Классные чины государственной гражданской службы доклад

Обновлено: 02.07.2024

Нормативно-правовая основа определения наименований классных чинов, процедуры их присвоения, а также условий сохранения. Обязательность и последовательность присвоения в зависимости от сроков, установленных для прохождения в соответствующем чине.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.10.2013
Размер файла 27,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Классные чины государственных служащих

1. Нормативно-правовая основа определения наименований классных чинов, процедуры их присвоения, а также условий сохранения классных чинов

Единый подход к определению наименований классных чинов, присваиваемых федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации.

Являясь целостным механизмом, базирующимся на принципе общности правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, гражданская служба немыслима без системного регулирования и согласования статусов ее должностей, классных чинов, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов гражданской службы.

Хотелось бы также отметить, что Закон №79-ФЗ не закрепляет возможности установления и каких-либо альтернативных наименований классным чинам. Несмотря на это, отдельными Указами Президента РФ предусмотрено присвоение дипломатических рангов и классных чинов юстиции лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, а также установлены самостоятельные оклады за дипломатический ранг и, соответственно, классный чин юстиции;

единые требования, устанавливаемые к процедуре присвоения классных чинов.

Исключение из общего правила присвоения классных чинов, как полагаем, могут составлять только случаи поощрения гражданских служащих за особые отличия в гражданской службе. Считаем, что именно эта позиция реализована в содержании п. 21 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113; далее - Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов).

Изучение законодательной практики субъектов Российской Федерации в части рассматриваемого элемента системы присвоения классных чинов позволяет отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации классные чины государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации присваиваются без сдачи квалификационного экзамена:

- в случае заключения с государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации срочного служебного контракта в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона №79-ФЗ;

общие условия сохранения классных чинов.

Таким образом, предусмотренный Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов перечень условий сохранения классных чинов, на наш взгляд, должен быть расширен. Однако при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, рассматриваемый вопрос может иметь и альтернативный вариант решения (он будет представлен при рассмотрении третьего из элементов системы присвоения и сохранения классных чинов).

2. Открытость процедуры присвоения классных чинов

Реализация данного элемента системы присвоения классных чинов обеспечивается не только посредством строгой регламентации и соблюдения нормативно установленной государством административной процедуры сдачи квалификационного экзамена, но и через участие представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой (далее - независимые эксперты), в конкурсных или аттестационных комиссиях (ч. 4 ст. 49 Закона №79-ФЗ). Установив необходимость включения в конкурсные и аттестационные комиссии представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, законодатель, как полагаем, не определил в полном объеме правовой статус независимых экспертов. Неразрешенными являются вопросы, например, о необходимости наличия правоустанавливающего документа (лицензии) на осуществление экспертной деятельности в данной сфере отношений со стороны вышеуказанных лиц; о возможности подготовки ими экспертных заключений по результатам проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена.

3. Обязательность и последовательность присвоения классных чинов в зависимости от сроков, установленных для прохождения в соответствующем классном чине

В соответствии с п. 7 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов первый классный чин присваивается федеральному государственному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после назначения федерального государственного гражданского служащего на должность гражданской службы.

Рассмотрение законодательной практики субъектов Российской Федерации в части регламентации порядка присвоения и сохранения классных чинов государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации позволяет отметить, что она фактически не отличается от порядка, определенного Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов.

Установив таким образом срок прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы, законодатель, как полагаем, не до конца учел, что классный чин является неотъемлемой частью должности гражданской службы, на которую назначается гражданин Российской Федерации, а также то, что профессиональный уровень этого гражданина (фактически аналогично сдаче квалификационного экзамена) оценивается при его поступлении на гражданскую службу в рамках конкурсной процедуры на замещение вакантной должности гражданской службы (абзац второй п. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 №112)). Совпадение предметов оценки при реализации различных процедур (конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы и сдачи квалификационного экзамена) порождает вопрос нормативной необходимости установления срока прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы для присвоения первого классного чина. Полагаем, что сроки прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы могут быть установлены только с учетом сроков прохождения в соответствующем классном чине, обеспечивая тем самым должностное продвижение (из одной группы в другую) гражданского служащего, а не для присвоения первого классного чина. Учитывая вышеизложенное, считаем, что первый классный чин должен присваиваться одновременно с назначением гражданина Российской Федерации (гражданского служащего) на должность гражданской службы.

Полагаем необходимым в нормативно-правовом порядке закрепить:

2) ответственность представителя нанимателя за необоснованную задержку в направлении представления либо в присвоении первого или очередного классного чина гражданскому служащему;

3) механизм компенсации гражданскому служащему денежных средств, не полученных в результате задержки присвоения соответствующего классного чина.

Данный элемент системы присвоения классных чинов призван следить за соответствием классного чина замещаемой должности гражданской службы и сохранять гражданскую службу как целостную иерархическую структуру.

Предусмотренные ст. 11 Закона №79-ФЗ система классных чинов, порядок их присвоения и сохранения, по нашему мнению, не позволяют определить должностное положение гражданского служащего в иерархии должностей гражданской службы.

Классификация должностей государственной службы предусмотрена Законом №79-ФЗ как категории должностей гражданской службы, к которым относятся: а) руководители (п.п. 1 п. 2 ст. 9); б) помощники (советники) (п.п. 2 п. 2 ст. 9); в) специалисты (п.п. 3 п. 2 ст. 9); г) обеспечивающие специалисты (п.п. 4 п. 2 ст. 9); так и группы должностей гражданской службы, включая: а) высшие должности гражданской службы; б) главные должности гражданской службы; в) ведущие должности гражданской службы; г) старшие должности гражданской службы; д) младшие должности гражданской службы (п. 3 ст. 9).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона №79-ФЗ классные чины присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Это условие фактически позволяет присваивать одноименные классные чины гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, относящиеся к одной группе, без учета соответствующей категории должностей гражданской службы.

Таким образом, установление одноименных классных чинов в рамках группы должностей без их соотношения с соответствующими должностями гражданской службы, по нашему мнению, снижает значимость данной административно-правовой категории.

Законодательная практика отдельных субъектов Российской Федерации позволяет отметить наличие существующей необходимости изменения ряда положений ст. 11 Закона №79-ФЗ, направленных на присвоение классных чинов гражданским служащим в соответствии с замещаемыми ими должностями гражданской службы. Первые шаги в этом направлении предприняты Минздравсоцразвития России, которым подготовлены и направлены в федеральные органы исполнительной власти примерные таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти.

Совокупность представленных элементов системы присвоения и сохранения классных чинов, их законодательное закрепление и практическая реализация позволит определить классный чин как неотъемлемую часть должностного (статутного) положения гражданского служащего.

Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность - это первичная социально-организационная структурная единица государственного органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица, комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной подготовке.

П. 4 ст. 9 Закона №79-ФЗ установлены принципиальные подходы, имеющие определяющее значение для присвоения классных чинов гражданской службы, а именно:

Исходя из понятия классного чина как показателя уровня квалификации и профессиональной подготовленности того или иного гражданского служащего следует предположить следующее. Целесообразнее будет предъявление различных по сложности критериев к оценке уровня квалификации гражданского служащего в зависимости от классного чина, на присвоение которого претендует гражданский служащий. К примеру, тестовое задание, предлагаемое гражданскому служащему, претендующему на классный чин, предусмотренный для ведущей группы должностей, должно быть на порядок сложнее, чем для гражданского служащего, претендующего на присвоение классного чина, предусмотренного для более низкой группы должностей.

Таким образом, продвижение по службе будет определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы.

Вместе с тем, в настоящее время, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки.

Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих справедливое и заслуженное присвоение классных чинов согласно с результатами труда, обучения и использования полученных знаний государственным служащим.

1. Конституция РФ

14. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.07.2010 №11ПВ10 Об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.07.2009 и оставлении в силе решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30.04.2009, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 21.01.2009 №22-РП и приложения №1 к данному распоряжению в части указания персональных данных экспертов.

19. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало 2005. С. 386.

20. Башуров В.Б. Основные элементы системы присвоения, сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации // Современное право. 2011. №9. С. 32 - 37.

21. Старцева Е.Н. Актуальные вопросы присвоения классных чинов юстиции // Военно-юридический журнал. 2011. №7. С. 6 - 10.

классный чин присвоение срок

Подобные документы

Система, реестр и законодательное регулирование госслужбы. Структуры классных чинов на примере Министерства имущественных и земельных отношений. Порядок их присвоения. Основные права и обязанности гражданских служащих. Требования к служебному поведению.

курсовая работа [41,5 K], добавлен 23.02.2016

Исследование система должностей и классных чинов государственной гражданской службы в Российской Федерации. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих. Характеристика основных проблем при проведении аттестации государственных служащих.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 28.02.2016

Государственная служба в Российской Федерации. Система должностей и классных чинов государственной службы. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих. Реформирование государственной службы. Порядок урегулирования конфликта интересов.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 14.03.2009

Должности и квалификационные разряды муниципальной службы. Присвоение квалификационных разрядов муниципальным служащим. Аттестация как основная технология их присвоения. Направления совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих.

дипломная работа [54,2 K], добавлен 29.12.2016

Уголовно-правовой анализ содержания понятий присвоения и растраты. Анализ квалифицирующих признаков преступления. Отграничение неоднократного присвоения (растраты) от продолжаемого. Причинение гражданину ущерба в крупном и особо крупном размере.

курсовая работа [78,8 K], добавлен 29.04.2012

Выявление этапов исторического развития и становления государственной службы в России. Раскрытие порядка поступления и прохождения, а также увольнения с государственной гражданской службы. Аттестация служащих, особенности присвоения классного чина.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 06.12.2015

Понятие, сущность и принципы государственной должности Российской Федерации. Должностная структура федеральной службы. Реестр государственной службы. Порядок присвоения классных чинов служащим. История возникновения муниципальной должности в России.

Должности гражданской службы.

Как явствует из определения государственной гражданской службы Российской Федерации, для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин Российской Федерации должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы устанавливаются указом Президента, а государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана со спецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего. Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Существует 5 групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Соотношение групп и должностей можно представить в следующем виде:

· руководители: высшая группа, главная группа, ведущая группа;

· помощники (советники): высшая группа, главная группа, ведущая группа;

· специалисты: высшая группа, главная группа, ведущая группа, старшая группа;

· обеспечивающие специалисты: главная группа, ведущая группа, старшая группа, младшая группа.

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент)

Классные чины гражданской службы.

В соответствии с должностью государственной гражданской службы государственным гражданским служащим присваивается классный чин. Классный чин (в отличие от категории или группы должностей) характеризует самого служащего, а не должность, которую тот занимает.

Классный чин гражданского служащего - это персонально присваиваемый по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам.

Для отдельных видов гражданской службы предусмотрены другие специальные звания, например для дипломатической службы предусмотрены дипломатические ранги. Что касается присвоения квалификационного разряда, то если в ранее действовавшем законодательстве о государственной службе разряд мог быть присвоен по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации, то в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ классный чин присваивается только по результатам квалификационного экзамена. Присваиваемый на основе квалификационного экзамена классный чин выполняет функцию морального и материального стимула, повышения авторитета государственного гражданского служащего и престижа государственной гражданской службы как вида деятельности.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в группах. Всего Законом от 27.07.04 № 79-ФЗ установлено пять групп классных чинов:

- секретарь - младшая группа;

- референт - старшая группа;

- советник - ведущая группа;

- государственный советник - главная группа;

- действительный государственный советник - высшая группа.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы.

- последовательное присвоение классного чина гражданской службы по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине после его присвоения впервые;

- присвоение классного чина государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ);

- досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина государственной гражданской службы либо присвоение классного чина на одну ступень выше классного чина, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон от 27.07.04 № 79-ФЗ);

- сохранение присвоенного классного чина государственной гражданской службы при освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы или увольнении с государственной гражданской службы.

Лишение присвоенного классного чина государственной гражданской службы возможно по решению суда.

Статьей 11 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень оснований для присвоения классного чина. Такими основаниями являются результаты квалификационного экзамена и присвоение классного чина в порядке поощрения.

В числе условий присвоения очередного классного чина устанавливается принцип последовательности присвоения чинов и определенного срока пребывания в классном чине. С выполнением этих требований закладывается механизм реализации важнейшего принципа прохождения гражданской службы - "чин в чин". Реализация принципа последовательности присвоения классных чинов служит условием участия в конкурсе на должности вышестоящей группы только при наличии 1-го класса классного чина предшествующей группы должностей. Этот принцип также обеспечивает формирование внутренних механизмов стимулирования повышения профессионализма государственных гражданских служащих, их саморазвития и самообразования.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (далее - Положение), утв. Указом Президента РФ от 01.02.05 № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" (далее - Указ от 01.02.05 № 113).

В соответствии с п. 7 указанного Положения первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем тот, который присваивается федеральному гражданскому служащему.

Положением установлены сроки для прохождения гражданской службы (не менее года, не менее двух лет) и присвоения очередного классногочина, а также случаи, когда сроки не устанавливаются. Также определен порядок присвоения (в случае успешного завершения испытания, после сдачи квалификационного экзамена) классного чина.

Решения о присвоении классных чинов принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, руководителями федеральных государственных органов, представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя.

Высший классный чин гражданской службы "Действительный государственный советник Российской Федерации" присваивается Президентом РФ. В соответствии с п. "б" ст. 89 Конституции РФ в правомочия Президента РФ включено присвоение высших воинских званий (маршал, генерал армии) и высших специальных званий (генерал-полковник внутренней службы, милиции, юстиции). Между тем о высших классных чинах гражданских служащих (действительный государственный советник) в Конституции РФ упоминаний нет, и в этой части, очевидно, необходимо внесение поправки в ст. 89 в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ.

В Положении приводятся случаи, когда классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен до истечения установленного срока и по истечении установленного срока - в качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе.

Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в т. ч. в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Ранее присвоенные федеральным государственным служащим квалификационные разряды по соответствующим классам считаются классными чинами гражданской службы по классам, предусмотренным Законом от 27.07.04 № 79-ФЗ.

Гражданин РФ может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим субъекта РФ, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ Указом от 01.02.05 № 113 не регулируется. На основании ч. 11 ст. 11 комментируемого Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

В русском государстве в XVI - XVII веках существовала практика ведения "чинов" - разрядных книг, в которые ежегодно заносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности и о царских поручениях отдельным должностным лицам.

Первая разрядная книга была составлена в 1556 г. при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 г. (начиная с княжения Ивана III). Книга велась в Разрядном приказе. В приказе Большого дворца параллельно велась книга "дворцовых разрядов", в которую заносились "повседневные записи" о назначениях и поручениях в придворных службах служилых людей.

Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную Табелью о рангах 1722 г. В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе.

В русском языке термин "чин" означает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс.

Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин "ранг" сохранился в Военно-морском флоте России (капитан 1-го, 2-го, 3-го ранга), в иерархии дипломатов и служащих ряда других ведомств.

Таким образом, введение классных чинов является своеобразным возвратом к российским традициям.

Список литературы.

2. Табель о рангах РФ.

Госслужба придает огромное значение чинам и званиям. Ведь именно связанный с ними статус и материальные блага являются тем стержнем, на который в значительной мере опирается карьера госслужащего. В данной статье рассмотрим этот ключевой элемент госслужбы и подробно охарактеризуем основные элементы системы классных чинов.

Общие сведения

Вопросы госслужбы регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Это звание, присваиваемое госслужащим.
  2. Оно характеризует наличие у госслужащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения ГГС.
  3. Присваивается в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его присвоения.
  4. Указывает на определенное положение госслужащего в служебно-чиновной иерархии.
  5. Характеризует наличие у госслужащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, находящееся ниже в иерархии.
  6. Присваивается лицу, замещающему должность соответствующей группы. Современное законодательство устанавливает подчиненное положение классного чина по отношению к замещаемой должности. Таким образом, именно замещаемая должность определяет тот чин, который может быть присвоен госслужащему.
  7. Присваивается на основе государственного квалификационного экзамена.
  8. Присвоение производится руководителем соответствующего госоргана.
  9. Зависит от выслуги лет в предыдущем статусе.

Таким образом, можно заключить, что классный чин госслужащего — это персонально присваиваемое на основании результатов специального экзамена звание, соответствующее служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.

Одним из определяющих для всей системы госслужбы принципов является то, что каждый чиновник пребывает в том или ином звании в течение определенного, законодательно установленного, периода времени, после чего он должен пройти процедуру квалификационного экзамена и продвинуться выше по иерархии.

Данное правило имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей и мотивы долгосрочного построения служебной карьеры. Сроки нахождения в том или ином чине устанавливаются федеральным и региональным законодательством, и необоснованные задержки в продвижении могут привести к ответственности соответствующего должностного лица.

Процедура получения

Подробно этот вопрос освещен в Положении, которое было принято Указом Президента №113. Так, согласно действующему законодательству, звания могут быть первичными и очередными.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, который заступает на работу впервые. Этому должно предшествовать успешное прохождение испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после его назначения на должность.

Очередной назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем чине (они перечислены в пунктах 9–11 Положения). Так, для прохождения госслужбы устанавливаются следующие сроки:

  1. Для секретарей и референтов 3 и 2 уровня — не менее года;
  2. Для советников и госсоветников 3 и 2 уровня — не менее двух лет.
  3. Для действительного госсоветника 3 и 2 уровня — не менее года.
  4. Для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 уровня — сроки не устанавливаются.

Также в этом документе представлена таблица чинов, с учетом их иерархии, и определены принципы их назначения.

Секретарь государственной гражданской службы 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы 1 класса

Референт государственной гражданской службы 3 класса

Референт государственной гражданской службы 2 класса

Референт государственной гражданской службы 1 класса

Советник государственной гражданской службы 3 класса

Советник государственной гражданской службы 2 класса

Советник государственной гражданской службы 1 класса

Госсоветник 3 класса

Госсоветник 2 класса

Госсоветник 1 класса

Действительный госсоветник 3 класса

Действительный госсоветник 2 класса

Действительный госсоветник 1 класса

Оклад и надбавка

Порядок оплаты за выполнение обязанностей чиновника производится в соответствии со статьей 50 Закона №79-ФЗ, в которой предусмотрены следующие составляющие денежного довольствия:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты.

К дополнительным ежемесячным выплатам относятся надбавки:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия работы;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  • выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, которые выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Все выплаты, причитающиеся чиновнику за классный чин, утверждаются Президентом РФ. Если же сотрудник занимает госдолжность в субъекте РФ, то его денежное содержание определяется областными нормативно-правовыми актами. Таким образом, за классный чин предусмотрена не доплата, а конкретный оклад.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского… Читать ещё >

Понятие и виды классных чинов государственных гражданских служащих ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Законодательством установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей гражданской службы:

  • — секретарь государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — присваивается гражданским служащим, замещающим должности младшей группы;
  • — референт государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — присваивается гражданским служащим, замещающим должности старшей группы;
  • — советник государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — присваивается гражданским служащим, замещающим должности ведущей группы;
  • — государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — присваивается гражданским служащим, замещающим должности главной группы;
  • — действительный государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса — присваивается гражданским служащим, замещающим должности высшей группы.

Классные чины присваиваются в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается по истечении испытательного срока, а если испытание не было установлено, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность.

При назначении гражданского служащего на вышестоящую должность ему может быть присвоен классный чин (первый для этой группы должностей) без учета срока службы в предыдущем классном чине.

Новым законодательством о государственной службе РФ устанавливается соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

  • — последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • — присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью;
  • — досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина либо на одну ступень выше классного чина, предусмотренного для замещаемой должности;
  • — сохранение присвоенного классного чина при освобождении от замещаемой должности или увольнении с государственной службы.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы. При поступлении на гражданскую службу присвоение классного чина осуществляется в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей. При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

Присвоенный гражданскому служащему классный чин сохраняется за ним при освобождении от должности и увольнении с гражданской службы (в том числе на пенсию), а также при поступлении на службу вновь. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом (при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления).

Таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции [1]

Классный чин федеральной государственной гражданской службы.

Классный чин юстиции.

Действительный государственный советник РФ 1-го класса.

Генерал армии, адмирал флота, генералполковник, адмирал.

Генерал полиции РФ, действительный государственный советник таможенной службы РФ, генерал полиции, генерал-полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Действительный государственный советник юстиции РФ, действительный государственный советник юстиции РФ 1-го класса.

Действительный государственный советник РФ 2-х'о класса.

Генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Действительный государственный советник юстиции РФ 2-го класса.

Действительный государственный советник РФ 3-го класса.

Генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Действительный государственный советник юстиции РФ 3-го класса.

Государственный советник РФ 1-го класса.

Полковник, капитан 1-го ранга.

Полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Государственный советник юстиции РФ 1-го класса.

Государственный советник РФ 2-го класса.

Подполковник, капитан 2-го ранга.

Подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Государственный советник юстиции РФ 2-го класса.

Государственный советник РФ 3-го класса.

Майор, капитан 3-го ранга.

Майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Государственный советник юстиции РФ 3-го класса.

Советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса.

Капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Советник юстиции 1-го класса.

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Советник юстиции 2-го класса.

Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Советник юстиции 3-го класса.

Референт государственной гражданской службы РФ 1-го класса.

Младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Юрист 1-го класса.

Референт государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Старший прапорщик, старший мичман.

Старший прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Юрист 2-го класса.

Референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы.

Юрист 3-го класса.

Секретарь государственной гражданской службы РФ 1 -го класса.

Старшина, главный корабельный старшина, старший сержант, главный старшина.

Старшина, старший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции.

Классный чин государственного гражданского служащего — это определенная степень подготовки должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Статус присваивают по мере продолжительности работы в госорганах и повышения уровня квалификации.

Что такое классный чин

Сегодня в нашей стране классный чин — это установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы четко определяли — правоохранительная, но в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно закону № 79-ФЗ, существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный госсоветник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий — это низший гражданский чин, а самый почетный — первый класс.

Порядок присвоения

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Статус служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 закона № 79-ФЗ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

Подробно излагается порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы впервые и в последующем в положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном указом президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации разрешено устанавливать собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз статус присваивается федеральному служащему, занимающему соответствующую должность, после прохождения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не устанавливалось, то впервые его присвоят не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присваивают третий класс. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, станет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий отрабатывает в нижестоящем статусе. Но чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки пребывания в соответствующих чинах.

Сроки пребывания в классном чине

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл., а первый классный чин присваивается гражданскому служащему только после того, как он отработает госсоветником 3 и 2 классов.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не присвоят служащим, если:

  • в их отношении ведется служебная проверка;
  • на них заведены уголовные дела;
  • к ним применялись дисциплинарные взыскания.

Надбавки после присвоения нового классного чина

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Его размер на федеральном уровне установлен указом президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих и регулярно пересматривается.

Ниже представлена таблица классных чинов государственной гражданской службы и размеры прибавок федеральным служащим к должностным окладам за статус на март 2021 года.

Читайте также: