мировая война. Даже примерное количество погибших людей до сих пор является предметом жарких и продолжительных споров среди историков. Разрушенными оказались города, страны, семьи и человеческие судьбы. Несметное количество людей за эти кровавые шесть лет сделались калеками, сиротами, бездомными и бродягами.

Зверства, совершенные нацистами над людьми других убеждений и национальностей, шокировали мир. Миллионы людей были зарыты в землю в концентрационных лагерях, сотни тысяч людей были ликвидированы как враги Третьего рейха. Человеческое тело использовалось на все сто процентов. Пока человек был жив, он работал на фашистов физически. Когда он умирал, кожу его снимали для обтяжки мебели, а пепел, оставшийся после сожжения тела, аккуратно расфасовывался в мешки и продавался за копейки в качестве удобрения для садовых растений.

Опыты фашистских ученых над живыми людьми не знали себе равных по циничности и жестокости. В ходе подобных экспериментов сотни тысяч людей были убиты, ранены и получили различные увечья. Людей мучили созданием искусственной гипоксии, создавая условия, сравнимые с нахождением на высоте двадцати километров, специально наносили химические и физические повреждения для того, чтобы научиться эффективнее их лечить. Проводились грандиозные по своим масштабам опыты по стерилизации жертв. Для лишения людей возможности иметь потомство применяли радиацию, химические препараты и физическое воздействие.

Было совершенно очевидным, что понятие о человеческих правах явно нуждалось в доработке и защите. Подобных ужасов впредь допускать было нельзя.

Мир во всем мире

Человечество насытилось войной. Насытилось кровью, убийствами, горем и потерями. В воздухе витали гуманистические идеи и настроения: помощь раненым и пострадавшим от военных событий. Война, как ни странно, объединила мировое сообщество, сблизило простой народ. Даже в отношениях между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком, казалось, наступил период оттепели.

Разрушение колониальной системы устройства мира

Кроме того, завершение Второй мировой войны положило конец колониальной эпохе. Англия, Франция, Германия, Португалия, Голландия и многие другие страны, имевшие в своем подчинении зависимые территории - колонии, - лишились их. Лишились официально. Но процессы и закономерности, выстраиваемые в течение столетий, невозможно разрушить за короткий промежуток времени.

С обретением формальной независимости страны-колонии находились только в самом начале пути государственного развития. Все они получили независимость, но не все знали, что с ней делать.

Отношения между населением стран-колоний и бывшими колонизаторами по-прежнему нельзя было назвать равными. Например, африканское население продолжало угнетаться в правах еще долгое время после завершения Второй мировой войны.

Права человека

Для того чтобы впредь не допускать вышеописанных ужасов и мировых катаклизмов, странами-победительницами было принято решение о создании Организации Объединенных Наций, внутри которой была создана Комиссия ООН по правам человека.

Создание Комиссии

Создание Комиссии ООН по правам человека неразрывно связано с созданием Организации Объединенных Наций. Устав ООН был подписан представителями стран-участниц в июне 1945 года.

Согласно уставу Организации Объединенных Наций, одним из ее органов управления являлся ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет ООН. В компетенцию органа входил весь перечень вопросов, касающийся экономического и социального развития в мире. Именно ЭКОСОС и стал прародителем Комиссии ООН по правам человека.

Случилось это в декабре 1946 года. С необходимостью работы такой комиссии страны-участницы ООН согласились единогласно, и она начала свою работу.

Создание комиссии ООН

Впервые Комиссия официально собралась 27 января 1947 года в небольшом городе Лейк-Саксес неподалеку от Нью-Йорка. Заседание комиссии продолжалось больше десяти дней и завершилось лишь 10 февраля того же года.

Первым председателем Комиссии стала Элеонора Рузвельт. Та самая Элеонора Рузвельт, которая приходилась супругой президенту Соединенных Штатов Америки Франклину Делано Рузвельту и племянницей Теодору Рузвельту.

Вопросы в ведении Комиссии

К компетенции Комиссии ООН по правам человека относился широкий перечень вопросов. Взаимодействие Комиссии и ООН сводилось к предоставлению аналитических и статистических докладов.

В ведении комиссии были вопросы борьбы с рабством, дискриминации по половому и национальному признакам, защита прав на выбор вероисповедания, защита интересов женщин и детей и многие другие вопросы, предусмотренные Конвенцией о правах.

Структура

Структура Комиссии постепенно видоизменялась и расширялась. В состав Комиссии входили несколько единиц. Главную роль играли аппарат Верховного комиссара по правам человека и орган по поддержанию и защите прав человека. Кроме того, для рассмотрения конкретных прецедентов и обращений создавались структурные подразделения комиссии в странах-участницах ООН.

Верховный комиссар ООН по правам человека - должность, в чьи обязанности входит мониторинг исполнения положений Всеобщей декларации по защите прав людей во всем мире. С 1993 года по настоящее время сменилось 7 людей, занимавших этот ответственный пост. Таким образом, Верховными комиссарами ООН по правам человека успели побывать Хосе Айала-Лассо из Эквадора, Мэри Робинсон из Ирландии, Сержиу Вийера ди Меллу из Бразилии, Бертран Рамчаран из Гайаны, канадка Луиза Арбур и представитель Южно-Африканской Республики Нэви Пиллэй.

С сентября 2014 года и по настоящее время должность занимает иорданский принц Зейд аль-Хуссейн.

Зейд аль-Хуссейн

Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека - экспертный орган, в задачи которого входит решение конкретных вопросов на повестке дня. Например, подкомиссия работала по таким вопросам, как формы современного рабства, защите прав человека при борьбе с терроризмом, по вопросам коренных народов и многим другим проблемам.

Избрание представителей от стран-участниц Организации Объединенных Наций в Комиссию происходило по следующему принципу. Постоянных членов в Комиссии не было, что подразумевало ежегодную процедуру их выбора. Выбором представителей занимался вышестоящий орган Комиссии - ЭКОСОС.

Последний состав комиссии включал в себя представителей 53 государств ООН, распределенных между регионами мира в определенном соотношении.

Восточную Европу представляли 5 стран: Российская Федерация, Украина, Армения, Венгрия и Румыния.

От Азии в состав Комиссии входили представители таких стран, как Китайская Народная Республика, Саудовская Аравия, Индия, Япония, Непал и других. В общей сложности Азию представляли 12 государств.

Десять стран Западной Европы и других регионов - Франция, Италия, Голландия, Великобритания, Германия и Финляндия. В эту группу также входили Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия.

Одиннадцать представителей государств-членов ООН в Комиссии было от стран Латинской Америки и Карибского моря.

Африканский континент представляло 15 государств. Наиболее крупные из них - Кения, Эфиопия, Египет, Нигерия и Южно-Африканская Республика.

Создание нормативной базы Комиссии

Для успешной работы по защите прав человека необходим был единый документ, устанавливающий такие права. Проблема заключалась в том, что взгляды стран-участниц, привлеченных к работе Комиссии, слишком расходились в этом вопросе. Сказывались различия в уровне жизни и идеологии государств.

Готовящийся документ планировали назвать по-разному: Билль о правах человека, Международный билль о правах и так далее. Наконец название было выбрано - Всеобщая декларация прав человека. 1948 год считается годом принятия этого документа.

Декларация по правам человека

Основная цель документа - зафиксировать права человека на международном уровне. Если раньше во многих прогрессивных государствах, таких как Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, разрабатывались внутренние документы, регламентирующие эти права, то теперь проблема была вынесена на международный уровень.

В работе над Всеобщей декларацией прав человека 1948 года приняли участие представители многих стран. Помимо американцев Элеоноры Рузвельт и Джорджа Хамфри, над декларацией активно работали китаец Чжан Пэньчунь, ливанец Шарль Малик, француз Рене Кассен, а также отечественный дипломат и юрист Владимир Корецкий.

Содержание документа объединяло в себе выдержки из конституций стран-участниц, устанавливающие права человека, конкретных предложений заинтересованных лиц (особенно Американский институт права и Внутриамериканский юридический комитет), других документов в области прав человека.

Конвенция о правах человека

Этот документ стал главным по значимости нормативным актом, позволяющим защищать права людей. Важность Конвенции о правах человека, вступившей в силу в сентябре 1953 года, крайне велика. Переоценить ее действительно сложно. Теперь любой гражданин государства, ратифицировавшего статьи документа, стал вправе обращаться за помощью в специально созданную межгосударственную правозащитную организацию - Европейский суд по правам человека. Разделом № 2 Конвенции полностью регламентируется работа суда.

Конвенция по правам человека

В каждой статье Конвенции закреплялось определенное право, неотъемлемое для каждого человека. Таким образом, закреплены были такие базовые права, как право на жизнь и свободу, право на вступление в брак (статья 12), право на свободу совести и вероисповедания (статья 9), право на справедливый суд (статья 6). Также были запрещены пытки (статья 3) и дискриминация (статья 14).

Позиция Российской Федерации по отношении к Конвенции

Россия ратифицировала все статьи конвенции, подписавшись под их неукоснительным соблюдением с 1998 года.

Вместе с тем, Российской Федерацией не были ратифицированы некоторые дополнения к Конвенции. Речь идет о так называемых протоколах № 6, 13 (ограничение и абсолютная отмена смертной казни как высшей меры наказания, в России на сегодняшний день действует временный запрет), № 12 (общее запрещение дискриминации) и № 16 (консультирование национальных судов с Европейским судом по правам человека перед принятием решения).

Основные этапы работы Комиссии

Традиционно в работе Комиссии принято выделять два этапа. Основным критерием, по которому их различают, считается переход органа от политики абсентеизма к активному участию в разбирательствах по фактам нарушения прав человека. Под абсентеизмом в данном случае понимается теоретическое декларирование прав и свобод человека и распространение таких идей без каких-либо конкретных действий.

Таким образом, Комиссия на первом этапе своего существования (с 1947 по 1967 год) принципиально не вмешивалась в дела независимых государств, лишь публично высказывая свое мнение по тому или иному вопросу.

Завершение работы Комиссии

Завершилась история Комиссии в 2005 году. На смену этому органу пришел другой - Совет по правам человека ООН. Процессу остановки работы Комиссии способствовало несколько факторов.

Совет по правам человека ООН

Наибольшую роль при принятии решения о ликвидации комиссии сыграла критика в ее адрес. Обвиняли комиссию в основном в том, что она не выполняла возложенные на нее функции в полном объеме. Причиной всему было то, что, как и любой орган в сфере международного права, она беспрерывно подвергалась политическому давлению со стороны ведущих стран (в том числе групп стран) мира. Этот процесс привел к крайне высокому уровню политизации Комиссии, что постепенно привело к падению ее авторитета. На фоне этих процессов ООН приняло решение о закрытии Комиссии.

Данный процесс вполне закономерен, так как в мире существенно изменились условия. Если после окончания Второй мировой войны многие государства действительно думали о поддержании мира, то по прошествии нескольких лет началась ожесточенная борьба за мировую гегемонию, которая не могла не отразиться на Организации Объединенных Наций.

Совет по правам человека сохранил прежние принципы работы Комиссии, внеся некоторые изменения.

Механизмы работы Совета

В основу работы нового органа были заложены специальные процедуры Совета ООН по правам человека. Рассмотрим основные из них.

Посещение стран является одной из процедур. Она сводится к мониторингу обстановки по вопросам защиты человеческих прав в конкретном государстве и подготовку отчета в вышестоящий орган. Прибытие делегации осуществляется по письменному запросу к руководству страны. В ряде случаев некоторые государства выдают делегации документ, позволяющий беспрепятственное посещение страны в любое время при необходимости. Когда визит делегации завершается, принимающему государству выдаются рекомендации экспертов по улучшению ситуации в части защиты прав человека.

система оон

Три структурных подразделения Совета - Комитет против пыток, Комитет по насильственным исчезновениям и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - вправе самостоятельно начинать расследование полученной информации. Обязательными условиями осуществления данной процедуры являются участие государства в ООН и надежность полученной информации.

Консультативный Комитет Совета ООН по правам человека - это экспертный орган, заменивший Подкомиссию по соблюдению и защите прав человека. В состав Комитета входят восемнадцать экспертов. Данный орган многие называют "мозговым центром" Совета.

Критика работы Совета

Несмотря на попытки ООН сохранить репутацию органа по защите прав человека, критика его работы продолжается. Во многом сложившаяся ситуация объясняется напряженной ситуацией на мировой политической арене. Например, многие страны негативно высказываются за участие в работе совета Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Primerny_perechen_referatov_GTs_3 (1).docx

Комиссия ООН по правам человека

Первоначально Комиссия состояла из девяти основных членов, действовавших в личном качестве. Сегодня она состоит из представителей 53 государств-членов, избранных ЭКОСОС на трехлетний срок по следующей региональной квоте: 15 от африканских государств, 12 от азиатских государств,11 из государств Латинской Америки и Карибского моря, десять из Западной Европы и других государств, и пять от восточноевропейских государств. Советский Союз и затем Российская Федерация входили в состав Комиссии непрерывно с 1947 г. и до наших дней, в апреле 2003 г. мандат России был продлен еще на три года.

Комиссия заседает один раз в год в Женеве в течение шести недель, начиная с середины марта.

В 1947 г. Комиссия собралась впервые. Ее основной функцией была разработка проекта Всеобщей декларации прав человека. Комиссия выполнила эту задачу в течение одного года.

В первые 20 лет своей работы (1947-1966) Комиссия сконцентрировала свои действия на установлении стандартов. Основываясь на Всеобщей декларации, Комиссия работала над составлением двух пактов о правах человека: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ПЭСКП) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ПГПП), которые были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 г.

Достигнутый прогресс наиболее ярко характеризуется тем, что в начале своей деятельности Комиссия вообще не имела полномочий по осуществлению каких-либо действий в отношении жалоб по правам человека и сознавала это. За прошедшие десятилетия Комиссией разработаны сложные механизмы и процедуры (реализуемые посредством специальных докладчиков и рабочих групп), которые ориентированы на страны или на проблемы.

В девяностые годы Комиссия также уделила большое внимание обеспечению консультативных услуг и технической помощи с целью преодоления препятствий для всеобщего осуществления прав человека.

Много внимания было уделено проведению в жизнь экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие и право на достойный уровень жизни. Комиссия акцентировала свою деятельность также на защите прав уязвимых групп в обществе, таких как меньшинства и коренные народы, женщины и дети.

В марте и апреле 2003 года в Женеве прошла пятьдесят девятая сессия Комиссии по правам человека. Круг участников сессии был широким, и в ней приняли участие не только ее 53 государства-члена, но и почти все остальные члены Организации Объединенных Наций, выступавшие в качестве наблюдателей.

Специальные докладчики и независимые эксперты подготовили доклады по нескольким странам и темам, касающимся гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.

В их число входили отдельные доклады, затрагивающие чрезвычайно важные проблемы в области прав человека, касающиеся конкретных страновых ситуаций, и содержащие информацию, которая может быть использована для разработки комплексных подходов к поддержанию мира и безопасности, господства права и устойчивого развития. Комиссия приняла большое число резолюций и решений.

Обязанности

В обязанности Комиссии входила разработка предложений и рекомендаций, представление Экономическому и Социальному Совету докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации п о признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.

Правительства и неправительственные организации представляли Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступали в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация была достаточно серьёзной, Комиссия могла принять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975—1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Ира не и др.

Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека.

В 1999 году Экономический и Социальный Совет поменял название Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств на Подкомиссию по поддержанию и защите прав человека.

Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека была главным органом в составе Комиссии по правам человека. В ее состав входили 26 экспертов, чьей обязанностью было изучение — особенно с позиций Всеобщей декларации прав человека — и разработка рекомендаций Комиссии относительно предотвращения дискриминации любого вида, относящейся к правам человека и основным свободам, а также в отношении защиты расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств. Члены комиссии избирались по принципу равноправного географического представительства.

Подкомиссия организовала семь рабочих групп по изучению отдельных проблем:

  • Меньшинства
  • Транснациональные корпорации
  • Отправление правосудия
  • Борьба с терроризмом
  • Современные формы рабства
  • Проблемы коренного населения
  • Коммуникация (процессы передачи информации)
  • Общественные дискуссии

Совет по правам человека, заменив Комиссию по правам человека в 2006, принял на себя все обязанности Подкомиссии.

Специальные процедуры

Комиссия по правам человека учредила 30 специальных процедур, или механизмов, для разрешения ситуаций, сложившихся в конкретной стране, а также для решения конкретных вопросов, таких, как свобода слова и убеждений, пытки, права на пищу и образование.

Председатель Комиссии назначал экспертов в определенных областях сферы прав человека на должность специальных докладчиков на срок не более шести лет. Их работа не оплачивается, это независимые эксперты, которые получают в свое распоряжение сотрудников и материально-техническую базу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В их задачи входит изучение, проверка, рекомендации и публичный отчет о правах человека в конкретных странах и регионах. Они могут сообщать властям об обнародованных нарушениях, а также по приглашению посещать страны с целью получения фактического материала о ситуации в сфере прав человека.

Специальные процедуры подразделяются на две категории:

  • Тематические мандаты
  • Мандаты по странам

Для осуществления специальных процедур также существуют рабочие группы, состоящие из пяти экспертов, которые проверяют и изучают конкретные проблемы в сфере прав человека. Комиссией были сформированы три группы:

  • Рабочая группа по произвольным задержаниям
  • Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
  • Рабочая группа по использованию наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению права народов на самоопределение

В настоящее время специальные процедуры находятся под контролем Совета по правам человека ООН.

Комитет по правам человека ООН (КПЧ, CCPR) – один из 10 договорных органов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ,OHCHR). Он учрежден в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в силу в 1976 году). Основные функции – рассмотрение докладов стран-участниц Пакта, надзор за его исполнением, подготовка общих комментариев к нему и рассмотрение жалоб на нарушения этого международного акта.

Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека

Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах и два (первый и второй) факультативных протокола к нему.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и факультативный протокол к нему.

В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.

Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.

Система Пакта включает и два факультативных протокола:

  1. Первый был принят в 1976 году в целях создания процедуры рассмотрения обращений (жалоб) о нарушениях Пакта. Протокол подписан и ратифицирован не всеми участниками Пакта – только 115 государствами. СССР (теперь и Россия) – участник Протокола с 1991 года.
  2. Второй протокол ориентирован на запрет (отмену) наказания в виде смертной казни. Он вступил в силу в 1991 году, спустя два года после принятия. Участников этого Протокола еще меньше – только 82 страны.

Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.

Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.

Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.

Основные факты о деятельности Комитета по правам человека

Международный комитет по правам человека ООН создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Пакта о гражданских и политических правах.

В состав Комитета входят 18 членов – экспертов, каждый из которых является гражданином одной определенной страны из числа стран-участниц Пакта и избирается на 4-летний срок. Одно государство-участник Пакта вправе выдвинуть одну кандидатуру эксперта в Комитет. Выборы и, соответственно, обновление половины состава Комитета происходят каждые 2 года в ходе ежегодной сессии Генассамблеи ООН путем проведения тайного голосования. Ключевой принцип формирования (выборов) Комитета – справедливое распределение членов по географическому признаку и представленность всех основных правовых систем мира.

Допускается переизбрание кандидата на второй срок. Если член Комитета подает в отставку или умирает, формально должны проводиться дополнительные выборы. Однако сложилась практика замещения выбывшего члена Комитета другим от того же самого государства. Большинство экспертов – в прошлом юристы, имеющие опыт работы в судах или занимавшиеся научной деятельностью.

Члены-комитета, как граждане и представители определенной страны, имеют возможность в пределах полномочий контактировать и взаимодействовать с органами власти своего государства. Однако в процессе осуществления своих обязанностей должны действовать объективно и беспристрастно. Если подается жалоба в отношении определенного государства или представляется доклад определенного государства, его представитель из числа членов Комитета не может участвовать в рассмотрении такого обращения. При наличии сомнений в своей объективности и беспристрастности любой член Комитета вправе заявить самоотвод независимо от характера жалобы и доклада.

В структуру Комитета, помимо непосредственного его членов, входят:

  1. Председатель – глава Комитета.
  2. Три заместителя председателя.
  3. Докладчик – ответственный за подготовку ежегодного доклада на Генассамблее ООН.
  4. Три специальных докладчика, которым Комитет поручает выполнение определенных задач.

Эти лица избираются членами Комитета на 2 года.

Органом постоянной организационно-административной работы является Секретариат Комитета. Его сотрудники предоставляются в распоряжение Комитета Генеральным секретарем ООН. Офис Секретариата находится в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, Швейцария.

Основной режим деятельности Комитета – предварительное недельное заседание рабочей группы и проведение трехнедельной сессии. Пленарные сессии (заседания) проводятся согласно графику (календарю) ежегодной работы, обычно трижды в год (март-апрель, июнь-июль и октябрь-ноябрь). Как правило, Комитет заседает в Женеве или Нью-Йорке – в Швейцарском Отделении ООН или Центральном аппарате ООН соответственно. Но возможно проведение выездных сессий – по приглашению какого-либо государства и на его территории. Календарь сессий публикуется Комитетом по правам человека ООНна сайтеУправления Верховного комиссара ООН.

  • заслушиваются отчетные доклады 5-7 стран-участниц Пакта;
  • рассматриваются доклады по странам и разные целевые группы вопросов, подготовленные (отобранные) рабочей группой;
  • разрешаются по существу индивидуальные жалобы на нарушения Пакта.

Компетенция Комитета по правам человека

Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.

Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.

Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.

Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.

На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.

К тому же, Комитет может оказаться единственной инстанцией, куда можно пожаловаться. Например, если жалобу в ЕСПЧ не приняли или истек срок обращения. Поэтому возможность обращения в Комитет по правам человека никогда не нужно сбрасывать со счетов.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Комиссия по правам человека — комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, 15 марта 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН [1] . Комиссию составляли не эксперты, а представители государств, избираемых ЭКОСОС. Работе Комиссии по правам человека содействовало Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Содержание

История

В истории существования Комиссии можно выделить два периода. С 1947 года по 1967 год орган придерживался политики абсентеизма, которая подразумевала, что Комиссия по правам человека сосредоточиться на поддержке прав человека и помощи государствам в разработке соглашений, но не будет расследовать случаи нарушения прав и выказывать свое порицание в отношении нарушителей. Для данного периода было характерно строгое соблюдение принципа суверенитета.

В 1967 году Комиссия по правам человека избрала политику вмешательства в дела суверенных государств. Данное десятилетие ознаменовалось деколонизацией Африки и Азии, и многие страны Европы настаивали на более активной политике ООН в сфере прав человека, особенно в свете массовых нарушений при апартеиде в Южной Африке. Новая политика подразумевала, что Комиссия также будет расследовать нарушения и обнародовать о них отчеты.

Для более эффективной реализации этой политики были введены прочие изменения. В 1970-х годах появилась идея создания рабочих групп отдельно для каждой географической зоны. Данные группы должны были сосредоточить усилия на расследовании фактов нарушения прав человека в данном регионе или даже в целой стране, как, например, в Чили. С наступлением 1980-х годов началось формирование специализированных групп, которые занимались конкретными типами правонарушений.

Тем не менее, никакие из указанных мер не помогли Комиссии по правам человека достичь желаемой эффективности, главным образом, из-за присутствия в составе органа нарушителей прав человека, а также по причине его политизации. В течение следующих лет, до момента упразднения, Комиссия по правам человека все больше теряла доверие среди борцов за права человека.

Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 года, а затем в том же году она была заменена Советом по правам человека ООН.

Обязанности

В обязанности Комиссии входила разработка предложений и рекомендаций, представление Экономическому и Социальному Совету докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.

Правительства и неправительственные организации представляли Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступали в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация была достаточно серьёзной, Комиссия могла принять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975—1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др. [2]

Структура

На момент ликвидации Комиссия состояла из представителей от 53 государств-членов ООН, избранных членами ЭКОСОС. Постоянных членов в составе Комиссии не было; каждый год (обычно в мае) приблизительно треть членов Комиссии собиралась для проведения выборов представителей на трехлетний срок. В целом представители назначались по регионам. В 2005 году регионы были представлены следующим образом:

Комиссия проводила заседания каждый год в ходе очередной сессии, которая длилась шесть недель с марта по апрель в Женеве, Швейцария. В январе 2004 года на 60-й сессии Австралия была избрана председательствующей страной. В январе 2005 года Индонезия была избрана председателем 61-й сессии. Перу было избрано председателем 62-й сессии в январе 2006 года. Последнее заседание Комиссии состоялось 27 марта 2006 года.

Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека

В 1999 году Экономический и Социальный Совет поменял название Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств на Подкомиссию по поддержанию и защите прав человека.

Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека была главным органом в составе Комиссии по правам человека. В ее состав входили 26 экспертов, чьей обязанностью было изучение — особенно с позиций Всеобщей декларации прав человека — и разработка рекомендаций Комиссии относительно предотвращения дискриминации любого вида, относящейся к правам человека и основным свободам, а также в отношении защиты расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств. Члены комиссии избирались по принципу равноправного географического представительства.

Подкомиссия организовала семь рабочих групп по изучению отдельных проблем:

  • Меньшинства
  • Транснациональные корпорации
  • Отправление правосудия
  • Борьба с терроризмом
  • Современные формы рабства
  • Проблемы коренного населения
  • Коммуникация (процессы передачи информации)
  • Общественные дискуссии

Совет по правам человека, заменив Комиссию по правам человека в 2006, принял на себя все обязанности Подкомиссии.

Специальные процедуры

Комиссия по правам человека учредила 30 специальных процедур, или механизмов, для разрешения ситуаций, сложившихся в конкретной стране, а также для решения конкретных вопросов, таких, как свобода слова и убеждений, пытки, права на пищу и образование.

Председатель Комиссии назначал экспертов в определенных областях сферы прав человека на должность специальных докладчиков на срок не более шести лет. Их работа не оплачивается, это независимые эксперты, которые получают в свое распоряжение сотрудников и материально-техническую базу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. В их задачи входит изучение, проверка, рекомендации и публичный отчет о правах человека в конкретных странах и регионах. Они могут сообщать властям об обнародованных нарушениях, а также по приглашению посещать страны с целью получения фактического материала о ситуации в сфере прав человека.

Специальные процедуры подразделяются на две категории [3] :

  • Тематические мандаты
  • Мандаты по странам

Для осуществления специальных процедур также существуют рабочие группы, состоящие из пяти экспертов, которые проверяют и изучают конкретные проблемы в сфере прав человека. Комиссией были сформированы три группы:

  • Рабочая группа по произвольным задержаниям
  • Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
  • Рабочая группа по использованию наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению права народов на самоопределение

В настоящее время специальные процедуры находятся под контролем Совета по правам человека ООН.

Критика

Комиссию не раз критиковали за то, какие государства входили в ее состав. В частности, несколько государств-членов Комиссии сами совершали нарушения в сфере прав человека, в том числе государства, чьи представители избирались в качестве председателей. [4] Также Комиссию критиковали за то, что она не проводила конструктивные обсуждения проблем в сфере прав человека, а лишь организовывала собрания, на которых занимались лишь перекладыванием вины на других участников и избирательной критикой, имеющей под собой политические мотивы. Стремление государств, которые сами нарушали права человека, быть избранными в Комиссию по правам человека, главным образом, объяснялось их желанием оградить себя от порицания за подобное поведение. [5]

Израиль

Комиссия часто критиковалась из-за предвзятого отношения к Израилю. В 2001 году Энн Баефски (англ.) русск. , профессор международного права в Йоркском университете Торонто, специализирующаяся в области прав человека, писала, что "члены Комиссии стараются избежать прямой критики в адрес государств, имеющих проблемы с соблюдением прав человека, часто акцентируя внимание на Израиле, стране, на которую, согласно анализу суммарных нарушений, в течение 30 лет Комиссия потратила 15 процентов своего времени, и в отношении которой составлена 1/3 всех резолюций, принятых применительно к конкретным странам. [8]

Любая страна, потворствующая или проявляющая безразличие к убийству израильских граждан на рынках, в автобусах и кафе, потеряла какое-либо моральное право критиковать нарушения прав человека в Израиле.

Мари Жерве-Видрикер, посол Канады заявила, что: [12]

Отсутствие в резолюции осуждения все актов терроризма, особенно в контексте последних терактов-самоубийств против израильских граждан, […] принципиально неприемлемо. […] Не может быть никакого оправдания терактам.

В этом же 2002 году данная резолюция была использована представителем Палестинской национальной администрации в ООН для оправдания теракта в Хевроне 15 ноября 2002 года [13] , в котором было убиты 12 и ранены — 15 израильтян, возвращавшихся с молитвы из Пещеры Праотцев.

Дебаты на 60-й сессии Комиссии

Права человека и психическое здоровье

Рекомендации, ставшие результатом работы комиссии, подверглись критике за неспособность защитить права пациентов, находящихся на принудительном лечении.

Читайте также: